Основные типы акцентуаций характеров у подростков
«Основные типы акцентуаций характера у подростков»
Среди нарушений характера в психиатрии принято выделять психопатии (разрушающий тип развития личности) и акцентуации – такие изменения характера, которые являются крайними вариантами нормы и не приводят к нарушениям процесса социальной адаптации личности
№ |
Тип акцентуации |
Краткая характеристика |
1. |
Эксплозивная (возбудимая) акцентуация характера |
С раннего детства для детей частыми являются проявления возбудимой акцентуации. Крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Повышенная возбудимость может часто сопрягаться с пугливостью. Ребенок может выражать реакцию злобы с самых малых лет в виде физической агрессии – ударить ровесника, швырнуть игрушкой. С самого раннего возраста такого ребенка обычно считают трудным. Такие дети обычно не уживаются в детских коллективах, бьют более слабых, не слушаются, капризны, любят всеми командовать. В подростковом возрасте такие дети крайне болезненно реагируют на любые стрессы или недостаток любви родителей. Они часто невыдержанны, агрессивны при малейшем воздействии, эмоциональный статус неустойчив, гнев часто сменяется слезливостью. Агрессия в отношении других может смениться на аутоагрессию – желание наносить себе самоповреждения. По мере взросления в школьном возрасте они склонны играть в примитивные детские игры с двигательной активностью, берут на себя роль командира. |
2. |
Истерическая акцентуация характера |
С раннего детства эти индивидуумы отличаются повышенной обидчивостью, капризничают, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им. Такие дети имеют живое воображение, впечатлительны и чрезмерно эмоциональны. Ребенок с чертами истерической акцентуации часто становится кумиром семьи, его способностями восторгаются родители, такие дети с радостью декламируют стихи, анекдоты, часто перебивают взрослых, влезают во взрослые разговоры. Такой ребенок требует повышенного внимания к себе, пытаясь его заполучить рассказав не один стих, а гораздо больше. Такие дети отличаются повышенной назойливостью. У таких детей всегда повышена самооценка, при наличии внимания к их персоне они требуют еще большего. Пытаясь, привлечь внимание к себе придумывают вымышленные истории, склонны к фантазированию. У истериков желания всегда преобладают над разумом. |
3. |
Психастеническая акцентуация характера |
Такие дети обычно с раннего детства нерешительны, не уверены в себе, ярко проявляют чувства собственной неполноценности, склонны к постоянным сомнениям и испытывают определенные трудности в принятии решений. Из-за этих черт психастеники труднее претерпевают период взросления и первичной социализации, склонны к чрезмерному психоанализу и болезненным переживаниям, у них плохо выражены живость и яркость переживаний. В раннем детстве такие индивидуумы отличаются пугливостью, робостью, застенчивостью, конфузливостью, малой двигательной активностью. Часто сон у таких детей может быть тревожным, с периодическими просыпаниями и кошмарными сновидениями. Такие дети очень болезненно переживают скандалы родителей. Психастеники склонны к фантазированию и мечтам имеющим не счастливый конец, а, наоборот даже трагический. Боясь получить замечание, придирчиво относятся к школьной форме и, поэтому, всегда ходят в идеально чистой одежде. Такие дети очень болезненно воспринимают выговоры и замечания. При выполнении домашних заданий неоднократно перепроверяют правильность их выполнения. Часто при стрессовых ситуациях эти личности склонны к суициду или развитию неврозов, психогенных депрессий. |
4. |
Циклоидная акцентуация характера |
Циклоидная акцентация характеризуется частой сменой настроения и эмоциональной неустойчивостью – их настроение меняется от грустного, печального к радостному, веселому. У них бывают эпизоды беспричинной радости, все дела удаются, они энергичны. Эти периоды обычно сменяются пониженным настроением. В детстве циклоиды по характеру практически не отличаются от сверстников. В подростковом возрасте может возникнуть первый эпизод пониженного настроения. Таким детям становиться трудно учиться, они раздражительны, быстро устают. То, что раньше давалось без напряжения, становится порой невыполнимым. Обычно бойкие и подвижные, такие дети становятся вялыми и пассивными, прежние интересы теряют свою актуальность. Подростки утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками, предпочитают уединяться даже от близких родственников. У данных подростков в периоды пониженного настроения могут развиваться невротические расстройства по типу неврастении, субдепрессивые состояния и периоды отчаяния. |
5. |
Гипертимная акцентуация характера |
Данная акцентуация характеризуется постоянным повышенным настроением и безудержным оптимизмом. |
6. |
Гипотимная (конституционально-депрессивная) акцентуация характера |
Гипотимики обычно отличаются всегда пониженным настроением. Все новости и сообщения принимают в мрачных, серых тонах, склонны к пессимизму. Гипотимики угрюмы и замкнуты, не любят шумного общества. Постоянно анализируют прошлые ошибки, как правило, незначительные. Часто таких индивидуумов терзают угрызения совести, считают себя неудачниками. В учебе дети с гипотимной акцентуацией характера добросовестны, трудолюбивые и аккуратные. Склонны предвидеть будущие неудачи. Некоторые гипотимы проявляют мнительность и озабоченность собственным здоровьем, у них развивается ипохондрия. |
7. |
Лабильная акцентуация характера |
Дети с лабильной акцентуацией не могут разумно реагировать на события, ранящие его самолюбие, все эмоциональные реакции инфантильны, незрелы, и пренебрежение окружающих ранит таких детей. Ответной реакцией на все вышеперечисленные ситуации может быть обида, слезы или уход в себя. Однако, лабильные личности способны на глубокие переживания и чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. |
8. |
Шизоидная акцентуация характера |
Данная акцентуация характера характеризуется эмоциональной холодностью и неспособностью выражать теплые чувства и привязанности, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими детьми, оторванности от реальности и погруженностью во внутренний мир, фантазированием, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм и правил. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, не общительны со сверстниками, предпочитают уединенные занятия. Родители или учителя могут заметить, что ребенок очень серьезен, подолгу застывает, как бы обдумывая что-то про себя. У таких детей обычно наблюдаются извращенные пристрастия к еде – они могут есть варенье с селедкой, отказываться от рыбных и мясных продуктов. Такие дети имеют обычно замедленное развитие двигательных навыков – могут наблюдаться неуклюжесть, неловкость, малоподвижность, медлительность, им трудно одеваться, причесываться и обслуживать себя. Может наблюдаться однообразие поведения, затруднение приспособления к новым условиям. |
9. |
Эпилептоидная акцентуация характера |
Характеризуется повышенной возбудимостью, мстительностью, склонностью проявлять бурные реакции с агрессией в ответ на незначительные внешние раздражители. С раннего возраста такие дети могут подолгу беспричинно плакать и рыдать, их невозможно успокоить, не действует даже окрик – они озлобляются, колотят ручками и ножками по чему попало, могут ударить и мать, и сверстников. Могут проявляться садистские наклонности, с ранних лет наблюдаются властность и деспотизм. |
10. |
Сенситивная акцентуация характера |
Люди с таким типом акцентуации обычно чрезмерно чувствительны и впечатлительны, с высокими моральными требованиями к себе, постоянно ощущают чувство собственной неполноценности. С раннего детства они ранимы, застенчивы и робки, что мешает им заводить знакомства и друзей. Такие дети боятся «страшных» сказок, темноты, собак, боятся оставаться одни и могут заснуть только при свете. Боятся и своих более активных и драчливых сверстников. Они не могут общаться с незнакомыми людьми. Они трудно привыкают к новому коллективу в детском саду, школе, и, поэтому им не рекомендуется перевод из класса в класс. На переменах такие дети обычно не участвуют в шумной возне своих сверстников, а тихо в углу читают книгу. Родители обычно называют таких детей «Домашним ребенком», «тепличным растением» |
Основные типы акцентуации
18.07.2012
Основные типы акцентуации включают в себя:
— Циклотимный, для которого характерно чередование (цикличность) периодов хорошего и плохого настроения. Часто эти переходы связаны с изменением ситуации, иногда даже с погодой, что роднит циклотимный тип с лабильным, неустойчивым.
— Гипертимный тип, для которого характерны постоянно приподнятое настроение, стремление к активности, повышенная возбудимость. Людям этого типа свойственно браться за большое количество дел, которые они часто не доводят до конца, принимаясь за новые.
Cвязанный с преобладанием пониженного тонуса, плохого настроения. Для людей этого типа характерна склонность к депрессии, они видят, как правило, все в темном свете и их прогнозы самые пессимистичные. Раздражительность и ипохондричность роднит этот тип с астеническим, которому свойственна еще и быстрая утомляемость.
— Шизоидный тип, для которого характерны эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих. Часто люди этого типа замкнутые, центрированные на себе, не склонные к расширению контактов; распространенным является и высокий уровень интеллекта, прежде всего в сфере абстрактного, логического мышления.
Для эпилептоидного типа, наоборот, характерны конкретность, вязкость мышления, часто невысокий общий интеллектуальный уровень, а также скрупулезная педантичность. Склонность к злобно-тоскливому настроению часто проявляется и в приступах агрессивного поведения, конфликтности, иногда даже ярости и жестокости, что роднит этот тип с застревающим.
Застревающий (паранойяльный) тип характеризуется повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, мнительностью, особенно в отношениях с окружающими. Недоверие к ним и стремление к доминированию приводят к частым конфликтам, а злопамятность, стойкость отрицательных эмоциональных переживаний — к жестокости и мстительности.
— Демонстративный (истероидный) тип характеризуется прежде всего ярко выраженным тщеславием, стремлением к признанию, к привлечению внимания любой ценой. Для это используются иногда и лживость, фантазирование, притворство, мнимые болезни. Склонность к авантюристичности и способность вытеснять в бессознательное неприятные факты и воспоминания также весьма распространенны у людей этого типа.
Для психастенического типа характерны высокая тревожность, нерешительность, мнительность, связанная с постоянным поиском болезней. Часты проявления самоанализа, склонность к «самоедству» и мысленному возвращению к неприятным событиям, что приводит к неуверенности, снижению притязаний. Это обостренное чувство собственной неполноценности роднит данный тип с сензитивным, для которого характерны еще и повышенная впечатлительность и боязливость.
Необходимо отметить, что в чистом виде эти типы акцентуации встречаются достаточно редко, обычно у человека проявляется «смешанная» акцентуация, с более или менее ярко выраженными формами нескольких типов.
Сочетание индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Оно представляет собой второй уровень в структуре индивидуальности, ту «интегральную индивидуальность» (термин В. Мерлина), которая лежит в основе индивидуального стиля жизни, опосредуя связь между психодинамическими индивидуальными чертами и структурой личности. Задачи психотерапии во многом связаны именно с помощью человеку в создании индивидуального, основанного на его интегральной диспозии психодинамических черт, стиля деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности компенсируя отрицательные.
Ключевые слова: Акцентуация
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Виды акцентуации характера у подростков по А. Личко Кулагина И.Ю., Личность школьника |
Акцентуации характера: понятие и формы Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Патологическая самозащита и акцентуация черт характера Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Акцентуации характера Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010 |
Половые различия в проявлении свойств нервной системы, темперамента и акцентуаций характера . .. |
Диагностические критерии отличия психопатических состояний от акцентуаций личности … |
Подростковый вариант акцентуированных личностей А. Личко … |
Акцентуация характера и неврозы Г.Г. Шанько. Неврозы у детей — Минск.: Харвест, 2007 |
[Нейрофизиологические показатели невротических больных с различными типами индивидуального характера и их динамика при групповой психотерапии]
. 1992;92(5-12):77-81.
[Статья в Русский]
Александров А.А., Щукина Н.В.
- PMID: 1338165
[Статья в русский]
А А Александров и др. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1992.
. 1992;92(5-12):77-81.
Авторы
Александров А.А., Щукина Н.В.
- PMID: 1338165
Абстрактный
На основе клинических и нейрофизиологических исследований проведен анализ прогностического значения акцентуаций характера как важнейшего фактора преморбидного состояния личности невротических больных. 107 больных с различными паттернами неврозов, которым проводилась групповая психотерапия (личностно-ориентированная (реконструктивная) разновидность). Анализ динамики нейрофизиологических характеристик, проведенный в ходе групповой психотерапии, подтвердил клинические данные о различной излечимости невротических больных с разными типами акцентуаций характера. Больные с акцентуациями характера по истероидному типу оказались более устойчивыми к психотерапии. У больных со стенической разновидностью истероидной акцентуации положительная динамика отмечена лишь в 30% случаев, при астенической разновидности истероидной акцентуации — в 48,6% случаев. Больные с заторможенными чертами характера оказались более податливыми к групповой терапии. При акцентуации сенситивного типа положительная динамика нейрофизиологических характеристик установлена в 65%, тогда как при акцентуации психастенического типа — в 72% случаев. Выявлены также нейрофизиологические корреляции основных типов акцентуаций характера и их динамика при групповой психотерапии.
Похожие статьи
Значение социально-психологических и клинических факторов для назначения групповой психотерапии неврозам.
Гринева И.М., Хохолева А.А., Обора В.В., Карагодина Е. Г., Лазаренко А.Н. Гринева И.М. и соавт. Врач Дело. 1989 ноябрь; (11): 92-4. Врач Дело. 1989. PMID: 2609597 Русский.
Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом.
Левченко И.И. Левченко ИЮ. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988;88(8):83-6. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988 год. PMID: 3195290 Русский.
Социально-психологические исследования групповой психотерапии при неврозах.
Беккер ГХ. Беккер ГХ. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1981;81(11):1708-10. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1981. PMID: 7324674 Русский.
[Факторы личности при депрессивных расстройствах: вклад психобиологической модели, разработанной Клонингером].
Пелиссоло А, Коррубль Э. Пелиссоло А. и др. Энцефал. 2002 г., июль-август; 28(4):363-73. Энцефал. 2002. PMID: 12232546 Обзор. Французский.
Неврозы.
Masserman JH, Wigdahl LC. Массерман Дж. Х. и соавт. Прог Нейрол Психиатрия. 1968; 23:482-95. Прог Нейрол Психиатрия. 1968 год. PMID: 4304828 Обзор. Аннотация недоступна.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Study of personality accentuations based on a three-factor dichotomic typological approach
Open Access
Проблема | Веб-конференция SHS. Том 121, 2021 Международная научная конференция «Евразийское образовательное пространство: традиции, реальность и перспективы» 2021 | |
---|---|---|
Номер статьи | 02004 | |
Количество страниц) | 6 | |
Секция | Актуальные проблемы современного образовательного пространства | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/shsconf/202112102004 | |
Опубликовано онлайн | 07 сентября 2021 г. |
SHS Web of Conferences 121 , 02004 (2021)
Konstantin Borisovich Malyshev 1 , Nikolay Gurgenovich Sobolev 1 , Aleksey Modestovich Chirkov 1 , Nina Nikolaevna Ershova 2 and Tatyana Vyacheslavovna Maltseva 3 1
1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, факультет психологии, кафедра юридической психологии и педагогики, Вологда, Россия
2 Вятский государственный университет, педагогический институт, факультет психологии, Киров, Россия
3 Академия управления МВД России, кафедра психологии, педагогики и управления персоналом, Москва, Россия
1 Автор, ответственный за переписку: mtv-psy@mail. ru
Реферат
Существенной проблемой для практических психологов является разработка собственных методов, необходимых для частных и частных случаев исследования характера. Для этого необходимы технологии создания инструментов психологической диагностики, которые могли бы помочь расширить, упорядочить и показать полную картину личности, а также надежная система валидации разработанного инструментария. Практической психологии необходимо сформулировать социальный заказ на разработку технологии классификации, выявляющей психологические особенности личности. Цель исследования: создание новой методики получения и измерения информации об акцентуациях личности. Методы: в моделировании типов акцентуаций личности и разновидностей темперамента использован трехфакторный интегрированный дихотомический базисный подход. Респондентами выступили 187 студентов Вологодского государственного университета. Исследование проводилось с использованием теста MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) и Руководства по профессиональным тестам Холланда. Корреляционный анализ применялся и при обработке данных. Проверка новой методики измерения акцентуаций личности проводилась с точки зрения конструктивной валидности. Результаты исследования расширяют научную концепцию, определяющую роль и значение процессов структурирования личностно-специфической психологической информации, на основе использования дихотомического трехфакторного базисного подхода, что, в свою очередь, будет способствовать развитию творческого мышления психолога-теоретика. Кроме того, результаты направлены на получение полной и упорядоченной измерительной информации об акцентуациях личности на основе применения интегрально-дихотомического трехфакторного базового типологического подхода, что имеет особое значение для формирования теоретического мышления практического психолога. Результаты исследования могут быть использованы с целью расширения содержания психодиагностического тренинга.
Ключевые слова: личность / психометрия / типология / темперамент
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021 г.