Свойства внимания — Психологос
Свойства внимания:
- концентрация (ясность внимания)
Противоположностью концентрации внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация внимания необходима для наиболее успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.
- объем (большой или малый круг внимания). Смотри Круги внимания
Объем внимания — количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности.
- Устойчивость (прыгает или стабильно)
Существенным качеством внимания является его устойчивость — длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия и сами действия могут при этом меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным.
Условие устойчивости внимания — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Состояние, противоположное устойчивости внимания, — отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Когда мы стремимся на чем-то сосредоточиться, желательно, чтобы отвлекающих раздражителей не было. Такое, однако, далеко не всегда возможно, поэтому следует культивировать в себе способность работать и в трудных условиях, преодолевая отвлечение.- Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое.
От отвлекаемости внимания надо отличать переключение внимания как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание). Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.
- Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).
- Направленность внимания
Основные направленности внимания: внутрь себя (у интроверта) либо внаружу (на себя, или на другого, или на дело) — у экстраверта. Привычка направлять внимание на себя более характерна для с душевными проблемами — и эти же проблемы провоцирует. Полезнее вырабатывать привычку «быть вовне», вниманием быть обращенным к делам, людям, жизни. У экстравертов также есть две важные направленности внимания — на себя или на другого, в зависимости чьи заботы вам важнее. У людей заботливых заботы другого важнее и интереснее своих, у людей эгоистичных, занятых собой — впереди заботы (и разговоры) о себе. См.→
Основные свойства внимания
избирательность
концентрация
объем
переключение
устойчивость
Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Через наушники испытуемому подавались в оба уха одновременно две магнитные записи. Когда, испытуемого просили внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова. Но из другой записи он не улавливал почти ничего. Складывается впечатление, что в мозгу существует как бы “фильтр”, который ограничивает способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. Однако было установлено, что этот фильтр не всегда действует безотказно. Так, при слуховом восприятии достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого было произнесено особо важное для него слово, например, его имя, чтобы он автоматически поменял канал восприятия.
Это ограничение возможностей внимания проявляется и тогда, когда одновременно действуют слуховая и зрительная системы. Например, во время лекции студент может читать интересную книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.
По подсчетам В. Вундта, человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера. Отсюда делается совершенно ясным его избирательный характер.
Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.
Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел.
Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания (пример с глажкой белья и телевизором, вышиванием и беседой). Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.Как правило, между распределением внимания и его интенсивностью существует обратное соотношение: чем большему числу предметов уделяется одновременно внимание, тем меньше его приходится на каждый отдельный предмет.
Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность к переключению означает гибкость внимания, умение быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Известную роль в быстроте переключаемости играют также индивидуальные особенности индивида, в частности, его темперамент. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Переключаемость относится к числу тренируемых качеств
Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.
Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, понятности, отношения к нему со стороны индивида – степени его интереса к данному материалу – и, наконец, индивидуальные особенности личности.
Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
NCERT Solutions for Class 11 Psychology Chapter 5 Sensory, Attention and Perceptual Processes
by Bhagya
NCERT TEXTBOOK РЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ Вопрос 1. Объясните функциональные ограничения органов чувств.
Ответ: Органы чувств функционируют с некоторыми ограничениями. Например, наши глаза не могут видеть вещи, которые очень тусклые или очень яркие. Точно так же наши уши не могут слышать очень слабые или очень громкие звуки. То же верно и для других органов. Как человеческие существа, мы функционируем в пределах ограниченного диапазона стимуляции. Чтобы быть замеченным сенсорным рецептором, стимул должен иметь оптимальную интенсивность или величину.
Вопрос 2. Что понимают под свето-темновой адаптацией? Как они происходят?
Ответ: Яркая адаптация относится к процессу приспособления к яркому свету после воздействия тусклого света. Этот процесс занимает почти минуту или две.
Темновая адаптация относится к процессу приспособления к слабо освещенной среде после воздействия яркого света. Это может занять полчаса или даже больше в зависимости от предыдущего уровня воздействия света на глаз. Глаз, адаптированный к темноте, примерно в 100 000 раз более чувствителен к свету, чем глаз, адаптированный к свету.
Вопрос 3. Что такое цветовое зрение и каковы размеры цвета?
Ответ:
- Способность человека различать различные оттенки цвета называется цветовым зрением.
- Человек с нормальным цветовым зрением может различать более семи миллионов различных цветовых оттенков.
- Существуют три основных измерения цветового оттенка, насыщенности и яркости.
- Цветовой тон является свойством хроматических цветов. Это относится к названию цвета, например, красный, синий и зеленый. Оттенок зависит от длины волны, и каждому цвету соответствует определенная длина волны. Например, синий имеет длину волны около 465 нм. и зеленый около 500 нм. ахроматические цвета, такие как черный, белый или серый, не характеризуются оттенками. .
- Насыщенность — это психологический атрибут, относящийся к относительной степени оттенка поверхности или объекта.
- Свет с одной длиной волны (монохроматический) кажется сильно насыщенным.
- Когда мы смешиваем разные длины волн, насыщенность уменьшается. Серый цвет совершенно ненасыщенный.
- Яркость — воспринимаемая интенсивность света. Он варьируется как в хроматических, так и в ахроматических цветах.
- Белый и черный представляют верх и низ измерения яркости.
- Белый цвет имеет самую высокую степень яркости, а черный — самую низкую.
Вопрос 4. Как происходит слуховое ощущение?
Ответ: Звуковые серверы как стимул для слуховых ощущений. Громкость, высота и тембр – это свойства звука. Кортикальный орган, расположенный на базилярной мембране, является главным органом слуха.
Слуховое ощущение начинается, когда звук попадает в наше ухо и стимулирует главные органы слуха.
Пинна собирает звуковые вибрации и подает их в барабанную полость через слуховой проход к нам.
Из полости литавр колебания передаются трем слуховым косточкам, которые увеличивают их силу и передают их во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе улитка принимает звуковые волны.
Благодаря вибрациям эндолимфа приводится в движение, что также вызывает вибрацию коркового органа. Наконец, импульсы направляются к слуховому нерву, который выходит из основания улитки и достигает слуховой коры, где импульс интерпретируется.
Вопрос 5. Дайте определение вниманию. Объясните его свойства.
Ответ: Процесс, посредством которого одни стимулы выбираются из группы других, обычно называется вниманием.
Свойства внимания: выбор, бдительность, концентрация и поиск.
- Отбор— На наши органы чувств одновременно действует большое количество раздражителей, но мы не замечаем их всех одновременно. Замечены лишь некоторые из них, т.е. когда вы входите в свой класс, вы сталкиваетесь с несколькими вещами, такими как двери, стены, окна и т. д., но вы выборочно сосредотачиваетесь только на одном или двух из них одновременно.
- Бдительность — Бдительность относится к готовности человека справляться с раздражителями, которые появляются перед ним/ней. например во время участия в забеге в вашей школе вы, должно быть, видели участников на стартовой линии в настороженном состоянии, ожидающих сигнала свистка, чтобы начать бежать.
- Концентрация. в классе ученик концентрируется на лекции учителя и игнорирует всевозможные шумы, доносящиеся из разных уголков школы.
- Поиск — При поиске наблюдатель ищет некоторое указанное подмножество объектов среди множества объектов, например когда мы идем в школу, чтобы забрать из школы наших младших сестру и брата, мы просто ищем их среди бесчисленных мальчиков и девочек.
Вопрос 6. Назовите детерминанты избирательного внимания. Чем избирательное внимание отличается от устойчивого внимания?
Ответ: Избирательное внимание относится к сосредоточению сознания на определенном стимуле. Он связан в основном с выбором ограниченного числа стимулов или объектов из большего числа стимулов. Факторы, влияющие на избирательное внимание:
Внешние факторы:
Они связаны с особенностями раздражителей. Другие факторы оставались постоянными.
- Размер, интенсивность и движение раздражителей являются важными определяющими факторами.
- Крупные, яркие и движущиеся объекты легко привлекают наше внимание.
- Аудиальные повествования воспринимаются легче, чем визуальные.
- Наше внимание привлекают новые и слегка сложные стимулы.
- Человеческие фигуры посещают чаще, чем живые объекты.
Внутренние факторы могут быть двух типов:
(1) Когнитивные факторы (2) Мотивационные факторы
- Когнитивные факторы включают такие факторы, как интересы, отношения и подготовительная установка.
- Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются.
- Благосклонно настроенные нами стимулы также привлекают наше внимание.
- Подготовительная установка на состояние ума действовать определенным образом и реагировать на одни стимулы, а не на другие в данный момент.
- Мотивационные факторы
- Они связаны с нашими биологическими и социальными потребностями, т.е. голодный человек доберется до еды первым. В дни экзаменов учащиеся больше внимания уделяют указаниям учителя.
- Избирательное внимание связано главным образом с выбором ограниченного числа стимулов из большого числа стимулов, тогда как устойчивое внимание относится к сосредоточению внимания на определенных объектах, исключая другие для движения.
- Это способность удерживать внимание на объекте или событии в течение более длительного времени.
Вопрос 7. Каково основное положение гештальт-психологов в отношении восприятия поля зрения?
Ответ: Гештальт-психологи (Вертгеймер, Коффка и Келер) выделяют несколько принципов, описывающих способ, которым базовые сенсорные данные организуются в целые паттерны.
- По мнению гештальт-психологов, люди воспринимают различные стимулы как отдельные элементы, но как организованное «целое», имеющее определенную форму.
- Они считают, что форма предмета заключена в его целом, отличном от суммы их частей.
- Например, горшок с букетом цветов — это единое целое. Если цветы убрать, вазон все равно останется целым. Изменилась конфигурация цветочного горшка
. Цветочный горшок с цветком — это одна конфигурация, без цветов — другая конфигурация. - Гештальт-психологи также указывают, что мозговые процессы человека всегда ориентированы на восприятие хорошей фигуры. Вот почему человек воспринимает все в организованной форме.
Некоторые из этих принципов обсуждаются ниже:
- Фигура с землей — Мы склонны делить окружающий мир на две части: фигура, имеющая определенную форму и место в пространстве; и земля, не имеющая формы, кажется, продолжается за фигурой и не имеет определенного местоположения. Отношения фигуры и фона помогают прояснить различие между ощущением и восприятием.
- Контуры — Контуры формируются всякий раз, когда возникает заметная разница в яркости или цвете фона. Контуры придают форму объектам в нашем визуальном мире, потому что они отделяют один объект от другого или отделяют объект от общего фона. Контуры определяют форму, но сами по себе они бесформенны.
- Группировка — Принципы группировки описывают основные способы, которыми мы группируем элементы вместе в восприятии. Это простые принципы, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Принципы группировки включают сходство, близость, замкнутость и непрерывность.
- Принцип подобия гласит, что объекты одинаковой формы, размера или цвета склонны группироваться вместе. В слуховом смысле звуки одинакового тона и интенсивности группируются вместе.
- Закон близости гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу в пространстве или времени, склонны восприниматься как принадлежащие друг другу или образующие организованную группу
- Принцип продолжения описывает тенденцию воспринимать линию, начинающуюся одним способом, как продолжающуюся таким же образом.
- Закон закрытия относится к процессам восприятия, которые организуют воспринимаемый мир, заполняя пробелы в стимуляции.
- В случае принципа непрерывности, если прерывания слишком выражены или слишком длинны, непрерывность исчезает и единое целое не воспринимается.
- Камуфляж: Когда контуры визуально нарушены, объекты трудно отличить от фона. Это камуфляж. Это работает, потому что он разбивает контуры, например. форма солдат в лесу.
Вопрос 8. Как происходит восприятие пространства?
Ответ: Пространство воспринимается в трех измерениях. Это происходит из-за нашей способности преобразовывать двухмерное зрение сетчатки в трехмерное восприятие. Пространственные атрибуты объектов, такие как размер, форма и расстояние между объектами, также способствуют восприятию пространства.
Вопрос 9. Каковы монокулярные признаки восприятия глубины? Объясните роль бинокулярных сигналов в восприятии глубины.
Ответ: Монокулярные сигналы — это психологические сигналы.
- Эти подсказки часто используются художниками для придания глубины двухмерным картинам.
- Поэтому они также известны как изобразительные подсказки.
- Они помогают нам оценивать расстояние и глубину в двухмерных поверхностях.
- Вот некоторые важные монокулярные признаки, используемые при оценке расстояния и глубины на двухмерных поверхностях:
- Относительный размер: Размер ретинальных изображений позволяет судить о расстоянии на основе поста и настоящего опыта с подобными объектами. По мере удаления объектов изображение на сетчатке становится все меньше и меньше. Человек склонен воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
- Интерпозиция или перекрытие: Эти сигналы появляются, когда часть объекта закрыта другим объектом. Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, закрывающий его, кажется более близким.
- Линейная перспектива: Это отражает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкие объекты. Например, параллельные линии, такие как железнодорожные пути, сближаются по мере увеличения расстояния.
- Воздушная перспектива: Воздух содержит частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется воздушной перспективой.
- Свет и тень: На свету некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые становятся темнее. Блики и тени дают нам информацию о расстоянии до объекта.
- Относительная высота: Большие объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а меньшие объекты — как находящиеся дальше.
- Градиент текстуры: Представляет явление, при котором поле зрения с большей плотностью элементов видно дальше.
- Параллакс движения: Это кинетическая монокулярная метка и, следовательно, не считается изобразительной меткой. Это происходит, когда объекты, находящиеся на разных расстояниях, движутся с разной относительной скоростью. Далекие объекты кажутся движущимися медленнее, чем близкие. Скорость движения объекта дает представление о расстоянии до него. Например, когда мы едем в автобусе, более близкие объекты движутся «против» направления автобуса, тогда как более дальние объекты движутся «по» направлению автобуса.
Бинокулярные сигналы — это информация о глубине, основанная на скоординированных усилиях обоих глаз. Три из них:
- Ретинальное или бинокулярное несоответствие:
- Несоответствие сетчатки возникает из-за того, что два глаза отделены друг от друга по горизонтали на некотором расстоянии.
- Из-за такого расстояния изображение, формируемое на сетчатке каждого глаза одного и того же объекта, немного отличается.
- Эта разница между двумя изображениями называется диспаратностью сетчатки.
- Мозг интерпретирует большое несоответствие сетчатки как указание на близкий объект, а небольшое несоответствие сетчатки — как удаленный объект.
- Конвергенция:
- Когда мы видим близкий объект, наши глаза концентрируются внутрь, чтобы вывести изображение на центральную ямку каждого глаза.
- Группа мышц посылает в мозг сообщение о степени, в которой глаза повернуты внутрь, и эти сообщения интерпретируются как сигналы к восприятию глубины.
- Степень сходимости уменьшается по мере удаления объекта от наблюдателя.
- Аккомодация: Аккомодация – это процесс, при котором мы фокусируем изображение на сетчатке с помощью цилиарных мышц.
- Эти мышцы изменяют толщину хрусталика глаза. Если объект удаляется (более чем на 2 м), мышца расслабляется.
- Когда он приближается, мышцы напрягаются, а толщина хрусталика увеличивается.
- Сигнал о степени сокращения мышцы посылается в мозг, который дает сигнал о расстоянии.
Вопрос 10. Почему возникают иллюзии?
Ответ:
- Иллюзии возникают из-за несоответствия между физическими стимулами и их восприятием человеком.
- Несоответствие вызвано неправильной интерпретацией информации, полученной органами чувств.
- Иллюзии называются примитивными организациями, так как они порождены внешней стимулирующей ситуацией, которая вызывает у всех людей одинаковые переживания.
- Некоторые иллюзии универсальны по своей природе, поскольку они встречаются у всех людей.
- Их также называют постоянными иллюзиями, потому что они не меняются с опытом и практикой.
- Иллюзии, которые варьируются от человека к человеку, называются личными иллюзиями.
Вопрос 11. Как социокультурные факторы влияют на наше восприятие?
Ответ:
- Некоторые психологи изучали процессы восприятия в различных социокультурных условиях. Например, они использовали фигуры Мюллера-Лайера и вертикально-горизонтальную иллюзию с несколькими группами людей, живущими в Европе, Африке и многих других местах, путем сравнения образцов из отдаленных мест. Африканские деревни и западные декорации.
- Было обнаружено, что африканские испытуемые проявляли большую восприимчивость к горизонтальным вертикальным иллюзиям, тогда как западные испытуемые проявляли большую подозрительность к иллюзии Мюллера-Лайера.
- Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях. Живя в густых лесах, африканские испытуемые регулярно испытывали вертикаль (например, длинные деревья) и вырабатывали тенденцию переоценивать ее.
- Жители Запада, которые жили в среде, характеризуемой прямыми ангелами, развили тенденцию недооценивать длину линии, характеризующей ограждение (например, наконечник стрелы).
- Это исследование предполагает, что привычки восприятия усваиваются по-разному в разных культурных условиях.
- Хадсон провел исследование в Африке и обнаружил, что люди, никогда не видевшие картинок, испытывают большие трудности с узнаванием изображенных на них объектов и интерпретацией признаков глубины.
- Синха и Мишра провели несколько исследований изобразительного восприятия, используя различные изображения людей из разных культур, таких как охотники и собиратели, живущие в лесах, земледельцы в городах.
- Их исследования показывают, что интерпретация изображений тесно связана с культурным опытом людей.
NCERT SolutionsПсихологияПредпринимательствоИндийское экономическое развитиеГуманитарные науки
Класс 11: Процессы сенсорного восприятия, внимания и восприятия к нему и дать ему надлежащее значение. В этом блоге мы рассмотрим все важные темы в главе 5 «Психология», класс 11, чтобы помочь вам подготовиться к экзамену!
Читать: Программа психологии 11 класса
Этот блог включает в себя:
- Основные моменты
- Функциональные ограничения органов чувств
- Процессы внимания
- Теория фильтров
- Теория ослабления фильтров
- Теория многорежимности
- Два типа внимания и факторы, влияющие на него
- Глава 5 Психология Класс 11: Перцептивное Процессы
- Законы организации восприятия
- Глава 5 Психология, класс 11: Восприятие пространства, глубины и расстояния
- Постоянство восприятия
- Глава 5 Психология, класс 11: Социокультурное влияние на восприятие
- Глава 5 Психология, класс 11: Важные вопросы 900 98
- Ощущение, восприятие и внимание, глава 5 для 11 класса психологии посвящена трем основным процессам, которые определяют, как мы получаем знания о вещах, происходящих в мире.
- Первоначальное восприятие раздражителя или объекта, регистрируемое нашими органами чувств, называется ощущением.
- В процессе внимания мы выбираем определенный стимул из заданного набора стимулов.
- Восприятие определяется как процесс, посредством которого мы интерпретируем внешние раздражители и придаем им правильное значение.
- Для того чтобы быть замеченным сенсорным рецептором, стимул должен быть оптимальной интенсивности или величины. Связь между стимулами и ощущениями, которые они вызывают, глубоко изучается в рамках дисциплины, называемой 9. 0007 Психофизика.
- Чтобы быть замеченным, стимул должен иметь минимальную ценность или вес. Минимальное значение стимула, необходимое для активации данной сенсорной системы, называется Абсолютный порог или Абсолютный предел (AL).
- Наименьшая разница в значении двух стимулов, необходимая для того, чтобы заметить их как разные, называется Порогом различия или Пределом различия (DL).
- В процессе внимания мы выбираем определенный стимул из заданного набора стимулов.
- Например, когда мы заходим в торговый центр, мы встречаем множество людей, выставочных залов и кафе, но мы обращаем внимание на то место, куда хотим попасть.
- Есть 3 свойства внимания, описанные ниже:
- Настороженность относится к активности и готовности человека справляться с раздражителями, которые появляются перед ним/ней.
- Концентрация относится к сосредоточению внимания на определенных стимулах, исключая на данный момент другие.
- В режиме поиска наблюдатель ищет определенное подмножество стимулов среди заданного набора стимулов.
- Внимание имеет фокус там, где сосредоточено наше максимальное осознание, а также периферию, где мы меньше всего осознаем раздражители.
- Когда наше осознание сосредоточено на конкретном объекте или событии, это называется фокусом внимания.
- Когда у нас есть смутные представления о раздражителе и он находится вдали от центра сознания, это называется краем внимания.
- Она была дана Бродбентом (1956). Согласно этой теории, в наши рецепторы поступает множество раздражителей, что создает своего рода ситуацию «бутылочного горлышка».
- Проходя через систему кратковременной памяти, они попадают в селективный фильтр, пропускающий только один стимул для более высокого уровня внимания.
- Она была разработана Трисманом (1962) и рассматривалась как модификация теории Бродбента.
- Согласно этой теории, стимулы, не получающие доступа к селективному фильтру в данный момент времени, не блокируются полностью, а лишь ослабляются (ослабляются) по силе.
- Разработана Джонстоном и Хайнцем в 1978 году. Согласно многорежимной теории, внимание представляет собой гибкую систему, которая позволяет на трех этапах выбирать один стимул среди других
- На первом этапе строятся чувственные представления, на втором этапе строятся смысловые представления и на третьем этапе оба они входят в наше сознание.
- Сенсорная модальность : Установлено, что производительность выше, когда стимулы слуховые, чем когда они визуальные
- Ясность стимулов : Интенсивные и продолжительные стимулы облегчают устойчивое внимание и, таким образом, приводят к повышению производительности
- Временная неопределенность : Стимулы лучше воспринимаются, если они появляются через равные промежутки времени, поскольку в таких случаях их легче отслеживать.
- Пространственная неопределенность : Стимулы, появляющиеся в фиксированном месте, легко воспринимаются, тогда как стимулы в случайных местах воспринимаются с трудом.
- Внешние факторы : Рассматриваются особенности стимулов. При прочих равных условиях размер, интенсивность и движение стимулов оказываются важными детерминантами внимания. Новые стимулы легко привлекают наше внимание.
- Внутренние факторы лежат внутри индивидуума и вырабатываются следующим образом:
- Мотивационные факторы , которые связаны с нашими биологическими или социальными потребностями
- Когнитивные факторы включают такие факторы, как интерес, отношение и подготовительная установка, а интересные объекты легко посещаются людьми.
- Восприятие определяется как процесс, с помощью которого мы интерпретируем стимулы в нашем окружении и придаем им правильное значение. Два подхода к обработке объясняются следующим образом:
- Идея о том, что процесс распознавания начинается с частей, которые служат основой для распознавания целого, называется Восходящей обработкой .
- Идея о том, что процесс распознавания начинается с целого, что приводит к идентификации его различных компонентов, называется Нисходящей обработкой.
- Люди творческие и умные по своей природе, они всегда пытаются придать существенное значение раздражителям в их окружающей среде.
- Факторы, играющие важную роль в процессе восприятия, описаны следующим образом:
- Мотивация- Потребности и желания воспринимающего сильно влияют на его/ее восприятие, и люди всегда стремятся удовлетворить свои потребности и желания и для того, чтобы люди воспринимали объекты таким образом, чтобы это удовлетворяло их потребности и желания.
- Ожидания – Ожидания относительно того, что мы можем воспринять в данной ситуации, также оказывают сильное влияние на наше восприятие и отражают сильную склонность видеть то, что мы ожидаем увидеть, даже если результаты не соответствуют внешней реальности.
- Когнитивные стили- Он определяется как последовательный способ взаимодействия с окружающей средой и оказывает решающее влияние на то, как мы воспринимаем окружающую среду.
- Культурный фон и опыт — Различный опыт и возможности обучения, доступные людям в различных культурных условиях, также оказывают сильное влияние на восприятие.
- Процесс организации полей зрения в осмысленные целостности определяется как восприятие формы.
- Согласно гештальт-психологам , мы воспринимаем различные стимулы не как отдельные элементы, а как организованное целое, имеющее определенную форму. Например, цветочный горшок с букетом цветов представляет собой целое, и если цветы убрать, цветочный горшок все равно останется целым.
- Наиболее примитивная организация имеет место в виде сегрегации фигура-фон
- Принцип близости : В соответствии с этим принципом объекты, находящиеся близко друг к другу в пространстве или времени, воспринимаются вместе.
- Принцип подобия : В соответствии с этим принципом объекты, которые похожи друг на друга и имеют сходные характеристики, воспринимаются как группа
- Принцип непрерывности : Этот принцип гласит, что мы склонны воспринимать объекты как принадлежащие друг другу, если они кажутся образующими непрерывный узор.
- Принцип малого размера : В соответствии с этим принципом, меньшие области имеют тенденцию восприниматься как фигуры на большем фоне.
- Принцип симметрии : Этот принцип предполагает, что симметричные области имеют тенденцию восприниматься как фигуры на асимметричном фоне
- Принцип окружения : Этот принцип предполагает, что области, окруженные другими людьми, обычно воспринимаются как фигуры.
- Принцип закрытия : Мы склонны заполнять пробелы в стимуляции и склонны воспринимать объекты в целом, а не их отдельные части.
- Процесс просмотра мира в трех измерениях называется восприятием расстояния или глубины
- При восприятии глубины мы в основном зависим от двух основных источников информации, называемых сигналами.
- Один называется Бинокулярные ориентиры , так как для них требуются оба глаза, а другой называется Монокулярные ориентиры , поскольку они позволяют нам воспринимать глубину одним глазом
- Монокулярные метки поясняются ниже –
- Относительный размер: Мы склонны воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
- Перекрытие : Эти сигналы возникают, когда часть объекта закрыта другим объектом. Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, закрывающий его, кажется более близким.
- Линейная перспектива: Обозначает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкие.
- Воздушная перспектива : Воздух содержит микроскопические частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется Воздушная перспектива.
- Свет и тень : При свете некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые части становятся темнее.
- Относительная высота : Большие объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а меньшие объекты — как находящиеся дальше.
- Градиент текстуры : Обозначает явление, при котором поле зрения с большей плотностью элементов видно дальше.
- Motion Parralox : это кинетический монокулярный сигнал, который возникает, когда объекты на разных расстояниях движутся с разной относительной скоростью.
- Бинокулярные сигналы (физиологические сигналы) :
- Ретинальное или бинокулярное несоответствие : Это происходит из-за того, что два глаза расположены в нашей голове по-разному. Они разделены друг другом по горизонтали на расстоянии около 6,5 сантиметров, и из-за расстояния изображение, формируемое на сетчатке каждого глаза одного и того же объекта, немного отличается, и это известно как диспаратность сетчатки.
- Конвергенция : Когда мы видим близлежащий объект, наши глаза концентрируются внутрь, чтобы приблизить центральную ямку каждого глаза. Группа мышц посылает в мозг сообщения о степени поворота глаз внутрь, и эти сообщения интерпретируются как сигналы восприятия глубины. Степень сходимости уменьшается по мере удаления объекта от наблюдателя.
- Восприятие объектов относительно стабильно, несмотря на изменения в стимуляции сенсорных рецепторов, называемые постоянством восприятия.
- Теперь мы рассмотрим три типа постоянства восприятия.
- Постоянство размера : Тенденция к тому, чтобы воспринимаемый размер объектов оставался относительно неизменным при изменении их расстояния от наблюдателя и размера изображения на сетчатке, называется постоянством размера.
- Постоянство формы: В нашем восприятии формы знакомых объектов остаются неизменными, несмотря на изменения в структуре изображения на сетчатке, возникающие из-за различий в их ориентации.
- Постоянство яркости : Тенденция поддерживать постоянную кажущуюся яркость при различном освещении называется постоянством яркости.
- Они относятся к неправильным восприятиям, которые являются следствием неверной интерпретации информации, полученной нашими органами чувств.
- Некоторые иллюзии универсальны по своей природе, в то время как другие более индивидуальны и зависят от культуры.
- Вот некоторые важные зрительные иллюзии:
- Геометрический Иллюзия
- Иллюзия Мюллера-Лайера
- Вертикально-горизонтальная иллюзия
- Иллюзия видимого движения
- Социально-культурные факторы играют решающую роль в нашем восприятии, порождая различное знакомство со стимулами и их заметность, а также определенные привычки влияния на восприятие среди людей.
- Люди различаются по способу идентификации объектов и интерпретации глубины в соответствии с их культурными условиями.
Основные моменты
Функциональные ограничения органов чувств
Исследовать: Человеческое развитие Класс 11 Примечания
Процессы внимания
Вот некоторые теории внимания, объясненные в главе 5 для 11-го класса психологии:
Два типа внимания и факторы, влияющие на него
youtube.com/embed/jrpFJcthIY0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/> YouTube: Course HeroВ этом разделе мы объясним два типа внимания: постоянное и избирательное, а также факторы, влияющие на него, как описано в главе 5 для курса психологии 11:
Постоянное вниманиеВ то время как выбор стимулов фокусируется на выборе стимулов, в то время как, с другой стороны, устойчивое внимание делает акцент на этом. Оно определяется как способность удерживать внимание на объекте или событии в течение более длительного времени
Факторы, влияющие на устойчивое вниманиеИзбирательное внимание
Оно связано в основном с выбором ограниченного числа стимулов или объектов из большего числа стимулов Наша перцептивная система имеет ограниченную способность получать и обрабатывать информацию.
Факторы, влияющие на избирательное внимание
Связанное чтение: Методы исследования в психологии
Глава 5 Психология Класс 11: Процессы восприятия
Рисунок | Заземление |
Фигура имеет определенную форму. | фон относительно бесформенный. |
Он хорошо организован. | Он крайне неорганизован. |
Имеет четкий контур. | Бесконтурный. |
Рисунок выделяется на фоне. | Фон остается позади фигуры. |
Фигура более четкая, ограниченная и относительно близкая. | Фон кажется относительно неясным, неограниченным и далеким от нас. |
Исследуйте: Заметки по психологии для 11 класса
Законы организации восприятия
pixelpixiewebdesign&development.comСогласно примечаниям к главе 5 психологии 11 класса, законы организации восприятия имеют 7 принципов, и все они объясняются ниже:
Глава 5 Психология Класс 11: Восприятие пространства, глубины и расстояния
YouTube: Daniel StorageДалее мы рассмотрим восприятие пространства, глубины и расстояния, как упоминалось в главе 5, класс психологии 11:
Постоянство восприятия
Далее в наших заметках к главе 5 «Психология». Класс 11 — Постоянство восприятия:
Глава 5 Психология Класс 11: Социально-культурное влияние на восприятие
Глава 5 Психология 11 класс: Важные вопросы
Вот важные вопросы для Главы 5 Психология 11 класс: Сенсорные процессы, процессы внимания и восприятия —
В.