Функции внимания
21.05.2011
К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.
Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.
Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.
Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.
Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты звуки и др.).
Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности.
Собственно, переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий.Невозможно недооценить роль внимания и в коммуникационных процессах речи. Так, при деловом общении каждый собеседник сосредоточен на звучании собственного голоса, смысле произносимого, своем невербальном поведении, реакции партнера. Стоит только упустить какой-то из этих моментов, и разговор становится менее эффективным.
Велика роль внимания в организации собственного поведения и взаимодействия с другими людьми. Внимание, проявленное к собеседнику, оценивается им по высшим баллам шкалы взаимоотношений между людьми. Д. Карнеги, известный в нашей стране как специалист в области коммуникационных технологий, в одной из своих книг рассказал, как он завоевал лавры лучшего собеседника на вечере, посвященном проблеме, в которой он ничего не понимал. Он просто внимательно слушал собеседников, не проронив за все это время ни одного слова.
Столь же эффективно, но в обратную (по знаку) сторону действуют факты недостаточного внимания к людям. Это особенно быстро проявляется, когда человек обладает индивидуальными недостатками свойств внимания (рассеянность, неустойчивость внимания и др.).
Таким образом, внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его качеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д.
Ключевые слова: Внимание
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Виды и свойства внимания Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Модели ограничения ресурсов внимания Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Внимание Карпов А.В., Общая психология |
Качества внимания Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Теории селекции внимания Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Развитие внимания в дошкольном возрасте Урунтаева Г.А., Детская психология |
Определение внимания и его виды Штейнмец А.Э., Общая психология |
Теории внимания как мультипроцессорной переработки Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Внимание. Основные функции внимания — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Внимание
** Работу выполнили: Котельникова Стелла, Рябова Анастасия,
студентки 25 гр.
*Внимание – отражает направленность и
сосредоточенность сознания человека
на определенных объектах, что
обеспечивает их особо ясное
отражение.
*Внимание не существует само по себе.
Просто быть внимательным
невозможно, для этого необходимо
функционирование психических
процессов.
3. Основные функции внимания:
Обеспечение отбора поступающей ворганизм информации в соответствии с
его актуальными потребностями.
Обеспечение избирательной и
длительной сосредоточенности
психической активности на одном
объекте или виде деятельности.
Активизация нужных и торможение
ненужных в данный момент психических
процессов.
4. Виды внимания
*Существует несколько подходов к
классификации различных видов
внимания: исходя из ведущего
анализатора, по направленности на
различные объекты, по главной форме
деятельности, в которой участвует
внимание и т. д.
По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное
внимание, когда основным видом деятельности человека
является восприятие информации. Это внимание реализуется
через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на
перемещении мяча по полю. Интеллектуальное внимание
активизируется при решении мыслительных процессов;
двигательное внимание важно при контроле над работой
мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении
сложных движений). Понятно, что некоторые виды
деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у
хирурга при выполнении сложной операции активизируются
все три вида внимания.
По ведущему анализатору различают
зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое,
обонятельное и другие виды внимания.
Например, у зрителя, который смотрит балет,
активны зрительное и слуховое внимание, а у
дегустатора кофе – преимущественно
обонятельное и вкусовое.
По направленности различают внешнее
(направлено на внешний мир), внутреннее
(направлено на ощущения, приходящие изнутри
тела) и пограничное внимание (направленное на
оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).
По степени волевого контроля
различают непроизвольное,
произвольное и послепроизвольное
внимание. Некоторые объекты как
бы сами «притягивают» наше
внимание, а для сосредоточения на
других нужно прилагать
определенные усилия.
Первое внимание называется
непроизвольным
(«пассивным»). Оно может
быть вызвано или
особенностями раздражителя
(его силой, яркостью,
громкостью и пр.) или же
связью между объектом и
потребностями человека.
Второй вид внимания – произвольное (его еще
называют «активным»), контролируется волевым
усилием. В этом случае человек концентрирует
внимание на объекте, даже если он ему не
интересен, но нужен для достижения цели. Так
продавец должен оказывать внимание каждому
человеку, зашедшему в магазин, потому что любой
из них может оказаться потенциальным
покупателем и приобрести товар. Данный вид
внимания может быть усилен за счет ряда
факторов: включения в процесс внимания
практических действий, и удаления отвлекающих
раздражителей.
Послепроизвольное внимание
занимает промежуточный
характер — сначала оно требует
волевых усилий, а затем, по
мере того, как человек начинает
интересоваться процессом, за
которым наблюдает, переходит
в непроизвольное.
11. Основные свойства внимания
*Как уже говорилось, внимание означает связь
сознания с определенным объектом, его
сосредоточенность на нем. Особенности этой
сосредоточенности определяются основными
свойствами внимания: устойчивость,
концентрация, распределение, переключение и
объем внимания.
12. Устойчивость внимания
*• Устойчивость — это временная характеристика внимания,
длительность привлечения внимания к одному и тому же
объекту.
• Устойчивость может определяться периферическими и
центральными факторами.
• Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.
К их числу относятся особенности материала, степень
его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения
к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных
особенностей личности.
13. Концентрация внимания
*• Концентрация внимания — это степень или интенсивность
сосредоточенности, т.е. основной показатель его
выраженности, другими словами — тот фокус, в котором
собрана психическая или сознательная деятельность.
• Концентрация внимания связана с особенностями
функционирования доминантного очага возбуждения в
коре. В частности, концентрация является следствием
возбуждения в доминантном очаге при одновременном
торможении остальных зон коры головного мозга.
14. Распределение внимания
*• Под распределением внимания понимают субъективно
переживаемую способность человека удерживать в центре
внимания определенное число разнородных объектов
одновременно.
• Эта способность позволяет совершать сразу несколько
действий, сохраняя их в поле внимания.
• Однако, как показывает жизненная практика, человек способен
выполнить только один вид сознательной психической
деятельности, а субъективное ощущение одновременности
выполнения нескольких обязано быстрому последовательному
переключению с одной на другую.
15. Переключение внимания
*Переключение вниманияРаспределение внимания, по существу, является обратной
стороной его переключаемости. Переключаемость или
переключение внимания определяются скрытно, переходя от
одного вида деятельности к другому. В целом переключаемость
внимания означает способность быстро ориентироваться в
сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения
внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда
условий (это, прежде всего соотношение между предшествующей
и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из
них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее
переключиться, и наоборот.
16. Объем внимания
*Объем внимания — особый вопрос. Известно, что
человек не может одновременно думать о разных вещах
и выполнять разнообразные работы. Это ограничение
вынуждает дробить поступающую извне информацию на
части, не превышающие возможности обрабатывающей
системы. Таким же образом человек обладает весьма
ограниченными возможностями одновременно
воспринимать несколько независимых друг от друга
объектов — это и есть объем внимания.
17. Рассеянность
*Рассеянностью называется неспособность
человека сосредоточиться на чем-либо
определенном в течение длительного
времени.
Встречается два вида рассеянности:
мнимая и подлинная.
• Мнимая рассеянность — это невнимание человека к
непосредственно окружающим предметам и явлениям,
вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на
каком-то предмете.
• Мнимая рассеянность — результат большой
сосредоточенности и узости внимания.
• Рассеянность как следствие внутренней
сосредоточенности не причиняет большого вреда делу,
хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем
мире.
• Подлинная рассеянность. Человек, страдающий
рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и
объекте или действии. Для этого ему требуется
значительно больше волевых усилий, чем человеку
нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного
человека неустойчиво, легко отвлекаемо.
• Одной из причин подлинной рассеянности является
перегрузка мозга большим количеством впечатлений.
English Русский Правила
Когнитивная функция: Внимание | СЧАСТЛИВЫЙ нейрон
Кто никогда не слышал и не говорил: «Так трудно сосредоточиться!» или «Вы не уделяете должного внимания!». Внимание представляет собой сложную когнитивную функцию, которая необходима для человеческого поведения. Внимание — это процесс выбора внешнего (звук, образ, запах…) или внутреннего (мысли) события, которое должно поддерживаться на определенном уровне осознания. Это не стабильный, а изменчивый навык. Он не поддерживается постоянно и часто бессознательно прекращается во время выполнения задачи.
Различные типы внимания
Фазовое оповещение
Выстрел или гром автоматически привлекут ваше внимание. Так называемое фазовое оповещение позволяет сохранять определенную степень бдительности. Ваша способность концентрироваться сильно зависит от изменений в окружающей среде или в вас самих (шум, стресс, беспокойство, усталость, разрушительные мысли и т. д.).
Внимание также может быть добровольным.
Если для прогулки по городу вы решили надеть обувь, которая причиняет боль, то вы сосредоточите все свое внимание на поиске удобного места, где можно сесть. Вот как вы найдете скамейку в парке. Переключение внимания может осуществляться добровольно (например, искать что-то или фокусироваться на чем-то) или автоматически (например, внезапный шум привлекает ваше внимание). На этом мы начинаем концентрировать свое внимание.
Избирательное или сфокусированное внимание
Во все времена до ваших сенсорных рецепторов доходит определенное количество информации из окружающей среды (звуки, запахи и т. д.). Невозможно детально обработать всю воспринимаемую информацию. Среди всей этой информации избирательное или сфокусированное внимание выбирает информацию, которая должна быть обработана в первую очередь, в зависимости от актуальности в текущей ситуации или потребностей в данном контексте. Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на объекте, мысленно определяя и различая не относящуюся к делу информацию, без необходимости искать для этого фактическую изоляцию.
Совместное или разделенное внимание
Есть много рутинных ситуаций, требующих от вас одновременного выполнения двух задач, например, разговор по дороге домой. Разделение ваших ресурсов внимания является важным навыком, чтобы справиться с такими ситуациями. Однако, если 20-летнему человеку не составит труда учиться, когда фоном играет музыка, то 60-летнему будет довольно сложно.
Факторы, влияющие на наши навыки внимания
Старение часто ухудшает скорость обработки информации, что снижает способность к избирательному вниманию. Способность противостоять помехам также становится особенно ошибочной у пожилых людей, которые, следовательно, гораздо менее эффективны, когда нужно выполнять две задачи одновременно. Некоторые аспекты внимания могут быть изменены такими факторами, как усталость, стресс, алкоголь и наркотики.
Расстройства внимания
Расстройства дефицита внимания, которые часто диагностируются у детей, встречаются и у взрослых. Людям, страдающим такими расстройствами (с гиперактивностью или без нее, например, с СДВГ), будет чрезвычайно трудно сосредоточиться на чем-либо, он будет постоянно отвлекаться на внешние или внутренние события и проявлять навязчивое поведение и трудности, чтобы стоять на месте. Это неврологические расстройства, на которые влияет наследственность или окружающая среда. СДВГ часто встречается у детей, особенно у мальчиков, и может объяснить определенное поведение, вызванное недостатком внимания в раннем школьном возрасте. Тем не менее, диагноз должен быть поставлен профессионалом, поскольку описанное выше поведение часто может оказаться совершенно нормальным.
В повседневной жизни
Большинство видов деятельности мозга требуют большого внимания, будь то запоминание информации, понимание текста или поиск определенной вещи. Любая интеллектуальная деятельность требует внимания, будь то общая бдительность, сосредоточенность на чем-то конкретном или распределение концентрации между различными видами деятельности.
Понимание некоторых основных компонентов внимания
Давайте представим, что я развешиваю перед вами ключи от машины, а через несколько секунд кладу их в карман. Для большинства людей с неповрежденным сенсорным восприятием объект либо воспринимается как находящийся в поле зрения, либо его там нет. Если есть путаница по этому поводу, вероятно, следует проверить зрение.
Внимание сильно отличается от акта видения. Мы прекрасно осознаем, что наши глаза открыты, однако внимание не всегда является произвольным, и мы обычно не осознаем, когда оно возникает, а когда исчезает. Однако внимание имеет произвольный и непроизвольный или более рефлексивный компонент.
Профессора British Academy Global Франческа Боргонови и Мария Ведечкина, изучающие «цифровые технологии в образовании», написали об этих двух процессах. «Добровольный процесс — это отражение целей, ожиданий и прошлых знаний. Непроизвольный процесс является автоматическим, реактивным и отражает сенсорную стимуляцию» (Ведечкина и Боргонови, 2021). Оба эти процесса используются, поскольку наши чувства быстро реагируют на звук клавиш, когда они ударяются друг о друга, и наши глаза смотрят на блестящие предметы. Мы также узнаем ожидаемую форму ключа, потому что видели его раньше; мы пришли к пониманию того, что многие люди водят машину, имеют при себе ключи и что ключи обычно хранятся у нас в карманах. Мы сталкиваемся с проблемами, когда пытаемся отслеживать собственное внимание, потому что его нельзя точно измерить по запросу, и на него влияет почти все в нашем внешнем и внутреннем мире.
Саму концепцию внимания также можно разделить на несколько подтипов, таких как устойчивое внимание, избирательное внимание, переменное внимание и разделенное внимание (Zanto & Gazzaley, 2014). Устойчивое внимание — это когда мы сосредотачиваемся на предмете и сохраняем бдительность в течение длительного периода времени. Избирательное внимание — это когда мы пытаемся сосредоточиться на одном действии среди других вещей, происходящих на заднем плане. Переменное внимание — это когда мы переключаемся между задачами, а разделенное внимание — это когда мы пытаемся выполнить две или более задач одновременно.
Если бы нам пришлось просмотреть DSM-5, мы бы заметили, что огромное количество клинических проявлений многих психиатрических диагнозов может привести к нарушению в той или иной степени каждого из подтипов внимания. Все расстройства настроения (включая тревогу/биполярное расстройство/депрессию), психотические расстройства, расстройства пищевого поведения, такие как нервная булимия и нервная анорексия, а также расстройства сна и бодрствования могут иметь клинические проявления невнимательности. Это очень важно понять, потому что невнимательность в этом свете может быть симптомом гораздо более серьезной проблемы.
Я обрисовал некоторые из возможных причин того, что внимание стало предметом дискуссий в психиатрии, в других постах, которые я написал. Подводя итог, можно сказать, что современные школы (и рабочие места) стали более конкурентоспособными, и, по-видимому, большее значение придается продуктивности и итоговым оценкам. Смартфоны и планшеты интегрировались в нашу жизнь, а мы все еще пытаемся понять, как они влияют на нашу психику. Наша способность терпеть небольшой отрезок времени, когда мы не пытаемся отвлечься или быть «продуктивными», ограничена. Мы не позволяем себе достичь состояния «потока», потому что нам постоянно мешает внешний раздражитель, сидящий на столе рядом с нами. В некоторых культурах отвлечение стало неприемлемым, и такое поведение часто избегают или наказывают, что еще больше побуждает разум опасаться «сети режима по умолчанию», которая может возникнуть, когда человеку «скучно», «отвлечен» или «мечтать».
Когда мозг не занят целенаправленной деятельностью, говорят, что он переключается в «режим сети по умолчанию». Эта сеть состоит из многих областей мозга, которые «наиболее активны в задачах пассивного контроля, где требования экспериментатора сведены к минимуму» (Buckner, 2013). Пассивные задачи не требуют внимания, и человек не реагирует на сигналы и не взаимодействует с внешним миром. Разум, по сути, блуждает. Структуры, составляющие сеть по умолчанию, анатомически связаны с цепью, которая обеспечивает доступ к мнемонической информации, позволяющей людям «конструировать модели личностно значимых событий» или думать о будущем (Buckner, 2013).
Многие разъясняли эту концепцию, предполагая, что разум создает способ понять прошлый опыт и осмыслить мир. Возможно, это сеть, которая обеспечивает спонтанное мышление и помогает сети исполнительного контроля стимулировать творческие мыслительные процессы. Сеть исполнительного контроля отвечает за такие вещи, как рабочая память, переключение между наборами задач, подавление реакции и многие другие функции, связанные с вниманием, которые необходимы для выполнения когнитивных задач (Beaty et al., 2015). Это часть мозга, на которую ссылается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поскольку считается, что у людей, страдающих этим расстройством, снижена связность в этой области (Tao et al., 2017).
Меня сбивают с толку просьбы знакомых, которых я знаю, «устранить» их проблемы с вниманием. Во-первых, внимание — это не дырявая труба или бинарная схема; вы не можете просто заклеить его или включить или выключить цепь. Во-вторых, даже для того, чтобы начать обсуждение этой темы, потребуется обширная история этого человека, включая дополнительную информацию и, возможно, постоянные профессиональные отношения. Наконец, в конце концов, оценка субъективна, а качество ухудшения часто основывается на «шуме» (Даниэль Канеманн, автор Noise , определяет «шум» как «нежелательную изменчивость суждений, которые должны быть идентичными» [Kahneman et al., 2021]). Изменчивость процессов, используемых для оценки внимания, может быть результатом культуры, которая вас окружает, и демографической информации, которая создает предвзятость при лечении врачей.
Прочитав это, я уверен, что вам пришлось остановиться и перечитать пару предложений, возможно, отчасти из-за неправильного грамматического выбора, но также и из-за того, что вы человек. Нашему мозгу только недавно приходилось обрабатывать такой объем информации за один день, и каждый новый день приносит все больше данных для обработки. Я надеюсь, что мы достигнем точки, когда мы сможем больше принимать наши ограничения в себе и других, в то же время продолжая расширять границы того, что может сделать мозг.
Ссылки
Бити, Р. Э., Бенедек, М., Барри Кауфман, С., и Сильвия, П. Дж. (2015). Соединение по умолчанию и исполнительной сети поддерживает создание творческих идей. Научные отчеты, 5(1), 10964. https://doi.org/10.1038/srep10964
Buckner, RL (2013). Сеть мозга по умолчанию: происхождение и значение для изучения психоза. Диалоги в клинической неврологии, 15 (3), 351–358.
Корбетта, М., и Шульман, Г.Л. (2002). Контроль целенаправленного и стимулированного внимания в головном мозге. Nature Reviews Neuroscience, 3 (3), 201–215. https://doi.org/10.1038/nrn755
Дюге, Л., Мерриам, Э.П., Хигер, Д.Дж., и Карраско, М. (2020). Дифференциальное влияние эндогенного и экзогенного внимания на активность зрительной коры человека. Научные отчеты, 10(1), 21274. https://doi.org/10.1038/s41598-020-78172-x
Канеман, Д.