Урок 1. Средства, методы и проблемы воспитания детей
Необходимо сразу отметить, что исчерпывающего перечня методов не существует, равно как и универсальной методики воспитания. Общим моментом, необходимым в воспитании всех без исключения детей является любовь и внимание, а все средства – это их проявления (в идеале).
В деле воспитания детей (дома, в садике, школе) требуется личностно-ориентированный подход и готовность работать над собой.
Содержание:
- Цели воспитания
- Средства и методы воспитания
- Классификация методов воспитания
- Качества, которые необходимо развивать педагогу
- Проблемы воспитания
- Стили воспитания
- Проверочный тест
Начать же этот урок лучше всего с разговора о том, для чего вообще необходимо воспитывать детей.
Цели воспитания
Для изучения методов воспитания полезно обратиться к целям воспитания. В современной педагогике преобладают две основные точки зрения на цели воспитания: гуманистическая и прагматическая. С прагматической точки зрения (американская концепция) воспитание должно сделать человека эффективным работником, ответственным гражданином и разумным потребителем. С гуманистической точки зрения воспитание должно помочь личности раскрыть свои таланты и быть счастливой. В России традиционно преобладает гуманистическая точка зрения, основанная на христианском воспитании.
Средства и методы воспитания
В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.
Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.
Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.
Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.
Классификация методов воспитания
Всего насчитывается более 500 методов воспитания и разработано множество их классификаций. Так, например, методы воспитания делят на словесные (беседа), практические (упражнения) и наглядные методы (иллюстрирование).
Другая классификация основана на структуре личности. Это методы формирования сознания (например, убеждение), поведения (прежде всего, это упражнения) и методы формирования чувств и отношений (это оценка, наказание и поощрение).
Познакомимся с основными методами воспитания на примере популярной классификации, основанной на структуре деятельности. Структура деятельности включает цель, мотив, средства, результаты и отношение к результатам и к процессу деятельности.
Эта классификация методов включает четыре группы: это методы формирования сознания личности; методы организации деятельности, общения, опыта поведения; методы стимулирования деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля и самооценки.
1
Методы формирования сознания личности
Эти методы нужны для развития сознания и обогащение детей знаниями. Они помогают формировать взгляды и убеждения, а также способность к самооценке. Главным инструментом выступает слово. В эту группу входят такие методы как беседа, разъяснение, рассказ, диспут. Не все методы уместны в любом возрасте – например, диспуты, однако порой дети 4-5 лет способны к очень остроумной полемике.
Рассмотрим чуть подробнее:
1 |
Рассказ. Как метод воспитания особенно актуален для детей дошкольного возраста. В рассказе дети учатся правилам поведения, отличать хорошее от плохого. У рассказа есть свои правила: например, количество героев и событий не должно перегружать внимания. Метод рассказа требует от воспитателя определённого актёрского мастерства. |
2 |
Разъяснение. В разъяснении нуждаются требования к поведению на улице, на детской площадке, в садике, школе, за столом и т.д. Для этого уместны примеры героев книг и мультипликации. Важно не превратить разъяснение в нотацию. |
3 |
Беседа (диалог). Беседа может проводиться с одним воспитанником, или небольшой группой на конкретную тему (события истории, факты науки, культура, этика), подходящую данной возрастной группе. В беседе сами дети учатся формировать оценки и суждения. |
4 |
Пример. Большинство психологов согласны, что это самый мощный метод. Проговаривать (разъяснять, убеждать, рассказывать) можно только то, что ребёнок уже понимает из опыта. Дети, благодаря подражанию, очень быстро накапливают социальный и нравственный опыт. |
Переходим к следующей группе методов.
2
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения
Дети дошкольного возраста постоянно стремятся участвовать в разнообразной деятельности. В совместных видах деятельности раскрываются интересы и стремления детей, развиваются навыки общения, способности. Деятельность должна быть разнообразной для разностороннего развития ребёнка, при этом быть направленной на формирование опыта поведения и нравственное становление личности.
Работа педагога в дошкольных учреждениях заключается, помимо присмотра и ухода за детьми, в организации их деятельности. В эту группу входят такие методы, как создание воспитывающих ситуаций, упражнение и приучение:
1 |
Приучение. Приучение, как метод организации деятельности заключается в превращении конкретных действий в привычные способы поведения. Для каждой возрастной группы примерно определено, какие привычки должны сформироваться у ребёнка. Например, есть минимальные требования при поступлении в детский сад. Дети получают образец выполнения конкретных действий (например, собрать игрушки, помыть руки) или образец поведения (со сверстниками, со взрослыми). Метод приучения требует времени и системности. Со множеством повторений вырабатывается точность и качество. Контроль со стороны взрослых требует от педагогов внимательного и заботливого отношения к детям. Позднее дети приобретают навык самоконтроля. |
2 |
Упражнение (метод больше актуален для детей школьного возраста). Это способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, суть которого в многократном выполнении требуемых действий (заданий), доведении их до автоматизма. Выполнение требуемых действий создаёт и расширяет опыт воспитанников в различных видах деятельности. В результате упражнений (сознательного преодоления трудностей) формируются устойчивые качества личности – навыки и привычки, единство сознания и поведения. Метод упражнения эффективен в сочетании с убеждением (широким раскрытием целей выполняемых заданий). В группе воспитанников у каждого должны быть постоянные, или временные задания; для этого практически важно учитывать интересы и способности каждого. Выполнение всё более сложных упражнений развивает волевые и нравственные качества, формирует культуру труда. |
3 |
Создание воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации создают конфликт личных и общественных интересов, чтобы поставить ребенка перед выбором (например, поделиться ли игрушками, присоединиться ли к игре других ребят). Такие ситуации следует разъяснять, иллюстрировать примерами. Действие точно подобранной педагогической ситуации бывает настолько результативно, что может надолго определить вектор нравственного развития ребенка. |
Рассмотрим следующую группу методов.
3
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Это такие методы, как поощрение, наказание, соревнование (в дошкольном возрасте популярны поощрение и наказание):
1 |
Поощрение. Это положительная оценка поведения ребенка или группы. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают моральное удовлетворение, в них крепнет внутренняя уверенность в правильном поведении. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения, разрешения поиграть с определённой игрушкой. Поощрение необходимо при проведении учебных занятий. В поощрении особенно нуждаются дети с заниженной самооценкой, дети, в семьях которых присутствуют негативные отношения (истерики, ссоры). |
2 |
Наказание. Его принято считать корректирующим методом воспитания. Оно связано с осуждением отрицательного, неприемлемого поведения. Правильное использование метода наказания вызывает у ребенка желание больше так не делать и развивает способность оценивать свои действия. Есть важные правила. Прежде всего, слово «наказание» означает наставление, научение; наказать – значит дать наказ, показать, как правильно. То есть, осудив конкретный поступок, непременно следует донести до ребёнка, как следует впредь поступать в такой ситуации. Осуждать поведение ребёнка (что ещё важнее — не самого ребёнка) в присутствии посторонних людей или на глазах у сверстников следует максимально тактично. Недопустимо изолировать ребёнка от сверстников. Наказание ни в коем случае не должно превращаться в сброс негативных эмоций воспитателя. Наказание сравнивают с ядом, который лечит только в очень малых дозах. Самый простой рецепт – это лучше лишить чего-то хорошего, чем дать что-то плохое. |
3 |
Соревнование. Как метод больше актуален для детей школьного возраста. Это направление естественной потребности к соперничеству на приобретение опыта общественного поведения и воспитание физических и нравственных качеств. В организации соревнования важно, чтобы правила проведения и критерии оценки результатов были ясны всем участникам, а также необходимы увлекающие игровые моменты, смягчающие конкуренцию. |
И еще одна группа методов.
4
Методы контроля, самоконтроля и самооценки
Методы этой группы более актуальны для школьного возраста, они направлены на оценку эффективности воспитательного процесса (методы контроля) и на самопознание воспитанников. В эту группу входят такие методы как педагогическое наблюдение, опросы, создание ситуаций, выявляющих поведение, письменные проверки, а также самоанализ.
Актуальным для детей всех возрастов является педагогическое наблюдение. Это непосредственное восприятие педагогом деятельности, общения и поведения ребёнка. Организованное наблюдение должно иметь цель, проводиться системно, опираться на знание программы изучения личности, критериев оценки ее воспитанности, а также сопровождаться документацией наблюдаемых фактов.
Опросы и беседы с воспитанниками выявляют уровень восприятия ими норм и правил поведения и помогают выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Также выявляют характер отношений в коллективе, возможные антипатии и противоречия. При этом мнения воспитанников также фиксируются.
Самоанализ (больше актуален для подростков) заключается в том, что с ростом интереса к собственной личности требуется внутренняя нравственная оценка своему поведению и своей мотивации. Педагог объясняет воспитаннику, что самоанализ помогает ориентироваться в мире и обществе, а также обучает способам самоанализа (оценке своего конкретного поступка; формированию собственного мнения о своем поведении, положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями и учителями).
Самопознание воспитанника предполагает открытие для него своего внутреннего мира, осознание собственного «я» и своего положения в мире. Педагог должен помочь воспитаннику в процессе самопознания избежать неадекватной самооценки.
Арсенал методов воспитания должен со временем обогащаться и совершенствоваться — воспитатель (родитель, учитель) обязан заботиться об этом.
Качества, которые необходимо развивать педагогу
Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.
Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения. Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения.
В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).
Проблемы воспитания
Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.
Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.
Стили воспитания
По исследованиям Д. Баумринд известны три стиля родительского воспитания – авторитарный, авторитетный (правильный) и либеральный (попустительский).
Отдельно позже Э. Маккоби и Д. Мартин выделили отчуждённый, индифферентный (самый худший) стиль. В чистом виде эти стили не встречаются. Их изучение позволит проанализировать свой стиль и исправить ошибки самостоятельно, или с помощью квалифицированных специалистов:A | Авторитарный стиль. Его цель воспитать детей послушными и исполнительными. Характерны контроль во всём без права выбора и инициативы, ультимативное общение без объяснений и эмоциональной поддержки, управление запретами и угрозами. В результате дети закрываются и остаются беззащитными, они не доверяют родителям и впереди болезненный кризис. Формально внешне всё может выглядеть благополучно, но это катастрофа на духовном и душевном плане. Ребёнок становится нервным и конфликтным, воспитаны тревоги, мнительность, настрой на неудачи (независимо от действительных успехов) и отсутствие внутреннего контроля (из-за ожидания внешнего контроля). Простой тест для родителей на авторитарность – в течение одного дня вести запись количества замечаний и похвал (моментов эмоциональной поддержки, объятий). |
B | Либеральный (снисходительный, попустительский) стиль. Очень распространён наряду с авторитарным. Характерны заниженные требования и высокий эмоциональный отклик. Родители как бы дружат с детьми, фактически же отстранены от воспитания и только поправляют ребёнка, когда его поведение совершенно недопустимо — его могут, критиковать, высмеивать или даже наказывать физически. Дефицит родительского внимания часто мотивирован отсутствием времени. При этом ребёнок не может догадаться, что его любят и начинает привлекать внимание недопустимым поведением. Воспитывается эгоизм, конфликтность, безосновательная требовательность к окружающим и неадекватная самооценка. |
C | Индифферентный (отчуждённый) стиль. Характеризуется безразличием воспитателей к личности ребёнка. Дети предоставлены сами себе, родители держатся на расстоянии от них. Такое чаще встречается в так называемых неблагополучных семьях. Дети воспитываются глубоко несчастными, неуверенными в себе, потенциально опасными. Опросы в колониях для несовершеннолетних преступников показывают, что подростки разделяют общепризнанные нравственные и семейные ценности, отличают хорошее от плохого. Их ответы мало отличаются от ответов свободных сверстников. |
Необходимо обнимать ребёнка (для взрослых это также актуально) не менее 4х раз в день и сообщать ему, как он вам дорог, как хорошо, что он у вас есть. Это жизненная потребность и необходимое условие нормального развития ребёнка.
Правильный стиль воспитания – авторитетный. Родители предъявляют строгие требования к ребёнку, но всегда объясняют, почему так делается. Интересы и мнение ребёнка всегда учитываются. Если ребёнок не слышит родителей, то предупреждается о мерах воздействия, но эти меры не сброс эмоций, а это участие. Наказание авторитетных родителей – это поддержка, а не кара, это всегда надежда на понимание. В результате дети уважают родителей и доверяют им. Они вырастают открытыми и инициативными.
Для воспитания в авторитетном стиле семья должна быть правильно устроена духовно, когда отец глава семьи (не деспот, а имеется ввиду главенство любви, нравственный авторитет), мать – помощница мужу и хранительница домашнего очага. Так ребёнок видит взаимопонимание, гармонию, образец послушания в мамином примере и в папином образец ответственности.
Повторим, что в чистом виде эти стили не встречаются, а также у родителей могут преобладать разные стили, так что важным является поиск единомыслия.
И в заключение тест для дошкольников. Предельно простой способ определить, счастлив ли ребёнок – предложить нарисовать свою семью. Порой рисунки шокируют родителей – например, ребёнок может нарисовать компьютер, кошку и себя. Счастливый ребёнок рисует себя между родителями и присутствует солнышко. Рядом с кем себя рисует ребёнок, к тому он и привязан больше.
Источники:
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
- Лихачев Б.Т. «Педагогика: Курс лекций.» 4-е изд., перераб. и доп.
- «Детская психология.» Учебное пособие для студентов педагогических институтов
- Сластенин В.А. «Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Далее поговорим о физическом воспитании.
← Воспитание детей2 Физическое воспитание →
Методы воспитания: содержание, классификация, примеры
Определение
Метод (methodas) в переводе с греческого — путь. Методика воспитания является алгоритмом достижения конкретных целей путем организации взаимодействия педагога и ученика.
С рождения человек становится предметом воспитания, который меняется в зависимости от возраста, социального статуса. Таким образом, общество воздействует на личность с детства и до взрослости, формирует социальные умения, развивает и совершенствует привычки поведения. В рамках воспитательных методов осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каждый преподаватель придерживается своего стиля, и использует различные методы или обычно их сочетает. Методы нельзя разделить на хорошие, плохие и эффективные. Выбор связан с конечной миссией и замыслом.
Значительную роль в выборе ключей играют возраст, личностные особенности, социальная среда, семья. Основанием выбора метода или целого комплекса становится специфическое воспитание, определяемое педагогом.
Бытует мнение, что без активного участия ученика результат может не быть эффективным. Таким образом, для участия в процессе применяются различные приемы – педагогические внутренние побуждения и действия, трансформация взглядов, мотивов, поведения. Поэтому прием является составной частью метода, который используется в настоящее время. Используя те или иные приемы, педагог выражает свое индивидуальность и сглаживает неровности учебных процессов. Приёмы создания мягко корректируют поведение и развивают положительную энергетику. Они выражены в просьбе, поддержке и вере в ребенка. Тормозные приёмы порождают стыд и раскаяние и несут негативное качество.
Выделяются недопустимые приёмы педагогической практики: возмущение, раздражение, систематические придирки и упреки.
Характеристика методов воспитания
Методы обучения подбирает педагог. Проблема классификации — отсутствие единого критерия: разные цели, средства и этапы воспитания. Например, в одной группе приемов гарантируют получение знаний об общепризнанных ценностях, в другой – помогает решить жизненные проблемы, в третьей – заложены параметры поведения. Преимущественным считается систематический подход на основе синтеза целей, смыслов и процессов. Различные программы разработаны настолько тщательно, что в них можно разобраться только с помощью определенного типирования. Структура воспитания, разделяемая большинством ученых, делится на четыре условных группы: методика формирования созерцания: беседы, рассказы, лекции, дискуссии, диспуты, личные примеры; методика организации работы и поведения: упражнения, поручения, приучения, требования; методика стимуляции поведения: игры, соревнования, наказания, поощрения; методика самоконтроля, наблюдения, тестирования, опроса, анкетирования.
Виды методик в воспитании и способы передачи данных
Словесный. Словесные методики обучения являются популярной группой методик, применяемых педагогами на практике. Ее используют во всех предметах школы и на всех ступенях обучения. Источником знаний является речь. Она бывает устной или письменной.
Главная роль метода заключается в усвоении правил и норм поведения – этического, эстетического, делового, морального. В процессе преподаватель объясняет и убеждает в правильности того или иного факта, вывода. Тут важно опираться на опыт учащихся, их личные отношения к теме, умение найти ответы самостоятельно. Беседа предполагает диалогическую вопрос-ответную методику обсуждения вопросов. Так ребёнок складывает свои мысли, свои мнения, оценку. Основой разговора является выверенное сочетание основных, дополнительных и уточнительных вопросов, которые подталкивают ученика к новым знаниям. Правильные концепции должны содержать те темы, которые раскрывают социальные, моральные, естественные смыслы жизни общества. Беседы используются при работе с детьми любого возраста. Учитель задает тему и затем вопросы, чтобы школьники могли ответить, спросить, выразить свое мнение самостоятельно. Учебные процессы могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. При выборе темы рекомендуется остановиться на самых волнующих и близких к ребенку. В группах обсуждения должны учитываться существующие тренды в отношениях детей. Беседы помогут педагогу определить степень осознанности учениками норм и правил, зафиксировать ошибки, оценить их влияние, узнать об отношения детей.
Наглядный. Практические визуальные методы применяются при наблюдении предметов, явлений. Материалы для иллюстраций: схемы, рисунки, картинки, плакат, портрет, графика, атрибуты. При использовании таких методов педагогу следует избежать перегрузки на наглядность. В результате отсутствия внимания уменьшается эффективность действия, ребенок останавливается на главных деталях. Таким образом, иллюстрации нужно подготовить заранее и в ограниченных количествах. Педагог должен внимательно продумать их познавательные смыслы и роли. На уроках и экскурсиях используется метод наблюдения. Педагог демонстрирует реальное событие, природу, научные процессы, и процессы производства. Дети сами готовят презентацию, делают личное оформление. В процессе демонстрации необходимо привлечь участников в дискуссию для объяснения, осознания и спровоцировать их активность. В иллюстрации используется символическое изображение. В показе используют схемы и рисунки. Оба способа связаны и расширяют совместное действие.
Практический. Универсальная система упражнений используется людьми с незапамятных времен, поскольку она доказала свою эффективность. Хронология образовательной деятельности не помнит случаев, когда достаточно правильно выполненные упражнения не произвели желаемое действие. Поэтому рассмотренный метод основывается на вовлечении ребенка в работу. Соблюдая правила и нормы поведения, воспитанник органично получает общественный опыт. Целью является развитие конкретных умений и навыков, а именно жизненно необходимое, полезное мышление — такое, как самоконтроль, гибкость, культура общения. Для эффективного и результативного стимулирования следует следовать: систематическому, анализу результатов, поощрению поступков. Метод тренинга реализуется путем организации режима, рабочей деятельности и игр. Захватывает сферы спортивного творчества. В любом случае ученика приучают к определенному стандарту поведения. Продуктивность упражнений зависит от их содержания, мощности, контроля, времени и места, мотивации и стимуляции.
Классификация методов воспитания по Щукиной
Наиболее распространенной считается классификация, которую разработала ленинградский педагог Галина Ивановна Щукина. Ее основная идея — развивать познавательный интерес как важное условие формирования человека. Качество личности, по словам Г. И. Щукиной, определяется стабильным стремлением к знаниям.
- Метод формирования сознания. В процессе воспитания определяется желаемое поведение. На практике всю группу методов формирования сознания развивает рациональная область отношений. Она создает представления, мысли, убеждение личности, выраженные в конкретных поступках и делах. Основным приемом является убеждение. Выражается рассказом, объяснением, этической беседой, увещанием, внушением, примером.
- Метод убеждения — словесное влияние. Зависит от интеллекта, разума, воли. Развивает логику, творческую способность, выступает в качестве внушения или доказательства.
- Внушение сказывается на эмоциональном сознании, уме, воле.
- Дискуссия развивает систему суждений, личной оценки, убеждения.
- Диспут учит уметь защитить свои взгляды, отступать от неправильного решения.
- Пример основывается на примере подражания: таким образом, что ученик действительно разбирается в сущности социально-нравственного отношения. Лекция, как изложение содержимого, преподается школьникам старших классов.
- Рассказы и объяснения подходят для младшего и среднего школьного возраста. Педагог рекомендует готовиться к разговорам ответственно, продумывать содержание, передачу, избегать формальности и креативности. Не используйте банальные вещи, так как они компрометируют метод убеждения.
Построение поведения
Методы данной группы создают эмоциональную и волевую сферу у учащихся, организуют деятельность, развивают единство сознания и поведения. Это означает: приучение; поручение; воспитание.
- Тренинг вырабатывает необходимый навык.
- Привычка формируется в процессе регулярных действий.
- Поручение развивает организованность и ответственность. Особенно ценным в поручении является то, что дает коллектив. Встречаются длительные, эпизодические случаи.
- Воспитательная функция развивает нравственное качество. Суть заключается в ответных поступках ученика на обстоятельства, организованные учителем: уступить место, сказать правду.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Формирование отношений и чувств: методы воспитания в педагогике
Методы мотивации поведения выражаются в виде: поощрения, наказания, требований; соревнования. Стимулирование предназначено, чтобы учащийся имел цель и мог улучшить познавательную активность. В условиях успеха ребенок чувствует удовлетворение своими действиями и своими поступками. Действие стимулирования направлено на формирование позитивных эмоций, благодаря чему ребенок чувствует моральную удовлетворенность.
Метод поощрения — положительные оценки, похвалы, одобрения. Этим мы закрепляем правильные умения и навыки, повышаем уверенность в себе, увеличиваем чувство ответственности.
Высокая степень поощрения – благодарность, награды. Следует поощрять не только успех, но и труд, отзывчивость, поддержку. Одновременно не следует допускать возможности перехвалить ребенка, это повлечет за собой высокомерие и эйфорию.
Метод принуждения в педагогике – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение
Наказание корректирует поведение путем осуждения. Правильное применение метода приводит ребёнка к тому, чтобы он больше не совершал подобных действий. Возникает ощущение стыда и страха, пробуждается совесть. Наказания считаются продуктивными, если они понятны ученику, и они оценивают их как справедливые. Недопустимо телесное наказание, которое влечет за собой ложь, скрытность, трусость.
Требования должны подтолкнуть ребенка к действиям. Стоит избегать агрессивных высказываний. Рекомендуется тактично рассматривать поступок, объясняя сразу, как поступать в данной ситуации в дальнейшем.
Конкурс применяется для детей в школьном возрасте. Основывается на необходимости соревнования и воспитания, тренируются физические и моральные качества. Чтобы смягчить конкуренцию, рекомендуется использовать увлекательную, игровую форму. При участии в конкурсе дети привыкают активно отстаивать свои интересы. Педагогу только нужно поддерживать и направлять.
Методы и стратегии обучения: полное руководство
Написано доктором Крисом Макдональдом, проверено командой EducationCorner.comВы завершили свою курсовую работу. Обучение студентов закончилось. Вы надели кепку и мантию, пересекли сцену, улыбнулись диплому и пошли домой, чтобы заполнить анкету за анкетой. Внезапно вы стоите в том, что будет вашим классом в следующем году, и после того, как волнение от его украшения пройдет, и вы начнете планировать уроки, вы начнете замечать, что все ваши уроки выполняются одинаково, только с использованием разных материалов. Но это то, что вы знаете и чему вас учили, так что идите с этим. Через некоторое время вашим ученикам становится скучно, и вам тоже. Должно быть что-то не так, потому что это не то, чем вы представляли себе обучение. Есть.
Выяснение того, как лучше всего донести информацию до учащихся, иногда может быть даже сложнее, чем то, через что проходят учащиеся, выясняя, как им лучше учиться. Причина в том, что каждому учителю требуется множество различных методов обучения в его теоретической сумке для обучения, чтобы использовать их в зависимости от урока, учеников и таких, казалось бы, незначительных вещей, как время урока и предмет. Использование этих различных методов обучения, которые основаны на теории различных стилей обучения, не только поможет учителям полностью раскрыть свой потенциал, но, что более важно, вовлечь, мотивировать и привлечь учащихся в свои классы, будь то лично или онлайн.
Методы обучения
Методы обучения или методология — это более узкая тема, поскольку она основана на теориях и педагогической психологии. Если у вас есть педагогическое образование, вы, скорее всего, слышали такие имена, как Скиннер, Выготский, Гарднер, Пиаже и Блум. Если их имена ничего вам не говорят, вы обязательно должны узнать их теории, которые стали методами обучения. Ниже приведены наиболее распространенные теории обучения.
Бихевиоризм
Бихевиоризм — это теория о том, что каждый учащийся — это, по сути, «чистый лист», с которого нужно начинать и формировать эмоции. Люди реагируют на стимулы, реакции, а также на положительное и отрицательное подкрепление, говорится на сайте. Теории обучения называют наиболее популярных теоретиков, приписывавших эту теорию, Ивану Павлову, которого многие могут знать по его экспериментам с собаками. Он провел эксперимент с собаками: когда он звонил в колокольчик, собаки реагировали на раздражители; затем он применил эту идею к людям. Другими популярными теоретиками в области образования, которые были частью бихевиоризма, были Б. Ф. Скиннер и Альберт Бандура.
Теория социального познания
Теория социального познания обычно используется в раннем детстве, потому что она имеет отношение к критическому мышлению, а самой большой концепцией является идея игры, согласно Эдвину Пилу, пишущему для Британская энциклопедия . Хотя Бандура и Лев Выготский также внесли свой вклад в когнитивную теорию, по словам доктора Нормана Херра из Калифорнийского государственного университета, самым популярным и первым теоретиком когнитивизма является Пиаже.
Существует четыре стадии теории когнитивного развития Пиаже, которую он создал в 1918 году. Каждая стадия соответствует развитию ребенка от младенчества до подросткового возраста.
Первая стадия называется сенсомоторной и длится от рождения до 18 месяцев. Причина, по которой это считается когнитивным развитием, заключается в том, что мозг буквально растет благодаря исследованию, подобно пищанию рогов, обнаружению себя в зеркалах или вращению вещей, которые щелкают по своим коврикам или ходункам; создание привычек, таких как сон с определенным одеялом; наличие рефлексов, таких как потирание глаз при усталости или сосание пальца; и начинает расшифровывать вокальные тона.
Второй этап, или предоперационный этап, происходит в возрасте от 2 до 7 лет, когда малыши начинают понимать и соотносить символы вокруг себя, задают много вопросов и начинают строить предложения и вести разговоры, но они еще не развили перспективу, поэтому эмпатии еще не существует, говорится на сайте. Это стадия, когда дети склонны к откровенным заявлениям, обычно смущающим своих родителей, потому что они сами не понимают цензуры.
В возрасте от 7 до 11 лет дети начинают решать проблемы, могут вести беседы о вещах, которые им интересны, лучше понимают логику и развивают эмпатию на стадии конкретных действий.
Заключительный этап, называемый этапом формальной эксплуатации, хотя по определению заканчивается в возрасте 16 лет, может продолжаться и дальше. Это включает в себя более глубокое мышление и абстрактные мысли, а также вопросы не только о том, что есть вещи, но и о том, почему такие, какие они есть, популярны, говорится на сайте. Много раз люди, вступающие в новые этапы своей жизни, такие как средняя школа, колледж или даже вступление в брак, проходят через элементы теории Пиаже, поэтому стратегии, вытекающие из этого метода, применимы на всех уровнях образования.
Теория множественного интеллекта
Теория множественного интеллекта утверждает, что людям не обязательно быть умными в каждой отдельной дисциплине, чтобы считаться умными на бумажных тестах, но люди преуспевают в различных дисциплинах, что делает их исключительными. Созданный в 1983 году бывший директор школьного округа Скрэнтон в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, создал восемь различных интеллектов, хотя с тех пор два других обсуждались на предмет добавления, но пока официально, согласно сайту. Первоначальные восемь являются музыкальными, пространственными, лингвистическими, математическими, кинестетическими, межличностными, внутриличностными и натуралистическими, и у большинства людей преобладает интеллект, за которым следуют другие. Для тех, кто склонен к музыке через инструменты, вокал, имеет абсолютный слух, может читать ноты или может легко создавать музыку, есть музыкальный интеллект. Способность видеть что-то и переставлять или представлять это по-другому — это Пространственный интеллект, в то время как талант к языку, письму или заядлый читатель — это Лингвистический интеллект. Кинестетический интеллект относится к пониманию того, как тело работает анатомически или атлетически, а натуралистический интеллект — к пониманию природы и элементов экосистемы.
Последние сведения связаны с личными взаимодействиями. Внутриличностный интеллект — это вопрос познания себя, своих пределов и своего внутреннего «я», в то время как межличностный интеллект — это знание того, как обращаться с множеством других людей без конфликтов или знание того, как их разрешить, говорится на сайте. В Скрэнтоне, штат Пенсильвания, до сих пор есть начальная школа, названная в честь их бывшего директора.
Конструктивизм
Конструктивизм — еще одна теория, созданная Пиаже, которая используется в качестве основы для многих других образовательных теорий и стратегий, поскольку конструктивизм сосредоточен на том, как люди учатся. Пиаже утверждает в этой теории, что люди учатся на своем опыте. Они лучше всего учатся через активное обучение, связывают его со своими предыдущими знаниями, а затем переваривают эту информацию по-своему. Эта теория создала идеи обучения, ориентированного на ученика, в отличие от обучения, ориентированного на учителя.
Универсальный дизайн для обучения
Последним методом является Универсальный дизайн для обучения , который изменил образовательное сообщество с момента его создания в середине 1980-х годов Дэвидом Х. Роузом. Эта теория фокусируется на том, как учителя должны разрабатывать свои учебные программы для своих учеников. Эта теория действительно завоевала популярность в Соединенных Штатах в 2004 году, когда она была представлена на международной конференции, и он объяснил, что эта теория основана на нейробиологии и на том, как мозг обрабатывает информацию, выполняет задачи и получает удовольствие от образования. Теория, известная как UDL, выступает за представление информации несколькими способами, чтобы позволить разным учащимся понять информацию; представление множественных оценок учащимся, чтобы показать, чему они научились; а также изучать и использовать собственные интересы учащихся, чтобы мотивировать их учиться, говорится на сайте. В этой теории также обсуждалось использование технологий в классе и способы обучения учащихся в эпоху цифровых технологий.
Стили обучения
Из каждой теории образования учителя извлекают и развивают множество различных стилей или стратегий обучения. Преподаватели должны иметь большой и разнообразный арсенал стратегий, которые можно использовать еженедельно и даже ежедневно, чтобы наладить взаимопонимание, поддерживать интерес студентов и даже не дать преподавателям заскучать с их собственным материалом. Они могут быть применимы ко всем уровням обучения, но должны быть адаптированы в зависимости от возраста и уровня развития учащегося.
Дифференцированное обучение является одной из самых популярных стратегий обучения, что означает, что учителя корректируют учебную программу для урока, раздела или даже всего семестра таким образом, чтобы вовлечь всех учащихся различными способами, согласно главе 2 книги . Учебный процесс и концепции в теории и практике Джелала Акдениза. Это означает постоянное изменение стилей преподавания, чтобы соответствовать не только материалу, но, что более важно, ученикам в зависимости от их стилей обучения.
Стили обучения — это способы, которыми учащиеся учатся лучше всего. По словам Акдениз, наиболее популярными типами являются визуальный, аудио, кинестетический и чтение/запись , хотя другие включают глобальный как еще один тип ученика. Для некоторых они могут показаться самоочевидными. Визуальные учащиеся лучше всего учатся, наблюдая за инструкцией или демонстрацией; слушателям аудио нужно прослушать урок; кинестетические учащиеся учатся на практике или учатся на практике; лучше читать/писать учащихся, читая учебники и делая заметки; По данным Библиотеки Конгресса, учащиеся со всего мира нуждаются в материалах, которые можно применять в их реальной жизни. Есть много мероприятий, доступных для преподавателей, которые позволяют их ученикам узнать, что они за ученики. Как правило, у учащихся есть основной стиль, который занимает второе место, что позволяет им лучше учиться определенным образом, но они также могут изучать материал дополнительным способом. По словам Акдениз и Библиотеки Конгресса, когда инструктор знает своих учеников и какие типы учащихся находятся в их классе, преподаватели могут затем дифференцировать свои инструкции и задания в соответствии с этими типами обучения.
Узнайте больше о различных стилях обучения.
Важно ли при обучении новому материалу учащимся любого типа использовать стратегию, называемую строительными лесами . Согласно статье Джерри Уэбстера, построение лесов основано на предварительных знаниях учащегося и построении урока, раздела или курса из самых фундаментальных частей и с каждым шагом усложняет информацию. Чтобы хорошо строить леса, учитель должен проявлять личный интерес к своим ученикам, чтобы узнать не только их предварительные знания, но и их сильные стороны. Это позволит инструктору основывать новую информацию на своих сильных сторонах и использовать положительное подкрепление, когда в новом материале допущены ошибки.
В обучении существует неудачная концепция под названием «обучать до середины», когда инструкторы ориентируют свои уроки на средние способности учеников в своем классе, оставляя более медленных учеников разочарованными и сбитыми с толку, а учеников выше среднего разочарованными и скучающими. Это часто приводит к тому, что учащиеся младших и старших классов получают низкие баллы, а учитель не понимает, почему. По словам автора и педагога Джулианы Финеган, средством от этого является стратегия под названием смешанное обучение , при которой дифференцированное обучение происходит одновременно в классе для всех учащихся. По словам Финегана, чтобы добиться успеха в смешанном обучении, учителям снова необходимо знать своих учеников, то, как они учатся, а также их сильные и слабые стороны. Смешанное обучение может включать в себя объединение нескольких стилей обучения в один урок, например, чтение лекций в PowerPoint, без чтения информации на слайдах, включая мультфильмы и музыкальные ассоциации, когда у учащихся есть распечатки. Лекция может включать примеры из реальной жизни и истории о том, с чем столкнулся преподаватель и с чем могут столкнуться студенты. Этот пример включает в себя четыре стиля обучения и пропускает кинестетическую деятельность, но последующая деятельность может быть исключительно кинестетической.
Огромным компонентом смешанного обучения являются технологии. По данным Библиотеки Конгресса, технологии позволяют учащимся устанавливать свой собственный темп и получать доступ к ресурсам, которые им нужны и в которых они нуждаются, в зависимости от их уровня понимания. В обучении его можно использовать тремя различными способами: лицом к лицу, синхронно или асинхронно. Технология, используемая с учеником в классе, когда учитель может отвечать на вопросы, находясь в физическом присутствии ученика, называется лицом к лицу. По данным Библиотеки Конгресса, синхронное обучение — это когда учащиеся изучают информацию в Интернете, а учитель живет с ними онлайн одновременно, но через чат или программу видеоконференций, такую как Skype или Zoom. Наконец, асинхронное обучение — это когда учащиеся проходят курс или элемент курса онлайн, например тест или задание, в соответствии с их собственным расписанием, но преподаватель не находится с ними в сети в то время, когда они завершают или отправляют работу. Учителя по-прежнему доступны через асинхронное обучение, но обычно через электронную почту или запланированную встречу в чате, заявляет Библиотека Конгресса.
Последняя стратегия, которую мы обсудим, на самом деле включает в себя несколько стратегий обучения, так что это почти как смешанное обучение. Он начинается с концепции, которая имеет множество ярлыков, таких как обучение, ориентированное на ученика, педагогика, ориентированная на ученика, и учитель-наставник, но все они означают, что преподаватель вращает уроки вокруг учеников и гарантирует, что ученики принимают участие в процессе обучения. , известное как активное обучение, согласно Учебному порталу. В этой модели учитель является просто фасилитатором, что означает, что он создал урок, а также структуру для обучения, но сами ученики становятся учителями или создают свои собственные знания, говорится в Учебном портале. По словам автора Сары Санчес Алонсо из Йельского центра преподавания и обучения, когда это происходит, инструктор ходит по комнате, работая в качестве индивидуального ресурса, наставника или гида. Чтобы это работало хорошо, а инструкторы добивались успеха один на один и планировали эти уроки, важно, чтобы они нашли время, чтобы узнать историю своих учеников и предшествующие знания, иначе это может оказаться бесполезным упражнением, Алонсо. сказал. Некоторые виды деятельности, которые могут использовать учителя, включают объединение учащихся в группы и назначение каждому ученику роли в группе, создание товарищей по чтению или литературных кружков, создание игр из материала с отдельными досками, создание различных станций в классе для разных уровней навыков или интерес к уроку или найти способы заставить учеников встать со своих мест и двигаться, предлагает Fortheteachers.org.
Существует так много разных методологий и стратегий, которые помогают стать эффективным инструктором. Постоянная тема во всех них заключается в том, чтобы учитель уделял время тому, чтобы узнать своих учеников, потому что им это небезразлично, а не потому, что они должны. Когда преподаватель знает истории, стоящие за учениками, он может разрабатывать уроки, которые будут более увлекательными, более содержательными и более эффективными, поскольку они были разработаны с учетом наилучших интересов учащихся. Существует множество готовых уроков, заданий и тестов, доступных в Интернете и от издателей учебников, которые может использовать любой учитель. Но вам нужно решить, хотите ли вы быть оригинальным учителем, который оказывает значительное влияние на ваших учеников, или готовым учителем, через которого ученик должен пройти.
Читайте также:
— Руководство по смешанному обучению
— Руководство по совместному обучению
— Путеводитель по перевернутому классу
— Игровое учебное пособие
— Руководство по геймификации в образовании
— Целостное руководство по обучению
— Руководство по обучению Maker
— Персонализированное учебное пособие
— Путеводитель по месту обучения
— Руководство по проектному обучению
— Строительные леса в учебном пособии
— Руководство по социально-эмоциональному обучению
8 методологий, которые должен знать каждый учитель 21 века
Новые методики обучения меняют образовательную среду во всем мире и способствуют повышению успеваемости учащихся. Мы рассмотрим некоторые из основных инновационных подходов, которые педагоги разработали за последние несколько лет и с которыми должен быть знаком каждый учитель 21-го века.
Перевернутый класс
Одна из современных методик, получившая большую популярность в последние годы, Перевернутый класс — это педагогический подход, в котором традиционные элементы урока, проводимого учителем, меняются местами — начальные учебные материалы изучаются учащимися дома, а затем отрабатываются в классе.
Основной целью этой методологии является оптимизация времени в классе путем выделения его, например, для удовлетворения особых потребностей каждого отдельного учащегося, разработки совместных проектов или работы над конкретными задачами.
Обучение на основе проектов
С появлением в школах новых информационных и коммуникационных технологий как новых методологий обучения , так и новых версий существующих методик , теперь пересмотренных и обновленных для цифрового поколения, появился. Одним из наиболее часто используемых в классе в настоящее время является проектное обучение (PBL).
По своей сути, PBL позволяет учащимся приобретать ключевые знания и навыки посредством разработки проектов, отвечающих реальным проблемам.
Преподавание, основанное на проектах или интегрированных задачах, сегодня является лучшей дидактической гарантией эффективного развития ключевых навыков, а также усвоения содержания учебной программы.
Начиная с конкретной проблемы , вместо традиционной теоретической и абстрактной модели, видит заметные улучшения в способности учащихся сохранять знания, а также возможность развивать сложные навыки, такие как критическое мышление, общение, сотрудничество или решение проблем.
Совместное обучение
«Вместе сильнее». Это простая концепция совместного обучения, методология, которую учителя используют для группировки учащихся и, таким образом, положительного влияния на обучение.
Сторонники этой модели предполагают, что работа в группе улучшает внимание, вовлеченность и усвоение знаний учащимися.
Конечная цель всегда ориентирована на группу и будет достигнута, если каждый из участников успешно выполнит свои задачи.
Основная характеристика состоит в том, что она структурирована на основе формирования групп из 3-6 человек, где каждый член имеет определенную роль и для достижения целей необходимо взаимодействовать и работать скоординировано.
В контексте совместного обучения конечная цель всегда является общей и будет достигнута, если каждый из участников успешно выполнит свои задачи. С другой стороны, при индивидуальном обучении учащиеся сосредотачиваются на достижении своих целей, не завися от остальных своих одноклассников.
Геймификация
Интеграция игровой механики и динамики в неигровую среду, или геймификация, практикуется уже давно. Однако за последние несколько лет, особенно благодаря развитию видеоигр, это явление приобрело беспрецедентный размах и стало одним из самых обсуждаемых трендов в индустрии образовательных технологий.
С тех пор, как в 80-х годах игры с международным призванием, такие как серия «Кармен Сандиего» или «Кролик-читатель» (см. инфографику ниже), приобрели всемирную популярность, разработка образовательных званий последовательно увеличивалась. Не только те, которые предназначены для широкой публики, но все чаще и те, которые специально предназначены для студентов и конкретных курсов.
Эта тенденция была закреплена увеличением включения геймификации в школьные программы , и предполагается, что это включение будет продолжать расти в будущем.
Вам также может понравиться
4-й обзор использования технологий в образовании
Проблемно-ориентированное обучение
Проблемно-ориентированное обучение (PBL) представляет собой циклический процесс обучения, состоящий из множества различных этапов, начиная с постановки вопросов и приобретения знаний, которые, в свою очередь, приводят к большему количеству вопросов с возрастающей сложностью цикл.
Применение этой методологии на практике означает не только осуществление учащимися исследований, но и преобразование их в полезные данные и информацию. По мнению нескольких педагогов, использование этой методологии дает четыре больших преимущества:
- Развитие критического мышления и творческих способностей
- Улучшение способности решать задач
- Повышение мотивации учащихся
- Лучший обмен знаниями в сложных ситуациях
Дизайн-мышление
Образование всегда было плодотворным пространством для инноваций. Учителя во всем мире постоянно придумывают новых идей и методологий внедрить в классе, используя лучшие из имеющихся в их распоряжении инструментов.
Применяемое дизайн-мышление (DT) восходит к промышленным дизайнерам и их уникальному методу решения проблем и удовлетворения потребностей своих клиентов. Применительно к образованию эта модель позволяет с большей точностью выявлять индивидуальные проблемы каждого учащегося и формировать в его образовательном опыте творчество и инновации для удовлетворения других, 0030, который затем становится симбиотическим.
Обучение, основанное на мышлении
Помимо споров об эффективности обучения путем запоминания фактов и данных при обсуждении образования, одним из наиболее обсуждаемых аспектов является необходимость показать учащимся, как работать с информацией, которую они получают в процессе обучения.