Основные психологические школы: Школы общей психологии

Содержание

Краткая характеристика основных психологических школ. Медицинская психология. Полный курс

Краткая характеристика основных психологических школ

Функционализм. Основоположником этой школы является американский психолог Уильям Джемс. Функционализм оценивает состояние психических функций организма и результаты их деятельности с точки зрения удовлетворения потребностей индивида в приспособлении к окружающей среде.

Рефлексология. Школа формировалась на основе работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Данная школа выдвигала в качестве основного исходного понятия, определяющего деятельность человеческой психики, рефлекс, рассматривала не сознание изолированно, а поведение в целом. Само понятие рефлекса также было изменено, введен термин «условный рефлекс», означающий, что деятельность организма осуществляется в зависимости от условий, внешних и внутренних.

Бихевиоризм. Его иногда называли «психология без психики». Последователи этой психологической школы предполагали идентичность психики и сознания. Они считали, что в результате экспериментов можно объяснить любые формы человеческого поведения, что любым формам можно научить.

Необихевиоризм. Американским психологом Эдвардом Толменом были углублены и дополнены понятия бихевиоризма. В прежде существовавшую простую формулу «стимул – реакция» были внесены дополнения и уточнения. Он рассматривал стимул как независимую переменную, реакцию – как зависимую переменную, а между ними ввел промежуточные переменные, считая ими такие психические моменты, как гипотезы, установки, знания. По его мнению, реакция будет зависеть не только от стимула, но и от внутренних регуляторов, которыми располагает стимулируемый. Основателем другого варианта необихевиоризма является Кларк Халл. Он ввел другое промежуточное звено, считая им основные потребности организма, – пищевую, сексуальную и др.

Оперантный бихевиоризм. Его основоположником явился Б. Скиннер. Условному рефлексу он дал название оперантной реакции. Его принципы отличались от принципов формирования условных рефлексов, разработанных И.

П. Павловым, тем, что реакция вырабатывалась не просто на какое-то конкретное действие, а в том случае, если это конкретное действие соответствует необходимым дополнительным характеристикам.

Психоанализ. Основоположник – Зигмунд Фрейд. Данное направление по-другому называют глубинной психологией, вскрывающей мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Психоанализ в толковании психических проявлений опирается на глубинные неосознаваемые процессы. Среди этих процессов был выделен главный – энергия влечения сексуальной природы. С точки зрения З. Фрейда, сексуальной природой с детских лет определяется мотивационный ресурс личности. Она претерпевает различные трансформации под воздействием сознания, находит обходные пути и проявляется различными симптомами, в том числе патологическими.

Такая трактовка мотивационных ресурсов привела к изменениям взгляда на сознание в целом. Его активная роль стала представляться более конфликтной, подавляющей определенные потаенные влечения. Таким образом, мотивационные факторы представлялись более независимыми от сознания.

В результате развития техники психоанализа стали возможными осознание потаенных комплексов, нанесших душевную травму личности, и избавление от них.

Психоаналитическое движение было дополнено Карлом Юнгом и Альфредом Адлером. С точки зрения Юнга, явления, вытесненные из сознания и вошедшие в бессознательную психику, являются не индивидуально приобретенными, а наследственными. Юнгом также было введено разделение человеческих типов на экстравертивный (обращенный к обществу, социально активный) и интровертивный (сосредоточенный на собственных влечениях и переживаниях, менее социально адаптированный). Адлером был сделан акцент на чувство неполноценности как фактор развития личности, которое, в частности, может быть порождением соматических дефектов. Реакцией на это чувство является стремление к компенсации и сверхкомпенсации для достижения собственного превосходства.

Гештальтизм. Основным отличием данной школы является принципиально новая трактовка понятия «сознание». Гештальтпсихологи утверждали приоритет сознания как целостной структуры, влияющей на свои составные компоненты – ощущения и ассоциации. В процессе изучения мышления человека они доказывали, что умственные операции подчинены не правилам логики, а принципам воздействия единой целостной структуры – сознания – на все остальные психологические процессы.

«Теория поля». Близка по своей сути к гештальтизму, развита К. Левиным. В его представлении личность являлась системой напряжений. При перемещении ее в жизненном пространстве где-то возникает притяжение, а где-то – отталкивание. Кроме того, он рассматривал степени трудности достижения целей, к которым стремится субъект. Выполнение или невыполнение задач разного уровня сложности влияли на постановку перед собой дальнейших задач и формировали у субъекта уровень притязаний.

Теория высших психических функций. Автор – Л. С. Выготский. Его теория основывалась на особом понимании речевой функции человека. С его точки зрения, «слово – это психологическое орудие, с помощью которого строится сознание». Особенность речевой функции заключается в трех основных аспектах: она предполагает процесс общения, а значит, является социальной; психический аспект определяется смыслом слова; имеется также элемент культуры в процессе осуществления речевой функции. Речевой знак является особым орудием человеческого общения, но направленным на внутренний мир человека, а не на внешний, способствующий преобразованию человеческой личности.

Книга Выготского, обобщающая его теоретический и экспериментальный материал, называется «Мышление и речь». В этой книге на передний план выдвигается значение слова. Дети и взрослые, используя при разговоре одни и те же слова, могут придавать им различный смысл в связи с тем, что мысль ребенка находится на другой ступени развития и подчиняется другим психологическим законам.

Принцип деятельности. Немало психологов в разных аспектах рассматривали этот принцип. Основной идеей является формирование сознания и его проявлений в процессе деятельности. М. Я. Басов считал деятельность особой структурой, формирующейся из разнообразных актов и механизмов, связи между которыми обусловлены поставленной задачей. Структура может быть устойчивой, если задача проста и схема ее решения стабильна и не подразумевает изменений в зависимости от дополнительных обстоятельств; а может быть вариабельной, подверженной изменениям, если решение требует изобретательности.

С. Л. Рубинштейн продолжил разработку принципа деятельности в своей книге «Основы общей психологии». Основными идеями являлись взаимосвязь и единство сознания с процессом деятельности, формирование сознания в этом процессе. Сознание ставит цели, тем самым активизирует субъект, а затем отражает реально происходящую деятельность в чувственных и умственных образах.

Дальнейшее развитие данная психологическая школа получила в работах А. Н. Леонтьева. Он считал деятельность особой целостностью, состоящей из мотивов, целей и действий, которые нельзя рассматривать порознь. Характер деятельности определяется мотивом и целью.

Наибольшее практическое применение нашли такие психологические школы, как психоанализ, бихевиоризм в различных модификациях, частично гештальтизм.

Понятие «болезнь» включает в себя ряд аспектов: соматически измененное состояние индивида или части его тела, переживание по поводу данного недомогания, роль больного, включающая в себя особые требования (стремление выздороветь, для чего необходимо посещать врача и выполнять его назначения) и привилегии (освобождение от повседневных обязанностей, сострадание, помощь окружающих). Понятие здоровья включает в себя отсутствие болезни. ВОЗ трактует здоровье как «состояние полного благополучия – физического, душевного и социального».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Приложение I Словарь основных психологических и физиологических понятий

Приложение I Словарь основных психологических и физиологических понятий Абсолютный порог раздражения – минимальная величина раздражителя, способная вызвать ответную реакцию.

Авторитарный (автократический) стиль руководства – устойчивая склонность человека при

Характеристика основных стратегий поведения

Характеристика основных стратегий поведения 1. Принуждение (борьба, соперничество)Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии

9. формирование основных психологических понятий и методов исследования

9. формирование основных психологических понятий и методов исследования Разработка методологических основ еще недостаточна для возникновения науки как самостоятельной области знаний. Для этого необходимо:1) развитие ряда смежных с этой наукой областей знаний, на

Соперничество школ

Соперничество школ Битва разразилась между двумя школами — и по крайней мере парижане ринулись в бой с несвойственной ученым ожесточенностью, называя представителей Нансийской школы провинциальными шарлатанами и обвиняя книгу Бернгейма в ненаучности. В свою очередь

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются

К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9] . Б. М. Теплов

К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9]. Б. М. Теплов Сила и подвижность являются свойствами нервной системы, а не свойствами личности. Это значит, что при сильной (или слабой), подвижной (или инертной) нервной системе могут в ходе

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТИПОВ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТИПОВ ВЫСОКОЭНЕРГИЧНЫЕ (АГРЕССИВНЫЕ)1. ЭПИЛЕПТОИД. Любовь к порядку.2. ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ. Целеустремленность.3. ГИПЕРТИМ. Постоянно повышенный фон настроения. Экстравертированность.4. ИСТЕРОИД. Демонстративность.НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ

в) Особенности основных психологических функций в экстравертной установке

в) Особенности основных психологических функций в экстравертной установке 1. МышлениеВследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объекту и по объективным данным. Такое ориентирование мышления ведет к ярко выраженной особенности. Мышление

Расширенная миссия школ

Расширенная миссия школ Помимо расширения педагогического образования, эмоциональная грамотность расширяет и наше представление о задачах собственно школ, превращая их в посредника общества, который следит за тем, чтобы дети усваивали эти уроки, необходимые для жизни,

Глава 2.

Становление и характеристика основных направлений и форм психотерапии

Глава 2. Становление и характеристика основных направлений и форм психотерапии Психотерапия – вид лечения больных, имеющий целью изменить ход мыслительного процесса и поведенческие реакции человека путем опосредованного воздействия на психику в ходе общения больного

Краткая характеристика девяти эннеатипов [38]

Краткая характеристика девяти эннеатипов [38] 1. ПерфекционистДоминирующий центр: физический.Основная черта характера: самокритика.Убеждение: «Мир несовершенен. Я живу, чтобы сделать его лучше».Страх, стремление избежать: ошибки.Реакция защиты: перфекционизм.Основное

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации Прежде чем приступить к данному разделу, сделаем две оговорки. Во — первых, нами описывается здесь лишь один аспект из богатейшего научного наследия каждого из

Основные психологические школы

    Содержание 
 

Введение 3

Методологический  кризис в психологии. Причины формирования основных психологических  школ. 4

Основные  психологические  школы (общая характеристика) 10

Заключение 14

Литература 16 

 

 

    Переход от знания к науке, который для  ряда областей должен быть отнесён  к XVIII в., а для некоторых (как-то механика) ещё к XVII в., в психологии совершается  лишь в середине ХIХ в. Лишь к этому  времени многообразные психологические  знания оформляются в самостоятельную  науку, вооружённую собственной, специфической  для её предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т. е. специфической для её предмета логикой  построения относящихся к нему знаний.

    Методологические  предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным  образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили  в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость  поворота от умозрения к опытному знанию, осуществлённого в естествознании в отношении познания физических явлений. Особенно значительную роль сыграло  в этом отношении материалистическое крыло эмпирического направления  в психологии, которое связывало  психические процессы с физиологическими.

    Однако, для того чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке  действительно осуществился, необходимо было ещё соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих  методов исследования. Эти последние  предпосылки для оформления психологической  науки дали работы физиологов первой половины XIX в.

    Опираясь  на целый ряд важнейших открытий в области физиологии нервной  системы (Чарльса Белла, показавшего  наличие различных чувствующих  и двигательных нервов и установившего  основные законы проводимости (1811)14, И. Мюллера, Э. Дюбуа-Раймона, Г. Гельмгольца, подвергших измерению проведение возбуждения  по нерву), они создали целый ряд  капитальных трудов, посвящённых  общим закономерностям чувствительности и специально работе различных органов  чувств (работы Иоганнеса Мюллера и Э. Г. Вебера, работы Т. Юнга, Г. Гельмгольца и Э. Геринга по зрению, Г. Гельмгольца по слуху и т. д.). Посвящённые физиологии органов чувств, т. е. различным видам чувствительности, эти работы в силу внутренней необходимости переходили уже в область психофизиологии ощущений.

    Результаты  всех этих исследований объединил, отчасти  дальше развил и систематизировал в  психологическом плане в своих «Основах физиологической психологии» (1874) В. Вундт. Он собрал и дальше разработал в целях психологического исследования методы, выработанные первоначально  физиологами.

    Экспериментальная работа стала быстро шириться и углубляться. Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную  науку, которая всё более строгими методами начинает устанавливать новые  факты и вскрывать новые закономерности.

 

    Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему организм-среда. Однако логика развития первых школ показала, что существует несколько путей строительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.

       Поэтому в начале XX в. психология  переживала серьезный методологический  кризис, связанный прежде всего  с трудностями, возникавшими при  поиске объективных методов исследования  психики. Предложенные функциональной  психологией, структурализмом или  Вюрцбургской школой методы при  более пристальном рассмотрении  оказывались далекими от объективности,  что доказывалось и теми разногласиями,  которые возникали при обсуждении  полученных результатов. Выяснилось, что найти прямой и объективный  метод изучения психического  состояния человека, содержания  его сознания, а тем более бессознательного, практически невозможно. Выход был  либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным  его непосредственное экспериментальное  изучение (например, сделать предметом  внешнюю активность), либо в отказе  от попыток объяснить законы  психики, заменив их описанием  явлений, как предлагал Дильтей.

       На содержание и динамику протекания  методологического кризиса в  психологии повлияли кроме логики  становления самой науки и  другие факторы — социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.

       Первая мировая война вскрыла  такие негативные, асоциальные пласты  человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые  нуждались в научном объяснении. Эти факты связывались и с  идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который наиболее полно отразился  в ведущих философских школах  того времени. Подобные мысли  были близки и российской психологии, становление которой в то время  проходило в русле европейской  науки. Особенно отчетливо эти  идеи были выражены в концепции  В. Соловьева и его последователей.

       О.  Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон  доказывали, что культура близится  к закату, что свобода воли  может привести человека к  отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию, бессознательному. А.Бергсон (1859-1941) писал о том, что в процессе развития человечество совершает “творческую эволюцию”, которая непосредственно связана с духовной активностью, отличающей живой организм от неживого, и приводит к универсализации понятий. Выдвинув идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия, он доказал, что логическое знание односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим способом познания является интуиция. Ученик Брентано Гуссерль, возражая против психологизма, т.е. против идеи о том, что психология может стать методологией всех наук о человеке, выдвигал метод “феноменологической редукции”, который позволяет высвободить сознание от наслоений культуры, личного опыта, пристрастий человека. Эти “чистые феномены”, образованные в результате интен-циональной направленности сознания (идея Брентано) на внешний мир, и составляют его главное содержание. Фактически этот подход лишал и философию, и тем более психологию возможности понять психическое состояние, “жизненный мир” личности, который выстраивается самим субъектом благодаря присущей ему творческой активности. Однако тот факт, что это имманентно присущее человеку творчество структурирует мир из внешнего опыта, во многом делал людей игрушкой непредсказуемой судьбы, внешней ситуации, агрессии других.

       Поэтому философские концепции,  доказывая необходимость пересмотра  старых оснований психологии, не  могли в тот период оказать  ей помощь в формировании новых.  Зато такую поддержку могли  оказать естественные науки, которые  находились тогда на подъеме.

       Открытия в биологии, физике, генетике  способствовали становлению психологических  направлений. Данные генетики, показавшие  широкие возможности приспособления  и изменения организма, лабильность  и пластичность нервной системы,  оказали влияние на анализ  роли среды в процессе развития  психики, понимание возможностей  и границ обучения. Особенно большое значение эти материалы приобрели в России, в которой в те годы была одна из наиболее сильных школ генетиков.

       Достижения физиков, которые помогли  и психологам по-новому увидеть  возможности эксперимента, раскрыли  перспективы изучения познавательных  процессов. Законы и методы  исследования физического поля  стремились применить при анализе  психического поля, динамики восприятия  и мышления гештальтпсихологи.

       На развитие психологии, в том  числе и на исследование восприятия, оказала влияние и теория Э.  Маха (1838-1916). Разрабатывая свою концепцию  в русле основных положений  позитивизма, он отстаивал принцип  эмпирической доказуемости выдвигаемых  теоретических положений. Используя  данные, полученные при исследовании  физиологии органов чувств, Мах  доказывал, что физическое и  психическое имеет один и тот  же субстрат — “нейтральный опыт”,  состоящий из элементов.  Механизмом  соединения этих элементов в  целостную картину являются все  те же ассоциации, связывающие  отдельные ощущения в образы, которые запечатлеваются в нашей  памяти и находят свое отражение  в языке. Таким образом, задачей  психологии является изучение  отдельных элементов опыта (цвета,  формы и т.д.), которые, объединяясь,  образуют целостные объекты, в  том числе и образ “Я”.

       В принципе эта программа не  была новой для психологии, ее  использовали и представители  классического ассоцианизма, и Вундт,  и структуралисты. Новым здесь  были экспериментальный подход  к исследованию ощущений, оригинальные  методики, придуманные Махом, принцип  энергетизма, гласивший, что существует  единая энергия и для психического, и для физического, количество  которой сохраняется неизменным  и переходит от движения к  мышлению и наоборот. Отголоски  этой теории проявились в 20-30-е  годы XX в. , например, в концепциях  Штерна, Блонского, Бехтерева и  других психологов.

       Взгляды Маха оказали влияние  не только на первые психологические  школы (например, структурализм), но  и на взгляды бихе-виористов  и гештальтпсихологов. Первые заимствовали у Маха и его последователя Р.Авенариуса идею трактовки организма как апсихического аппарата, а вторые — мысль о тождественности гештальтов (сознательных образов) структуре реальных предметов.

       О необходимости пересмотра психологических  постулатов свидетельствовали и  запросы практики, которые не  могли игнорироваться учеными.  Ориентация на практику выражалась  не только в философии прагматизма,  особенно популярной в США,  но и в разработке межпредметных  вопросов, прежде всего совместно  с медициной и педагогикой.  Если клинические данные в  большей степени повлияли на  французскую психологию (о чем  говорилось выше) и на формирование  глубинной психологии, то задачи  обучения и воспитания “нового  человека”, разработка новых  подходов к проблеме социализации  стали ведущими в США и России, повлияв на развитие бихевиоризма  и российской психологии.

       Разные научные интересы, методологические  принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых  десятилетий XX в., не позволяли  прийти к общему пониманию  целей, предмета психологии и  ее методов.

       Эта ситуация рефлексировалась  учеными как кризис психологии. И с такой оценкой можно  согласиться, если считать этот  закономерный методологический  кризис кризисом роста. Естественно,  что развитие невозможно без  поисков нового, без ошибок. Современная  психология развития доказала, что  каждый критический период начинается  с негативизма, отрицания, которое  сменяется периодом строительства,  приобретения нового. А психология  действительно менялась, становилась  все более значимой и для  общества, и для других наук. Неудивительно,  что такие кардинальные изменения  были связаны и с метаниями,  негативизмом по отношению к  старой психологии, поисковой активностью  и пробами при формировании  новой науки, появлении новых  открытий и новых направлений  в психологии. Однако ученые начала  века, еще стремившиеся прийти  к единому мнению о единой  психологии, осознавали кризис как  невозможность его выработать, т.  е. как распад старой психологической науки, что было справедливо, и как тупик в процессе становления новой, что, как доказано временем, неверно.

Значение, типы и поведение, психология

Собака Павлова. Ид, эго и суперэго. Классическое кондиционирование. Скорее всего, вы слышали об одном из них и, возможно, даже знакомы с ним. Но что общего у всех этих теорий (и ссылок на тематические исследования)? Их всех можно найти в основных школах мысли в области психологии. Давайте рассмотрим их более подробно.

  • Каковы основные школы психологии?
  • Что такое бихевиоризм?
  • Что такое психоанализ?
  • Сохраняют ли актуальность психологические школы?

Что такое школа мысли?

В психологии школа мысли — это группа, имеющая схожие взгляды на философию, движения и интеллект. Он объединяет и идентифицирует тех, кто имеет общие убеждения, традиции или обычаи, касающиеся области исследования или предмета.

В психологии существует пять основных направлений мысли.

Пять основных школ психологии

Давайте приступим прямо к этому.

Структурализм

Структурализм был первой школой психологии. Он был основан Вильгельмом Вундтом, немецким профессором, философом и физиологом. Хотя именно работы Вундта заложили основу структурализма, школа мысли была официально основана его учеником Эдвардом Б. Титченером в 1890-х годах.

Структурализм получил свое название от своей цели — исследовать структуру разума. Вундт стремился понять структуру разума, используя самоанализ в качестве своего основного инструмента. События или переживания разбивались на мельчайшие элементы, подлежащие оценке, чтобы исследователь мог лучше понять содержание сознания.

Если это трудно понять, вот еще один пример. Возьмем стол. Для структуралиста стол — это не место для работы и не поверхность, на которую можно положить вещи. Это дерево, металлические прутья, болты и шурупы.

Хотя эта школа мысли продвинула вперед область психологии в свое время, в конечном итоге она подверглась критике за субъективный характер самоанализа. Стимул редко воспринимается одинаково от одного человека к другому.

Функционализм

Американский психолог, историк и философ Уильям Джеймс разработал школу функционализм в конце 19-начале 20 века, после резкой критики структуралистского подхода. В отличие от структурализма, который разбивал опыт на мелкие элементы, функционалистский подход фокусировался на опыте в целом. Функционалисты определяют психическое состояние не по тому, из чего оно состоит, а по тому, что оно делает. Конкретное психическое состояние зависит от его функции, которую необходимо понять.

Мышеловка с сыром, pixabay.com

Пример мышеловки широко используется для объяснения функционалистской теории. Хотя не все ловушки для мышей сделаны одинаково — некоторые из них большие и сложные, некоторые представляют собой простые пружинные петли на доске — все они служат одной цели — убивать мышей. Независимо от того, из чего она сделана, из скольких частей состоит или даже из предполагаемого качества материала, это мышеловка, если ее функция — убивать мышей.

Психоанализ

Психоанализ был основан австрийским ученым Зигмундом Фрейдом . Он сосредоточился на работе бессознательного, чтобы объяснить поведение человека. Эта школа мысли утверждает, что у всех людей есть бессознательные желания, воспоминания и мысли, приводящие к подавленным эмоциям. Психоанализ стремится сделать эти бессознательные элементы сознательными, чтобы найти катарсис.

Фрейд разработал трехчастную структуру человеческого разума. Это были ид, эго и суперэго. Психоанализ утверждает, что взаимодействие этих трех частей объясняет личность и поведение человека. Фрейд подчеркивал важность правильного развития ид, эго и суперэго на всех своих пяти психосексуальных стадиях развития. Неразрешенные конфликты на любой стадии развития могут привести к тому, что человек зациклится на этой стадии, подчеркивая или подавляя определенные модели поведения или черты личности.

Бихевиоризм

Бихевиоризм был основан Джоном Б. Уотсоном в 1924 году. Он ставит опыт и окружающую среду выше внутренних или подсознательных сил. Бихевиоризм считает, что человеческую психологию лучше понять через поведение субъекта, а не через его личные убеждения или мысли.

Согласно этой школе, поведение усваивается с помощью двух типов условного рефлекса: классического и оперантного. При классическом обусловливании создается ассоциация между двумя стимулами; условный раздражитель и несвязанный безусловный раздражитель для создания поведения. Классический (и известный) пример — собака Павлова.

При оперантном обусловливании поведение создается или навязывается посредством вознаграждения или наказания. Здесь проводится ассоциация между поведением и последствиями.

Гештальт-психология

В то время как некоторые школы мысли подчеркивали структуру разума или выражение поведения, чтобы понять наш мир и человеческую природу, гештальт-психология считала, что необходимы обе эти вещи, чтобы получить истинное понимание всего нашего мира. . Действительно, центральным принципом гештальт-психологии является холизм, который делает акцент на целом, а не на сумме его частей. Сам термин гештальт — это немецкое слово, в широком смысле означающее «конфигурация». Это конфигурация множества вещей, которые дают нам истинный смысл, и этот истинный смысл находится отдельно от своих частей.

Подумайте о своем восприятии песни. Наш разум воспринимает песню как значимое целое. Каждая песня состоит из отдельных нот; однако именно конфигурация заметок создает значимый опыт. Нарушение или изменение одного небольшого компонента может привести к совершенно другому опыту.

Почему школы психологии сегодня менее важны?

В прошлом психологи чаще относились к своей практике и лечению в рамках одной конкретной школы мысли. Сегодня это значительно изменилось, и психологи с гораздо меньшей вероятностью присоединятся к какой-то одной исключительной школе мысли.

Наше понимание личности и поведения гораздо более тонкое. Профессионалы будут использовать элементы и идеи из нескольких теорий и школ.

Школы мысли — Ключевые выводы

  • Структурализм был первой школой мысли в психологии. Он занимался исследованием структуры ума посредством самоанализа.
  • Функционализм определял психические состояния по их функции или тому, что они делают.
  • Психоанализ подчеркивал важность бессознательного в понимании восприятия и поведения.
  • Бихевиоризм подчеркивал важность опыта и окружающей среды для понимания поведения. Эта школа считала, что поведение усваивается посредством классического или оперантного обусловливания.
  • Гештальт-психология подчеркивала конфигурацию частей, чтобы выявить независимое и значимое целое.

Шесть основных направлений психологии

ДЭВИД КЕНИГ
22 ИЮНЯ 2018
КЛАСС

Каждая академическая дисциплина, от литературы и истории до социологии и теологии, имеет конкурирующие теории или школы мысли: точки зрения, с которых следует изучать предмет. Психология, наука о разуме, имеет сотни теорий и подтеорий, но шесть основных направлений часто являются основой для новичков в мире психологии.

Изучить эту статью

  • Функционализм
  • Гештальт -психология
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманистическая психология
  • Когнитивизм

1 Функционализм

Функционализм обладает наиболее влиянием любой теории в современной психологии. Психологический функционализм пытается описать мысли и то, что они делают, не спрашивая, как они это делают. Для функционалистов разум напоминает компьютер, и чтобы понять его процессы, вам нужно взглянуть на программное обеспечение, что и делает разум, без необходимости разбираться в аппаратном обеспечении, которое включает в себя лежащие в основе, как и почему.

2 Гештальт-психология

По мнению гештальт-психологов, человеческий разум работает, интерпретируя данные с помощью различных законов, правил или принципов организации, превращая частичную информацию в целое. Например, ваш разум может интерпретировать ряд линий как квадрат, даже если в нем нет полных линий; ваш разум заполняет пробелы. Гештальт-психотерапевты применяют эту логику, чтобы помочь пациентам решить широкий спектр проблем, от проблем на работе до проблем в отношениях.

3 Психоанализ

Психоаналитическая теория, созданная Зигмундом Фрейдом, объясняет поведение человека, рассматривая подсознание. Фрейд предположил, что инстинкт получения удовольствия, который он описал как сексуальный по своей природе, лежит в основе человеческого развития. Для Фрейда даже развитие детей зависело от ключевых стадий открытия этого удовольствия посредством таких действий, как кормление грудью матери и дефекация. Он лечил ненормальное поведение у взрослых, обращаясь к этим стадиям.

4 Бихевиоризм

В 1950-х годах Б. Ф. Скиннер провел эксперименты с животными, такими как крысы и голуби, продемонстрировав, что они повторяют определенное поведение, если связывают его с вознаграждением в виде пищи. Бихевиористы считают, что наблюдение за поведением, а не попытка анализа внутренней работы самого разума, дает ключ к психологии. Это делает психологию открытой для экспериментальных методов с результатами, которые можно воспроизвести так же, как и любой другой научный эксперимент.

5 Гуманистическая психология

Психологи-гуманисты учат, что понимание психологии должно включать изучение людей и их мотивов. Примером такого подхода является «иерархия потребностей» Абрахама Маслоу: система потребностей, таких как пища, любовь и самооценка, будет определять поведение человека; удовлетворение этих потребностей приводит к чувству самоудовлетворения и решает психологические проблемы.

6 Когнитивизм

Когнитивная психология следует за бихевиоризмом, понимая разум посредством научных экспериментов, но отличается от бихевиоризма тем, что признает, что психологи могут изучать и понимать внутреннюю работу разума и психические процессы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts