Основные парадигмы современной психологии: Теоретические естественнонаучные парадигмы в клинической психологии

Главные парадигмы современной психотерапии

  • Главная ::
  • Полезная информация ::
  • Отличия различных подходов в психотерапии

Для интерпретации человеческого мышления и трактовки поведения в психологии создано множество направлений, позволяющих исследователям изучать природу человека с разных сторон, а также искать прогрессивные методы лечения отклонений.

Психодинамический подход

Базируется на фрейдистском психоанализе. Согласно психодинамике, на человеческое поведение огромное влияние оказывают бессознательные психические процессы. Фрейд метко сравнил личность человека с айсбергом: его верхушка, видимая над водной гладью — это сознание, но основная масса расположена под водой и невидима — это бессознательное. Именно там, в бессознательном, скрываются первопричины внутренних эмоциональных конфликтов, рождающихся из столкновения инстинктивного начала (Ид), разума (Эго) с моралью (Суперэго).

Одна из главных задач психодинамики — осмысление пациентом конфликта, перевод его в сознательную плоскость, так называемый инсайд.

После чего конфликт прорабатывается, то есть прослеживается его отражение на поведении человека и его взаимоотношениях с окружающими.

Желаемый результат — осознание Эго желаний Ид и полная победа над ними.
Из крупных направлений, относящихся кпсиходинамике, можно назвать транзактный анализ, психодраму и телесноориентированную психотерапию.

Когнитивно-поведенческая терапия

Психологические проблемы и психические расстройства не возникают на пустом месте, считают специалисты КПТ, их истоки — в неверном мышлении.

Лечение заключается в коррекции образа мыслей — сломе привычного образа мыслей, изменении или ликвидации довлеющих установок или стереотипов. Пациент учится думать реалистично и адаптивно, находить оптимальные решения в сложных ситуациях.
Особенности КПТ:

  • длится меньше, нежели другие виды психотерапии;
  • клиент и психолог ведут активный диалог;
  • идет активный поиск и исправление проблемы до получения конкретного результата.

Когнитивная психология имеет научно доказанную эффективность и высокую результативность. Особенно эффективна КПТ в лечении панических атак, всевозможных страхов, депрессий, обсессивно-компульсивных (навязчивых) и тревожных расстройств.

Гуманистический подход

Личность с позиции гуманизма — целостная, уникальная система, движимая, в противовес фрейдизму и бихевиоризму, не биологическими силами и стремлением приспособиться к окружающей среде, а желанием самоактуализации, то есть максимальной реализации своих задатков. Рост, изменение и творческое самовыражение; психическое здоровье, любовь, ответственность, свобода — основополагающие понятия гуманистического подхода.

Данный метод лежит в основе молодого, недавно оформившегося направления — позитивной психологии, изучающей положительные стороны психики человека.

Гештальт-терапия

Провозглашает человека как равновесную систему, где различные жизненные аспекты — телесные, психические, социальные, духовные — имеют равную значимость. Гештальт-терапия оперирует понятием «здесь и сейчас». В отличие от психоанализа, не исследует бессознательное пациента и причины ситуации, но отталкивается от настоящего состояния человека и ищет пути его изменения. Задача психотерапевта — помочь клиенту развить осознание происходящих с ним процессов; при этом он выступает не как пассивный наблюдатель, а как активный участник, на равных взаимодействуя с пациентом.

Экзистенциальный подход

Экзистенциализм провозглашает нейтральную сущность личности, не обусловленную ни позитивными, ни негативными задатками. Свой опыт личность приобретает на жизненном пути. При этом, неся в себе как позитивный, так и негативный потенциал, делает собственный выбор и несет за него персональную ответственность.

Главная цель данного метода — помочь пациенту осмыслить собственную жизнь, понять свои жизненные ценности, а осознав, изменить жизнь к лучшему, принимая на себя полную ответственность за принятое решение. Таким образом, фундаментом экзистенциального подхода является личный выбор человека.

В чем отличие перечисленных методов?

Базовой установкой, отличающей гуманизм от прочих направлений психотерапии, является вера в человека. Фрейдизм, бихевиоризм и многие советские психологические школы основаны на неверии в личность. Фрейдизм исходит из того, что природа человека изначально негативна и нуждается в исправлении и компенсации; бихевиоризм выносит натуре индивидуума нейтральную оценку и воздействует на нее через формирование и коррекцию. Для гуманистов же человеческая природа либо безусловно-позитивная, в этом случае влияние специалиста сводится к помощи в актуализации (Роджерс, Маслоу), либо условно-позитивная, где специалист лишь побуждает сделать выбор (экзистенциальная психология, Бюдженталь, Франкл).

 

03 сентября 2017

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

Основные парадигмы психологической коррекции страха и тревоги

Основные парадигмы психологической коррекции страха и тревоги

Автор: О. С. Архангелова, педагог-психолог.

Традиционно психологи определяют страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности[1].  Отличие страха от тревоги обычно базируется на критерии, в соответствии с которым тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом, тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом. Несмотря на это разграничение эти феномены тесно связаны: тревога предшествует страху, возникающему тогда, когда опасность уже осознана и конкретизирована. Страх и тревога могут выполнять очень важную адаптивную функцию, связанную с физиологической активацией, позволяющей человеку быть готовым к активным действиям по защите своей физиологической и психической целостности, и помогать приспособиться к жизни в социальной среде. Другими словами, эти эмоциональные состояния могут заставлять мобилизовать доступные ресурсы, тщательно подготовиться к предстоящему испытанию, повышают чувство ответственности. Об отрицательном воздействии страха и тревоги мы говорим тогда, когда вместо мобилизации ресурсов происходит их блокировка, начинают тормозиться любые формы социальной активности, что доставляет человеку (и лицам из его близкого окружения) массу неприятных переживаний. Как отмечает В. Г. Ромек, «если страх и тревога мешают полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ними справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии»[2].

В рамках разных психологических подходов разработаны разнообразные формы психотерапии и  коррекции страха и тревоги.  В настоящей статье мы обозначим лишь наиболее распространненые парадигмы. Однако, прежде всего считаем необходимым отметить, что философские основания доминирующих сегодня подходов терапии страха и тревоги можно найти обратившись к донаучному периоду развития психологической мысли начиная с периода античности. Так, например, немалую роль в современной психотерапии страха и тревоги сыграл диалектический метод, развитый Сократом и получивший название сократическая «майевтика». Зачатки психотерапии страха и тревоги можно встретить у Эпикура, который считал, что основное призвание философии заключается в том, чтобы открывать и указывать пути преодоления тревог и страхов, чтобы человек мог обрести истинное счастье и покой. Эпикур обосновал ведущую роль эмоций в поведении человека. Находясь под влиянием демокритовского атомистического учения философ решал проблему распространенных в то время страхов перед загробной жизнью и перед смертью в духе материалистической парадигмы. Немалую роль в терапии страха и тревоги сыграло  учение философов позднего стоицизма о роли субъективного мнения и суждений разума в возникновении душевного дискомфорта и тоски, учение Фрэнсиса Бэкона об ограниченности человеческого разума и свойственных ему заблуждениях, рационалистское учение Спинозы об эмоциях как производных мышления и возможности изменить чувство, видоизменив сопряженное с ним убеждение. Особенно влияние философской мысли античности прослеживается в когнивно-поведенческой парадигме терапии страха и тревоги. [3]

Основные парадигмы психотерапии и коррекции страха и тревоги оформились опираясь на теоретические положения и исследования ведущих в начале прошлого столетия психологических школ, а именно психоанализа и бихевиоризма. Несмотря на кардинальные отличия этих направлений, объединяет их детерминистский подход к рассмотрению человека.

Психоаналитическая парадигма коррекции страха и тревоги первоначально базировалась на идеях ее отца-основателя Зигмунда Фрейда, рассматривавшем человека как высокоорганизованную особь, у которой преобладают сексуальность и агрессивность. Одним из наиболее значительных достижений Фрейда в области исследования проблемы страха и тревоги – это введение понятия «защитные механизмы личности» и разделение тревоги на три вида: реальную, невротическую и моральную.

Большой вклад в понимание страха и тревоги, в рамках психоаналитической парадигмы, внесла также Карен Хорни, которая выразила несогласие с представлением Фрейда о зависимости личности от биологических факторов и одна из первых сделала акцент на роли социокультурных факторов в возникновении страха и тревоги, а также других личностных переживаний и психических нарушений. Анализируя концепцию Хорни А. Холмогорова и Н. Гаранян отмечают: «Тревожные расстройства сравнительно недавно выделены в особую группу, но еще К.Хорни увидела почву для их стремительного роста в культуре. Она обращает внимание на глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и равные партнерские отношения, с одной стороны, и реально существующей жесткой конкуренцией, с другой…Результатом ценностного конфликта становится вытеснение собственной агрессивности и ее проекция на других людей. Таким образом, собственная враждебность подавляется и приписывается окружающему миру, что и ведет, согласно К.Хорни, к резкому росту тревоги по двум причинам: 1) восприятие окружающего мира как опасного 2) восприятие себя как неспособного этой опасности противостоять (вследствие запрета на агрессию, а значит, и на активное сопротивление опасности). В качестве третьей причины роста тревожных, впрочем, так же как и депрессивных расстройств, можно назвать культ силы и культ рацио, которые ведут к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. При этом резко затрудняется их психологическая переработка, а значит, происходит их постоянное накопление, когда психика работает по принципу «парового котла без клапана»»[4].

К сожалению, долгое время сам психоанализ как научная школа развивался игнорируя реальность в виде существования других психотерапевтических школ и направлений. Аналитик Британского психоаналитического общества Дж. Милтон указывает на тот факт, что в 1950-е годы прошлого столетия психоанализ представлял собой доминирующую и авторитарную культуру в психиатрии США, что часто являлось причиной его неприятия со стороны некоторых психологов. Скептическое отношение вызывали идеи ортодоксального психоанализа – классическая теория влечений и то преувеличенное значение, которое придавалось реконструкциям событий детства. Современная психоаналитическая парадигма и клиническая техника сильно отличаются от тех, что были распространены в 1950-е годы. Главное отличие состоит в более активном подходе, основанном на работе «здесь-и-сейчас» и исследовании объектных отношений. Милтон отмечает также то обстоятельство, что в современном психоанализе наблюдается интеграция с когнитивным направлением[5].  

Когнитивная парадигма психотерапии и коррекции страха и тревоги является одной из доминирующих парадигм современности. Однако предшествовал ей и во многом повлиял на ее становление бихевиоральный подход психотерапии страха и тревоги.

Один из основных тезисов бихевиорального подхода говорит о внешней детерминации поведения. В радикальном бихевиоризме человеческое поведение рассматривалось как сумма реакций на различные стимулы. Такая стимульно-реактивная схема, была основной теоретической парадигмой в работе большинства американских психологов начиная с 20-х годов. Данная схема впоследствии исчерпала себя как средство изучения человека. Произошла когнитивная революция в психологии, доказавшая роль внутренних переменных, когнитивных процессов, в человеческом поведении. Бихевиоризм был значительно видоизменен, а возникшая на его основе психотерапия была уже не бихевиоральной, а когнитивно-бихевиоральной. Сегодня можно говорить лишь об отдельных техниках, базирующихся преимущественно на стимульно-реактивной схеме.

А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян выделили три блока когнитивно-бихевиоральной психотерапии[6]. Первый блок включает методы, более близкие классическому бихевиоризму и основанные на теориях научения.

В бихевиоризме описываются преимущественно три теории научения, лежащие в основе образования различного рода поведенческих реакций, в том числе страхов и тревоги – научение по принципу классического обусловливания, научение по принципу оперантного обусловливания и научение по принципу моделирования. Большую роль в понимании первого вида научения сыграли исследования И. П. Павлова, а также исследования основателя бихевиорима  Д. Уотсона.  Второй вид научения – оперантное обусловливание, был описан благодаря исследованиям Б. Скиннера. Моделирование оформилось преимущественно за счет исследований А. Бандуры. Эти теории научения легли в основу бихевиоральной терапии. Но сама бихевиоральная терапия страхов и тревоги оформилась во многом благодаря исследованиям М. К. Джонс, описавшей несколько различных методов лечения страхов у детей; трудам О. Маурера, предложившего двухфакторную теорию, разъясняющую механизмы формирования и закрепления страхов; трудам Дж. Вольпа, описавшего одну из наиболее известных процедур терапии страха и трудам других ученых. Наиболее распространенные методы бихевиоральной терапии – это техники конфронтации с пугающим стимулом, а именно  метод систематической десенсибилизации, который причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии и имлозивная терапия; техники положительного и отрицательного подкрепления; техники моделирования, предполагающие научение человека  новым, более функциональным формам поведения посредством использования моделей, демонстрирующих желаемое поведение.[7] 

Второй блок когнитивно-бихевиоральной психотерапии включает методы, основанные преимущественно на теории информации, использующие принципы поэтапного построения внутренних моделей для переработки информации и регуляции поведения на их основе.  Эти техники, хотя и уделяют большее внимание внутренним когнитивным схемам действия, упрощенно рассматривают закономерности поведения человека, сводя их к модели компьютера. Сюда относятся различные техники решения проблем и техники формирования совладеющих навыков.

Третий блок когнитивно-бихевиоральной психотерапии включает методы, основанные на интеграции принципов теории научения и теории информации, а также принципов реконструкции так называемых дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых принципов динамической психотерапии. Это, прежде всего, рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса и когнитивная психотерапия А. Бека. Сюда же можно отнести подходы В. Гвидано и Г. Лиотти, М. Махони. Эти интегративные когнитивно-бихевиоральные подходы, свободно используя техники первых двух блоков, ставят в качестве главной задачи изменение дисфункциональных способов мышления, которые, по мнению авторов, являются источником неадекватного болезненного поведения. При этом разными авторами большее или меньшее внимание уделяется прошлому опыту, в котором сформировались представления, верования и установки, обусловливающие поток дисфункциональных (например, тревожных) мыслей. Именно последнее заставляет методологов когнитивно-бихевиорального подхода говорить о недостаточной теоретической чистоте этих моделей и обвинять его представителей в скатывании в сторону динамической психотерапии. Более нейтральные методологи говорят о пограничном статусе этой группы, называя эти подходы «мостом между бихевиоризмом и психоанализом» [8].

Дж. Милтон противопоставляя две клинические парадигмы, психоаналитическую и когнитивно-поведенческую, показывает, что «специалисты, практикующие когнитивно-поведенческую терапию, начинают заново открывать те же самые явления, с которым ранее сталкивался психоанализ, и вынуждены изменять и углублять свою теории и практику и модифицировать свои ожидания… Аарон Бек … в недавно опубликованной книге о работе с пациентами с нарушением личности в своеобразной манере повторяет идеи первых работ Фрейда»[9].

Холмогорова, Гаранян и другие исследователи отмечают, что когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психоанализ два основных направления современной психотерапии. «Так, в Германии лишь эти два направления признаны при университетах и, чтобы получить государственный сертификат специалиста-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них. Остальные популярные виды психотерапии, пока признаются лишь как виды дополнительной специализации» [10]. Но в России когнитивная психотерапия пока не получила широкого распространения, что авторы отчасти связывают с отсутствием потока когнитивно-ориентированных «тренеров-миссионеров» с Запада. Также они отмечают важность компенсация пробела, возникшего в отношении когнитивной психотерапии, так как этот подход доказал свою высокую эффективность при лечении различных расстройств и его отличает тесная связь с современной научной психологией.

Итак, мы обозначили наиболее распространенные сегодня парадигмы психотерапии и коррекции страха и тревоги. Но современная психотерапия отнюдь не ограничивается только этими подходами. Для более глубокого анализа психотерапевтических концепций страха и тревоги необходимо обратиться к феноменологической парадигме, включающей гуманистические и экзистенциальные подходы к пониманию природы страха и тревоги. Однако, их анализ выходит за рамки данной статьи и заслуживает отдельного серьезного рассмотрения.


[1] Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. С. 386

[2] Ромек В. Г. Поведенческая терапия страхов// Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №1.

[3] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Санкт – Петербург., 1996, с. 71-74.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1994, с. 46-47.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000.

Якунин В. А. История психологии. Спб., 2001, с. 81-87.

[4] Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств// Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 64-65.

[5] Милтон Дж. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия — конкурирующие парадигмы или общая почва? // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №4.

[6] Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000. 

[7] Бихевиоральная терапия. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

Мейер В. Чессер Э. Методы поведенческой  терапии. Спб.: Речь, 2001.

Ромек В. Г. Поведенческая терапия страхов// Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №1.

[8] Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000. 

[9] Милтон Дж. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия — конкурирующие парадигмы или общая почва? // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №4.

[10] Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000. 

5 основных аспектов психологии

Психология — это научное исследование того, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. В этом уроке вы познакомитесь с пятью основными точками зрения, которыми руководствуются современные психологические исследования.

Почему ты так себя ведешь? Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди любят вечеринки, а другие предпочитают свернуться калачиком с хорошей книгой? Или почему вы помните одни события, но не помните другие? Люди изучали разум и то, как он работает, еще со времен древних греков, но научное изучение психологии началось немногим более ста лет назад.

С тех пор, как Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в 1879 году, психологи изучали различные аспекты человеческого поведения, такие как личность, функции мозга и социокультурные влияния. По мере развития психологии она начала решать вопрос о том, почему мы делаем то, что делаем, с разных точек зрения, включая биологическую, психодинамическую, поведенческую, когнитивную и гуманистическую. Давайте рассмотрим каждый из этих пяти основных подходов, которыми руководствуются современные психологические исследования.

Биологический подход
Биопсихологи изучают, как ваша нервная система, гормоны и генетическая структура влияют на ваше поведение. Биологи-психологи исследуют связь между вашими психическими состояниями и вашим мозгом, нервами и гормонами , чтобы понять, как формируются ваши мысли, настроение и действия.

Что это значит? Это означает, что для биологического подхода вы являетесь суммой своих частей. Вы думаете так, как вы думаете, из-за того, как устроен ваш мозг, и из-за потребностей вашего тела. Все ваши выборы основаны на вашем физическом теле. Биологический подход пытается понять здоровый мозг, но он также исследует разум и тело, чтобы выяснить, как такие расстройства, как шизофрения, развиваются из генетических корней.

Психодинамический подход
Психодинамический подход продвигал Зигмунд Фрейд, который считал, что многие наши импульсы обусловлены сексом. Психологи этой школы считают, что бессознательные побуждения и переживания раннего детства лежат в основе вашего поведения и что конфликт возникает, когда на эти побуждения накладываются социальные ограничения.

О Фрейде и его ныне устаревших теориях ходит много шуток. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что что-то в том, кем вы являетесь сегодня, связано с вашим детским опытом? Скажем, вы обвиняете свою привычку курить в оральной фиксации, которая возникает из-за того, что вас слишком рано отлучили от грудного вскармливания в младенчестве. Ну, это также исходит из теорий Фрейда, и это была идея, которая произвела революцию в том, как мы видим себя.

Поведенческий подход
Поведенческие психологи считают, что внешние стимулы окружающей среды влияют на ваше поведение и что вас можно научить действовать определенным образом. Такие бихевиористы, как Б. Ф. Скиннер, не верят в свободу воли. Они считают, что вы учитесь через систему подкреплений и наказаний.

Поведенческий подход действительно эффективен, когда вам все равно, что кто-то думает, пока вы добиваетесь желаемого поведения. Влияние этих теорий влияет на нас каждый день и на протяжении всей нашей жизни, влияя на все: от того, почему мы следуем правилам дорожного движения, когда водим машину, до того, как рекламные компании проводят кампании, чтобы заставить нас покупать их продукцию.


Когнитивный подход
В отличие от бихевиористов, когнитивные психологи считают, что ваше поведение определяется вашими ожиданиями и эмоциями. Когнитивный психолог Жан Пиаже утверждает, что вы помните вещи, основываясь на том, что вы уже знаете. Вы также решаете проблемы, основываясь на своих воспоминаниях о прошлом опыте.

Итак, при таком подходе мы без воли отворачиваемся от людей как от машин и снова погружаемся в мысли и чувства. То, как вы действуете, основано на внутренних процессах, и на отдельных людей оказывается гораздо больше стресса. С когнитивной точки зрения, ваши ожидания от предстоящей вечеринки повлияют на то, как вы себя чувствуете и будете вести себя на ней, и окрасят ваши воспоминания о той ночи, когда вы вернетесь домой.

Гуманистический подход
Гуманистические психологи верят, что вы по существу хороши и что у вас есть мотивация, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Психологи из этого лагеря сосредотачиваются на том, как вы можете чувствовать себя хорошо, выполняя свои потребности и цели. Выдающийся психолог-гуманист Карл Роджерс называл своих пациентов «клиентами» и предлагал благоприятную среду, в которой клиенты могли понять свои собственные чувства.
 
В отличие от поведенческого подхода, гуманистический подход направлен на расширение возможностей человека. Правы вы или нет, в более широком смысле вы мотивированы быть лучшим человеком, которым вы можете быть. Все ваши решения исходят из попыток улучшить свою жизнь. Итак, если вы пытаетесь сократить ночное потребление вина, терапевт-гуманист будет поощрять и поддерживать, но не будет напрямую советовать вам бросить курить или пытаться проанализировать, почему вы вообще пьете.

Краткий обзор:

  • Психология — это научная наука о человеке мышление , чувства и поведение 90 007 .
  • Пять основных аспектов психологии: биологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный и гуманистический .
  • Каждая перспектива дает свой собственный взгляд на причины почему вы делаете то, что делаете.

Текущие парадигмы в психопатологии — краткое изложение главы 2 книги Кринга, Дэвисона, Нила и Джонсона «Аномальная психология» (12-е издание)

Клиническая психология
Глава 2
Современные парадигмы в психопатологии это человеческое предприятие, которое ограничены человеческими ограничениями ученых.

Парадигма: концептуальная основа или подход в работе ученого.
Парадигма как глубокое значение того, как ученые действуют в любой момент времени.

  • Парадигмы определяют, какие проблемы ученые будут исследовать и как они будут проводить исследования.

Три парадигмы, лежащие в основе изучения и лечения психопатологии

  • Генетика
  • Неврология
  • Когнитивно-поведенческая

Факторы, пересекающие все парадигмы:

  • Эмоции
  • Социокультурные факторы

Наверх

Почти любое поведение в той или иной степени передается по наследству.
Несмотря на это, гены не работают изолированно от окружающей среды. На протяжении всей жизни окружающая среда формирует то, как проявляются наши гены, и наши гены также формируют окружающую среду.
Природа через воспитание.
Без окружающей среды гены не могли бы проявлять себя и, таким образом, влиять на поведение.

Гены: носители генетической информации.

Количество генов не имеет значения. Последовательность или порядок этих генов, а также их экспрессия — вот что делает нас уникальными.
То, что делают гены, имеет большее значение, чем количество генов, которые у нас есть. Гены производят белки, которые, в свою очередь, заставляют тело и мозг работать.

Экспрессия генов: некоторые белки включают или выключают другие гены.
Полигенность: несколько генов, которые включаются и выключаются при взаимодействии с окружающей средой человека, являются сутью генетической уязвимости.
Мы не наследуем психические заболевания от наших генов. У нас развиваются психические заболевания из-за взаимодействия наших генов с окружающей средой.

Наследуемость: степень, в которой изменчивость определенного поведения в популяции может быть объяснена генетическими факторами.

  • Варьируется от 0,0 до 1,0. Чем выше число, тем выше наследуемость.
  • Наследуемость актуальна только для большой группы людей, а не для конкретного человека.

Факторы общей среды: то, что является общим для членов семьи, например, семейное положение родителей.

Факторы несовместной среды (или уникальной среды): факторы, которые считаются важными для понимания того, почему два брата и сестры из одной семьи могут быть такими разными.
Неразделенный опыт окружающей среды имеет гораздо большее отношение к развитию психического заболевания, чем общий опыт.

Генетика поведения

Генетика поведения: изучение степени влияния генов и факторов окружающей среды на поведение.

Генотип: общий генетический состав индивидуума, состоящий из унаследованных генов. Внешне генотип не прослеживается.
Фенотип: совокупность наблюдаемых поведенческих характеристик.

Генотип не следует рассматривать как статическую сущность. Генетические программы достаточно гибки.
Фенотип меняется со временем и является результатом взаимодействия между генотипом и окружающей средой.

Молекулярная генетика

Молекулярно-генетические исследования направлены на выявление конкретных генов и их функций.
Аллели: разные формы одного и того же гена. Аллели гена находятся в одном и том же месте или локусе пары хромосом.
Полиморфизм: различие в последовательности ДНК гена, встречающееся в популяции.

ДНК в генах транскрибируется в РНК. В некоторых случаях РНК затем транслируется в аминокислоты, которые затем образуют белки, а белки образуют клетки.
Экспрессия генов включает типы ДНК, называемые промоторами. Эти промоторы распознаются определенными белками, называемыми факторами транскрипции.

Однонуклеотидные полиморфизмы (SNP): различия между людьми в одном нуклеотиде в последовательности ДНК определенного гена.

Вариации числа копий (CNV): аномальная копия одного или нескольких участков ДНКa внутри гена(ов).
Может присутствовать в одном или нескольких генах.

  • Добавления, дополнительные копии присутствуют аномально
  • Делеции, копии отсутствуют

Взаимодействие ген-среда

Взаимодействие ген-среда: чувствительность данного человека к событию окружающей среды находится под влиянием генов.

Эпигенетика: изучение того, как окружающая среда может изменить экспрессию генов.

Взаимные взаимодействия генов и окружающей среды

Взаимные взаимодействия генов и окружающей среды: как гены могут способствовать определенным типам окружающей среды.
Гены могут предрасполагать нас к поиску определенных условий, которые затем повышают риск развития того или иного расстройства.

Вернуться к началу

Парадигма неврологии: психические расстройства связаны с аберрантными процессами в мозге.

Нейроны и нейротрансмиттеры

Каждый нейрон состоит из четырех основных частей:

  • Тело клетки
  • Несколько дендритов, короткие и толстые отростки
  • Один или несколько аксонов различной длины, но обычно один длинный и тонкий аксон, отходящий на значительное расстояние от тела клетки
  • Терминальные кнопки на многих концах ветви аксона

Когда нейрон возбуждается приблизительно в теле клетки или через его дендриты, нервный импульс проходит вниз по аксону к терминальным окончаниям.
Между конечными окончаниями передающего аксона и клеточной мембраной принимающего нейрона имеется малая щель. Синапс.
Нейротрансмиттеры: химические вещества, которые позволяют нейронам посылать сигнал через синапс другому нейрону.

  • Когда нейротрансмиттер поступает в синапс, некоторые молекулы достигают принимающего постсинаптического нейрона. Рецепторы устроены так, что в них могут поместиться только определенные нейротрансмиттеры.

    Когда нейротрансмиттер подходит к месту рецептора, сообщение может быть отправлено в постсинаптическую клетку.
    То, что происходит с постсинаптическим нейроном, зависит от интеграции тысяч подобных сообщений.
    • Возбуждающий:
      Ведущий к созданию нервного импульса в постсинаптической клетке
    • Тормозящий:
      Замедляющий создание постсинаптической клеткой нервного импульса
  • последний шаг — возвращение синапса в нормальное состояние. Не весь высвобожденный нейротрансмиттер попадает в постсинаптические рецепторы. Часть того, что остается в синапсе, расщепляется ферментами, а часть возвращается в пресинаптическую клетку. → обратный захват

Основные нейротрансмиттеры:

  • Дофамин
  • Серотонин
  • Норадреналин
  • Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК)

Ser отонин и дофамин могут быть вовлечены в депрессию, манию и шизофрению.
Норэпинефрин взаимодействует с симпатической нервной системой, где он участвует в возникновении состояний сильного возбуждения.
ГАМК ингибирует нервные импульсы в большинстве областей мозга и может быть вовлечена в тревожные расстройства.

Нейротрансмиттеры синтезируются в нейроне посредством ряда метаболических стадий, начиная с аминокислоты. Каждая реакция на пути к производству настоящего нейротрансмиттера катализируется ферментом.
Слишком много или слишком мало определенного нейротрансмиттера может привести к ошибке в этих метаболических шагах.
Подобные нарушения количества специфических передатчиков могут быть результатом изменений в обычных процессах, посредством которых передатчики деактивируются после высвобождения в синапс.

Существует также вероятность того, что рецепторы нейротрансмиттеров виноваты в некоторых расстройствах. Если они слишком многочисленны или слишком легко выходят.

Многие механизмы контролируют чувствительность постсинаптических нейронов.

  • Если рецептор активно активировался с течением времени, клетка может перенастроить чувствительность рецептора, что затрудняет создание нервного импульса.
  • Когда клетка активируется чаще, этот рецептор высвобождает вторичных мессенджеров. Помогая нейрону регулировать чувствительность рецептора, когда он был чрезмерно активен.

Агонист: препарат, который стимулирует рецепторы определенного нейротрансмиттера.
Антагонист: препарат, воздействующий на рецепторы нейротрансмиттера, чтобы ослабить активность этого нейромедиатора.

Глиальные клетки: не только взаимодействуют с нейронами, но и помогают контролировать работу нейронов.

Структура и функции головного мозга человека

Головной мозг расположен внутри защитной оболочки черепа и окружен тремя защитными слоями мембран, называемыми мозговыми оболочками.

  • При осмотре сверху мозг разделен срединной щелью на два зеркально отраженных полушария головного мозга, вместе они составляют большую часть головного мозга.
  • Связь между двумя полушариями — мозолистое тело.
  • Серое вещество. Тонкие внешние слои плотно упакованных нейронов.

Кора сильно извита: извилины (гребни) и борозды (углубления щелей)
Скулы используются для определения различных областей мозга.
Глубокие трещины делят полушария головного мозга на четыре отдельные области, называемые долями.

  • Лобная доля. В области центральной борозды. Рассуждение, решение проблем, рабочая память и регулирование эмоций.
  • Теменная доля. Имея ее и над латеральной бороздой
  • Височная доля. Ниже боковой борозды. Дискриминация звука
  • Затылочная доля. За теменной и височной долями. Зрение

Префронтальная кора. В самой передней части коры. Помогает регулировать миндалевидное тело.

Серое вещество коры головного мозга не распространяется на всю внутреннюю часть головного мозга. Большая часть внутренней части состоит из белого вещества.
Белое вещество состоит из больших участков миелиновых волокон, которые соединяют тела клеток в коре головного мозга с телами клеток спинного мозга и других центров нижележащих отделов головного мозга.
Ядра: определенные области, где сходятся наборы нервов и интегрируются сообщения из разных центров.

  • Базальные ганглии:
    Помогают регулировать констатацию и остановку как двигательной, так и когнитивной активности.
  • Желудочки.
    Уиллед со спинномозговой жидкостью. Спинномозговая жидкость циркулирует через головной мозг через эти желудочки, которые связаны со спинным мозгом.
  • Таламус:
    Арелейская станция для всех сенсорных путей, кроме обонятельных.
  • Ствол головного мозга:
    Состоит из моста и продолговатого мозга. Функционирует в основном как нейронная ретрансляционная станция.
    • Мост содержит тракты, соединяющие мозжечок со спинным мозгом и с двигательными областями большого мозга.
    • Продолговатый мозг служит главной линией движения трактов, восходящих от спинного мозга и нисходящих от высших центров головного мозга.
  • Мозжечок:
    Получает чувствительные нервы от вестибулярного аппарата уха и от мышц, сухожилий и суставов. Полученная и интегрированная информация относится к равновесию, позе, равновесию и плавной координации тела в движении.
  • Лимбическая система.
    Поддерживайте внутреннее и физическое выражение эмоций. И выражение аппетита и других первичных побуждений.
  • Передняя часть поясной извилины:
    Область непосредственно над мозолистым телом
  • Область перегородки:
    Перед таламусом
  • Гиппокамп.
    Растягивается из области перегородки в височную долю
  • Гипоталамус.
    Регулирует обмен веществ, температуру, потоотделение, артериальное давление, сон и аппетит.
  • Миндалевидное тело.
    Встроен в кончик височной доли. Важная область для внимания к эмоционально значимым стимулам и памяти об эмоционально значимых событиях.

Нейроэндокринная система

Ось HPA занимает центральное место в реакции организма на стресс.
Когда человек сталкивается с лакомством, гипоталамус высвобождает кортикотропин-рилизинг-фактор (CRF), который связывается с гипофизом.
Затем гипофиз выделяет адренокортикотропный гормон, который с кровью поступает в надпочечники.
Наружные слои надпочечников называются корой надпочечников. Эта область способствует высвобождению гормона кортизола.
Кортизол: гормон стресса.

Оценка нейробиологической парадигмы

Внимание: целое больше, чем сумма частей.

Вернуться к началу

Влияние поведенческой терапии

Одним из ключевых влияний бихевиоризма является представление о том, что проблемное поведение может продолжаться, если его подкреплять.
Обычно считается, что проблемное поведение подкрепляется четырьмя возможными последствиями:

  • Привлечение внимания
  • Уход от задач
  • Создание сенсорной обратной связи
  • Получение доступа к желаемым вещам или ситуациям

Как только источники подкрепления определены, лечение затем адаптируется для изменения последствий проблемного поведения.

Оперантные методы оказались особенно успешными при лечении многих детских проблем.
Как только непредвиденные обстоятельства формируют поведение, ключевой целью является поддержание эффекта лечения.

  • Прерывистое подкрепление
  • Терапия поведенческой активации (БА).
    Включает в себя помощь человеку в выполнении задач, дающих возможность для положительного подкрепления.

In vivo: в реальных жизненных ситуациях.

Воздействие продолжает оставаться центрально важным компонентом многих форм когнитивно-поведенческой терапии.

  • In vivo более эффективен, чем визуализация.
  • Расслабление не требуется

Когнитивная наука

Познание: объединяет психические процессы восприятия, распознавания, представления, суждения и рассуждения.

Ученые-когнитивисты считают людей активными интерпретаторами ситуаций.
Человек вписывает новую информацию в схему.
Новая информация может соответствовать схеме, если нет, лицо реорганизует схему, чтобы она соответствовала информации, или интерпретирует информацию таким образом, чтобы она соответствовала схеме.

Важный вклад в когнитивную науку

  • Схема
  • Внимание

Роль бессознательного

Имплицитная память: представление о том, что человек может, сам того не осознавая, находиться под влиянием предшествующего обучения.

Мозги развили способность регистрировать информацию для последующего использования, если мы о ней не знаем.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) объединяет теорию и исследования когнитивных процессов.
Когнитивно-поведенческие терапевты обращают внимание на личные события, изучают и манипулируют этими процессами в своих попытках понять и изменить явное и скрытое распределенное поведение.

Когнитивная реструктуризация: общий термин для обозначения изменения модели мышления.

Когнитивная терапия Бека

Психиатры Аарон Бэк разработали когнитивную терапию депрессии, основанную на идее о том, что депрессивное настроение вызывается искажениями в том, как люди воспринимают жизненный опыт.
Бек предположил, что при депрессии внимание, интерпретация и припоминание негативной и позитивной информации смещены. Эти эффекты на внимание и память называются предубеждениями, связанными с обработкой информации.

Терапия Бека теперь адаптирована для других расстройств, помимо депрессии.
Он устраняет предубеждения, пытаясь убедить пациентов изменить свое мнение о себе и то, как они интерпретируют жизненные события.

Оценка когнитивно-поведенческой парадигмы

Детство не считается.
И без ответа, откуда взялась схема.

Вернуться к началу

Три важных фактора

  • Эмоции
  • Социально-культурные факторы
  • Межличностные факторы

Эмоции и психопатология 9 0009

Эмоции влияют на то, как мы реагируем на проблемы и вызовы в нашем окружении. Они помогают нам организовывать наши мысли и действия, как явно, так и неявно, и направляют наше поведение.
Эмоциональные расстройства занимают видное место во многих различных формах психопатологии.

Эмоции считаются довольно кратковременными состояниями, длящимися несколько секунд, минут или, самое большее, часов.
Аффект: длительные эмоциональные переживания.
Настроение: эмоциональные переживания, которые сохраняются в течение более длительного периода времени.

Эмоции состоят из ряда компонентов, включая (не ограничиваясь ими)

  • Выразительные
    Типичное выражение лица
  • Эмпирические
    Как кто-то сообщает о своих чувствах в любой данный момент или в ответ на какое-то событие
  • Физиологические
    Изменения в теле

Эти компоненты обычно координируются внутри индивидуума.
Когда мы рассматриваем эмоциональные расстройства при психопатологии, важно учитывать, какие из эмоциональных компонентов затронуты.
Еще одним важным соображением является концепция идеального аффекта, то есть видов эмоциональных состояний, которые человек в идеале хочет испытывать. Варьируется в зависимости от культурных факторов.

Социокультурные факторы и психопатология

Факторы окружающей среды могут вызывать, усугублять или поддерживать симптомы, составляющие различные расстройства.
Рассмотренные переменные диапазона и способы изучения этих переменных охватывают много вопросов.

  • Пол
  • Бедность
  • Культурные и этнические факторы

Несмотря на некоторые кросс-культурные сходства в наличии психических заболеваний в разных культурах, существует также ряд глубоких культурных влияний на симптомы, выраженные при различных расстройствах , доступность лечения и готовность обращаться за лечением.

Межличностные факторы и психопатология

Как качество отношений влияет на различные расстройства.

Теория объектных отношений: подчеркивает важность давних моделей близких отношений, особенно в семье, которые формируются тем, как люди думают и чувствуют. В большинстве версий этой теории «объект» относится к другому человеку.

Теория привязанности.

Относительное Я: Я в отношениях с другими.

Межличностная терапия

Межличностная терапия (IPT): подчеркивает важность текущих отношений в жизни человека и то, как проблемы в этих отношениях могут способствовать возникновению психологических симптомов.
Терапевт сначала побуждает пациента определить чувства, связанные с его или ее отношениями, и выразить эти чувства, а затем помогает пациенту найти решение межличностных проблем.
В ИПТ оцениваются четыре межличностные проблемы, чтобы выяснить, могут ли одна или несколько из них повлиять на симптомы:

  • Неразрешенное горе
  • Смена ролей
  • Ролевые споры
  • Межличностный или социальный дефицит

Терапевт помогает пациенту понять, что психопатология возникает в социальном контексте или в контексте отношений и что для уменьшения необходимо лучше разобраться в моделях отношений симптомы психопатологии.

Вернуться к началу

Психопатология слишком разнообразна, чтобы ее можно было адекватно объяснить или лечить с помощью любой из существующих парадигм.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts