Основные свойства восприятия в психологии: Ошибка выполнения

Свойства восприятия — Учебник по общей психологии Юнита (Психология)

3. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производитель­ности, качества и надежности перцептивной системы:

Объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия — свойство    воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Структурность восприятия  — свойство восприятия человека объединять  воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвя­занных аспекта:

— тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

— независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпси­хологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона — закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции — закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости — один из законов  гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания — один из законов  гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обла­дающие симметрией или периодичностью. На рисунке 1 (В) цифры предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности. На рисунке 1 (Г) слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом.

Рис. 1

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая – выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая – проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица (рис. 1, А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.

С целостностью восприятия связана его СТРУКТУРНОСТЬ. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако, ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность  восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Перцептивная   система — совокупность   анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 — 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимае­мого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (см. рис. 2). На этом рисунке выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза). Фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает — вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон — в фигуру.

Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Чередование фигуры и фона свидетельствует о том, что восприятие (зрительное) не выводится просто из паттернов возбуждения на сетчатке. Необходим еще какой-то тонкий процесс переработки (интерпретации) даже на таком элементарном уровне. Феномен чередования связан с именем датского психолога Эдгара Рубина. Он разработал простые, но остроумные штриховые рисунки, изображающие пару форм, разграниченных одной и той же линией. При этом происходит соперничество этих форм. Каждая из них поочередно “уходит” в фон, перестает восприниматься.

То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим.

Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

ОБОБЩЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ тесно связана с личным опытом челове­ка. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисля­ется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму индивиду­ально закрепленного образа мира, лично обобщенной схемы действительности.

Восприятие – это одновременно и упрощение воспринимаемой действительности, фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

В этом смысле интересен такой пример. Один из критиков Платона заме­тил как-то: “Я вижу лошадей, а не лошадность”. На что Платон ответил: “Это оттого, что у тебя есть глаза, но нет ума”. Возникает вопрос: о какой “лошаднос­ти” идет речь, и кто прав?  Разумеется, Платону представлялось очевидным, что если множество предметов обладает одним и тем же свойством — как все люди “человекостью” или все белые камни “белостью”, — то свойство это не ограничивается частным явлением в мире материи, пространства и времени. Оно нематериально, не поддается пространственно-временным ограничениям и трансцендентно по отношению к множеству отдельных своих проявлений. Прекратить свое существование может только та или иная вещь, но не это всеобщее свойство, которое эта вещь воплощает. Для Платона архетипическая лошадь, дающая вид всем лошадям, — реальность, более основополагающая, нежели реальность конкретных лошадей, которые суть не более, чем частные проявления идеи “лошадности”, конкретные воплощения ее формы.

Подводя предварительный итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептив­ных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне, т. е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

Вам также может быть полезна лекция «Концептуальные основы принятия управленческих решений».

Восприятие рассматривается как процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1) первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;

2) поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект;

3) отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения;

4) окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость (в некоторых пределах) от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от того фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, обобщенность – это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые  не выводят объект за границы класса.

Основные свойства восприятия — Блог Викиум

29 ноября 2021

    • Дмитрий Ершов

      Автор Викиум

Если предмет имеет белый цвет, то он будет таким оставаться даже тогда, когда станет темно. Когда машина удаляется, она становится внешне меньше, но человек все равно понимает, что она большая. Восприятие было бы невероятно сложным, если бы не существовала константность. В таком случае все вокруг постоянно казалось бы новым и неизвестным. Достаточно было бы просто отвернуться в сторону для того, чтобы тебя перестали узнавать. Какими еще свойствами обладает восприятие — рассмотрим в статье.

Основные свойства восприятия

Восприятие обладает большим количеством свойств:

  • Предметность. Она нужна для того, чтобы можно было воспринимать мир и окружающую картинку как единственное целое. Предметность представляет собой весьма сложное свойство, развитие которого наблюдается на протяжении всей жизни. Большинство специалистов уверены, что для полноценного развития предметности, ребенок должен регулярно контактировать с новыми предметами. При этом огромную роль в процессе будет играть моторика.
  • Целостность. Она влияет на то, что когда происходит неполное отражение тех или иных свойств предмета, человек мысленно добавляет упущенную информацию. В результате получается целостный образ нужного предмета или объекта.
  • Структурность. Полностью данное свойство зависит от целостности восприятия. Эти два свойства, как правило, рассматриваются всегда вместе.
  • Константность. Один предмет за всю жизнь человеком будет восприниматься огромное количество раз. При этом может отличаться обстановка и ситуация, когда происходит процесс. Если бы не существовало константности восприятия, то люди не смогли бы нормально ориентироваться в мире.
  • Апперцепция. Это понятие означает воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.
  • Осмысленность. Человеческое восприятие устроено таким образом, что оно может легко наделять каким-то смыслом тот или иной предмет. Восприятие не может определяться исключительно группой определенных раздражителей. В данном случае человеческий разум пытается все время отыскать самое лучшее и наиболее подходящее в каждом индивидуальном случае толкование информации, данных или предмета, изучение которого происходит в определенный момент.
  • Активность или избирательность. Человек может воспринимать группу предметов или отдельный объект, а все остальное при этом будет выступать в качестве фона и никак не отображаться в сознании.

Стоит обратить внимание, что в перцептивных процессах играет важную роль мотивация. Это какая-то причина, которая заставляет человека действовать и двигаться к поставленной цели. К числу причин относятся как факторы примитивного характера, основанные на потребностях человека, так и психологические. Мотивация также напрямую влияет на то, насколько человек хочет самореализоваться и достичь своей цели.

Чтобы воспринимать окружающий мир реально, необходимо постоянно развивать когнитивные функции мозга. В этом помогут ежедневные тренировки с помощью тренажеров Викиум, которые способствуют развитию внимания, памяти, концентрации, мышления.

Восприятие материала — PubMed

Обзор

. 2017 15 сентября; 3: 365-388.

doi: 10.1146/annurev-vision-102016-061429. Epub 2017 11 июля.

Роланд В. Флеминг 1

принадлежность

  • 1 Кафедра экспериментальной психологии, Гиссенский университет, 35394 Гиссен, Германия; электронная почта: [email protected].
  • PMID: 28697677
  • DOI: 10.1146/annurev-vision-102016-061429

Обзор

Роланд В. Флеминг. Annu Rev Vis Sci.

.

. 2017 15 сентября; 3: 365-388.

doi: 10.1146/annurev-vision-102016-061429. Epub 2017 11 июля.

Автор

Роланд В. Флеминг 1

принадлежность

  • 1 Кафедра экспериментальной психологии, Гиссенский университет, 35394 Гиссен, Германия; электронная почта: [email protected].
  • PMID: 28697677
  • DOI: 10.1146/annurev-vision-102016-061429

Абстрактный

В типичных условиях просмотра люди-наблюдатели легко распознают материалы и с первого взгляда делают выводы об их физических, функциональных и мультисенсорных свойствах. Не прикасаясь к материалам, мы обычно можем сказать, будут ли они на ощупь твердыми или мягкими, шероховатыми или гладкими, влажными или сухими. У нас есть яркое визуальное представление о том, как деформируемые материалы, такие как жидкости или текстиль, реагируют на внешние силы и как поверхности, такие как хром, воск или кожа, меняют внешний вид, когда им придают другую форму или если рассматривать их при различном освещении. Эти достижения впечатляют, потому что изображение на сетчатке возникает в результате сложных оптических взаимодействий между освещением, формой и материалом, которые нелегко распутать. Здесь я утверждаю, что из-за разнообразия, изменчивости и сложности материалов они создают огромные проблемы для науки о зрении: что такое внешний вид материала и как мы его измеряем? Как оцениваются и представляются свойства материалов? Ответ на эти вопросы заставляет нас тщательно изучить основные предположения среднего уровня видения.

Ключевые слова: глубокое обучение; зрение среднего уровня; отражение; поверхности; текстура; прозрачность.

Похожие статьи

  • Визуальное восприятие материалов и их свойств.

    Флеминг РВ. Флеминг РВ. Видение Рез. 2014 Январь; 94: 62-75. doi: 10.1016/j.visres.2013.11.004. Epub 2013 27 ноября. Видение Рез. 2014. PMID: 24291494

  • Точность и скорость категоризации материалов на реальных изображениях.

    Шаран Л., Розенхольц Р., Адельсон Э.Х. Шаран Л. и др. Дж. Вис. 2014 13 августа; 14(9):12. дои: 10.1167/14.9.12. Дж. Вис. 2014. PMID: 25122216 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимодействие улучшает восприятие блеска.

    Шеллер Лихтенауэр М., Шютц П., Цолликер П. Шеллер Лихтенауэр М. и соавт. Дж. Вис. 2013 18 декабря; 13(14):14. дои: 10.1167/13.14.14. Дж. Вис. 2013. PMID: 24353308

  • Восприятие отражательной способности поверхности трехмерных геометрических фигур: влияние режима освещения.

    Кханг Б.Г., Кендеринк Дж.Дж., Капперс А.М. Ханг Б.Г. и др. Восприятие. 2003;32(11):1311-24. дои: 10.1068/p5070. Восприятие. 2003. PMID: 14959793

  • Восприятие цвета поверхности и модели эквивалентного освещения.

    Брейнард Д.Х., Мэлони Л.Т. Брейнард Д.Х. и соавт. Дж. Вис. 2011 г., 2 мая; 11(5):10.1167/11.5.1 1. doi: 10.1167/11.5.1. Дж. Вис. 2011. PMID: 21536727 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Новые подходы к 3D Vision.

    Линтон П., Морган М.Дж., Рид Дж.К.А., Вишванат Д., Крим-Регер С.Х., Домини Ф. Линтон П. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 30 января; 378 (1869): 20210443. doi: 10.1098/rstb.2021.0443. Epub 2022 13 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36511413 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка воспринимаемой размерности психофизических стимулов с использованием триплетной точности и проверки гипотез.

    Künstle DE, фон Люксбург U, Wichmann FA. Künstle DE, et al. Дж. Вис. 2022 1 декабря; 22(13):5. дои: 10.1167/jov.22.13.5. Дж. Вис. 2022. PMID: 36469015 Бесплатная статья ЧВК.

  • Визуальное различение свойств оптических материалов: крупномасштабное исследование.

    Саваяма М. , Добаши Ю., Окабе М., Хосокава К., Комура Т., Саарела Т.П., Олкконен М., Нисида С. Саваяма М. и др. Дж. Вис. 2022 1 февраля; 22(2):17. дои: 10.1167/jov.22.2.17. Дж. Вис. 2022. PMID: 35195670 Бесплатная статья ЧВК.

  • Кристалл или желе? Влияние цвета на восприятие полупрозрачных материалов с фотографиями реальных объектов.

    Ляо С., Саваяма М., Сяо Б. Ляо С. и др. Дж. Вис. 2022 1 февраля; 22(2):6. doi: 10.1167/jov.22.2.6. Дж. Вис. 2022. PMID: 35138326 Бесплатная статья ЧВК.

  • Перцептивные суждения о мягкости материалов при вдавливании.

    Удзитоко Ю., Кавабе Т. Уджитоко Ю. и др. Научный представитель 2022 г. 2 февраля; 12 (1): 1761. doi: 10.1038/s41598-022-05864-x. Научный представитель 2022. PMID: 35110650 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Обучение — Процессы восприятия — Восприятие, развитие, психология и восприятие

11 минут чтения

Процессы восприятия

Как писала Элеонора Гибсон в своем классическом труде « Принципы перцептивного обучения и развития», перцептивное обучение приводит к изменениям в восприятии информации в результате практики или опыта. Восприятие и действие представляют собой цикл: люди действуют, чтобы узнать о своем окружении, и они используют полученные знания для управления своими действиями. С этой точки зрения критические определяющие черты восприятия включают исследовательские действия воспринимающего и знание событий, живых и неживых объектов и окружающей среды, полученное во время наблюдения, слушания, прикосновения, ходьбы и других форм прямого наблюдения. . Восприятие часто приводит к изучению информации, которая имеет непосредственное отношение к поставленным целям, но иногда оно приводит к обучению, которое не связано с непосредственными целями.

Восприятие становится более совершенным с практикой и опытом, и перцептивное обучение можно рассматривать как обучение вниманию. Воспринимающие начинают замечать особенности ситуаций, которые имеют отношение к их целям, и не замечают нерелевантных особенностей. Три общих принципа перцептивного обучения кажутся особенно актуальными. Во-первых, неумелое восприятие требует большей концентрации внимания, тогда как умелое восприятие требует меньшего внимания и легче сочетается с другими задачами. Во-вторых, неумелое восприятие включает в себя замечание как релевантных, так и нерелевантных особенностей сенсорной стимуляции без понимания их значения или отношения к чьим-либо целям, тогда как умелое восприятие предполагает сужение внимания к релевантным характеристикам и понимание ситуаций, которые они определяют. И в-третьих, неумелое восприятие часто включает внимание к проксимальному стимулу (т. е. образцам световой или акустической информации или информации о давлении на сетчатку, улитку и кожу соответственно), тогда как умелое восприятие включает внимание к отдаленному событию, которое определяется ближайший раздражитель.

Различные области

Перцептивное обучение относится к относительно устойчивым достижениям в восприятии, которые происходят в самых разных областях. Например, на одном полюсе находятся исследования, демонстрирующие, что с практикой взрослые могут приобрести исключительную чувствительность к верньерному различению, то есть способность разрешать пробелы в линиях, которые приближаются по размеру к одному рецептору сетчатки. С другой стороны, перцептивное обучение играет центральную роль в приобретении опыта во многих различных содержательных областях работы, повседневной жизни и академических занятий.

В сфере труда классическими примерами являются фермеры, которые учатся различать пол цыплят, рестораторы, учащиеся различать различные размеры хорошего вина, пилоты самолетов, неправильно воспринимающие свое положение относительно земли, и машинисты и архитекторы, учащиеся «видеть» трехмерная форма твердого предмета или дома, вид сверху, сбоку и спереди.

В сфере повседневной жизни важными примерами являются обучение восприятию выражений эмоций, обучение распознаванию разных людей и пониманию выражений их лиц, обучение различению различных элементов речи при изучении второго языка и обучение различению эффективных путей к важные пункты назначения при столкновении с новым окружением.

В «неакадемических» предметах в сфере академических занятий важными примерами являются музыка, искусство и спорт. Например, студенты, изучающие музыку, учатся различать ноты, аккорды и инструментальные голоса в произведении, а также учатся определять произведения по периоду и композитору. Студенты-художники учатся различать различные мазки, текстуры и стили, а также учатся классифицировать картины по периодам и художникам. Спортсмены учатся различать различные степени свободы, которыми необходимо управлять, чтобы добиться выигрышной «игры», и предвидеть, какие действия необходимо предпринять на игровом поле.

Наконец, перцептивное обучение играет столь же широкую роль в классических академических предметах. Например, студенты, изучающие математику, приобретают навыки восприятия графиков, классификации форм кривых и понимания того, какие уравнения могут соответствовать данной кривой. Студенты, изучающие естественные науки, приобретают опыт восприятия лабораторных установок. Они широко варьируются в разных классах и областях, включая критические характеристики гидролиза воды в общеобразовательной школе начальной школы, молекулярные структуры в органической химии и генетике, рассечения лягушек в биологии, функциональное соотношение частоты волн и дифракции в различных средах. в физике и критические особенности карт в геологии.

Границы, отделяющие перцептивное обучение от осмысления и рассуждения, часто стираются. И действительно, люди воспринимают, чтобы понимать, и их понимание ведет ко все более эффективному восприятию. Например, Герберт А. Саймон подробно остановился на этом в 2001 году в своем обсуждении визуального мышления, необходимого для экспертного понимания динамики поршня в двигателе внутреннего сгорания. Когда специалисты смотрят на поршень, или на схему поршня, или на график, представляющий динамику поршня, они «видят» релевантные переменные более высокого порядка, например, что больше работы выполняется, когда взрыв сгорания перемещает поршень от у основания цилиндра, чем когда поршень возвращается к основанию. Способность «видеть» такие отношения более высокого порядка зависит не только от хорошей остроты зрения, но и от содержательных знаний (об энергии, давлении и работе) и от понимания того, как энергия действует в контексте объекта. двигатель внутреннего сгорания. В статье 2001 года Дэниел Шварц и Джон Брансфорд подчеркнули, что опыт работы с контрастирующими случаями помогает студентам различать важные особенности, когда они работают над пониманием статистики и других академических областей. В 19В статье 93 Дж. Литтлфилд и Джон Ризер продемонстрировали способность учащихся средней школы отличать релевантную информацию от нерелевантной при решении задач по математике.

Классические вопросы перцептивного обучения и перцептивного развития

Перцептивное развитие включает нормативные возрастные изменения основных сенсорных ощущений и перцептивного обучения. Некоторые из этих изменений четко ограничены биологией развития. Например, увеличение слуховой частоты в течение первого года жизни частично опосредовано изменениями в среднем и внутреннем ухе. Рост остроты зрения в течение первых двух лет опосредуется несколькими путями: изменением миграции клеток сетчатки в фовеа, усилением контроля конвергентных движений глаз, так что два глаза фиксируют один и тот же объект, и усилением контроля над приспосабливать состояние объектива так, чтобы фиксированные объекты были в фокусе. Роль физических изменений в развитии других перцептивных навыков, например, восприятия различных признаков глубины, менее ясна.

Нативизм и эмпиризм занимают центральное место в изучении восприятия и развития восприятия. Исходя из интереса философии к эпистемологии, ранние нативисты (такие как французский математик и философ XVII века Рене Декарт и немецкий философ XVIII века Иммануил Кант) утверждали, что основные способности человеческого разума являются врожденными, тогда как эмпирики утверждали, что они приобретаются, преимущественно через ассоциации. Этот вопрос уже давно горячо обсуждается в области перцептивного обучения и развития. Каким образом разум и мозг начинают воспринимать трехмерные формы из двухмерных проекций сетчатки; воспринимать расстояние; сегментировать речевой поток; представляют объекты, которые становятся закрытыми из поля зрения? Споры ведутся очень оживленно в начале двадцать первого века: одни утверждают, что восприятие некоторых основных свойств мира является врожденным, а другие утверждают, что оно приобретается, отражая статистические закономерности в опыте. Учитывая, что опыт играет роль в некоторых формах перцептивного обучения, есть свидетельства того, что время опыта может иметь решающее значение для того, насколько эффективно оно усваивается и в какой степени.

«Постоянство» восприятия — замечательный подвиг развития восприятия. Дело в том, что энергия, вызывающая восприятие конкретного объекта или ситуации, сильно варьируется при движении воспринимающего или объекта, изменении освещения и т. д. Учитывая поток сенсорной информации, как люди умудряются воспринимать, что объекты и ситуации остаются (более или менее) теми же? Исследования постоянства восприятия снова стали важной темой, поскольку ученые-компьютерщики работают над созданием искусственных систем, которые могут «научиться видеть».

Межсенсорная координация является основной характеристикой восприятия и развития восприятия. Как, например, младенцы могут подражать взрослым моделям, которые широко открывают рот или высовывают язык? Как получается, что младенцы могут идентифицировать объекты, глядя на них или касаясь их, и могут узнавать людей, видя их или слушая их?

Повышение контроля над действиями с возрастом является основным результатом перцептивного обучения, поскольку младенцы становятся более умелыми в восприятии шагов и других особенностей земли и учатся контролировать свой баланс при ходьбе вверх и вниз по склону.

В 1955 году Джеймс Гибсон и Элеонора Гибсон написали важную статью под названием «Перцептивное обучение: дифференциация или обогащение?» Под дифференциацией они подразумевали умение различать все более и более мелкие различия между объектами данного вида. Под обогащением они подразумевали знание того, как объекты и события связаны с другими объектами и событиями. Их статья отчасти была реакцией на господствовавший в то время взгляд на обучение: обучение представляло собой «обогащение» реакций за счет их ассоциации с в значительной степени произвольными стимулирующими условиями. Авторы резко опровергли эту точку зрения. Вместо представления о мире как о построенном дополнительными ассоциативными процессами они рассматривали воспринимающих как активно ищущих стимулы, необходимые им для руководства их действиями и решениями, и, таким образом, приходя к дифференциации соответствующих характеристик, находящихся в данном наборе. обстоятельства от несущественных.

См. также: A ВНИМАНИЕ ; L ПРИБЫЛЬ T ТЕОРИЯ , подстатья H ИСТОРИЧЕСКАЯ O ОБЗОР .

БИБЛИОГРАФИЯ

A CREDOLO , L INDA P. ; P ICK , H ERB L.; и O LSEN , M. 1975. «Дифференциация окружающей среды и знакомство как детерминанты детской памяти для пространственного положения». Психология развития 11:495–501.

A ДОЛЬФ , K AREN E. 1997. Обучение развитию двигательной активности младенцев. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

А РНХЕЙМ , Р УДОЛЬФ . 1974. Искусство и визуальное восприятие: психология творческого глаза. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.

A SLIN , R ICHARD N. 1998. «Обработка речи и слуха в младенчестве: ограничения и предшественники языка». В Справочник по детской психологии, , 5-е издание, изд. Уильям Дэймон, Vol. 2: Познание, восприятие и язык, изд. Дина Кун и Роберт С. Зиглер. Нью-Йорк: Уайли.

B AHRICK , L ORRAINE E. и L ICKLITER , R OBERT . 2000. «Межсенсорная избыточность направляет избирательность внимания и перцептивное обучение в младенчестве». Психология развития 36:190–201.

Б АЛЛАРГЕОН , Р ЭНЕЭ . 1994. «Как младенцы узнают о физическом мире?» Современные направления психологической науки 3:133–140.

B ARSALOU , L AWRENCE W. 1999. «Системы символов восприятия». Поведение и науки о мозге 22:577–660.

B RANSFORD , J OHN D. и S CHWARTZ , D ANIEL L. 2000. «Переосмысление передачи: простое предложение с множественными последствиями». Обзор исследований в области образования 24:61–100.

B RYANT , P ETER и S OMERVILLE , S. 1986. «Пространственные требования к графикам». Британский журнал психологии 77:187–197.

D ODWELL , P ETER C. , изд. 1970. Перцептивное обучение и адаптация: Избранные материалы. Harmonds-worth, англ.: Penguin.

D СОВ , W. J AY. , и H ARWOOD , D ANE L. 1986. Музыкальное познание. Нью-Йорк: Академическая пресса.

E ПШТЕЙН , W ИЛЬЯМ . 1967. 90 157 Разновидностей перцептивного обучения. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

F AHLE , M ANFRED и P OGGIO , T OMASO , ред. 2000. Перцептивное обучение. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

G ARLING , T OMMY и E VANS , G ARY W. 1991. Окружающая среда, познание и действие: комплексный подход. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

G IBSON , E LEANOR J. 1969. Принципы перцептивного обучения и развития. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

G IBSON , E LEANOR J. и P ICK , A NNE D. 2000. Экологический подход к перцептивному обучению и развитию. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

G IBSON , E LEANOR J. и W ALK , R ICHARD D. 1961. «Визуальная скала» Scientific American 202: 64–71.

G IBSON , J AMES J. и G IBSON , E LEANOR J. 1955. «Перцептивное обучение: дифференциация или обогащение?» Психологический обзор 62:32–41.

G OLDSTONE , R ОБЕРТ Л. 1998. «Перцептивное обучение». Ежегодный обзор психологии 49: 585–612.

G ВНЕЗАПНО , J ACQUELINE J. 1978. «Видимое мышление: когнитивные аспекты изменений в рисунках». Развитие ребенка 49:637–641.

G RANRUD , C ARL E. 1993. Зрительное восприятие и познание в младенчестве. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

H ABER , R ALPH N. 1987. «Почему падают низколетящие истребители: факторы восприятия и внимания при столкновениях с землей». Человеческий фактор 29:519–532.

J OHNSON , J ACQUELINE S. и N EWPORT , E LISSA L. 1989. «Влияние критического периода в изучении второго языка: влияние состояния созревания на овладение английским как вторым Язык.» Когнитивная психология 21:60–99.

Дж ОХНСОН , М КОВЧЕГ . 1998. «Нейронная основа когнитивного развития». В Справочнике по детской психологии , , 5-е издание, изд. Уильям Дэймон, Vol. 2: Познание, восприятие и язык, изд. Дина Кун и Роберт С. Зиглер. Нью-Йорк: Уайли.

J USCZYK , P ETER W. 2002. «Как младенцы адаптируют способности обработки речи к структуре родного языка». Текущие направления в психологии 11:15–18.

K ELLMAN , P HILIP и B ANKS , M ARTIN S. 1998. «Зрительное восприятие младенцев». В Справочнике по детской психологии , , 5-е издание, изд. Уильям Дэймон, Vol. 2: Познание, восприятие и язык, изд. Дина Кун и Роберт С. Зиглер. Нью-Йорк: Уайли.

L ITTLEFIELD , J., и R IESER , J OHN J. 1993. «Семантические особенности сходства и детские стратегии для определения релевантной информации в математических задачах». Познание и обучение 11:133–188.

M C L EOD , P ETER ; R EED , N ICK ; и Д IENCES , Z ОЛТАН . 2001. «На пути к единой теории Филдера: чего мы еще не знаем о том, как люди бегут, чтобы поймать мяч». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность 27: 1347–1355.

P ОСТМАН , L ЭО . 1955. «Теория ассоциаций и перцептивное обучение». Психологический обзор 62:438–446.

Q УИНН , P АУЛ С.; P АЛМЕР , V АНЕССА ; и С LATER , A LAN M. 1999. «Идентификация пола в мордах домашних кошек с обучением и без него: перцептивное обучение задаче естественной категоризации». Восприятие 28:749–763.

R IESER , J OHN J.; P ICK , H ERB L.; A SHMEAD , D ANIEL H.; и G ARING , AE 1995. «Калибровка движений человека и модели перцептивно-двигательной организации». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность 21:480–497.

S ААРНИ , C АРОЛИН . 1998. «Эмоциональное развитие: действие, общение и понимание». В Справочнике по детской психологии , , 5-е издание, изд. Уильям Дэймон, Vol. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие, изд. . Нэнси Айзенберг. Нью-Йорк: Уайли.

S AFFRAN , J ENNY R.; А СЛИН , Р. Н.; и N EWPORT , EL 1996. «Статистическое обучение восьмимесячных младенцев». Наука 274:1926–1928.

S AFFRAN , J ENNY R. и G RIEPENTROG , GJ 2001. «Абсолютный слух в слуховом обучении младенцев: свидетельство реорганизации развития». Психология развития 37:74–85.

S CHWARTZ , D ANIEL L. и B RANSFORD , J OHN D. 2001. «Время рассказывать». Познание и обучение 16:475–522.

С ИМОН , Ч ERBERT A. 2001. «Наблюдения за научными науками». Журнал прикладной психологии развития 21:115–121.

T IGHE , LS, и T IGHE , TJ 1966. «Обучение дискриминации: два взгляда в исторической перспективе». Психологический бюллетень 66: 353–370.

В НА Х ОФСТЕН , С ЛАЭС . 1994. «Планирование и понимание того, что произойдет дальше». В Развитие перспективных процессов, изд. Маршалл М. Хейт, Джанет Б. Бенсон и Ральф Дж. Робертс. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

W ALK , R ICHARD D. 1966. «Перцептивное обучение и различение вин». Психономическая наука 5:57–58.

W ALKER -A NDREWS , A RLENE и B AHRICK , L ORRAINE E. 2001. «Восприятие реального мира: социальная информация и память младенцев». Детство 2: 469–481.

W ELCH , R OBERT B. 1978. Модификация восприятия: адаптация к измененной сенсорной среде. Нью-Йорк: Academic Press.

J OHN J. R IESER

Дополнительные темы

  • Обучение – Решение проблем
  • Обучение — Неврологический фонд

Образовательная энциклопедия — StateUniversity.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts