Основные характеристики агностицизма: 31.Сущность агностицизма, его причины, исторические и современные формы проявления

31.Сущность агностицизма, его причины, исторические и современные формы проявления

Агностицизм – направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

  • Агностицизм существует и как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не способен постичь суть исследуемого объекта, который представляет собой «вещь в себе».

История

Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. По его определению, агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с

Богом веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Другими словами, агностик — это человек, который считает, что доказать существование или не существование Бога невозможно. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона, Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме.

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Бога, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём).

Это делает возможным принадлежность агностика к религиям.

В современном понимании, термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто полагает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но считает приводимые аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

Взаимосвязи с другими философскими течениями

В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм совершенно согласуется, например, с кантианством, но наиболее органично агностицизм связан с

позитивизмом во всех его проявлениях.

Некоторые философские школы отрицают принципы агностицизма. Например, диалектический материализм прямо отрицает основное положение агностицизма — невозможность познания объективной реальности, через субъективный опыт. По мнению известного диалектика-материалиста В. И. Ленина, «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной». Лев Толстой: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога».

Известные приверженцы агностицизма: Егор Гайдар, Бертран Рассел

,Томас Хаксли, Давид Юм

Агностицизм

Обзор: Философия скептицизма и агностицизма.

Скептицизм

Скептицизм. Древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Скептики отвергали существование причины явлений, повторяя аргументы элейской школы, отвергали движение и возникновение; отрицали объективное (по природе) существование добра и зла. Объявив видимость единственным критерием истины, скептики рассматривали всех философов других направлений как догматиков и считали их глупцами. Учеником Пиррона был Тимон из Флиунта (ок. 325- 235 до н.э.), едко высмеивавший в стихах философов, не разделявших идей скептицизма. Идеи скептицизма были восприняты платоновской Средней Академией в лице Аркесилая и Новой Академией в лице Карнеада. Энесидем из Кноса (I в. до н.э.?) возродил скептицизм как самостоятельное направление, выдвинул десять т.н. скептических тропов — аргументы против возможности достоверного знания, к которым Агриппа присоединил ещё пять.

Учение античного скептицизма известно прежде всего из поздних компендиумов Секста Эмпирика (II-III вв.).

Скептицизм и агностицизм Юма Английский философ Юм (1711 — 1776). На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал, как поток впечатлений, причины которых не известны и не постижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. То, что принято считать следствием, не содержится в том, что считается причиной. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но это — чисто психологический фактор. Отсюда Юм делал вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Он утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера

(!). Так мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся. 
Скептицизм и позитивизм Юма сказались на творениях Канта.

Мы, скептики или сторонники Юма, — говорил Шульце, — отвергаем вещь в себе, как выходящую “за пределы всякого опыта”. Мы отвергаем объективное знание.

В целом позиция скептицизма оказывается антинаучной и прорелигиозной. Не сложно догадаться, что за критикой объективного знания и апелляцией вместо теоретического знания к вере стоит религиозное мышление.
Так, “Краткий философский словарь” (Коллектив авторов каф. философии МГУ, 2001) сообщает, что
“В средневековой философии скептицизм был средством утверждения религиозной веры. Теологи доказывали, что истинность знания, даже если оно опирается на опыт и подтверждается доводами разума, относительно.”

В 18 веке скептицизм, под влиянием развития науки и методов научного познания, показавших его философскую несостоятельность, трансформируется в агностицизм.

Агностицизм

Агностицизм (от греческого agnostos — недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

Агностицизм. Идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание (!). Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая обуславливает и сохраняет мировой строй.


Термин «агностицизм» был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли.
Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в частности в софизме и скептицизме.

Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят на агностиков «старых», или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и «новых», т.е эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними заключается в том, что первые видят образование в человеке нравственных принципов делом личного опыта, а вторые — наследственного опыта. Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и Дэвида Юма. Иммануил Кант, положив в основу свой теоретико-познавательной концепции разграничение «вещи в себе» и «вещи для нас», фактически принял позицию агностицизма. Позиции агностицизма характерны для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма.

Изначально агностицизм относился исключительно к возможности познания бога, однако вскоре был распространен и на возможность познания объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих естествоиспытателей и философов.

В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира. В настоящее время одним из характерных выражений агностицизма является позиция конвенционализма.

Как можно заметить, в отношении бога агностицизм выдвигает лишь один, достаточно невнятный тезис – “бога нельзя познать”.
Т.е. невозможно получить достоверной (да и вообще никакой!) информации о боге. Этот тезис трудно рассматривать как атеистический, даже если заменить его другим (как это часто делают) – “существование бога невозможно доказать”. Этот агностический тезис, являющийся следствием первого, так же ни в коей мере не противостоит религиозному восприятию, которое основано не на доказательствах (познании), а на вере.

Более того, отрицая саму возможность (научного) познания, агностицизм часто является одной из составляющих религиозного мировоззрения. Действительно, если познать что-либо невозможно, остаётся в это только верить. Более того, практически все религиозные учения всячески стараются укрепить своих адептов именно в этой мысли – невозможно (да и не нужно!) что-либо знать о боге.

Вот что пишет Н. Бердяев в «Философии свободного духа»
“В церковном сознании остается силен агностицизм, который есть результат борьбы против гностицизма. Церковный агностицизм и был защитой человеческого духа от власти природных стихий и демонов, от космической бесконечности, грозящей поглотить человека. Это есть борьба за человека, за его образ и лик, за свободу его духа. Вот почему нельзя презрительно относиться к церковному агностицизму и слишком легко его критиковать, — нужно понять смысл его.

Христианский агностицизм, который целиком остается и закрепляется и в католическом рационализме, имел свой смысл и свое оправдание. Но могут наступить в христианстве времена, когда ему пора кончиться, ибо он делается опасным. Этот христианский агностицизм утверждал своеобразный прагматизм незнания. Нужно ограничить восприимчивость человека и возможность познания, чтобы человек не был оглушен космическим громом и ослеплен космическим светом: Мы защищены толстокожестью, нечувствительностью, отсутствием, органон для восприятия того, что для нас опасно, для чего мы духовно не созрели. Незнание так же может быть защитой, как и знание.”

Видимо, именно эти религиозные корни агностицизма приводит к тому положению вещей, которое Е.К. Дулуман описывает в своей работе посвящённой агностицизму:
“Кроме признания научно-теоретического бессилия доказать, что Бога – нет, агностики Запада начали признавать полезность религии в аспекте проповеди ею некоторых элементов общечеловеческой морали; удовлетворение мировоззренческих потребность непросвещенных или мало сведущих людей; предоставление верующим возможности пообщаться с единомышленниками, отвести душу, получить в церкви катарсис (“очищение”) души, снять напряжение и так далее. Характерно, что в последнее время в США агностики начали регистрироваться и получать юридический статус религиозной общины, организовывать молитвенные собрания, на которых заслушивают научные проповеди, поют свои песни, медитируют и так далее”.

 Итак, подытоживая этот краткий философский экскурс, можно указать достоверные черты, свойственные агностицизму в целом:

  1. Агностицизм является философским учением тесно связанным с философией скептицизма. Основные идеи агностицизма сформулированы в трудах Беркли, Юма и Канта.
  2. Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного мира, познание истины, отвергает объективное знание.
  3. По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность “богопознания”, т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Теперь, посмотрим, какое отношение агностицизм имеет к атеизму. В принципе, из краткого обзора скептицизма и агностицизма уже понятно, что агностицизм и атеизм базируются на совершенно разных, и даже контрарных, положениях. Но чтобы немного отвлечься от философии, позволим себе краткое литературное отступление.

“Следственный эксперимент”.

Алёша был безбожник – да не из таких, знаете, агностиков,
каких сейчас много развелось среди образованных людей,
так что уж кого и не спросишь, чуть не каждый отвечает:
“Допускаю существование Высшего Разума, но полностью
за сие не поручусь”, а самый что ни на есть отъявленный атеист.

Б. Акунин. “Пелагия и чёрный монах”.

 

Да, много агностиков развелось нынче среди образованных людей. (Причин, по которым это произошло, мы коснёмся чуть ниже.) Вот и в среде вновь образовавшихся атеистов появились разные только что образованные Алёши, которые взялись рассуждать о философии атеизма, будучи плохо образованы в вопросах этой самой философии. Иной раз, дело доходит до весьма комичных ситуаций, когда такие философы “допускающие существование Высшего Разума, но полностью за сие не поручающиеся” объявляют свои агностические воззрения – атеизмом, а себя – научными атеистами.
Трудно сказать, чем вызвано такое положение вещей — чистосердечными философскими заблуждениями или умышленно рациональными искажениями. Но факт остаётся фактом – многие, кто называет себя атеистами и поддерживает антиклерикальные положения, не являются атеистами в философском смысле этого понятия.
И это закономерно. Как закономерно и то, что некоторые люди, считавшие себя атеистами, присоединившись к атеистическому движению, вдруг обнаружили, что их взгляды во многом не соответствуют основным принципам атеизма. Можно даже понять недовольство этих людей и их желание навязать атеистическому движению собственные, скажем (в аспекте рассматриваемом данной статьёй) агностические взгляды.

Итак, допустим, что существует некий “Алёша”, который утверждает, что он материалист и атеист. Причём не просто атеист, а научный атеист. Это значит что, будучи материалистом, Алёша должен бы не просто отвергать веру в бога, в сверхъестественные силы и вообще всякую религию, но и утверждать отсутствие бога, доказывая его на основе научных изысканий.

Вместо этого, Алёша утверждает “что равно нельзя как доказать существование бога, так и опровергнуть его наличие”. Он и сам осознаёт, что это не атеизм а “почти что агностицизм. Его-то я и придерживаюсь”, – пишет он. “Типа вроде бы нет, но кто знает?” (“Допускаю… но полностью за сие не поручусь”.)
Наш Алёша сознательно занимает позицию философского агностицизма, т.е. в отличие от акунинского Алёши – “самый что ни на есть отъявленный” агностик.

Что же получается – с одной стороны Алёша последовательный агностик, с другой – научный атеист и материалист? Разумеется — нет. Наш следственный эксперимент однозначно показывает – испытуемый Алёша либо сам не понимает, что говорит, либо лукавит.

Материализм является самодостаточной философской концепцией и согласно упоминавшемуся нами ранее философскому словарю, отвергает философский скептицизм и агностицизм, занимая позицию гносеологического оптимизма.
Научный атеизм, имея в своей основе материализм как философскую основу и научный метод познания как инструмент, занимается как раз тем, что исходя из принципов материалистического мировоззрения утверждает реальное отсутствие бога и в противовес скептицизму и агностицизму утверждает, что любой процесс или объект может быть познан человеком.
Справедливости ради, следует заметить, что научным обязан быть лишь “научный атеизм”. А атеизм вообще не обязан быть научным и может существовать в иной форме. Если у кого-нибудь есть иные основания, чем научный метод познания, чтобы отрицать существование бога и не принимать религиозные верования – никто не мешает ему их использовать.

Вектор агностицизма.

Итак, важно отметить, что в системе современной философии человек не может быть материалистом и идеалистом одновременно. Эти два философских течения выступают, по сути, антагонистами по многим философским позициям.
Считается, что с философской точки зрения агностик находится ровно посредине между верующим и атеистом. (Обычно приводятся ссылки на рассуждения о равновероятной возможности, как существования бога, так и его отсутствия.) Агностик так же далёк от неверия в бога, как и от веры в бога. И так бы оно и было, если бы не три существенных обстоятельства.

Первое. Создатели философского агностицизма стояли на позициях субъективного идеализма, что в так или иначе, приводило их к выводу о существовании непознаваемого “сверхчеловеческого фактора”, иначе говоря – абсолюта, бога.

Второе. Отрицая возможность научного познания и существования объективного знания, агностики продвигали концепцию веры, которая, как философская категория не вызывала у них возражений. (Действительно, в рамках агностицизма нет никаких философских препятствий к тому чтобы верить в то, что невозможно познать.)

И, наконец, третье обстоятельство. Назовём его вектором агностицизма.
Для того чтобы обосновать введение такого термина, рассмотрим два общества.
Одно из них – общество типа А. В нём преобладают атеисты, а верующих явное меньшинство. Второе, общество типа В, где в тех же пропорциях преобладают верующие.
В обоих обществах присутствует некоторое количество людей, которых мы назовём агностиками. Для этих людей характерна неопределённая позиция по отношению к факту существования бога. Однако, мировоззрение каждого члена таких обществ может меняться – атеист может становится агностиком, агностик – верующим и наоборот – верующий агностиком и затем атеистом.
(Конечно, верующий и сразу может стать атеистом, а атеист – верующим, однако, логично допустить, что изменение индивидуального мировоззрения происходит не резко, а через промежуточный этап. )
Таким образом при переходе от общества типа В к обществу типа А, количество агностиков будет увеличиваться. Т.е. количество атеистов будет увеличиваться за счёт агностиков, которое некоторое время назад были верующими.
Иными словами, вектор агностицизма будет направлен в сторону светского общества. Именно это подмечает Б. Акунин, когда пишет, что среди образованных людей развелось много агностиков. Действительно, в России конца 19-ого начала 20-го века, когда православная религиозная идеология исчерпала себя и начала закономерно разрушаться, люди (прежде всего образованные) начали менять своё отношение к вопросу существованию бога
Такая же ситуация, когда общество двигалось от религиозного фундаментализма к светскому устройству существовала в Западной Европе в 18 веке. Именно в тех условиях становление философии агностицизма было направлено против господства религиозного мировоззрения. Философские работы Юма и Канта, которые для современного атеиста выглядят чуть ли не религиозными зазывалами, четверть тысячелетия назад означали кризис религиозной философии и давали шанс думающим людям выйти из парадигмы религиозного мышления.

Совсем другая ситуация возникает, когда общество из светского превращается в тоталитарно-религиозное, (или согласно нашей модели, общество типа А становится обществом типа В). Именная такая ситуация существует в России в последние 15 лет.
В этих условиях, агностицизм является проводником религиозного мировоззрения в среду атеистически настроенной части общества, а агностики – тем питательным бульоном, на котором бурно растут религии, секты, магические верования, колдуны, экстрасенсы, целители и им подобные. Пользуясь нашей терминологией, вектор агностицизма в России в конце 20 века был направлен в строну религиозного общества. А агностицизм сформировался именно как инструмент, позволяющий насадить религиозные верования того или иного формата.

Отсюда вытекает и отношение атеистов к агностицизму.
Агностицизм интересен для атеистов лишь как средство, позволяющее вывести человека из замкнутого круга религиозных представлений. Агностицизм лишь тогда является союзником атеизма, когда процветает в среде верующих; развитие агностических идей в собственно атеистической среде (например, в том или ином атеистическом обществе) означает наоборот, ослабление атеистического мировоззрения, – как в философском, так и социальном аспектах.

 

 © Димьян 2002 Все права принадлежат Димьяну Небедному. Распространение, копирование, публикация в СМИ, переписывание от руки и чтение вслух приветствуются по Закону.  (((прим. использованные в тексте данной статьи материалы доступны по текстовым гиперссылкам)))

 

Агностицизм — Энциклопедия Нового Света


Агностицизм — это философская или религиозная точка зрения, согласно которой истинность некоторых утверждений — особенно утверждений о существовании Бога, богов, божеств, высшей реальности или загробной жизни — неизвестна или, в зависимости от форма агностицизма, непознаваемая по своей сути в силу субъективного характера опыта.

Агностики утверждают, что либо невозможно иметь абсолютное , либо определенное знание существования или несуществования Бога или богов; или, в качестве альтернативы, постулировать, что, хотя определенность может быть возможной для некоторых, они лично не овладели этим знанием. Агностицизм в обоих случаях предполагает некоторую форму скептицизма.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Философские основы агностицизма
  • 3 варианта агностицизма
  • 4 Агностицизм в религии
  • 5 Значение
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 кредитов

Агностицизм не обязательно лишен веры в Бога или богов. Скорее, его вера состоит в том, что существование Бога или богов непознаваемо . Важно отметить, что, вопреки более популярному пониманию агностицизма просто как агностического отношения к божественному, агностицизм на самом деле является весьма конструктивным проектом в двух отношениях. Во-первых, в первоначальном понимании Томаса Хаксли, придумавшего этот термин, оно включает в себя серьезный философский подход к вопросу о существовании Бога. Во-вторых, агностицизм может религиозно привести к осознанию своего невежества, что, в свою очередь, может привести к глубокому переживанию божественного.

Этимология

Термин агностицизм происходит от соединения греческого префикса «а», означающего «без», и gnosis , означающего «знание». Таким образом, этот термин совершенно явно указывает на дефицит знаний агностика о божественном. Термин «агностик» является относительно новым, он был введен Томасом Хаксли в 1869 году для описания его личной философии, отвергавшей гностицизм, под которым он подразумевал все притязания на оккультное или мистическое [1] знание, такое, о котором говорили ранние христиане. лидеры церкви, использовавшие греческое слово gnosis для описания «духовного знания». Однако агностицизм не следует путать с религиозными взглядами, противостоящими гностическому движению, то есть ранним протохристианским религиозным сектам, существовавшим в начале первого тысячелетия.

В последние годы в научной литературе по психологии и неврологии стало очевидным использование слова «агностицизм» для обозначения того, что неизвестно или достоверно. [2] Кроме того, этот термин иногда используется в значении, напоминающем «независимый», особенно в технической и маркетинговой литературе, что может относиться к «аппаратному агностику» [3] или «независимый от платформы». [4]

Философские основы агностицизма

Философ-софист Протагор (485–420 г. до н. э., г.) был, по-видимому, первым среди многих мыслителей в истории, кто предположил, что вопрос о существовании Бога непознаваем. [5] Однако именно философ эпохи Просвещения Дэвид Юм заложил основы современного агностицизма, когда он утверждал, что любое осмысленное утверждение о вселенной всегда сопровождается некоторой степенью сомнения.

Опираясь на Юма, мы видим, что ошибочность человеческого рассуждения означает, что человек не может получить абсолютную уверенность в любом вопросе, за исключением тривиальных случаев, когда утверждение истинно по определению (например, «все холостяки не женаты» или «все треугольники имеют три угла»). Все рациональные утверждения, утверждающие фактическое утверждение о вселенной, которые начинаются с утверждения «Я считаю, что…», являются просто сокращением для утверждения «основываясь на моем знании, понимании и интерпретации преобладающих свидетельств, я предварительно верю в это». ..» Например, когда кто-то говорит: «Я считаю, что Ли Харви Освальд застрелил Джона Ф. Кеннеди», этот человек утверждает не абсолютную истину, а скорее предварительное убеждение, основанное на интерпретации доказательств, собранных перед ним или ею. Даже если кто-то может поставить будильник на ночь, полностью веря, что солнце взойдет на следующий день, эта вера является предварительной, сдерживаемой небольшой, но конечной степенью сомнения, поскольку всегда существует некоторая бесконечно малая мера вероятности того, что солнце может взорваться или что этот человек может умереть и так далее.

Что отличает агностицизм от общего скептицизма, который пронизывает большую часть современной западной философии, так это то, что суть вопроса заключается в природе Бога, а не в том, существует ли Бог просто. Таким образом, природа и атрибуты Бога имеют первостепенное значение. Агностицизм утверждает в качестве фундаментального принципа, что природа и атрибуты Бога находятся за пределами понимания конечного и ограниченного человеческого разума, поскольку эти божественные атрибуты превосходят человеческое понимание. Представление о Боге просто слишком обширно, чтобы простое человеческое существо могло охватить его или его разум. Люди могут применять такие термины, как «всемогущий», «вездесущий», «бесконечный» и «вечный», чтобы попытаться охарактеризовать Бога, но, как утверждают агностики, эти в высшей степени туманные термины только подчеркивают неадекватность нашего ментального оборудования для понимания понятие такое обширное, эфемерное и неуловимое.

Агностические взгляды могут быть такими же старыми, как и философский скептицизм, но термины «агностик» и «агностицизм» были созданы Томасом Хаксли, чтобы поставить его убеждения рядом с другими доминирующими философскими и религиозными убеждениями того времени. Хаксли воспринимал свои убеждения как принципиально отличающиеся в одном важном отношении от всех этих других позиций, будь то теистические, пантеистические, деистические, идеалистические или христианские. По его словам:

Единственное, в чем большинство этих хороших людей были согласны, это то, в чем я отличался от них. Они были совершенно уверены, что достигли определенного «гнозиса» — более или менее успешно решили проблему существования; в то время как я был совершенно уверен, что нет, и имел довольно сильное убеждение, что проблема неразрешима. [6]

Агностицизм Хаксли считается естественным следствием интеллектуальных и философских условий 1860-х годов, когда клерикальная нетерпимость пыталась подавить научные открытия, которые, казалось, противоречили буквальному прочтению Книги Бытия и других источников. сложились иудейские и христианские учения. С тех пор этот термин используется как важная категория в классификации религиозных верований. Однако этот термин не следует рассматривать строго с точки зрения религиозной категоризации. Первоначально он служил для описания позиции Хаксли в отношении основ знания, а не просто его позиции в отношении существования Бога. Как писал сам Хаксли:

Агностицизм, по сути, не вероучение, а метод, суть которого заключается в неукоснительном применении единого принципа (…) Положительно можно выразить принцип: В вопросах интеллекта следуй своему разуму насколько это возможно, без учета каких-либо других соображений. И отрицательно: в вопросах интеллекта не претендуйте на достоверность выводов, которые не доказаны или не доказуемы. [7]

Таким образом, агностицизм возник как эпистемологический процесс, прежде чем он стал дескриптором конкретной позиции относительно существования Бога. Использовать агностицизм в его самом общем смысле — то есть, ссылаясь на кого-то, кто считает существование Бога непознаваемым, — значит использовать определение этого термина, данное Гербертом Спенсером. [8]

Варианты агностицизма

Агностицизм можно разделить на несколько подкатегорий. Недавно предложенные варианты включают:

  • Сильный агностицизм (также называемый «жестким агностицизмом», «закрытым агностицизмом», «строгим агностицизмом» или «абсолютным агностицизмом») относится к точке зрения, согласно которой вопрос о существовании или несуществовании Бога или богов и природе конечная реальность непознаваема из-за нашей естественной неспособности проверить любой опыт чем-либо, кроме другого субъективного опыта. Сильный агностик сказал бы: «Я не знаю, существует Бог или нет, и вы тоже».
  • Слабый агностицизм (также называемый «мягким агностицизмом», «мягким агностицизмом», «открытым агностицизмом», «эмпирическим агностицизмом», «временным агностицизмом») относится к точке зрения, согласно которой существование или несуществование Бога или богов в настоящее время неизвестно, но не обязательно непознаваемо, учитывая надлежащие доказательства. Поэтому слабый агностик будет воздерживаться от суждений о существовании Бога или богов до тех пор, пока не будет доступно больше доказательств. Слабый агностик сказал бы: «Я не знаю, существует Бог или нет, но, может быть, вы знаете».
  • Апатичный агностицизм относится к точке зрения, согласно которой нет доказательств ни существования, ни несуществования Бога или богов, и что, поскольку любой Бог или боги, которые могут существовать, кажутся безразличными к вселенной или благополучию ее обитателей, вопрос о божественном в любом случае является в значительной степени академическим. Апатичный агностик вроде французского философа восемнадцатого века Дени Дидро сказал бы: «Меня просто не волнует, существует Бог или нет».
  • Игностицизм — это утверждение о том, что последовательное определение «Бога» должно быть выдвинуто, прежде чем можно будет осмысленно обсуждать вопрос о существовании Бога. Если выбранное определение непоследовательно, то есть не поддается эмпирической проверке, игностик придерживается некогнитивистской точки зрения, согласно которой существование Бога бессмысленно. Итак, невежда сказал бы: «Я не знаю, что вы имеете в виду, когда говорите: «Бог существует». Термин «игностицизм» был придуман реформистским еврейским раввином Шервином Вайном. Следует отметить, что A.J. Айер, Теодор Драндж и другие философы считают игностицизм отличным от атеизма и агностицизма на том основании, что атеизм и агностицизм по-прежнему do принять «Бог существует» как осмысленное утверждение, которое можно признать ложным (атеизм) или все еще неубедительным (агностицизм).
  • Агностический теизм (также называемый «религиозным агностицизмом») — это точка зрения тех, кто не утверждает, что знает существование Бога или богов, но все же верит в существование такого существа. Некоторые теисты-агностики с радостью и смирением признают свое невежество, чтобы благочестиво приблизиться к Богу. Другие, веря в божественное, могут отчаяться полностью понять, во что они верят.
  • Агностический атеизм – это точка зрения, противоположная агностическому теизму: существование Бога или богов непознаваемо, поэтому не следует верить в указанного Бога или богов. Бертран Рассел называл себя «атеистически настроенным» агностиком.
  • Слабый атеизм также можно считать формой агностицизма, поскольку слабые атеисты не отрицают утверждения о существовании единого божества или группы божеств. Скорее, они только воздерживаются от согласия с теистическими утверждениями, не питая никакого мнения относительно существования божеств, либо из-за отсутствия интереса к этому вопросу (точка зрения, называемая апатией), либо из-за веры в то, что аргументы и доказательства, представленные обоими теисты и сильные атеисты одинаково неубедительны, поскольку и те, и другие несут бремя доказательства того, существует или нет бог соответственно.

Агностицизм в религии

Хотя это может показаться нелогичным, нити агностицизма тонко вплетены во многие религии мира. В таких разнообразных течениях, основанных на вере, как фидеизм и индуистское движение бхакти, интеллектуальное знание божественного существования считается ниже беспрекословной преданности верховному божеству. Христианские фидеисты утверждали бы, например, что человеческое познание нельзя считать жизнеспособным средством познания, поскольку оно испорчено первородным грехом; поэтому вера в Бога является единственной надеждой на осознание Бога.

Сёрен Кьеркегор (1813–1855), известный христианский теолог-экзистенциалист, является ключевым сторонником этого направления мысли. Реагируя на гностическое заявление Гегеля о способности достичь полного знания, Кьеркегор предположил, что существование Бога не может быть познано с какой-либо уверенностью человеческими способностями, и предположил, что для осознания Бога и преодоления этих способностей необходим «прыжок веры».

Хотя большинство разновидностей христианства заявляют о знании очень личного и антропоморфного Бога-творца, другие несколько более агностичны в своих подходах к божественному. Например, римско-католическая догма о природе Бога содержит много агностицизма. Рассмотрим терминологию, используемую в Католическая энциклопедия для характеристики Бога: это существо создано из «бесконечно совершенной духовной субстанции» и далее описано как «всемогущее», «вечное», «непостижимое», а также «бесконечное в интеллекте и воле и в всякое совершенство». [9] Каждый из этих терминов предполагает, что высшее божественное существо практически непостижимо для смертных людей, поскольку они существуют в своей текущей физической форме.

Многие течения буддизма можно назвать агностическими, если не нетеистическими. В то время как буддийские тексты изображают множество богов и богинь, которым не хватает способностей творить или даровать спасение, редко обсуждается существование единственного верховного божества. Большинство буддистов верят, что такой верховный бог может существовать, а может и не существовать; однако существование такого божественного существа или существ они считают несущественным в поисках, связанных с достижением нирваны или просветления.

Значение

Агностицизм является важной классификацией в категоризации философских и религиозных верований, поскольку он фактически представляет собой золотую середину между верой в Бога или богов и полным неверием. Тем не менее, агностицизм также является одной из самых запутанных из таких категорий. Хотя этот термин может просто относиться к нейтральной, агностической позиции относительно существования божественного, он также может означать нечто более серьезное и конструктивное, чем можно было бы ожидать. Кажется, есть два способа оценить значение агностицизма: один философский, а другой религиозный.

С философской точки зрения следует осознавать тот факт, что агностицизм в его первоначальном смысле у Гексли относится более конкретно к серьезному процессу приближения к вопросу о существовании Бога или богов, а также множества других явлений, посредством Эмпиризм и разум. Таким образом, ограничение термина «агностик» типом человека, который просто не уверен в существовании Бога или богов, не соответствует предполагаемому значению этого слова. Эти терминологические предостережения, возможно, иллюстрируют, насколько уникальна и многогранна позиция агностиков на самом деле: в то время как и теисты, и атеисты занимают твердые позиции относительно существования или несуществования Бога, соответственно, агностики остаются основанными на определенном способе мышления, а не на показной позиции.

С религиозной точки зрения, если агностик настолько скромен, что осознает степень своего невежества, тогда он может прийти к более глубокому переживанию Бога в сфере благочестия и веры, чем общепризнанный теист, который не обязательно идет через агностицизм. Таким образом, агностицизм может играть конструктивную, а не деструктивную роль, позволяя людям получить глубокий опыт божественного. Кажется, это связано с духовным видом агностицизма, о котором говорил Сократ, когда подчеркивал необходимость осознания своего невежества в поисках мудрости.

Примечания

  1. Словарь американского наследия , 2000, с.в. «Агностик».
  2. Оксфордский словарь английского языка , Серия дополнений, 1993.
  3. ↑ С. Дж. О’Доннелл и М. Ф. Краевски, «Аппаратно-независимый подход к поддержке жизненного цикла TPS», в материалах конференции по технологии системной готовности Autotestcon 2006 (IEEE, 2006), 371-75. ISBN 1424400511 См. информацию о статье в Интернете. Проверено 15 октября 2007 г.
  4. ↑ Фру Хазлит, «Независимость от платформы — единственный способ выжить в эпоху цифровых технологий», The Independent , 26 июня 2006 г. Проверено 15 октября 2007 г.
  5. ↑ К. Канненгейзер, К. «Атеизм», в Энциклопедии религии под редакцией Мерсии Элиаде (Нью-Йорк: MacMillan Publishing, 1987, ISBN 0029098505), 485.
  6. ↑ Томас Хаксли, «Агностицизм», в Собрание эссе , тома. 1–7 (Нью-Йорк: Д. Эпплтон и Ко., 1896–1910), 238.
  7. ↑ Хаксли, «Агностицизм», 246.
  8. ↑ Герберт Спенсер, Первые принципы (Лондон: Routledge/Thoemmes, 1996).
  9. Католическая энциклопедия , с.в. «Природа и атрибуты Бога». Проверено 15 октября 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Хьюм, Дэвид. Диалоги о естественной религии . Нью-Йорк: Рутледж, 1991. ISBN 0415020131
  • .
  • Хаксли, Томас. Сборник очерков Тома 1-7. Нью-Йорк: Д. Эпплтон и Ко, 1896-1910.
  • Хаксли, Томас. Место человека в природе и другие антропологические очерки , Лондон: Macmillan, 1906.
  • Канненгейзер, К. «Атеизм». Энциклопедия религии . Под редакцией Мерсии Элиаде. Нью-Йорк: издательство MacMillan, 1987. ISBN 0029098505
  • .
  • Рэй, Мэтью Алан. Субъективность и безрелигиозность: атеизм и агностицизм у Канта, Шопенгауэра и Ницше . Берлингтон, Вирджиния: Ашгейт, 2003. ISBN 0754634566
  • Спенсер, Герберт. Первые принципы . Лондон: Routledge/Thoemmes, 1996. ISBN 0415122112
  • .
  • Стейн, Гордон. «Агностицизм.» В Энциклопедия неверия (Том 1) . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея, 1985. 3–4. ISBN 978-0879753078

Внешние ссылки

Все ссылки получены 30 апреля 2021 г.

  • «Почему я агностик» Роберта Г. Ингерсолла (1896)
  • Что такое агностицизм? — Атеизм: Столичный человек
  • Атеизм и агностицизм — Стэнфордская философская энциклопедия
  • Агностицизм — от Ontario Consultants on Religious Tolerance
  • «Во что верят агностики?» Цви Фриман, Chabad. org
  • Агностицизм Роберта Тодда Кэрролла, Словарь скептиков

Авторы

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Агностицизм история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «агностицизма»

Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Агностицизм — Энциклопедия Нового Света


Агностицизм — это философская или религиозная точка зрения, согласно которой истинность некоторых утверждений — особенно утверждений о существовании Бога, богов, божеств, высшей реальности или загробной жизни — неизвестна или, в зависимости от форма агностицизма, непознаваемая по своей сути в силу субъективного характера опыта.

Агностики утверждают, что невозможно иметь абсолютное или достоверное знание о существовании или несуществовании Бога или богов; или, в качестве альтернативы, постулировать, что, хотя определенность может быть возможной для некоторых, они лично не овладели этим знанием. Агностицизм в обоих случаях предполагает некоторую форму скептицизма.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Философские основы агностицизма
  • 3 варианта агностицизма
  • 4 Агностицизм в религии
  • 5 Значение
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 кредитов

Агностицизм не обязательно лишен веры в Бога или богов. Скорее, его вера состоит в том, что существование Бога или богов непознаваемо . Важно отметить, что, вопреки более популярному пониманию агностицизма просто как агностического отношения к божественному, агностицизм на самом деле является весьма конструктивным проектом в двух отношениях. Во-первых, в первоначальном понимании Томаса Хаксли, придумавшего этот термин, оно включает в себя серьезный философский подход к вопросу о существовании Бога. Во-вторых, агностицизм может религиозно привести к осознанию своего невежества, что, в свою очередь, может привести к глубокому переживанию божественного.

Этимология

Термин агностицизм происходит от соединения греческого префикса «а», означающего «без», и gnosis , означающего «знание». Таким образом, этот термин совершенно явно указывает на дефицит знаний агностика о божественном. Термин «агностик» является относительно новым, он был введен Томасом Хаксли в 1869 году для описания его личной философии, отвергавшей гностицизм, под которым он подразумевал все притязания на оккультное или мистическое [1] знание, такое, о котором говорили ранние христиане. лидеры церкви, использовавшие греческое слово gnosis для описания «духовного знания». Однако агностицизм не следует путать с религиозными взглядами, противостоящими гностическому движению, то есть ранним протохристианским религиозным сектам, существовавшим в начале первого тысячелетия.

В последние годы в научной литературе по психологии и неврологии стало очевидным использование слова «агностицизм» для обозначения того, что неизвестно или достоверно. [2] Кроме того, этот термин иногда используется в значении, напоминающем «независимый», особенно в технической и маркетинговой литературе, что может относиться к «аппаратному агностику» [3] или «независимый от платформы». [4]

Философские основы агностицизма

Философ-софист Протагор (485–420 г. до н. э., г.) был, по-видимому, первым среди многих мыслителей в истории, кто предположил, что вопрос о существовании Бога непознаваем. [5] Однако именно философ эпохи Просвещения Дэвид Юм заложил основы современного агностицизма, когда он утверждал, что любое осмысленное утверждение о вселенной всегда сопровождается некоторой степенью сомнения.

Опираясь на Юма, мы видим, что ошибочность человеческого рассуждения означает, что человек не может получить абсолютную уверенность в любом вопросе, за исключением тривиальных случаев, когда утверждение истинно по определению (например, «все холостяки не женаты» или «все треугольники имеют три угла»). Все рациональные утверждения, утверждающие фактическое утверждение о вселенной, которые начинаются с утверждения «Я считаю, что…», являются просто сокращением для утверждения «основываясь на моем знании, понимании и интерпретации преобладающих свидетельств, я предварительно верю в это». ..» Например, когда кто-то говорит: «Я считаю, что Ли Харви Освальд застрелил Джона Ф. Кеннеди», этот человек утверждает не абсолютную истину, а скорее предварительное убеждение, основанное на интерпретации доказательств, собранных перед ним или ею. Даже если кто-то может поставить будильник на ночь, полностью веря, что солнце взойдет на следующий день, эта вера является предварительной, сдерживаемой небольшой, но конечной степенью сомнения, поскольку всегда существует некоторая бесконечно малая мера вероятности того, что солнце может взорваться или что этот человек может умереть и так далее.

Что отличает агностицизм от общего скептицизма, который пронизывает большую часть современной западной философии, так это то, что суть вопроса заключается в природе Бога, а не в том, существует ли Бог просто. Таким образом, природа и атрибуты Бога имеют первостепенное значение. Агностицизм утверждает в качестве фундаментального принципа, что природа и атрибуты Бога находятся за пределами понимания конечного и ограниченного человеческого разума, поскольку эти божественные атрибуты превосходят человеческое понимание. Представление о Боге просто слишком обширно, чтобы простое человеческое существо могло охватить его или его разум. Люди могут применять такие термины, как «всемогущий», «вездесущий», «бесконечный» и «вечный», чтобы попытаться охарактеризовать Бога, но, как утверждают агностики, эти в высшей степени туманные термины только подчеркивают неадекватность нашего ментального оборудования для понимания понятие такое обширное, эфемерное и неуловимое.

Агностические взгляды могут быть такими же старыми, как и философский скептицизм, но термины «агностик» и «агностицизм» были созданы Томасом Хаксли, чтобы поставить его убеждения рядом с другими доминирующими философскими и религиозными убеждениями того времени. Хаксли воспринимал свои убеждения как принципиально отличающиеся в одном важном отношении от всех этих других позиций, будь то теистические, пантеистические, деистические, идеалистические или христианские. По его словам:

Единственное, в чем большинство этих хороших людей были согласны, это то, в чем я отличался от них. Они были совершенно уверены, что достигли определенного «гнозиса» — более или менее успешно решили проблему существования; в то время как я был совершенно уверен, что нет, и имел довольно сильное убеждение, что проблема неразрешима. [6]

Агностицизм Хаксли считается естественным следствием интеллектуальных и философских условий 1860-х годов, когда клерикальная нетерпимость пыталась подавить научные открытия, которые, казалось, противоречили буквальному прочтению Книги Бытия и других источников. сложились иудейские и христианские учения. С тех пор этот термин используется как важная категория в классификации религиозных верований. Однако этот термин не следует рассматривать строго с точки зрения религиозной категоризации. Первоначально он служил для описания позиции Хаксли в отношении основ знания, а не просто его позиции в отношении существования Бога. Как писал сам Хаксли:

Агностицизм, по сути, не вероучение, а метод, суть которого заключается в неукоснительном применении единого принципа (…) Положительно можно выразить принцип: В вопросах интеллекта следуй своему разуму насколько это возможно, без учета каких-либо других соображений. И отрицательно: в вопросах интеллекта не претендуйте на достоверность выводов, которые не доказаны или не доказуемы. [7]

Таким образом, агностицизм возник как эпистемологический процесс, прежде чем он стал дескриптором конкретной позиции относительно существования Бога. Использовать агностицизм в его самом общем смысле — то есть, ссылаясь на кого-то, кто считает существование Бога непознаваемым, — значит использовать определение этого термина, данное Гербертом Спенсером. [8]

Варианты агностицизма

Агностицизм можно разделить на несколько подкатегорий. Недавно предложенные варианты включают:

  • Сильный агностицизм (также называемый «жестким агностицизмом», «закрытым агностицизмом», «строгим агностицизмом» или «абсолютным агностицизмом») относится к точке зрения, согласно которой вопрос о существовании или несуществовании Бога или богов и природе конечная реальность непознаваема из-за нашей естественной неспособности проверить любой опыт чем-либо, кроме другого субъективного опыта. Сильный агностик сказал бы: «Я не знаю, существует Бог или нет, и вы тоже».
  • Слабый агностицизм (также называемый «мягким агностицизмом», «мягким агностицизмом», «открытым агностицизмом», «эмпирическим агностицизмом», «временным агностицизмом») относится к точке зрения, согласно которой существование или несуществование Бога или богов в настоящее время неизвестно, но не обязательно непознаваемо, учитывая надлежащие доказательства. Поэтому слабый агностик будет воздерживаться от суждений о существовании Бога или богов до тех пор, пока не будет доступно больше доказательств. Слабый агностик сказал бы: «Я не знаю, существует Бог или нет, но, может быть, вы знаете».
  • Апатичный агностицизм относится к точке зрения, согласно которой нет доказательств ни существования, ни несуществования Бога или богов, и что, поскольку любой Бог или боги, которые могут существовать, кажутся безразличными к вселенной или благополучию ее обитателей, вопрос о божественном в любом случае является в значительной степени академическим. Апатичный агностик вроде французского философа восемнадцатого века Дени Дидро сказал бы: «Меня просто не волнует, существует Бог или нет».
  • Игностицизм — это утверждение о том, что последовательное определение «Бога» должно быть выдвинуто, прежде чем можно будет осмысленно обсуждать вопрос о существовании Бога. Если выбранное определение непоследовательно, то есть не поддается эмпирической проверке, игностик придерживается некогнитивистской точки зрения, согласно которой существование Бога бессмысленно. Итак, невежда сказал бы: «Я не знаю, что вы имеете в виду, когда говорите: «Бог существует». Термин «игностицизм» был придуман реформистским еврейским раввином Шервином Вайном. Следует отметить, что A.J. Айер, Теодор Драндж и другие философы считают игностицизм отличным от атеизма и агностицизма на том основании, что атеизм и агностицизм по-прежнему do принять «Бог существует» как осмысленное утверждение, которое можно признать ложным (атеизм) или все еще неубедительным (агностицизм).
  • Агностический теизм (также называемый «религиозным агностицизмом») — это точка зрения тех, кто не утверждает, что знает существование Бога или богов, но все же верит в существование такого существа. Некоторые теисты-агностики с радостью и смирением признают свое невежество, чтобы благочестиво приблизиться к Богу. Другие, веря в божественное, могут отчаяться полностью понять, во что они верят.
  • Агностический атеизм – это точка зрения, противоположная агностическому теизму: существование Бога или богов непознаваемо, поэтому не следует верить в указанного Бога или богов. Бертран Рассел называл себя «атеистически настроенным» агностиком.
  • Слабый атеизм также можно считать формой агностицизма, поскольку слабые атеисты не отрицают утверждения о существовании единого божества или группы божеств. Скорее, они только воздерживаются от согласия с теистическими утверждениями, не питая никакого мнения относительно существования божеств, либо из-за отсутствия интереса к этому вопросу (точка зрения, называемая апатией), либо из-за веры в то, что аргументы и доказательства, представленные обоими теисты и сильные атеисты одинаково неубедительны, поскольку и те, и другие несут бремя доказательства того, существует или нет бог соответственно.

Агностицизм в религии

Хотя это может показаться нелогичным, нити агностицизма тонко вплетены во многие религии мира. В таких разнообразных течениях, основанных на вере, как фидеизм и индуистское движение бхакти, интеллектуальное знание божественного существования считается ниже беспрекословной преданности верховному божеству. Христианские фидеисты утверждали бы, например, что человеческое познание нельзя считать жизнеспособным средством познания, поскольку оно испорчено первородным грехом; поэтому вера в Бога является единственной надеждой на осознание Бога.

Сёрен Кьеркегор (1813–1855), известный христианский теолог-экзистенциалист, является ключевым сторонником этого направления мысли. Реагируя на гностическое заявление Гегеля о способности достичь полного знания, Кьеркегор предположил, что существование Бога не может быть познано с какой-либо уверенностью человеческими способностями, и предположил, что для осознания Бога и преодоления этих способностей необходим «прыжок веры».

Хотя большинство разновидностей христианства заявляют о знании очень личного и антропоморфного Бога-творца, другие несколько более агностичны в своих подходах к божественному. Например, римско-католическая догма о природе Бога содержит много агностицизма. Рассмотрим терминологию, используемую в Католическая энциклопедия для характеристики Бога: это существо создано из «бесконечно совершенной духовной субстанции» и далее описано как «всемогущее», «вечное», «непостижимое», а также «бесконечное в интеллекте и воле и в всякое совершенство». [9] Каждый из этих терминов предполагает, что высшее божественное существо практически непостижимо для смертных людей, поскольку они существуют в своей текущей физической форме.

Многие течения буддизма можно назвать агностическими, если не нетеистическими. В то время как буддийские тексты изображают множество богов и богинь, которым не хватает способностей творить или даровать спасение, редко обсуждается существование единственного верховного божества. Большинство буддистов верят, что такой верховный бог может существовать, а может и не существовать; однако существование такого божественного существа или существ они считают несущественным в поисках, связанных с достижением нирваны или просветления.

Значение

Агностицизм является важной классификацией в категоризации философских и религиозных верований, поскольку он фактически представляет собой золотую середину между верой в Бога или богов и полным неверием. Тем не менее, агностицизм также является одной из самых запутанных из таких категорий. Хотя этот термин может просто относиться к нейтральной, агностической позиции относительно существования божественного, он также может означать нечто более серьезное и конструктивное, чем можно было бы ожидать. Кажется, есть два способа оценить значение агностицизма: один философский, а другой религиозный.

С философской точки зрения следует осознавать тот факт, что агностицизм в его первоначальном смысле у Гексли относится более конкретно к серьезному процессу приближения к вопросу о существовании Бога или богов, а также множества других явлений, посредством Эмпиризм и разум. Таким образом, ограничение термина «агностик» типом человека, который просто не уверен в существовании Бога или богов, не соответствует предполагаемому значению этого слова. Эти терминологические предостережения, возможно, иллюстрируют, насколько уникальна и многогранна позиция агностиков на самом деле: в то время как и теисты, и атеисты занимают твердые позиции относительно существования или несуществования Бога, соответственно, агностики остаются основанными на определенном способе мышления, а не на показной позиции.

С религиозной точки зрения, если агностик настолько скромен, что осознает степень своего невежества, тогда он может прийти к более глубокому переживанию Бога в сфере благочестия и веры, чем общепризнанный теист, который не обязательно идет через агностицизм. Таким образом, агностицизм может играть конструктивную, а не деструктивную роль, позволяя людям получить глубокий опыт божественного. Кажется, это связано с духовным видом агностицизма, о котором говорил Сократ, когда подчеркивал необходимость осознания своего невежества в поисках мудрости.

Примечания

  1. Словарь американского наследия , 2000, с.в. «Агностик».
  2. Оксфордский словарь английского языка , Серия дополнений, 1993.
  3. ↑ С. Дж. О’Доннелл и М. Ф. Краевски, «Аппаратно-независимый подход к поддержке жизненного цикла TPS», в материалах конференции по технологии системной готовности Autotestcon 2006 (IEEE, 2006), 371-75. ISBN 1424400511 См. информацию о статье в Интернете. Проверено 15 октября 2007 г.
  4. ↑ Фру Хазлит, «Независимость от платформы — единственный способ выжить в эпоху цифровых технологий», The Independent , 26 июня 2006 г. Проверено 15 октября 2007 г.
  5. ↑ К. Канненгейзер, К. «Атеизм», в Энциклопедии религии под редакцией Мерсии Элиаде (Нью-Йорк: MacMillan Publishing, 1987, ISBN 0029098505), 485.
  6. ↑ Томас Хаксли, «Агностицизм», в Собрание эссе , тома. 1–7 (Нью-Йорк: Д. Эпплтон и Ко., 1896–1910), 238.
  7. ↑ Хаксли, «Агностицизм», 246.
  8. ↑ Герберт Спенсер, Первые принципы (Лондон: Routledge/Thoemmes, 1996).
  9. Католическая энциклопедия , с.в. «Природа и атрибуты Бога». Проверено 15 октября 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Хьюм, Дэвид. Диалоги о естественной религии . Нью-Йорк: Рутледж, 1991. ISBN 0415020131
  • .
  • Хаксли, Томас. Сборник очерков Тома 1-7. Нью-Йорк: Д. Эпплтон и Ко, 1896-1910.
  • Хаксли, Томас. Место человека в природе и другие антропологические очерки , Лондон: Macmillan, 1906.
  • Канненгейзер, К. «Атеизм». Энциклопедия религии . Под редакцией Мерсии Элиаде. Нью-Йорк: издательство MacMillan, 1987. ISBN 0029098505
  • .
  • Рэй, Мэтью Алан. Субъективность и безрелигиозность: атеизм и агностицизм у Канта, Шопенгауэра и Ницше . Берлингтон, Вирджиния: Ашгейт, 2003. ISBN 0754634566
  • Спенсер, Герберт. Первые принципы . Лондон: Routledge/Thoemmes, 1996. ISBN 0415122112
  • .
  • Стейн, Гордон. «Агностицизм.» В Энциклопедия неверия (Том 1) . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея, 1985. 3–4. ISBN 978-0879753078

Внешние ссылки

Все ссылки получены 30 апреля 2021 г.

  • «Почему я агностик» Роберта Г. Ингерсолла (1896)
  • Что такое агностицизм? — Атеизм: Столичный человек
  • Атеизм и агностицизм — Стэнфордская философская энциклопедия
  • Агностицизм — от Ontario Consultants on Religious Tolerance
  • «Во что верят агностики?» Цви Фриман, Chabad.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts