Билет 47. «Основные идеи гуманистической психологии»
Гуманистическая психология — Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Представители А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард Предмет изучения Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Осуществление самого себя. Сознание собственного достоинства. Социальные потребности. Потребности в надежности. Этапы деградации личности. Поиск смысла жизни. Физиологические основные потребности. Непригодность исследования животных для понимания человека. Теоретические положения человек целостен Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи Главной психологической реальностью являются переживания человека Человеческая жизнь — целостный процесс Человек открыт к самореализации Человек не детерминирован только внешними ситуациями Вклад в психологию Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности; с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ. Будучи продуктом, результатом психической деятельности, образ, фиксируясь (в слове), в свою очередь становится идеальным объектом и отправной точкой дальнейшей психической деятельности. Образ, следовательно, двояко, двусторонне включается в психическую деятельность.
Всякий эмоциональный процесс, т.е. процесс, в котором его эмоциональный эффект – изменение эмоционального состояния человека – является главным психологическим эффектом, тоже оформляется в виде некоего образования – эмоции, чувства. И эти образования, как и образы предмета, не существуют вне, помимо тех процессов, в которых они формируются. Каждое чувство, выступающее как устойчивое образование, длящееся годы, иногда проходящее через всю жизнь человека (любовь к другому человеку, к своему народу, к правде, к человечеству и т. д.), есть сплетение чувств-процессов, закономерно возникающих при соответствующих обстоятельствах. Так, чувство любви к другому человеку – это чувство радости от общения с ним, восхищения от того образа человеческого, который при таком общении с ним выявляется, связанной с этим нежности к нему, заботы о нем, как только ему начинает что-то угрожать, огорчения, когда он терпит неудачи или подвергается страданиям, возмущения, когда по отношению к нему совершается несправедливость, гордости, когда в трудных условиях он оказывается на высоте, – все эти чувства выражают применительно к разным обстоятельствам, их вызывающим, одно и то же отношение к человеку. Каждое из них, как и все они вместе, – процессы, закономерно вызываемые их объектами (конечно, в данном случае, как и вообще, воздействия объектов могут закономерно вызывать психические явления лишь постольку, поскольку они преломляются через сложившиеся в субъекте внутренние отношения, обусловливаясь их закономерностями).
Психические образования – опят, навыки, привычки, знания.
Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям: а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса: б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния; в) влияния психических состояний на деятельность. При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.
Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния безусловно вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.
10. Основные идеи гуманистического подхода в психологии.
Авторы: Маслоу, Роджерс, Франкл, Олпорт
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов , либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.
Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления — это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.
Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.
Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.
Маслоу предположил, что все потребности врожденные.
Он сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
физиологические — 85%,
безопасность и защита — 70%,
любовь и принадлежность — 50%,
самоуважение — 40%,
самоактуализация — 10%.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:
Физиологические потребности.
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.
Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его.
Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы.
Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
— дефицитные мотивы
— мотивы роста.
Теория смежности | психология
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Гуманистическая психология и ее основные идеи — 560 слов
Гуманизм занимает значительное место в области психологии и известен как психология третьей силы. Это так, потому что эта школа мысли существенно отличается от двух других, включая психобиологию и когнитивную психологию, которые опираются на детерминистские идеи. В свою очередь, гуманизм указывает на то, что у людей есть свобода воли, что коренным образом влияет на то, как исследуется психология. Многие исследователи анализируют этот вопрос с разных точек зрения, и среди них рецензируемые статьи Диллона (2020) и Роббинса (2016). С одной стороны, Диллон (2020) утверждает, что гуманистическая психология уделяет значительное внимание понятиям счастья и хорошей жизни. В попытке достичь этих целей люди полагаются на свободу, свою внутреннюю природу, культуру и др. (Диллон, 2020). С другой стороны, Роббинс (2016) утверждает, что любовь и достоинство являются основными ценностями гуманистической психологии. Исследователь уточняет, что люди могут понимать и уважать достоинство других, когда желают другим добра (Роббинс, 2016). Это утверждение раскрывает разницу между людьми и животными или предметами. Эта информация показывает, что две статьи сосредоточены на гуманистической психологии, но они предлагают некоторые отличительные выводы. Разница связана с тем, что исследование Роббинса (2016) было написано на четыре года раньше работы Диллона (2020). Таким образом, выводы Роббинса (2016) касаются только любви и достоинства, в то время как Диллон (2020) расширяет тему и обращается к понятию общего блага, включая свободу, культуру и другие.
Эти два исследования предлагают полезную информацию для понимания человеческого поведения через призму гуманистической психологии. Ученые подчеркивают, что люди не нуждаются во внешних стимулах или мотивирующих факторах, формирующих их поведение (Robbins, 2016; Dillon, 2020). Например, Роббинс (2016) утверждает, что человеческое достоинство и любовь определяют поведение людей. В этом случае у людей появляется свобода выбора собственных моделей поведения, что отличается от психобиологии и когнитивной психологии, где люди считаются зависимыми существами. Эта новая гуманистическая концепция объясняет, что психология начинает уделять больше внимания внутреннему миру людей, чем их окружению. В то же время уже упоминалось, что Диллон (2020) также подчеркивает важность внутренней природы и свободы в гуманистической психологии. Эти концепции демонстрируют, что поведение людей является отражением их собственных мыслей, убеждений, желаний и чувств. Синтез этих данных показывает, что два исследователя предлагают почти идентичные взгляды на то, как гуманистическая психология должна интерпретировать поведение и почему эти концепции являются новыми в области психологии.
В заключение также уместно прокомментировать, как ученые задают вопросы и проводят исследования в области гуманистической психологии. Учитывая приведенную выше информацию, неудивительно, что данная школа мысли обычно полагается на качественные методы исследования и отвергает эксперименты. Это связано с тем, что гуманистические ценности относятся к внутреннему миру людей, а личные беседы являются наиболее подходящим методом для его понимания и исследования. Конкретных примеров из статей достаточно, чтобы обосновать это утверждение. С одной стороны, Роббинс (2016) утверждает, что наблюдения показывают, что достоинство и любовь людей являются определяющими факторами их поведения. С другой стороны, Диллон (2020) пытается определить концепции гуманистического поведения, проводя качественный анализ работ Платона и Аристотеля. В документе обобщена информация и показано, что статьи Роббинса (2016) и Диллона (2020) касаются одного и того же вопроса гуманистической психологии, и они предлагают как сходства, так и различия в описании темы.
Диллон, Дж. (2020). Гуманистическая психология и добро: забытая связь. Психолог-гуманист, 48 (3), 244-256. Веб.
Роббинс, Б. Д. (2016). Сердце гуманистической психологии: человеческое достоинство раскрывается через герменевтику любви. Журнал гуманистической психологии, 56 (3), 223-237. Веб.
Этот критический труд «Гуманистическая психология и ее основные идеи» был написан и представлен вашим коллегой студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.
Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.
Запросить удаление
Нужен образец критического письма , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?
807 сертифицированных писателей онлайн
ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ
Процитировать эту статью
Выберите стиль ссылки:
Ссылка
АйвиПанда. (2023, 23 января). Гуманистическая психология и ее основные идеи. https://ivypanda.com/essays/humanistic-psychology-and-its-main-ideas/
Ссылка
IvyPanda. (2023, 23 января). Гуманистическая психология и ее основные идеи. Получено с https://ivypanda.com/essays/humanistic-psychology-and-its-main-ideas/
Процитированная работа
«Гуманистическая психология и ее основные идеи».