Основоположник отечественной дефектологии: Владимир Лубовский — выдающийся дефектолог

Содержание

Л. С. Выготский — основоположник отечественной дефектологии

Автор: Харина Лилия Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 18009 раз

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск Актуальные проблемы современной психолого-педагогической науки: взгляд молодых исследователей (pdf)

Библиографическое описание:

Харина, Л.

В. Л. С. Выготский — основоположник отечественной дефектологии / Л. В. Харина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35965/ (дата обращения: 27.03.2023).



Annotation: the article is devoted to the contribution of the outstanding Russian psychologist Vygotsky and pathologists in the formation of modern defectology.

Keywords: education of abnormal child, effectiveness of the educational system, cultural historical theory, primary and secondary defect, zone of the nearest development, compensation theory.

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — есть наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их воспитания и обучения. Предмет изучения — дети с физическими и умственными недостатками или, с точки зрения современной дефектологии, дети с особыми образовательными потребностями, а также проблемы их обучения и воспитания [4, c.

7].

Дефектология как наука имеет своей целью подготовку детей данной категории к активной жизни в социуме и сформировать у них необходимые социальные качества. Влияние генетической наследственности и социальной среды может быть корригировано воспитанием. Воспитание — это основополагающий элемент механизма полноценного развития личности, способный дать полезного для общества гражданина.

Основополагающим компонентами эффективности системы воспитания являются такие общенаучные принципы, как целенаправленность и системность. Становление человека, как личности происходит не только в процессе общения с другими людьми, но и с обществом, в котором он живет. Вне человеческого общества социальное, интеллектуальное и духовное развитие личности практически невозможно. Вопросы теории и практики обучения, воспитания детей с особыми образовательными потребностями решает рассматриваемая нами наука [4, c. 9].

Дефектология, как наука неразрывно связана с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского, который внес неоценимый вклад в развитие дефектологии, как науки и практики. Л. С. Выготского по праву считают основоположником современной дефектологической науки.

В отечественной дефектологической науке Л. С. Выготский оставил след не только как теоретик, исследующий проблемы детской (возрастной) психологии, но и что особенно важно, как практик в области аномального психического развития данной категории детей. В 1929 г. Л. С. Выготский, занимаясь вопросами обучения и воспитания аномальных детей, организует лабораторию по психологии аномального детства, которая в последствии «выросла» в Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ). На протяжении многих лет он возглавлял ЭДИ и был научным руководителем ряда ученых, проводившихся в исследования в этой области. Областью его научных интересов становится особая сфера практики — работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Одной из основных проблем, которой он занимался, была проблема закономерностей развития как нормальных, так и аномальных детей. Он систематически участвовал в консультациях детей, осуществляя там руководящую роль.

На его консультациях побывали сотни детей с различными отклонениями в психическом развитии [5]. На основе собственных экспериментов Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: «Социальные условия играют важную роль в формировании личности ребенка». Анализ каждого случая той или иной аномалии Л. С. Выготский рассматривал как конкретное выражение какой-либо общей проблемы. Результаты своих исследований в 1928 г. он публикует в статье «Дефект и сверхкомпенсация», в которой дает системный анализ аномалий психического развития. Предложенные им в статье научные тезисы имеют место и в современной дефектологии: «…Всякий дефект создает стимул для выработки компенсации». Понятие дефекта и особенно понятие сверхкомпенсации понимаются Л. С. Выготским достаточно широко: «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий, затруднение функции есть стимул к ее повышению» [2, с.36].

В 1931 г. он публикует фундаментальный труд «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», где подробно проанализировано состояние диагностики того времени и намечены пути ее развития.

В этот же период Л. С. Выготским создана монография «История развития высших психических функций», в которой развёрнуто изложена культурно-историческая теория развития психики. В ней он предлагает различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Учение Л. С. Выготского является основой для развития отечественной дефектологии. Нет ни одного направления в современной дефектологии, которое не базировалось бы на фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях Л. С. Выготского [6, c. 18].

Несмотря на то, что Л. С. Выготский был активным исследователем и талантливым экспериментатором, он в то же время был и выдающимся теоретиком. Свои теории, аномального психического развития, он доказывал с помощью экспериментов. При анализе результатов своих исследований, он изучал не только поведение ребенка, но и обогащал через свое знание о детях и их развитие это знание, поднимая теорию на новый уровень.

Л. С. Выготский в одном из своих психологических трудов говорил: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». Он умело совмещал обоснование теоретической мысли с повседневным общением с детскими душами.

Л. С. Выготский является основоположником теории о первичной и вторичной природе дефекта. По результатам своих исследования в этой области он утверждал, что необходимо строго различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке развития ребенка с особыми образовательными потребности. Он утверждал, что одни дефекты связаны с материалистической стороной умственной отсталости, другие дефекты являются наслоениями над этими первичными. Эти вторичные наслоения — продукт особого положения, которое ребенок занимает в социальном обществе вследствие своего патологического развития. Источники первичных дефектов связаны с органическим нарушением ЦНС, и эти нарушения очень трудно ослабить. Все педагогические усилия должны быть направлены на предупреждение появления вторичных дефектов и устранение ранее возникших, так как вторичные дефекты легче поддаются коррекции.

По результатам своих исследований Л. С. Выготский выделил два вида дефектов, которые стали основополагающим фундаментом для построения коррекционно-воспитательной работы с данной категорией детей [1].

Результаты исследований Л. С. Выготского подвергли критике учение о слабоумии, которое характеризует ребенка с негативной стороны. Основной задачей своего изучения данного вопроса он выдвинул «определение всего лучшего», что есть в аномальном ребенке. Он утверждал, что в коррекционной работе с данной категорий детей необходимо опираться на сохранные стороны его личности. При этом Л. С. Выготский обращал внимание на своеобразие развития аномальных детей. Он говорил, что аномальная личность формируется только в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов. Основным смыслом педагогического воздействия Л. С. Выготский определял содействие развитию личности. Он считал, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые при соблюдении определенных условий, откроют большие возможности для развития личности.

Но для этого необходимо определить их уровень и создать благоприятные условия. Только в таком случае аномальные дети могут в своем развитии перейти на качественно новый уровень. Эти перспективные возможности ребенка были названы автором зоной ближайшего развития. Данное понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие» [2, c. 42].

Суть теории компенсации Л. С. Выготского в следующем: «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.

Несмотря на то, что в середине XX века учение Л. С. Выготского не признавалось — сегодня имя Л. С. Выготского приобрело признание во всем мире. Работы Л. С. Выготского такие, как «Педагогическая психология», «Учение об эмоциях», «Психология искусства», «Орудие и знак», «Язык и мышление», «Мышление и речь» хорошо известны в нашей стране и за рубежом [2, c. 56].

Л. С. Выготский был человеком удивительной эрудиции в различных научных сферах, начиная от литературы и заканчивая медицинскими знания, интеллектуалом, мыслителем.

Многие известные дефектологи такие, как Р. Е. Левина, Э. С. Бейн, Ж. И. Шиф, Н. Г. Морозова работали со Львом Семеновичем. Они так оценивают его вклад в развитие теории и практики психологии и дефектологии: «Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики аномальных детей. Л. С. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу отечественной и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук».

Научное наследие Л. С. Выготского — это около двухсот исследовательских работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология искусства».

Литература:

  1. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. — М., 1996.
  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред М. Г. Ярошевского. М., 1982–1984.
  3. Мещеряков Б. Г. Л.С. Выготский и его имя. //Культурно-историческая психология. — 2007, № 3, С.90–95.
  4. Назарова Н. М. Коррекция дефектологии: пятнадцать лет спустя.//Коррекционная педагогика. — 2007, № 5, С.5–10
  5. Эткинд А. М. Еще о Л. С. Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты.// Вопросы психологии. — 1993, № 4.
  6. Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. — СПб., 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дефект, категория детей, современная дефектология, аномальное психическое развитие, аномальный ребенок, воспитание, психическое развитие, развитие личности, Учение.

Ключевые слова

зона ближайшего развития, обучение и воспитание аномального ребенка, эффективность воспитательной системы, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, первичный и вторичный дефект, теория компенсации

обучение и воспитание аномального ребенка, эффективность воспитательной системы, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, первичный и вторичный дефект, зона ближайшего развития, теория компенсации

Похожие статьи

Вклад Л.

С. Выготского в развитие коррекционной педагогики

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, которая совершила революцию в дефектологии и на которой сейчас построена коррекционная педагогика. В трудах Л. С. Выготского, посвященных аномальным детям

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и

воспитания

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология Цель этой науки социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта.

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

аномальный ребенок, ребенок, процесс, развитие, процесс развития, специальное обучение, отсталый ребенок, ближайшее развитие, аномальное детство, функция.

Обучение

детей со сложным дефектом в условиях…

Категорию детей со сложным дефектом составляют. Дети с умственной отсталостью

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами.

Психолого-педагогическая характеристика

детей со сложным…

Развитие высших психических функций ребенка, как было отмечено Л. С. Выготским, является важнейшим резервом в формировании

Дефектология № 3 1996. — 96с. 2. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения.

«Норма» и «патология

развития» — клинико-педагогический подход

Рубрика: 7. Дефектология. Опубликовано в.

Детей, у которых в результате физиологического или психического отклонения произошло нарушение общего развития, относят к категории аномальных.

Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося…

психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций

Возникновение аномалий развития детей связано с действием разнообразных неблагоприятных факторов: генетических, факторов внешней среды, травматизмом и пр.

Идеи педагогики и

воспитания в наследии Л. С. Выготского

Ключевые слова: педагогика, детская психология, дефектология, коррекционная педагогика, задержка психического развития, культурное развитие личности.

Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных.

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях…

Категорию детей со сложным дефектом составляют. — Дети с умственной отсталостью

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами.

Похожие статьи

Вклад Л. С. Выготского в

развитие коррекционной педагогики

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, которая совершила революцию в дефектологии и на которой сейчас построена коррекционная педагогика. В трудах Л. С. Выготского, посвященных аномальным детям

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и

воспитания

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология Цель этой науки социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта.

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

аномальный ребенок, ребенок, процесс, развитие, процесс развития, специальное обучение, отсталый ребенок, ближайшее развитие, аномальное детство, функция.

Обучение

детей со сложным дефектом в условиях…

Категорию детей со сложным дефектом составляют. Дети с умственной отсталостью

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами.

Психолого-педагогическая характеристика

детей со сложным…

Развитие высших психических функций ребенка, как было отмечено Л. С. Выготским, является важнейшим резервом в формировании

Дефектология № 3 1996. — 96с. 2. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения.

«Норма» и «патология

развития» — клинико-педагогический подход

Рубрика: 7. Дефектология. Опубликовано в.

Детей, у которых в результате физиологического или психического отклонения произошло нарушение общего развития, относят к категории аномальных.

Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося…

психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций

Возникновение аномалий развития детей связано с действием разнообразных неблагоприятных факторов: генетических, факторов внешней среды, травматизмом и пр.

Идеи педагогики и

воспитания в наследии Л. С. Выготского

Ключевые слова: педагогика, детская психология, дефектология, коррекционная педагогика, задержка психического развития, культурное развитие личности.

Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных.

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях…

Категорию детей со сложным дефектом составляют. — Дети с умственной отсталостью

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами.

Л.С.Выготский и дефектология | Логопедия для всех

04 Окт 2011 Автор Ekaterina

Кузнецова Наталия Алексеевна

Логопед высшей категории,

Детская городская поликлиника №1, г. Владимир

Kuznetsova Natalia Alekseevna

higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir

L.S.VYGOTSKY AND DEFECTOLOGY

Abstract. The article tells us about great contribution of the famous psychologist  and defectologist  L.S. Vygotsky to Russian defectology as a science.

Keywords. Education of abnormal child, cultural historical theory, primary and secondary defect, zone of the nearest development, compensation theory.

Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) – это наука, изучающая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и развития. Предметом изучения этой науки являются дети с умственными и физическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.

Дефектология состоит из следующих наук:

1. Логопедия

2. Олигофренопедагогика

3. Тифлопедагогика

4. Сурдопедагогика. Дефектология также включает в себя и специальную психологию.

Дефектология как наука имеет главную задачу:  подготовить аномальных детей к активной жизни в обществе и сформировать их социальные навыки (качества). Влияние наследственности и среды может быть скоррегировано воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать полезную для общества личность.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, системности и в квалифицированном руководстве. Слабость обучения заключается в том, что оно основано на сознании личности и требует участия личности в этом процессе. Человек становится личностью в процессе общения с другими людьми и с обществом, в котором он живет. Вне человеческого общества духовное, социальное и интеллектуальное развитие  личности  невозможно.  Все вопросы теории и практики обучения  и  воспитания аномальных детей решает наука дефектология.

Изучение дефектологии неразрывно связано с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского (05.11.1896 – 11.06.1934гг.), который  внес неоценимый вклад в развитие дефектологии. Л.С.Выготского по праву считают «отцом» современной дефектологической  науки.

Настоящая  фамилия  учёного – Выгодский.  В начале 20-х годов  ХХ века Л.С. Выготский  изменил букву в своей фамилии, чтобы отличаться от своего двоюродного брата Давида Исааковича Выгодского, уже известного тогда поэта и литературоведа.

В 1917 году Л.С. Выготский окончил одновременно юридический факультет  Московского университета и  историко-философский факультет Народного  университета им. А.П. Шанявского. Он работал преподавателем литературы  в  Гомеле  и в это же время серьезно занимался психологией. В 1924 году в Петербурге после блестящего доклада на II-ом Всероссийском съезде  по психоневрологии он стал известен и был приглашен в Москву.

С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Л.С. Выготский организует лабораторию по психологии аномального детства в Москве, восприемником которой в 1929г. стал Экспериментально-дефектологический институт. Одна из проблем, которой он тогда занимался, была проблема закономерностей развития нормальных и аномальных детей. Л.С. Выготский ставил много экспериментов и пришёл к выводу, что социальные условия играют важнейшую роль в формировании ребенка. Учение Л.С. Выготского создало основу для развития отечественной дефектологии.  Нет ни одного направления  в  современной  дефектологии,  которое не базировалось бы на фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях Л.С.Выготского.

В фундаментальной монографии Л.С.Выготского «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л. С.Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Он отмечал, что структура сознания – это динамическая, семантическая система, которая объединяет аффективные, волевые и интеллектуальные процессы.

Л.С.Выготский был активным исследователем, талантливым экспериментатором  и  в то же время выдающимся теоретиком. Он доказывал свои теории аномального психического  развития с помощью экспериментов.  Он не только анализировал результаты своих исследований,  но смотрел на поведение ребенка через свое знание о детях, их развитии, обогащая это знание и поднимая теорию на новый уровень.  В одном из своих психологических этюдов Л.С.Выготский написал: «Никакое большое дело в  жизни  не делается без большого чувства.» Он умело совмещал  полет  теоретической мысли с повседневным общением с детскими душами.

Л.С.Выготский выдвинул теорию о первичной и вторичной природе дефекта. Он считал необходимым строго различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке развития аномального ребенка. Это говорит о том, что одни дефекты связаны с материалистической стороной умственной отсталости, другие дефекты являются  наслоениями  над этими первичными. Эти вторичные наслоения – продукт того особого положения, которое ребенок занимает в социальном обществе вследствие своего патологического развития. Он говорил, что корни первичных дефектов связаны с органическим нарушением ЦНС, и эти нарушения очень трудно ослабить. Легче поддаются коррекции  вторичные дефекты, поэтому педагогические усилия должны быть направлены на предупреждение появления вторичных  дефектов  и  устранение ранее возникших. Он выделил два вида дефектов, которые стали основой для построения коррекционно-воспитательной работы с аномальным детьми.

Л.С.Выготский раскритиковал учение о слабоумии, которое характеризует ребенка с негативной стороны. Он выдвинул задачу найти все лучшее, что есть в аномальном ребенке. Необходимо опираться на сохранные стороны аномального ребенка в коррекционной работе. Л.С.Выготский обращал внимание на своеобразие развития аномальной личности. Он говорил, что аномальная личность формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов. Смысл педагогического  воздействия  Л.С.Выготский видел в содействии развитию личности.  Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности. Необходимо определить их уровень и создать благоприятные условия. Тогда аномальные дети могут развиваться в новом качественном скачке. Эти перспективные возможности ребенка Л.С.Выготский назвал зоной ближайшего развития. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой,» – писал он.

Суть теории компенсации Л. С.Выготского в следующем: “Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль  органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии: всякий дефект создает стимул для выработки компенсации.”

В сталинскую эпоху учение Л.С.Выготского не признавалось. Сейчас имя Л.С.Выготского получило мировую  славу. Работы Л.С.Выготского такие, как “Педагогическая психология”, “Учение об эмоциях”, “Психология искусства”, “Орудие и знак”,  “Язык  и мышление”,  “Мышление и речь” хорошо известны в нашей стране  и за рубежом. Джанни Родари, итальянский писатель, человек, далекий от науки, но по существу великий знаток  детской  психологии, был восхищен книгой Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте». “…Сплошь из серебра и чистого золота”, – сказал Д.Родари.

Л.С.Выготский  был  человеком огромной  эрудиции в различных областях знания (от литературы до медицины), интеллектуалом, мыслителем. В классической работе Л.С.Выготского  “Мышление и речь” мы можем найти его известную  формулу: “Мысль не выражается в слове, но совершается в слове.” Эпиграфом к работе служат строки из О. Мандельштама:  «Я слово позабыл, что я хотел сказать. И мысль бесплотная в чертог теней вернётся.» Мысль без слова становится бесплотной. Слово – плоть мысли. Это означает, что ни мысли, ни слова в их отдельности  нет, а есть процесс их становлений и взаимных превращений.

Такие известные дефектологи, как Э.С.Бейн, Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, которым посчастливилось работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие теории и практики: “Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики аномальных  детей. Л.С.Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу отечественной и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук”.

Список литературы:

  1. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. – М., 1996.
  2. Из истории дефектологии. Переписка Л.С.Выготского с А.М.Щербиной //Дефектология. – 1992, №1.
  3. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.,1998.
  4. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе.// Логопедия. – 2005, №1.
  5. Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя. //Культурно-историческая психология. – 2007, №3.
  6. Назарова Н.М. Коррекция дефектологии: пятнадцать лет спустя.//Коррекционная педагогика. – 2007, №5.
  7. Эткинд А.М. Еще о Л.С.Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты.// Вопросы психологии. – 1993, №4.
  8. Ярошевский  М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. –  СПб., 1993.
  9. Ярошевский М.Г. Л. С. Выготский — жертва «оптического обмана». // Вопросы психологии. – 1993,  №4.
  10. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: поиск принципов построения общей психологии (к 90-летию со дня рождения). // Вопросы психологии. – 1986, №6.
  11. Ярошевский М. Г.Когда Л. С. Выготский и его школа появились в психологии?//Вопросы психологии. – 1996, №5.

List of references:

  1. Vygodskaya G.L., Lifanova T.M. Lev Semenovich Vygotsky. Life. Work. Portrait Marks. – Мoscow, 1996.
  2. From history of defectology. Correspondence of Vygotsky with Scherbina A.M.//Defectologia.- 1992, №1.
  3. Correctional pedagogics. In redaction of  Puzanov B.P. – Moscow, 1998.
  4. Lalaeva R.I. Interconnection of intellect development and language ability with normal and abnormal ontogeny.// Speech-therapy. – 2005, №1.
  5. Mescheryakov B.G. L.S. Vygotsky and his name.//Cultural-historical psychology. – 2007, №3.
  6. Nazarova N.M. Correction of defectology: fifteen years later.//Correctional pedagogics. – 2007, №5.
  7. Etkind A.M. Again about  L.S.Vygotsky: Forgotten texts and unsuspected contexts.//Voprosi psychologii. – 1993, №4.
  8. Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky: searching the new psychology. – St.-Petersburg, 1993.
  9. Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky – a victim of “optical illusion”.//Voprosi psychologii. – 1993, №4.

10.  Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky: searching the principles of building general psychology (to 90-th anniversary from the date of  birth).// Voprosi psychologii.-1986, №6.

11.  Yaroshevsky M.G. When did L.S.Vygotsky and his school appear in psychology?// Voprosi psychologii. – 1996, №5.

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Нравится

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики —

Логопеду в помощь:
  • План работы учителя-логопеда с родителями на 2011-2012 учебный год [средняя группа]
  • Развитие зрительного восприятия
  • Игры-рифмушки



Рубрики: Логопеду в помощь  Метки: дефекты речи, логопед, статья

Федеральное государственное научное учреждение «Научная педагогическая библиотека имени Ушинского» Российской академии образования

Только точные совпадения

Точные совпадения только

Поиск по заголовку

Поиск по названию

Поиск по содержанию

Поиск по содержанию

Искать в отрывке

Скрытый

Скрытый

Скрытый

Скрытый

Скрытый

Моя информационная панель

Профиль
Фото
Карта
отзыва
Связанный список
  • Ушинская научно-педагогическая библиотека основана в 1925. Библиотека – государственное научное учреждение при Российской академии образования, решающее научно-исследовательские задачи библиотечно-информационного обеспечения в сфере образования, наряду с обслуживанием специалистов Российской академии образования. В 1942 г. старый усадебный особняк был передан Библиотеке, где и стоит сейчас. Усадьба (главный корпус усадьбы) построена А.П.Демидовым не позднее 1777 г. в стиле раннего классицизма (арх. М.Ф.Казаков). После пожара 1812 года дом был реконструирован и получил изящное и гармоничное убранство фасада, сохранившееся до наших дней. Пространство парадного двора отделено от улицы чугунным забором с крупным пластическим растительным орнаментом решетки, выполненным в формах барокко, этот уникальный забор (сделанный по эскизу Ф.С.Аргунова, отлит в 1760-х гг. на Урале). Демидовские фабрики мастера А.Т.Сизова) придает законченность ансамблю, оттеняя строгость его форм и утонченно гармонируя в своем изяществе с архитектурным декором. С 1857 г. усадьба принадлежала графине М. Ф.Соллогуб, которая устроила литературный салон, где завсегдатаями были: публицист Ю.Ф.Самарин, философ, В.С.Соловьев, поэт И.С.Аксаков, его жена, мемуаристка А.Ф.Аксакова (урожденная Тютчева), философ, основательница славянофильство А.С.Хомяков. С 1882 года здание занимала 6-я мужская гимназия. В составе интерьера главного дома сохранились сводчатые помещения первого этажа, элементы парадной анфилады..


    Сегодня:

    • Уникальная чугунная ограда, отлитая в 1760-х гг. на Уральских заводах Демидовых.
    • Главный дом усадьбы, построенный в конце XVII века, пережитый пожаром 1812 года.
    • Специализированный библиотечный фонд, насчитывающий более 1,5 млн единиц хранения, включает литературу исторического, теоретического и практического характера по педагогике, образованию, психологии, дефектологии и междисциплинарным наукам.

    Фонд редких отечественных и зарубежных книг (более 7 тыс. единиц хранения)

     

научных идей и постулатов А.

Р. Теория Лурии в подготовке профессиональных дефектологов

Реферат

Актуальность исследования обусловлена ​​важностью изучения идей и положений теории Александра Романовича Лурии (1902-1977) в процессе профессиональной подготовки дефектологов в вузе. А.Р. Лурия — автор многих работ по мозговой организации речи и афазии, опубликованных даже за рубежом. Основное внимание в исследовании уделяется возможностям использования теоретических и практических положений А.Р. Лурии в дефектологическом образовании и обоснование методических приемов проведения такого исследования. В статье подробно не рассматривается все многообразие идей А.Р. Научная школа Лурии. Акцент сделан на положениях о мозговой организации речи и речевой системе, гибкой и способной к изменениям. Приоритетным является широкое использование методологической, гуманистической, мировоззренческой стороны его концепций, влияющих на формирование у студентов конкретных компетенций и профессиональной деятельности будущего специалиста-дефектолога. В данной работе использовались такие методы исследования, как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.) и практические (наблюдение, опрос). В ходе исследования выявлены эффективные методы и приемы А.Р. Лурии, наполненные аналитико-смысловым характером, акцентирующие внимание на теоретико-методологическом фундаменте будущей профессиональной деятельности, а также на способах и методах психолого-педагогической коррекции лиц с ограниченными возможностями (конкретные возможности здоровья). Они намерены не только зацикливаться на научных идеях и положениях ученого, но и понимать смысл коррекционной деятельности по восстановлению высших психических функций.

Ключевые слова: теория А.Р. Лурии, дефектология, дефектологическое образование, профессиональная подготовка

Введение

В изменившихся условиях профессиональной подготовки дефектологов все большее внимание уделяется формированию у будущих специалистов метапредметных компетенций, работающих на перспективу. Они также развивают специфические компетенции, что позволит учителю сочетать индивидуальный и комплексный подходы в конкретной образовательной системе в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложной дефектной структурой (Денисова, Калиниченко, 2017; Нестик, 2021).

На наш взгляд, необходимо обновить систему профессиональной подготовки дефектологов в соответствии с новыми профессиональными образовательными стандартами. Достижению этой цели могли бы способствовать фундаментальные идеи в образовательном процессе и ведущие концепции ученых общей психологии, педагогики, дефектологии, нейропсихологии, афазиологии (Ardila et al., 2020; Luria, 2018b).

Имя Лурии (1976) занимает значительное место среди исследователей. Он автор многочисленных работ по мозговой организации речи и афазии. Его произведения публиковались одновременно на русском и английском языках, причем нередко зарубежные издания опережали отечественные.

Несомненный А. Р. Вклад Лурии в теоретические основы мировой и отечественной педагогики и психологии ХХ века общепризнан. Поэтому использование А.Р. Научные труды Лурии соответствуют современным стандартам профессиональной подготовки и способствуют формированию целостной системы педагогических знаний в специальном образовании студентов (Корсакова, Прахт, 2002; Веракса и др., 2019).

Будущий дефектолог станет активным участником воспитательных отношений. Он будет задействован в практической деятельности и продемонстрирует владение конкретными методами и сценариями психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей с разнообразными множественными отклонениями в развитии. Ему предстоит проявить себя как исследователь и активно развивать исследовательские направления коррекционно-образовательного процесса. Все это обусловлено преимущественно методической грамотностью и компетентностью специалиста в области восстановления высших психических функций лиц с ограниченными возможностями здоровья (Лурия, 2020б; Цыганок, 2019). ; Журавлев, Почебут, 2021).

На эти вопросы обращали внимание различные авторы (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Веракса и др., 2019; Журавлев, Почебут, 2021). Отечественные ученые единодушно стоят на теоретических позициях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Лурия, 1947; Михайлов и др., 2019; Веракса и др., 2019). Согласно ему, только усвоение социального опыта способствует высшим психическим функциям. В связи с этим постулаты А.Р. Теория Лурии о мозговой организации речи и специфическом вкладе различных отделов мозга в речевую систему, способную к пластическим изменениям, имеет важное значение для широкого использования в процессе профессиональной подготовки.

Постановка проблемы

Учитывая высокую актуальность и недостаточную разработанность изучаемого вопроса, мы определили основную проблему исследования. Выявить возможности использования теоретических и практических положений теории российского ученого Александра Романовича Лурии в области афазиологии при изучении отдельных дисциплин бакалавриата и магистратуры в области специального (дефектологического) образования.

Исследовательские вопросы

Важнейшим методическим принципом профессиональной подготовки дефектологов является использование классики дефектологической науки. Несмотря на широкое распространение А.Р. Лурии, нет четкого мнения, на какие постулаты опираться и как их функционально использовать в контексте профессионального образования.

В фундаментальных монографиях по мозговой организации речи и афазии А.Р. Лурия проанализировал две области. Они представляют собой развитие и процесс распада локальных поражений головного мозга. Он заявил, что это «исследование осуществило одну из моих прежних целей и открыло новые научные проблемы, такие как афазия и раннее развитие детей, которые заняли центральное место в моей последующей работе» (Лурия, 2001, стр. 13).

Клинический опыт позволил ученым тщательно изучить симптомы трех основных типов афазии, выявленных в 20-30-х годах ХХ века.

В книге «Травматическая афазия», изданной в 1947 г., автор обобщает результаты решения этих проблем. Эта научная работа заставила А.Р. Лурия всемирно известный ученый. Автор по-новому рассмотрел симптомы афазических расстройств, что, несомненно, стало достижением отечественной научной мысли. Психологические и психофизиологические исследования, посвященные патогенезу мозговой деятельности, вошли в несколько основных клинических концепций. Обоснование автором восстановительных терапевтических приемов, сыгравших решающую роль при травматической афазии, способствовало значительному продвижению учения об афазии и внедрению логики в некоторые сложные вопросы афазиологии (Лурия, 1947).

По словам самого Лурии (2019), одним из его выдающихся научных наследий является книга «Потерянный и возвращенный мир», изданная в 1971 году. Не менее А.Р. Известным трудом Лурии является монография «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях головного мозга». Она многократно переиздавалась (1962, 1969, 2018 гг.) и включает результаты изучения факторов, лежащих в основе нарушений функций головного мозга и высших психических процессов. Ряд наблюдений и результатов диагностики помогли А.Р. Луриа определяют пути компенсации высших психических процессов. Он писал, что «очаговое поражение головного мозга, как правило, никогда не сопровождается полной потерей функций, а чаще приводит к его дезорганизации, в результате чего он проявляется лишь в измененном виде» (Лурия, 2018а, с. 29; Панферов, Микляева, 2019).

А.Р. Лурия систематически углублял представление о динамической локализации психических функций головного мозга человека, являющееся основным в обучении дефектологии. Он заявил:

Кора головного мозга не состоит из отдельных «депо» сенсорных и моторных образов, связанных между собой ассоциативной связью. Она представляет собой рабочую совокупность отдельных систем, каждая из которых представляет собой систему частичной интеграции отдельных сенсорных или моторных процессов. Этот принцип обеспечивает создание тех первичных синтезов, без которых не может быть построена ни фазическая, ни смысловая сторона речевой деятельности. (Лурия, 19 лет47, стр.64)

Термин «динамическая локализация психических функций» означает, что одни и те же отделы центральной нервной системы вступают в динамическое взаимодействие при выполнении психических функций, меняя свое положение и роль. В этом реализуется принцип биологической экономии психической деятельности.

Кроме того, в своей научной работе «Функциональная организация головного мозга» автор провел синдромный анализ системной организации психических процессов, выделил три основных функциональных блока, участие которых необходимо для осуществления любой мыслительной деятельности ( Лурия, 19 лет75; Михайлов и др., 2019).

Еще один выдающийся и известный А.Р. Исследование Лурии, опубликованное в 1973 году, называлось «Основы нейропсихологии». Книга вышла за рубежом под названием «Рабочий мозг: Введение в нейропсихологию». Первое издание книги называлось «Рабочий мозг», или «Активный мозг», но автор изменил название на «Основы нейропсихологии», решив, что оно лучше отражает содержание работы. Книга представляла собой учебный курс, центральное место в котором занимали различные нейропсихологические понятия и термины, накопленные Лурией (2006) в ходе изучения им такой области отечественной науки, как нейропсихология.

Эти факты подчеркивают необходимость профессиональной подготовки дефектологов и более глубокого методологического изучения вопросов мозговой организации сложных форм психической деятельности, обозначенных А.Р. Лурия. В нашей статье мы выдвигаем на первый план мысль о том, что изучение научных концепций А.Р. Лурии в процессе профессионального образования способствует формированию профессионального мышления, методологической и дефектологической культуры будущего специалиста.

Цель исследования

Исследование проведено в Благовещенском государственном педагогическом университете, г. Благовещенск, Амурская область. Его целью было выявление методологических приемов и средств использования теоретических и практических положений А.Р. Теория Лурии в афазиологии в профессиональной подготовке дефектологов.

Новизна данной работы представлена ​​значительным томом А.Р. Первоисточники Лурии изучались студентами. Это в значительной степени способствовало углублению знаний студентов по афазиологии и обоснованию методических приемов ведения этой работы.

Методы исследования

Выборку нашего исследования составили

студенты бакалавриата и магистратуры Благовещенского государственного педагогического университета по специальности «Специальное (дефектологическое) образование».

Предметом исследования явилось выявление возможности использования положений теории афазиологии Александра Романовича Лурии в профессиональной подготовке дефектологов.

При проведении исследования использовались как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.), так и практические (наблюдение, опрос) методы исследования.

Находки

Определив выборку, мы изучили учебные программы учебных дисциплин направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и определили темы спецкурсов. В ходе эксперимента необходимо было использовать теоретические и практические положения А.Р. Лурии: «Понятие об афазии», «Этиология афазии», «Классификации афазии», «Патогенез и симптомы различных форм афазии», «Восстановительное обучение при различных формах афазии», «Нейролингвистический подход». к проблемам речевых расстройств», «Учение А. Р. Лурии о трех функциональных блоках головного мозга», «Исследование состояния высших психических функций при афазии» и др.

Классификация форм афазии помогает студентам-дефектологам получить базовые знания по афазиологии. Ссылаясь на работу «Травматическая афазия», в которой А.Р. Лурия дает свою классификацию этого расстройства, помогает студентам выявить особенности порока и методы восстановительной терапии. В них рассматриваются авторские принципы, лежащие в основе различных форм афазии, такие как анализ топически ограниченного поражения головного мозга и выявление факторов, лежащих в основе всего комплекса нарушений, протекающих с локальным поражением головного мозга (Лурия, 1947).

Выявление научных подходов и рациональных направлений практической деятельности отражает социально-ориентированную функцию дефектологического образования и формирует мыслительные способности будущих специалистов. Более того, работа с первоисточниками учит студентов самостоятельно приобретать профессиональные знания.

Мы считаем крайне важным мотивировать учащихся к изучению содержания первоисточников. Книга «Основы нейропсихологии» послужила источником для анализа структурно-функциональной модели мозга как субстрата психических процессов. Кроме того, эти материалы позволили детально повторить психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, речь, память и тому подобное (Лурия, 2006).

Следует отметить, что в работе с А.Р. Первоисточники Лурии, мы использовали самые разные приемы и задачи. Зарекомендовали себя логическое моделирование, составление конспекта первоисточника, выделение основных проблем и идей (раздел, глава), вопросы и ответы для проверки понимания, составление карточек для систематизации материала, ознакомление с историей первоисточника и некоторые другие приемы. чтобы быть эффективными, и их стоит практиковать и запоминать. Эти методы и приемы позволяют студентам понять суть своей будущей профессии. Они также могут уточнить требования к деятельности, стимулировать развитие коммуникативных навыков, способствовать самостоятельности и осознанию пространства для будущего профессионального роста.

Проанализировав опыт использования данных методов и приемов в профессиональной подготовке дефектологов, мы пришли к выводу, что их можно отнести к аналитико-смысловой группе. Они не просто зацикливаются на научных идеях и основных положениях. Они помогают понять суть деятельности, построить представление о коррекции и восстановлении высших психических функций людей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, изучение корковых функций головного мозга и вопросов мозговой организации сложных форм психических процессов лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет основу теоретических знаний, совместно с методом определения практических мероприятий по восстановительному обучению.

Помимо большого объема научной информации, отражающей работу с терминами, классификациями, научными подходами, А.Р. Работы Лурии содержат уникальный материал о клиническом опыте ученого в годы Великой Отечественной войны. Итак, книга «Затерянный и возвращенный мир» — это история человека, получившего локальные повреждения головного мозга в результате пулевого ранения. Речь идет о раненом лейтенанте в левую теменную область головы. Пуля вошла глубоко в мозг, но не была извлечена (Лурия, 2020а).

Студенты проанализировали клиническую картину нарушений, вызванных пулей, и последствия, связанные с потерей памяти, профессиональных навыков и способности к обучению. «Мир его слов распался, и он стал жить в мире чужих, незнакомых слов, которые было так трудно запомнить и значение которых было так трудно понять» (Лурия, 2019, с. 19).

Изучение таких примеров позволило не только проанализировать нейропсихологические подходы, но и определить целесообразность и эффективность коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми и взрослыми. Это также расширяло мировоззрение и гуманистически ориентировало учащихся в будущей профессии.

Анализ полученных данных обусловил решение выяснить отношение студентов к работе с первоисточниками, например, А.Р. произведения Лурии. С этой целью ежегодно в течение 2013-2020 гг. проводилось анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры. Результаты приведены ниже. На вопрос о желании продолжить изучение первоисточников положительно ответили 54% респондентов. Эффективность и результативность этой работы отметили 67% студентов; О желании начать коррекционно-реабилитационную деятельность заявили 78% учащихся. Несмотря на положительные результаты опроса, следует отметить, что в настоящее время большой проблемой является низкий уровень подготовленности абитуриентов, поступающих на дефектологические специальности.

Заключение

Российский нейропсихолог А.Р. Работы Лурии ценны для профессионального образования дефектологов. Принципиальные положения, сформулированные А. Р. Лурия и его последователи являются основными для студентов-дефектологов при изучении афазиологии. К ним относятся учение о трех основных функциональных блоках мозга, необходимых для всякой мыслительной деятельности, и изучение нарушений высших психических процессов при локальных поражениях головного мозга (Лурия, 1975).

В этом исследовании определены наиболее эффективные методы и методики изучения А.Р. произведения Лурии. А именно аналитико-смысловые задания ориентированы на знание теоретико-методологических основ будущей профессиональной деятельности, способов и методов психолого-педагогической коррекции.

При ознакомлении со сложными научными идеями такой подход помогает преодолеть отрыв научного содержания от практической дефектологической реализации. В любом случае текст первоисточника помогает учащимся заметить, проанализировать, дополнить и сопоставить учебный материал с опытом клинического изучения.

Исследование показало, что в процессе подготовки специалистов по дефектологии А. Р. Лурии следует использовать не фрагментарно, а системно для формирования у студентов профессионального мышления, целостного видения сущности коррекционно-педагогической деятельности.

Ссылки

  • Ардила А., Ахутина Т. В. и Микадзе Ю. В. (2020). А.Р. Вклад Лурии в изучение мозговой организации языка. Современная Ревматология, 12(1), 4-12.

  • Денисова Р.Р., Калиниченко А.В. (2017) Профессиональная подготовка дефектологов: историко-педагогический аспект. Флинта: Наука.

  • Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. (2002). О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) О принципе динамизма в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения). Вопросы психологии, (4), 96-100.

  • Лурия, А. Р. (2018a). Высшие корковые функции человека. Питер.

  • Лурия, А. Р. (2018b). Лекции по общей психологии. [Лекции по общей психологии]. Питер.

  • Лурия, А. Р. (2006). Основы нейропсихологии. Академия.

  • Лурия, А. Р. (2019). Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). Питер.

  • Лурия, А. Р. (2020a). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. Маленькая книга о большой памяти. Питер.

  • Лурия, А. Р. (1947). Травматическая афазия. АМЧ СССР.

  • Лурия, А. Р. (1975). Функциональная организация мозга. Педагогика.

  • Лурия, А. Р. (1976). Рабочий мозг: введение в нейропсихологию. Книги пингвинов.

  • Лурия, А. Р. (2001). Этапы пройденного пути. Научная автобиография Этапы пройденного пути. Научная автобиография. МГУ.

  • Лурия, А. Р. (2020b). Язык и сознание. Питер.

  • Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В. В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. (2019). Первичная прогрессирующая афазия. Неврология, Нейропсихиатрия, Психосоматика, 11(1), 4-11.

  • Нестик, Т. А. (2021). Социально-психологические предикторы и типы личностной долгосрочной ориентации. Психологический журнал, 42(4), 28-39.

  • Панферов В. Н., Микляева А. В. (2019). Принцип целостности в интеграции психологических знаний.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts