Основные функции внимания: Функции внимания

Функции внимания

21.05.2011

К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.

Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.

Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты звуки и др.).

Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности.

Собственно, переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий.

Невозможно недооценить роль внимания и в коммуникационных процессах речи. Так, при деловом общении каждый собеседник сосредоточен на звучании собственного голоса, смысле произносимого, своем невербальном поведении, реакции партнера. Стоит только упустить какой-то из этих моментов, и разговор становится менее эффективным.

Велика роль внимания в организации собственного поведения и взаимодействия с другими людьми. Внимание, проявленное к собеседнику, оценивается им по высшим баллам шкалы взаимоотношений между людьми. Д. Карнеги, известный в нашей стране как специалист в области коммуникационных технологий, в одной из своих книг рассказал, как он завоевал лавры лучшего собеседника на вечере, посвященном проблеме, в которой он ничего не понимал. Он просто внимательно слушал собеседников, не проронив за все это время ни одного слова.

Столь же эффективно, но в обратную (по знаку) сторону действуют факты недостаточного внимания к людям. Это особенно быстро проявляется, когда человек обладает индивидуальными недостатками свойств внимания (рассеянность, неустойчивость внимания и др.).

Таким образом, внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его качеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д.

Ключевые слова: Внимание

Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Материалы по теме

Нарушения внимания при психических и соматических заболеваниях

Т. П. Пушкина Медицинская психология

Расстройства воли и внимания

Гейслер Е.В., Психиатрия

Теории фильтра внимания

. ..

Внимание и память

Халтагарова О.Д., Основы психологии. Часть 1

Творчество и внимание

Ушаков Д. В., Психология интеллекта и одаренности

Виды внимания

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Внимание и его нарушения

Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии

Внимание: сферы, типы, свойства

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Функции внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для познавательных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает, как фактор способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный[4].

Способность внимания обеспечивать оптимальные условия для осуществления других психических процессов обусловлена опре­деленными его функциями, в числе которых следует указать сле­дующие:

– селективная функция, проявляющаяся в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обраба­тываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит не­нужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в со­ответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека;

– прогностическая, или планирующая функция, заключающая­ся в участии внимания в процессе построения программы буду­щих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;

– контролирующая функция внимания заключается в его на­правленности на оценку как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соот­ветствие целям деятельности.

Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, при­сущей ему как психическому феномену.

По словам К.Маркса, отдельный скрипач сам управляет со­бой, оркестр нуждается в дирижере. В целостной психике человека роль такого «дирижера» полноправно принадлежит вниманию, ко­торое, будучи сквозным психическим процессом, выполняет ин-тегративную функцию.

Основные функции внимания заключаются в обеспечении избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и ее активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело не со всей доступной ему информацией, а только с той, которая в данный момент его жизни играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая свое внимание на чем-либо, переключая его с одного действия на другое, человек тем самым сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определенный уровень активности и сознательно поддерживает его. Благодаря вниманию человек в виде сознательных ощущений воспринимает только определенные раздражители, а именно те, на которые в данный момент времени направлено его внимание. Вследствие концентрации внимания человек удерживает его на определенном объекте в течение времени, необходимого для формирования полного и точного образа данного объекта. В этом состоит основная роль внимания в процессах формирования ощущений и восприятия.

Еще более велика эта роль по отношению к памяти. Здесь внимание принимает участие практически во всех ее процессах: запоминании, припоминании, узнавании и забывании. При запоминании материала внимание направлено на материал, который человек в данный момент времени запоминает. Если внимание не сосредоточено на чем-либо, то это человек не может запомнить или запоминает с большим трудом. Если человеку необходимо что-либо вспомнить, то он сначала также должен сосредоточить на этом внимание и удерживать его на данном объекте до тех пор, пока он не будет восстановлен в памяти с должной степенью точности. Узнавание происходит вследствие того, что в данный момент времени человек удерживает в поле своего внимания то, что он должен узнать. Забывание обычно происходит по причине того, что длительное время человек не обращает внимание на определенную информацию, хранящуюся в его памяти, не припоминает ее, практически не пользуется ею. Существенна роль внимания в процессах воображения и мышления. Пытаясь представить себе что-либо, тем более — стараясь мысленно преобразовать представляемое, человек все это время должен удерживать представляемое и преобразуемое в сфере своего внимания. Что касается мышления, то и здесь роль внимания, безусловно, велика. Для того чтобы решать какую-нибудь задачу, человек, во-первых, должен удерживать в сфере своего внимания условия задачи, во-вторых, процесс и промежуточные результаты ее решения.

В противном случае он не сможет успешно спра­виться с задачей.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны друг с другом.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью.

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Представьте себе человека, который решает трудную задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, человек все время отвлекается: он, то посмотрит в окно, то прислушается к шуму в коридоре, то бесцельно водит пером по бумаге. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато; правильный ход намечается все более и более отчетливо, задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Человек все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Однако в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Изучение областей когнитивных функций: память, внимание и многое другое

Когнитивные функции являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поскольку они позволяют нам воспринимать, думать, рассуждать, учиться и запоминать. Это относится к психическим процессам, связанным с пониманием, обработкой и использованием информации. Когнитивные функции сложны, взаимосвязаны и зависят от различных областей мозга. Вот некоторые ключевые области когнитивной функции и их важность:

  1. Внимание — это способность концентрироваться на конкретной информации, игнорируя отвлекающие факторы. Это позволяет нам оставаться сосредоточенными и бдительными и имеет решающее значение для обучения, решения проблем и принятия решений. Внимание можно разделить на различные типы, такие как устойчивое внимание, избирательное внимание и разделенное внимание.
  2. Восприятие — это процесс интерпретации сенсорной информации из окружающей среды. Он включает в себя чувства зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, а также процессы более высокого уровня, такие как распознавание объектов и пространственное восприятие. Восприятие важно для распознавания образов, различения объектов и понимания окружающего мира.
  3. Память — это способность хранить, удерживать и вспоминать информацию. Это необходимо для обучения и адаптации к новым ситуациям. Память можно разделить на различные типы, такие как кратковременная память, долговременная память и рабочая память.
  4. Язык — это сложный когнитивный процесс, включающий понимание, обработку и воспроизведение речи, чтение и письмо. Это позволяет нам общаться с другими, выражать свои мысли и эмоции и делиться информацией. Язык можно разделить на различные компоненты, такие как грамматика, синтаксис и семантика.
  5. Исполнительная функция — это набор когнитивных процессов, которые позволяют нам планировать, организовывать, инициировать, отслеживать и контролировать наше поведение. Он включает в себя мышление более высокого уровня, такое как рассуждение, решение проблем, принятие решений и постановка целей. Исполнительная функция важна для саморегуляции, контроля импульсов и адаптации к новым ситуациям.
  6. Пространственная обработка — это способность понимать и интерпретировать визуальную информацию в трех измерениях. Это позволяет нам ориентироваться в физической среде, распознавать объекты и лица и выполнять сложные задачи, такие как чтение карт и построение конструкций.
  7. Скорость обработки — это способность быстро обрабатывать информацию и реагировать на нее. Это важно для эффективного когнитивного функционирования и связано с подвижным интеллектом, то есть способностью рассуждать и решать проблемы в новых ситуациях.
  8. Двигательные навыки — это способность, которая включает в себя определенные движения для выполнения определенной задачи, а мелкая моторика необходима для того, чтобы производить письменные или нарисованные результаты. Эти навыки мелкой моторики основаны на сочетании когнитивных и перцептивных способностей и тесно связаны с другими когнитивными областями, такими как внимание, память и исполнительная функция.
  9. Регулирование эмоций — это способность управлять своими эмоциями и контролировать их в ответ на различные ситуации. Он включает в себя такие процессы, как эмоциональное осознание и выражение эмоций. Регуляция эмоций важна для социального функционирования, преодоления стресса и поддержания психологического благополучия.
  10. Социальное познание — это способность понимать и интерпретировать социальные сигналы, такие как выражение лица, язык тела и тон голоса. Это позволяет нам ориентироваться в социальных ситуациях; понимать намерения и эмоции других; и формируют социальные отношения. Социальное познание имеет решающее значение для эффективного общения, эмпатии и социальной адаптации.
  11. Креативность — это способность генерировать новые решения и продукты. Он включает в себя такие процессы, как дивергентное мышление, генерация идей и оригинальность. Креативность важна для решения проблем, инноваций и адаптации к новым ситуациям.

В заключение, когнитивная функция охватывает широкий спектр психических процессов, которые необходимы для нашей жизни и благополучия. Вышеуказанные ключевые области когнитивной функции — внимание, восприятие, память, язык, исполнительная функция, пространственная обработка, скорость обработки, регулирование эмоций, социальное познание и творчество — взаимосвязаны и зависят от различных областей мозга. Понимание этих ключевых областей когнитивной функции важно для выявления сильных и слабых сторон когнитивных функций, выявления признаков легкого когнитивного нарушения или деменции, разработки эффективных вмешательств и защиты когнитивного здоровья.

 

Ключевые источники:

  • Баддели, А. (2012). Рабочая память: теории, модели и противоречия. Ежегодный обзор психологии, 63, 1-29.
  • Даймонд, А. (2013). Исполнительные функции. Ежегодный обзор психологии, 64, 135-168.
  • Голдин-Медоу, С., и Бейлок, С.Л. (2010). Влияние действия на мысль: случай жеста. Перспективы психологической науки, 5 (6), 664–674.
  • Лезак, М. Д., Хоуисон, Д. Б., Биглер, Э. Д., и Транел, Д. (2012). Нейропсихологическая оценка (5-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
  • Линденбергер, У., и Балтес, П.Б. (1997). Интеллектуальное функционирование в пожилом и очень старом возрасте: перекрестные результаты Берлинского исследования старения. Психология и старение, 12(3), 410-432.
  • Петерсен, С.Э., и Познер, М.И. (2012). Система внимания человеческого мозга: 20 лет спустя. Ежегодный обзор неврологии, 35, 73-89.
  • Редигер, Х.Л., III, и ДеСото, К.А. (2014). Психология обучения и памяти. В RM Kliegman, BS Stanton, JW St. Geme, NF Schor и RE Behrman (Eds.), Учебник педиатрии Нельсона (20-е изд., стр. 29).8-305). Эльзевир.
  • Стусс, Д. Т., и Левин, Б. (2002). Клиническая нейропсихология взрослых: уроки исследований лобных долей. Ежегодный обзор психологии, 53, 401-433.
  • Уорд, ТБ (2011). Творческое познание. В MA Runco & SR Pritzker (Eds.), Энциклопедия творчества (2-е изд., стр. 313-317). Академическая пресса.

Внимание и рабочая память | Отношения с СДВГ

Внимание и рабочая память имеют решающее значение для повседневной жизни и обучения. Оба они являются аспектами исполнительного функционирования, которые помогают нам воспринимать и осмысливать новую информацию. Но хотя они тесно связаны, эти функции не одно и то же. Вот краткое изложение того, что представляет собой каждый из них.

Что такое внимание

Внимание — это процесс, который позволяет нам воспринимать информацию. Он также помогает нам выбирать полезную информацию. Думайте об этом как о воронке. Он собирает то, что нам нужно знать, и направляет его в наш мозг.

Есть четыре важных составляющих хорошего внимания. У детей могут быть проблемы с любым или всеми этими компонентами.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Фокус и внимание

  1. Бдительность. Дети должны быть готовы к вниманию.
  2. Выбор. Дети должны уметь определять, что заслуживает внимания. Например, они должны иметь возможность сосредоточиться на учителе, а не на голосах в зале.
  3. Поддержание. Дети должны быть в состоянии оставаться достаточно внимательными с течением времени. Это может быть трехминутная презентация или 40-минутная лекция.
  4. Переключение. Дети должны уметь ненадолго переключать внимание при появлении новой важной информации. Например, они должны иметь возможность сосредоточиться на кратком объявлении по внутренней связи. Затем они должны быть в состоянии снова обратить свое внимание на учителя.

Дети с проблемами внимания могут не помнить то, чему их учили. Это потому, что она никогда не «заходила им в голову».

Что такое рабочая память

После сбора информации воронка внимания помещает ее в краткосрочное хранилище мозга. Специалисты называют этот процесс «кодированием». Именно здесь мозг манипулирует новой информацией, чтобы она была полезной Этот процесс называется «рабочей памятью».

Рабочая память — это активный и довольно мгновенный процесс. Это позволяет нам использовать новую и изученную информацию, пока мы находимся в середине деятельности.

Представьте себе урок обществознания. Учитель говорит о великих исследователях. Когда учащиеся слушают, их рабочая память работает с информацией, которую они слышат, так что она может иметь значение и актуальность.

Это часто включает в себя упорядочение фрагментов информации. Это может быть хронологический порядок. Например, дети могут представить Колумба до Писарро на временной шкале. Они могли бы поставить то, что они знают о Льюисе и Кларке, после Колумба.

Дети также могут классифицировать то, что они слышат или видят. Например, они могут сортировать исследователей по стране, из которой они прибыли, или по региону, который они исследовали.

Как только эта новая информация обработана, она покидает кратковременное хранилище мозга. Затем он перемещается в более крупный долгосрочный «резервуар». Если в конце урока учитель задает студентам вопросы, информация извлекается из резервуара долговременной памяти.

Когда у детей проблемы с рабочей памятью, информация, которую они помещают в долгосрочное хранилище, может быть дезорганизована в их сознании. Это может не иметь большого значения, потому что оно не было правильно упаковано. А так может быть не очень полезно.

Проблемы с оперативной памятью также могут привести к потере информации и невозможности ее ввода в резервуар для длительного хранения.

Различия между вниманием, рабочей памятью и обучением и мышлением

Несмотря на то, что внимание и рабочая память различаются, обе они важны для обучения. У детей с СДВГ и проблемами исполнительного функционирования проблемы с вниманием и оперативной памятью. И многие дети с языковыми различиями в обучении также могут испытывать трудности в этих областях.

Детям, столкнувшимся с подобными проблемами, может быть труднее учиться. Но понимание того, где именно у них возникают проблемы, помогает им добиться успеха.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания или оперативной памятью, рассмотрите возможность обследования. Он может точно определить, где проблемы. Это также может помочь школе вашего ребенка предоставить стратегии и поддержку, необходимые вашему ребенку для обучения.

Если у вашего ребенка СДВГ, врач также может прописать лекарства, которые могут помочь. Вы даже можете делать дома другие вещи, которые помогут улучшить рабочую память и улучшить способность концентрироваться.

Еда на вынос

  • Лекарства могут помочь некоторым детям с СДВГ с проблемами рабочей памяти и внимания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts