Основные направления психологические школы психологии: Школы психологии — Психологос

Содержание

Краткая характеристика основных психологических школ. Медицинская психология. Полный курс

Краткая характеристика основных психологических школ

Функционализм. Основоположником этой школы является американский психолог Уильям Джемс. Функционализм оценивает состояние психических функций организма и результаты их деятельности с точки зрения удовлетворения потребностей индивида в приспособлении к окружающей среде.

Рефлексология. Школа формировалась на основе работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Данная школа выдвигала в качестве основного исходного понятия, определяющего деятельность человеческой психики, рефлекс, рассматривала не сознание изолированно, а поведение в целом. Само понятие рефлекса также было изменено, введен термин «условный рефлекс», означающий, что деятельность организма осуществляется в зависимости от условий, внешних и внутренних.

Бихевиоризм. Его иногда называли «психология без психики». Последователи этой психологической школы предполагали идентичность психики и сознания. Они считали, что в результате экспериментов можно объяснить любые формы человеческого поведения, что любым формам можно научить.

Необихевиоризм. Американским психологом Эдвардом Толменом были углублены и дополнены понятия бихевиоризма. В прежде существовавшую простую формулу «стимул – реакция» были внесены дополнения и уточнения. Он рассматривал стимул как независимую переменную, реакцию – как зависимую переменную, а между ними ввел промежуточные переменные, считая ими такие психические моменты, как гипотезы, установки, знания. По его мнению, реакция будет зависеть не только от стимула, но и от внутренних регуляторов, которыми располагает стимулируемый. Основателем другого варианта необихевиоризма является Кларк Халл. Он ввел другое промежуточное звено, считая им основные потребности организма, – пищевую, сексуальную и др.

Оперантный бихевиоризм. Его основоположником явился Б. Скиннер. Условному рефлексу он дал название оперантной реакции. Его принципы отличались от принципов формирования условных рефлексов, разработанных И.

П. Павловым, тем, что реакция вырабатывалась не просто на какое-то конкретное действие, а в том случае, если это конкретное действие соответствует необходимым дополнительным характеристикам.

Психоанализ. Основоположник – Зигмунд Фрейд. Данное направление по-другому называют глубинной психологией, вскрывающей мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Психоанализ в толковании психических проявлений опирается на глубинные неосознаваемые процессы. Среди этих процессов был выделен главный – энергия влечения сексуальной природы. С точки зрения З. Фрейда, сексуальной природой с детских лет определяется мотивационный ресурс личности. Она претерпевает различные трансформации под воздействием сознания, находит обходные пути и проявляется различными симптомами, в том числе патологическими.

Такая трактовка мотивационных ресурсов привела к изменениям взгляда на сознание в целом. Его активная роль стала представляться более конфликтной, подавляющей определенные потаенные влечения. Таким образом, мотивационные факторы представлялись более независимыми от сознания.

В результате развития техники психоанализа стали возможными осознание потаенных комплексов, нанесших душевную травму личности, и избавление от них.

Психоаналитическое движение было дополнено Карлом Юнгом и Альфредом Адлером. С точки зрения Юнга, явления, вытесненные из сознания и вошедшие в бессознательную психику, являются не индивидуально приобретенными, а наследственными. Юнгом также было введено разделение человеческих типов на экстравертивный (обращенный к обществу, социально активный) и интровертивный (сосредоточенный на собственных влечениях и переживаниях, менее социально адаптированный). Адлером был сделан акцент на чувство неполноценности как фактор развития личности, которое, в частности, может быть порождением соматических дефектов. Реакцией на это чувство является стремление к компенсации и сверхкомпенсации для достижения собственного превосходства.

Гештальтизм. Основным отличием данной школы является принципиально новая трактовка понятия «сознание». Гештальтпсихологи утверждали приоритет сознания как целостной структуры, влияющей на свои составные компоненты – ощущения и ассоциации. В процессе изучения мышления человека они доказывали, что умственные операции подчинены не правилам логики, а принципам воздействия единой целостной структуры – сознания – на все остальные психологические процессы.

«Теория поля». Близка по своей сути к гештальтизму, развита К. Левиным. В его представлении личность являлась системой напряжений. При перемещении ее в жизненном пространстве где-то возникает притяжение, а где-то – отталкивание. Кроме того, он рассматривал степени трудности достижения целей, к которым стремится субъект. Выполнение или невыполнение задач разного уровня сложности влияли на постановку перед собой дальнейших задач и формировали у субъекта уровень притязаний.

Теория высших психических функций. Автор – Л. С. Выготский. Его теория основывалась на особом понимании речевой функции человека. С его точки зрения, «слово – это психологическое орудие, с помощью которого строится сознание». Особенность речевой функции заключается в трех основных аспектах: она предполагает процесс общения, а значит, является социальной; психический аспект определяется смыслом слова; имеется также элемент культуры в процессе осуществления речевой функции. Речевой знак является особым орудием человеческого общения, но направленным на внутренний мир человека, а не на внешний, способствующий преобразованию человеческой личности.

Книга Выготского, обобщающая его теоретический и экспериментальный материал, называется «Мышление и речь». В этой книге на передний план выдвигается значение слова. Дети и взрослые, используя при разговоре одни и те же слова, могут придавать им различный смысл в связи с тем, что мысль ребенка находится на другой ступени развития и подчиняется другим психологическим законам.

Принцип деятельности. Немало психологов в разных аспектах рассматривали этот принцип. Основной идеей является формирование сознания и его проявлений в процессе деятельности. М. Я. Басов считал деятельность особой структурой, формирующейся из разнообразных актов и механизмов, связи между которыми обусловлены поставленной задачей. Структура может быть устойчивой, если задача проста и схема ее решения стабильна и не подразумевает изменений в зависимости от дополнительных обстоятельств; а может быть вариабельной, подверженной изменениям, если решение требует изобретательности.

С. Л. Рубинштейн продолжил разработку принципа деятельности в своей книге «Основы общей психологии». Основными идеями являлись взаимосвязь и единство сознания с процессом деятельности, формирование сознания в этом процессе. Сознание ставит цели, тем самым активизирует субъект, а затем отражает реально происходящую деятельность в чувственных и умственных образах.

Дальнейшее развитие данная психологическая школа получила в работах А. Н. Леонтьева. Он считал деятельность особой целостностью, состоящей из мотивов, целей и действий, которые нельзя рассматривать порознь. Характер деятельности определяется мотивом и целью.

Наибольшее практическое применение нашли такие психологические школы, как психоанализ, бихевиоризм в различных модификациях, частично гештальтизм.

Понятие «болезнь» включает в себя ряд аспектов: соматически измененное состояние индивида или части его тела, переживание по поводу данного недомогания, роль больного, включающая в себя особые требования (стремление выздороветь, для чего необходимо посещать врача и выполнять его назначения) и привилегии (освобождение от повседневных обязанностей, сострадание, помощь окружающих). Понятие здоровья включает в себя отсутствие болезни. ВОЗ трактует здоровье как «состояние полного благополучия – физического, душевного и социального».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Приложение I Словарь основных психологических и физиологических понятий

Приложение I Словарь основных психологических и физиологических понятий Абсолютный порог раздражения – минимальная величина раздражителя, способная вызвать ответную реакцию.

Авторитарный (автократический) стиль руководства – устойчивая склонность человека при

Характеристика основных стратегий поведения

Характеристика основных стратегий поведения 1. Принуждение (борьба, соперничество)Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии

9. формирование основных психологических понятий и методов исследования

9. формирование основных психологических понятий и методов исследования Разработка методологических основ еще недостаточна для возникновения науки как самостоятельной области знаний. Для этого необходимо:1) развитие ряда смежных с этой наукой областей знаний, на

Соперничество школ

Соперничество школ Битва разразилась между двумя школами — и по крайней мере парижане ринулись в бой с несвойственной ученым ожесточенностью, называя представителей Нансийской школы провинциальными шарлатанами и обвиняя книгу Бернгейма в ненаучности. В свою очередь

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются

К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9] . Б. М. Теплов

К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9]. Б. М. Теплов Сила и подвижность являются свойствами нервной системы, а не свойствами личности. Это значит, что при сильной (или слабой), подвижной (или инертной) нервной системе могут в ходе

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТИПОВ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТИПОВ ВЫСОКОЭНЕРГИЧНЫЕ (АГРЕССИВНЫЕ)1. ЭПИЛЕПТОИД. Любовь к порядку.2. ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ. Целеустремленность.3. ГИПЕРТИМ. Постоянно повышенный фон настроения. Экстравертированность.4. ИСТЕРОИД. Демонстративность.НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ

в) Особенности основных психологических функций в экстравертной установке

в) Особенности основных психологических функций в экстравертной установке 1. МышлениеВследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объекту и по объективным данным. Такое ориентирование мышления ведет к ярко выраженной особенности. Мышление

Расширенная миссия школ

Расширенная миссия школ Помимо расширения педагогического образования, эмоциональная грамотность расширяет и наше представление о задачах собственно школ, превращая их в посредника общества, который следит за тем, чтобы дети усваивали эти уроки, необходимые для жизни,

Глава 2.

Становление и характеристика основных направлений и форм психотерапии

Глава 2. Становление и характеристика основных направлений и форм психотерапии Психотерапия – вид лечения больных, имеющий целью изменить ход мыслительного процесса и поведенческие реакции человека путем опосредованного воздействия на психику в ходе общения больного

Краткая характеристика девяти эннеатипов [38]

Краткая характеристика девяти эннеатипов [38] 1. ПерфекционистДоминирующий центр: физический.Основная черта характера: самокритика.Убеждение: «Мир несовершенен. Я живу, чтобы сделать его лучше».Страх, стремление избежать: ошибки.Реакция защиты: перфекционизм.Основное

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации Прежде чем приступить к данному разделу, сделаем две оговорки. Во — первых, нами описывается здесь лишь один аспект из богатейшего научного наследия каждого из

Направления, теории и школы в психологии

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Науки о человеке  > Психология  > Направления, теории и школы в психологии

Австрийская (грецкая) школа

АВСТРИЙСКАЯ (ГРАЦКАЯ) ШКОЛА — группа исследователей, (X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бе-нусси и др.), работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога…

Аналитическая психология

Аналитическая психология- ответвление психоанализа , разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но уже с 10-х годов…

Бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. be haviour — поведение) — направление в американской психологии XX в. , отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого…

Вюрцбургская школа

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА- группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрц-бургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством…

Гештальт психология

ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt-образ, форма)- направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур…

Глубинная психология

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ-ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью»…

Графология

ГРАФОЛОГИЯ (от греч. grap-ho — пишу, logos — учение) — учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка…

Гуманистическая психология

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ-направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, к-рая представляет собой не нечто…

Джеймса—Ланге теория эмоций

ДЖЕЙМСА-ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ — выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и немецким психологом Г. Ланге (80-90-е гг. XIX в.). Согласно Д.- Л. т. э., возникновение…

Динамическая психология

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. dynamikos — сильный, подвижный) — 1) один из разделов психологии, имеющий своим предметом мотивацию человеческого поведения, влечения, эмоции, конфликты личности, т. е.…

Диспозиционная концепция

ДИСПОЗИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (от лат. dispositio- расположение) — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Д. к. связывает…

Женевская школа генетической психологии

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (от греч. genesis — происхождение) — направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения- происхождение…

Индивидуальная психология

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером. И. п. исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается…

Интроспективная психология

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием…

Когнитивная психология

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. К.п. возникла в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма…

Теория когнитивного диссонанса

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных…

Теории когнитивного соответствия

КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРИИ-класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной социальной психологии в 50-е гг. XX в. (см. Когнитивная психология) и имеющих целью дать объяснение…

Культурно-историческая теория

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании…

Лейпцигская школа

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители — Ф. Крюге (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм,…

Необихевиоризм

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно к-рому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции…

Чем занимается школьный психолог?

Любой учащийся, желающий специализироваться в области психологии, должен подумать о школьной психологии. Хотя школьная психология не так распространена, как другие отрасли психологии, она неуклонно растет с тех пор, как в 1969 году была создана Национальная ассоциация школьных психологов (NASP).

Школьная психология происходит непосредственно от функциональной психологии, отрасли психологии, которая фокусируется на цели человеческого поведения.

В этой статье рассказывается, как стать школьным психологом, чем занимается школьный психолог, школьными степенями по психологии и возможностями трудоустройства для тех, кто работает в этой области.

Что такое школьная психология?

Школьная психология – это область изучения и профессиональной деятельности, направленная на развитие и воспитание детей, а также на удовлетворение психологических потребностей ребенка в школьной среде.

Школьная психология тесно связана с функциональной психологией, клинической психологией, развитием ребенка и специальным образованием. Он выходит за рамки базовой психологии, ориентируясь на поведение детей, их развитие, обучение и психическое здоровье.

Школьная психология направлена ​​на то, чтобы помочь детям преуспеть в школе как интеллектуально, так и эмоционально. Школьные психологи обучены работать с учителями, родителями и школьной администрацией, чтобы создать безопасную, стабильную и благоприятную среду для обучения детей.

Чем занимается школьный психолог?

Школьные психологи сотрудничают с администраторами и учителями, чтобы создать наилучшие условия обучения для учащихся. Они выявляют учащихся с поведенческими проблемами, отклонениями в развитии и другими препятствиями в обучении, которые могут вызвать академические трудности. Затем школьные психологи помогут этим ученикам справиться с этими трудностями обучения.

Школьные психологи могут работать с учащимися как индивидуально, так и в группах. Им также поручено предоставить родителям решения и рекомендации по решению любых проблем, которые могут повлиять на обучение учащихся дома.

Национальная ассоциация школьных психологов описывает десять областей, в которых школьные психологи предоставляют услуги. Вот эти десять областей:

  1. Принятие решений и подотчетность на основе данных
  2. Консультации и сотрудничество
  3. Учебная и интервенционная поддержка для развития академических навыков
  4. Вмешательства и услуги по охране психического здоровья для развития социальных и жизненных навыков
  5. Общешкольные методы содействия обучению
  6. Услуги по профилактике и реагированию
  7. Услуги сотрудничества семьи и школы
  8. Разнообразие в развитии и обучении
  9. Исследования и оценка программ
  10. Юридическая, этическая и профессиональная практика

Какие вакансии школьного психолога доступны?

По данным Бюро статистики труда, занятость школьных психологов, по прогнозам, вырастет на 14 процентов с 2016 по 2026 год.

Школьные психологи работают в самых разных образовательных учреждениях. К ним относятся:

  • Дошкольные учреждения и начальные школы
  • Средние школы
  • Колледжи и университеты
  • Частные или государственные учреждения
  • Социальные службы

Школьные психологи также могут стать частными консультантами для семей, особенно если они имеют докторскую степень в этой области. Вы также можете найти школьных психологов в больницах, государственных учреждениях и частных клиниках.

Школьные психологические программы и степени

Для получения Psy.D требуется максимум четыре года. в школьной психологии или Ed.S. в школьной психологии, с вариантами, доступными для программ полного или неполного рабочего дня.

Если вы заинтересованы в получении степени в области школьной психологии, подумайте о Чикагской школе. Наши выпускники входят в состав рабочей силы как лидеры в своей области и вносят огромный вклад в сообщества, школы, семьи и детей, которые в них нуждаются.


Узнать больше о школьной психологии

Чтобы узнать больше о наших школьных программах психологии, посетите нашу страницу программы или заполните форму ниже, чтобы запросить дополнительную информацию.

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Добро пожаловать в Чикагскую школу профессиональной психологии

Объединяя физическое и психическое благополучие и сочетая теорию с практическим опытом, Чикагская школа — ведущий некоммерческий университет, предлагающий более 30 академических программ, основанных на стремлении к инновациям, обслуживанию и сообществу
в широком диапазоне профессиональных областей.

Посмотреть все программы

7 городских офисов и Интернет

Наши кампусы расположены в знаковых городских центрах по всей территории США, что позволяет студентам погрузиться в себя в разнообразии культур, сообществ и взглядов.

Информация о кампусе и виртуальные туры

Чикаго

Наш флагманский университет расположен в самом центре города и в нескольких шагах от реки Чикаго. Он предлагает студентам непревзойденное образование в области психологии и бихевиоризма в дополнение к профессиональным связям и возможностям полевой работы. Узнайте больше о предложениях программы в Чикаго.

Анахайм

Расположенный прямо напротив стадиона «Энджел» и второго по величине бизнес-парка в округе Ориндж, наш офис в Анахайме идеально подходит для поиска возможностей полевой работы для продвижения глобальных перспектив. Узнайте больше сегодня!

Лос-Анджелес

Расположенный в деловом центре Лос-Анджелеса, этот район предоставляет уникальную возможность взаимодействовать и работать с различными сообществами на пути к успеху в учебе. Студенты сосредотачиваются на глобальном понимании своих программ в городе, известном своими бесчисленными возможностями. Посмотрите, подходит ли это вам.

Сан-Диего

Наше местоположение в Сан-Диего, расположенное в центре округа Колумбия, предоставляет широкий спектр возможностей для работы на местах с прогрессивным подходом к оказанию воздействия на различные сообщества. Изучите наши программы, чтобы найти ту, которая вас интересует!

Вашингтон, округ Колумбия

Расположенный в самом сердце столицы нашей страны, наш офис в Вашингтоне, округ Колумбия, предлагает привлекательную историческую и политическую обстановку, открывающую передовые возможности полевой работы с организациями социального обслуживания и правительственными учреждениями, оказывающими помощь. Узнайте больше о нашем офисе в Вашингтоне, округ Колумбия

Даллас

Наше местоположение в Далласе дает возможность взаимодействовать с нашим расширяющимся миром. Здесь студенты работают в уникальной среде профессионального обучения и участвуют в общественных работах в тандеме с уроками в классе. Узнайте больше о предложениях программы в Далласе.

Новый Орлеан

Наше партнерство с университетом Ксавьера из Луизианы, расположенным в эпицентре разнообразного города Нового Орлеана, способствует созданию богатой мультикультурной социальной среды, в которой студенты улучшают личностный рост и лидерство в областях общественных работ, социальной справедливости и осведомленности о психическом здоровье.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts