Основы деятельностного подхода в психологии заложил: Вопрос: Основы деятельностного подхода в психологии заложил … : Смотреть ответ

Содержание

Деятельностный подход в изучении психического развития. Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе]

Деятельностный подход в изучении психического развития

Особое место в психологии занимает деятельностный подход, успешно разрабатываемый в отечественной психологии благодаря работам А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Категория «деятельность» в психологии выступила сразу в двух ипостасях: как объяснительный принцип и как метод изучения конкретных психологических явлений. В своем первом – философском – значении деятельность оказывается общеродовым способом бытия общественного человека, причем бытия исторически изменяющегося. Деятельность понимается как динамическая система взаимодействия субъекта с миром; преобразуя в деятельности предметный мир, субъект изменяется сам (изменяются его сознание, личность). Система деятельности включает в себя мотивы, цели, условия и соотносимые с ними действия и операции. Данная структура функциональна, т.  е. каждый компонент системы выполняет в деятельности специфические функции.

В своем втором значении (как метод изучения психических явлений) деятельность трактуется как своеобразный движитель, первопричина изменений и кардинальных сдвигов в структуре человеческой субъективности. Смена форм деятельности в онтогенезе, в которых участвует человек, обусловливает изменение его самого, его поведения и всего психического строя. В деятельностном подходе исходным является анализ преобразований психической реальности в процессе деятельности. Именно в деятельности происходит становление и развитие сознания: то, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть представлено, отражено в его сознании.

Деятельностный подход в психологии воплотил в себе достоинства всех других подходов и во многом преодолел их недостатки и ограничения. Категория деятельности объемлет и объектные, и структурные, и функциональные, и динамические представления о характере психического.

Но главная заслуга этого подхода в том, что в арсенал психологической науки были введены методология историзма и принцип развития в их философски грамотных интерпретациях; были продемонстрированы блестящие образцы их реализации в конкретных психологических исследованиях. Именно деятельностный подход заложил основы понимания «развития» не только как созревания или простых изменений во времени, но и как качественного преобразования в психологической системе, приводящего к принципиально новому ее строю и способу функционирования.

Теперь, с этой высшей точки методологии психологических исследований, следует сделать решительный шаг дальше. Этого требуют по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, деятельностный подход не давал принципиального ответа на вопрос: что развивается? что является объектом развития? – предпочитая отвечать на вопросы:

как и что может получиться? Деятельностный подход демонстрировал «высокие технологии развивания», но результат развития всегда заранее полагался или ожидался. В его рамках сложилась особая идеология формирующего эксперимента, в которой искомые закономерности развития без остатка отождествлялись с той или иной технологией успешного формирования какого-либо психологического свойства или структуры.

Во-вторых, некритическое использование деятельностной методологии в психологии развития породило своеобразный «развивательный демонизм», нашедший свое крайнее выражение у ряда последователей отечественной концепции «поэтапного формирования», что создавало иллюзию всесилия воспитателя. Казалось, достаточно подобрать нужную деятельность, правильно организовать ее, и можно получить любой результат развития (формирования). Данное обстоятельство явилось одной из причин перехода самой по себе мощной методологии на позиции социоморфизма; зачастую не учитывалось, что общий ход развития человеческой субъективности слишком сложен, чтобы свести его к пусть и важному, но только одному типу детерминации.

В развитии есть и момент неконтролируемой общекультурной и общеприродной детерминации, благодаря которой многое в развитии случается «само собой» – помимо и вопреки воле и усилиям «развивателей».

В деятельностном подходе не в полном объеме реализован генетический принцип, такой важный для психологии развития. Генетическая логика есть прежде всего логика выведения, а не постулирования ставшего (или желаемого). С генетической точки зрения, чтобы понять, что есть нечто и объяснить, как оно возможно, необходимо ответить на главные вопросы: из чего, как и во что это нечто развивается? Поиск ответов именно на эти вопросы жестко определяет постановку и центрального вопроса всего генетического анализа:

что развивается? – и только затем: как? за счет чего? и в каком направлении?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Основные закономерности психического развития ребенка

Основные закономерности психического развития ребенка Психическое развитие ребенка зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе

Показатели физического и психического развития ребенка

Показатели физического и психического развития ребенка Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует

Особенности психического развития детей

Особенности психического развития детей Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Диагностика готовности ребенка к школе

2.

1. Клинические проявления при задержке психического развития

2.1. Клинические проявления при задержке психического развития Анализ теоретических разработок и повседневной практики показывает, что в медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. По результатам

2.2. Систематика задержек психического развития

2.2. Систематика задержек психического развития В настоящее время существует несколько видов классификаций задержек психического развития: клинические (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и Т. А. Власова, В. В. Ковалев, Ю. Г. Демьянов), клинико-психолого-педагогическая (К. С.

2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе

2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является в большей степени психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психическом развитии ребенка.

3.1. Организация помощи детям с задержкой психического развития на современном этапе общественного развития

3.1. Организация помощи детям с задержкой психического развития на современном этапе общественного развития Наличие подобной группы детей обратило на себя внимание исследователей еще в девятнадцатом столетии (Н. А. Добролюбов). Они описывались под разными названиями:

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать нервно-психическое развитие и психологическое

2.2. Натуралистические концепции психического развития человека

2. 2. Натуралистические концепции психического развития человека Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или

2.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека

2.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими

Закономерности психического развития в онтогенезе

Закономерности психического развития в онтогенезе Согласно Л. С. Выготскому, движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Он писал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой

Основания и схемы периодизации психического развития

Основания и схемы периодизации психического развития Л. С. Выготский был первым из отечественных психологов, предпринявшим категориальный анализ проблемы возраста, его динамики, структуры, механизмов смены. Проблему возраста он считал ключевой для детской психологии и

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития Системный подход в изучении психических явлений Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве

Системный подход в изучении психических явлений

Системный подход в изучении психических явлений Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы

Субъектный подход в психологии развития

Субъектный подход в психологии развития Системно-структурный и процессуально-динамический подходы основной упор делают на специальном конструировании объекта познания. Как правило, такой объект выделяется с точки зрения его формальных характеристик – как целостный,

§ 7. Атипия психического развития

§ 7. Атипия психического развития Проблема левшества является уже долгие годы одной из наиболее активно обсуждаемых в различных областях науки о человеке. Право или леворукость — одно из важнейших его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в

Деятельностный подход в психологии

В психологии категория деятельности рассматривается в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования.

Анализ первой функции был начат работами Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна; в дальнейшем он был продолжен А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, В.В.Давыдовым и другими. В этом аспекте изучалась связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний были введены такие понятия, как «совместная (коллективная) деятельность» и «индивидуальная деятельность». Выделение таких характеристик деятельности, как преобразующая, целенаправленная, чувственно-предметная и духовная, тоже результат изучения деятельности в ее первом значении.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л.С.Выготским и С.Л.Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А.Н.Леонтьевым и его последователями. Именно А.Н.Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А.Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность — это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя— это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А.Н.Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация».

При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход — от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры экстериоризации.

А.Н.Леонтьев и его последователи полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство. Об этом свидетельствует название последнего труда А.Н.Леонтьева: «Деятельность. Сознание. Личность».

Категория деятельности, деятельностный подход в психологии были реализованы преимущественно при разработке проблем возрастной и педагогической психологии. Известны многократные попытки решить на основании деятельностного подхода проблемы общего психического развития.

Однако необходимо отметить неправомерность выделения предметной деятельности в качестве единственного основания и источника развития человеческой субъективности. Многочисленные данные раннего онтогенеза показывают, что становление субъективности начинается вовсе не с предметных оснований как таковых. Более того, это становление вообще не может идти по какому-либо одному основанию, будь то сознание, общение или деятельность, — в их разделенности.

Клюда

Клюда

Atvert galveno saturu

Atvainojiet, noradito failu nevarēja atrast

Papildinformācija par šo kļudu

Париет уз… Pāriet uz…Jaunumi un paziņojumi Projekts DocTDLL AktualitātesVasaras skola 30.08. — 01.09.2020.Vasaras skola 2020 14. ikgadējā starptautiskā zinātniskā конференция «Sabiedrība. Интеграция. Izglītība”PROFESIONĀLĀS PILNVEIDES PROGRAMMA “Izglītības un pedagogisko paradigmu mainņa teorijā un praksē” Laika posmā no 05.12.2019. лидз 07.12.2019. нотика FLPP DocTDLL семинары JūrmalāLaika posmā no 05.12.2019. лидз 07.12.2019. notika flpp doctdll seminārs jūrmalā (с 05.12.2019 по 07. 12.2019, семинар Flpp Doctdll был проведен в Юрумале, латвия). «Педагогия» absolvente Ольга Виндача Курс «Преобразование цифровых технологий: теория и практика» 2. nodarbībaVasaras skola 2019/ Летняя школа & Курс «Transformatīvā digitālā mācīšanās: teorija un prakse»/ Курсы «Трансформационное цифровое обучение: теория и практика» Vasaras skolas 18.06.2019. — 20.06.2019. prezentācijas «Transformatīvā digitālā mācišanās: teorija un prakse» (kursi e-vidē) 1. nodarbība «Transformatīvā digitālā mācīšanās: teorija un prakse» (kursi e-vidē)/ «Transformative Digital Learning: Theory and Practice» (курсы электронного обучения) Vasaras skola 13. Стартаутская зинатская конференция «Sabiedrība. Integrācija. Izglītība» 13-я Международная научная конференция „Общество. Интеграция. Образование» «Transformatīvā digitālā mācīšanās: teorija un prakse» (kursi e-vidē)Pieredzes appaiņas vizīte KanadaPieredzes apmaiņas vizīte Kanada (Посещение Университета Онтарио, Канада)Семинары 11. 01.2019.Семинары 11.01.2019. (Kick-off meeting 11.01.2019) Aizstāvētie maģistra un promocijas darbi Intelektuālais īpašums Publikācijas KonferencesSemināriPieredzes apmaiņas braucieni Vasaras skolas Projekta rezultātu izplatīšana Veicamie darbi un rezultāti 2019 Veicamie darbi un rezultāti 2020 Veicamie darbi un rezultāti 2021Projekts LV-UA Rezultāti 2019Veicamie darbi N1Veicamie darbi N2Veicamie darbi N3Veicamie darbi N5Veicamie darbi N6Veicamie darbi N7 Rezultāti 2020 — 2021 2. Programmas popularizēšanas pasākumi par eksperimentālo programmu 3. Dalībnieku atlases veikšana Ukrainas — Latvijas pilot-grupai 4. Programmas aprobācija, izmantojot Web konferenču platformas 5. Kopīgas publikācijas sagatavošana iesniegšanai žurnālā ar augstu CI PublikācijasOnline Курс ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ IzplatīšanaProjekta Popularizēšanas materiāli LV-UAProject ESECIO1 результатыФИНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯВебинар для партнеров, Латвия, RTA, 06.09.2019.ВЕБИНАР «Практика обучения людей с особыми потребностями: пример Латвии»Мероприятие Multiplier в Италии (10-11 июля)Встреча проекта в Греции INCLUDE, июль 2019Встреча проекта в Греции INCLUDE, июль 2019Мероприятие Multiplier в Греции ВКЛЮЧЕНОКороткое обучающее мероприятие в Латвии, RTA, Апрель, 2019Краткое обучающее мероприятие в Латвии, RTA, апрель, 2019Результаты проекта — рекомендацииРаспространение (ESEC)КОНФЕРЕНЦИЯ Расширение компетенций педагогов и родителей в сотрудничестве 5. -9. 2019. Янница, ГрецияКОНФЕРЕНЦИЯ Расширение компетенции педагогов и родителей в сотрудничестве 5.-9. 2019. Янница, Греция11 декабря Ecoistituto вебинар с участием НПО и студентов Удинского университета11 декабря Ecoistituto вебинар с участием НПО и студентов Удинского университета Встреча консорциума ESEC в Латвии 20.-21.02.2020. Юрмала, Встреча консорциума LATVIAESEC в Латвии 20.-21.02.2020. Юрмала, ЛАТВИЯIO2 — УЧЕБНЫЕ КУРСЫРезультаты курсовIO3 результатыПроект ERASMUS+ «SMM4WIN»Результаты проекта (SMM4WIN)IO1 (SMM4WIN)IO2 (SMM4WIN)IO3 (SMM4WIN)Тема 1 – Я, компьютер и Интернет (RTA)Тема 2 – Введение в социальные медиа (ECOINSTITUTO) Тема 3 — Основы социальных сетей: Facebook (ALSTR) Тема 4 — Основы социальных сетей: Youtube (FZZ) Тема 1 — Новые вакансии в области маркетинга в социальных сетях. Будущее рабочих мест (ALSTR) Тема 2. Как начать работу с маркетингом в социальных сетях? (ECOINSTITUTO) Тема 3 — Youtube, Snap и Facebook — Присоединяйтесь (FZZ) Тема 4 — Создание контента для социальных сетей (ALSTR) Тема 6 — Тематические исследования: Инвалиды и работа в социальных сетях (RTA) Тема 8 — Самоанализ — Вызовы, ограничения и не только (RTA)Распространение (SMM4WIN)Распространение 13 декабря 2020. СЕМИНАР «Возможности социальных сетей для самореализации молодежи» для глухой молодежиProject ASLРезультаты проекта (ASL)O2 (ASL)Распространение (ASL)ОБУЧЕНИЕ КУРС (ASL)КонтактыPielikums N.3.3.- Datu sagatavošana apstrādei 1Pielikums N.3.3.- Datu sagatavošana apstrādei 2Pielikums N.3.3.- Datu sagatavošana apstrādei 3Учебный блок 1: «Найти работу в Интернете» Тема 5 – Как создать портфолио и отправить незапрошенные предложения (FZZ) Тема 7 – Безопасность в Интернете (ECOINSTITUTO)FLPP DocTDLL Результат апробации на семинарах izplatīšanas Юрмала (03.-04.09).2021.)Итейкуми

Атпакаль

Jūs neesat pieslēdzies. (Пиелегтис)

Архитектура мозга

Ключевые понятия

Ранний опыт влияет на развитие архитектуры мозга , которая обеспечивает основу для всего будущего обучения, поведения и здоровья. Точно так же, как слабый фундамент ставит под угрозу качество и прочность дома, неблагоприятный опыт в раннем возрасте может ухудшить архитектуру мозга, причем негативные последствия сохраняются и во взрослой жизни.

Развитие архитектуры мозга ребенка обеспечивает основу для всего будущего обучения, поведения и здоровья.

Мозг со временем формируется снизу вверх. Базовая архитектура мозга строится в ходе непрерывного процесса, который начинается еще до рождения и продолжается во взрослой жизни. Сначала формируются более простые нейронные связи и навыки, за которыми следуют более сложные схемы и навыки. В первые несколько лет жизни каждую секунду образуется более 1 миллиона новых нейронных связей.* После этого периода быстрого распространения связи сокращаются в результате процесса, называемого обрезкой, который позволяет мозговым цепям работать более эффективно.

Архитектура мозга состоит из миллиардов связей между отдельными нейронами в разных областях мозга. Эти соединения обеспечивают молниеносную связь между нейронами, которые специализируются на различных видах функций мозга. Ранние годы являются наиболее активным периодом для установления нейронных связей, но новые связи могут формироваться на протяжении всей жизни, а неиспользуемые связи продолжают сокращаться. Поскольку этот динамический процесс никогда не останавливается, невозможно определить, какой процент развития мозга приходится на определенный возраст. Что еще более важно, связи, которые формируются рано, обеспечивают либо сильную, либо слабую основу для связей, которые формируются позже.

Взаимодействие генов и опыта формируют развивающийся мозг. Хотя гены обеспечивают схему формирования мозговых цепей, эти цепи укрепляются при многократном использовании. Основным компонентом этого процесса развития является взаимодействие между детьми и их родителями, а также другими лицами, осуществляющими уход, в семье или сообществе. В отсутствие чуткой заботы — или если ответы ненадежны или неадекватны — архитектура мозга формируется не так, как ожидалось, что может привести к несоответствиям в обучении и поведении. В конечном счете, гены и опыт работают вместе, чтобы создать архитектуру мозга.

Легче и дешевле сформировать прочные мозговые цепи в первые годы, чем вмешиваться или «исправлять» их позже.

Когнитивные, эмоциональные и социальные способности неразрывно переплетаются на протяжении всей жизни. Мозг является высокоинтегрированным органом, и его многочисленные функции работают в координации друг с другом. Эмоциональное благополучие и социальная компетентность обеспечивают прочную основу для новых когнитивных способностей, а вместе они являются кирпичиками архитектуры мозга. Эмоциональное и физическое здоровье, социальные навыки и когнитивно-лингвистические способности, возникающие в первые годы, важны для успеха в школе, на работе и в обществе в целом.

Игра «Архитектура мозга» была разработана, чтобы помочь объяснить науку о раннем развитии мозга: что ему способствует, что подрывает и каковы последствия для общества.

Токсический стресс ослабляет архитектуру развивающегося мозга, что может привести к пожизненным проблемам в обучении, поведении, физическому и психическому здоровью. Переживание стресса является важной частью здорового развития. Активация реакции на стресс вызывает широкий спектр физиологических реакций, подготавливающих организм к встрече с угрозой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts