Основные школы психологии: Школы общей психологии

Школы общей психологии

Замечание 1

Отличительной чертой психологического знания является существование большого количества научных школ, концепций и направлений. Научные школы различаются по предмету, который они изучают, проблемам, схемам, используемым для объяснения тех или иных явлений. Психика человека в них рассматривается под определенным углом зрения.

Основными школами общей психологии являются:

  • психоанализ;
  • гештальтпсихология;
  • индивидуальная психология;
  • когнитивная психология;
  • функционализм;
  • структурализм;
  • гуманистическая психология;
  • аналитическая психология;
  • бихевиоризм;
  • фрейдизм;
  • отечественная психология;
  • трансперсональная психология.

Психоанализ – это направление психологии, основанное З. Фрейдом, австрийским психологом, психоаналитиком и неврологом в конце 19 века. Данное направление получило свое развитие благодаря методам изучения и лечения истерических неврозов.

На этом основании была выдвинута общепсихологическая теория о том, что движущие силы душевной жизни, мотивы, впечатление и смыслы играют главную роль в существовании организма. Во время исследования было определено три уровня психики: сознательный, подсознательный и бессознательный. Бессознательное часто проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Устранение этих симптомов напрямую зависит от быстроты осознания проблемы на приеме психоаналитической терапии.

Гештальтпсихология – это направление психологии, основанное М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой, немецко-американскими психологами в 1912 году. Данная школа основывается на том, что первичными данными психологии являются целостные структуры — гештальты, не выводимые из компонентов, образующих гештальт. Гештальты были выявлены при восприятии формы, мнимого перемещения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве главного закона группировки единичных компонентов был предложен закон прегнантности как стремления психологического поля к формированию более устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации.

Индивидуальная психология – это такая школа психологии, основным предметом исследования которой являются способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль личности и способы его проявления.

Когнитивная психология – одна из школ психологии, образованная в Америке в 1960-х годах. Она возобновила изучение психики, как предмета научного исследования, считая психику опосредованным познавательным (когнитивным) фактором. В настоящее время когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: речь, психология развития, память, распознавание образов, мышление и решение задач, внимание, воображение, человеческий и искусственный интеллект, восприятие.

Функционализм – это школа общей психологии, изучающая способы приспособления индивида к изменчивой среде, какие психические функции задействованы в этом процессе, а также выявление методов повышения результативности такого приспособления.

Структурализм — это направление в психологии, развивавшееся Э. Титченером на основе идей В. Вундта, как противоположность функционализму. Данная школа ставит перед собой задачу исследования элементарных неделимых структур сознания, выявления способов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции.

Гуманистическая психология – это такое направление психологии, в котором анализируются такие свойства организма, как ответственность, межличностное общение, творчество, высшие ценности, психическое здоровье, самоактуализация личности, любовь, свобода, автономия.

Аналитическая психология — это направление, основанное К.Г. Юнгом, швейцарским психологом и культурологом. Эта школа связывает вместе такие науки, как этнография, история культуры и религии, антропология. Они показывают взаимосвязь в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, проявляющиеся в психике человека. В качестве единицы анализа психики К. Г. Юнг выдвинул понятие архетипа.

Бихевиоризм – это школа общей психологии, предметом изучения которой является поведение человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника и подчиненных с точки зрения задействования психики, способы психологической пропаганды и контрпропаганды, проблемы, связанные с психикой, касающиеся управления боевой техникой и так далее.

Фрейдизм – школа психологии, основателем которой является З. Фрейд. Она изучает такое понятие, как либидо, применяя технику психоанализа. Данная школа утверждает, что развитие личности стимулирует сексуальное и агрессивное влечения, проявляющиеся в виде инстинктов. Запрет на проявление этих влечений со стороны общества провоцирует их вытеснение в область неосознанного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь частично, преимущественно в виде оговорок, произведений искусства, невротических признаков и т.д. Процесс лечения невротических состояний состоит в доведении до осознания пациента настоящих причин его нездоровых переживаний и состояний.

Трансперсональная психология – это школа психологии, основой которой являются некоторые околопсихологические дисциплины. Предметом их изучения считаются формы сознания, выходящие за пределы обыденных навыков. Данная школа анализирует человека, как духовное космическое создание, взаимосвязанное с космосом, вселенной. Большой вклад в развитие трансперсональной психологии внесли такие учёные, как советский философ и психолог А. Н. Леонтьев, советский психолог и врач-невропатолог А. Р Лурия и советский психолог П. Я. Гальперин.

1.1. Основные психологические школы

Рефлексология– данный подход к предмету психологии появился под воздействием работ И.П. Павлова (1859-1963) и В.М. Бехтерева (1857-1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Она считала своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев изучали головной мозг – орган управления поведения целостного организма в окружающей среде. Это направление стало известным как рефлексология. Павловское учение о поведении в последующем стало называться учением о высшей нервной деятельности. Он ввёл новый термин – условный рефлекс (организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних). Внешние раздражители для организма становятся сигналами, имитирующими в среде, и реакция закрепляется, если её поддерживает внутренний фактор – потребность организма. Бехтерев в 1907 году в книге “Объективная психология” дал условным рефлексам другое название: но оба они стимулировали психологов на перестройку представлений о предмете психологии.

Фрейдизм– название психологического направления, связанное с именем австрийского психолога З. Фрейда. Формирование его учения относится к началу 20 века. Широкое распространение в буржуазном обществе фрейдизм приобрел в 20-е годы.

В структуре личности Фрейд обратил внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования.

Фрейд отметил, что человек не всегда может объяснить мотивы своих поступков. Они не осознаны, их действительная причина может быть выявлена при изучении сновидений, оговорок, непроизвольных движений. Истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека и для психически больного (в целях его лечения) – задача психоанализа, метода, разработанного Фрейдом для исследования бессознательного.

Всё развитие личности Фрейд выводил из 2-х врожденных инстинктов: продолжение рода (половое удовольствие) и сохранение жизни (страх смерти). Живя в обществе, человек в какой-то степени подавляет эти силы, они вытесняются в сферу бессознательного и замещаются деятельностью. Например, все фрейдисты утверждают, что творчество – это неосознанное проявление стремлений к половому удовольствию. Полный отрыв личности от социальных условий её формирования, выдвижение на первый план бессознательного, биологического – в этом сущность фрейдистских теорий. Фрейдизм – одно из наиболее реакционных направлений в психологии личности.

Генетическая психология Ж. Пиаже. Швейцарский пси­холог Ж. Пиаже (1896-1960) разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится позна­вать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление.

Ж. Пиаже рассматривал развитие в процессе адаптации ребенка к окружающему миру. Центральным звеном этой адаптации, считал он, является умственное развитие, по­скольку только оно может дать правильное представлениео мире и понимание его. Адаптация – активный процесс взаимодействия ребенка с окружением. Развиваясь, ребе­нок постоянно сталкивается с новыми ситуациями, зада­чами, проблемами. Их решение нарушает некоторый име­ющийся у ребенка баланс, поэтому для того, чтобы вер­нуть чувство «уравновешенности», он начинает искать новые ответы на эти проблемы.

Развитие мышления ребенка проходит ряд стадий, каж­дая из которых качественно отличается от другой. Оно обес­печивается созреванием нервной системы, формировани­ем опыта общения с разными людьми и овладения пред­метами, объектами окружающего мира.

Теория Ж. Пиаже оказала громадное влияние на даль­нейшее развитие психологии, прежде всего детской.

Когнитивная психология. Название этого направления восходит к латинскому слову cognitioзнание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным станов­лением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управле­ния и передачи информации. Когнитивная психология рас­сматривает зависимость поведения человека от имеющих­ся у него познавательных схем (когнитивных карт), кото­рые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это на­правление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психоло­гия возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, твор­ческие силы каждого человека, в то, что он способен со­знательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanusчеловечный. Наиболее известными представителями этого направления являются К.Роджерс (1902-1987) и А. Маслоу (1908-1970).

Каждая из теорий критиковала преимущественно какой-либо один аспект традиционной психологии. Например, Фрейд, создавший глубинную психологию, выступил против отождествления психики с сознанием, бихевиоризм – против субъективизма и интроспекции, французская социологическая школа – против индивидуализма, за учет социальной природы человека, гештальт-психология и описательная психология – против примитивного анализа, разрушающего целостность психики. Но ни одно из этих направлений подлинной общепсихологической теорией так и не стало, хотя каждое много дало. Взаимная критика привела к их распаду и взаимному проникновению к середине 30-х годов.

Классический бихевиоризм. Дж.Уотсон. (1878 -1958) – лидер радикального бихевиоризма. Предмет психологии по Уотсону состоит в изучении поведения объективным путем с конечной целью – служение практике. Поведение понимается как цепь врожденных и приобретенных реакций (R) в ответ на внешние стимулы (S), с помощью которых индивид приспосабливается к условиям внешней среды. Человек рассматривался как реагирующее существо, активная сознательная деятельность игнорировалась, психика практически отрицалась. Считалось, что человека от животного отличает только словесное поведение. Происходила дегуманизация психологии.

В последствии К.Халл изучал научение у животных в основном в лабиринтах. Он заменил формулу «S-R» на «стимул – организм – реакция» (предложена Вудвортсом в 1929г.) Основная детерминанта поведения по Халлу – потребность (драйв), вызванная недостатком чего-либо в организме (не обязательно просто пищи или воды, но и свободы или общения и т. п.). Потребность вызывает активность организма тем более сильную, чем она сильнее и чем ближе цель. Подкреплением служит стимул, снижающий потребность.

Б.Скиннер (1904 – 1990) создал оперантный бихевиоризм, весьма популярный до сих пор. Он выделял три вида поведения: безусловнорефлекторное, условнорефлекторное и оперантное. Рефлекторные виды поведения отвечающие, они вызываются непосредственно стимулами. Оперантные реакции – это активные пробы, они предпринимаются самим организмом, являются в принципе случайными, но могут приводить к полезным результатам и закрепляться. Главную роль в пробе играет не стимул, а подкрепление. Именно подкрепление последовательно «наводит» пробы на нужную реакцию. Такие реакции преобладают в адаптивном поведении.

Гештальтпсихология Эта теория выступала прежде всего против механицизма и «разрушающего» анализа, за идею целостности психики. Именно целостность объявлялась центральной проблемой психологии. При разработке гештальтпсихологии за основу была взята идея Маха о том, что восприятие мелодий и геометрических форм относительно независимо от составляющих их элементов. Слово «гештальт» означает образ, структура.

Сторонники гештальтпсихология считали, что в мозге под влиянием каждого стимула возникают электромагнитные поля, изоморфные (подобные по форме) образу стимула. Поля взаимодействуют между собой. Так решалась психофизическая проблема. У младенца есть готовые гештальты, но они не связаны между собой. Установление связей между гештальтами составляет суть развития человека.

Принцип изоморфизма для гештальтпсихологов представляет собой выражение структурного единства мира – физического, физиологического и психического. Такой подход они считали преодолением витализма. Новое понимание предмета и метода психологии, предложенное гештальтпсихологией состояло в том, чтобы изучать все психические явления как они есть, не подвергая анализу, сохраняя целостность, т.е. они выступали против аналитической интроспекции. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. оно перестает существовать.

В рамках гештальтпсихологии были получены многие важные экспериментальные данные, особенно в исследовании восприятия и личности. Эти идеи получили современное развитие и используются в прикладной психологии и психотерапии.

Глубинная психология. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач – психиатр, создал теорию и практику психоанализа, которая оказала огромное влияние не только на науку, но и на всю последующую европейскую культуру. Он сосредоточился на проблеме бессознательного и его болезненных проявлениях и создал систему проникновения в содержание бессознательного через толкование сновидений, свободных ассоциаций, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т.п. Эта система была названа психоанализом и стала новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа – учение о бессознательном и его взаимодействии с сознанием. В последствии, благодаря трудам многочисленных учеников и последователей Фрейда, психоанализ из метода психотерапии превратился в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

Описательная психология. В.Дильтей (1833-1911, Германия) в своей «философии жизни» критиковал все другие психологические теории за умозрительность. Жизнь, по его мнению, представляет собой единственную реальность, постигаемую через творческие инстинкты и интуицию. В книге «Описательная психология» утверждал, что все гуманитарные науки должны базироваться на психологии – подобно тому, как естественные науки базируются на математике. Дильтей считал, что психология, объясняющая психику исходя из естествознания, не объясняет подлинную жизнь души, а занимается незначительными явлениями и трактует их неправильно. Естественные науки объясняют природу, ищут причину явлений, пользуясь гипотезами и экспериментом.

У психологии иной предмет и метод – она имеет дело с сознанием, которое нужно описать, постичь его смысл, а не искать причины. Понимание не имеет ничего общего с интроспекцией. Понять значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить их в более широкие связи вне субъекта, в культуре, морали, религии, праве и т.п. Индивид является точкой пересечения систем культур и только через них, а не через себя самого может быть понят. Предмет психологии состоит в описании духовной жизни во всей ее полноте и целостности. Согласно В. Дильтею, «целостный человек – волящее, чувствующее и понимающее существо.По оценка С.Л.Рубинштейна – в противоположность глубинной психологии Фрейда, залезающей в «низшие» уровни личности, психология Дильтея вершинная, она стремиться познать личность в высших ее проявлениях.

Когнитивная психология. Когнитивная психология возникла в конце 50-х годов и является одним из ведущих направлений современной психологии. Сторонники когнитивной психологии критикуют другие психологические школы, особенно бихевиоризм и глубинную психологию, с интеллектуальной точки зрения. Центральным вопросом психологии как науки для данной школы является вопрос об организации знаний субъекта. Собственно, само название этого направления происходит от латинского словаcognito– знание. Большой вклад в развитие когнитивной психологии внесли психологи разных стран: У. Найсер, Ж. Пиаже. Дж. Брунер, Дж. Сперлинг, Дж. Келли, В.П. и Т.П. Зинчеко и др.

В рамках когнитивной психологии развивается информационный подход к психике – психические процессы исследуются как специфические способы переработки информации. В частности, строятся структурные информационные модели восприятия, внимания, памяти, эмоций, процесса принятия решения. Большое влияние на когнитивную психологию оказала «компьютерная метафора» – описание психических процессов по аналогии с функциями компьютера. Так, восприятие рассматривалось как ввод информации, память – как ее хранение, мышление – как переработка и т.п.

Первоначально предполагалось, что когнитивная психология сможет стать экспериментальной и методологической базой для объединения всех подходов к психике, но эти надежды не оправдались. Особенно большие трудности встретились при попытках объяснить наиболее сложные явления – сложные формы мышления и эмоций, речь и, тем более, личность. Однако, в рамках когнитивной психологии получили большое развитие экспериментальные методы и было получено много новых экспериментальных данных, особенно важных для таких новых прикладных областей, как инженерная психология, психология средств массовой информации и рекламы, психология обучения, разработка систем искусственного интеллекта и др.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология – современное направление в психологии, имеющее большое число сторонников в разных странах, особенно среди психологов, занимающихся психологией личности, психотерапией, психологией творчества и т.п. Оно сформировалось в начале 60-х годов ХХ века как «третья сила» и объединила разных, прежде всего западноевропейских ученых, которые критиковали бихевиоризм за механистичность и пренебрежение сознанием и психоанализ – за переоценку роли неосознанных влечений и комплексов. Опыт поведения людей в особых условиях второй мировой войны показал этим ученым, что имеющиеся психологические теорий совершенно недостаточно для объяснения жизненных реалий.

Общей методологической основой стал экзистенциализм, или философия существования, В этой философии есть личность самоцель; общество – средство, обеспечивающее существование личностей. Общество должно быть призвано обеспечивать возможность свободного развития личности. Но в целом роль общества всегда негативна. В центре гуманистической психологии – проблемы личности. Каждая личность рассматривается как целостная и уникальная, применение общих и статистических закономерностей очень ограничено. Человек – активное, свободное, творческое существо, обладающее потенциалом к непрерывному развитию. Труды психологов этого направления (А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла, Ш.Бюлера и др.) посвящены описанию психически здоровой, полноценной личности, стремящейся к самореализации.

Основными практическими приложениями гуманистической психологии являются педагогика и психотерапия. В частности, К. Роджерс создал недирективную клиентоцентрированную психотерапию, а В. Франкл – логотерапию, которые относятся в настоящее время к числу наиболее популярных школ психотерапии.

Шесть основных психологических школ

ДЭВИД КЕНИГ
22 ИЮНЯ 2018
КЛАСС

Каждая академическая дисциплина, от литературы и истории до социологии и теологии, имеет конкурирующие теории или школы мысли: точки зрения, с которых можно изучать предмет . Психология, наука о разуме, имеет сотни теорий и подтеорий, но шесть основных направлений часто являются основой для новичков в мире психологии.

Explore this article

  • Functionalism
  • Gestalt Psychology
  • Psychoanalysis
  • Behaviorism
  • Humanistic Psychology
  • Cognitivism

1 Functionalism

Functionalism has the most influence of any theory in contemporary psychology. Психологический функционализм пытается описать мысли и то, что они делают, не спрашивая, как они это делают. Для функционалистов разум напоминает компьютер, и чтобы понять его процессы, вам нужно взглянуть на программное обеспечение, что и делает разум, без необходимости разбираться в аппаратном обеспечении, которое включает в себя лежащие в основе, как и почему.

2 Гештальт-психология

По мнению гештальт-психологов, человеческий разум работает, интерпретируя данные с помощью различных законов, правил или принципов организации, превращая частичную информацию в целое. Например, ваш разум может интерпретировать ряд линий как квадрат, даже если в нем нет полных линий; ваш разум заполняет пробелы. Гештальт-психотерапевты применяют эту логику, чтобы помочь пациентам решить широкий спектр проблем, от проблем на работе до проблем в отношениях.

3 Психоанализ

Психоаналитическая теория, созданная Зигмундом Фрейдом, объясняет поведение человека, рассматривая подсознание. Фрейд предположил, что инстинкт получения удовольствия, который он описал как сексуальный по своей природе, лежит в основе человеческого развития. Для Фрейда даже развитие детей зависело от ключевых стадий открытия этого удовольствия посредством таких действий, как кормление грудью матери и дефекация. Он лечил ненормальное поведение у взрослых, обращаясь к этим стадиям.

4 Бихевиоризм

В 1950-х годах Б. Ф. Скиннер провел эксперименты с животными, такими как крысы и голуби, продемонстрировав, что они повторяют определенное поведение, если связывают его с вознаграждением в виде пищи. Бихевиористы считают, что наблюдение за поведением, а не попытка анализа внутренней работы самого разума, дает ключ к психологии. Это делает психологию открытой для экспериментальных методов с результатами, которые можно воспроизвести так же, как и любой другой научный эксперимент.

5 Гуманистическая психология

Психологи-гуманисты учат, что понимание психологии должно включать изучение людей и их мотивов. Примером такого подхода является «иерархия потребностей» Абрахама Маслоу: система потребностей, таких как пища, любовь и самооценка, будет определять поведение человека; удовлетворение этих потребностей приводит к чувству самоудовлетворения и решает психологические проблемы.

6 Когнитивизм

Когнитивная психология следует за бихевиоризмом, понимая разум посредством научных экспериментов, но отличается от бихевиоризма тем, что признает, что психологи могут изучать и понимать внутреннюю работу разума и психические процессы. Эта школа мысли отвергает психоанализ, поскольку считает психоаналитические теории о подсознании субъективными и не поддающимися научному анализу.

ссылки

  • 1 Консорциум по когнитивным наукам Инструкция: Введение в функционализм
  • 2 Шиппенсбургский университет: гештальт-психология
  • 3 «Стэнфордская философская энциклопедия»; Бихевиоризм; Джордж Грэм, 27 июля 2010 г.
  • 4 Шиппенсбургский университет: Психология: когнитивное движение

Об авторе

Дэйв Кениг профессионально пишет с 2005 года. Его литературные интересы включают искусство, кино, религию и язык. Кениг имеет степень бакалавра гуманитарных наук в области библейско-богословских исследований Манчестерского университета и сертификат последипломного образования в области религиоведения Ланкастерского университета.

Статьи по теме

Значение, типы и поведение, психология

Собака Павлова. Ид, эго и суперэго. Классическое кондиционирование. Скорее всего, вы слышали об одном из них и, возможно, даже знакомы с ним. Но что общего у всех этих теорий (и ссылок на тематические исследования)? Их всех можно найти в основных школах мысли в области психологии. Давайте рассмотрим их более подробно.

  • Каковы основные школы психологии?
  • Что такое бихевиоризм?
  • Что такое психоанализ?
  • Сохраняют ли актуальность психологические направления?

Что такое школа мысли?

Школа мысли относится к группе людей, разделяющих схожие взгляды и мнения по определенному вопросу. Он служит для объединения и выявления тех, у кого есть общие убеждения, традиции или практика в отношении области исследования или предмета.

В психологии существует пять основных направлений мысли.

Пять основных школ психологии

Давайте углубимся прямо в них.

Структурализм

Структурализм был первой школой психологии. Он был основан Вильгельмом Вундтом, немецким профессором, философом и физиологом. Хотя именно работы Вундта заложили основу структурализма, школа мысли была официально основана его учеником Эдвардом Б. Титченером в 1890-х годах.

Структурализм получил свое название от своей цели — исследовать структуру разума. Вундт стремился понять структуру разума, используя самоанализ в качестве своего основного инструмента. События или переживания разбивались на мельчайшие элементы для оценки, чтобы исследователь мог лучше понять содержание сознания.

Если это трудно понять, вот еще один пример. Возьмем стол. Для структуралиста стол — это не место для работы и не поверхность, на которую можно положить вещи. Это дерево, металлические прутья, болты и шурупы.

Хотя эта школа мысли продвинула вперед область психологии в свое время, в конечном итоге она подверглась критике за субъективный характер самоанализа. Стимул редко воспринимается одинаково от одного человека к другому.

Функционализм

Американский психолог, историк и философ Уильям Джеймс разработал школу функционализм в конце 19-начале 20 века, после резкой критики структуралистского подхода. В отличие от структурализма, который разбивал опыт на мелкие элементы, функционалистский подход фокусировался на опыте в целом. Функционалисты определяют психическое состояние не по тому, из чего оно состоит, а по тому, что оно делает. Конкретное психическое состояние зависит от его функции, которую необходимо понять.

Мышеловка с сыром, pixabay.com

Пример мышеловки широко используется для объяснения функционалистской теории. Хотя не все ловушки для мышей сделаны одинаково — некоторые из них большие и сложные, некоторые представляют собой простые пружинные петли на доске — все они служат одной цели — убивать мышей. Независимо от того, из чего она сделана, сколько в ней частей и даже от предполагаемого качества материала, это мышеловка, если ее функция — убивать мышей.

Психоанализ

Психоанализ был основан австрийским ученым Зигмундом Фрейдом . Он сосредоточился на работе бессознательного, чтобы объяснить поведение человека. Эта школа мысли утверждает, что у всех людей есть бессознательные желания, воспоминания и мысли, приводящие к подавленным эмоциям. Психоанализ стремится сделать эти бессознательные элементы сознательными, чтобы найти катарсис.

Фрейд разработал трехчастную структуру человеческого разума. Это были ид, эго и суперэго. Психоанализ утверждает, что взаимодействие этих трех частей объясняет личность и поведение человека. Фрейд подчеркивал важность правильного развития ид, эго и суперэго на всех своих пяти психосексуальных стадиях развития. Неразрешенные конфликты на любой стадии развития могут привести к тому, что человек зациклится на этой стадии, подчеркивая или подавляя определенные модели поведения или черты личности.

Бихевиоризм

Бихевиоризм был основан Джоном Б. Уотсоном в 1924 году. Он ставит опыт и окружающую среду выше внутренних или подсознательных сил. Бихевиоризм считает, что человеческую психологию лучше понять через поведение субъекта, а не через его личные убеждения или мысли.

Согласно этой школе, поведение усваивается с помощью двух типов условного рефлекса: классического и оперантного. При классическом обусловливании создается ассоциация между двумя стимулами; условный раздражитель и несвязанный безусловный раздражитель для создания поведения. Классический (и известный) пример — собака Павлова.

При оперантном обусловливании поведение создается или навязывается посредством поощрения или наказания. Здесь проводится ассоциация между поведением и последствиями.

Гештальт-психология

В то время как некоторые школы мысли подчеркивали структуру разума или выражение поведения, чтобы понять наш мир и человеческую природу, гештальт-психология считала, что необходимы обе эти вещи, чтобы получить истинное понимание всего нашего мира. . Действительно, центральным принципом гештальт-психологии является холизм, который делает акцент на целом, а не на сумме его частей. Сам термин гештальт — это немецкое слово, в широком смысле означающее «конфигурация». Это конфигурация множества вещей, которые дают нам истинный смысл, и этот истинный смысл находится отдельно от своих частей.

Подумайте о своем восприятии песни. Наш разум воспринимает песню как значимое целое. Каждая песня состоит из отдельных нот; однако именно конфигурация заметок создает значимый опыт. Нарушение или изменение одного небольшого компонента может привести к совершенно другому опыту.

Почему школы психологии сегодня менее важны?

В прошлом психологи чаще относились к своей практике и лечению в рамках одной конкретной школы мысли. Сегодня это значительно изменилось, и психологи с гораздо меньшей вероятностью присоединятся к какой-то одной исключительной школе мысли.

Наше понимание личности и поведения гораздо более тонкое. Профессионалы будут использовать элементы и идеи из нескольких теорий и школ.

Школы мысли — Ключевые выводы

  • Структурализм был первой школой мысли в психологии. Он занимался исследованием структуры ума посредством самоанализа.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts