Основные функции и проявления психики: Основные функции психики

Основные функции психики

Основные функции и различные проявления психики способствуют тому, что человек может слышать, понимать и чувствовать. В течение всей жизни психика может меняться в зависимости от полученных знаний и информации.

Основные функции психики позволяют привыкнуть к определенным условиям, обучаться, развиваться, иметь возможность общаться, а также, если нужно, то и выживать. Все составляющие психики имеют связь и объединяются в целостный механизм, который позволяет взаимодействовать с окружающей средой. Как и любая другая система, психика человека имеет структуру, динамику и организацию.

Структура и основные функции психики

Уже достаточно много времени, как люди обнаружили, что кроме окружающей видимой обстановки существует и внутренний мир, который позволяет выражать чувства, желания, делиться воспоминаниями и мечтать.

Основные функции психики человека мы рассмотрим ниже.

Отражательная функция психики

Эта функция может изменяться и модернизироваться в течение жизни. Ежедневно на человека действует огромное количество факторов, которые отражаются на психике. Стоит учитывать то, что конкретное явление может иметь совершенно разное действие, которое зависит от времени и условий воздействия. В психике отражается наиболее правильное понимание окружающего мира. Все образы, которые возникают в голове у человека, это определенные копии реально существующих предметов и событий. При помощи отражения человек может воспроизводить и изменять полученные объекты.

Всего существует 3 формы отражения:

  1. Первая помогает воспринимать конкретные объекты неживой природы.
  2. Вторая форма соответствует физиологическому отражению.
  3. Третья форма самая сложная и она отражает психическое состояние, то есть сознание. Оно помогает отделить в мыслях себя от окружающего мира, а также понять и осмыслить различные аспекты человеческого существования. Все это можно объединить одним понятием – самосознание.

Отражательная функция – активный процесс, который помогает определить и выбрать подходящий способ действия в конкретной ситуации. Действия человека прекрасно отражают окружающую ситуацию, а так же они имеют возможность преобразовать ее в процессе деятельности.

Регулятивная функция психики

Благодаря психике человек не только обладает способностью отражать влияние на него окружающего мира, а и регулировать процесс его восприятия, который определяет деятельность, реакции и поведение. Благодаря этому человек понимает необходимые мотивы и потребности, а также ставит перед собой цели и задачи. Кроме этого психика способна вырабатывать способы и возможные приемы для достижения той или иной цели. Поведение человека определяется, как внешняя форма проявления психики.

Из-за своей противоречивости регулятивная функция может выступать в двух формах:

  1. Конструктивная. Подразумевает выполнение определенных задач, которые направлены на достижение цели или задачи.
  2. Деструктивная. Подразумевает принятие определенного решения, которое имеет долю риска и авантюризма.

Познавательная функция психики

Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться о любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии. Психика способствует тому, что он может привыкнуть к любой случившейся ситуации. Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы. Психика человека – сложная система, в которой все составляющие элементы иерархически организованы и изменчивы.

 

Статьи по теме:

Чем отличается личность от индивида?

Нередко, употребляя в речи слова и термины, мы не совсем понимаем их истинное значение. Так происходит и с понятиями личности и индивида, о различии между которыми и пойдет речь в этой статье.

Как стать здоровым?

Быть абсолютно здоровым — мечта каждого человека, однако абсолютное здоровье недостижимо, в силу различных факторов. Эта статья расскажет, о чем стоит позаботиться, в первую очередь, на пути к здоровью и хорошему настроению.

Разочарование в человеке

Никто не застрахован от разочарований даже в тех людях, в которых была стопроцентная уверенность. Чаще всего причина таких разочарований мы сами, со своими иллюзиями и мечтами.

Расстройства памяти

Расстройства памяти чаще всего встречаются у пожилых людей, но бывает, что такого рода проблемам подвержена и молодежь. В этой статье мы расскажем о симптомах расстройств памяти и их последствиях.

Нарушение психических процессов — Общие сведения, Причины возникновения. Новосибирск

Общие сведения

Психические процессы это отдельные проявления психической деятельности человека. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы, выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Нарушения психических процессов в организме человека может приобретать различный характер. Как правило, психологические, сугубо клинические исследования касаются изучения расстройств познавательных, мыслительных функций, некоторые работы посвящены анализу нарушений мышления, умственной работоспособности, под призмой особенностей формирования личностной сферы.

Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические процессы. К ним относят следующие процессы:

Высшие психические процессы имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются в течении времени во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых центральное место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение.

Нарушение психических процессов

Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. Высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.

Нарушение психических процессов может возникнуть при следующих заболеваниях:

Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.

Диагностика психических нарушений

Важно принимать во внимание умственные действия при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических процессов, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга.

При обследовании пациентов становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических процессов, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологический метод изучения нарушения высших психических процессов.

6 основных функций психолога (и их роль в обществе)

6 основных функций психолога (и их роль в обществе)

психология

14 мая 2023

Ошибочно считается, что основная миссия психологов — давать ответы или советы людям, находящимся в ситуации страданий. Однако, хотя психология — наука с большой историей и развитием, функции психолога столь же разнообразны, сколь важны .

Принимая это во внимание, ниже мы увидим, каковы, собственно, основные функции психолога.

  • Статья по теме: «12 разделов (или областей) психологии»

6 основных функций психолога

Функции психолога в значительной степени зависят от субдисциплины или специализированной отрасли психологии, которая применяемый. Это может быть, например, клиническая психология, педагогическая психология, социальная психология или организационная психология. В свою очередь, эти дисциплины были созданы с одной главной целью: решить проблемы, связанные с поведением человека .

То есть они были созданы, чтобы предлагать ответы на разные проблемы в разных средах. Хотя теоретические и практические основы одинаковы, психология не применяется в клиническом пространстве так же, как в школе или компании.

1. Обеспечьте эмоциональное сопровождение

Многие психологи обучены «помогать другим». Это требование может быть представлено и решено многими различными способами, потому что потребность в помощи не всегда одинакова у всех людей

.

Таким образом, у психолога также есть функция определения наиболее подходящих инструментов для каждого случая. Некоторые используют диагностические руководства, другие используют методы лечения, основанные на различных теоретических моделях, третьи прибегают к направлению, когда случай ускользает от их возможностей действий.

Считается даже, что эмоциональная поддержка ограничивается клиническими или диагностическими пространствами, это эмоциональное сопровождение это происходит не только в кабинетах врачей , но и не только в руководствах. Например, есть групповые вмешательства на семинарах или терапии более чем одного человека и даже в общественных местах.

В любом случае работа психолога заключается в том, чтобы создать эмпатическое и ответственное пространство перед страданиями других, чтобы можно было благоприятствовать созданию инструментов смягчения.

  • Возможно вас заинтересует: «Почему психологи не дают советов?»

2. Понять, как мы создаем общество и на него влияет

Эта функция более или менее недавняя в истории психологии, и соответствует социальной специальности этого . Она более поздняя, ​​потому что психология возникла первоначально как способ изучения человека и его психических процессов.

Но была группа интеллектуалов, которые осознали, что эта психика не существует изолированно, а находится под влиянием других душ или «общества». На самом деле иногда вы думаете, что общество — это одно, а отдельные люди — совсем другое. Фактически, значительная часть традиционного развития социальной психологии была основана на этой идее.

Однако есть и разделы социальной психологии, считающие, что общество есть не что иное, как коллективная деятельность индивидов, при помощи которой не только «влияет» на нас, но в то же время мы ее и производим. Это часть любопытства, которое психолог может иметь и попытаться развить

в форме теорий и вмешательств .

3. Предлагать стратегии человеческого развития

Хотя психология предлагается как инструмент для понимания человека, целью также является содействие или поощрение развития этого существа в благоприятных для себя условиях.

Таким образом, одна из самых последних функций психолога отвечает не только за понимание и сопровождение (или даже «лечение») дискомфорта, но и за понимание и благополучие.

Например, часть гуманистической психологии была посвящена изучению условий, наиболее благоприятных для нашего развития, с целью предоставления как индивидуальных, так и социальных инструментов для его содействия. И совсем недавно мы можем найти раздел позитивной психологии, в котором психолог имеет именно функцию понимания и содействия личностному росту .

  • Статья по теме: «3 столпа баланса в личностном росте»

4. Знать и способствовать когнитивному развитию

Еще одной из наиболее характерных функций психолога было изучение, описание и понимание того, как работает интеллект, рассуждение, планирование будущего, память, внимание, обучение , среди других видов деятельности, которые составляют наши когнитивные процессы.

Благодаря этому пониманию и предложениям, которые были созданы в когнитивной психологии, психолог получил еще одну функцию: создавать необходимые стратегии, способствующие указанным процессам.

Это может применяться в различных областях, например, в школах для поощрения обучения детей или в клинической терапии для изменения моделей мышления, вызывающих страдания .

На самом деле слово психология означает «изучение психики», а «психика» — это термин, относящийся к процессам человеческого разума. Последнее можно изучать независимо от поведения или в связи с ним, как в случае когнитивно-поведенческого психолога.

  • Возможно, вам интересно «Когнитивная реструктуризация: какова эта терапевтическая стратегия?»

5. Консультирование по процессам найма и управления персоналом

В ходе своего развития психология должна была адаптироваться к различным социальным и индивидуальным потребностям. В настоящий момент нашей цивилизации Производственные или организационные отношения имеют основополагающее значение для нашей повседневной жизни .

В этом контексте основная функция психолога (которым может быть, например, организационный психолог) состоит в том, чтобы знать и давать рекомендации в конкретном бизнес-контексте. Последнее включает в себя понимание того, какие профессиональные профили лучше всего подходят для этого контекста, чтобы благоприятствовать установленным там трудовым отношениям.

6. Развивать знания о взаимосвязи между биологией и поведением

Одной из основных задач психолога всегда было знать взаимосвязь между поведением и нашим биологическим составом. То есть знать, как наши действия и даже наши чувства связаны с нашей физиологией или с деятельностью нашего мозга .

Таким образом, недавно появились специализации в обучении и исследованиях в области психологии (которые, в свою очередь, предоставили инструменты для клиники и содействия познанию), известные как поведенческая физиология или нейропсихология.

Психолог-специалист в этих областях может выполнять важные функции при диагностике, изучении и лечении, например, болезни Альцгеймера, некоторых видов депрессии и тревожности, афазии и других разновидностей неврологического развития.


Части глаза — Введение в психологию (май 2023 г.).


Введение в теневые функции

Если вы действительно хотите углубиться в более сложные и редко обсуждаемые аспекты типа личности, то изучение теневых функций может быть очень увлекательным (и очень полезным)! Когда вы впервые проходили индикатор типа Майерс-Бриггс® (или аналогичный онлайн-тест), вы, вероятно, были поражены тем, насколько точным было описание вашего типа (если вы были набраны правильно!). Возможно, вы уже слышали о дихотомиях (таких как интроверсия и экстраверсия). Возможно, вы пошли еще дальше, изучая когнитивные функции (Fi, Fe, Ti, Te, Si, Se, Ni, Ne). Для большинства людей изучение типа личности заканчивается на когнитивных функциях, особенно на первичном стеке функций. Чему еще можно научиться, в конце концов? Правда в том, что тип личности может сильно повлиять на вашу жизнь и улучшить ваши отношения с людьми.

Не знаете, какой у вас тип личности? Возьмите наш новый опросник здесь. Или вы можете взять официальный MBTI® здесь.

Что такое основной функциональный стек?

Согласно теории Майерс-Бриггс, каждый тип личности имеет четыре предпочтительные функции, которые ранжируются в порядке развития и сознательной силы. Если вы ISFJ, ваш стек функций будет следующим:

Доминантный: Интровертное восприятие (Si)
Вспомогательный: Экстравертное чувство (Fe)
Третичный: Интровертное мышление (Ti)
Низший: Экстравертная интуиция (Ne)

Хотя изучение наших четырех основных функций чрезвычайно полезно, не менее полезным может быть изучение наших четырех теневых или нежелательных функций. Используя приведенный выше пример ISFJ, мы можем видеть, что нежелательными функциями ISFJ будут:

Противоположная роль: Экстравертное восприятие (Se)
Критический родитель: Интровертное чувство (Fi)
Трикстер: Экстравертное мышление (Te)
Демон : Интровертная интуиция (Ni)

Если ваша голова сейчас взорвется, не волнуйтесь. Мы объясним все это шаг за шагом в оставшейся части этого поста.

Почему у теневых функций такие странные имена?

В книге «Психологические типы » Карл Юнг провел много времени, обсуждая архетипы. Архетипы — это повторяющиеся символы или мотивы в литературе, искусстве или мифологии. Юнг обнаружил, что определенные символы появляются в каждой культуре и что у людей есть врожденные тенденции, которые напоминают каждый из этих архетипов. Некоторые из этих архетипов включали «Герой», «Мать/Отец», «Ребенок», «Анима/Анимус», «Ведьма/Сенекс», «Обманщик» и «Демон». По Юнгу, «содержимое коллективного бессознательного — это архетипы, изначальные образы, отражающие базовые паттерны, общие для всех нас и повсеместно существовавшие с незапамятных времен».

Что такое Тень?

Согласно Юнгу, «тень» лежит на границе нашей сознательной и бессознательной психики. Это темная, непрожитая и подавленная сторона личности. Он содержит подавленные воспоминания, примитивные, негативные или социально обесцененные человеческие эмоции и импульсы. Обычно то, что мы считаем неуместным или «грубым», становится частью тени. Он находится в оппозиции к нашему эго. Наше эго — это то, чем мы себя представляем, это наша воображаемая «идентичность». Согласно типологам, наши доминирующие и вспомогательные функции лежат в основе нашего эго, и постепенно, по мере того как мы развиваем наши третичные и низшие функции, они тоже становятся частью эго. Функции, которые не являются частью нашего основного стека функций, остаются в «тени» и появляются и исчезают из сознания как способ защиты эго, когда оно само по себе недостаточно хорошо выполняет свою работу.

Важно помнить, что эго, хотя и важно, не всегда «правдиво». Мы можем отбросить неудобную правду, если она не соответствует нашему идеализированному «образу» самих себя. В результате наше эго, как правило, представляет собой комбинацию тщательно отобранных качеств, а неблагоприятные качества, которые могут заставить нас плохо себя чувствовать, часто отбрасываются в бессознательном.

Теневые функции хороши или плохи?

Оба! Теневые функции могут быть очень разрушительными или катализатором роста и самореализации. Их главная цель — стабилизировать нас и предотвратить раздувание эго и разрушение эго от угроз нашей целостности. Наша тень будет воздействовать на нас, когда мы испытываем сильный стресс, а наши обычные «инструменты» не справляются со стрессорами. Это те моменты, когда мы задаемся вопросом, почему мы ведем себя странно и не в своем характере или так, как мы на самом деле не идентифицируем себя. Тень также может «вмешаться», когда наше эго раздуто и нам нужно «проверить в реальности» наши слабости.

«Когда инструментов, доступных нашему эго, недостаточно, чтобы защитить нас от посягательств на нашу личную неприкосновенность, тень обычно бессознательно вмешивается со своими альтернативными способами действия, не связанными моральными ограничениями».
– Марк Хунзикер, типология глубины

Джон Биб, типолог, который разработал 8-функциональную модель личности, утверждает, что теневые функции «борются грязно, чтобы защитить личность».

«Тень — это часть нас, которую видят другие, но не мы».
– Джон Биб

Теневые функции могут быть негативными, потому что мы не имеем над ними сознательного контроля, и когда они влияют на нас, мы склонны вести себя иррационально, неразумно или морально двусмысленно. Мы также можем проецировать их негативные аспекты на других людей.

Чтобы точно понять теневые функции, нам также необходимо понять основные функции. Мы собираемся пройтись по всем 8 функциям, начиная с доминирующей, затем с низшей (потому что они составляют «позвоночник» вашего эго). Затем мы обсудим вспомогательную и третичную функции («руки» эго). Вы можете увидеть пример этого на графике ниже.

Функция №1 — Герой (доминирующая функция)

«Если вы заметили, что вы или кто-то другой перешел в режим ведущей атаки — как будто несете драматическое знамя впереди войск , с полной уверенностью в правильности поступка или позиции, и потому серьезной, что другие будут вынуждены последовать за ней – вы, наверное, видели «энергетическую подпись» Героя/Героини».
– Марк Ханзикер, Типология глубины

Эта функция лежит в основе вашего эго, и ее легче всего развивать и контролировать. Понимание и дифференциация вашей доминирующей функции является важной частью самореализации.

Функция №4 – Анима/Анимус (Низшая функция)

«В большинстве нормальных обществ люди прикрывают свою низшую функцию личностью. Одна из главных причин, по которой человек развивает личность, состоит в том, чтобы не выставлять напоказ недостатки, особенно недостатки четвертой функции».
Мария Луиза фон Франц

Низшая функция неразрывно связана с доминирующей функцией. Это одна из последних функций, которые ассимилируются эго, а также одна из наших самых слабых функций. Мы часто подавляем эту функцию или пытаемся скрыть ее, потому что знаем, что большую часть времени не можем эффективно использовать ее. Это часто является источником стыда, и может пройти много времени, прежде чем мы почувствуем себя комфортно, используя его сознательно. Мы склонны восхищаться людьми, которые хорошо используют эту функцию, но лично мы часто находим использование этой функции «пустой тратой времени».

Здоровое развитие доминирующей функции зависит от некоторого здорового развития подчиненной функции. Люди, подавляющие подчиненную функцию большую часть своей жизни, становятся односторонними, неуравновешенными и нездоровыми.

Функция № 2 – Мать/Отец (вспомогательная функция)

Вспомогательная или «мать/отец» функция поддерживает нас и других и способствует росту. Эта функция помогает сбалансировать нашу доминирующую функцию, а также то, что мы используем, когда утешаем и заботимся о других.

«Распознать энергетическую сигнатуру этого архетипа обычно просто, заметив поддерживающее, заботливое, позитивное и защитное поведение. Когда Родитель становится раздутым — когда мы становимся одержимы архетипом — это вопрос чрезмерной защиты или чрезмерной снисходительности, покровительства, обучения или «воспитания», когда брать на себя эту роль неуместно».
– Марк Ханцикер, типология глубины

Функция №3 – Вечный ребенок (третичная функция)

Третичная или «детская» функция — это функция, которую мы часто используем в игровой, исследовательской, творческой форме. Третичную функцию типологи часто называют функцией «облегчения», потому что мы можем наслаждаться ее использованием, чтобы расслабиться, успокоиться и снять нагрузку с наших часто чрезмерно используемых доминирующих или вспомогательных функций. Детская функция — это также то, как нам нравится утешаться много раз (но не обязательно всегда). Например, если вашей третичной функцией является экстравертное чувство (Fe), вы можете утешиться, получив сочувствие, одобрение и гармоничное принятие. Если ваша третичная функция — это интровертное восприятие (Si), вы, возможно, захотите получить утешение, получая последовательное практическое посвящение и напоминания о том, как вы преуспели в прошлом, или хорошие воспоминания из прошлого.

«Вечное Дитя склонно проявляться в маниакальных циклах: в одну минуту «царь мира», а в следующую — замкнутый и робкий «раненый ребенок». Хорошая интеграция Ребёнка в эго означает позволять себе быть игривыми, глупыми, безответственными и уязвимыми, когда это уместно и здорово».
– Марк Ханзикер, типология глубины

Это охватывает основные функции и то, как мы их используем, так что теперь давайте перейдем к теневым функциям! Помни, вы часто не осознаете, когда используете теневые функции или проецируете их на других людей, поэтому может потребоваться некоторое время и сознательное осознание, чтобы увидеть эти архетипы в действии.

Теневая функция № 1 — Противостоящая роль (Функция 5 в вашем стеке)

Если вы думаете о доминирующей функции как о своем «герое», то вы можете представить себе противоположную роль как язвительного, потенциального узурпатор для героя. Противоположная роль «затеняет» вашу доминирующую функцию, вызывая сомнения, оппозицию и пассивно-агрессивные замечания. Противоположная роль может заставить вас усомниться в целях или точках зрения вашей доминирующей функции. Это также может быть то, что вы используете, когда начинаете спорить или набрасываетесь на кого-то или что-то, что кажется угрожающим вашему эго. Противоположная роль также очень легко проецируется на других людей. Поскольку наш опыт работы с этой функцией в значительной степени отрицательный, когда другие люди используют ту же функцию (даже в положительном смысле), мы рискуем увидеть в них оппозиционеров, пассивно-агрессивных или имеющих скрытые мотивы.

Пример: Если вы относитесь к типу личности с преобладанием Fi (IXFP), то Fe будет вашей противоположной ролью. Время от времени вы можете видеть, что Fe-пользователи настроены против вас. Вы можете проецировать на них противоположную роль (и их на вас, если они ведут с Fe) и временами можете чувствовать, что они подрывают или имеют скрытые мотивы. Они могут проецировать на вас те же негативные черты. В качестве альтернативы вы можете воспринимать Fe как оппозиционный голос в своей голове, который бросает вызов вашему доминирующему Fi.

Теневая функция № 2 – Критикующий родитель или Ведьма/Сенекс (Функция 6 в вашем стеке)

(Текст с рисунка: Критический родитель гиперкритичен и ограничивает установку. или др. Его критика часто бывает резкой и калечащей, включая унижение, насмешки и безразличие к благополучию личности.)

Критическая родительская функция затмевает вспомогательную функцию матери/отца. В отличие от «родительской» второй функции, которая питает и защищает, критический родитель принижает, инактивирует и унижает. Оно выявляет наши недостатки и неудачи и отвергает наши идеи. Эта функция может быть направлена ​​внутрь, к нашему эго, либо направлена ​​или проецирована на других.

«Ведьме/Сенекс не хватает механизма управления сознанием, чтобы гарантировать, что оно используется только по назначению. Его критика часто увядает и наносит вред».
– Марк Ханзикер, типология глубины

Иногда, когда мы видим, что кто-то, на наш взгляд, ведет себя как «ребенок», мы берем на себя эту критическую роль. Когда кто-то запускает нашу функцию «обманщика» (7-я функция в нашем стеке), мы можем отреагировать, взяв на себя роль «критического родителя/ведьмы», чтобы попытаться контролировать его.

Пример: Если вы являетесь EXTP, а Ti занимает вашу вспомогательную позицию, то Te будет исполнять вашу роль «критического родителя». Когда вы чувствуете, что кто-то ведет себя по-детски и незрело, вы можете критически относиться к их объективной логике, их организации, их способностям к планированию. Вы можете попытаться организовать или делегировать им полномочия и стать более «командующим» и критически настроенным, чем это свойственно обычному легкомысленному «я». В качестве альтернативы, когда вы испытываете стресс или ваше эго чувствует угрозу, вы можете воспринимать Тэ как противоположный внутренний голос, который критикует ваши планы, вашу способность «доводить дело до конца» и работу всей вашей жизни.

Теневая функция №3 – Трикстер (7-я функция)

Трикстер затеняет третичную функцию «вечного ребенка». В отличие от невинного, ранимого и игривого «ребенка», трикстер хитер, злонамерен, изменчив и обманчив. Он и хороший, и плохой. Он полон решимости защитить «вечного ребенка» от нападок со стороны других людей, но он также может создать в процессе такой хаос, что возникнет конфликт в отношениях или в себе. Использование функции трикстера кажется неудобным, запутанным и тревожным. При использовании этой функции мы склонны «заманивать» людей в двойную ловушку. Мы можем обнаружить, что пренебрегаем правилами или границами или манипулируем способами, которые не кажутся нам «правильными» или не относящимися к нам.

Трикстер звучит очень негативно, но на самом деле является важным катализатором роста и индивидуализации.

«Обманщик — это, прежде всего, катализатор индивидуации. В этом трикстер является одновременно и разрушителем, и созидателем. Он разрушает самоограничивающиеся структуры, создавая беспорядок, чтобы открыть новые возможности, ведущие к новому порядку».
– Марк Ханзикер, типология глубины

Пример: Если вы IXTJ, а Fe находится в вашей позиции трикстера, вы можете счесть демонстрации Fe «детскими» или «манипулятивными». В качестве альтернативы, когда кто-то чрезмерно критичен по отношению к вам и вызывает распад эго, вы можете наброситься на него, используя Fe манипулятивным, закулисным способом, чтобы «поймать» его в двойную ситуацию или в безвыходную ситуацию.

Теневая функция №4 – Демон (8-я функция)

Демон – это, по сути, наша низшая функция. Она кажется самой «другой» из всех наших функций, и наши неудачи в этой области, как правило, больше всего подрывают нас. Нам может быть трудно общаться с людьми, которые используют эту функцию в доминирующем положении, потому что наш опыт с ней настолько негативен и потому что мы не устанавливаем с ней сознательную связь, за исключением очень редких, тревожных случаев. Мы можем проецировать «демона» на других людей, которые используют эту функцию очевидным образом. Важно понимать, когда вы проецируете эту функцию, чтобы вы не поняли неправильно и не демонизировали других за то, что они используют функцию нормальным/здоровым образом.

«Демон — это то, что нам нужно стыдиться — недостаток нашего характера, ради которого существует и нужна целостность».
– John Beebe

Пример:  Если вы EXFJ и у вас Ti находится в нижней позиции, то Te займет роль «демона» в вашем стеке функций. В результате вы можете сначала ощетиниться при демонстрации Te. Вы можете обнаружить, что неправильно понимаете мотивы Тэ и считаете их морально «злыми» или «жестокими». В качестве альтернативы, когда вам приходится использовать Тэ, вы можете чувствовать себя совершенно не в своей стихии и неспособным соединиться со своим ощущением себя. Вы можете использовать Тэ против себя в моменты сильного стресса и распада эго. Вы можете использовать плохие/невнятные формы объективной логики, чтобы подорвать себя, свои цели и ценности. Принимая все это во внимание, Te все еще может быть полезен для вас. Если вы узнаете, что это такое, и начнете принимать это как часть своей жизни, вы сможете вырасти лично и избежать негативных последствий.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts