Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Природа человеческого сознания.
Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.
Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) — факторы, обеспечивающие развитие сознания.
Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Глава 5. Сознание человека
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением
говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Психология — Психология восприятия
Понятие восприятия.Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп-ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Основными характеристиками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность.
Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес-мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объектов, имеющему название. Основные законы восприятия: Основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон состоит в относительной устойчивости ужу сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.
Возникновение и развитие сознания.
Глав-ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Это такая деятельность, которая требу-ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Точно так же, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и актив-ое общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения), вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Особо важное значение для развития человеческого со-знания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание чело-веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него.
Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное. Второе направление связано с развитием мышления и по-степенным соединением мысли со словом.
Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, пре-вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении со-знания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.
Сознательное и бессознательное.
Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но не осознаются.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.
Это та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бес-сознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.
В основе второй группы бес-сознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга).
Второй тип бес-сознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти.
Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных.
Защитные психические механизмы.
Что такое «защитные механизмы«?
В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и может травмироать личность.
Прежде всего — это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги.
Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного желания («находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю»). Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением, беспокойством, тревогой. И вот «вдруг» он «забывает» об этом деле. Имеет место временное «третье» решение, причем речь идет не о сознательном уклонении от принятия решения. Это — не лицемерие. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику.
Следующий защитный механизм — это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем достаточно. Скажем, подросток чувствует влечение к девочке, что в его среде, мнение которой для него в этот возрастной период слишком значимо, вызывает насмешки и воспринимается крайне отрицательно. Тогда происходит как бы перемена знака «плюс» на «минус». Подросток становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности. Становится «преследователем, гонителем, мучителем» именно этой девочки. Какраз чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (не просто игнорирует, а преследует) служит подтверждением механизма образования противоположной реакции. Возможно, этот механизм лежит в основе появления неприязненных чувств по отношению к тому, кто сделал много доброго и важного, но был свидетелем не самых приятных свойств человека и не лучших периодов его жизни.
Нарушение мотивационного компонента восприятия.
Подход к восприятию, как деятельности обязывает выявить изменения ее различных характеристик, которые могут оказаться «ответственными» за его нарушение.Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, поэтому следовало ожидать, что при изменении личностного отношения изменяется и персептивная деятельность.
Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями:
а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;
б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.
Особое развитие получил тезис о «личностном подходе» к восприятию у ряда зарубежных психологов. Можно выделить следующие основные направления, характерные для этого подхода.
Первое: восприятие рассматривается как селективный процесс, определяющийся взаимодействием объективных качеств, стимуляции и внутренних мотивационных факторов (школа New Look).
Так, Дж. Р. Брунер и Л. Постмэн различают автохтонные и директивные факторы восприятия. Первые определяются непосредственно свойствами сенсорики человека, благодаря которым формируется представление об относительно простых качествах объекта. Директивные факторы восприятия отражают прошлый опыт человека, его эмоциональные состояния, установки и потребности.
В предложенной авторами когнитивной теории восприятия роль внутреннего, директивного фактора играет «гипотеза», в концепциях других авторов — «установки», «ожидания», «схемы» и т.д. Действие этих факторов обусловливает избирательность, сенсибилизацию или искажение восприятия.
Другое направление, представленное Г. Виткиным и его сотрудниками, поставило вопрос о соотношении способа восприятия человека и его личностной организации. По мнению представителей этого направления, испытуемые при выполнении различных перцептивных задач проявляют некоторые характерные способы восприятия. Так, при выполнении задания, в котором необходимо было правильное восприятие какого-то элемента перцептивного поля, одни испытуемые принимали за точку «отсчета» проприоцептивные ощущения собственного тела, другие — ориентировались преимущественно на впечатления от «внешнего» зрительного поля. Эту особенность восприятия Г. Виткин называл зависимостью (независимостью) от «поля», которая, по мнению автора, связана с определенной личностной структурой. При этом подчеркивалось, что в восприятии психически больных описанная зависимость или независимость от «поля» особенно выражена.
К третьему направлению следует отнести работы зарубежных авторов, стремящихся доказать, что восприятие обеспечивает адаптацию личности к внешнему миру и отражает уровень ее адаптации.
Такое понимание функции восприятия вытекает из принятой в американской психологии концепции личности: «личность» трактуется как, некая интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида и которая постоянно подвергается опасности разрушения либо со стороны запретных инстинктивных направлений, либо со стороны налагаемых внешним миром требований.
Наличие такого постоянно действующего конфликта создает определенный уровень тревожности. При его возрастании пускаются в ход механизмы «психологической защиты», целью которых является устранение источника беспокойства и возвращение личности к состоянию комфорта. Не касаясь проблемы психологической защиты (впервые описанной 3. Фрейдом и А. Фрейд), требующей специального рассмотрения, остановимся лишь на той ее форме, которая привлекают внимание современных исследователей восприятия за рубежом и названа «перцептивной защитой».
Приведение в действие механизма «перцептивной защиты» связано, как подчеркивают многие авторы, со степенью структурированности перцептивного материала. Неопределенная, конфликтная или незнакомая ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к новым ситуационным взаимоотношениям, может привести к возрастанию уровня тревожности. «Непереносимость неопределенности» вызывает перцептивную защиту.
Основным недостатком приведенных вкратце исследований является эклектичность методологических позиций авторов, пытающихся синтезировать понятия гештальтпсихологии и психоанализа. Личностный компонент восприятия заключается для этих авторов в агрессивных тенденциях, чувстве тревожности, дискомфорте. Из сферы психологического анализа выпадает значение деятельности субъекта как основной формы проявления личностной активности; выпадает роль сформировавшихся в процессе этой деятельности социальных мотивов, их иерархия, содержание и смыслообразующая функция.
Между тем из положений советской психологии вытекает, что смыслообразующая функция мотивации играет роль и в процессе восприятия. Работами А. Н. Леонтьева и Е.П. Кринчик показано, что введение подкрепления, имеющего различный смысл для испытуемого, по-разному влияет на время реакции. Ими выявлен характер переработки информации человеком, что нашло свое выражение в схватывании статистических характеристик объекта, в оптимизации деятельности испытуемого при построении вероятностной модели. Деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психики — «пристрастность» (А. Н. Леонтьев). Поэтому можно было предполагать, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых, но можно было ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.
Когнитивное искажение: филогенез или онтогенез?
Введение
Литература по когнитивным искажениям значительно расширяется. Вклад когнитивных искажений в формирование убеждений и процесс веры (см. Seitz et al., 2016; Angel, 2017;) хорошо задокументирован. Хорошо задокументированными примерами являются предвзятость подтверждения (Mahoney, 1977) и предвзятость корыстных интересов (Campbell and Sedikides, 1999). Большая часть литературы посвящена проверке существования и выраженности различных когнитивных искажений. Меньшее количество авторов сосредотачивается на вызывает когнитивных искажений. В этой статье сравниваются две противоречащие друг другу версии того, как возникают когнитивные искажения. Первый утверждает, что (большинство) когнитивных искажений являются частью общей когнитивной структуры человека, которая является врожденной или возникает по мере взросления человека. Второй утверждает, что когнитивные искажения приобретаются на протяжении всей жизни и развития человека. Ниже я привожу примеры обеих версий и причины в пользу каждой из них.
Большое количество определений «когнитивной предвзятости» 1 были предложены. Некоторые считают когнитивные искажения эпистемологическими; , например, как «систематический паттерн отклонения от нормы или рациональности в суждениях» (Hasselton et al., 2005) или «нисходящее субъективное направленное восприятие» (Kahneman and Tversky, 1972). Другие рассматривают когнитивные искажения как формы автоматического познания; например, как «автоматическая обработка информации». (Shiffrin and Schneider, 1977) или «Обработка информации без внимания» (Payne and Gawronski, 2010). Определение, используемое в этой статье, рассматривает когнитивные искажения как искаженное восприятие или искаженное формирование убеждений. Из-за когнитивных искажений у людей есть склонность к познанию в определенном направлении, что приводит к повторяющимся паттернам.
В большинстве случаев предвзятости люди обычно остаются в неведении о своих действиях. В то время как люди могут быть осведомлены посредством самоанализа или внешней информации, большинству людей трудно объяснить, почему их познание искажено в определенном направлении.
В следующих двух разделах я резюмирую два известных описания того, как у людей возникают когнитивные искажения. Следует предостеречь, что линии между обеими учетными записями не являются четкими. Защитники филогенетического объяснения когнитивных искажений обычно соглашаются с тем, что по крайней мере некоторые предубеждения приобретаются на протяжении всей жизни. То же самое относится и к защитникам онтогенетического объяснения, хотя они допускают довольно мало врожденных когнитивных предубеждений. Таким образом, разница в первую очередь заключается в фокусе, утверждая, что наиболее заметные или наиболее заметные когнитивные предубеждения следует объяснять филогенетически или онтогенетически.
Предубеждения в филогенезе
В первом отчете о причинах когнитивных искажений утверждается, что большинство когнитивных искажений являются результатом того, как человеческий разум структурирован в масштабах всего вида. Из-за особенностей человеческого разума и мозга возникает ряд предубеждений. Некоторые из них являются врожденными, другие постепенно проявляются по мере взросления человеческого мозга 2 . По этой причине когнитивные предубеждения в конечном итоге закодированы в геноме, что в конечном итоге восходит к различным эволюционным воздействиям.
В то время как (некоторые) предубеждения требуют, чтобы их вызывали сенсорные входные данные в филогенетических отчетах, реакция на эти входные данные «заранее запрограммирована» или предопределена когнитивной структурой человека. Таким образом, сенсорный ввод не является основным фактором, определяющим, почему возникла предвзятость.
Одним из примеров предубеждения, которое обычно объясняется таким образом, является предубеждение, связанное с поиском пищи, тепла и крова (см. Friston et al., 2012). Поскольку большинству организмов они требуются вскоре после рождения, предубеждение должно быть запрограммировано или врожденно.
Эта цепочка рассуждений была применена для объяснения когнитивной предвзятости при обнаружении агентов. Различные авторы отмечали, что люди склонны видеть в природных или материальных явлениях действие. Известным примером является моделирование Хайдера-Зиммеля (Heider and Simmel, 1944). Тенденция видеть свободу воли, даже если при ближайшем рассмотрении она отсутствует, может лежать в основе анимизма или даже религиозных верований, по мнению некоторых (например, Barrett, 2004).
Стюарт Гатри утверждает, что наша склонность беспорядочно воспринимать свободу действий коренится в эволюционном давлении. Он утверждает, что нашим далеким предкам было выгодно с точки зрения эволюции быть очень чувствительными к свободе воли. Повышенная чувствительность выгодно отличается от более низкой чувствительности, поскольку низкая чувствительность увеличивает риск пропуска одного хищника или человека-соперника. Учитывая высокую угрозу, шансы на это лучше уменьшить. Гиперчувствительность значительно снижает риск пропустить хищников или соперников и по сравнению с этим имеет лишь незначительные затраты (т. Е. Потеря времени и энергии). По этой причине естественный отбор отбирал склонность видеть свободу действий по очень ограниченным свидетельствам (Гатри, 1993).
Гатри не обсуждает, как эволюционное давление привело к изменению человеческого генома, что, в свою очередь, привело к когнитивным искажениям. Ясно, однако, что, по мнению Гатри, склонность к обнаружению агентов не приобретается на протяжении всей жизни, а является неотъемлемой частью того типа ума или мозга, которым наделены люди. Таким образом, его отчет является ярким примером филогенетического описания когнитивной предвзятости.
Предубеждения в онтогенезе
Филогенетические описания когнитивных искажений, возможно, доминируют в эволюционной психологии. Авторы в области когнитивной нейробиологии, в частности, склонны отдавать предпочтение другому подходу, согласно которому (большинство) когнитивных предубеждений не запрограммированы в человеческом мозгу, а приобретаются из-за того, как человеческий разум взаимодействует с окружающей средой. С такой онтогенетической точки зрения люди не рождаются с отклонениями, даже в потенции.
Непротиворечивые приобретенные предубеждения — это культурные предубеждения, такие как разная реакция на улыбку или разный уровень доверия в разных культурах (см. Guiso et al., 2009). Скиннер и др. (2020) утверждают, что внутригрупповые предубеждения, вероятно, приобретаются в результате воздействия положительных или отрицательных ответов на новых взрослых из чужих групп. Эти предубеждения не укоренены во врожденных когнитивных структурах и не являются результатом их нормального развития. Вместо этого они в решающей степени зависят от воздействия конкретных (сенсорных) сигналов.
Онтогенетические объяснения предвзятости агентства были защищены. Марк Андерсен утверждает, что предвзятость не является результатом нашей эволюционной природы, а зависит от ранее существовавших убеждений или априорных предположений, которые делают присутствие невидимых агентов более вероятным. Особенно религиозные верования в существование невидимых духов или богов вызывают ожидание появления таких существ у испытуемых. В результате субъекты с такими убеждениями будут демонстрировать более высокую склонность к (чрезмерному) обнаружению агентности (Andersen, 2017) 3 .
Приобретенные предубеждения не обязательно должны быть культурно специфичными. Некоторые предубеждения, которые повторяются в разных культурах, могут быть результатом взаимодействия с аналогичной средой субъектов с аналогичными когнитивными функциями. В другом месте я утверждал, что предвзятость в отношении агентского (избыточного) обнаружения может быть результатом обычной обработки агентов человеком (Szocik and Van Eyghen, 2021). Учитывая, что человеческий мозг имеет ограниченную вычислительную мощность, ему трудно отслеживать все признаки, указывающие на свободу действий. Следовательно, более эффективно сосредоточить внимание на одном или нескольких четких показателях свободы действий, таких как самодвижение и/или сложные модели. Хотя такое упрощение 4 позволяет человеческому мозгу быстро и эффективно обнаруживать агентов, обратная сторона — повышенная склонность к ошибочной идентификации. Как отмечают Гатри и другие, иногда кажется, что неодушевленные предметы совершают самодвижущиеся движения, например, листья, шелестящие на ветру, или ветки, падающие с деревьев. Мозг, который сосредотачивается на самодвижении как индикаторе действия, будет, следовательно, склонен связывать такое движение с действием. Различные культурные среды могут привести к одному и тому же упрощению, и, следовательно, предвзятость может возникать из-за разных культур.
Онтогенез или филогенез?
Немногие авторы, если вообще есть, являются эксклюзивистами в отношении филогенетического или онтогенетического генеза предубеждений. Как уже отмечалось, эволюционные психологи склонны признать, что большинство предубеждений имеют филогенетическое происхождение. Когнитивные нейробиологи склонны принимать очень ограниченное число предубеждений филогенетического происхождения. В результате существуют противоречивые сведения о ряде предубеждений, таких как предвзятость агентства.
Существование противоречивых данных предполагает, что оба они недоопределены эмпирическими данными. В обоих случаях предубеждения имеют схожую феноменологию с повторяющимися паттернами познания, которые трудно преодолеть. Тем не менее, обе версии предсказывают некоторые разные эмпирические наблюдения, касающиеся предубеждений. С точки зрения онтогенеза мы ожидаем большего разнообразия в зависимости от (культурной) среды. Онтогенетический счет также предсказывает более индивидуальные различия внутри групп.
Еще одно заметное отличие состоит в том, что филогенетические предубеждения труднее преодолеть. Филогенетические предубеждения считаются стандартным состоянием когнитивной системы человека. Хотя субъекты могут преодолеть это состояние по умолчанию (например, с помощью рационального обдумывания или когнитивных помощников), состояние по умолчанию никогда не исчезает. Когда переопределяющие факторы теряют свою силу, вновь появляется состояние по умолчанию. Например, некоторые утверждают, что предубеждение думать о вещах телеологически или с какой-то целью всплывает на поверхность, когда субъекты оказываются в цейтноте (Kelemen et al. , 2013) или забывают о преобладающей информации (Lombrozo et al., 2007). Таким образом, филогенетические предубеждения неоднократно вторгаются или повторно вторгаются в познание. Учитывая, что онтогенетические предубеждения более податливы и демонстрируют большую изменчивость, мы могли бы ожидать меньше вторжений такого рода, если бы предубеждение было приобретенным 9.0009 5 .
Другим свидетельством в пользу филогенетического объяснения может быть свидетельство того, что у очень маленьких детей присутствует предвзятость. Маленькие дети мало или почти не имели доступа к сенсорным данным, необходимым для того, чтобы предубеждения закрепились в онтогенетическом объяснении. Таким образом, свидетельства предубеждений в очень молодом возрасте лучше объясняются врожденными структурами их разума. Следует сделать оговорку, что сенсорная информация уже оказывает существенное влияние на детское сознание с самого раннего возраста.
Вопреки тому, что предполагают некоторые, данные о предвзятости у нечеловеческих животных (например, Blanchard et al. , 2014) не обязательно подтверждают филогенетический подход. Как и люди, некоторые животные обладают способностью к обучению, которая позволяет им приобретать предубеждения в результате многократного воздействия сходных сенсорных стимулов.
При отсутствии данных в пользу филогенетического или онтогенетического объяснения решающую роль могут сыграть теоретические достоинства.
Онтогенетический подход обычно более скуп, поскольку ему не нужно постулировать ничего, кроме пластичности человеческого разума. Онтогенетический подход также обладает большей предсказательной силой, учитывая, что приобретение предубеждений легче отследить, чем врожденные когнитивные структуры или эволюционное давление.
Заключение
Я рассмотрел два конкурирующих описания человеческих когнитивных искажений. Один связывает его происхождение с развитием человеческого вида и утверждает, что предвзятость является неотъемлемой частью естественных человеческих когнитивных операций. Второй утверждает, что предвзятость была приобретена в какой-то момент человеческого развития посредством специфического сенсорного ввода и его обработки. Хотя я обсуждал ряд эмпирических признаков, которые могут помочь отличить филогенетические предубеждения от онтогенетических, я утверждал, что такие доказательства часто трудно найти. В отсутствие таких доказательств экономия и предсказательная сила обычно благоприятствуют онтогенетическому объяснению.
Вклад авторов
Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы и одобрил ее публикацию.
Финансирование
Этот документ был профинансирован Фондом Volkswagen, Siemens Healthineers и Betz Foundation.
Авторы заявляют, что данное исследование финансировалось Siemens Healthineers. Спонсор не участвовал в разработке исследования, сборе, анализе, интерпретации данных, написании этой статьи или решении представить ее для публикации.
Конфликт интересов
Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Примечания издателя
Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций или издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем. 9Однако онтогенетические предубеждения могут также вторгаться в познание, если предубеждения прочно укоренятся. Обсуждение см.: Szocik and Van Eyghen (2021).
Ссылки
Андерсен, М. (2017). Предиктивное кодирование при обнаружении агентов. Религия Мозг Поведение. 9, 65–84. doi: 10.1080/2153599X.2017.1387170
CrossRef Full Text | Google Scholar
Энджел, Х. Ф. «Доверие: от вопроса о вере к вопросу о вере», в книге «Процессы веры: приобретение, поддержание и изменение кредитов» . Чам: Спрингер. (2017) с. 17–36. doi: 10.1007/978-3-319-50924-2_2
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Барретт, Дж. Л. (2004). Зачем кому-то верить в Бога? Когнитивная наука о религии, серия . Уолнат-Крик: Altamira Press.
Google Scholar
Бланшар, Т. К., Уилке, А., и Хейден, Б. Я. (2014). «Уклон горячей руки у макак-резусов». Журнал экспериментальной психологии: обучение животных и познание 40 (3): 280. дои: 10.1037/xan0000033
Резюме PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кэмпбелл В.К. и Седикидес К. (1999). Самоугроза усиливает эгоистичную предвзятость: метааналитическая интеграция. Rev Gen Psychol . 3, 23–43. doi: 10.1037/1089-2680.3.1.23
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Фристон, К. (2010). Принцип свободной энергии: единая теория мозга? Нац. Преподобный Нейроски . 11, 127–138. doi: 10.1038/nrn2787
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Фристон, К., Торнтон, К., и Кларк, А. (2012). Минимизация свободной энергии и проблема темной комнаты. Фронт. Психо. 3, 130. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00130
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гизо Л., Сапиенца П. и Зингалес Л. (2009). Культурные предубеждения в экономическом обмене? QJ Econ. 124, 1095–1131. doi: 10.1162/qjec.2009.124.3.1095
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Гатри, Ю. Э. (1993). Лица в облаках: новая теория религии . Нью-Йорк (Нью-Йорк), Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Хасселтон, М. Г., Неттл, Д., и Эндрюс, П. (2005). Эволюция когнитивного искажения. Эволюция. Психол. 724–46. doi: 10.1002/9780470939376.ch35
CrossRef Full Text | Google Scholar
Хайдер Ф. и Зиммель М. (1944). Экспериментальное исследование кажущегося поведения. утра. Дж. Психол. 57, 243−59. дои: 10.2307/1416950
Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar
Канеман Д. и Тверски А. (1972). субъективная вероятность: суждение о репрезентативности. Познан. Психол . 3, 430–454. doi: 10.1016/0010-0285(72)
-3
CrossRef Full Text | Google Scholar
Келемен Д., Роттман Дж. и Сестон Р. (2013). Профессиональные ученые-физики демонстрируют устойчивые телеологические тенденции: целеустремленное рассуждение как когнитивный дефолт. Дж. Экспл. Психол. Ген. 142, 1074. doi: 10.1037/a0030399
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Ломброзо Т., Келемен Д. и Зайчик Д. (2007). Вывод конструктивных доказательств предпочтения телеологических объяснений у пациентов с болезнью Альцгеймера. Доп. Познан. Психол. 18, 999–1006. doi: 10.1111/j.1467-9280.2007.02015.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Махони, М. Дж. (1977). Публикационные предубеждения: экспериментальное исследование подтверждающей предвзятости в системе рецензирования. Когнит. тер. Рез. 1, 161–175. doi: 10.1007/BF01173636
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Пейн, Б. К., и Гавронски, Б. (2010). «История имплицитного социального познания: откуда оно берется? Где это сейчас? Куда это движется», в Handbook of Implicit Social Cognition: Measurement, Theory, and Applications (Нью-Йорк, Нью-Йорк; Лондон: Guilford Press), с. 1–15.
Google Scholar
Seitz, RJ, and Angel, HF (2020). Формирование убеждений — движущая сила эволюции мозга. Познание мозга. 140, 105548. doi: 10.1016/j.bandc.2020.105548
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Seitz, RJ, Paloutzian, RF, and Angel, HF (2016). Процессы убеждения: откуда они берутся? Чем они хороши? F1000Исследования. 5. doi: 10.12688/f1000research.9773.1
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Шиффрин, Р. М., и Шнайдер, В. (1977). Контролируемая и автоматическая обработка информации человеком: II. перцептивное обучение, автоматическое внимание и общая теория. Псих. Rev. 84, 127. doi: 10.1037/0033-295X.84.2.127
CrossRef Full Text | Google Scholar
Скиннер А.Л., Олсон К.Р. и Мельцофф А.Н. (2020). Приобретение групповой предвзятости: наблюдение за невербальными сигналами других людей может создать предвзятость социальной группы. Дж. Личный. Социальная психология. 119, 824. doi: 10.1037/pspi0000218
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Социк, К., и Ван Эйген, Х. (2021). Пересмотр когнитивной и эволюционной науки о религии . Религия как приспособление. Лондон: Спрингер. doi: 10.1007/978-3-030-63516-9
CrossRef Полный текст | Академия Google
Открытый доступ SCIRP
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и медико-биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Обзор пособий коренных жителей Гавайев, полученных в соответствии с Законом о снижении инфляции от 2022 года()
Гвендолин А. Ричардсон
Журнал охраны окружающей среды Том 14 №3, 22 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/jep.2023.143014 11 загрузок 72 просмотров
Эпидемиологическая, клинико-рентгенологическая (эхография, маммография) характеристика патологий молочной железы в Центре диагностической визуализации (C.I.D) «Терия» в Бамако ()
Илиас Гуиндо, Сулейман Саного, Мамаду Ндиайе, Моди Абдулай Камара, Адама Дао, Юссуф Гойта, Амаду Соу, Мохамед Малинке, Салия Кулибали, Махамаду Диалло
Open Journal of Medical Imaging Vol.13 No.1, 22 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/ojmi.2023.131003 3 загрузки 27 просмотров
Клинико-психологический и социально-экономический профиль женщин, консультирующихся по поводу бесплодия пары в акушерско-гинекологической и детской больнице Яунде (9)0007
Джуни Нгаха, Исидор Томпин, Билкиссу Мустафа, Клаудия Тукем, Анабель Ако, Бриджит Ванджи, Лор Менген, Паскаль Фуман
Открытый журнал акушерства и гинекологии Том 13 №3, 22 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/ojog.2023.133045 5 загрузок 30 просмотров
Оценка и предполагаемое воздействие программ управления прибрежными ресурсами (CRM) в южной части острова Масбате, Филиппины()
Бенедикто Б. Балило-младший, Анджело П. Канделария, Роннел Р. Дионеда-старший
Журнал геолого-геофизических исследований и охраны окружающей среды Том 11 №3, 22 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/gep.2023.113006 9 загрузок 49 просмотров
Оценка динамики землепользования/земельного покрова в прошлом и будущем в городской ассамблее Старого Кумаси и муниципальном районе Атвима-Нвабиагья, Гана()
Аддо Корантенг, Бернард Фосу Фримпонг, Исаак Аду-Поку, Джек Нти Асамоа, Томаш Завила-Недзвецкий
Журнал геолого-геофизических исследований и охраны окружающей среды Том 11 №3, 22 марта 2023 г.