Ощущения виды в психологии: Виды ощущений — Психологос

Содержание

§10. Виды ощущений. Психология. Учебник для средней школы.

§10. Виды ощущений

Все ощущения можно разделить на две группы:

1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.

2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей (например, мышц) или на поверхности внутренних органов (например, в стенках желудка, дыхательных путей).

К первой группе относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

1. Зрительные ощущения.

Раздражителем для органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны, имеющие длину от 390 до 800 миллимикронов (миллимикрон — миллионная часть миллиметра).

Всё, что мы видим, имеет какой-либо цвет. Бесцветным может быть только предмет совершенно прозрачный и, значит, невидимый. Поэтому мы можем сказать, что зрительные ощущения — это ощущения цветов.

Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый, чёрный и все серые, к хроматическим — все остальные, т. е. красные, жёлтые, зелёные, синие со всевозможными оттенками.

2. Слуховые ощущения.

Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны, т. е. продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.

В звуковых волнах различают: частоту колебаний, амплитуду, или размах, колебаний и форму колебаний. Соответственно этому слуховые ощущения имеют следующие три стороны: высоту звука, которая является отражением частоты колебаний, громкость — отражение амплитуды колебаний, и тембр — отражение формы колебаний. Наш орган слуха чувствителен к колебаниям в пределах от 16 колебаний в секунду до 20 000 колебаний в секунду. Колебания с частотой больше 20 000 колебаний в секунду, недоступные для нашего слуха, называются ультразвуком.

Звуки по характеру вызываемых ими ощущений разделяются на музыкальные звуки (звуки пения, музыкальных инструментов, камертонов) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки, треск, грохот и т. п.). Речь состоит как из музыкальных звуков (главным образом в гласных), так и из шумов (главным образом в согласных).

3. Обонятельные ощущения.

Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Раздражителем для органа обоняния служат частицы пахучих веществ, проникающие в нос вместе с воздухом.

4. Вкусовые ощущения.

Раздражителями для органа вкуса — вкусовых почек — служат растворённые (в воде или слюне) вкусовые вещества.

Вкусовые ощущения имеют четыре различных качества: сладкое, кислое, солёное и горькое. Разнообразие вкусов различных кушаний в значительной мере зависит от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных, Если совершенно исключить обоняние, вкус чая, кофе и хинина в соответствующих растворах становится одинаковым.

5. Кожные ощущения.

Кожа, а также слизистая оболочка рта и носа могут давать ощущения четырёх видов: а) ощущения прикосновения, или тактильные ощущения, б) ощущения холода, в) ощущения тепла и г) ощущения боли. Одни точки кожи дают только тактильные ощущения (точки прикосновения), другие — только ощущения холода (точки холода), третьи — только ощущения тепла (точки тепла), четвёртые — только ощущения боли (точки боли). Легко простым опытом убедиться в существовании точек холода. Для этого нужно кончиком карандаша, слегка прикасаясь к коже, медленно провести по закрытым векам; время от времени будет получаться мгновенное ощущение холода.

Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих четырёх видов ощущений различна. Чувствительность к прикосновению больше всего на кончике языка и на кончиках пальцев, т. е. на самых подвижных органах; спина же например, очень мало чувствительна к прикосновению. Совсем иначе распределяется болевая чувствительность: наиболее чувствительна к боли кожа спины, щёк, а наименее чувствительна кожа на кончиках пальцев и на ладони. Таким образом, те участки кожи, которыми мы больше всего пользуемся для ощупывания, наименее болезненны; они сильнее всего «закалены» против боли. Что касается ощущений тепла и холода, то наиболее чувствительны к ним те части кожи, которые обычно прикрыты одеждой: кожа поясницы, живота, груди.

Ко второй группе относятся двигательные ощущения, ощущения равновесия и органические ощущения.

1. Двигательные ощущения.

Рецепторы их находятся в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях. Двигательные ощущения доставляют сигналы о степени сокращения мышц и о положении наших членов, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом или луче-запястном суставе.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, получающихся при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука со всеми её кожными, мышечными и суставными рецепторами. Рука как орган осязания впервые появляется у обезьян, но полного развития достигает лишь у человека, став у него орудием труда.

Кожные ощущения сами по себе сигнализируют только о факте прикосновения предмета к телу и о месте этого прикосновения. Когда муха садится нам на лоб, мы легко замечаем это, но так же легко можем быть введены в заблуждение и принять за муху прикосновение соломинкой, кисточкой, травинкой или бумажкой. Чтобы точнее определить свойства прикасающегося к коже предмета, его твёрдость, мягкость, шероховатость, гладкость, форму, очертания и т. д., нужно его ощупать. Например, ощущения твёрдости и мягкости зависят главным образом от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него; поэтому нельзя определить степень твёрдости или мягкости предметов без участия двигательных ощущений.

2. Ощущения равновесия.

Рецепторы их находятся во внутреннем ухе и дают сигналы о движении и положении головы. Эти ощущения играют чрезвычайно большую роль в лётном деле; поэтому при определении пригодности к работе лётчика всегда испытывается деятельность этих органов.

3. Органические ощущения.

Рецепторы их находятся в стенках большинства внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника, кровеносных сосудов, лёгких и т.

д. К числу органических относятся ощущения, которые мы имеем при голоде, жажде, насыщении, тошноте, внутренних болях и т. п. Пока мы вполне здоровы, сыты, вообще когда работа внутренних органов происходит нормально, мы не замечаем почти никаких органических ощущений; они главным образом дают сигналы о нарушениях в работе внутренних органов. Исследования павловской школы, прежде всего работы К. М. Быкова, показали, что импульсы, направленные в кору от внутренних органов, не осознаваясь отчётливо, лежат в основе общего «самочувствия» человека. Внутренние анализаторы контролируют, проверяют химический состав и давление крови, состояние органов и их работу; при этом они могут вступать во временную связь с анализаторами, приносящими сведения о внешних предметах.

Мир ощущений младенца

Мир ощущений младенца  Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, при­носящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль.

Вскоре мы

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

36. Закономерности ощущений

36. Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может

§10. Виды ощущений

§10. Виды ощущений Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и

§13. Взаимодействие ощущений

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Классификация ощущений

Классификация ощущений Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или

Классификация ощущений

Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного

Виды экстероцептивных ощущений

Виды экстероцептивных ощущений Как известно, к числу экстероцептивных ощущений относятся пять перечисленных выше «модальностей»: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Это перечисление правильно, но не исчерпывает всех видов чувствительности.Однако следует дополнить

Измерение ощущений

Измерение ощущений Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 61. Цель – развитие мозговых механизмов управления вкусовыми ощущениями, а) Войдите в СК и сосредоточьте внимание на кончике языка, прижатого к нёбу; признаки правильной концентрации – увеличение слюноотделения, слюна

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 62. Цель – развитие мозговых механизмов управления обонятельными ощущениями.1) Надо войти в СК и кончиками пальцев несильно выполнить нажатие на точки вокруг носа (см. рис. 1), под основанием носа, между и над бровями. Затем

Все виды ощущений в психологии, какие из видов ощущений относятся к интероцептивным

Абсолютно каждый человек испытывает те или иные ощущения и чувства. Обусловлено это особенностью строения организма человека, наличием в нем специальных рецепторов и клеток, отвечающих за передачу сигналов в мозг. Но не все люди обладают каждым из существующих видов ощущений. На то есть свои причины, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями. Давайте подробно разберем эту интересную тему.

  • Классификация ощущений в психологии
  • Проприоцептивные ощущения
    • Ощущения равновесия
    • Двигательные (кинестетические)
  • Интероцептивные ощущения
  • Экстероцептивные ощущения
    • Зрительные ощущения
    • Обонятельные ощущения
    • Слуховые ощущения
    • Осязательные ощущения
    • Вкусовые ощущения
  • Интермодальные ощущения

Классификация ощущений в психологии

Самой древней классификацией ощущений является ее разделение на 5 пунктов (согласно количеству органов чувств):

  • вкус,
  • обоняние,
  • осязание,
  • слух,
  • зрение.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон систематически их классифицировал. Первый уровень содержит 3 основных типа:

  • проприоцептивные,
  • интероцептивные,
  • экстероцептивные

Проприоцептивные отправляют сигналы о положении тела в пространстве общем и, в частности, опорно-двигательного аппарата. Интероцептивные отвечают за сигналы, передающиеся в мозг от внутренних органов, а экстероцептивные за получение внешних сигналов.

Проприоцептивные ощущения

Отвечают за передачу сигналов о положении тела в пространстве и включают следующие ощущения:

  • равновесия (статическое),
  • двигательное (кинестетическое).

Рецепторы этой группы чувствительности располагаются в мышцах и суставах (связках, сухожилиях). Их называют тельцами Паччини.

Ощущения равновесия

Характеризуют положение, которое занимает тело в пространстве. Их дает нам орган, располагающийся во внутреннем ухе. Периферические рецепторы располагаются в полукружных каналах внутреннего уха (вестибулярного аппарата), похожего на раковину улитки и называемой лабиринтом. Органы равновесия тесно взаимосвязаны с другими внутренними органами. Сильное их перевозбуждение приводит к тошноте, рвоте (так называемой морской или воздушной болезни). Благодаря регулярным тренировкам устойчивость органов равновесия сильно возрастает. Вестибулярный аппарат передает сигналы о движениях и положениях головы. При повреждениях лабиринта человек не может ни сидеть, ни стоять, ни тем более ходить.

Двигательные (кинестетические)

Это ощущения положения и движения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений находятся в сухожилиях и мышцах, в пальцах рук, губах и языке, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестетических ощущений — одна из важнейших задач обучения. Уроки физкультуры, труда, рисования, чтения, черчения необходимо спланировать учитывая возможности и перспективы развития двигательного анализатора. Развитие движений и овладение — ключ к учебной и трудовой деятельности. При изучении иностранного языка требуется выработка речедвигательных движений, нехарактерных русскому языку.

Интероцептивные ощущения

Оказывается, в психологии это самая древняя и наиболее элементарная группа. Внутренние рецепторы воспринимают информацию и передают сигналы о состоянии органов.

К интероцептивным ощущениям относятся органические. Это разные названия, имеющие один смысл.

Как уже говорилось, органические ощущения, а точнее, внутренние рецепторы сигнализируют о работе организма, внутренних органов — желудка, пищевода, кишечника и других, в их стенках и находятся специальные рецепторы. Если человек здоров и сыт, то никаких органических ощущений он не будет испытывать. Почувствует лишь тогда, когда произойдет нарушение какого-либо органа. К примеру, человек принял не очень свежую пищу, то соответственно, может нарушиться работа его желудка и тогда он непременно это почувствует, т. к. появится боль в животе.

Жажда, голод, боль, тошнота, ощущения в связи с работой сердца, органов дыхания и т. д. — все они являются органическими. Их наличие помогает вовремя узнать о болезни и дает возможность вовремя поправить здоровье.

Экстероцептивные ощущения

Отвечают за сигналы из внешнего мира. Они делятся на:

  • дистантные (зрение, обоняние и слух)
  • контактные (осязание и вкус),

Сначала разберем дистантные ощущения.

Зрительные ощущения

Этот тип охватывает ощущения цвета и света. Цвет имеет любой объект, который мы видим. Предметы может быть прозрачными и их человек не видит, такого рода предмет бесцветны. Различают ахроматические цвета (черный и белый), а также промежуточные между этими цветами оттенки серого) и хроматические (различные оттенки желтого, красного, синего, зеленого).

Световые лучи (электромагнитные волны) воздействуют на чувствительную часть глаза, в результате чего возникают зрительные ощущения. Сетчатка является светочувствительным органом глаза. В ней содержатся колбочки и палочки, которые названы так из-за их внешней формы. Их в сетчатке огромное количество — около 7 миллионов колбочек и 130 миллионов палочек.

Колбочки активны лишь при дневном свете (такой свет для палочек слишком ярок). Поэтому человек видит цвета, при этом возникает ощущение всех цветов спектра (хроматических цветов). В сумерках, при довольно слабом освещении колбочки, для которых света недостаточно, прекращают работу, а вместо них за работу берутся палочки, при этом человек различает в основном (все оттенки от белого до черного — ахроматические цвета).

Цвет по-разному воздействует на работоспособ¬ность и самочувствие человека, на эффективность учебы. Психология утверждает, что наиболее приемлемыми цветами для покраски стен в учебных заведениях являются желто-оранжевый и зеленый цвета. Первый цвет создает бодрое и приподнятое настроение, а второй создает ровное и спокойное настроение. Красные тона возбуждают, темно-синие угнетают, и те и другие утомляют глаза.

Нормальное цветоощущение может быть нарушено. Такое встречается у людей, страдающих из-за плохой наследственности, заболеваний и травмы глаз. Часто встречается дальтонизм (красно-зеленая слепота), названная в честь Д. Дальтона, английского ученого, впервые описавшего этот недуг. Люди, страдающие этим недугом, не различают зеленый и красный цвета и не понимают, отчего другие называют один цвет двумя словами. Дальтоники не могут быть летчиками, шоферами, модельерами, художниками-живописцами и модельерами т. п. Редко встречаются случаи, когда у здорового человека отсутствует чувствительность к хроматическим цветам. Человек видит хуже по мере уменьшения доли света.

Именно поэтому нежелательно читать в сумерках, при плохом освещении, дабы не глаза чрезмерно не напрягались. Это может нанести вред зрению, развиться близорукость, особенно у школьников и детей.

Обонятельные ощущения

Обонянием называют способность чувствовать запахи. Органы обоняния находятся в глубине носовой полости и представляют собой особые чувствительные клетки. Частички веществ попадают в нос при вдыхании воздуха — так возникают обонятельные ощущения. У здорового человека эти ощущения играют не самую значимую роль. Но люди, слепоглухие используют обоняние, как зрячие — зрение и слух: узнают при помощи запахов знакомые места, знакомых и родных людей.

Обоняние человека тесно взаимосвязано с вкусовой и помогает оценить качество еды. Обонятельные ощущения сигнализируют человеку о вредной и опасной для здоровья воздушной среде (запах гари, газа). Большим влиянием на эмоциональное настроение обладает благовоние. Потому и существует парфюмерная промышленность, ведь у людей есть эстетическая потребность в приятных запахах.

Слуховые ощущения

Появляются благодаря органу слуха. Слуховые ощущения подразделяют на 3 вида: музыкальные, речевые и шумы. В этих трех видах звуковым анализатором выделяется четыре параметра: сила звука (слабый-громкий), высота (низкий-высокий), длительность звучания, тембр (своеобразие инструмента или голоса). Также выделяют особенности темпа и ритма последовательно воспринимаемых звуков.

Фонематический слух отвечает синтез и анализ фонем, звуков частей речи. Это необходимая основа для понимания смысла услышанного. Формируется исходя из речевой среды, в которой растет ребенок. При овладении иностранным языком наблюдается выработка новой системы фонематического слуха. Последнее, к слову, сильно влияет на письменную речь, на ее грамотность, чаще всего в начальной школе. Подобно речевому слуху формируется и воспитывается музыкальный слух ребенка. В данном случае большую роль играет раннее приобщение ребенка к музыке.

Из-за воздействия шумов у человека может меняться эмоциональное состояние (шум идущего дождя, вой сильного ветра, шелест листьев). Могут служить сигналом надвигающейся опасности (громкий лай собаки, шипение змеи, грохот мчащего поезда) или сигналом радости, восхищения (гром салюта, аплодисменты, топот ног ребенка). В школе чаще всего шум отрицательно влияет: он вызывает утомление нервной системы человека.

Теперь рассмотрим контактные ощущения.

Осязательные ощущения

Является сочетанием двигательных и кожных ощущений при ощупывании предметов, при касаниях движущейся руки. Для маленького ребенка одним из важнейших способов получения информации об окружающих его предметах является осязание, ощупывание предметов.

Осязание для людей, лишенных зрения является одним из важнейших средств познания и ориентировки. При длительных упражнениях достигается большое совершенство. Эти могут шить, готовить пищу, вдевать нитку в иголку, конструировать что-то несложное, заниматься лепкой.

Вкусовые ощущения

Образуются с помощью рецепторов, расположенных на задней стенке глотки, миндалины, мягкого неба, надгортанника, но наибольшее их количество содержится на поверхности языка. Различают 4 вида основных вкуса: горькое, сладкое, соленое, кислое. Разнообразие вкусов образуется при сочетании: кисло-сладкого, горько-соленого и т. п. В пределах кислого, соленого, горького, сладкого возникает множество оттенков, придающих разнообразие.

Вкусовые ощущения человека зависят от того, не голоден ли человек, т. к. в состоянии голода даже невкусная пища становится вкусной. Они сильно зависят от обонятельных. Кончиком языка человек сильнее всего чувствует сладкое. К кислому чувствительны края языка, а к горькому его основание.

Интермодальные ощущения

В психологии этот вид отделили от других, т. к. он не может быть связан с какой-либо определённой модальностью. Сюда относят вибрационную чувствительность, в которой интегрируются слуховые и тактильно-моторные ощущения. Вибрационные ощущения характеризуют колебания упругой среды. Их человек испытывает, например, касаясь железнодорожного рельса, который вибрирует под воздействием приближающегося поезда.

Вибрационные ощущения, у человека, как правило, развиты очень слабо и потому не играют особой роли. Но при этом у многих глухих они частично могут заменять слух, достигнув таким образов очень высокого уровня развития. По мнению Л. Е. Комендантова тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия звука.

Ощущение и восприятие – Введение в психологию I

8. Ощущение и восприятие

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущение и восприятие
  • Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50 % случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет). 62).

Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил на свой мобильный телефон текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться как изменение освещенности резко различается между двумя контекстами. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах характеристик окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al. , 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении интенсивных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19). 94).

Посмотрите видео

Посмотрите это видео, в котором Beau Lotto использует оптические иллюзии, чтобы продемонстрировать, как эволюция окрашивает ваше восприятие того, что происходит на самом деле:

Источник

OpenStax, Психология. OpenStax CNX. Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/[email protected].

Краткая история чувств

Перейти к основному содержанию

Мы используем отслеживающие файлы cookie для анализа и отслеживания трафика веб-сайта, чтобы мы могли улучшить ваш опыт и адаптировать ваш контент.

Дополнительная информация

15 окт. 2020

Это горячо спорный вопрос, сколько у нас чувств на самом деле и как они называются? Мы погружаемся глубже в мир чувств.

Статья Клэр Фрэнсис

5, 9, 21, 53 … сколько у нас органов чувств?

Неудивительно, что в Сенсорном фонде часто говорят о наших чувствах. Подобно охотникам за крупной дичью, мы пытаемся выследить те хитрые чувства, которые ускользают из нашего поля зрения, как только мы пытаемся дать им определение. Мы не первые, кто столкнулся с этой проблемой, поэтому следует «Краткая история органов чувств», чтобы продемонстрировать, что вряд ли в ближайшее время будет достигнуто соглашение о том, сколько именно у нас есть чувств.

Аристотелю (384-322 до н.э.) приписывают первую нумерацию чувств в его работе De Anima. Даже если бы кто-то пронумеровал их до этого, несомненно, что Большая пятерка известна уже тысячи лет, известна всем нам и является тем, что большинство из нас имеет в виду, когда говорит о чувствах.

  • Зрение или зрение
  • Слух или слух
  • Обоняние или обоняние
  • Вкус или вкус
  • Осязание или тактильные ощущения

Однако неврологи насчитали, по крайней мере, девять органов чувств, и согласились с ними. Широко приемлемое для неврологов определение чувства — это группа сенсорных клеток, которая реагирует на определенное физическое явление и соответствует определенной области мозга, где сигналы принимаются и интерпретируются. Некоторые вещи, которые мы, неспециалисты, можем назвать «чувствами», такие как, например, чувство направления, определяются неврологами как постсенсорная когнитивная деятельность и не учитываются в этом определении.0005

Поскольку существует некоторое совпадение между различными чувствами, различные методы неврологической классификации могут дать до 21 чувства. И в это число не входят некоторые физиологические переживания, такие, например, как чувство голода или жажды. Общепризнанные чувства для нейробиологов в настоящее время включают:

  • Термоцепция — чувство тепла (существуют споры о том, что чувство холода может быть отдельным чувством)
  • Ноцицепция — восприятие боли
  • Равновесие — восприятие равновесия
  • Проприоцепция — восприятие телесного осознания (закройте глаза и коснитесь носа. Поняли с первого раза? Это проприоцепция в действии)

Не доволен вверх до 21? Эко-психолог Майкл Дж. Коэн считает, что количество органов чувств, находящихся в нашем распоряжении, равно 53. Его определение чувства выходит за рамки определения физиологического феномена/нервного датчика. Он разбивает чувства на четыре категории: 9.0005

  • Чувства излучения: чувство цвета, чувство настроения, связанное с цветом, чувство температуры.
  • Органы чувств: чувствительность к гравитации, давлению воздуха и ветра, движению.
  • Химические чувства: гормональные чувства, такие как феромоны, голод по еде, воде или воздуху.
  • Психические чувства: боль, внешняя и внутренняя, психическое или духовное расстройство, самоощущение, включая дружбу, товарищеские отношения и силу, психические способности.

Коэн считает, что все мы сенсорные существа и что наши человеческие чувства составляют большую часть того, кто мы есть. Наши чувства даны нам не для того, чтобы ими баловаться, быть игрушками или украшением, а механизмами, изначально разработанными для того, чтобы помогать нам выживать и процветать в мире природы. Поскольку жизнь в «развитом» мире сейчас настолько ограничена (американцы, например, тратят в среднем 95% своей жизни в помещении) наши чувства мало чем занимаются и, следовательно, становятся либо атрофированными, либо чрезмерно чувствительными, что, в свою очередь, приводит ко многим из распространенных сегодня недугов, таких как стресс, тревога и депрессия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts