Основная идея гештальтпсихологии: 8. Основные идеи гештальтпсихологии (м.Вертгаймер, в.Келер, к.Левин).

Общая характеристика гештальтпсихологии

17.07.2012

Гештальт психологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии — «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальт психология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальт психологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности

.

Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы — в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея — познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальт психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальт психологии базировался на нескольких основаниях — понятии

психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е.

процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальт психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.

Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.

Ключевые слова: Гештальт

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Гештальт-терапия Ф. Перлза

Осипова А.А., Общая психокоррекция

Гештальт группы

Осипова А.А., Общая психокоррекция

Гештальт терапия: общее описание

Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт

Упражнения по гештальт терапии

Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт

История гештальтпсихологии

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Принципы гештальт-терапии

Уваров Е. А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии

Основные понятия гештальт-терапии

Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии

Методы гештальт терапии

Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии

Истоки гештальтпсихологии и зарождение гештальт-терапии – Голоса городов

В тот момент, когда весь мир был поражен методами Фрейда, в Германии появилось новое течение, которое получило название гештальтпсихология. И, если психоанализ был одним из инструментов психоаналитической терапии, то гештальтпсихология в первую очередь ставила перед собой задачу объяснить и описать основные законы человеческого восприятия.

Основателями гештальтпсихологии стали Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, а также Курт Коффка. Перед исследователями стоял вопрос, на чем базируется человеческое восприятие и как оно работает? Одной из ведущих гипотез было предположение, что человеческое восприятие, в частности, человеческий опыт стремиться к целостности и обобщению.

Гештальтпсихология: основные характеристики направления

Иными словами, нам проще воспринимать картину в целом, чем держать в голове огромное множество частностей. Чтобы обозначить эту особенность человеческого восприятия, были придуманы гештальты – целостные величины, характеризующие те или иные категории восприятия.

Именно на гештальтах базируется все направление гештальтпсихологии. Вместо того, что извлекать отдельные феномены и отдельные категории, действуя, так скажем, методом исключений, гештальтпсихологии решили все обобщить и оперировать уже целыми категориями.

Интересно отметить, что гештальтпсихология и гештальттерапия опираются на опыт такого философского течения, как экзистенциализм, где во главе всего стоит истина, которую необходимо пережить, чтобы понять. Помимо этого, человек в экзистенциальной системе исчисления – это уникальная личность, индивидуальность с неповторимым пережитым эмпирическим опытом. Двух одинаковых людей ни по внешности, ни по пережитому опыту не существует.

Таким образом, гештальтпсихология, обобщая отдельные механизмы восприятия, приводя их воедино, все равно опиралась на уникальность человеческого самосознания и воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому на основе гештальтпсихологии родилась гештальт-терапия, которая была очень популярна в Америке в 60-е и 70-е годы двадцатого столетия.

К слову, разработчики гештальтпсихологии были евреями, поэтому, когда в Германии к власти пришли радикалы, Коффка, Кёлер и Вертгеймер перебрались в США, где продолжали свою деятельность. Однако, в то время в Америке правил бихевиоризм, поэтому гештальтпсихология не снискала такого успеха, как до этого в Европе. Исследования в этой области постепенно прекратились, после чего появилась гештальт-терапия, которая в полной мере расцвела к 60-м, 70-м годам прошлого столетия.

Гештальт-терапия: истоки

В 1950-х годах некий фрейдист и убежденный психоаналитик по имени Фредерик Перлз (Фриц) начал пересматривать свои взгляды на психотерапию и пришел к выводу, что гештальт-терапия это крайне перспективное направление. Вместе с женой Лаурой Перлз они разработали целое направление, опираясь в основном на практическое применение метода без теоретических обоснований.

Сам Фредерик Перлз считал, что гештальт-терапия является сугубо практическим направлением, которое невозможно описать при помощи теоретических обоснований. Он настолько был против этого, что называл теоретизирование «слоновьим дерьмом». Тем не менее, теоретическое обоснование у гештальт-терапии все-таки появилось благодаря Полу Гудману. Он первым решил подвести наработки психотерапевтов в этом направлении под общий знаменатель.


Так как гештальты тесно связаны с экзистенциальными аспектами, то первые труды сильно опирались на экзистенциальную психологию, а также на наработки логотерапии Виктора Франкла. Основная идея заключалась в том, что психика имеет способность к саморегуляции, однако не всегда условия складываются так, чтобы эта саморегуляция осуществлялась постоянно.

Гештальт –терапия опирается на два основных принципа:

Помимо этого, отмечалось, что гештальт-терапия опирается на способность нашего организма творчески приспосабливаться к окружающей среде. Немаловажным фактором является поливариативность возможного исправления тех или иных психических отклонений.

Дальнейшая проработка осуществлялась опираясь на:

Разработкой занимался сам Фредерик Перлз и как мы видим, несмотря на его нелюбовь к теоретизации, он все же воспользовался наработками других ученых в этой области.

Отдельно стоит отметить, что в 60-е и 70-е годы общественное восприятие в Америке сместилось на личность в отдельности. Каждый человек испытывал всестороннее моральное давление, что привело людей к необходимости работать над своим восприятием. Далее приводим гештальт-молитву, которая стала особенно популярной в те годы и, можно сказать, изменила поведение многих слоев американского общества.

«Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.

Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты — это ты, и я — это я,

И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.

А если нет — этому нельзя помочь.»

Редакция портала Голоса Городов

Автор статьи: Антон Щегулин

культура, психология, обучение, образование, история, Антон Щегулин

Прикладная психология | Преимущества и применение в повседневной жизни

Категория: Наука и техника

Ключевые люди:
Джеймс Маккин Кеттелл Хьюго Мюнстерберг Элтон Мэйо
Похожие темы:
психология школьная психология

Просмотреть весь связанный контент →

прикладная психология , использование методов и результатов научной психологии для решения практических проблем поведения и опыта человека и животных. Более точное определение невозможно, потому что деятельность прикладной психологии варьируется от лабораторных экспериментов через полевые исследования до непосредственного обслуживания проблемных людей.

Те же интеллектуальные потоки, слияние которых привело к возникновению психологии как самостоятельной дисциплины к концу XIX века, привели к более позднему развитию прикладной психологии. В 1883 году публикация Фрэнсиса Гальтона « Исследования человеческих способностей и их развития » предвосхитила измерение индивидуальных психологических различий. В 1896 году в Пенсильванском университете Лайтнер Уитмер основал первую в мире психологическую клинику, положив начало клинической психологии. Тестирование интеллекта началось с работы французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона в парижских школах в начале XIX века.00с. Групповое тестирование, юридические проблемы, промышленная эффективность, мотивация и правонарушения были среди других первых областей применения. В Технологическом институте Карнеги в 1915 году было создано отделение прикладной психологии в качестве учебно-исследовательского отдела. Журнал прикладной психологии появился в 1917 году вместе с Прикладная психология , первым учебником в этой области, в соавторстве с Гарри Л. Холлингворт и Альберт Т. Поффенбергер.

Первые акценты в прикладной психологии включали профессиональное тестирование, методы обучения, оценку отношения и морального духа, работу в условиях стресса, пропаганду и психологическую войну, реабилитацию и консультирование. Педагогические психологи начали направлять свои усилия на раннее выявление и открытие талантливых людей. Их исследование дополняло работу психологов-консультантов, которые стремились помочь людям прояснить и достичь их образовательных, профессиональных и личных целей. Забота об оптимальном использовании человеческих ресурсов способствовала развитию производственно-организационной психологии. Развитие авиации и космонавтики способствовало бурному развитию инженерной психологии.

В ответ на озабоченность общества лечением психически больных и разработкой профилактических мер против психических заболеваний, клиническая психология продемонстрировала огромный рост в рамках более широкой области психологии. Психологи изучили применение и последствия автоматизации, а в развивающихся странах они помогли решить проблемы быстрой индустриализации и планирования человеческих ресурсов.

Независимо от профессиональной направленности прикладных психологов, описание их работы, скорее всего, совпадает с описанием работы в других областях. Прикладной психолог может преподавать или не заниматься оригинальными исследованиями. Помимо использования экспериментальных данных, полученных в результате психологических исследований, прикладной психолог использует информацию из многих дисциплин. Область применения постоянно расширяется по мере возникновения новых типов проблем. Другие отрасли прикладной психологии включают потребительскую, школьную и общественную психологию. Профилактике и лечению эмоциональных проблем уделяется большое внимание, как и областям, связанным с медициной, таким как спортивная психология и психология хронических заболеваний.

Психометрия, или измерение и оценка психологических переменных, таких как личность, способности или производительность, является неотъемлемой частью областей прикладной психологии. Например, клинический психолог может быть заинтересован в измерении признаков агрессивности или навязчивости; производственный психолог, эффективность работы при определенных условиях освещения или оформления офиса; или общественный психолог, психологические последствия жизни в районе с высоким уровнем преступности. См. также клиническая психология; образовательная психология; индустриальная психология.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Гештальт, теория гештальта — Writing Commons

Гештальт представляет собой единое целое. Другими словами, гештальт — это больше, чем сумма его частей. Нельзя вывести целое из частей.

Гештальт Теория относится к сообществу практиков, которое исследует роль человеческого разума в отношении восприятия и интерпретации.

Ключевые понятия: эмпиризм; Феноменология; Риторическая теория


Концепция гештальта , а также гештальт-теории возникла в ответ на бихевиоризм и его акцент на эмпиризме и позитивистском знании.

Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка были немецкими психологами, которые интересовались исследованием роли человеческого разума в восприятии. Им было особенно любопытно, как разум осмысливает мир — как мы сортируем всю информацию, которую мы получаем, момент за моментом, от наших органов чувств. Они особенно стремились продемонстрировать, что человеческий разум играет существенную роль в отношении того, что он воспринимает. Они стремились продемонстрировать, что люди были чем-то большим, чем организмы, реагирующие на стимулы. Основываясь на своих эмпирических наблюдениях и своих теориях, своих предположениях о причинно-следственных связях, они предположили, что человеческий разум не сосредотачивается на конкретных деталях, а сосредотачивается на общей картине. Вместо того, чтобы воспринимать каждое наших чувств, бомбардирующих нас момент за моментом, они предположили, что разум воспринимает мелкие детали жизни, мелочи, как часть большего целого.

Основной тезис теории гештальта можно сформулировать так: существуют контексты, в которых происходящее в целом не может быть выведено из характеристик отдельных частей, а наоборот; то, что происходит с частью целого, в ясных случаях определяется законами внутреннего строения его целого.

Макс Вертхаймер

Целое не является суммой частей

Курт Коффка

В качестве примера гештальт-мышления рассмотрим футбольный матч: если друг спросил, что произошло на игре, шансы равны вы не будете давать пошаговый обзор, обращаясь к тысячам попаданий, ловушек, нащупывания. Вы не объясните игру, говоря о каждой детали, которую вы наблюдали. Скорее, вы могли бы упомянуть счет и дать общее впечатление о том, что произошло, что-то вроде: «Ну, вы знаете, в Тампа-Бэй был Том Брэди и его отличная линия фронта. Они были неудержимы».

Гештальт — это теория человеческого восприятия. Теоретики гештальта исследуют ряд исследовательских вопросов, связанных с ролью человеческого разума в восприятии и интерпретации:

  • как человеческий разум находит смысл в постоянной бомбардировке информацией?
  • как человеческий разум определяет закономерности?
  • как возможно, что целое может быть больше частей? почему в некоторых случаях целое «не является суммой частей» (Коффка).

Гештальт-теория исследует, как люди осмысливают мир, перемещаясь между общей картиной вещей и всеми деталями, которые составляют общую картину. Гештальт-теория исследует ряд понятий , которые иногда называют законами или принципами :

  1. Фигура-фон
  2. Прагнанц
  3. Сходство
  4. Близость
  5. 90 089 Непрерывность
  6. Закрытие
  • Чепмен, Кэмерон.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts