Основная идея гештальтпсихологии: 8. Основные идеи гештальтпсихологии (м.Вертгаймер, в.Келер, к.Левин).

P S Y C H O L O G Y

Это направление возникло в начале 20 годов в Германии. Создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина.Исследования охватили восприятие, мышление, аффекты и волю.1912 год – работа Вертгеймера«Экспериментальные исследования видимого движения».

Основная идея. 

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20х годов в Германии ,от нем. Gestalt-образ, структура. Его создание связано с именами Вертгеймера, Кёлера, Коффки и Левина. Гештальтпсихология исследовала целостные структуры , из которых состоит психическое поле. Понятие поле заимствовано из физики , в которой в те годы были сделаны важнейшие открытия. Изучение природы атома , магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраивают целостные системы. Мысль об этом стала ведущей для гештальтпсихологов, они пришли к выводу что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле, при этом гештальты могут изменяться, при этом будет происходить перестроение психического поля.

Чтобы было более понятно с целостностью приведу пример, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам.

близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Одним из ведущих представителей был Макс Вертгеймер (1880-1943)

Явление фи-феномена. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале раздражители воспринимались как появившиеся одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, т. е. им казалось, что один объект перемещается между двумя точками, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках.

В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, т. е. осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом.

Принцип гештальтпсихологии. Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером

законом прегнантности (или законом хорошей формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов в коре мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.

Ввел термины реорганизация, группировка, центрирование.

Несколько основных этапов мыслительного процесса:

1. Возникновение темы. На этом этапе появляется чувство «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот этап мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.

4. Возникновение идеи решения — инсайт.

5. Исполнительская стадия

Во́льфганг Кёлер

Проводил исследования на экспериментальной станции на о. Тенерифе (Канарские острова) по проблеме мышления человекообразных обезьян, в результате которых показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи.

В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или «хорошего гештальта». В дальнейшем, в своих теоретических работах Кёлер сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании, но и на уровне физиологии и физики.

По исследованию интеллекта человекообразных обезьян Кёлер пришёл к выводам:

1) у шимпанзе имеется разумное поведение того же рода, что и у человека; разница в поведении шимпанзе и человека лишь в степени сложности формы или структуры поведения;

2) последняя представляет собой некоторую целостную структуру действий (гештальт), возникающую в связи со зрительным восприятием ситуации;

3) природа этого восприятия есть целостное, несводимое к отдельным элементам симультантное «схватывание» отношений (инсайт).После эмиграции в 1935 г. в США изучал электрофизиологические основы процесса образования гештальтов.

Курт Коффка

Исследования в области развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными.

Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета.

Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное – как фигура. По степенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько на боров «фигура-фон». Это неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д.

Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Курт Левин

Теория конфликта выявил 3 типа конфликтов : «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание» было доказано что искуственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агресии – против себя, других, ситуации.

Левин писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в состояние фрустрации ,т.к находятся между двумя барьерами.Для того чтобы произошла разрядка , ребенок может или принять наказание или выполнить неприятное задание, однако намного легче для него постараться выйти из поля ,пусть даже в плане фантазий.С точки зрения Левина система наказаний не только не способствует развитию волевого поведения ,но и увеличивает напряженность и агрессивность детей.Более позитивна система поощрений.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности.

Для аффекта неадекватности характерно игнорирование неудач, попытки неуклюжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности.

Последствия аффекта

Человек в состоянии аффекта неадекватности становится обидчивым, подозрительным, раздражительным, склонным к негативизму и агрессивным реакциям. Длительное состояние аффекта неадекватности приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера.

Устранение аффекта

За счет психокоррекционных мероприятий по гармонизации жизненных целей и ценностей в большинстве случаев удается устранить проявления аффекта неадекватности.

Гештальтпсихология оперирует пятью базисными принципами:

принцип фигуры и фона; гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

принцип дифференциации определяющей отношение между конфигурацией, образуемой раздражителями, и «гештальтом», формируемым в сознании;

принцип замыкания согласно которому неполные конфигурации достраиваются в восприятии до полных — по аналогии с прочтением слова вопреки пропуску ряда букв;

принцип хорошей формы по которому при сохранении типа конфигурации менее организованная форма будет вытеснена в сознании более организованной

принцип изоморфизма согласно которому между нейрофизиологическим процессом и строением воспринимаемого объекта устанавливается структурная соотнесенность.

Материал взят из реферата Журавлевой Е. «Гештальтпсихология».

Истоки гештальтпсихологии и зарождение гештальт-терапии – Голоса городов

В тот момент, когда весь мир был поражен методами Фрейда, в Германии появилось новое течение, которое получило название гештальтпсихология. И, если психоанализ был одним из инструментов психоаналитической терапии, то гештальтпсихология в первую очередь ставила перед собой задачу объяснить и описать основные законы человеческого восприятия.

Основателями гештальтпсихологии стали Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, а также Курт Коффка. Перед исследователями стоял вопрос, на чем базируется человеческое восприятие и как оно работает? Одной из ведущих гипотез было предположение, что человеческое восприятие, в частности, человеческий опыт стремиться к целостности и обобщению.

Гештальтпсихология: основные характеристики направления

Иными словами, нам проще воспринимать картину в целом, чем держать в голове огромное множество частностей. Чтобы обозначить эту особенность человеческого восприятия, были придуманы гештальты – целостные величины, характеризующие те или иные категории восприятия.

Именно на гештальтах базируется все направление гештальтпсихологии. Вместо того, что извлекать отдельные феномены и отдельные категории, действуя, так скажем, методом исключений, гештальтпсихологии решили все обобщить и оперировать уже целыми категориями.

Интересно отметить, что гештальтпсихология и гештальттерапия опираются на опыт такого философского течения, как экзистенциализм, где во главе всего стоит истина, которую необходимо пережить, чтобы понять. Помимо этого, человек в экзистенциальной системе исчисления – это уникальная личность, индивидуальность с неповторимым пережитым эмпирическим опытом. Двух одинаковых людей ни по внешности, ни по пережитому опыту не существует.

Таким образом, гештальтпсихология, обобщая отдельные механизмы восприятия, приводя их воедино, все равно опиралась на уникальность человеческого самосознания и воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому на основе гештальтпсихологии родилась гештальт-терапия, которая была очень популярна в Америке в 60-е и 70-е годы двадцатого столетия.

К слову, разработчики гештальтпсихологии были евреями, поэтому, когда в Германии к власти пришли радикалы, Коффка, Кёлер и Вертгеймер перебрались в США, где продолжали свою деятельность. Однако, в то время в Америке правил бихевиоризм, поэтому гештальтпсихология не снискала такого успеха, как до этого в Европе. Исследования в этой области постепенно прекратились, после чего появилась гештальт-терапия, которая в полной мере расцвела к 60-м, 70-м годам прошлого столетия.

Гештальт-терапия: истоки

В 1950-х годах некий фрейдист и убежденный психоаналитик по имени Фредерик Перлз (Фриц) начал пересматривать свои взгляды на психотерапию и пришел к выводу, что гештальт-терапия это крайне перспективное направление. Вместе с женой Лаурой Перлз они разработали целое направление, опираясь в основном на практическое применение метода без теоретических обоснований.

Сам Фредерик Перлз считал, что гештальт-терапия является сугубо практическим направлением, которое невозможно описать при помощи теоретических обоснований. Он настолько был против этого, что называл теоретизирование «слоновьим дерьмом». Тем не менее, теоретическое обоснование у гештальт-терапии все-таки появилось благодаря Полу Гудману. Он первым решил подвести наработки психотерапевтов в этом направлении под общий знаменатель.


Так как гештальты тесно связаны с экзистенциальными аспектами, то первые труды сильно опирались на экзистенциальную психологию, а также на наработки логотерапии Виктора Франкла. Основная идея заключалась в том, что психика имеет способность к саморегуляции, однако не всегда условия складываются так, чтобы эта саморегуляция осуществлялась постоянно.

Гештальт –терапия опирается на два основных принципа:

Помимо этого, отмечалось, что гештальт-терапия опирается на способность нашего организма творчески приспосабливаться к окружающей среде. Немаловажным фактором является поливариативность возможного исправления тех или иных психических отклонений.

Дальнейшая проработка осуществлялась опираясь на:

Разработкой занимался сам Фредерик Перлз и как мы видим, несмотря на его нелюбовь к теоретизации, он все же воспользовался наработками других ученых в этой области.

Отдельно стоит отметить, что в 60-е и 70-е годы общественное восприятие в Америке сместилось на личность в отдельности. Каждый человек испытывал всестороннее моральное давление, что привело людей к необходимости работать над своим восприятием. Далее приводим гештальт-молитву, которая стала особенно популярной в те годы и, можно сказать, изменила поведение многих слоев американского общества.

«Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.

Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты — это ты, и я — это я,

И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.

А если нет — этому нельзя помочь.»

Редакция портала Голоса Городов

Автор статьи: Антон Щегулин

культура, психология, обучение, образование, история, Антон Щегулин

Педагогические модели дизайна и теории: гештальт-теория

Резюме: 1922 — Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер представляют гештальт-психологию. Ознакомьтесь со статьей и презентацией «Модели и теории учебного дизайна: гештальт-психология», чтобы узнать больше.

Кто есть кто

Макс Вертхаймер

Макс Вертхаймер родился в Праге в 1880 году. После получения докторской степени. получил степень бакалавра психологии в Вюрцбургском университете в 1904, он преподавал в нескольких университетах Германии. В конце концов он стал преподавать в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, где оставался до своей смерти в 1943 году. Он является одним из трех основателей Gestalt Psychology и был известен своей работой в Productive Thinking. , а также за его концепцию Фи Феномен . Вольфганг Келер Вольфганг Келер родился в Эстонии в 1887 году и был выдающимся психологом и феноменологом. Он получил докторскую степень. из Берлинского университета в 1909. Он познакомился с Вертгеймером и Коффкой во Франкфуртском университете. В 1930-х годах он эмигрировал в Соединенные Штаты и до своей смерти в 1967 году стал профессором Суортморского колледжа в Пенсильвании.

Курт Коффка

Курт Коффка родился в Берлине в 1886 году. Он получил степень доктора философии. из Берлинского университета в 1908 году. В 1927 году, после эмиграции в США, он стал профессором колледжа Смита в Массачусетсе. У него был большой интерес к законам, которые управляют человеческим восприятием окружающей среды, а также к интерпретации и психологии развития. Он умер в 1941.

Согласно Гештальт-теории , которая широко известна как Закон Простоты , каждый стимул воспринимается людьми в его « наиболее простой форме ». Основное внимание в теории уделяется « группировке », и вся теория подчеркивает тот факт, что целое чего-либо больше, чем сумма его частей. Кроме того, « gestalt » в переводе с немецкого означает « форма полной формы объекта».0016». Таким образом, принцип работы мозга холистичен и имеет склонность к самоорганизации.

Четыре закона организации

Факторы, которые определяют принцип « группировки », также известного как « законы организации », следующие:

  1. Близость
    Элементы обычно группируются вместе на основе их непосредственности
  2. Подобие
    Элементы, похожие друг на друга, обычно группируются вместе
  3. Закрытие
    Элементы обычно группируются вместе, если они являются частью объекта
  4. Простота
    Элементы должны быть организованы в упрощенные фигуры на основе их симметрии, гладкости и регулярности

Основная цель Гештальт-теории состоит в том, чтобы побудить мозг рассматривать не только целое, но и части, составляющие это целое. Например, когда кто-то смотрит на дерево, смотрит ли он только на это дерево или же видит также листья, ветки и ствол? Целое и сумма его частей — две совершенно разные вещи, и обучение может быть достигнуто, если учащиеся способны когнитивно обрабатывать то, как части могут составлять это целое.

Основные принципы гештальт-теории

Основными принципами гештальт-теории в обучении являются:

  1. Учителя должны побуждать своих учеников открывать взаимосвязь элементов, составляющих проблему
  2. Несоответствия, пробелы или нарушения являются важными стимулами в процессе обучения
  3. Образовательное обучение должно основываться на Законах Организации

В учебной среде Гештальт-теория применяется для решения проблем и восприятия. Тем не менее, он может быть использован во всех аспектах образования. Прекрасный пример дал сам Вертгеймер, когда попросил детей найти площадь параллелограмма. Он предположил, что, пока параллелограммы имеют нормальную форму, дети могут применять стандартную процедуру для определения площади. Однако если бы параллелограмм имел неправильную форму, дети не могли бы применить ту же логику или принципы, а должны были бы решить задачу, поняв реальную структуру фигуры.

Реализуйте гештальт-теорию, используя лучший авторский инструмент!

Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!

Найдите подходящего поставщика

Присоединяйтесь к нам в путешествии по истории образовательного дизайна

Новая обучающая модель дизайна будет добавляться каждую неделю! Если вы хотите, чтобы мы рассмотрели модель учебного дизайна и теорию, которые не включены в 9, сообщите нам об этом.0005 Учебные модели и теории дизайна . Просто оставьте комментарий по телефону Учебные модели дизайна и теории .

И последнее, но не менее важное: вы можете разместить презентацию Гештальт-теории на своем сайте или в блоге. Если у вас есть вопрос, требующий ответа относительно гештальт-теории, не стесняйтесь оставлять комментарий, и я отвечу вам как можно скорее.

Ссылки

  • Академия. Гештальт-принципы. Получено 29 сентября 2013 г. с http://www.scholarpedia.org/article/Gestalt_principles
  • .
  • Эллис, WD (1938). Справочник по гештальт-психологии. Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World.
  • Вертхаймер, М. (1959). Продуктивное мышление (расширенная ред.). Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • http://www.gestalttheory.com/
  • http://www.gestalt.org/barlow.htm
  • http://www.princeton.edu/~achaney/tmve/wiki100k/docs/Gestalt_psychology.html

Гештальт-теория из Индустрия электронного обучения

Homebase

Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.

Подробнее

Гештальт, Теория гештальта — Writing Commons

Гештальт представляет собой единое целое. Другими словами, гештальт — это больше, чем сумма его частей. Нельзя вывести целое из частей.

Гештальт Теория относится к сообществу практиков, которое исследует роль человеческого разума в отношении восприятия и интерпретации.

Ключевые понятия: эмпиризм; Феноменология; Риторическая теория


Концепция гештальта , а также гештальт-теории возникла в ответ на бихевиоризм и его акцент на эмпиризме и позитивистском знании.

Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка были немецкими психологами, которые интересовались исследованием роли человеческого разума в восприятии. Им было особенно любопытно, как разум осмысливает мир — как мы сортируем всю информацию, которую мы получаем, момент за моментом, от наших органов чувств. Они особенно стремились продемонстрировать, что человеческий разум играет существенную роль в отношении того, что он воспринимает. Они стремились продемонстрировать, что люди были чем-то большим, чем организмы, реагирующие на стимулы. Основываясь на своих эмпирических наблюдениях и своих теориях, своих предположениях о причинно-следственных связях, они предположили, что человеческий разум не сосредотачивается на конкретных деталях, а сосредотачивается на общей картине. Вместо того, чтобы воспринимать каждого наших чувств, бомбардирующих нас момент за моментом, они предположили, что разум воспринимает мелкие детали жизни, мелочи, как часть большего целого.

Основной тезис теории гештальта можно сформулировать так: существуют контексты, в которых происходящее в целом не может быть выведено из характеристик отдельных частей, а наоборот; то, что происходит с частью целого, в ясных случаях определяется законами внутреннего строения его целого.

Макс Вертхаймер 

Целое не является суммой частей

Курт Коффка

В качестве примера гештальт-мышления рассмотрим футбольный матч: если друг спросит, что произошло на игре, шансы равны вы не будете давать пошаговый обзор, обращаясь к тысячам попаданий, ловушек, нащупывания. Вы не объясните игру, говоря о каждой детали, которую вы наблюдали. Скорее, вы могли бы упомянуть счет и дать общее впечатление о том, что произошло, что-то вроде: «Ну, вы знаете, в Тампа-Бэй был Том Брэди и его отличная линия фронта. Они были неудержимы».

Гештальт — это теория человеческого восприятия. Теоретики гештальта исследуют ряд исследовательских вопросов, связанных с ролью человеческого разума в восприятии и интерпретации:

  • как человеческий разум находит смысл в постоянной бомбардировке информацией?
  • как человеческий разум определяет закономерности?
  • как возможно, что целое может быть больше, чем части? почему в некоторых случаях целое «не является суммой частей» (Коффка).

Гештальт-теория исследует, как люди осмысливают мир, перемещаясь между общей картиной вещей и всеми деталями, которые составляют общую картину. Gestalt Theory explores a number of concepts that are sometimes described as laws or principles :

  1. Figure-Ground
  2. Pragnanz
  3. Similarity
  4. Proximity
  5. Continuity
  6. Closure
  • Chapman, Cameron.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts