основные положения теории, представители и предмет изучения
Психология как наука довольно широка по обхвату воззрений на человеческую деятельность и механизмы, связанные с ней. Одной из ключевых концепций является бихевиоризм. Он изучает поведенческие реакции не только людей, но и животных. В данной статье разберемся в сути бихевиоризма и основных положениях, а также познакомимся с представителями этого направления.
Суть понятия
Неофициально бихевиоризм зародился еще в начале 19 столетия. Тогда американский ученый Эдвард Торндайк открыл закон эффекта. Это процесс, при котором поведение индивида посредством определенных событий или реакций усиливается. Его разработки уже в ХХ веке продолжил и сформулировал в отдельную концепцию Джон Уотсон. Это стало поистине революционным прорывом и определило облик американской психологии на десятилетия вперед.
Бихевиоризм (от английского «behaviour» — поведение) перевернул научные представления о психике. Предметом изучения стало не сознание, а поведение индивида как ответная реакция на внешние раздражители (стимулы). Субъективные переживания при этом не отрицались, но находились в зависимом положении от словесных или эмоциональных воздействий на личность.
Под поведением Уотсон понимал поступки и слова, которые человек совершает и произносит на протяжении всей своей жизни. Это совокупность реакций, благодаря которым происходит приспособление к новым условиям. Последователи концепции выявили, что данный процесс включает не только психические, но и физиологические изменения (например, сокращение мускулатуры, ускорение секреции желез).
Основные положения
Дж. Уотсоном были сформулированы основные положения бихевиоризма, которые дают представление о направлении и методах его приверженцев:
- Предмет изучения психологии — поведение живых существ. Оно связано с психическими и физиологическими аспектами и может быть исследовано путем наблюдения.
- Основной задачей бихевиоризма является правильное предсказание действия индивида по характеру внешнего стимула. Решение этой задачи помогает формировать, контролировать поведение человека.
- Все реакции делятся на врожденные (безусловные рефлексы) и приобретенные (условные рефлексы).
- Многократное повторение ведет к автоматизации и запоминанию действий. Поэтому можно утверждать, что поведение человека — результат обучения, вырабатывания условного рефлекса (навыков).
- Мышление и речь тоже относятся к навыкам.
- Память — это процесс хранения приобретенных рефлексов.
- Психические реакции развиваются всю жизнь и зависят от окружающих условий, социума.
- Эмоции — это реакция организма на приятные и неприятные стимулы.
- Периодизации возрастного развития и общих закономерностей формирования психики нет.
На воззрения Уотсона во многом повлияли исследования Ивана Петровича Павлова. Российский академик обнаружил, что условные и безусловные рефлексы у животных формируют определенное реактивное поведение. Он вывел несколько общих моделей. А Уотсон, в свою очередь, провел ряд экспериментов с младенцами и определил три инстинктивные реакции: гнев, страх и любовь. Однако ученому так и не удалось раскрыть природу сложных моделей поведения.
Представители
В своих взглядах Уотсон был не одинок. Его единомышленник Уильям Хантер в 1914 году создал схему изучения поведения животных. Впоследствии она получила определение «отсроченной». В эксперименте участвовала обезьяна, которой показывали в одном из двух ящиков банан. Затем закрывали все это ширмой, а через некоторое время открывали вновь. И обезьяна успешно находила лакомство, зная уже его местоположение. Это было демонстрацией отсроченной реакции на стимул.
Другой бихевиорист, Карл Лешли, пытался понять, от каких частей мозга животного зависит приобретенный навык. Для этого он обучал мышь, а затем хирургическим методом удалял ей определенный участок мозга. В результате психолог доказал, что все части равноценны и могут друг друга заменять.
Течения бихевиоризма
Некоторые основные положения бихевиоризма Уотсона, получившего определение классического (методологического), в конце 20 века были опровергнуты когнитивной психологией. Кроме того, были сформулированы течения, приемы которых используются в современной психотерапии. Среди таковых стоит выделить радикальный, психологический и социальный бихевиоризм.
Представителем радикальной концепции является Беррес Скиннер — американский ученый, изобретатель. Он предположил, что поведение индивида напрямую зависит от внутренних событий (мыслей и чувств). Это был экспериментальный анализ, который во многом перекликался с философскими позициями (например, с американским прагматизмом). В то время как Дж. Уотсон, напротив, отрицал интроспекцию.
Основоположником психологического бихевиоризма стал Артур Стаатс. Он утверждал, что поведение человека поддается практическому контролю. Для этого он предложил использовать тайм-ауты и жетонную систему вознаграждения. До сих пор эти приемы используются в программах детского развития и патопсихологии.
Теория бихевиоризма насчитывает и социальный аспект. Его сторонники полагают, что определение стимулов внешнего воздействия зависит от социального опыта индивида.
Когнитивный бихевиоризм
Особняком стоит когнитивный бихевиоризм. Основные положения сформулировал в 30-годы прошлого века Эдвард Толмэн. Согласно им, при обучении психические процессы не ограничиваются строгой связью «стимул-реакция». Американский психолог расширил цепочку, включив в нее промежуточные факторы — когнитивные представления. Они способны влиять на поведение человека: усиливать или замедлять приобретение привычек. Познавательная деятельность отождествляется с умственными образами, возможными ожиданиями и другими переменными.
Толмэн проводил эксперименты с использованием животных. Например, он предоставлял им возможность найти корм в лабиринте различными путями. Цель в данном случае преобладала над способом поведения, поэтому Толмэн назвал свою концепцию «целевым бихевиоризмом».
Плюсы и минусы
Как и у любого научного направления, у классического бихевиоризма есть сильные и слабые стороны.
Изучение поведенческих реакций человека стало прорывом для начала 20 века. До этого вниманием ученых было сосредоточено только на сознании в отрыве от объективной реальности. Однако новый метод все равно сложился неполно, однобоко.
Последователи концепции рассматривали поведение живых существ только во внешних проявлениях, без учета физиологических и психических процессов.
Бихевиористы считали, что поведением человека можно управлять, тем самым сводили его к проявлению простейших реакций. А активная сущность индивида не учитывалась.
Методы лабораторных опытов легли в основу исследований бихевиористов, но при этом не было четкой разницы между поведением человека и животных.
Мотивация и умственный образ действия являются обязательными компонентами в приобретении новых навыков. А бихевиористы ошибочно их отрицали.
Заключение
Несмотря на критику со стороны приверженцев других направлений, еще активно используется бихевиоризм в психологии. Основные положения его пригодны и для построения педагогического процесса. Однако важно отметить некоторые ограничения подхода. Как правило, они связаны с этическими проблемами (общественными отношениями). Невозможность свести сложную психику человека только к основным положениям бихевиоризма способствует тому, что ученые комбинируют различные методы.
История возникновения бихевиоризма
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии конца XIX — начала XXв., разрабатывающее ее как науку о поведении. Отличительная черта данного направления — отрицание роли сознания как предмета научного исследования, а также социальных явлений как факторов, влияющих на поведение индивида. На первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов (любых внешних раздражителей) и реакций, а также обусловленных ими поведенческих актов. Основная задача — установление связи между стимулами и реакциями в поведении людей и животных [1].
История возникновения бихевиоризма
В 1898 Эдвард Торндайк защищает докторскую диссертацию «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных», в которой описывает свои опыты, главным результатом которых он считал возможность изучения и оценки интеллектуальных возможностей индивида без учета его сознания в каких-либо проявлениях. Торндайк первым предложил рассматривать ассоциацию не как связующее звено между идеями или между идеей и движением, а как связь движения и ситуации.
Торндайк полагал, что принцип «проб, ошибок и случайного успеха» обуславливает приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.
Торндайк принимал за исходный момент действия не внешний импульс, на который уже определена реакция организма, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, и вынужден решить ее самостоятельно.
Торндайк утверждал, что связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в то время рефлекс рассматривался исключительно как механическое явление) выглядела следующим образом:
1) возникновение проблемной ситуации, с которой организм ранее не сталкивался;
2) мобилизация сил организма для решения данной проблемы;
3) активный поиск решения;
4) выучивание решения для аналогичных ситуаций путем упражнения [2].
В 1913 году Джон Брадус Уотсон публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», позднее принятую «манифестом» нового направления.
Статья содержала радикальные для того времени положения:
1) психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность, так как реально только то, что можно наблюдать, т.е. телесные реакции. Основной задачей психологии признавалась необходимость предугадывать поведение человека и управлять им;
2) единственный метод исследования — объективное наблюдение. Поведение необходимо исследовать как мышечные и гормональные реакций, как очевидные, так и скрытые;
3) необходимо изучить взаимосвязь между стимулами и реакциями, особенно в ситуации изменения стимула;
4) главная цель исследований — объяснение механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в выявлении методов его целенаправленного формирования.
Основной формулой человеческого поведения бихевиористы полагали простейшую взаимосвязь стимула (S) и реакции (R). Так, с помощью простейшей формулы S-R они пытались объяснить все действия человека, отрицая при этом сознание, мотив, образ действия. Уотсон считал, что, управляя внешними раздражителями, можно сформировать любого человека, определив за него его стремления, убеждения, поведенческие привычки. Свои взгляды ученый описал в трудах «Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914) и «Психологиясточкизрениябихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919).
Развитие направления и причины перехода к необихевиоризму
Позднее бихевиоризм как направление психологии развивали М. Ф. Мейер, стремившийся приблизить психологию к физиологии, ученик Мейера А. П. Вейсс, который считал своей главной целью преобразование психологии в естественнонаучную дисциплину. Немалый вклад также внесли работы последователя Уотсона К. С. Лешли, который проводил опыты по изучению мозговых механизмов поведения. Исследования проходили по такому сценарию: у животного формировался рефлекс, а за тем ученый удалял какой-либо участок головного мозга и проверял — зависит ли от него действие выработанного ранее рефлекса. По результатам данных экспериментов Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга. У. С. Хантер известен тем, что в 1914 году открыл экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Один из опытов проходил так: обезьяне показывали в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму. Через несколько секунд ширму убирали. Обезьяна безошибочно открывала нужный ей ящик, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.
Тем не менее, уже в 30-е годы система взглядов Уотсона уже подвергалась критике и основные положения бихевиоризма стали претерпевать существенные изменения. Причиной данного явления стала слабость категориального аппарата направления. В частности, категория действия, ограниченно исследуемая в данной программе, не могла успешно изучаться при условии отрицания образа и мотива, обуславливающих сам смысл действия. Попытки ввести понятия образа, мотива и психосоциального отношения в систему понятий бихевиоризма привели к формированию нового психологического направления — необихевиоризма.
Необихевиоризм
В 1932г. Эдвард Томлен публикует книгу «Целевое поведение у животных и человека». В этой работе он первым предложил усложнить формулу S-R и добавить в нее промежуточные звенья, т.е. дополнительные факторы, влияющие на реакцию. Также он настаивал на том, что на поведение стоит смотреть не в конкретной ситуации, а целостно. Один из самых важных выводов из его экспериментов заключается в том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Своими опытами он доказал, что в течение всей жизни индивид формирует когнитивную карту пути для решения различных задач.
Выводы Томлена принудили бихевиористов к пересмотру прежних воззрений на поведение.
Однако лидером необихевиоризма считается Берхауз Фредерик Скиннер. Как и Уотсон он считал главной задачей психологии анализ причин человеческого поведения и выработку методов управления им. Тем не менее в историю психологии Скиннер вошел как теоретик обучения, разработавший методы работы с детьми, нуждающимися в коррекции поведения, а также достиг определенных успехов в коррекционном обучении.
Кроме того, Скиннер является первооткрывателем такого понятия как оперантное поведение — система активных действий для достижения индивидуумом желаемой целей. В своих работах он также основывался на знаниях о рефлексах, но всегда подчеркивал разницу между своим подходом и подходом Павлова: условные рефлексы, формируемые Павловым в ходе исследований Скиннер определял как стимульное поведение, определяемое ассоциацией с конкретным стимулом и не зависящее от собственной активности субъекта.
Подход Скиннера к формированию желаемой реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным:
— устойчивость;
— долговременность;
— стремление индивида повторить успех даже при отсутствии стимула.
В настоящее время бихевиоризм, определивший облик американской психологии в первой половине ХХ века уже не применяется в чистом виде. Тем не менее, многие выводы бихевиористов до сих пор являются основными постулатами американской социологии и политологии, а прикладной анализ поведения, предложенный Скиннером, является наиболее рекомендуемым в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии или поведении.
Список литературы:
1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. М.: МОДЕК, 1995. 640с.
2. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»,1996. 416с.
Автор: Евгения Прозорова
Педагог по работе с детьми с повышенными образовательными потребностями
Текст публикуется в авторской редакции
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.
ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Бихевиоризм — Лаборатория решений
Бихевиоризм
Теория и практика
TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Неудивительно, что когда у вас в руках миска с собачьим кормом, ваша собака становится лучшей выставочной собакой на земле, с легкостью выполняя все трюки, которым она научилась. Иногда вы можете даже обнаружить, что ваша собака просматривает список трюков, прежде чем вы скажете ей, какой из них делать. Однако, когда у вас в руках нет собачьего корма, ваша собака, скорее всего, совершенно не заинтересована в выступлении. Такое поведение можно объяснить бихевиоризмом, иногда называемым поведенческой психологией.
Бихевиоризм — теория обучения; он основан на идее, что наше поведение усваивается в результате взаимодействия с внешней средой. Взаимодействие с нашей внешней средой может включать взаимодействие с определенным человеком, определенным объектом или с определенным окружением.
Нашему поведению обучаются в процессе, называемом обусловливанием. Кондиционирование — это процесс обучения, который может привести к привычкам и является результатом нашего обучения реагировать определенным образом в различных ситуациях. 1 Бихевиоризм представляет два основных типа обусловливания:
- Классическое обусловливание: когда собака учится волноваться, когда мы идем к пакету с собачьим кормом, потому что собака усвоила, что это будет означать, что она будет есть сразу.
- Оперантное обусловливание: когда дрессировщик успешно обучает собаку сидеть по команде с помощью поощрений , таких как угощение каждый раз, когда они делают это правильно.
Убежденные сторонники бихевиоризма утверждают, что при правильной подготовке любой человек может быть обучен выполнять любую задачу в пределах своих возможностей, независимо от его личности. 1
“Наказанный человек не просто менее склонен тем самым вести себя определенным образом; в лучшем случае он учится избегать наказания.
– Берхус Фредерик Скиннер в своей книге Beyond Freedom and Dignity
В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Бихевиоризм: Теория и школа мысли в психологии, которая утверждает, что все типы человеческого поведения можно изучить с помощью двух ключевых типов обусловливания: классического обусловливания и оперантного обусловливания. Термины бихевиоризм и поведенческая перспектива также могут использоваться взаимозаменяемо.
Стимул: Все, что происходит в окружающей среде и вызывает реакцию у человека.
Классическое обусловливание: Техника обучения, которая бессознательно сочетает определенное действие или стимул с результирующей автоматической поведенческой реакцией. Когда действие или стимул повторяется, автоматическая поведенческая реакция в конечном итоге становится связанной с действием. 1
Оперантное обусловливание: Техника обучения, в которой используются положительные и отрицательные подкрепления в виде поощрений или наказаний, чтобы побудить человека начать или прекратить определенное поведение. Иногда его называют инструментальным обусловливанием. 1
Позитивное подкрепление: Последствие, направленное на укрепление или поощрение определенного поведения, например вознаграждение за хорошее выполнение чего-либо.
История
Первые работы по бихевиоризму восходят к 1897 году, когда Иван Павлов, русский физиолог, проводил эксперименты по пищеварению собак. Знаменитые теперь эксперименты Павлова привели его к открытию того, что мы называем классической обусловленностью. 2 Все началось с того, что Павлов заметил, что у собак начинает выделяться слюна, когда им дают еду. При подаче еды лаборант также звонил в колокольчик. Со временем колокольчик стал ассоциироваться у собак с едой. В конце концов, собаки связали вид белого халата лаборанта с едой, что вызвало слюноотделение у собак еще до того, как еда была представлена. 1,3,4
Бихевиоризм не был официально представлен до 1913 года, когда американский психолог Джон Б. Уотсон представил свою публикацию Психология с точки зрения бихевиориста . В этой статье Уотсон упомянул, что, если бы он предоставил ребенку собственную среду, в которой он мог бы расти, он смог бы научить его стать специалистом в любой профессии. Уотсон утверждал, что это может включать юриспруденцию, медицину, искусство или даже воровство. 1
Формальный вклад Уотсона был настолько влиятельным, что в последующие сорок лет бихевиоризм стал доминирующей школой мысли в психологии. Его популярность также отражала стремление укрепить психологию как измеримую науку, которую смог обеспечить фокус бихевиоризма на наблюдаемом поведении. 1
Оперантное обусловливание было введено американским психологом Беррусом Фредериком Скиннером в книге 1938 года Поведение организмов . Скиннер вывел свою теорию, изучая крыс. Он установил коробку с рычагом, при нажатии на который шарик с едой сбрасывался на поднос. Скиннер поместил крысу в коробку и заметил, что сначала она будет бродить вокруг, прежде чем случайно нажать на перекладину. После того, как первая пищевая гранула была выпущена, Скиннер заметил, что скорость нажатия крысой на перекладину резко возросла. Исследование эксперимента Скиннера в конечном итоге привело к открытию принципа подкрепления 9. 0022 2 термин, используемый в оперантном обусловливании для описания действия, которое увеличивает вероятность определенного поведения. 2,5
К концу 1900-х годов когнитивная революция привела к снижению популярности бихевиоризма как основной школы мысли. Психологи начали обращаться к когнитивной науке для изучения человеческого поведения из-за того, что бихевиоризм не смог учесть важные психические процессы.6 Однако многие идеи бихевиоризма не были забыты и используются по сей день.
Люди
Иван Павлов
Русский физиолог, чье новаторское открытие классической обусловленности оказало влияние на формирование бихевиоризма. Классическое обусловливание, которое иногда называют павловским, было открыто случайно, когда Павлов изучал слюноотделение у собак. Осознав значение своего открытия, связанного с обусловливанием, Павлов провел остаток своей карьеры, изучая этот тип обучения. 7
Джон Б. Уотсон
Американский психолог, прославившийся тем, что официально представил и популяризировал бихевиоризм. Его работа в этой области была новаторской и невероятно влиятельной, сделав бихевиоризм основной школой психологии в середине 1900-х годов. Уотсон сжег значительное количество своих писем и бумаг, за исключением некоторых переизданий его академической работы, что затруднило понимание его прежних мыслей о бихевиоризме. 8
Берхус Фредерик Скиннер
Американский психолог и бихевиорист, которого обычно называют отцом оперантного обусловливания. Б. Ф. Скиннер представил эту теорию в своей книге 1938 года «Поведение организмов », которая оказала влияние на укрепление бихевиоризма как основной школы мысли в психологии. 9
Последствия
Становление бихевиоризма как господствующей школы психологии в 1950-х годах позволило исследователям сформулировать четкие прогнозы относительно человеческого поведения. Как измеримая область бихевиоризм позволил исследователям изучать наблюдаемое поведение научным путем. Благодаря этому бихевиоризм внес значительный вклад, предоставив понимание развития языка, человеческого обучения, а также морального и гендерного развития, и все это можно объяснить обусловленностью. 1
В области образования бихевиоризм и обусловливание помогли учителям лучше понять, как стимулировать обучение учащихся. Школьная система, которая вознаграждает детей за учебу, успешное выполнение тестов и приобретение новых навыков, в основном основана на бихевиоризме. Учителя используют обусловливание и повторение наблюдаемого поведения в дополнение к положительному подкреплению, чтобы помочь ученику создать ассоциацию, что определенное поведение желательно. 10 Например, учитель может хвалить и вежливо благодарить учащихся, которые поднимают руки, побуждая учащихся к такому поведению.
Споры
Критики бихевиоризма утверждают, что его одномерный подход к пониманию человеческого поведения игнорирует наши внутренние влияния. Эти внутренние влияния не обязательно поддаются наблюдению и могут включать в себя наши чувства, мысли, желания, мотивы, настроения и ожидания. 11 Зигмунд Фрейд и Карл Роджерс были всего лишь двумя известными психологами, которые открыто высказывали опасения по поводу ограниченности и негибкости бихевиоризма, возникающих из-за того, что он отвергает роль, которую личность может играть в их поведении. 12
Некоторые утверждают, что доказательства бихевиоризма у людей ошибочны; ранние доказательства в поддержку бихевиоризма были получены в исследованиях с участием животных. Применение этих результатов к людям упускает из виду сложность человеческого поведения, поскольку люди и животные различаются физиологически и когнитивно. Критики, придерживающиеся этой точки зрения, предполагают, что у людей есть важные социальные нормы и мораль, которые заставляют нас по-разному взаимодействовать с окружающей средой, заставляя нас вести себя по-разному с животными.
Карл Роджерс, сторонник гуманистической психологии (предполагающей, что у людей есть свобода воли), отверг представление о том, что людей и животных можно сравнивать. Роджерс считал, что люди уникальны и могут принимать собственные решения, которые нельзя сравнивать с решениями животных. Принципы бихевиоризма могут быть более подходящими для животных, чем для людей. 3
Пример из практики
Поведенческая терапия Аспекты бихевиоризма до сих пор применяются в поведенческой терапии. Два распространенных типа поведенческой терапии включают прикладной анализ поведения (ABA) и когнитивно-поведенческую терапию (CBT). 13
АВА использует преимущества оперантного обусловливания, используя его для изменения проблемного поведения или поощрения предпочтительного.13 КПТ в общих чертах основана на принципах бихевиоризма, поскольку она также учитывает важный когнитивный элемент человека. Терапевты, использующие КПТ, сосредоточатся на мыслях, стоящих за поведением человека. Многие считают когнитивно-поведенческую терапию золотым стандартом в лечении таких расстройств, как тревога, гнев, злоупотребление психоактивными веществами и предотвращение рецидивов. 14
Однако поведенческой терапии не всегда достаточно при сложных психических расстройствах. Поведенческая терапия может помочь справиться с некоторыми аспектами сложных состояний, таких как тяжелая депрессия, однако ее нельзя использовать отдельно. 15 Как и недостатки бихевиоризма, поведенческая терапия упускает из виду более широкую картину, не обращая внимания на последствия, которые уникальные ситуации, межличностные отношения и ненаблюдаемое поведение могут оказывать на пациента. 15
Связанный контент TDL
Фантомные гудки мобильного телефона: поведенческая перспектива: Вы когда-нибудь были уверены, что чувствуете, как ваш телефон вибрирует в кармане, или слышите мелодию звонка? Но когда вы достаете телефон, вы понимаете, что до вас никто не пытался дозвониться? Нет, твой телефон не зависал. Это может быть признаком того, насколько вы привязаны к своему устройству. В этой статье исследуется, можно ли чрезмерное использование технологий считать зависимостью.
Почему мы работаем усерднее, когда нам обещают вознаграждение?: Стимулы могут быть мощным инструментом, побуждающим людей к определенным действиям, но они также могут иметь неприятные последствия, приводя к снижению мотивации вместо ее повышения. В этой статье исследуется влияние стимулирования на наше поведение.
Положительное подкрепление: В этой статье The Decision Lab исследуются последствия и противоречия в отношении положительного подкрепления, ключевого инструмента оперантного обусловливания, который оказывает значительное влияние на обучение человека.
Источники
- Черри, К. (20 февраля 2021 г.). История и ключевые концепции поведенческой психологии . Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/behavioral-psychology-4157183#a-brief-history-of-behaviorism
- Краткая история бихевиоризма – Введение в психологию . (н.д.). Open Text WSU — Простое книгоиздание. https://opentext.wsu.edu/psych205/chapter/6-2-a-short-history-of-learning-and-behaviorism/
- Маклеод, С. (2020). Бихевиористский подход . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/behaviorism.html
- Ван Эльзаккер, М. Б., Кэтрин Дальгрен, М., Кэролайн Дэвис, Ф., Дюбуа, С., и Шин, Л. М. (2014). От Павлова до посттравматического стрессового расстройства: угасание условного страха у грызунов, людей и тревожные расстройства. Нейробиология обучения и памяти , 113 , 3–18. https://doi.org/10.1016/j.
nlm.2013.11.014
- Шахан, Т.А. (2010). Условное подкрепление и сила реакции. Journal of the Experimental Analysis of Behavior , 93 (2), 269–289. https://doi.org/10.1901/jeab.2010.93-269
- Когнитивная наука (Стэнфордская философская энциклопедия) . (н.д.). Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/cognitive-science/
- Маклеод, С. (2018). Исследование собак Павлова и объяснение павловского кондиционирования . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/pavlov.html#:~:text=Like%20many%20great%20scientific%20advances,classical%20conditioning)%20was%20discovered%20случайно.&text=во время%20the%201890s%2C %20Российский%20физиолог,в%20ответах%20на%20быть%20кормили
- Бернем, Дж. К. (1994). Джон Б. Уотсон: интервьюируемый, профессиональный деятель, символ. В JT Todd & EK Morris (Eds.), Современные взгляды на Джона Б.
Уотсона и классический бихевиоризм (стр. 65–73). Гринвуд Пресс / Издательская группа Гринвуд.
- Черри, К. (2020, 25 июля). Что такое подкрепление и как оно используется в психологии? Хорошо, разум. https://www.verywellmind.com/what-is-reinforcement-2795414#:~:text=Reinforcement%20is%20a%20term%20используется,увеличивает%20или%20сила, затем%20%20ответ
- Бизли, Н. (2021, 21 июля). Что такое поведенческая психология? Определение и приложения . ЛучшеПомощь. https://www.betterhelp.com/advice/psychologist/what-is-behavioral-psychology-definition-and-applications/
- Мур, Дж. (2013). Методологический бихевиоризм с позиций радикального бихевиоризма. Поведенческий аналитик , 36 (2), 197–208. https://doi.org/10.1007/bf03392306
- Bower, GH (2008). Эволюция когнитивного психолога: путь от простого поведения к сложным умственным действиям. Annual Review of Psychology , 59 (1), 1–27.
https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093722
- Черри, К. (без даты). Как работает поведенческая терапия . Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/what-is-behavioral-therapy-2795998
- Тома Н., Пилеки Б. и Маккей Д. (2015). Современная когнитивно-поведенческая терапия: обзор теории, истории и доказательств. Психодинамическая психиатрия , 43 (3), 423-461. https://doi.org/10.1521/pdps.2015.43.3.423
- Spiegler, MD (2016). Современная поведенческая терапия (6-е изд.). Cengage Learning.
Бихевиоризм в классе — Обучающиеся ученые
10 августа
Бихевиоризм в классеСинди Небель
Для учителей, ученых, изучающих науку Должности
Автор: Cindy Nebel
Пару недель назад мы предоставили несколько ресурсов, посвященных бихевиоризму в классе. Сегодня мы хотели бы представить наш собственный обзор бихевиоризма и того, как его можно использовать в классе для содействия обучению. Хотя бихевиористские принципы часто используются в качестве инструментов для управления классом, их можно широко применять для изменения поведения. Учитывая, что наша цель состоит в том, чтобы поощрять использование лучших стратегий обучения, стоит рассмотреть любой механизм, который может изменить поведение.
Обратите внимание, что я не историк. И я не бихевиорист. Это должно быть кратким обзором, чтобы продемонстрировать, как можно применять эти принципы, не вдаваясь в подробности.
История бихевиоризма
На рубеже 20-го века интроспекция была доминирующей областью изучения в психологии. Интроспекция включала в себя строгую методологию, направленную на изучение содержания сознания. В строго контролируемых экспериментальных условиях испытуемые наблюдали и тщательно записывали свое текущее состояние сознания. К сожалению, результаты таких экспериментов было очень трудно воспроизвести, и многие психологи разочаровались.
Тем временем некий русский физиолог по счастливой случайности обнаружил, что его собаки могут научиться предвосхищать элементы его экспериментального плана. Его интересовал рефлекс слюноотделения, но со временем у собак выделялось слюноотделение еще до того, как они получали пищу. Позднее это открытие было названо «классической обусловленностью» (подробнее ниже).
В 1911 году психолог Джон Уотсон использовал ключевые элементы наблюдения и экспериментальной строгости, но написал основополагающую статью «Психология как бихевиорист. Взгляд на это» . В этом манифесте он объяснил, что для того, чтобы к психологии относились серьезно как к науке, необходимо сосредоточить внимание на объективном, наблюдаемом поведении. Тогда психологи смогут определить точную причину и следствие и измерить поведение с помощью точных расчетов. Так началось новое движение — бихевиоризм.
Бихевиористские техники
Классическое (Павловское) обусловливание
Классическое обусловливание начинается с автоматического рефлекса. Для Павлова это было слюнотечение его собак, когда они пробовали еду. Затем вы сочетаете это с бессмысленным стимулом. Павлов использовал колокольчик в одном из своих условий. Поэтому каждый раз, когда собаки получали еду, они также слышали звонок. Со временем собаки предвкушали еду и начинали выделять слюну под восхитительно звучащий колокольчик. Это происходит постоянно и в вашей жизни. Маркетологи любят классическую обусловленность. Возьмем, к примеру, это объявление:
Естественно, полуголая женщина вызывает реакцию, которая включает, например, расширение зрачков и потливость ладоней (независимо от пола или сексуальной ориентации). У нас есть автоматический ответ. Со временем мы видим эту женщину в паре с довольно нейтральным гамбургером, так что месяц спустя, когда мы видим логотип Hardees, у нас возникает автоматическая реакция и мы думаем: «Вау, этот гамбургер выглядит действительно хорошо!»
Оперантное обусловливание
Классическое обусловливание довольно ограничено, когда речь идет о формировании поведения, прежде всего потому, что автоматический ответ уже должен существовать. Б. Ф. Скиннер (радикальный бихевиорист, известный своим утверждением, что свободы воли не существует) первым исследовал другую форму научения — оперантное обусловливание. При оперантном обусловливании организм ведет себя, чтобы получить вознаграждение (подкрепление), или прекращает вести себя, чтобы избежать наказания. Существует четыре различных возможных последствия поведения при оперантном обусловливании. Поведение можно вознаграждать (заставляя его повторяться) или наказывать (снижая вероятность его повторения). Мы можем либо дать что-то организму (называемое «положительным», потому что мы добавляем стимул), либо мы можем что-то отнимать (называемое «отрицательным», потому что мы вычитаем стимул). Таким образом, наши четыре следствия — это положительное и отрицательное подкрепление и положительное и отрицательное наказание. Вот несколько примеров:
Допустим, я хочу увеличить частоту, с которой моя дочь-подросток убирается в своей комнате. Это значит, что мне нужно подкрепление. Я могу давать ей то, что ей нравится (например, деньги, больше экранного времени) каждый раз, когда она убирает свою комнату — положительное подкрепление. Я также могу отнять у нее что-то, что ей не нравится (например, мыть посуду) — негативное подкрепление.
Допустим, я хочу уменьшить частоту, с которой она произносит ругательства. Это значит, что мне нужно наказание. Я могу дать ей что-то, что ей не нравится (например, стыд, мыло во рту) — положительное наказание. Вместо этого я мог бы забрать что-то, что ей нравится (например, ее телефон) — отрицательное наказание.
Бихевиоризм в классе
Легко понять, как можно использовать оперантное обусловливание для управления классом. Есть много моделей поведения, которые необходимо формировать (оперантный термин!), чтобы в классе был порядок. Действительно, есть некоторые модели поведения в классе, которые мне нужно сформировать, чтобы повысить эффективность обучения. Например, учащиеся могут получить отрицательное наказание за то, что у них нет телефонов.
Тем не менее, этот тип поведенческого управления не является основным выводом здесь. Вместо этого я хочу поговорить о расширении использования хороших стратегий обучения. Вы видели наши бесплатные загружаемые материалы. Возможно, вы даже обучали им своих учеников. К сожалению, по многим причинам учащиеся не охотно меняют свои учебные стратегии, даже когда им демонстрируются доказательства того, что новые стратегии лучше (2) . Чтобы поощрять использование хороших стратегий обучения, учащиеся должны видеть прямые последствия их использования. Один из способов сделать это — дать им возможность попрактиковаться в использовании их собственных стратегий, а затем попросить их изучить небольшой фрагмент материала, используя новую стратегию, которую вы преподаете.
Знание того, как работают бихевиористские принципы, помогает нам лучше понять, почему наши ученики не сразу меняют свои учебные стратегии, но также дает идеи о том, как мы можем постепенно формировать это поведение, чтобы улучшить учебу.