что это такое и какие есть стадии?
В отличие от других живых существ, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, на его поведение влияют особенности анатомии, физиологии, психики. С другой – он подчиняется законам общества. Если в первом случае речь идет о становлении человека, как индивидуума, то во втором имеет место развитие личности. В чем же отличие этих процессов? Что такое личность? Почему она формируется в социуме? Какие этапы проходит в своем совершенствовании? Много ли уровней становления личности бывает? Какие механизмы запускают данный процесс? Рассмотрим эту тему.
Что такое развитие личности?
Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:
- Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
- Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
- Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.
Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».
К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.
Пройти тест на тип личности
Уровни развития личности.
Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:
- Выживание – сохранение физической целостности;
- Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
- Управление – способность отвечать за себя и других;
- Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
- Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
- Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
- Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.
Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.
Пройти тест на эмпатию
Стадии развития личности.
Большинство проходит одни и те же закономерные этапы становления. Они обусловлены физиологическими и психическими особенностями. Каждый возраст отличается своими задачами и жизненными уроками.
Полное описание этих процессов включает теория личностного развития, сформулированная американским психологом Эриком Эриксоном, и включающая описание нормальных и нежелательных вариантов событий. Согласно этому учению, можно выделить следующие основополагающие постулаты:
- Этапы развития личности идентичны у всех;
- Совершенствование не прекращается от рождения и до смерти;
- Развитие личности тесно связано с этапами жизни;
- Переходы между различными этапами связаны с личностными кризисами;
- Во время кризиса ослабевает самоидентификация человека;
- Нет гарантии в благополучном прохождении каждой из стадий;
- Социум не антагонист для человека в его совершенствовании;
- Формирование индивидуальности предполагает прохождение восьми этапов.
Психология развития личности тесно связана с протеканием физиологических процессов в организме, которые отличаются в каждом конкретном возрасте. В психотерапевтической практике принято выделять такие стадии развития личности:
- Оральная фаза – первый период жизни младенца, выстраивающий систему доверия и недоверия;
- Творческая фаза – дошкольный период жизни, когда ребенок уже сам начинает придумывать себе занятия, не просто подражая другим;
- Латентная фаза – охватывает возраст от 6 до 11 лет, проявляется в растущем интересе к новому;
- Подростковая фаза – период с 12 до 18 лет, когда происходит кардинальная переоценка ценностей;
- Начало зрелости – время близости или одиночества, поиск партнера для формирования семьи;
- Зрелый возраст – период размышлений над будущим новых поколений, финальная стадия социализации личности;
- Старость – баланс между мудростью, осмыслением жизни, чувством удовлетворения от пройденного пути.
Каждый этап развития личности привносит что-то новое в ее самоидентификацию, даже если физическое или психическое совершенствование остановлено, в силу физиологических особенностей конкретного возраста. В этом заключается феномен развития личности, не зависящий от состояния организма в целом. Сила или ум могут быть улучшены до определенных показателей, пока не наступит старение. Личностное развитие не останавливается и в глубокой старости. Чтобы этот процесс не прекращался, должны быть факторы, стимулирующие совершенствование.
Движущие силы развития личности.
Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:
- Обособление – принятие своей индивидуальности;
- Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
- Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.
Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.
После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.
Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.
Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.
Пройти тест на самооценку
Развитие личности в процессе деятельности
Содержание статьи
Весь жизненный путь человека представляет собой некий индивидуальный план развития. Безусловно, существуют определенные нормы и их границы, обусловленные многолетними наблюдениями и экспериментами. Однако, уже сразу после рождения маленький человек поддается специальным оценкам и измерениям. Рассмотрим развитие личности в процессе деятельности.
Начало жизненного пути
На протяжении первых лет жизни формируются определенные навыки, ребенок научается все новым и новым приемам, достигая некоторого уровня развития в том или ином направлении деятельности.
Постепенно один вид деятельности сменяет другой, но предыдущий этап нельзя считать отдельным, не связанным с будущим развитием. Это всегда «надстройка» на предыдущий опыт.
Таким образом, деятельность проходит «красной нитью» по жизненному пути человека, формируя и совершенствуя его.
Воспитание личности и особенности возрастных этапов
В психологической науке проблема развития и воспитания личности является достаточно актуальной. Связано это и с социальными аспектами жизни общества, и с биологически обусловленными процессами.
В разные временные периоды на первый план выходила или теория, в которой приоритетным было биологическое значение в процессе развития личности, или социальная теория, согласно которой личность формируется под влиянием социума.
Отечественная психология в качестве основных движущих сил развития личности выдвинула теорию о значимости препятствий на пути «взросления». Такие препятствия получили названия кризисов, проходя через которые личность получает некое новообразование и способность переходить на новый уровень развития.
Ярким представителем подобного подхода является Л.С. Выготский. Именно он ввел в психологию развития понятие о зоне ближайшего развития и о значимости возрастных кризисов. В его теории весомая роль отводилась возрастной периодизации и специфичности каждого периода.
Для того, чтобы развитие личности ребенка проходило гармонично и максимально эффективно, окружающие должны знать особенности каждого возрастного этапа, уметь вовремя выявить возможные отклонения в развитии, ведь психологический возраст часто не совпадает с возрастом календарным.
Дошкольный период
Дети дошкольного возраста любопытны и активны. Основной вид их деятельности – это игра.
На первых этапах ребенку требуется помощь взрослого, его участие и поддержка. Именно в этот период проявляется важный механизм развития – подражание. Маленькая личность во всем стремится повторять поведение окружающих. Чаще всего «копированию» подвергаются родители и близкое окружение.
В этом возрасте ребенок еще не имеет и не умеет проявлять свое мнение, у него не сформирован механизм обратной эмпатийной связи, поэтому подражание взрослому носит именно характер повторения, причем повторения поступков или слов различного характера, как положительных, так и отрицательных.
Школьный период
Дети школьного возраста, подростки уже умеют различать позитивные и негативные стороны поведения взрослых. Они более самостоятельны, их интеллектуальный уровень находится на более высокой ступени. К тому же важную роль на этом этапе развития играет формирование критического мышления.
В подростковом периоде активность познавательной деятельности достаточно велика, поэтому важно, чтобы на этом этапе развития у ребенка было как можно больше позитивных примеров развития, иначе впечатляющий негативный опыт может стать решающим фактором в линии развития личности.
Деятельность дошкольника в целом сводится к тому, чтобы научиться обслуживать себя самостоятельно и провести подготовку к обучению в школе. На этом этапе важным новообразованием становится появление и совершенствование речевых навыков, а также способность к размышлению, построению логических выводов.
Уже в этом периоде дети способны выполнять несложные трудовые поручения взрослых, а также овладевать первичными навыками поведения в социальной среде.
Постепенно игровая деятельность начинается замещаться деятельностью учебной. В младшем школьном возрасте происходит углубление речевых навыков, появляются знания, которые ребенок воспринимает не только с личностной позиции, но и со стороны коллектива. Происходит формирование самостоятельности поведения. Младшим дошкольникам свойственно активное включение в трудовую деятельность, ведь они уже осознаю ее значимость и необходимость.
В подростковом возрасте активность деятельности достигает чуть ли не максимальных показателей. Значительно увеличивается стремление к познанию на фоне прогрессирующего умственного развития. Подростки любознательны и устремлены в будущее. Однако положительный настрой должен быть подкреплен и положительными факторами. В противном случае существует высокая доля вероятности, что восприятие окружающего мира и деятельности, в том числе будет формироваться в искаженной форме.
Период юношества
Период юношества направлен на дружеские отношения, их формирование и укрепление. В этом возрасте личность характеризуется стойкими волевыми качествами, стремлениями к освоению и совершенствованию себя в профессии и желании встретить спутника жизни.
Развитие личности в процессе деятельности
Труд занимает значительное место в жизни каждого человека, не важно, труд этот интеллектуальный или физический.
Развитие личности в процессе трудовой деятельности начинается уже с момента овладения орудиями, средствами и результатами труда.
Знания, приобретенные человеком в процессе овладения профессиональными навыками, имеют значительное влияние на формирование мировоззрения личности в целом.
Успешность трудовой деятельности зависит от нескольких факторов, основными из которых являются включенность самой личности и ее способность к коллективному взаимодействию.
Немаловажным является и момент, учитывающий личность наставника, который ведет личность по пути развития.
Роль труда в процессе развития личности
Труд развивает способности, формирует мышление. Включенность личности в трудовой процесс приводит к изменению мировоззрения и мироощущения. Человек видит себя в новом образе, да и весь окружающий мир для него приобретает новое значение.
Коммуникативная сторона трудовой деятельности оказывает влияние на эмоционально-чувственную сферу личности. В коллективе человек может проявлять себя по-новому, используя непривычные для его повседневного поведения действия и поступки. Постепенно расширяя круг общения за счет включения во все новые и новые виды деятельности, личность проходит все новые и новые этапы социализации.
Заключение
Итак, личность вступает на путь развития практически сразу после рождения. Вначале ребенок усваивает новые знания и навыки в процессе игры, затем игру сменяет учебная деятельность, потом профессионально-трудовая сфера. Постепенно формируются и совершенствуются мыслительные способности, эмоционально-чувственные компоненты, проходя через все этапы социализации. Включаясь во все новые виды деятельности и общения, личность развивается и формирует свое особенное индивидуальное мировоззрение.
0 0 votes
Рейтинг статьи
31 Объяснение механизмов психологической защиты
- Фрейдистская психология
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Самые читаемыеКакой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У вас стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личностиКакой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощиInterpret Your Dreams
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как победить стресс и успешно сдать экзамены
Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Подписаться на Мир ПсихологаЗащитные механизмы (психология): определение и примеры
Возможно, вы слышали термин защитный механизм , используемый в популярной культуре. Люди часто говорят об использовании юмора в качестве защитного механизма. Большинство из нас знает, что это означает, когда мы его слышим, но что означает термин защитный механизм в области психологии?
- Сначала мы установим значение термина защитный механизм.
- Затем мы рассмотрим защитные механизмы в психологии.
- Мы рассмотрим различные типы защитных механизмов в психологии.
- Далее мы обсудим стадии психосексуального развития Фрейда и защитные механизмы.
- Наконец, мы рассмотрим пример защитных механизмов на психосексуальных стадиях.
В психоаналитической теории Фрейда Эго использует защитные механизмы, чтобы справиться с противоречивыми требованиями двух других частей личности: Ид и Супер-Эго.
Три компонента нашей личности в терминах психодинамики также известны как психика, и каждый работает вместе.
Защитный механизм: значение
В области психологии термин «защитный механизм» имеет особое значение и несколько конкретных примеров.
Защитные механизмы — это психологические тактики бессознательного, которые защищают нас от страха и неприятных или подавляющих мыслей и чувств, таких как преодоление травм и трудных ситуаций.
Мы используем несколько типов защитных механизмов, чтобы преодолевать жизненные неприятности и трудности.
Защитные механизмы в психологии
Зигмунд Фрейд впервые упомянул концепцию защитных механизмов в своем эссе 1894 года « Нейропсихозы защиты ». Теория психоанализа Фрейда определяет их как внутренние побуждения, исходящие из нашего разума при столкновении с конфликтными ситуациями.
Эго регулирует конфликтующие потребности между Ид и Супер-Эго с помощью защитного механизма. Однако этот процесс включает в себя искажение реальности, чтобы справиться с этими ситуациями. Слишком частое использование конкретных механизмов может привести к нездоровым и нежелательным психологическим проблемам.
Защитные механизмы Эго естественны и нормальны. Однако при частом использовании у человека могут развиться неврозы, такие как тревога, фобии, навязчивые состояния или истерия.
Типы защитных механизмов в психологии
Защитный механизм представляет собой искажение реальности и распространяется на многие уровни. Фрейд дал нам шесть основных: отрицание, вытеснение, замещение, сублимация, регрессия, и проекция .
Отрицание происходит, когда сознательный разум сталкивается с навязанным стрессовым воспоминанием, таким как травматическое или болезненное воспоминание.
Отрицание — отказ принять реальность.
Отрицание считается нарциссической и незрелой защитой, потому что его функционирование отвергает реальность.
Жена отказывается видеть, что ее муж больше не заинтересован в том, чтобы делить с ней свою жизнь, и что ей пора с ним развестись.
Подавление считается защитой от страха, потому что, даже если чувства не раскрываются, они вызывают страх.
Подавление происходит, когда травматическое воспоминание вытесняется за пределы сознательного осознания в подсознание, т. е. забывается о нем.
Ребенок не помнит случая, когда его отец словесно оскорблял его.
Смещение также считается защитным механизмом от беспокойства.
Смещение происходит, когда мы испытываем к кому-то определенное чувство и не можем его выразить, поэтому переносим его на другого человека или даже на животных или предметы.
Эго не знает, как разрешить неопределенность между Ид и Супер-Эго, тем самым перенаправив энергию на более приемлемую цель.
Подросток может сказать: «Моя мать разозлилась на моего отца и начала кричать на меня без причины».
В отличие от отрицания и подавления реальности, сублимация принимает реальность.
Сублимация больше похожа на подавление, но вместо деструктивного подавления подавляющих чувств она трансформирует чувства в конструктивные каналы поведения, эмоций или действий.
Сублимация превращает неприемлемое импульсивное поведение в приемлемое конструктивное поведение. Это считается здоровой и зрелой защитой.
Вы злитесь на свою мать и вместо того, чтобы начать жаркий спор, решаете выйти на улицу и потренироваться, чтобы направить гнев на что-то другое.
Регрессия — это форма убежища. Человек возвращается к моменту в прошлом, когда он чувствовал себя в безопасности.
Регрессия происходит, когда эго регрессирует к более ранним стадиям развития в ответ на стрессовую ситуацию.
Вы пропустили комендантский час и поздно вернулись домой. Ваши родители решают лишить вас водительских прав на неделю, а вы топаетесь и дуетесь, как в детстве.
Проекция была предложена Анной Фрейд.
Проекция происходит, когда мы видим свои нежелательные качества в других людях.
Проекция включает в себя мысли, чувства и мотивы, которые мы проецируем на кого-то другого.
Вам просто не нравится Грег с работы. Вы никогда не ссорились и не конфликтовали, поэтому немного стесняетесь своего чувства неприязни к нему. Вы решаете эту проблему, говоря себе, что это он вас не любит. Вы проецируете на него свои чувства и чувствуете себя вправе не любить его.
Психосексуальные стадии и защитные механизмы
Фрейд дал нам одну из первых комплексных моделей развития личности. Это теория психосексуального развития.
психосексуальных стадии развития — пятиступенчатая теория развития, созданная Зигмундом Фрейдом, в центре которой — сексуальные темы и фиксации .
На каждом этапе есть вызов или конфликт, который нужно преодолеть. Если конфликт разрешен, переходим к следующему этапу. Если это не так, мы можем стать фиксирует на определенной стадии развития. Каждая стадия соответствует определенной эрогенной зоне тела. Это области повышенной чувствительности или возбуждения.
Стадия | Эрогенная зона | Возраст | Конфликт | Потенциальная фиксация |
Оральный | Рот | От рождения до 12 месяцев | Отлучение от груди | Орально-фиксированное поведение, такое как курение и переедание или питьевой. |
Анальный | Анус, кишечник, мочевой пузырь | От 1 до 3 лет | Приучение к горшку | Сохранение анального отверстия | Фаллический | Гениталии – особенно половой член | От 3 до 6 лет | Влечение и обида | Зависть к пенису |
Латентная | — | 6 лет до полового созревания | Сублимация и направление сексуальных импульсов в трудолюбивое поведение. | Общая незрелость характера |
Половые органы | Половые органы | От полового созревания до конца жизни | Успешные сексуальные и личные отношения и место в обществе. | Сексуальные извращения |
На каждой стадии эго выступает посредником между функционированием влечений Ид и Суперэго. В раннем жизненном опыте эго помогает ребенку создать ощущение безопасности, которое дает ему ощущение контроля над собой и подавляющими обстоятельствами вокруг него.
Сначала это служит строительным блоком эго, а позже становится гибким защитным механизмом, функционирующим на протяжении всей жизни.
Давайте посмотрим, как защитные механизмы функционируют на определенной стадии развития.
Защитные механизмы: примеры
Форма вытеснения возникает, когда ребенок проходит через Эдипов комплекс на фаллической стадии психосексуального развития.
Согласно Фрейду, на фаллической стадии ребенок борется со своими сексуальными желаниями к одному родителю и обидой на другого.
У мальчиков эта тревога может проявляться как Эдипов комплекс , когда мальчик желает матери и обижается на отца. У мальчика формируются агрессивные представления об отце, и эти чувства вытесняются или вытесняются в подсознание. В результате мальчик борется с кастрационной тревогой или страхом наказания за эти желания и мысли.
Говорят, что психосексуальные стадии Фрейда исходят из мужской точки зрения и основываются на гетеронормативном понимании влечения и сексуального развития. Это ясно из его концепции зависть к пенису , где молодые девушки, как говорят, испытывают зависть и разочарование из-за отсутствия пениса. Фрейд считал, что девочки сохраняют определенный уровень фиксации на фаллической стадии, поскольку зависть к пенису не может быть разрешена.
Защитные механизмы — ключевые выводы
- Фрейд впервые упомянул концепцию защитных механизмов в своем эссе 1894 года «Нейропсихозы защиты».