Основные положения нлп в психологии: 42. Основные положения нейролингвистического направления в психологии.

Содержание

42. Основные положения нейролингвистического направления в психологии.

Представители НЛП занимаются тем, что создают модели, модели того, как в жизни добиться двух вещей — эффективности и счастья.

Нейро-лингвистическое программирование — это многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, т. е. тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт.

Часть «нейро» представляет идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в наших собственных голове и теле.

«Лингвистическая» часть говорт о том, что язык дан для того, чтобы организовывать и упорядочивать наши мысли и действия, а заодно и встпать в общение с другими людьми.

часть «программирование» указывает на способы (программы), с помощью которых мы организуем себя (а мозг — нас), дабы получить какие-либо результаты.

Будучи представленным как прогресс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения.

НЛП также представляет собой особое отношение (к миру, жизни, себе), в основе которого лежит стройная система убежденийи предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений.

НЛП – это наука, которая разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга (управлению мозгом – своим и чужим).

Как заметил Л.Орр – чел. мозг ведет себя так, если бы он состоял из двух частей- Думающего и Доказывающего. Думающий может верить во что угодно, а Доказывающий все это доказывает. Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление. Доказывающий – это гораздо более простой механизм. Он работает по единственому закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.

Три причины эффективности НЛП: 1.Стратегичность – нацеленность на результат. 2.Опора на «экологичную» (помогающую жить) систему убеждений относительно человеческих возможностей и мн. Дргугог.3.Ориентация в работе на большую часть потенциала человеческого мозга, заключенного в бессознательном.

НЛП стратегично по своей сути, безоговорочно нацеленно на результат и всегда идет от негатива (плохого) к позитиву (хорошему). Эта разница ардинальна. Избавиться от чего-то это не значит к чему-то прити. Самолет, летящий от аэропорта и не знающий конечной точки маршрута летит в никуда. Мозг не понимает частицы нет

Активное воображение – это воистину психотронное оружие. Инструмент, который запускает механизм воплощения наших мыслей в реальность.

Все это очень четко проявляется в терапии. Э.Миндел впервые применила термин «

мета-навык». Этим словом она обозначила глубокие духовные качества, убеждения, верования, и принципы, котрые проявляются в повседневной жизни и работе психотерапевта. «Или ты веришь, что можешь, или ты ничего не можешь».

В НЛП нет понятий истинно и ложно, а есть – экологично и неэкологично (помогает жить в соответствии с жизнью и не помогает).

Семь заповедей, истинная вера в которые предопределяет успешность деятельности нлп-ра:

  1. Каждая проблема имеет свое решение. Существуют переменные среды, над которыми вы не властны, и существуют переменные выбора, которые полностью в ваших руках. Есть масса возможностей, которые вы пока не видите.

  2. Каждый уже имеет все, что ему необходимо.

    У вас есть все ресурсы для того, чтобы быть всем, кем угодно или делать все, что угодно – при условии, что вы способны использовать эти ресурсы в нужный момент и в нужной последовательности.

  3. Каждая ситуация имеет несколько выборов. Поэтому если что-то не работает, сделайте это по-другому. Если вы не достигли искомого результата неким пусть даже единственно верным способом, попробуйте полностью изменить свой подход. Один и тот же способ действий, манера поведения дают одни и те же результаты.

  4. Проблемы и боль – это механизмы обратной связи. Именно они дают нам информацию, в которой мы так нуждаемся. Однако это не необходимый компонент к изменениям. Они могут быть лишь сигналом к смене направления, информацией о том, что вы идете куда-то не туда. И может даже не ведаете куда идете. А тот, кто не знает, куда идет, может зайти в тупик почти всегда.

    Не существует поражений, а есть только обратная связь. Любая неудача – реальная возможность чему-то научиться.

  5. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент. Все мы всегда делаем только лучшее из того, что можем, — просто делать лучше мы пока не научились.

  6. 6. Сознание и тело — части одной и той же биокибернетической системы. Это исключительно верно — то, что в здоровом теле здоровый дух. Как и то, что здоровый дух необходим для здоровья тела. Ибо все, что происходит в одной части любой системы, имеет отражение в других ее частях. И здоровая психика может запросто породить здоровое тело.

7 . Вселенная — сфера дружественная. На самом деле мир бесконечно прекрасен, безгранично добр и беззаветно щедр. Уродливым, злым и скупым мы его делаем сами — своими восприятиями и своими же действиями, бесконтрольной деятельностью мозга, негативным наполнением нашего Думающего. Но все это можно легко изменить — если понять и принять, что вы тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты.

Основные положения работы Р.Дитлса («Стратегия гениев»):

  1. Каждый человек живет не в реальном мире, а в мире своей собственной «второй реальности», которая определяется набором его карт.

  2. Находясь в одной и той же ситуации, и/или изучая один и тот же предмет, люди могут оценивать эту ситуацию и описывать данный предмет совершенно по-разному – в силу собенностей своих карт.

  3. Поскольку поведение человека определяется его картами, люди, имеющие более точные карты территории, всегда оказываются эффективнее тех, у кого эти карты менее точные.

  4. Т.к. ни одна карта никогда не может в точности соответствовать территории(мир познаваем, но никогда не будет до конца познан), зато вполне может устаревать, не поспевая за меняющимся миром, нормальным и экологичным будет расширение и видоизменение своих карт.

особенности наших карт определяет Жизненный опыт и особенности нашей нервной организации, используемые (предпочитаемые) особенности восприятия (получения) и переработки информации – в первую очередь т.н. репрезентативные системы — один из краеугольных камней НЛП — индивидуальные модели восприятия и приятия того, что передают нам наши органы чувств.

Существует пять основных каналов, по котрым поступает информация – зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важны визуальный (V), аудиальный (A), кинестетический (K) и дискретный(D) или логический (только у людей)- формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума.

Но только одна из репрезентативных ситем – является предпочитаемой – своей родной, понятной, любимой и близкой.

От того, насколько сфера деятельности будет совпадать по характеру используемой информации (визуальной, аудиальной, кинестетической и/или дискретной) с предпочитаемой репрезентативной системой осваивающих их человека, в очень сильной степени зависят его успешность и эффективность. Различия между визуалами, аудиалами, кинестетика-ми и дискретами проявляются и в том, как они реагируют на стресс. Визуалы предпочитают роль «обвинителя», обличающего других во всех смертных грехах и.

Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль «отвлекателя»— например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Кинестетики предпочитают роль умиротворителя» и — конечно, если их не задели «за живое» — стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Ну а дискреты немедленно принимают роль и позу «компьютера» и суперлогически начинают объяснять происшедшее. Полноценное взаимодействие возможно только в том случае, когда вы говорите на языке предпочитаемой репрезентативной системы.

НЛП — Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование является популярным и бурно обсуждаемым направлением практической психологии. Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин.

Во-первых, методы НЛП находятся на стыке нескольких дисциплин: психологии, психотерапии, программирования и языкознания. Во-вторых, НЛП представляет собой новое исследовательское направление, нацеленное, главным образом, на практическое применение в жизни человека. Кроме того, хотя нейролингвистическое программирование часто критикуется академическим сообществом, данная дисциплина содержит большое количество полезных и «работающих» приёмов, о которых и пойдёт речь в уроках этого раздела.

Содержание:

  • Что такое НЛП?
  • Краткая история
  • Применение НЛП
  • Как этому научиться?
  • Уроки НЛП
  • Как проходить занятия?
  • Пресуппозиции
  • Дополнительные материалы
  • Цитаты известных людей об общении

В данном онлайн-тренинге вы бесплатно научитесь пользоваться ключевыми техниками НЛП: метамоделью, фреймингом, рапортом, якорением, работой с состояниями и репрезентативными системами, а также познакомитесь с лучшими практиками, играми, книгами, видеороликами данной тематики.

Что это такое?

НЛП (Нейролингвистическое программирование) – это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приёмы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций.

Другими словами, НЛП занимается изучением положительного опыта специалистов в области психотерапии, гештальтпсихологии, психоанализа, лингвистики, гипноза, с целью в дальнейшем использовать этот опыт. По сути, НЛП представляет собой моделирование приёмов успешных людей для того, чтобы сделать эти приёмы общедоступными.

Стоит отметить, что НЛП не является наукой, а знания, в силу особенностей их получения, не могут быть полноценно научно верифицированы. Более того, научное сообщество скептически относится к данному направлению, и в вузах редко можно встретить курсы по НЛП. Но важно понимать, что у создателей НЛП не было цели сделать полноценную научную теорию. Им важно было найти общедоступные техники, раскрывая сложные методики известных практиков психологии.

Краткая история

Совместная работа по созданию нейролингвистического программирования была начата в конце 1960-х годов группой специалистов Калифорнийского университета: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком во главе с их научным попечителем знаменитым ученым-антропологом Грегори Бейтсоном. Система НЛП была разработана с целью ответить на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами.

Вместо того чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории, Бендлер и Гриндер обратились к анализу методов и техник, применяемых этими психотерапевтами, путем наблюдения за ходом их работы. Затем ученые сгруппировали изученные методы в различные категории и представили их в виде общих моделей межличностных отношений и влияния людей друг на друга.

Знаменитыми специалистами, чей профессиональный опыт было решено преобразовать в модели, были выбраны:

Вирджиния Сатир — семейная терапия.
Милтон Эриксон — эриксоновский гипноз.
Фриц Пёрлз — гештальттерапия.

Первые результаты изучения практических навыков этих психотерапевтов появились в 1975 году и были опубликованы в работе «Структура Магии. Том 1» (1975). Затем расширенные материалы исследования модели были представлены в книгах «Структура Магии. Том 2» (1976) и «Изменения в семье» (в соавторстве с Вирджинией Сатир, 1976).

Результатом проведенной работы стала так называемая Метамодель, о которой вы узнаете из первого урока нашего тренинга. Эта модель послужила фундаментом для дальнейших исследований в данной области и привела к созданию целого направления практической психологии. Сегодня НЛП является открытой методологией, имеющей множество последователей, дополняющих ее авторскими разработками.

Подробнее про историю НЛП можно прочитать в Википедии.

Применение навыка НЛП

НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому у НЛП широкий спектр применения, в который можно включить такие направления как:

  • психотерапия,
  • управление временем,
  • ораторское мастерство,
  • обучение,
  • менеджмент и управление,
  • продажи,
  • актерское мастерство,
  • юриспруденция,
  • писательство и журналистика.

НЛП позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку. Кроме того, НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении. Продвинутые техники НЛП позволяют лечить фобии и психологические травмы, сохранять хорошую психическую форму и поддерживать высокий уровень работоспособности.

Если вы хотите узнать, насколько сейчас, пусть даже на интуитивном уровне, вы владеете техниками НЛП и сможете их применить для развития своей карьеры, предлагаем вам решить кейс:

1 Курс НЛП-практик: изучение навыков НЛП и умение применять их на практике.
2 Курс НЛП-мастер: углубленное изучение техник НЛП.
3 Курс НЛП-тренер: умение работать с аудиторией и знание особенностей преподавания НЛП.

1

 

Карта не есть территория (the map is not the territory). Также как самая подробная карта никогда не будет точным отображением территории, так и используемые нами слова не заключают в себе абсолютно точного отображения нашего опыта, репрезентацией которого они являются. В НЛП есть два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя субъективная реальность. Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности («картами»).

2

 

Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе. В любой системе человек, обладающий наиболее гибким поведением, способен рассматривать больше вариантов выбора и, следовательно, будет иметь в системе большее влияние. Соответственно, чем больше вариантов вы имеете в своем наборе инструментов коммуникации, тем меньше вероятность того, что вы окажетесь в тупиковом положении.

3

 

Не бывает поражений, есть только обратная связь. Эта пресуппозиция заимствована у Уильяма Росса Эшби из принципа важности петель обратной связи в теории информации. В нейролингвистическом программировании ничто не рассматривается в рамках понятий «успеха» и «неудачи». Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод для разочарования и отчаяния, а ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете.

4

 

Разум и тело неизбежно влияют друг на друга. Это происходит потому, что в теле человека содержится примерно 100 миллиардов нервных клеток. Большинство этих клеток находятся в мозге. Каждый из ста миллиардов нейронов соединен, по крайней мере, с тысячей других. И, следовательно, в нас всё взаимосвязано, особенно, разум и тело.

5

 

Личность и поведение – это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение. В различных ситуациях мы можем совершать разные поступки, и часто делать это ненамеренно. Таким образом, поведение людей не определяет самих людей.

6

 

В основе любого поведения человека лежит позитивное намерение. Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир. Ее суть заключается в том, что даже кажущееся отрицательным поведение человека рассматривается в НЛП как попытка осуществить позитивное намерение (которое он может не осознавать).