Основные процессы памяти в психологии: Процессы памяти — Психологос

Процессы памяти — Психологос

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

​​​​​​​​​​​​​​Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите.

С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.

30.5. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание


Опорные слова к вопросу №30 — здесь

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание информации.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его

избиратель­ность — далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

Запоминание может быть

  • механическим и осмысленным,
  • непроиз­вольным и произвольным.

В ходе онтогенетического развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания, при котором происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Различные виды памяти — моторная, эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития.

Сохранение — это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования.

Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регули­рованию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществля­ется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все бо­гатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не спо­собно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо ма­териала в памяти требует его систематического переструктурирования, ре­организации под влиянием нового опыта.

Необходимым условием запоминания и сохранения информации являет­ся сохранность структур головного мозга.

Воспроизведение — это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

Различается

  • непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и
  • произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение но­сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностя­ми, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспро­изведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобрета­ет обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

  • узнавание,
  • соб­ственно воспроизведение,
  • припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого).
  • воспоминание.

Узнавание — это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие чего-то вполне конкретного, и родовое, когда воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-либо известному классу предметов.

Воспоминание — это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни. При воспоминании события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс.

Забывание — активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может привести к восстановлению забы­того материала.

Забывание связано с эффектами проективного и ретро­активного торможения. Проективное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроак­тивное торможение — результат негативного влияния последующей деятель­ности.

В психоанализе забывание объяснялось действием защитного меха­низма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений из сферы сознания.

Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии — вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопа­тологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) времен­ные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амне­зии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезии или «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям 3игмунда Фрейда, амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии.

 

Введение в память | безграничная психология |

Память — это способность воспринимать информацию, кодировать ее, сохранять и извлекать в более позднее время.

Цели обучения

Обобщите, какие типы памяти необходимы для какой стадии процесса хранения памяти

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Три основных этапа памяти — это кодирование, хранение и извлечение. Проблемы могут возникнуть на любом из этих этапов.
  • Тремя основными формами хранения памяти являются сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.
  • Сенсорная память не контролируется сознательно; это позволяет людям сохранять впечатления от сенсорной информации после прекращения действия исходного стимула.
  • Кратковременная память длится очень короткое время и может хранить только 7 +/- 2 фрагмента информации одновременно.
  • Долгосрочное хранилище может содержать неопределенно большое количество информации и может длиться очень долго.
  • Имплицитная и явная память — это два разных типа долговременной памяти. Имплицитные воспоминания связаны с сенсорным и автоматическим поведением, а явные воспоминания связаны с информацией, эпизодами или событиями.
Ключевые термины
  • память : Способность организма записывать информацию о вещах или событиях с возможностью их последующего воспроизведения по желанию.
  • репетиция : Повторение элемента в кратковременной памяти для его сохранения в долговременной памяти.

Память – это способность воспринимать информацию, сохранять ее и вспоминать позже. В психологии память разбивается на три этапа: кодирование, хранение и извлечение.

Стадии памяти : Три стадии памяти: кодирование, хранение и извлечение. Проблемы могут возникнуть на любом этапе процесса.

Процесс памяти

  1. Кодирование (или регистрация): процесс получения, обработки и объединения информации. Кодирование позволяет информации из внешнего мира достигать наших органов чувств в виде химических и физических раздражителей. На этом первом этапе мы должны изменить информацию, чтобы мы могли использовать память в процессе кодирования.
  2. Хранение: создание постоянной записи закодированной информации. Хранение — это второй этап памяти или процесс, в котором мы храним информацию в течение определенного периода времени.
  3. Воспроизведение (или воспроизведение, или распознавание): возврат сохраненной информации в ответ на какой-либо сигнал для использования в процессе или деятельности. Третий процесс — это поиск информации, которую мы сохранили. Мы должны найти его и вернуть в наше сознание. Некоторые попытки поиска могут быть легкими из-за типа информации.

Проблемы могут возникнуть на любом этапе процесса, что может привести к чему угодно, от забывчивости до амнезии. Отвлечение может помешать нам изначально кодировать информацию; информация может храниться неправильно или может не перемещаться из краткосрочного в долгосрочное хранилище; и/или мы не сможем получить информацию после ее сохранения.

Типы памяти

Сенсорная память

Сенсорная память позволяет людям сохранять впечатления от сенсорной информации после прекращения действия первоначального стимула. Одним из наиболее распространенных примеров сенсорной памяти являются быстро движущиеся огни в темноте: если вы когда-нибудь зажигали бенгальский огонь на Четвертое июля или наблюдали за движением транспорта ночью, свет, кажется, оставляет след. Это происходит из-за «знаковой памяти», визуального сенсорного хранилища. Широко изучались два других типа сенсорной памяти: эхоическая память (слуховая сенсорная память) и тактильная память (тактильная сенсорная память). Сенсорная память не участвует в высших когнитивных функциях, таких как кратковременная и долговременная память; это не контролируется сознательно. Роль сенсорной памяти состоит в том, чтобы обеспечить подробное представление всего нашего сенсорного опыта, для которого соответствующие фрагменты информации извлекаются кратковременной памятью и обрабатываются рабочей памятью.

Кратковременная память

Кратковременная память также известна как рабочая память . Он содержит всего несколько предметов (исследования показывают диапазон 7 +/- 2 предмета) и длится всего около 20 секунд. Однако элементы могут быть перемещены из кратковременной памяти в долговременную с помощью таких процессов, как репетиция . Примером репетиции является случай, когда кто-то устно дает вам номер телефона, и вы повторяете его про себя до тех пор, пока не сможете его записать. Если кто-то прерывает вашу репетицию, задавая вопрос, вы можете легко забыть номер, так как он хранится только в вашей кратковременной памяти.

Долговременная память

Долгосрочные воспоминания — это все воспоминания, которые мы храним в течение периодов времени, превышающих несколько секунд; долговременная память охватывает все, от того, что мы выучили в первом классе, до наших старых адресов и того, во что мы вчера ходили на работу. Долговременная память обладает невероятно большой емкостью, и некоторые воспоминания могут длиться с момента их создания до самой смерти.

Существует множество типов долговременной памяти. Явный или декларативный 9Память 0066 требует сознательного вызова; он состоит из информации, которая сознательно сохраняется или извлекается. Эксплицитная память может быть далее подразделена на семантическую память (факты, вырванные из контекста, такие как «Париж — столица Франции») и эпизодическую память (личные переживания, такие как «Когда я был в Париже, я увидел Мона Лиза «).

В отличие от явной/декларативной памяти существует также система для процедурной/неявной памяти. Эти воспоминания основаны не на сознательном хранении и извлечении информации, а на неявном обучении. Часто этот тип памяти используется при обучении новым двигательным навыкам. Примером имплицитного обучения является обучение езде на велосипеде: вам не нужно сознательно запоминать, как ездить на велосипеде, вы просто делаете это. Это из-за неявной памяти.

Процессы памяти: определение и этапы

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы можете запомнить одни вещи, но, по-видимому, не можете вспомнить другие? Вы задавались вопросом, почему вы помните, как плавать или кататься на велосипеде, но не помните экзамен, который вы готовили на прошлой неделе? Что ж, объяснение заключается в том, как работают различные процессы памяти. Хотя восстановление воспоминаний может показаться мгновенным, на самом деле существует трехэтапная модель обработки памяти, через которую проходит вся информация. Мы подробно рассмотрим каждый из них, а также исследуем психологические доказательства этих процессов памяти.

  • Во-первых, мы собираемся предоставить краткий обзор того, что представляет собой трехэтапная модель обработки памяти.

  • Затем мы более подробно рассмотрим кодирование.

  • Дальше будут разные типы памяти.

  • В заключение мы рассмотрим психологические доказательства процессов памяти.

Процессы памяти позволяют нам извлекать и сохранять информацию, freepik.com/storyset

Трехэтапная модель обработки памяти

Мелтон (1963) обнаружил, что процесс памяти состоит из трех стадий. Этими процессами являются кодирование, хранение и поиск.

Кодирование — это преобразование информации в формат, который может быть сохранен мозгом.

Хранение — это способность сохранять информацию с течением времени.

Возможность получить доступ к этой способности, когда это необходимо, поиск .

Отличный способ понять трехэтапную модель обработки памяти — представить свой мозг как компьютер . Для компьютеров информация вводится через внешние устройства, такие как веб-камера, клавиатура или контроллер. Для человека органы чувств — это способ получения информации. Через зрение, слух, осязание и т. д.

Компьютеры должны хранить информацию, например, документы, над которыми вы работаете. Точно так же наш мозг хранит закодированную информацию, поступающую из окружающей среды.

В конце концов, для вывода того, что было сохранено, будет использоваться компьютер. Это может выглядеть как распечатка важного документа. Наш мозг также может выводить определенную информацию, которая может нам понадобиться, это известно как поиск .

Человеческий мозг, pexels.com

Кодирование памяти

Кодирование — это процесс памяти, который преобразует поступающую информацию в формат, который может быть сохранен мозгом. Это фундаментальный шаг в создании воспоминаний. После того, как информация закодирована, ее можно извлечь либо из долговременной, либо из кратковременной памяти. Существует три способа кодирования информации:

  • Акустический (Звук)

  • Визуальный (изображение)

  • Семантический (Значение)

Допустим, вы выполняете домашнюю работу над документом. Однако вы чувствуете, что сделали достаточно за день и хотите продолжить работу на следующий день. В этой ситуации вы должны нажать «Сохранить» в документе, чтобы иметь доступ к нему на следующий день.

В простейшем смысле кодирование памяти работает точно так же. Если информация была успешно закодирована, ее можно будет восстановить.

Теперь представьте, что вы только что прибыли в аэропорт страны, в которой никогда не бывали. Вы очень голодны и решаете поесть. Однако, когда вы собираетесь заплатить, кассир говорит вам, что они не принимают вашу валюту. Затем вам нужно конвертировать вашу валюту в ту, которая принимается.

Аналогично кодированию памяти. Входящая информация от внешних раздражителей должна быть преобразована в формат, который мозг может сохранить.

Акустическое кодирование

Акустическое кодирование занимается обработкой и кодированием звуков. Когда что-то слышно и обрабатывается в нашей памяти, память будет основываться на услышанном звуке. Звук будет связан с этим воспоминанием.

Визуальное кодирование

Визуальное кодирование — это кодирование и обработка изображений и визуальной сенсорной информации. Поскольку воспоминания хранятся в виде изображений, когда вы пытаетесь восстановить эти воспоминания, вы сможете визуализировать информацию в памяти. Например, если вы попытаетесь вспомнить, сколько ручек вы оставили на своем столе. Скорее всего, вы сможете «увидеть» свой стол, чтобы сосчитать ручки.

Семантическое кодирование

Слово «семантическое» относится к значению и интерпретации слов. Как вы, наверное, догадались, семантическое кодирование имеет дело с сенсорным входом, который имеет определенное значение или может быть помещен в определенный контекст. Это отличается от других типов кодирования, которые в основном имеют дело с информацией, поступающей от органов чувств, например слуха.

Различные типы памяти

Прежде чем углубляться в различия между типами различий внутри процессов памяти, вы должны сначала ознакомиться с кратковременная память (STM ) и долговременная память (LTM). Различие между ними поможет вам понять тонкости долговременной памяти.

Различные типы памяти – процессы памяти

Кратковременная память – это информация из окружающей среды, которой уделяется внимание . Эта информация хранится в течение короткого промежутка времени около 18 секунд. Исследование, проведенное Петерсоном и Петерсоном (1959) , подтверждает, что кратковременная память составляет 18 секунд.

Это было обнаружено в результате открытия, что когда участникам приходилось вспоминать триграммы, скорость вспоминания резко снижалась через 18 секунд. Это говорит о том, что они достигли предела продолжительности кратковременной памяти, который составлял около 18 секунд.

  • Информация в кратковременной памяти кодируется акустически . Подумайте о том, когда вам нужно записать номер телефона. Чтобы убедиться, что вы не ошибетесь, вы обычно повторяете цифры в уме, чтобы не забыть. Это тоже самое.
  • Информация в долговременной памяти кодируется семантически . Долговременная память — это информация, которая находилась в кратковременной памяти, но была отрепетирована. Это может быть детальная репетиция , где информации придается дополнительное значение. В качестве альтернативы, это может быть репетиция технического обслуживания, когда информация повторяется последовательно.

Tulving (1972) предположил, что долговременная память, в отличие от кратковременной памяти, не является единым хранилищем, а разделяется на 3 типа памяти. Это были:

  • Эпизодическая
  • Семантическая
  • Процедурная

После дальнейших исследований долговременная память была разделена на две отдельные категории: процедурную и декларативную. Декларативная память была дополнительно разделена.

Процедурная память

Процедурная память — это место, где хранятся воспоминания о том, как выполнять определенные действия .

Например, умение водить машину или ездить на велосипеде.

Процедурная память делает , а не включают сознательное мышление, когда вы едете на велосипеде, вы не пытаетесь постоянно думать о том, как выполнить каждое действие, вы просто делаете это. В отличие от предыдущих типов памяти, это недекларативное , так как его нельзя легко выразить словами.

Декларативная память

Декларативная память больше фокусируется на значении конкретных событий.

Например, вспоминая свой 16-й день рождения.

Декларативная память может быть дополнительно разделена на:

  • Эпизодический
  • Семантический

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Эпизодическая память

Эпизодическая память отвечает за хранение информации о личных событиях (эпизодах), которые произошли с вами.

Примером этого может быть воспоминание о вашем первом дне в школе или вашей любимой семейной поездке, в которую вы отправились.

Этот тип памяти требует сознательных мыслей потому что вы должны попытаться вспомнить событие, а это декларативный как вы можете легко объяснить память словами.

Семантическая память

Семантическая память отвечает за хранение значений, фактов и информации о мире.

Например, если бы вас спросили, какая столица Нидерландов, ответ «Амстердам» исходил бы из вашей семантической памяти.

Семантическая память должна быть сознательной продуманной, чтобы к ней можно было получить доступ, и, как и эпизодическая память, она декларативна , потому что память можно выразить словами.

Столица Нидерландов, Амстердам , Pexels.com.

Психологические данные о процессах памяти

Давайте рассмотрим 3 психологических свидетельства процессов памяти.

  • Коэн и Сквайр (1980) нашли доказательства различия между декларативным и процедурным знанием посредством исследования пациентов с амнезией. Пациентам с амнезией обычно чрезвычайно трудно сохранять и создавать эпизодические и семантические знания. Эпизодические и семантические воспоминания, которые были у них до начала амнезии, обычно теряются, но процедурные воспоминания, по-видимому, не затрагиваются. Это говорит о том, что существует различие между декларативной и процедурной памятью, поскольку, если бы не было различия, оба типа воспоминаний были бы затронуты в равной степени.
  • Бахрик, Бахрик и Виттингер (1975) хотели исследовать концепцию, называемую «очень долговременной памятью» (VLTM). Они протестировали почти 400 участников в возрасте от 17 до 74 лет. Участников попросили написать имена тех, кто был в их выпускном классе. Было несколько условий, таких как бесплатный тест на припоминание и тест на распознавание фотографий.
    • Результаты показали, что те, кто был протестирован в течение 15 лет после выпуска, на 90% точно вспоминали имена и лица. Количество людей, окончивших школу в течение 48 лет, упало до 80% по именам и 70% по лицам. Таким образом, это исследование показало, что продолжительность долговременной памяти потенциально неограниченна. Это также ясно указывало на разницу между LTM и STM, поскольку продолжительность STM составляла всего 18 секунд.

Процессы памяти – основные выводы

  • Трехэтапная модель обработки памяти состоит из кодирования, хранения и извлечения.
  • Вам необходимо знать 3 типа кодирования: акустическое, семантическое и визуальное.
  • Долговременная память делится на семантическую, эпизодическую и процедурную память.
  • Cohen и Squire (1980) обнаружили у пациентов с амнезией, что болезнь влияет на эпизодическую и семантическую память, но не на процедурную память, указывая на то, что между ними существует различие.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts