Ошибки каузальной атрибуции | Диплом по психологии
Перейти к содержимому
Теоретические и эмпирические исследования каузальной атрибуции выявили несколько разнообразных тенденций в области данного процесса, свойственных большинству людей, осуществляющих каузальную атрибуцию. Эти тенденции были названы типичными ошибками каузальной атрибуции.
Кроме принципов усиления и обесценивания, выделенных Г. Келли (см. п. 3.2.), различают следующие типичные ошибки каузальной атрибуции:
- Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции – зависимость каузальной атрибуции от позиции наблюдателя: при объяснении чужого поведения причины поведения чаще приписываются обстоятельствам (ситуативная каузальность), при объяснении собственного поведения причины чаще приписываются личностным особенностям (личностная каузальность).
К причинам фундаментально ошибки каузальной атрибуции относят следующие факторы:- Использование личностной каузальности делает поведение других более понятным и прогнозируемым, что соответствует мотивам каузальной атрибуции;
- Причина поведения приписывается объекту восприятия и внимания: «Для наблюдателя внешняя среда постоянна и устойчива, а действия автора изменчивы, непонятны, поэтому на них он и обращает внимание прежде всего. Для автора его действия спланированы и простроены, а среда непостоянна, поэтому концентрирует на себе его внимание» [4].
Т.е. фундаментальная ошибка каузальной атрибуции связана с особенностями психических процессов (восприятия и внимания), а именно с психологическими особенностями восприятия «фигуры» и «фона»;
- «Иллюзия контроля» – преувеличение человеком собственной роли в той ситуации, в которую он оказался вовлечен, обусловлено тем, что сам факт участия в каком-то событии заставляет нас почувствовать (часто безосновательно) свою способность влиять на его ход и результаты [6].
- Эгоцентрическая, или проективная ошибка атрибуции, или ошибка ложного согласия – при объяснении поведения окружающих человек часто исходит из собственных потребностей и мотивов: проецируя поведение другого на себя, ориентируется на то, как бы сам поступил в такой ситуации. «Ошибка ложного согласия проявляется и в тех случаях, когда в поступки другого человека вкладываются собственные смыслы: если бы я так поступал, то только по причине…» [4].
Эгоцентрическая ошибка атрибуции связана с феноменом проекции, если использовать термины психоаналитической школы, или генерализации, если следовать терминологии бихевиоризма.В п. 4.3. будет описан механизм идентификации, являющийся следствием проекции (генерализации) и служащий основой для эгоцентрической ошибки каузальной атрибуции. - Защитная ошибка каузальной атрибуции. Эта типичная ошибка проявляется в ситуациях объяснения причин получения результатов какой-либо деятельности. Человек интерпретирует неудачные результаты своей деятельности внешними и нестабильными факторами, а успешные – стабильными и внутренними [6]. При объяснении чужих достижении, наоборот, причины положительных результатов деятельности приписываются обстоятельствам, а причины чужих неудач – особенностям личности. «Если речь лично обо мне, то успех — результат моих личных титанических усилий и способностей, а неудача (со всеми случается!) — следствие неудачно сложившихся обстоятельств. Если речь о другом, то незначительный успех можно приписать лично ему — заслужил, а большой успех — стечение обстоятельств, везение… Лишь в том случае, если известно, как много усилий потратил человек для достижения результата, тенденция может слегка измениться» [4].
- Контрзащитная ошибка каузальной атрибуции – феномен, по сути обратный феномену защитной ошибки атрибуции. Контрзащитная атрибуция проявляется в условиях гласности: причины собственных достижений и чужих неудач приписываются обстоятельствам, а собственные неудачи и чужие достижения объясняются влиянием личностных факторов.
Защитная и контрзащитная ошибки каузальной атрибуции связаны с психологической защитой личности и с потребностью в самоуважении. Защитная атрибуция позволяет сохранить позитивную самооценку как таковую, а контрзащитная атрибуция предупреждает критику со стороны, и тем самым так же служит для сохранения положительного отношения к себе.
Далее: Свойства субъекта каузальной атрибуции. Каузальная схема
Фундаментальная ошибка атрибуции — объяснение, примеры, эффекты
I. Что такое фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивная ошибка, из-за которой люди недооценивают влияние ситуативных факторов окружающей среды на поведение людей и переоценивают влияние личностных диспозиционных факторов.
По сути, это означает, что фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что заставляет людей предполагать, что действия других людей менее подвержены влиянию окружающей среды, чем они есть на самом деле, и предполагать, что на эти действия их личность влияет больше, чем на самом деле.
Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит рассерженным, значит, он должен быть злым человеком в целом, даже если этот человек мог быть доведен до временного гнева чем-то, например, грубостью со стороны кого-то другого.
Фундаментальная ошибка атрибуции может существенно повлиять на то, как люди, включая вас, будут судить о других, поэтому важно ее понять. Таким образом, в этой статье вы узнаете больше о фундаментальной ошибке атрибуции и увидите, что вы можете сделать, чтобы правильно брать ее в расчет.
II. Примеры фундаментальной ошибки атрибуции
Один примечательный пример фундаментальной ошибки атрибуции появляется в первом исследовании, посвященном этому явлению, опубликованном в 1967 году Эдвардом Джонсом и Виктором Харрисом, двумя исследователями из Университета Дьюка.
В первом и наиболее известном эксперименте в исследовании участникам давали то, что, по их мнению, было сочинением, написанным студентом для сдачи экзамена по политологии на спорную тему — Куба Фиделя Кастро. Некоторые участники получили эссе с позицией “за” Кастро, а другие — эссе с позицией “против” Кастро, и всех попросили оценить истинное отношение автора эссе к теме.
Эксперимент предоставил свидетельство фундаментальной ошибки атрибуции, поскольку участники, читавшие эссе про-Кастро, значительно чаще полагали, что студент, который его написал, был сам про-Кастро, по сравнению с теми, кто читал эссе анти-Кастро, даже если им говорили, что у студента, написавшего эссе, не было выбора в его отношении к теме. Эти результаты были воспроизведены в последующем эксперименте, в котором участники читали то, что, по их мнению, было наброском вступительного слова к дебатам по этой теме в колледже.
С тех пор и другие исследования обнаружили доказательства фундаментальной ошибки атрибуции в различных областях. Например, дополнительные примеры фундаментальной ошибки атрибуции включают следующее:
- Люди, смотрящие телешоу, часто обнаруживают фундаментальную ошибку атрибуции, когда приписывают поведение актеров в сериале их личности, а не сценарию. По сути, это означает, что люди иногда предполагают, что поведение актера в его роли отражает его истинную личность, а не то, что им продиктовано сценарием. Более того, было обнаружено, что этот эффект остается постоянным, даже когда человек, демонстрирующий фундаментальную ошибку атрибуции, наблюдает, как один и тот же актер играет две разные роли; в таких случаях последняя сцена, которую люди просматривают, обычно определяет их оценку актера.
- Студенты часто демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, когда переоценивают внутренние причины выражения гнева учителями. По сути, это означает, что учащиеся предполагают, что основная причина гнева их учителей заключается в том, что они злые люди, а не в том, что их разозлило окружение. Это остается так, даже когда учащиеся осознают, что их собственные действия, такие как плохое поведение, умышленное провоцирование или отсутствие усилий, в первую очередь вызывают гнев учителя.
Примечание: термин «фундаментальная ошибка атрибуции» был введен профессором Стэнфорда Ли Россом в 1977 году в статье под названием «Интуитивный психолог и его недостатки: искажения в процессе атрибуции», где Росс обсуждает этот феномен на основе результатов более ранних исследований. Этот термин часто сокращается до «ФОА».
III. Почему люди совершают фундаментальную ошибку атрибуции
Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что она служит своего рода эвристикой, которая представляет собой мысленный ярлык, который люди интуитивно используют для быстрого принятия решений и формирования суждений.
В частности, фундаментальная ошибка каузальной атрибуции может рассматриваться как эвристическая, поскольку проще и быстрее предположить, что поведение людей основано только на их относительно стабильных внутренних чертах, чем учитывать различные ситуационные факторы, которые могут на него повлиять, и пытаться отделить действия людей от их намерений. Соответственно, эта предвзятость чаще возникает, когда людям не хватает когнитивных ресурсов или мотивации, необходимых для того, чтобы в полной мере учитывать влияние ситуационных факторов на поведение людей.
Кроме того, помимо ускорения процесса оценки людей и снижения когнитивной нагрузки во время этого процесса, есть и другие потенциальные преимущества использования этого вида эвристики.
Например, потенциальная выгода от фундаментальной ошибки атрибуции состоит в том, что цена ошибочного предположения о том, что чьи-то действия определяются в первую очередь их предрасположенностью, а не ситуативными факторами, иногда ниже, чем допущение обратного. По сути, это означает, что, оценивая чьи-то действия, часто предпочтительнее предположить, что на их поведение больше влияет их личность, чем на самом деле, нежели предполагать обратное.
Кроме того, другие причины также могут побудить людей к демонстрации фундаментальной ошибки атрибуции. Например, нейробиологическое исследование показало, что одна из возможных причин, по которой люди проявляют эту предвзятость, заключается в том, что когда они пытаются понять намерения других людей, то участвуют в ментализации, спонтанно обрабатывая психическое состояние другого человека.
Наконец, обратите внимание, что было выявлено, что различные факторы влияют на вероятность того, что люди будут демонстрировать фундаментальную ошибку атрибуции, а также на степень, в которой они ее демонстрируют. Это включает в себя как факторы, которые имеют отношение к человеку, составляющему суждение, например, от его национальности или настроения, так и факторы, имеющие отношение к человеку, которого судят, например, мысли о том, как воспринимаются его действия — в положительном или отрицательном свете. Это согласуется с исследованиями общего процесса атрибуции, которые показывают, что он может быть предвзятым по разным причинам, а также может зависеть от различных ситуационных и личных факторов.
Подводя итог, можно сказать, что люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции в первую очередь потому, что эта форма мышления служит когнитивным ярлыком, который позволяет им выносить суждения быстрее и легче. Также к причиной появления фундаментальной ошибки атрибуции может стать приверженность золотому правилу морали и нравственности. Более того, другие факторы также могут побуждать людей к проявлению фундаментальных ошибок атрибуции; это включает, например, тот факт, что часто предпочтительнее переоценивать, чем недооценивать влияние личностных факторов на поведение людей.
IV. Как избежать фундаментальной ошибки атрибуции
Есть несколько способов избежать фундаментальной ошибки атрибуции. Во-первых, просто узнав об этом явлении и помня о нем, можно в какой-то степени уменьшить вероятность его проявления.
Во-вторых, в ситуациях, когда вы замечаете, что демонстрируете это явление во время оценки кого-то, вы можете еще больше уменьшить его выраженность, активно размышляя о подобных ситуациях, когда было ясно, что на людей сильно влияли ситуативные факторы. Делая это, вы также можете спросить себя, действовали ли вы когда-либо подобным образом в подобных обстоятельствах, а затем изучить причины, по которым вы действовали таким же образом.
В-третьих, вы также можете попытаться придумать ряд возможных объяснений, в том числе ситуативных, поведения человека, которого вы оцениваете.
Кроме того, активное объяснение причин вашего суждения о ком-либо может еще больше помочь вам снизить вероятность того, что вы продемонстрируете фундаментальную ошибку атрибуции. Это работает как за счет того, что вы чувствуете себя более ответственным за свои рассуждения, так и за счет помощи в выявлении и избежании когнитивных ярлыков, которые в первую очередь приводят вас к проявлению этой предвзятости.
Наконец, вы также можете извлечь выгоду из использования общих техник устранения искажений, таких как замедление процесса рассуждений. В частности, вам часто будет полезно использовать методы исключения систематической ошибки, которые эффективны против аналогичных типов когнитивных предубеждений, таких как эгоцентрическое предубеждение и расхождение эмпатии.
Это включает, например, попытку рассмотреть ситуацию с точки зрения другого человека.
Подводя итог, можно сказать, что для того, чтобы избежать проявления фундаментальной ошибки атрибуции, вам следует помнить об этой когнитивной предвзятости при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение соответствующих прошлых ситуаций, придумывание нескольких объяснений поведения людей и объяснение причин, лежащих в основе вашего суждения; вы также можете использовать общие методы устранения искажений, такие как замедление процесса рассуждений. «Вынося вердикт» опирайтесь на категорический императив Канта, который поможет вам избежать возможного разочарования от реакции на ваше мнение.
Примечание: чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, полезно иметь в виду принцип бритвы Хэнлона, который предполагает, что, когда кто-то делает что-то, что приводит к отрицательному результату, вам следует избегать предположений, что человек действовал из намеренного желания причинить вред, если существует правдоподобное альтернативное объяснение их поведения.
V. Как реагировать на фундаментальную ошибку атрибуции
Если вы заметили, что кто-то другой демонстрирует фундаментальную ошибку атрибуции, вы можете попытаться опровергнуть его мышление, используя аналогичные методы, которые вы бы использовали, чтобы избежать проявления этого предубеждения у себя.
Например, вы можете побудить человека, демонстрирующего эту предвзятость, подумать о похожих ситуациях, когда он действовал как человек, которого он судит, из-за ситуативных факторов. Точно так же вы можете попросить человека, демонстрирующего это предубеждение, подумать о связанных со внешними факторами причинах, по которым этот человек может показывать осуждаемое поведением.
Важно отметить, что такие методы предназначены в первую очередь для людей, которые непреднамеренно демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции как когнитивную ошибку. Однако некоторые люди намеренно используют ошибочные модели рассуждений, похожие на это предубеждение, по разным причинам.
Например, кто-то может возразить, что определенный человек, который сделал что-то негативное, должен был сделать это просто потому, что он плохой человек, а не потому, что его к этому подтолкнуло окружение, чтобы способствовать фундаментальной ошибке атрибуции в других.
Чтобы справиться со случаями, когда это происходит, часто лучше всего продемонстрировать логические проблемы рассматриваемого аргумента. Вы можете добиться этого, используя различные подходы, например, объяснив, что действия людей не обязательно определяются только их личностью, и предоставив примеры, подтверждающие это утверждение.
Потенциальным исключением из этого правила являются случаи, когда в дискуссии есть аудитория, в которой используется этот ошибочный аргумент, и вас волнует в первую очередь мнение аудитории, а не мнение человека, который намеренно использует этот аргумент. В таких случаях вы можете сосредоточиться на устранении искажений среди членов аудитории, используя ранее упомянутые методы устранения искажений вместо демонстрации логических проблем таких аргументов или в дополнение к ним.
VI. Предостережения относительно фундаментальной ошибки атрибуции
Как и в случае с подобными психологическими явлениями, следует принять во внимание несколько важных предостережений в отношении фундаментальной ошибки атрибуции.
Во-первых, важно отметить, что некоторые исследования по этой теме поставили под сомнение степень, в которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции и связанные с ней явления, такие как асимметрия атрибуции между действующим лицом и наблюдателем. Кроме того, такое исследование также поставило под сомнение причины, по которым люди вообще демонстрируют эти явления.
Во-вторых, важно помнить, что это сложное явление, на которое могут влиять различные факторы. Таким образом, вам следует ожидать значительных различий в том, как именно люди демонстрируют это явление, с точки зрения таких факторов, как то, насколько сильно они недооценивают влияние ситуационных факторов.
VII. Связанные понятия
Есть несколько психологических феноменов, которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции. К ним, в первую очередь, относятся:
- Искажение переноса. Искажение переноса — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей делать выводы о характере человека на основе поведения, которое можно объяснить ситуативными факторами. Некоторые люди используют термины «фундаментальная ошибка атрибуции» и «искажение переноса» как синонимы, но эти два термина относятся к двум отдельным, хотя и тесно связанным, явлениям.
- Асимметрия наблюдателя в атрибуции. Асимметрия атрибуции между субъектом и наблюдателем — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей приписывать собственное поведение ситуативным причинам, а поведение других людей — диспозиционным факторам.
- Эгоистическая погрешность. Эгоистическая погрешность — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей хорошо относиться к своим успехам и положительному поведению, приписывая их диспозиционным факторам, и отрицать ответственность за неудачи и отрицательное поведение, приписывая их ситуативным факторам. Кроме того, термин «эгоистическая погрешность» иногда используется для обозначения любого типа когнитивной предвзятости, вызванной желанием человека повысить свою самооценку. Такую ошибку часто демонстрируют девушки, склонные к детскости.
- Первичная ошибка атрибуции. Первичная ошибка атрибуции — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей с большей вероятностью приписывать положительные действия ситуативным факторам, когда они выполняются кем-то из внешнего окружения, чем кем-то из их внутреннего окружения, а также заставляет людей с большей вероятностью приписывать отрицательные действия диспозиционным факторам, когда они выполняются кем-то из внешнего окружения, чем кем-то из их внутреннего окружения.
- Феномен “справедливого мира”. Феномен “справедливого мира” — это когнитивное предубеждение, которое заставляет людей предполагать, что действия людей всегда приводят к справедливым последствиям, а это означает, что те, кто делает добро, в конечном итоге награждаются, а те, кто делает зло, в конечном итоге наказываются. Например, феномен “справедливого мира” может заставить кого-то предположить, что если кто-то другой пережил трагическое несчастье, значит, он, должно быть, сделал что-то, чтобы заслужить это.
Кроме того, есть три концепции, которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции:
- Ситуационизм, который включает в себя ярко выраженное предпочтение ситуационных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Диспозиционализм, который включает в себя в ярко выраженное предпочтение диспозиционных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Интеракционизм, который предполагает, что когда дело доходит до объяснения человеческого поведения, большое значение имеют как ситуационные, так и диспозиционные факторы.
Большинство исследователей демонстрируют поддержку интеракционизма, а не других концепций, полагая, что как ситуационные, так и диспозиционные факторы играют важную роль в управлении человеческим поведением.
Резюме и выводы
- Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей недооценивать влияние ситуативных факторов окружающей среды на поведение людей и переоценивать влияние личностных диспозиционных факторов.
- Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит рассерженным, значит, он злой человек в целом, даже если этот человек мог быть доведен до временного гнева чем-то, например, грубостью со стороны кого-то другого.
- Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что легче и быстрее предположить, что поведение людей определяется только их личностью, чем пытаться учесть различные ситуационные факторы, которые могут на него повлиять.
- Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, вы должны помнить об этом предубеждении при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение соответствующих прошлых ситуаций, придумывание нескольких объяснений поведения людей и объяснение причин, лежащих в основе вашего суждения; вы также можете использовать общие методы устранения искажений, такие как замедление процесса рассуждений.
- Чтобы помочь другим избежать возникновения фундаментальной ошибки атрибуции, вы можете опровергнуть их мышление, используя аналогичные методы, которые вы использовали бы для опровержения собственных мыслей; однако, если они по какой-то причине намеренно используют похожие модели рассуждений, может быть предпочтительнее вместо этого сосредоточиться на объяснении логических проблем с помощью своих аргументов.
Распространенные ошибки и предубеждения в причинной атрибуции
Хотя процесс установления причинных атрибуций интересен сам по себе, психологов также интересует, насколько точны эти атрибуции. Исследования давно показали, что мы не всегда точно определяем причины поведения. Более того, люди склонны делать одни и те же ошибки или предвзято относиться к определенному типу атрибуции. В этой статье мы рассмотрим четыре типа ошибок и предубеждений.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции Opens in new window (Ross, 1977) — это склонность наблюдателей приписывать поведение других людей диспозиционным или внутренним причинам и преуменьшать ситуативных или внешних причин .
Внутренние причины — это те, которые вытекают из внутренних характеристик человека. К ним относятся их отношения, способности или личностные качества. Внешние причины – это те, которые проистекают из ситуации или окружающей среды. Люди склонны делать внутренние, а не внешние атрибуции.
Например, кто-то, кого вы только что встретили, грубит вам на вечеринке. Согласно фундаментальной ошибке атрибуции, вы скорее приписываете их грубость внутренней характеристике, чем внешней. Таким образом, вы с большей вероятностью припишете их поведение тому, что они неприятные люди, чем тому, что у них просто был плохой день.
Предвзятость актера-наблюдателя
Предвзятость актера и наблюдателя Открывается в новом окне – склонность к фундаментальной ошибке атрибуции Открывается в новом окне чаще при попытке объяснить поведение других, чем при объяснении собственного. Когда мы актеры, у нас меньше склонности искать внутренние причины поведения, чем когда мы наблюдаем такое же поведение у другого человека.
Например, вы и еще один человек идете по тротуару на урок. Вы оба спотыкаетесь и роняете книги. Вы будете приписывать причину спотыкания другого человека его неуклюжести (внутреннее), а свое спотыкание – крошечной трещине в тротуаре (внешнее).
Но почему мы склонны не обращать внимания на внутренние причины собственного поведения? Во-первых, у нас больше информации о себе, чем о других. Мы знаем, как наше поведение меняется в зависимости от ситуации, поэтому мы больше обращаем внимание на внешние причины. Во-вторых, мы склонны приписывать странное или неожиданное поведение внутренним причинам. Поскольку наше собственное поведение редко удивляет нас, мы больше обращаем внимание на внешние причины.
Мотивационные предубеждения
Мотивационные предубеждения возникают, когда что-то внутренне побуждает нас к определенной атрибуции. Мы можем искажать атрибуции, которые мы делаем о своем поведении, чтобы защитить свое эго, повысить нашу самооценку или хорошо выглядеть в глазах других.
- Корыстный уклон Opens in new window — это склонность приписывать наши успехи внутренним причинам, а наши неудачи — внешним. Например, если вы сдадите экзамен, вы, вероятно, припишете свой успех своему интеллекту, а не простоте экзамена. В то же время, если вы провалите экзамен, вы, вероятно, будете искать внешнюю причину своей работы. Таким образом, ваш сосед по комнате не ложил вас спать слишком поздно, или экзамен был несправедливым.
Мы сделаем почти все, чтобы защитить себя от приписывания причины нашей неудачи нашему потенциальному недостатку интеллекта, что подрывает нашу самооценку.
- В некоторых случаях мы можем пойти дальше, создав стратегии самоограничения. Здесь мы создаем новые потенциальные внешние причины для нашего поведения в случае неудачи. Мы пытаемся защитить себя от нелестных внутренних атрибуций, создавая внешние причины нашей неудачи. Например, вы не думаете, что хорошо сдадите экзамен. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за причину, которая может привести к «менее разумной» или «ленивой» каузальной атрибуции, вы гуляете всю ночь перед экзаменом. Таким образом, когда вы терпите неудачу, вы можете приписать ее причину тому, что вас не было всю ночь.
Что происходит, когда мы препятствуем себе и не терпим неудач? Мы склонны к более сильной внутренней атрибуции, чем если бы мы вообще не были ограничены в себе. Вместо того, чтобы приписывать причину нашего успеха «я умен», мы склонны усиливать это приписывание «я самый умный человек в истории класса».
Окончательная ошибка атрибуции
Точно так же для объяснения негативного поведения внутри группы используются внешние атрибуты; тем не менее, внутренние атрибуции объясняют негативное поведение вне группы.
Таким образом, одно и то же поведение, вероятно, будет объясняться по-разному в зависимости от того, считает ли человек, выполняющий такое поведение, членом своей или чужой группы воспринимающий. Эти объяснения влияют на ожидания людей относительно будущего внутригруппового и внегруппового поведения.
- Цитаты
Когда люди недооценивают ситуационные факторы – эффективология диспозиционные факторы.
По сути, это означает, что фундаментальная ошибка атрибуции заставляет людей предполагать, что действия других людей меньше зависят от их окружения, чем они есть на самом деле, и предполагать, что эти действия больше зависят от их личности, чем они есть на самом деле.
Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит сердитым, то он должен быть сердитым человеком в целом, даже если этот человек мог быть вызван чем-то временным гневом, например, кем-то другим. груб с ними.
Фундаментальная ошибка атрибуции может значительно повлиять на то, как люди, в том числе и вы сами, судите о других, поэтому важно это понимать. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше о фундаментальной ошибке атрибуции и увидите, что вы можете сделать, чтобы правильно объяснить ее.
Содержание
Примеры фундаментальной ошибки атрибуции
Один примечательный пример фундаментальной ошибки атрибуции содержится в первом исследовании, посвященном этому феномену, опубликованном в 1967 году Эдвардом Джонсом и Виктором Харрисом, двумя исследователями из Университета Дьюка.
В первом и самом известном из экспериментов в рамках исследования участникам дали то, что, по их мнению, было сочинением, написанным студентом для экзамена по политологии на спорную тему — Куба Фиделя Кастро. Некоторые участники получили эссе в поддержку Кастро, а другие — в анти-Кастро, и всех их попросили оценить истинное отношение автора эссе к теме.
Эксперимент показал наличие фундаментальной ошибки атрибуции, поскольку участники, читавшие эссе в поддержку Кастро, значительно чаще предполагали, что написавший его студент сам был сторонником Кастро, по сравнению с теми, кто читал эссе против Кастро. даже когда им сказали, что у студента, написавшего эссе, не было выбора в отношении его темы. Эти результаты были воспроизведены в последующем эксперименте, в котором участники прочитали то, что, по их мнению, было первоначальным наброском вступительного заявления для дебатов по этой теме в колледже.
С тех пор другие исследования обнаружили доказательства фундаментальной ошибки атрибуции в различных областях. Например, дополнительные примеры фундаментальной ошибки атрибуции включают следующее:
- Люди, смотрящие телепередачи, часто демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, когда они приписывают поведение актеров в сериале их личности, а не сценарию. По сути, это означает, что люди иногда предполагают, что поведение актера в образе отражает его истинную личность, а не то, что им продиктовано сценарием. Кроме того, было показано, что этот эффект остается постоянным, даже когда человек, демонстрирующий фундаментальную ошибку атрибуции, наблюдает, как один и тот же актер играет две разные роли; в таких случаях последняя сцена, которую просматривают люди, обычно определяет их оценку актера.
- Учащиеся часто демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, когда они переоценивают внутренние причины гнева учителей. По сути, это означает, что учащиеся предполагают, что главная причина, по которой их учителя злятся, заключается в том, что они злые люди, а не в том, что учителя злятся из-за своего окружения. Это остается в силе даже тогда, когда учащиеся признают, что их собственные действия, такие как плохое поведение, преднамеренная провокация или отсутствие усилий, в первую очередь вызвали гнев учителя.
Примечание: Термин «фундаментальная ошибка атрибуции» был введен профессором Стэнфордского университета Ли Россом в статье 1977 года под названием «Интуитивный психолог и его недостатки: искажения в процессе атрибуции», где Росс обсуждает это явление на основе результатов более ранние исследования. Этот термин часто сокращается как «FAE».
Почему люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции
Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что она служит типом эвристика , которая представляет собой умственный ярлык, который люди интуитивно используют для быстрого принятия суждений и решений.
В частности, фундаментальную ошибку атрибуции можно рассматривать как эвристику, поскольку проще и быстрее предположить, что поведение людей основано только на их относительно стабильных внутренних чертах, чем учитывать различные ситуационные факторы, которые могут на него повлиять, и попытаться отделить действия людей от их намерений. Соответственно, это предубеждение чаще возникает, когда людям не хватает когнитивных ресурсов или мотивации, необходимых для полного учета влияния ситуационных факторов на поведение людей.
Кроме того, помимо ускорения процесса оценки людей и снижения их когнитивной нагрузки во время этого процесса, есть и другие потенциальные преимущества использования этого вида эвристики.
Например, потенциальное преимущество фундаментальной ошибки атрибуции состоит в том, что цена ошибочного предположения о том, что чьи-то действия определяются в первую очередь их характером, а не ситуационными факторами, иногда ниже, чем предположение об обратном. По сути, это означает, что при оценке чьих-либо действий часто предпочтительнее предположить, что их поведение больше зависит от их личности, чем на самом деле, чем предполагать обратное.
Кроме того, другие причины также могут побуждать людей отображать фундаментальную ошибку атрибуции. Например, нейробиологическое исследование показало, что одной из возможных причин, по которой люди проявляют такое предубеждение, является то, что, когда они пытаются понять намерения других людей, они мысленно вовлекаются в процесс, спонтанно обрабатывая психическое состояние другого человека.
Наконец, обратите внимание, что различные факторы, как было показано, влияют на вероятность проявления людьми фундаментальной ошибки атрибуции, а также на степень ее проявления. Сюда входят как факторы, связанные с лицом, выносящим суждение, такие как его национальность или настроение, так и факторы, имеющие отношение к лицу, которого судят, например, воспринимаются ли его действия положительно или отрицательно. способ. Это согласуется с исследованиями общего процесса атрибуции, которые показывают, что этот процесс может быть предвзятым по-разному и по разным причинам, и на него могут влиять различные ситуационные и личные факторы.
В целом, люди проявляют фундаментальную ошибку атрибуции прежде всего потому, что эта форма мышления служит умственным ярлыком, позволяющим им быстрее и легче выносить суждения. Кроме того, другие факторы также могут привести к тому, что люди будут демонстрировать фундаментальные ошибки атрибуции; это включает, например, тот факт, что часто предпочтительнее переоценивать, а не недооценивать влияние личностных факторов на поведение людей.
Учет фундаментальной ошибки атрибуции
Как избежать фундаментальной ошибки атрибуции
Есть несколько способов избежать фундаментальной ошибки атрибуции.
Во-первых, если просто узнать об этом явлении и помнить о нем, это может в некоторой степени уменьшить его.
Во-вторых, в ситуациях, когда вы замечаете, что проявляете это явление, осуждая кого-то, вы можете еще больше уменьшить его, активно размышляя о подобных ситуациях, когда было ясно, что люди находились под сильным влиянием ситуационных факторов. Делая это, вы также можете спросить себя, действовали ли вы когда-либо подобным образом в подобных обстоятельствах, а затем изучить причины, которые у вас были для такого поведения.
В-третьих, вы также можете попытаться придумать несколько возможных объяснений, в том числе ситуативных, поведению человека, которого вы судите.
Кроме того, активное объяснение обоснования вашего суждения о ком-то может еще больше помочь вам снизить вероятность того, что вы продемонстрируете фундаментальную ошибку атрибуции. Это работает как за счет того, что заставляет вас чувствовать себя более ответственным за свои рассуждения, так и за счет того, что помогает вам выявлять и избегать умственных ярлыков, которые в первую очередь заставляют вас демонстрировать это предубеждение.
Наконец, вы также можете извлечь выгоду из использования общих методов устранения смещения , таких как замедление процесса рассуждений. В частности, вам часто будет полезно использовать методы устранения предубеждений, которые эффективны против аналогичных типов когнитивных искажений, таких как эгоцентрическое искажение и пробел в эмпатии . Это включает, например, попытку рассмотреть ситуацию с точки зрения другого человека.
В целом, чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, вы должны помнить об этой когнитивной предвзятости при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение релевантных прошлых ситуаций, придумывание множественных объяснений поведения людей и объяснение обоснования вашего суждения; вы также можете использовать общие приемы устранения предвзятости, такие как замедление процесса рассуждений.
Примечание : чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, полезно помнить принцип бритвы Хэнлона , который предполагает, что когда кто-то делает что-то, что приводит к отрицательному результату, вам не следует предполагать, что он действовал исходя из преднамеренное желание причинить вред, если существует правдоподобное альтернативное объяснение их поведения.
Как реагировать на фундаментальную ошибку атрибуции
Если вы заметите, что кто-то еще демонстрирует фундаментальную ошибку атрибуции, вы можете попытаться опровергнуть его мнение, используя те же методы, которые вы использовали бы, чтобы избежать этой ошибки самостоятельно.
Например, вы можете побудить человека, проявляющего это предубеждение, подумать о подобных ситуациях, в которых он вел себя как человек, которого осуждает, из-за ситуационных факторов. Точно так же вы можете попросить человека, демонстрирующего это предубеждение, подумать о причинах, связанных с окружающей средой, по которым этот человек может вести себя так, как его осуждают.
Важно отметить, что такие методы предназначены для работы в первую очередь с людьми, которые непреднамеренно проявляют фундаментальную ошибку атрибуции как когнитивную предвзятость. Однако некоторые люди по разным причинам намеренно используют ошибочные модели рассуждений, похожие на это предубеждение.
Например, кто-то может утверждать, что некий человек, совершивший что-то негативное, должен был сделать это просто потому, что он плохой человек, а не потому, что его подтолкнуло к этому его окружение, чтобы способствовать фундаментальной ошибке атрибуции. в других.
Чтобы справиться со случаями, когда это происходит, лучше всего продемонстрировать логические проблемы с рассматриваемым аргументом. Вы можете добиться этого, продемонстрировав проблемы, связанные с такой логикой, используя различные подходы, например, объяснив, что действия людей не обязательно обусловлены только их личностью, и предоставив примеры, подтверждающие это утверждение.
Потенциальным исключением являются случаи, когда в дискуссии участвует аудитория, в которой используется такой ложный аргумент, и вас в первую очередь заботит мнение аудитории, а не мнение человека, который намеренно использует этот аргумент. . В таких случаях вы можете сосредоточиться на устранении предвзятости членов аудитории, используя ранее упомянутые методы устранения предубеждений, вместо демонстрации логических проблем с такими аргументами или в дополнение к ним.
Предостережения относительно фундаментальной ошибки атрибуции
Как и в случае с подобными психологическими явлениями, в отношении фундаментальной ошибки атрибуции необходимо принять во внимание несколько важных предостережений.
Во-первых, важно отметить, что некоторые исследования по этой теме поставили под сомнение степень, в которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции и связанные с ней явления, такие как асимметрия актер-наблюдатель в атрибуции . Кроме того, такое исследование также поставило под сомнение причины, по которым люди проявляют эти явления в первую очередь.
Во-вторых, важно помнить, что это сложное явление, на которое могут влиять различные факторы. Таким образом, вы должны ожидать значительной изменчивости в отношении того, как именно люди проявляют это явление, с точки зрения таких факторов, как то, насколько сильно они недооценивают влияние ситуационных факторов.
Родственные понятия
Есть несколько психологических феноменов, которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции. К ним относятся, прежде всего:
- Предвзятость соответствия. Предубеждение соответствия — это когнитивное искажение, которое заставляет людей делать выводы о расположении человека на основе поведения, которое можно объяснить ситуационными факторами. Некоторые люди используют термины «фундаментальная ошибка атрибуции» и «предвзятость корреспонденции» как синонимы, но эти два термина относятся к двум отдельным, хотя и тесно связанным, явлениям.
- Асимметрия актер-наблюдатель в атрибуции. Асимметрия актер-наблюдатель в атрибуции — это когнитивное искажение, которое заставляет людей приписывать свое собственное поведение ситуативным причинам, а поведение других людей — диспозиционным факторам.
- Корыстный уклон. Корыстное искажение — это когнитивное искажение, которое заставляет людей приписывать себе успехи и положительное поведение, приписывая их диспозиционным факторам, и отрицать ответственность за неудачи и негативное поведение, приписывая их ситуационным факторам. Кроме того, термин «корыстная предвзятость» иногда используется для обозначения любого типа когнитивной предвзятости, вызванной желанием человека повысить свою самооценку.
- Абсолютная ошибка атрибуции. Окончательная ошибка атрибуции — это когнитивное искажение, из-за которого люди с большей вероятностью приписывают положительные действия ситуационным факторам, когда они совершаются кем-то из чужой группы, чем кем-то из своей группы, а также заставляют людей с большей вероятностью приписывать отрицательные действия к диспозиционным факторам, когда они выполняются кем-то из чужой группы, чем кем-то из их внутренней группы.
- Склонность к справедливому миру. Предубеждение справедливого мира — это когнитивное искажение, которое заставляет людей предполагать, что действия людей всегда приводят к справедливым последствиям, а это означает, что те, кто делает добро, в конечном итоге получают вознаграждение, а те, кто совершает зло, в конечном итоге наказываются. Например, гипотеза справедливого мира может заставить кого-то предположить, что если кто-то другой испытал трагическое несчастье, то он должен был сделать что-то, чтобы заслужить его.
Кроме того, есть три концепции , которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции:
- Ситуационизм , который предполагает сильное предпочтение ситуационных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Диспозиционализм , который предполагает сильное предпочтение диспозиционных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Интеракционизм , который предполагает, что когда дело доходит до объяснения человеческого поведения, большое значение имеют как ситуационные, так и диспозиционные факторы.
Большинство исследователей поддерживают интеракционизм, а не другие концепции, полагая, что как ситуационные, так и диспозиционные факторы играют важную роль в управлении человеческим поведением.
Резюме и выводы
- Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивное искажение, которое заставляет людей недооценивать влияние ситуационных факторов окружающей среды на поведение людей и переоценивать влияние личностных диспозиционных факторов.
- Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит сердитым, то он должен быть сердитым человеком в целом, даже если этот человек мог быть вызван чем-то временным гневом, например, кем-то другим. груб с ними.
- Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что проще и быстрее предположить, что поведение людей определяется только их личностью, чем пытаться учитывать различные ситуационные факторы, которые могут на это повлиять.
- Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, вы должны помнить об этой предвзятости при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение релевантных прошлых ситуаций, придумывание множественных объяснений поведения людей и объяснение обоснования вашего суждения; вы также можете использовать общие приемы устранения предвзятости, такие как замедление процесса рассуждений.