биография и основные идеи философа Греции
Сократ – древнегреческий философ V века до н. э. Один из основоположников современной философии, мыслитель.
Ранние годы
Биография Сократа не слишком подробна. Известно, что он родился предположительно в 470 или 469 году до н. э. в семье каменщика Софрониска и Фенареты, которая была повивальной бабкой. Мальчик появился на свет в Афинах. Его родители были достаточно зажиточными горожанами, жили в деме Алопека. После смерти отца Сократ унаследовал часть его имущества, и вполне мог себе позволить вести праздную жизнь.
Юноша получил хорошее образование. Рано освоил навыки чтения и письма, совершенствовался в гимнастике и музыке, поэзии.
В период Пелопоннесской войны Сократ нес военную службу. Если верить его биографии в изложении Платона, даже отличился в нескольких кампаниях.
До 29 лет Сократ занимался ремеслом каменщика, продолжая дело отца. И лишь на пороге тридцатилетия решил отринуть условности, и избрал путь странствующего философа. Но и здесь был оригинален: не участвовал в дебатах как оратор, отказывался от создания собственной школы, избегал получать материальные блага от последователей.
Внешность и привычки
Согласно воспоминаниям современников, Сократ не отличался красотой. Он был уродлив, имел плоский вздернутый нос, выпученные глаза, вывернутые губы, объемный живот. Но все это не отталкивало от него молодых последователей. Наоборот, привлекало их интерес. А вот среди друзей Сократ часто становился объектом насмешек. Его сравнивали с Силеном – Паном, козлоногим любителем удовольствий. И в молодости Сократ действительно не был воздержан от них. Но, обратившись к философии, разительно переменился.
В обычной жизни Сократ игнорировал понятия личного комфорта. Он пренебрегал гигиеническими процедурами, крайне редко мылся и менял одежду (по некоторым свидетельствам носил одно и то же рваное платье, гиматий, не имел даже хитона). От обуви философ отказался, и везде появлялся босым. Впрочем, эти его привычки не были связаны с аскезой. Скорее просто демонстрировали общую неприхотливость и выносливость.
Скульптура СократаВ еде и напитках Сократ тоже предпочитал умеренность, а вот от других плотских удовольствий не отказывался. Любви предавался исключительно с женщинами, отвергая идеи содомии, повсеместно практиковавшиеся в то время в Афинах.
В политических предпочтениях знаменитый философ был радикален, одинаково критикуя и олигархов, и демократов.
Идеи Сократа
Безусловно, Сократ был величайшим мыслителем своего времени, одним из первых этических моралистов. И в то же время он остается загадочной фигурой даже сегодня. Широкую известность он приобрел посмертно. Не сохранилось ни одной записи его речей, сделанных лично. Зато они сохранились в изложении последователей и учеников Сократа – Ксенофонта и Платона, в виде диалогов.
Позднее Аристотель назвал эти записи logos socratica. Они породили особый жанр в литературе того времени. Но достоверность изложения диалогов всегда подвергалась сомнению. Ведь Ксенофонт, в 4 своих работах, включая «Апологию Сократа» хоть и рассказывает об учителе довольно подробно, выставляет его не в лучшем свете. Сам автор тоже не слишком соответствует статусу летописца. Ксенофонт просто не имел достаточной степени интеллекта и образованности, чтобы в полной мере осознавать величие идей Сократа.
Платон тоже не самый надежный источник. Однако, именно его «Диалоги» и «Апология» дают наиболее полное понимание сократизма как явления. Вот только философия самого Платона мало отличается от той, что декларировал его учитель. Более того, Сократ в ранних и поздних трудах этого автора выглядит двумя совершенно разными людьми.
Более поздние исследования трудов современников, посвященных философу, проведенные в XIX веке добавили к сделанным ранее неутешительным выводам еще один. Большинство диалогов могло и вовсе быть вымышленным. То есть, и Ксенофонт, и Платон просто подражали формулировкам своего друга и наставника. Но при его жизни записи не вели. Исключение составляют ранние труды Платона. Здесь, как считают исследователи, личность философа представлена более достоверно. Возможно, это прижизненные записи речей Сократа.
Философия Сократа
Вся философская школа, построенная на идеях Сократа, базируется на методе опровержения. То есть, на постижении истины в споре, где учитель задает тему и инициирует диалог, а ученики пытаются высказывать свои суждения. Наставник же их опровергает, находя необходимые аргументы.
Суть сократической философии проста: даже не имея своего точного мнения или знания по конкретному вопросу, можно прийти к истине, если задавать правильные вопросы, и проявлять скептицизм. Фактически, Сократ признавал, что он невежественен, и был готов признать правоту собеседника, если тот найдет достаточные аргументы. Это позволяло отрицать идеи догматов и абсолютного знания. Ведь на одно и то же событие, объект, предмет может быть много точек зрения.
В этом же состоит и главный недостаток сократовской философии. Ведь она не устанавливает правдивость или ложность суждения. А лишь помогает доказать, что собеседник непоследователен, и может менять свое мнение в ходе диалога. То есть, и сам далек от истины.
В основу философии Сократа заложена идея поиска определения. То есть, отправной точки в диалоге. Философ нередко вступал в споры о добродетели, приводя примеры ее существования. Тогда как приверженцы софизма в то время вовсе отрицали это понятие.
В изложении своих учеников, Сократ всегда непоследователен. Заявляя о своем невежестве он тут же приводит в пример факты. Даже во время суда философ остался верен себе. Возможно, так он проявлял свою иронию, фактически являясь одним из самых известных мыслителей в Афинах. Но есть в таком поведении и педагогический фактор. Заведомо уступая оппоненту шанс на победу в диалоге Сократ учил того мыслить самостоятельно, не шаблонно. Этим и ценно его наследие как философа.
Фраза: «Я знаю, что ничего не знаю», вложенная в уста Сократа Платоном, лучше всего отражает его отношение к жизни. Но в то же время философ, судя по записям его учеников, все же имел довольно четкие понятия морали, добра и зла.
Ирония Сократа лучше всего раскрыта в трудах Аристотеля и Платона («Евтифрон»). Основные приемы его саркастичного общения кроются в согласии с собеседником по самым абсурдным вопросам, а также в грубой лести в его адрес. Такое поведение философа исследователи относят к желанию привлечь внимание публики. А также к отделению аудитории: той, что понимает эту иронию, и той, что принимает ее всерьез.
Среди других понятий, которые Сократ ввел в обращение, можно выделить моральный интеллектуализм. Он напрямую связан с понятиями знания и добродетели. Предполагается, что человек не совершает ошибки добровольно. Основой морального интеллектуализма Сократ полагал способность отделять хорошее от плохого, и жить правильно.
Атеизм Сократа также неизменно являлся предметом споров, и даже привел к его осуждению в конце жизни. Но нежелание почитать многочисленных древнегреческих богов, отрицая их худшие стороны, не было прерогативой одного философа. Местное общество было буквально раздираемо религиозными распрями. Богов было слишком много, их образы часть низводили до человеческих. Неудивительно, что Сократ предпочел выразить собственное отношение к этому вопросу.
Интересно, что к философии он обратился, если верить легенде, благодаря пророчеству. Некая дельфийская пифия, жрица храма Аполлона, объявила ему слова бога: Сократ является самым умным из людей. Воодушевленный, тот бросил прежнюю жизнь, и обрел новую цель. Служение Аполлону через беседы и споры с людьми. И поиск еще более мудрого и умного человека, чем сам Сократ.
Личная жизнь
В отличие от многих философов, презиравших узы брака и условности, в личной жизни Сократ придерживался традиционных устоев. Он был женат дважды. В первый брак с Ксантиппой состоялся достаточно поздно. Сократу было уже немало лет (более 50). В этом союзе было рождено трое сыновей. Кстати, Ксантиппа занятия супруга всерьез не воспринимала. А ее ворчание вошло в историю как пример сварливости женщины в браке.
Второй супругой Сократа стала дочь философа Аристида. На самом деле, неизвестно, какой из браков был первым. Но традиционно упоминается именно такой порядок.
Суд
В 399 году Сократа, никогда не снисходившего даже до записи своих мыслей и идей на бумаге, объявили нечестивцем, развращающим молодые умы. Дело сформировали, и вынесли на обсуждение общественности. В качестве присяжных вердикт выносили другие граждане Афин, несколько сотен человек, все мужского пола.
Перед вынесением приговора, согласно обычаям того времени, Сократ предложил свои варианты возможного наказания, которое он должен был понести: штраф в 1 мину серебра (все имущество философа) или переход на полное государственное обеспечение за былые заслуги. Ксенофонт (очевидец событий) эту версию отрицал. И уверял, что Сократ ни о чем не просил.
Но даже если и был такой торг, суд его идеи отверг. Приговор был однозначным: виновен в поклонении ложным богам, отрицании государственной религии, смущении умов молодежи. Наказанием назначили смертную казнь.
Конечно, подоплека судебного дела была гораздо более сложной. В Афинах к тому времени была не самая благоприятная политическая обстановка. Ко власти пришли «30 тиранов», назначивших проолигархическое правительство спартанцев. А затем их ставленники были убиты афинянами. Сократ же не признавал ни одну из сторон правой.
Его свободные взгляды привели к тому, что поэт Мелет написал жалобу в суд. Его поддержали Анит и Ликон. В своих обвинениях они заявляли, что Сократ возвышает богов, отрицая их плохие поступки. А также указывали на то, что философ верит в Даймониона – внутренний голос, который он слышит, и считает божественным явлением.
В своей Апологии Платон довольно подробно описал мнение самого Сократа об этих обвинениях. Философ не считал себя ни софистом, ни атеистом-натуралистом, как приписывали ему многие современники, тот же Аристофан. На суде он также отрицал развращение юноши из числа своих учеников, утверждая, что такое поведение нежелательно.
Много лет спустя, уже в XXI веке н. э. в Афинах состоялось новое судебное разбирательство по делу Сократа. И в нем философ был полностью оправдан.
Смерть
Сократ умер в 399 году до н. э. в Афинах, в возрасте 70 лет, в тюрьме. Накануне над ним состоялся суд, признавший философа виновным в развращение умов молодежи. В последний день Сократ провел много времени с учениками и друзьями.
Они даже разработали для него план побега. Но Сократ от него отказался. На следующее утро он исполнил приговор, приняв яд болиголова. И спустя несколько минут умер.
Ссылки
- Страница в Википедии
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
Нравственная философия Сократа — Dialogi.Online
Первое, что мы должны отметить, если говорим о таком великом философе, как Сократ, это то, что наши современники не имеют о нем достаточно информации, можно даже сказать, что он – загадка. При жизни он не оставил никаких записей. Только из работ его учеников Платона и Ксенофонта мы можем составить представление о жизни Сократа. Жизнь Сократа и даже его смерть считаются ярким примером и воплощением мудрости и добродетели.
Главной отличительной чертой этого афинского философа была его высокая нравственность, простой и скромный образ жизни, добродушный юмор, искренность и остроумие. Сократ считал, что лучший способ жить для человека – это сосредоточиться на саморазвитии, а не гнаться за материальными благами. Он призывал других больше сосредоточиться на дружбе и чувстве общности, потому что это лучший способ выжить вместе. Достоинство стоит больше всего в идеальной жизни, и все его речи были посвящены поиску добродетели. Истина лежит в тени бытия и может быть только одна, независимая от наших желаний, и человек должен ей подчиняться. А для начала ее нужно найти, пройдя через размышления, сомнения, противоречия.
По мнению Сократа, философ должен помочь человеку найти свою истину, не предлагать готовые ответы, а попытаться сориентировать его в многочисленных стихиях мыслей и идей.
За его, так сказать, философскими изысканиями наблюдало много людей, и это были в основном молодые люди. Они образовали вокруг него группу: это не была школа, потому что Сократ не преподавал систематически, он беседовал с людьми любого социального класса.
И раз уж мы говорим о моральной философии, то примечательно, что “мораль” – один из центральных терминов христианской философии, и именно Сократ предложил многие христианские идеи еще до Иисуса Христа. Мы можем назвать Сократа “христианином до Христа”. И мы также можем признать, что он действительно любим христианами, и мы даже можем видеть его фигуру на стенах многих катрендралов.
В Библии есть много деталей, которые показывают, что Сократ как бы является прообразом Христа. Вот те детали, которые мне удалось найти и которые я хочу перечислить:
Само учение Христа является почти точной копией учения Сократа. Как Сократ учил следовать законам государства, так и Христос учит этому: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; Я пришел не нарушить, но исполнить (следовать)” Как учил Сократ, так и Христос учит главному нравственному закону: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки”.
Сократ учил только в устной форме, так и Христос учит только в устной форме. Сократа обвиняли в богохульстве и развращении молодежи, а библейского Христа тоже обвиняют в богохульстве и развращении людей…
На суде и Сократа, и Христа приговаривают к смерти. У Сократа даже была возможность избежать смертной казни, потому что его друзья подкупили стражников и сделали все возможное, чтобы помочь Соакрату бежать. Но Сократ отказался бежать и выпил чашу с ядом. Сократ предпочел подтвердить свою доктрину о превосходстве Закона мужественным поступком – он предпочел умереть по закону, чем жить в беззаконии (в незаконной свободе). Иисус Христос также не убегает от смертной казни, а наоборот, принимает смертную казнь как неизбежность.
Сократ считал, что главное в жизни – это вопрос о добре и зле. Как мы уже упоминали, он утверждал, что истина может быть только одна, хотя её и трудно постичь. Когда Сократ говорит об этой истине, кажется, что через некоторое время он будет говорить о Боге. И снова этот мудрый человек утверждал, что работа философа заключается в том, чтобы помочь человеку так, чтобы эта самая истина родилась в его душе. Сократ учил, что в жизни есть высшие мотивы, и поэтому жизнь нельзя сводить к тому, что касается звания, положения в обществе и денег. Жизнь не сводится к повседневности, говорил он, и поэтому нужно постоянно жить высотой духа.
Сократ открыл, что человек должен волноваться только в том случае, если его справедливо обвиняют в несправедливости. Вот почему он был так спокоен на суде и утверждал, что если его отпустят или казнят, он все равно продолжит заниматься тем же самым – помогать людям восходить к добродетели.
Сократ – единственный из всех греческих мудрецов, которым больше всего восхищаются те, кто ищет свет, потому что он не только говорил, что истина реальна и едина как в восприятии мира, так и в морали, но и жил в соответствии с тем, чему учил людей. Сократ нигде и ни в чём не делал ни одного шага ради заработка, а если и брался за какое-либо дело, то только для того, чтобы принести пользу другим. Он полностью отрицал возможность проповедовать за деньги и был готов учить любого, кто только хотел его слушать. Он вообще не делал ничего, чтобы защитить себя и что-либо подобное, и никогда не искал ничего для себя. И он жил так, что одного только воспоминания о нем многим было достаточно, чтобы направить все силы души и разума на поиск истины и служение ей. Поэтому Сократ – “христианин до Христа”, и ему все еще есть чему научить многих христиан последующих веков, которые так редко понимали, что истину можно найти, только соотнеся сердце с ее божественной красотой.
И наверняка Сократ знал то, что так редко знают даже христиане: истина существует не для того, чтобы извлекать из нее выгоду, а для того, чтобы служить ей. И опять же, согласно Сократу, истин не может быть много. Она одна, божественная, но в ее свете мы можем по-настоящему увидеть все остальное. И для этого Сократ учит нас правильно характеризовать предмет и явление, не считая, подобно софистам, что истина зависит от того, кому что удобно.
Сократ помог людям определить, что такое вещи и явления и что такое мораль. Говорят научные философы: Таким образом, Сократ заложил основы мировой философии с ее стремлением характеризовать и определять. Но на самом деле работа Сократа еще больше: он помогал людям, которые встречались с ним, иметь правильное мышление о вещах и событиях. И это та работа, которую святые отцы полностью возьмут на себя спустя столетия… Ведь каковы наши мысли, такова и наша жизнь. А от мыслей уже зависит нравственность и действие. Сократ здесь предстает как некий древний мудрец, который помогает видеть мир в неразрывности истины и добра и действовать в соответствии с этим видением. За этот призыв к подлинности, к жизни по совести, Сократ был казнен людьми, которые не могли вынести даже знания о возможности такого союза высот мысли и жизни.
В свою защиту на суде Сократ сказал: “А то, что я как бы дан городу Богом, ты можешь увидеть из этого: разве похоже на что-либо человеческое то, что я забросил все свои собственные дела и столько лет терпеливо переносил упадок домашнего хозяйства и всегда занимался вашими делами, обращаясь к каждому наедине, как старший брат, и призывая его заботиться о добродетели?”. Но поскольку Сократа судили не за преступления, а за добродетель, судьи не смягчились… Так часто бывает и в христианстве, где люди точно так же поднимаются ко всему подлинному, достойному и высокому. Возьми жизнь почти любого святого человека, и ты увидишь, что “христианин больше всего страдает от своих”.
Но такой яркий человек также живет, подобно Сократу, в ощущении вселенской важности своей работы и служения. И он рад быть в унисон с правдой жизни, потому что только любовь и служение делают нас самими собой. И по этой же причине ни гордецы, ни мудрецы, ни фарисеи, ни эгоисты не могут даже приблизиться к славе и красоте праведника, потому что, чтобы приобрести ее, нужно жить полностью для других. Так же, как жил Сократ и все те, кто искал истину, жили, чтобы служить ей.
Но в любом случае Сократ считает, что недостаточно сказать: “Я знаю, что я ничего не знаю” и быть довольным этим. Типа, я не Бог, и все, оставьте меня в покое. Нет, он хочет знать правду. Он понимает, что может и должен узнать правду, потому что это единственный путь к добру, к нравственности, к человеческому совершенству…. .
Но как? Здесь Сократ совершает решающую революцию в философии, после которой мы делим всю историю философии на досократовскую и постсократовскую. Он дал философии её предмет. Предметом философии является человек. Физика имеет дело с
природой, биология – живыми существами, астрономия – звездами, а философия занимается человеком и его интеллектуальным и моральным внутренним миром. Она помогает ему стать добрее, лучше, умнее и понять, кто он такой, зачем живет, что такое зло, что он делает, как делать добро, и отвечает на другие вопросы, которые после Сократа, согласно его методу, будут задавать другие философы.
Так как же мы можем познать истину? Размышляя об этом, Сократ вспоминает профессию своей матери. Его мать была акушеркой. Он говорит: “Я – та же повитуха, только моя мать стала повитухой в старости, родив детей и зная, как их рожать. Будучи старой, она уже не может рожать, но помогает молодым роженицам советами. Точно так же, когда я стану старым и глупым, я не могу сам родить истину, но помогаю молодым мужчинам родить истину”. Конечно, есть определенная ирония Сократа, когда он говорит, что ничего не знает об истине. Но это оказывается важным моментом. Истине нельзя научить, истину можно познать только самому, она находится в душе. Ты можешь научить пилить или рубить дрова, показывая: “делай, как я”. А сказать: “Думай, как я” – невозможно.
И опять же, как можно научить человека думать? И тут Сократ ссылается на свой знаменитый метод бесед, вопросы. Нужно уметь заинтересовать человека, заставить его говорить с тобой, говорит он. А как ты это сделаешь, не имеет значения. Главное – поймать человека на крючок. А затем с помощью умных вопросов заставить его задуматься. И тогда он, отвечая на вопросы, сам придет к истине и морали – только тебе нужно вовремя направить его в нужную сторону с помощью этих умных вопросов. Эти вопросы и ответы Сократа известны нам благодаря Платону, который записал их в виде нескольких диалогов. На самом деле многие из них – это реальные исторические беседы Сократа с различными учениками или незнакомыми людьми.
Все мы любим учить. И улавливая эту важную психологическую черту человека, Сократ прибегает к такому методу: задает вопросы, делая вид, что ничего не знает. “Объясни мне, друг, что такое красота…”. “а что такое мужество? … “” и что такое справедливость?”, и любой человек тут же готов научить этого человека, который, вероятно, ничего не понимает (так думает человек). Затем Сократ благодарит его: “Какой ты умный! Какой ты храбрый воин! Какой ты софист! Объясни мне это, объясни мне то”. И через полчаса, через час человек понимает, что на самом деле Сократ учит его, а не наоборот. Многим это совсем не нравилось, тем более что такие разговоры происходили на площади, в присутствии большого количества людей. Многие считали это оскорблением. Так, святой Василий Великий в “Слове к юношам о том, как извлекать пользу из языческих писаний” пишет, что эти беседы часто заканчивались тем, что противник Сократа пускал в ход кулаки, не в силах вынести позора.
И опять же, это также подтверждает мысль о том, что Сократ на самом деле был назван христианином до Христа не только Василием Великим, но и Августином, Иустином Мучеником и Климентом Александрийским. Он не только учил о едином Боге и необходимости познать Его как истину, как благо, но и сам фактически жил как христианин.
Сократ стремится познать истину – а как познать эту истину? Самое сложное открытие, которое делает Сократ, касается вопроса: что такое мышление? До Сократа никто даже не поднимал этот вопрос. И он ставит перед собой задачу познать самого себя, а ” Я”- это, прежде всего, “Я мыслю”. Можно с уверенностью сказать, что Сократ уделяет большое внимание определениям. Почти все беседы, записанные Платоном, основаны на этом.
Например, эпизод из сократовского диалога Платона на тему мужества “Ладжес”: Это похоже на невинную, легкую беседу: “Скажи мне, друг, что такое мужество? Вот ты выдающийся полководец, участвовал во многих сражениях… “, а напыщенный полководец говорит: “Ну, что такое мужество… Мужество – это стоять в строю, отражая все атаки врага, не делая ни шагу назад”. Сократ отвечает, подыгрывая ему: “Ты прекрасный генерал, мужественный воин. А я слышал, что есть такие воины – скифы…”: “Да, я сражался с ними, храбрые воины”. – А как насчет храбрых, когда они совершают притворное бегство, чтобы рассеять армию, а затем убивают врага одного за другим?”. “Да … Храбрость – это, наверное, способность побеждать врага различными способами”. “Это здорово! Я вижу, что ты генерал, Да… Недавно мой друг был болен. Это была серьезная болезнь, но он даже не стонал…”. “Да, Сократ, у тебя храбрый друг”… “А как насчет мужественности, он ни с кем не дрался?”.
Этими вопросами он направляет собеседника к пониманию того, что слово “мужество” – или, в других диалогах, слово “мораль”, слово “истина”, слово “знание”, слово “добродетель” – на самом деле требует самого серьезного осмысления. То есть определения.
Он считал себя оводом, и что жала овода беспокоят самодовольных граждан, пробуждая их от дремоты. Сократ считал, что самопознания должно быть достаточно для хорошей жизни, приравнивал знание к добродетели, полагал, что люди могут достичь абсолютного знания, но оно не всегда проходит безболезненно, сравнивал знание с болью при родах и считал логику необходимым условием. Сократ говорил, что когда люди поступают неэтично или намеренно, их желания берут верх над разумом. В противном случае человек не знает, что правильно, а что нет, для этого просто не хватает знаний о том, как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Поэтому мы ответственны за то, что знаем и чего не знаем, и поэтому мы ответственны за собственное счастье. Выводы, которые философ сделал из этого, были названы “парадоксами”.
Он призывал людей заботиться о своей душе, познавать себя, потому что только так мы можем познать себя, только тогда мы можем начать заботиться о себе. Он считал душу истинной сущностью человеческой добродетели, тем, что позволяет наполнить человеческую природу поиском и совершенствованием. Самопознание – это мудрость, оно способно отличить правильное от неправильного (для нас и для других). Каждый день все сталкиваются с ситуациями, в которых им приходится выбирать между удобными условностями или преданностью истине и разуму. Сократ считал, что мы никогда не должны делать ничего неправильного, даже в ответ на негативную атаку на нас. Развивай в себе такие качества, как мужество, мудрость, скромность, умей признавать свое невежество и всегда оставайся человеком.
И еще одна вещь, которая показывает нам, что Сократ “боролся” за истину, – это тот факт, что он противостоял софистам. Как мы знаем, Сократ жил в пятом веке до нашей эры. Это эпоха, когда софисты были очень популярны, и невозможно понять
Сократа без софистов – это единая, но потому сопротивляющаяся система. Итак, по сути, кто такие софисты? Это люди, которые были готовы учить чему угодно, лишь бы им за это хорошо платили. Чтобы оправдать эту деятельность, они придумали доктрину относительности истины – позицию, которую отстаивал Протагор, самый известный из софистов. Знаменитая фраза софистов звучит следующим образом: “Человек – мера всех вещей”. Другими словами, кому как кажется, так оно и есть! Нет объективной истины, которая не зависела бы от человека, но есть субъективная, относительная истина, которая зависит от времени, пространства, личности, состояния здоровья и так далее. Сократ был уверен, что они учат не тому, чему следовало бы, и поэтому вступил с ними в непримиримую борьбу. Он стоял за объективную истину.
Главная опасность софистики, которую видел Сократ, заключается в том, что если истина субъективна, то и мораль субъективна. И нет ничего более опасного для жизни общества! Если критерием истины, как говорили софисты, является практика, выгода, то получается, что если мне выгодно воровать и меня не посадят в тюрьму, то я буду воровать. Если тебе не нравится воровать, не воруй. Мне нравится воровать, вот и все. Объективных моральных установок не существует. Это была одна из причин, которая подтолкнула Сократа к действию. Но была и другая – собственное стремление Сократа к этой истине. И убежденность в том, что истина есть, она объективна, она вечна, а значит – находится не в нашем материальном мире. Фактически, Сократ открывает существование Бога, что означает существование универсальной морали. Софисты были материалистами, и на основе материализма они утверждали, что истины не существует. Сегодня холодно – завтра тепло. Сегодня я болен – завтра я здоров. Сегодня я могу выйти на улицу в футболке – завтра я надену теплую куртку. Но Сократ говорит: нет, есть одна объективная истина. Если она объективна, если она неизменна, вечна, то она не принадлежит материальному миру. Она может относиться только к миру, в котором нет изменений, то есть к божественному. И если существует только одна истина, то это Бог. Бог – это единое целое.
Сократ хотел научить всех этому стремлению к истине. Для него главным было не просто стремление к истине самой по себе – он не был абстрактным ученым, он понимал, что истина и добродетель – это одно и то же! И человек творит зло только потому, что не знает, что это зло. От незнания он принимает зло за добро.
Если бы люди знали, что такое зло и что такое добро, они бы делали только добро. Эта сократовская мысль многих смутила: типа “ну как же так! сколько есть умных, но злых людей, которые сознательно делают зло, разрабатывают яды, совершают преступления!”… Сократ отвечал: нет, они умны, но не мудры: они знают часть правды, но не знают всей правды. Я думаю, что эта идея Сократа близка к христианской – ведь мы говорим о Боге как об истине, о Боге как о любви, в которой истина и любовь едины. Я думаю, что он следовал по пути познания Бога через окружающий его мир.
В целом философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания ознаменовал поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда взялись сами первобытные божества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что, по мнению Сократа, неправильно как метод. Натурфилософы пытались ответить на вопросы: “что есть природа и какова сущность вещей?”. Сократ же был озабочен другой проблемой: “какова природа и сущность человека?”. В молодости Сократа поразила фраза, начертанная над входом в храм Аполлона: “познай самого себя”. Этот призыв к самопознанию стал одновременно и целью его философии, и ее инструментом.
И, наконец, я хочу подчеркнуть моральные принципы Сократа: человек создан для счастья, и абсолютный смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы быть счастливым. Это самоочевидно, потому что польза и удовольствие от счастья самоочевидны; как и счастье, добро самоочевидно в своей полезности и в своем удовольствии; поэтому счастливым может быть только добродетельный человек; если счастье – абсолютный смысл жизни, то добро, как условие счастья, как средство его достижения, является абсолютной ценностью мира; таким образом, чтобы стать счастливым, человек должен выполнить главное условие для этого: полностью обладать абсолютной ценностью мира-добром; но добро в человеке может появиться только в том случае, если человек обладает достаточным знанием о нем. Ведь невозможно быть добрым, не зная, что это такое. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Ты не можешь делать добро, не зная, что значит делать добро. Ты не можешь по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным объектом влечения. И так далее. Поэтому, если добро является абсолютной ценностью, то знание добра, как главное условие обладания этой ценностью, также является абсолютной ценностью; таким образом, если и добро, и знание являются по сути абсолютными ценностями, то они абсолютно не могут быть отделены друг от друга и, по сути, являются одним и тем же. Поэтому мы можем сказать, что добро – это знание, а знание – это добро. И это очевидно, ведь если человек знает, что такое хорошо и что такое плохо, то он, как разумное существо, ищущее счастья на разумных основаниях, никогда не будет поступать плохо, то есть, несмотря на самоочевидную пользу и удовольствие от добра
Исходя из этого, следует сказать, что добро – это продукт правильного знания о том, что такое добро, а зло – продукт невежества или неправильного знания о том, что такое добро. Однако неправильное знание добра можно считать, по сути, тем же самым, что и полное незнание добра. Потому что в обоих случаях нет правильного знания о добре. Поэтому добро всегда является следствием какого-то знания, а зло – следствием незнания.
Екатерина Путилова
Литература:
- “Наследие Сократа” Т.Д. Ван Бастена.
- “Жизненная драма Сократа” Владимира Сергеевича Соловьёва
- Интервью Андрея Ткачева “Сократ-христианин до Христа”
- Сократовский диалог Платона на тему мужества “Лахес”
- Статья Виктора Петровича Леги “Почему Сократ считается “христианином до Христа?”.
Поделитесь с друзьями
Сократ — Цитаты, смерть и факты
(470-399)
Кем был Сократ?
Сократ был ученым, учителем и философом, родившимся в Древней Греции. Его сократический метод заложил основу для западных систем логики и философии.
Когда политический климат Греции повернулся против него, Сократ был приговорен к смертной казни через отравление болиголовом в 399 г. до н.э. Он принял это решение вместо того, чтобы бежать в изгнание.
Ранние годы
Родился около 470 г. до н.э. в Афинах, Греция, жизнь Сократа описана лишь в нескольких источниках: диалогах Платона и Ксенофонта и пьесах Аристофана.
Поскольку у этих записей были и другие цели, кроме описания его жизни, вероятно, ни одна из них не представляет полностью точной картины. Однако в совокупности они дают уникальное и яркое изображение философии и личности Сократа.
Сократ был сыном Софрониска, афинского каменщика и скульптора, и Фенареты, повивальной бабки. Поскольку он не был из знатной семьи, он, вероятно, получил базовое греческое образование и научился ремеслу своего отца в молодом возрасте. Считается, что Сократ много лет работал каменщиком, прежде чем посвятил свою жизнь философии.
Современники расходятся во мнениях о том, как Сократ поддерживал себя как философ. И Ксенофонт, и Аристофан заявляют, что Сократ получал плату за обучение, в то время как Платон пишет, что Сократ прямо отказывался принимать плату, ссылаясь на свою бедность в качестве доказательства.
Сократ женился на Ксантиппе, более молодой женщине, которая родила ему трех сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена. О ней мало что известно, за исключением того, что Ксенофонт назвал Ксантиппу «нежелательной».
Он пишет, что она была недовольна второй профессией Сократа и жаловалась, что он не поддерживает семью как философ. По его собственным словам, Сократ мало занимался воспитанием своих сыновей и гораздо больше интересовался интеллектуальным развитием других афинских мальчиков.
Жизнь в Афинах
Афинский закон требовал, чтобы все здоровые мужчины служили гражданскими солдатами по призыву в возрасте от 18 до 60 лет. Согласно Платону, Сократ служил в бронированной пехоте — известной как гоплит — со щитом, копье и маска для лица.
Он участвовал в трех военных кампаниях во время Пелопоннесской войны, в Делии, Амфиполе и Потидее, где спас жизнь Алкивиаду, популярному афинскому полководцу.
Сократ был известен своей стойкостью в бою и бесстрашием, чертой, которая осталась с ним на всю жизнь. После суда он сравнил свой отказ отступить от юридических проблем с отказом солдата отступить из боя, когда ему угрожает смерть.
Платон Симпозиум предоставляет лучшие детали внешности Сократа. Он не был идеалом афинской мужественности. Невысокий и коренастый, с курносым носом и выпученными глазами, Сократ всегда, казалось, смотрел на него.
Однако Платон указывал, что в глазах своих учеников Сократ обладал иной привлекательностью, основанной не на физическом идеале, а на его блестящих рассуждениях и проницательности мысли.
Сократ всегда подчеркивал важность разума над относительной незначительностью человеческого тела. Это кредо вдохновило Платона на философию разделения реальности на две отдельные сферы, мир чувств и мир идей, заявив, что последний является единственно важным.
Философия
Сократ считал, что философия должна достигать практических результатов для большего благосостояния общества. Он попытался установить этическую систему, основанную на человеческом разуме, а не на теологической доктрине.
Сократ указывал, что человеческий выбор мотивирован стремлением к счастью. Высшая мудрость приходит от познания себя. Чем больше человек знает, тем выше его или ее способность рассуждать и делать выбор, который принесет истинное счастье.
Сократ считал, что это перешло в политику, где лучшая форма правления не была ни тиранией, ни демократией. Вместо этого правительство работало лучше всего, когда им правили люди, обладавшие величайшими способностями, знаниями и добродетелью и обладавшие полным пониманием самих себя.
СКАЧАТЬ БИОГРАФИИ СОКРАТ ФАКТЫ
Метод Сократа
Для Сократа Афины были классной комнатой, и он задавал вопросы как элите, так и простому человеку, стремясь прийти к политическим и этическим истинам. Сократ не читал лекций о том, что знал. На самом деле он утверждал, что невежественен, потому что у него не было идей, но мудр, потому что признавал собственное невежество.
Он задавал вопросы своим собратьям-афинянам диалектическим методом — методом Сократа — который заставлял аудиторию продумывать проблему до логического завершения. Иногда ответ казался настолько очевидным, что оппоненты Сократа выглядели глупо. За это его сократический метод вызывал восхищение у одних и поношение у других.
При жизни Сократа Афины переживали драматический переход от гегемонии в античном мире к ее упадку после унизительного поражения от Спарты в Пелопоннесской войне. Афиняне вступили в период нестабильности и сомнений в своей идентичности и месте в мире.
В результате они цеплялись за прошлую славу, представление о богатстве и одержимость физической красотой. Сократ атаковал эти ценности своим настойчивым акцентом на большей важности разума.
В то время как многие афиняне восхищались тем, как Сократ бросал вызов общепринятой греческой мудрости и тем, как он относился к этому с юмором, такое же количество разозлилось и почувствовало, что он угрожает их образу жизни и неопределенному будущему.
Суд над Сократом
В 399 г. до н.э. Сократа обвинили в развращении афинской молодежи и в нечестии или ереси. Он решил защищаться в суде.
Вместо того, чтобы представить себя ошибочно обвиненным, Сократ заявил, что выполняет важную роль овода, который оказывает важную услугу своему сообществу, постоянно подвергая сомнению и бросая вызов статус-кво и его защитникам.
Присяжные не поверили защите Сократа и признали его виновным 280 голосами против 221. Возможно, дерзкий тон его защиты способствовал вынесению вердикта, и он усугубил ситуацию во время обсуждения своего наказания.
Афинский закон разрешал осужденному гражданину предлагать альтернативное наказание тому, которого требовало обвинение, и решение принималось судом присяжных. Вместо того, чтобы предложить его сослать, Сократ предложил, чтобы город наградил его за вклад в их просвещение и заплатил за его услуги.
Присяжные не растерялись и приговорили его к смертной казни, выпив ядовитую смесь болиголова.
Смерть Сократа
Перед казнью Сократа друзья предложили подкупить охранников и спасти его, чтобы он мог бежать в изгнание.
Он отказался, заявив, что не боится смерти, считает, что ему будет не лучше в изгнании, и сказал, что он по-прежнему остается лояльным гражданином Афин, готовым соблюдать их законы, даже те, которые приговорили его к смерти .
Платон описал казнь Сократа в своем диалоге Федон : Сократ выпил смесь болиголова без колебаний. Онемение медленно расползалось по его телу, пока не достигло сердца. Незадолго до своего последнего вздоха Сократ описал свою смерть как освобождение души от тела.
Платон
«],[»Аристотель
«]]» tml-render-layout=»inline»>- Имя: Сократ
- Год рождения: 470
- Город рождения: Афины
- Страна рождения: Греция
- Пол: Мужской
- Наиболее известен как: Сократ был древнегреческим философом, считавшимся главным источником западной мысли. Он был приговорен к смерти за свой сократовский метод допроса.
- Отрасли
- Образование и наука
- Национальности
- Греки
- Год смерти: 399
- Город смерти: Афины 90 099
- Страна смерти: Греция
Мы стремимся к точности и справедливости. Если вы что-то видите это не выглядит правильно, свяжитесь с нами!
- Название статьи: Биография Сократа
- Автор: Biography.com Editors
- Название веб-сайта: The Biography.com Website
- URL-адрес: https://www.biography.com/scholars-educators/socrates
- Дата доступа:
- Издатель: A&E; Телевизионные сети
- Последнее обновление: 16 сентября 2022 г.
- Оригинал Дата публикации: 2 апреля 2014 г.
Жизнь, учения и политические идеи
Статью разделяет:РЕКЛАМА:
Сократ: Жизнь, учения и политические идеи!
Жизнь и учение Сократа :Сократ был самым знаменитым философом и интеллектуальным гигантом доплатоновской Греции. Он увидел свет этого мира на 469ДО Н.Э. и покинул этот бренный мир в 399 г. до н.э. Его философские, политические и юридические мысли принесли ему большую известность. Даже Карл Маркс высоко отзывался о нем. Он происходил из семьи афинских скульпторов или каменщиков.
Поскольку его отец был скульптором, он посвятил себя ремеслу. Но в более позднем возрасте он серьезно занимался философией. Его увлечение философией, говорят историки, не было внезапным. Сократ сначала со всей серьезностью занимался физическими науками, и это не могло удовлетворить его тягу к знаниям, потому что физические науки, по его мнению, содержали только механическое объяснение о материи и явлениях.
Он страстно желал проникнуть в глубины всего, и это стремление привело его к изучению философии. Он обнаружил, что физические науки, по словам Баркера, давали только механическое объяснение того, как были созданы вещи, а то, что он хотел, было телеологическим объяснением, показывающим, почему они существуют и каков их смысл существования.
Сократ провел всю свою жизнь в изучении философских и политических проблем и связанных с ними вопросов.
Он обсуждал эти проблемы с простыми членами общества и пытался убедить их во внутреннем значении различных социальных и философских вопросов. Сократ был прежде всего философом. Но в то же время он проявлял живой интерес к делам государства, политики и права.
Он был человеком большой храбрости и без колебаний бросал вызов приказу тиранического правителя. Тогдашние правители Афин сочли его уроки вредными, и ему запретили дальнейшую проповедь, а его уроки запретили.
Сократ был против принятия денежного вознаграждения в обмен на уроки. Мы знаем, что эту систему ввели софисты. Он считал, что брать плату за уроки равносильно проституции. Это указывает на то, насколько самоотверженным человеком был Сократ. Сократ неукоснительно придерживался этого принципа, несмотря на то, что его семья находилась в большом финансовом кризисе.
РЕКЛАМА:
Сократа строго наказали за проповедь и отстаивание прогрессивных идей. Его обвинили в «развращении молодежи» и нечестии. Обвинение против него гласило: «Сократ виновен в отказе признать богов, признанных государством, и во введении других, новых божеств. Он также виновен в развращении молодежи. Казнь требовала его смерти. Афинский суд из 501 судьи большинством в 80 голосов приговорил его к смертной казни».
Как и многие другие греческие философы, взгляды Сократа не доступны в письменной форме. Он разговаривал со своими учениками, друзьями и противниками. Которые впоследствии были отмечены ими в виде заметок? Лучшими источниками идей Сократа являются Платон, Ксенофонт и Аристотель.
Политические идеи Сократа :Сократ в своем анализе политических и философских проблем и вопросов применял метод диалектики, и в этом отношении он отошел от софистов, которые систематизировали различные темы. а потом их обсуждали.
Сократ, с другой стороны, принял метод вопрос-ответ. Само собой разумеется, его ученик Платон также следовал за ним.
РЕКЛАМА:
По мнению Сократа, этика и политика тесно связаны друг с другом. Без политики этика не имеет ценности, а без этики политика становится вредной. «Высшей из всех добродетелей является политическое искусство, которое включает в себя управление государством и делает людей хорошими политиками и государственными деятелями».
Примерно такое же мнение высказал Аристотель. Другими словами, Сократ считал, что цель политики не в том, чтобы захватить власть, и не в том, чтобы оставаться у власти. Политическая этика воспитывает хороших и порядочных граждан. И государственные, и частные лица должны научиться искусству политической этики.
Сократ также обсуждал понятие закона. Он разделил закон на неписаный божественный закон и писаный человеческий закон. Он предостерег нас, указав, что между этими двумя наборами законов нет расхождений.
Справедливость была корнем всех законов. Если закон не оправдан справедливостью, он бесполезен. Если что-то не одобрено правосудием, оно не может быть законным. Точнее, Сократ отдавал приоритет справедливости в своей системе мышления и в этом отношении Сократ следовал за своими предшественниками.
Сократ имел дело с популярной и в то же время важной концепцией политики, известной как верность закону. Он разработал теорию согласия, которая означает, что граждане должны проявлять верность и повиновение закону. Толкуя верность Сократа закону, Ксенофонт, самый надежный толкователь сократовской точки зрения, говорит: «Республика, послушная законам, счастлива в мирное время и непобедима в войне. Кроме того, вы знаете, что согласие есть великое счастье в государстве. Сократ признавал различия среди граждан и различия во мнениях.
Но тем не менее они должны единодушно подчиняться законам. Он считал, что без безоговорочного «законопослушания» в республике не может быть единства и целостности. Его превознесение законопослушности не исключало важности и необходимости критики. Законы, не соответствующие справедливости, могут вызывать критику.
Сократ был большим сторонником царя-философа. Он не любил демократию, олигархию, наследственную аристократию и тиранию. Только царь-философ, думал он, может служить цели полиса.
Сократ дал краткую классификацию правительства, которая выглядит следующим образом. Власть людей над невольной массой была для него тиранией. Имущественный ценз на должность был для него плутократией.
Это была демократия, когда все люди могли участвовать в управлении государством. Сократ рекомендовал только правило мудрых. Все остальные формы правления, по его мнению, были непригодны.
Сократ рассматривал понятие правления под другим углом. Целью правителя должно быть не получение удовольствия или удовлетворение личных прихотей и желаний, а обеспечение благосостояния простых людей. Правитель должен следить за нуждами людей и никогда не должен пытаться удовлетворить свои собственные нужды.
Если правитель уделяет больше внимания продвижению своих интересов, он должен быть наказан. Восхождение к власти, по мнению Сократа, вовсе не происходит автоматически. Вышеупомянутые требования должны быть удовлетворены.
С понятием справедливости связано равенство, и Сократ очень подчеркивал его. Равенство — это политическая добродетель, и высший долг мудрого правителя — обеспечить его. Полис должен быть основан на равенстве.
Нарушение равноправия приведет к беспорядку, хаосу и нарушению нормальной деятельности полиса. Равенство Сократа есть геометрическое равенство. «Под геометрическим равенством Сократ понимает политическую справедливость и справедливость или правильное суждение с точки зрения политической добродетели, в отличие от простого числового или арифметического равенства».
Сократ, Платон и Аристотель :Общеизвестно, что политическая мысль Древней Греции и особенно Сократа оказала положительное и далеко идущее влияние на философию Платона и Аристотеля.
Поэтому необходимо пролить свет на то, как Сократ повлиял на Платона и Аристотеля в формировании и распространении их философских и политических концепций. Сократ (469–399 гг. до н. э.) «является одним из самых замечательных и широко известных персонажей в интеллектуальной истории человечества.
Уже более двух с половиной тысячелетий вокруг его имени витает ореол славы и вокруг его личности ореол загадочности» (В. С. Нерсесянц. Политическая мысль Древней Греции, с. 93). Это был Сократ. Даже Карл Маркс высоко восхвалял его.
Хотя Сократ не был в основном политическим мыслителем или политиком, он занимался рядом тем, которые удобно включить в предмет политики или политической философии. Его главными заботами были закон, справедливость и полис. Его метод анализа был диалектическим. Диалектика – это вопросно-ответная форма. Обсуждение любого предмета могло продолжаться до тех пор, пока не было достигнуто окончательное мнение. Он вел дискуссии со своими учениками.
Если мы изучим политические идеи Сократа, Платона и Аристотеля, мы обнаружим, что Сократ оказал огромное влияние на двух последних гигантов греческой философии.
Макси говорит: «В Платоне снова жил Сократ. Не в том смысле, что ученик был неизменной копией учителя, даже не в том смысле, что Платон был литературным и философским душеприказчиком великого искателя, а скорее в том смысле, что ум и душа Платона были полностью поглощены мысль и дух своего учителя, чтобы вдохновить его собственный парящий гений на создание более возвышенного Сократа, чем когда-либо ступал по шумным улицам Афин» (стр. 39).). Мои сочинения, интеллект, логика и, прежде всего, мысль Сократа оказали большое влияние на Платона. То, что мы называем системой мысли Платона, имеет «подлинно сократовское происхождение». Макси также говорит, что нельзя утверждать, насколько оригинальна философия Платона.
В. С. Нерсесянц писал: «Идеи Сократа, особенно его упор на закон как критерий классификации форм правления, противопоставление монархии и тирании и др., оказали значительное влияние на последующие политические теории античной мыслителей, прежде всего Платона, Аристотеля и Полибия, а через них и различные политико-правовые учения Средневековья и Нового времени.
Взгляды Сократа на демократию повлияли как на Платона, так и на Аристотеля. Он не считал демократию желательной формой правления на том основании, что некомпетентные чиновники назначаются для управления администрацией демократического государства.
Другая причина в том, что простые люди не имеют возможности участвовать в государственных делах. Сократ также отстаивал концепцию царя-философа. Оба эти взгляда на Сократа были приняты Платоном.
Сократовская классификация правительства или конституции повлияла на Аристотеля. Хотя Аристотель следовал Сократу в классификации конституции, его критерии отличались от критериев Сократа.
Сократ ввел новую концепцию, которую можно назвать этической политикой. Мы находим его повторное появление у Платона и Аристотеля. Без этики политика неизбежно заразит все общество. Для идеального или хорошего и хорошо организованного государства этика и политика должны идти рука об руку. Это может быть этическая политика или политическая этика.
Однако и Платон, и Аристотель заимствовали эту идею у Сократа.Самой основой их идеального государства была этика. И Сократ, и Платон считали, что чиновники государственных служб должны быть нравственными и нравственными людьми. Такой же точки зрения придерживался и Аристотель.
Эти три человека были единодушны в том, что без хороших и идеальных политиков граждане не могут быть хорошими и нравственными. «Сократ традиционно считается основоположником теоретической этики, проложившей дорогу логическим и политическим концепциям Платона и Аристотеля» (Нерсесянц).
РЕКЛАМА:
Хотя мысль и философия Сократа оказали прямое и положительное влияние на Платона и Аристотеля, нельзя сказать, что они были точной копией Сократа. Нет сомнения, что и Платон, и Аристотель были великими и оригинальными мыслителями.
Эти три великих греческих философа построили ткань политической философии с помощью опыта греческих городов-государств, но мыслительные системы Платона и Аристотеля действительно всеобъемлющи.