Основоположник бихевиоризм: Основоположник бихевиоризма

Основоположник бихевиоризма

Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый ХХ века, сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем более, что это небезынтересно и в практическом плане.

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец — напротив, человеком несерьезным и  неверующим. Старший Уотсон много пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет, отец покинул семью.

Через много лет, когда Джон Уотсон стал человеком известным и состоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе. Сын выставил его вон.

По слухам, которые не опровергал и сам  Уотсон, он в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто ввязывался в драки и даже  заработал два привода в полицию.

Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником (!), как когда-то обещал матери. В 1900 г. он  получил магистерскую степень. Но в том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической семинарии, куда он ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет.

В ту пору, по воспоминаниям современников, он был “крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе” (в Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).

В Чикагском университете в ту пору сформировалась оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи, крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в 20-е годы в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со стороны идеологически “подкованных” теоретиков советской школы).

Мало кому известно, что Дьюи являлся и крупным психологом; им, в частности, написан первый в США учебник психологии. Но не эта книга определила его роль в мировой психологической науке, а небольшая статья “Понятие о рефлекторном акте в психологии” (1896). До той поры главным исследовательским методов психологии являлась интроспекция — изощренное самонаблюдение немногочисленных экспертов, стремившихся выявить содержание состояний сознания. С чисто американским прагматизмом Дьюи призвал сменить цели и методы психологии: в центре внимания должно стоять не содержание, но акт, не состояние, но функция.

Ознакомившись с трудами Дьюи и Энджела, Уотсон увлекся психологией и занялся ее изучением. В 1903 г. он окончил  университет, получив докторскую степень и став таким образом самым молодым доктором Чикагского университета. В том же году, чуть позже, он женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес. Однажды в качестве экзаменационной работы Мэри представила  Уотсону длинное любовное послание в стихах. Неизвестно, какую оценку она получила на том экзамене, но своего она добилась. Правда, обаятельный преподаватель нравился не только ей, более того — многим молодым особам отвечал взаимностью, заводя бесчисленные интрижки. Терпения жены хватило на 16 лет.

Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд, посвященный поведению белых  крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в юности). “Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато работая с животными, я чувствовал себя в своей тарелке. Изучая животных, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей”.

Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.

В 1908-1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем - кафедру экспериментальной сравнительной психологии в университете Дж. Хопкинса в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных. Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих рефлексов!).

В университете Джонса Хопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.

В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста”, которая положила начало целому научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека, поскольку тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать “сознание”, “переживание”, и т.д., и т.п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более, что именно поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных аспектах.

Так родился бихевиоризм — наука о поведении. Впоследствии его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке — педагогику, социологию, антропологию и др., которые в англоязычной литературе с тех пор называют бихевиоральными (поведенческими) науками.

Центральным понятием новой психологии стало поведение. Которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Манипулируя так называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.

Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 году он был избран президентом Американской Психологической Ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 году статья о созданном им научном направлении для первого издания Большой Советской Энциклопедии была заказана лично ему — пример в практике БСЭ исключительный.

Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:

Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору — врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.

Даже современникам такая декларация казалась сильным преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается, виной тому — недостаток приложенных воспитателем усилий.

Отдельные педагоги, считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне. При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не упоминается.

Что же касается  пресловутой дюжины младенцев, то злые языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем - внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к Рейнер были перехвачены его женой, более того — с ее согласия опубликованы в газете “Балтимор Сан”. Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко угадывается  позиция бихевиориста. “Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на тебя только положительна.

Соответственно положительна и реакция моего сердца”.

Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал, скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.) Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не смог получить академической должности — ни один университет не осмеливался пригласить его из-за его репутации.

Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.

Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны. Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться  произвести впечатление средствами оригинальных образов. “Для того, чтобы управлять потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…” Согласитесь, ведь действует!

После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах — таких, например, как “Космополитэн”. Это, несомненно, способствовало расширению его известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.

Единственным официальным контактом Уотсона с академической наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Эти лекции  послужили основой его будущей книги “Бихевиоризм” (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления общества.

В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу “Психологический уход за ребенком”. Книга была с энтузиазмом воспринята родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона, родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака  воспитывались именно по этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.

Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 году, когда умерла его жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был  психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 году Уотсон сжег все  свои записи.

 

Источник: «Век психологии: имена и судьбы»

Бихевиоризм • Аутизм.Энциклопедия

Термины

обучение, поддержка и вмешательство

Behaviorism


Направление в психологии, предметом изучения которого является поведение доступное для непосредственного наблюдения, описания, измерения, оценки и анализа. Является теоретической основой анализа поведения. Для экспериментального анализа поведения источником являются лабораторные данные, а предметом прикладного анализа поведения становятся разработка и практическое применение конкретных методов для улучшения социального значимого поведения.

Бихевиоризм возник в США на стыке 19 -20 вв. под влиянием экспериментальных исследований физиологии и психики животных (в том числе исследований Ивана Петровича Павлова и Эдварда Торндайка) как ответ на господствующую в то время психодинамическую (глубинную) психологию и другие традиционные формы психологии.

Основоположником бихевиоризма считается Джон Броудес Уотсон, который полагал, что настоящим предметом психологии не могут быть психологические процессы и состояния, поскольку их невозможно объективно наблюдать. Именно поэтому, по его мнению, психология должна сосредоточиться на изучении поведения, а точнее на связи внешних стимулов и реакций, которые они вызывают. Дж. Уотсон считал, что формула «стимул — реакция» способна объяснить любое поведение, а также позволяет прогнозировать и контролировать поведение человека. Именно Джону Уотсону принадлежит высказывание, которое неоднократно использовалось и продолжает использоваться для дискредитации его работ и бихевиоризма в целом, несмотря на то, что современный бихевиоризм уже давно перерос модель «стимул — реакция».

«Дайте мне десять здоровых, нормально развитых младенцев и предоставьте условия, какие я укажу, чтобы их растить, — и я берусь взять любого из них наугад и сделать его кем угодно: врачом, адвокатом, художником, торговцем и да, если на то пошло, то даже нищим или вором-карманником — вне зависимости от его талантов, склонностей, способностей призвания и расы его предков» [2, с. 104].

Бихевиоризм, разработанный Джоном Уотсоном, получил название методологический бихевиоризм (methodological behaviorism). В его раннем представлении для избегания ментализма отрицалось существование внутренних (ментальных) явлений, или их считали не подлежащими научному исследованию. В этом выражается основное ограничение методологического бихевиоризма, ошибочно приписываемого бихевиоризму в целом.

В 1938 была опубликована первая книга Берреса Фредерика Скиннера «Поведение организмов», которая явилась результатом его лабораторных исследований с 1930 по 1937 год и положила начало экспериментальному анализу поведения. В своей работе он выделил и описал два вида поведения — респондетное и оперантное, расширив, таким образом, модель «стимул — реакция», которая, по его мнению, не могла объяснить многочисленные примеры поведения.

«После долгой и кропотливой работы Скиннер накопил достаточно подтверждений далеко не очевидного факта — что поведение зависит не сколько от предшествующих ему стимулов (хотя бывают, конечно, и исключения), сколько от своих немедленных последствий. В формульном виде это записывается как трехчленная последовательность С — Р — С (стимул — реакция — стимул) … Трехчленная модель Скиннера стала новой парадигмой в науке о поведении и научении. Ее значение для науки не менее велико, чем у модели атома Бора или модели гена Менделя» [3, с. 71].

В отличии от Дж. Уотсона и представителей методологического бихевиоризма Скиннер не возражал против включения и рассмотрения в рамках бихевиоризма различных внутренних состояний, и был одним из первых бихевиористов, говоривших о чувствах и мыслях как о поведении, дав им название «личные события». Признание личных событий является отличительной чертой радикального бихевиоризма (radical bevaviorism), основанного Скиннером и не ограничивающегося только теми явления, которые можно наблюдать со стороны.

См. также: Прикладной анализ поведения, Экспериментальный анализ поведения

Текст: Раиса Романова, клинический психолог

(1) Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. — М.: Практика, 2016. (2) Watson J.B. Вehaviorism. — New York: W.W. Norton, 1924. (3) Kimball J.W. Behavior-Analytic Instruction for Children With Autism: Philosophy Matters // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. – 2002. – № 2(17). – P. 66–75.

История психологии — бихевиоризм и гуманизм

Цели обучения

  • Дать определение бихевиоризму и вкладу Павлова, Уотсона и Скиннера в психологию
  • Объясните основные принципы гуманизма и вклад Маслоу в психологию

Поведенческая психология

Первые работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, пищу), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Фокус Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении усвоенного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм.

Попробуйте

Маслоу, Роджерс и гуманизм

Гуманизм — это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.

Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.

Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).

Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, терапия, ориентированная на клиента, предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n. d.).

Попробуйте

Глоссарий

бихевиоризм:  акцент на наблюдении за поведением и контроле над ним

гуманизм:  перспектива психологии, подчеркивающая потенциал добра, присущий всем людям

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Биография Джона Уотсона

Джон Б. Уотсон был психологом начала 20-го века, который основал психологическую область бихевиоризма.

Профессиональная жизнь

Джон Б. Уотсон родился 9 января, 1878 год, Южная Каролина. Его мать, Эмма, была искренне религиозной и назвала его в честь баптистского священника в надежде, что он присоединится к духовенству. Она отреклась от курения, пьянства и других пороков, но Уотсон выросла во взрослую, открыто выступавшую против религии. У него был трудный подростковый возраст, его дважды арестовывали за драку и хулиганство, и он плохо учился.

Благодаря профессиональным связям своей матери Уотсон был принят в Университет Фурмана в Южной Каролине. Его академическая жизнь резко изменилась, и к 21 году он получил степень магистра. Затем он поступил в аспирантуру Чикагского университета, где изучал психологию и начал развивать свои бихевиористские теории. На Уотсона сильно повлияли Владимир Бехтерев и Иван Павлов, и он использовал принципы экспериментальной физиологии для изучения всех аспектов поведения. В 1903 года Уотсон представил свою диссертацию в Чикагском университете и остался там в качестве профессора-исследователя, сосредоточившись на обучении и сенсорной информации у животных.

В 1908 году Уотсон принял должность преподавателя в Университете Джона Хопкинса. В это время Уотсон закрутил роман с одной из своих аспирантов Розали Рейнер, будучи женат на своей первой жене Мэри Икес Уотсон. Уотсона попросили оставить свою должность в Университете Джона Хопкинса в 1920 году, а Уотсон и Рейнер поженились в 1921. Пара прожила вместе 15 лет, пока Рейнер не умер в возрасте 36 лет. Оставив профессию учителя, Уотсон занялась рекламой, поднявшись до руководящей должности всего за два года. Он руководил многими чрезвычайно успешными рекламными кампаниями, в том числе рекламой Ponds Cold Cream и Maxwell House Coffee.

Уотсон был дедушкой актрисы Мариэтт Хартли, которая утверждала, что у нее развились психологические проблемы в результате воспитания в соответствии с принципами бихевиоризма. Перед смертью Уотсон сжег большую часть своих писем и личных бумаг. Уотсон занимал пост президента Американской психологической ассоциации (АПА) в 1919 г.15 лет, и незадолго до своей смерти в 1958 году он получил золотую медаль за вклад в свою область от APA. часто называют «Манифестом бихевиоризма». Поскольку в его теории было мало свидетельств конкретного механизма поведения, многие коллеги Уотсона не считали его убеждения научно обоснованными. Его текст 1919 г., Психология с точки зрения бихевиориста , была принята с большей готовностью, хотя бихевиористские теории Уотсона не были полностью приняты академическими кругами и господствующей психологией еще десять лет.

Бихевиористская теория Уотсона фокусировалась не на внутренних эмоциональных и психологических состояниях людей, а скорее на их внешнем и внешнем поведении. Он считал, что физические реакции человека дают единственное представление о внутренних действиях. Он провел большую часть своей карьеры, применяя свои теории к изучению детского развития и раннего обучения.

Уотсон провел несколько экспериментов по изучению эмоционального обучения у детей. Одним из его самых известных экспериментов был эксперимент Маленького Альберта, в котором изучалось классическое обусловливание с использованием девятимесячного мальчика. В ходе эксперимента Уотсон продемонстрировал, что Маленького Альберта можно заставить бояться чего-то, например, белой крысы, когда изначально такого страха не существовало. Уотсон совместил громкий шум с появлением крысы, чтобы вызвать у ребенка страх. Эксперимент был весьма спорным и, вероятно, был бы признан неэтичным по сегодняшним исследовательским стандартам.

В 1928 году Уотсон опубликовал книгу «Психологическая помощь младенцам и детям» , в которой предостерегал от чрезмерной привязанности к детям и вместо этого одобрял практику обращения с детьми как с миниатюрными взрослыми. Он считал, что чрезмерные ранние привязанности могут способствовать формированию зависимой, нуждающейся личности во взрослом возрасте, подчеркивая, что люди не получают чрезмерного комфорта во взрослом возрасте и поэтому не должны получать его в детстве. В частности, он выступал против сосания пальца, няньки и чрезмерной сентиментальности и подчеркивал, что родители должны быть открытыми и честными с детьми в отношении сексуальности. Хотя в первый год книга хорошо продавалась, некоторые сочли несентиментальный совет Уотсона пугающим. Через два года после публикации книги жена Уотсона опубликовала статью под названием «Я мать сыновей-бихевиористов» в журнале 9.0089 Parents Журнал, который поощрял проявления привязанности, которые предостерегал ее муж.

Бихевиоризм Уотсона оказал длительное влияние на дебаты о природе и воспитании, а его работа пролила свет на большую роль раннего опыта в формировании личности. Уотсон проложил путь последующим бихевиористам, таким как Б. Ф. Скиннер, и бихевиоризм остается популярным подходом к дрессировке животных. Некоторые специалисты в области психического здоровья используют принципы бихевиоризма, чтобы избавиться от фобий и страхов. Кроме того, рекламодатели часто используют бихевиористское обусловливание, чтобы побудить потребителей покупать товары.

Ссылки:

  1. Джон Ватсон. (н.д.). PBS: Научная одиссея . Получено с http://www.pbs.org/wgbh/aso/databank/entries/bhwats.html
  2. .
  3. Плакер, Джонатан А. (2003). Джон Бродус Уотсон. Энциклопедия образования . Получено с http://www.gale.cengage.com/InContext/bio.htm
  4. .
  5. Риллинг, М. (2000). Как проблема объяснения обучения повлияла на происхождение и развитие бихевиоризма Джона Б.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts