📖 Основы психофизиологии . Александров Ю. И. Читать онлайн
Юрий АлександровПравообладателям
Скачать:›fb2›rtf
В учебнике «Основы психофизиологии» раскрыты все темы, составляющие в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание курса по психофизиологии, и дополнительно те вопросы, которые представляют собой «точки роста» и привлекают значительное внимание исследователей. В учебнике описаны основные методологические подходы и методы, разработанные как в отечественной, так и в зарубежной психофизиологии, последние достижения этой науки.
Настоящий учебник, который отражает современное состояние психофизиологии во всей её полноте, предназначен студентам, аспирантам, научным сотрудникам, а также всем тем, кто интересуется методологией науки, психологией, психофизиологией, нейронауками, методами и результатами объективного изучения психики.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Глава 1 МОЗГ
- 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- 2. НЕЙРОН. ЕГО СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ
- 2.1 Размер и форма
- 2.2 Цвет нейронов
- 2.3. Синапсы
- 2.4. Электрическая возбудимость
- 2.5. Пейсмекер
- Глава 2 МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. РЕГИСТРАЦИЯ ИМПУЛЬСНОЙ АКТИВНОСТИ НЕРВНЫХ КЛЕТОК
- 2. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ
- 3. МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ
- 4. ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННАЯ ТОМОГРАФИЯ МОЗГА
- 5. ОКУЛОГРАФИЯ
- 6. ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ
- 7. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОЖИ
- Глава 3 ПЕРЕДАЧА И ПЕРЕРАБОТКА СЕНСОРНЫХ СИГНАЛОВ
- 1. ОБНАРУЖЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ СИГНАЛОВ
- Сенсорная рецепция
- КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЦЕПТОРОВ
- ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ РЕЦЕПТОРОВ
- 1.2. Сенсорные пороги
- АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
- ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
- 2. ПЕРЕДАЧА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛОВ
- 3. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
- 4. ДЕТЕКТИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ
- 5. ОПОЗНАНИЕ ОБРАЗОВ
- 6. АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
- 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
- 8. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЕ
- Глава 4 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
- 1. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
- 1.1. Методы исследования сенсорных систем
- Общие принципы организации сенсорных систем
- 2. ЗРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- 2.1. Строение и функции оптического аппарата глаза
- 2.2. Аккомодация
- 2.3. Аномалии рефракции глаза
- 2.4. Зрачок и зрачковый рефлекс
- 2.5. Структура и функции сетчатки
- 2.6. Структура и функции слоёв сетчатки
- 2.7. Нейроны сетчатки
- 2.8. Нервные пути и связи в зрительной системе
- 2.9. Электрическая активность центров зрительной системы
- 2. 10. Световая чувствительность
- 2.11. Зрительная адаптация
- 2.12. Дифференциальная чувствительность зрения
- 2.13. Яркостной контраст
- 2.14. Слепящая яркость света
- 2.15. Инерция зрения, слитие мельканий, последовательные образы
- 2.16. Цветовое зрение
- 2.17. Восприятие пространства
- 3. СЛУХОВАЯ СИСТЕМА
- 3.1. Структура и функции наружного и среднего уха
- 3.2. Структура и функции внутреннего уха
- 3.3. Анализ частоты звука (высоты тона)
- 3.4. Слуховые ощущения
- 4. ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА
- 4.1. Строение и функции рецепторного вестибулярного аппарата
- 4.2. Электрические явления в вестибулярной системе
- 4.4. Основные афферентные пути и проекции вестибулярных сигналов
- 4.5. Функции вестибулярной системы
- 5. СОМАТОСЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
- 5.1. Кожная рецепция
- 5. 2. Свойства тактильного восприятия
- 5.3. Температурная рецепция
- 5.4. Болевая рецепция
- 5.5. Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция)
- 5.6. Передача и переработка соматосенсорной информации
- 6. ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- 7. ВКУСОВАЯ СИСТЕМА
- 7.2. Вкусовые ощущения и восприятие
- 8. ВИСЦЕРАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
- 8.1.Интерорецепторы
- 8.2. Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы
- 8.3. Висцеральные ощущения и восприятие
- 9. ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА
- Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ
- 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЕ
- 2. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ
- 3. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ АППАРАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ
- 4. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
- 5. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
- 6. ТИПЫ ДВИЖЕНИЙ
- 7. ВЫРАБОТКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
- 8. СХЕМА ТЕЛА И СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
- Глава 6 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ
- 1. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ
- 1.1. Градиент ретроградной амнезии
- 1.2. Стадии фиксации памяти
- 1.3. Кратковременная и долговременная память
- 2. СОСТОЯНИЯ ЭНГРАММЫ
- 2.1. Спонтанное восстановление памяти
- 2.2. Восстановление энграммы действием второго электрошока
- 2.3. Восстановление памяти методом напоминания
- 2.4. Восстановление памяти методом ознакомления
- 2.5. Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти
- 2.6. Основное положение теории активной памяти
- 3. ГИПОТЕЗА О РАСПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭНГРАММЫ
- 3.1. Распределенность энграммы в опытах с локальными раздражениями мозга
- 3.2. Распределенность энграммы по множеству элементов мозга
- 4. ПРОЦЕДУРНАЯ И ДЕКЛАРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
- 5. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ
- 6. ДИСКРЕТНОСТЬ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- 7. КОНСТАНТА ЛИВАНОВА
- 8. ОБЪЁМ И БЫСТРОДЕЙСТВИЕ ПАМЯТИ
- 9. ДИАПАЗОН ОЩУЩЕНИЙ
- 10. НЕЙРОННЫЕ КОДЫ ПАМЯТИ
- Глава 7 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
- 1. ЭМОЦИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ ЕЁ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
- 2. СТРУКТУРЫ МОЗГА, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ПОДКРЕПЛЯЮЩУЮ, ПЕРЕКЛЮЧАЮЩУЮ, КОМПЕНСАТОРНО-ЗАМЕЩАЮЩУЮ И КОММУНИКАТИВНУЮ ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
- 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУР МОЗГА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ КАК ОСНОВУ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
- 4. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
- Глава 8 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
- 2. РОЛЬ И МЕСТО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
- 3. МОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА МОЗГА
- 3.1. Стволово-таламо-кортикальная система
- 3. 2. Базальная холинергическая система переднего мозга
- 3.3. Каудо-таламо-кортикальная система
- 3.4. Модулирующие нейроны
- Глава 9 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
- 1. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ
- 2. ТЕОРИИ ФИЛЬТРА
- 3. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
- 4. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
- Глава 10 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС И ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС
- 2. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Глава 11 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
- 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ
- 2. «СВЕТЛОЕ ПЯТНО»
- 3. ПОВТОРНЫЙ ВХОД ВОЗБУЖДЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СИНТЕЗ
- 3.1. Мозговая основа ощущений
- 3.2. Механизмы мышления
- 4. СОЗНАНИЕ, ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ
- 5. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ
- 6. ТРИ КОНЦЕПЦИИ – ОДНО СОЗНАНИЕ
- Глава 12 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
- 1. ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
- 2. ИНДИКАТОРЫ ОСОЗНАВАЕМОГО И НЕОСОЗНАВАЕМОГО ВОСПРИЯТИЯ
- 3. СЕМАНИЧЕСКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ СТИМУЛОВ
- 4. ВРЕМЕННЫЕ СВЯЗИ (АССОЦИАЦИИ) НА НЕОСОЗНАВАЕМОМ УРОВНЕ
- 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- 6. ОБРАТНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ СВЯЗИ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- 6.1. Роль обратных временных связей в нервном механизме «психологической защиты»
- 6.2. Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности
- 7. РОЛЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПРИ НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПАТОЛОГИИ
- Глава 13 СОН И СНОВИДЕНИЯ
- 1. АКТИВНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ СНА ИЛИ ЛИШЕНИЕ БОДРСТВОВАНИЯ?
- 2. ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ИЛИ РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ?
- 3. СТАДИИ МЕДЛЕННОГО СНА И БЫСТРЫЙ СОН
- 4. СОН В ОТНО- И ФИЛОГЕНЕЗЕ
- 5. ПОТРЕБНОСТЬ В СНЕ
- 6. ДЕПРИВАЦИЯ СНА
- 7. СНОВИДЕНИЯ
- 8. ПОЧЕМУ МЫ СПИМ? (ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СНА)
- Глава 14 СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
- 1. АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ
- 1.1. Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности
- 1.2. Реактивность
- 1.3. Активность
- 1.4. Эклектика в психологии и психофизиологии
- 2. ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
- 2.1. Что такое система?
- 2.2. Результат – системообразующий фактор
- 2.3. Временной парадокс
- 2.4. Целенаправленность поведения
- 2.5. Опережающее отражение
- 2.7. Системные процессы
- 2.8. Поведение как континуум результатов
- 3. СИСТЕМНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ АКТИВНОСТИ НЕЙРОНА
- 3.1. Парадигма реактивности: нейрон, как и индивид, отвечает на стимул
- 3.2. Парадигма активности: нейрон, как и индивид, достигает «результат», получая необходимые метаболиты из своей «микросреды»
- 3. 3. «Потребности» нейрона и объединение нейронов в систему как способ их обеспечения
- 3.4. Значение системного понимания детерминации активности нейрона для психологии
- 4. СУБЪЕКТИВНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ
- 4.1. Активность как субъективное отражение
- 4.2. Физические характеристики среды и целенаправленное поведение
- 4.3. «Дробление» среды индивидом определяется историей их соотношения
- 4.4. Зависимость активности центральных и периферических нейронов от цели поведения
- 4.5. Значение эфферентных влияний
- 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
- 5.1. Коррелятивная психофизиология
- 5.2. Варианты традиционного решения психофизиологической проблемы
- 5.3. Системное решение психофизиологической проблемы
- 5.4. Задачи системной психофизиологии и её значение для психологии
- 5.5. Взаимосодействие коррелятивной и системной психофизиологии
- 6. СИСТЕМОГИНЕЗ
- 6.1. Органогенез и системогенез
- 6.2. Научение как реактивация процессов развития
- 6.3. Научение – селекция или инструкция?
- 6.4. Системная специализация и системоспецифичность нейронов
- 7. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СУБЪЕКТИВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
- 7.1. Историческая детерминация уровневой организации систем
- 7.2. Поведение как одновременная реализация систем разного «возраста»
- 7.3. Структура субъективного мира и субъект поведения
- 7.4. Динамика субъективного мира как смена состояний субъекта поведения
- 7.5. Модифицируемость системной организации поведенческого акта в последовательных реализациях
- 7.6. Человек и животное: системная перспектива
- 7.7. Направления исследований в системной психофизиологии
- 8. ПРОЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА НА СТРУКТУРЫ МОЗГА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
- 8.1. Зависимость проекции индивидуального опыта от особенностей индивидуального развития
- 8. 2. Паттерны системной специализации нейронов разных структур мозга
- 8.3. Изменение проекции индивидуального опыта от животного к человеку
- 8.4. Изменение проекции индивидуального опыта в условиях патологии
- 8.5. Психофизиологическое основание закона Рибо
- 8.6. Значение материала патологии для изучения системной организации поведения
- 9. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПСИХОЛОГИИ И СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
- Глава 15 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ
- 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
- 2. ПОДХОД К НАУЧЕНИЮ КАК ПРОЦЕССУ
- 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ НАУЧЕНИЯ
- 4. СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ НАУЧЕНИЯ
- 5. СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ. ПРОБЛЕМА ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА
- 6. ФИКСАЦИЯ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ В ВИДЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОПЫТА
- 7. ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ НАУЧЕНИЯ НА СТРУКТУРУ ОПЫТА И ОРГАНИЗАЦИЮ МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ
- Глава 16 СВЯЗАННЫЕ С СОБЫТИЯМИ ПОТЕНЦИАЛЫ МОЗГА (ССП) В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДА ССП
- 1.1. Связанные с событиями потенциалы мозга
- Краткая история метода ССП
- 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ И ОБРАБОТКИ ССП
- 2.1. Общая характеристика сигнала
- 2.2. Стандартные способы получения воспроизводимой конфигурации ССП
- 2.3. Считывание сигнала
- 2.4. Усреднение
- 2.5. Фильтрация
- АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ФИЛЬТРЫ
- ГАРМОНИЧЕСКАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ
- 2.6. Описание ССП
- 2.7. Особенности метода ССП
- 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ТИПОЛОГИЯ ССП
- 3.1. Зрительные вызванные потенциалы
- 3.2. Слуховые вызванные потенциалы
- 3.3. Соматосенсорные вызванные потенциалы
- 3.4. Потенциалы, связанные с выполнением движений
- 3.5. Условная негативная волна
- 3.6. Колебание Р300
- 3.7. Принципы упорядочения феноменологии ССП
- 4. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ССП
- 4.1. Психологические корреляты
- 4.2. Мозговые источники
- 5. ССП КАК ОТРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА
- 5.1. Потенциал универсальной конфигурации
- 5.2. Основания классификации ССП
- 6. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ССП
- Глава 17 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
- 1. КОНЦЕПЦИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
- 2. ОБЩИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ЦЕЛОСТНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
- 3. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЕЁ СТРУКТУРА
- 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ E ЖИВОТНЫХ
- 5. ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
- 6. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
- Глава 18 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
- 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФПРИГОДНОСТИ
- 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
- 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАТЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ (ПФС)
- 7. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС)
- 8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Глава 19 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
- 1. ПОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО
- 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВ
- 3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МОЗГА
- 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД В СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Читайте еще:
Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессеМак-Вильямс Нэнси
ЧАСТЬ II. Типы организации характеров
Модель направленной вовнутрь агрессии согласуется с наблюдениями, что депрессивные люди редко спонтанно и бесконфликтно переживают чувство гнева. Вместо него они ощущают вину. Не отрицаемую и защитно объясненную вину параноидной личности, а сознательное, Эго-синтонное, всеобъемлющее ощущение…
Узнать характер человека по его подписи или практическая графологияНаджимов Ойбек
35. ПРИЗНАКИ СИММЕТРИИ В ПОДПИСИ
б/ Взять чистый листок и записывать выводы анализа, сделанного последовательно по вышеприведенным факторам. Если в подписи какие-либо факторы отсутствуют, то их просто пропускают, затем делают обобщенный окончательный вывод с учетом взаимоусиления каких – либо факторов или, наоборот, их…
Основы системного НЛП для чайниковОрлов Виктор
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Ваши Ценности-средства в профессиональном смысле — это то, что вы делаете для того, чтобы получить удовлетворение от достижения ваших Целей-средств. Если вы и ваши сотрудники не получаете удовлетворения от того, что делаете на работе, то это приводит к серьезному «профессиональному стрессу» и…
Том 3. Психология бессознательногоФрейд Сигизмунд
— [С 1923 года выражение «вызванным «суггестией `» употребляется вместо прежней формулировки «не бессознательным»
— [С 1923 года выражение «вызванным «суггестией `» употребляется вместо прежней формулировки «не бессознательным». |
Игры, в которые играет ЯКалинаускас Игорь
Часть вторая
Что же это такое – сознание? Ответ на этот вопрос и определяет конкретный вариант одного из путей интеллектуального духовного направления. Если о другой жизни на путях, например, воздействия нам есть о чем подумать своим же сознанием, если о другом способе отношения к субъективной реальности…
Все о встречах после смертиМоуди Рэймонд
ПРИРОДА ВИДЕНИЙ
Если утверждения Ванденберга правильны, то у меня возникает занятное предположение: а что если Платоновская аллегория могилы в действительности является пародией на Оракула Мертвых в Эфире? В «Республике» знаменитый философ писал об ограниченности человеческого знания и о нашем общем. ..
Сколько вы стоите. Технология успешной карьерыСтепанов Сергей
Приложение I. Психологическая мозаика
Хорошее настроение на работе не способствует производительности труда. Такое неожиданное открытие сделали канадские ученые.
Прорыв в гениальность: беседы и упражненияДанилин Александр
В своей книге «Апгрейд обезьяны»* Александр Никонов описывает озарение советского геолога Владимира Ларина
Русский композитор Виссарион Яковлевич Шебалин перенес тяжелую травму левого полушария мозга, лишившую его речи. Именно после этого он создал лучшую, по отзывам Шостаковича, из своих симфоний.
Секс, убийство и смысл жизниКенрик Дуглас
Однажды вечером отчим совсем потерял контроль над собой и набросился на меня с кулаками
Однажды вечером отчим совсем потерял контроль над собой и набросился на меня с кулаками, угрожая убить меня. Вспомнив сцены из фильмов, я умудрился нанести ему самый лучший удар в моей боксерской практике и попал прямо в челюсть, отчего он перелетел через всю комнату и грохнулся
Привычки бедных. Вы не станете богатым, если…Джеймс Александр
Глава первая. Чем бедный отличается от богатого?
И еще одно задание: вспомните и напишите, кому и когда вы в своей жизни завидовали. Почему. Что, помимо разрушительных чувств, вам эта зависть принесла.
Искусство восприятия, или Человек без формыХольнов Сергей
Ощущение взаимосвязанности всего живого — вот ключ к борьбе с Силой
Из позиции сталкинга. которая сама по себе является формой состояния пустоты (правда, не особенно глубокой). очень хорошо «сбрасываются» в подсознание различные оздоровительные настрои. Но должен вас предупредить быстро снять какой-то болевой синдром, например, приступ мигрени, при помощи. ..
Сны. Что это такое и как они вызываютсяЛедбитер Чарлз
Глава 5. Сны
«Мисс С., леди прекрасного ума, жила до своей свадьбы в доме своего дяди Д., знаменитого врача и члена Института. Её мать жила тогда в сельской местности и была серьёзно больна. Однажды ночью девушке приснилась мать, бледная и умирающая; она особенно сожалела об отсутствии двух её детей, одного…
Юрий Александров — Основы психофизиологии
12 3 4 5 6 7 …151
Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. — М.: ИНФРА-М, 1997
ПРЕДИСЛОВИЕ
По-видимому, все, кто откроет эту книгу, согласятся со следующим высказыванием И.П. Павлова: «В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание» [1949, с. 351]. В то же время поддержка выдвинутого ещё Аристотелем положения: «Исследование души есть дело естествоиспытателя» [Аристотель, 1937, с. 7], не будет столь же безоговорочной.
Самое общее уточнение могло бы состоять в том, что познание «психического содержания» – дело не только науки, но и других видов человеческой деятельности, таких, например, как искусство или религия. Если же рассмотреть лишь один вид деятельности – науку, то и здесь оказывается, что «психическое содержание» исследуется представителями как естественных, например физиологии, так и общественных наук, к которым принято относить психологию, сочетающую естественнонаучные методы с «герменевтическими» (моделирование в психике исследователя психики испытуемого, зависящее от индивидуально-психологических особенностей исследователя [Дружинин, 1993]).
Контакты между названными науками, которые возникают при решении проблем, представляющих взаимный интерес, часто «искрят» [Швырков, 1995], что вызывает у многих физиологов и психологов желание изолировать свою дисциплину, оградить её от посторонних посягательств. Однако выдающимся психологам уже давно было очевидно, что предпринимаемые как психологами, так иногда и физиологами попытки эмансипировать психологию от физиологии совершенно неправомерны, поскольку предмет психологии – нейропсихический процесс [Бехтерев, 1991], целостная психофизиологическая реальность [Выготский, 1982], которая лежит в основе всех без исключения психических процессов, включая и самые высшие [Рубинштейн, 1973]. Со стороны психофизиологии также были приведены веские аргументы в пользу того, что самостоятельная, отделённая от психологии физиология не может выдвинуть обоснованной концепции целостной деятельности мозга [Швырков, 1995].
«Изоляция какой-либо дисциплины есть верный показатель её ненаучности», – справедливо заключает М. Бунге, отвечая на вопрос: «Является ли психология автономной дисциплиной?» Психология же тесно взаимодействует и даже перекрывается с биологией, в частности, с физиологией [Bunge, 1990], причём область их взаимодействия постоянно увеличивается. Логика развития методологии и методов науки, а также «социальные заказы», заставляющие преодолевать междисциплинарные барьеры [Абульханова и др., 1996], определяют возможность и необходимость всё большего привлечения методов физиологии для разработки проблем профессионального и психического здоровья, сознания и бессознательного, изучения структуры сложной деятельности человека – совместной, речевой, операторской и мн. др.
Связь и взаимозависимость психологии и физиологии настолько сильны, что позволяют рассматривать их развитие как коэволюцию. Вкратце охарактеризуем этот процесс. Современная психология в значительной степени представлена интуитивной бытовой, или «обыденной психологией» (folk psychology), под которой понимается основанное на здравом смысле, не требующее точных определений понимание психических процессов и состояний [Churchland, 1986]. Дело в том, что такие понятия обыденной психологии, как память, внимание, воля, ум, влечение, чувство и другие не только употребляются в быту для объяснения и предсказания поведения людей, но и влияют на формирование собственно научного знания [Sternberg, 1985; Semin, 1987]. Они используются в психологических исследованиях, как при обосновании проблем исследования, так и при трактовке его результатов. Закономерности и феномены, выявляемые в подобных исследованиях, становятся базой не только для следующих психологических исследований, но и для формулировки задач экспериментов, в которых применяются методы физиологии.
Решение этих задач способствует пересмотру и фрагментации исходных концепций и понятий (сколько, например, разнообразнейших процессов, «систем» и прочего объединяется сейчас термином «память»!), формулировке новых вопросов и т.д. В конце концов в ряде случаев может даже оказаться, что выяснять надо что-то совсем другое. Скажем, современная физиология не исследует, как образуются и движутся «животные духи».
Наряду с обыденной психологией существует и обыденная физиология, которая взаимодействует и с обыденной психологией, и с собственно наукой. Однако здесь мы можем пренебречь самостоятельным значением обыденной физиологии и ограничиться рассмотрением лишь обыденной психологии, полагая, что последняя инкорпорирует ту часть обыденного физиологического знания, которая имеет отношение к интересующему нас проблемному полю.
Следует подчеркнуть, что в процессе коэволюции не происходит «истребления» психологии [Ярошевский, 1996], её исчезновения, замены физиологией, так как психологическое исследование формирует специфический компонент описания поведения и деятельности, необходимый как для самой психологии, так и для сопредельных дисциплин. Происходит же постепенное замещение бытовых понятий в психологии и физиологии научными. В связи с этим предполагается, что по ходу коэволюции психология и физиология будут всё меньше зависеть от обыденной психологии и на определённом этапе замещение завершится [Churchland, 1986]. По-видимому, это предположение полностью справедливо лишь в том случае, если говорить не об обыденной психологии вообще, а о ныне существующей обыденной психологии. В процессе развития на место замещённых придут новые понятия обыденной науки. На чём основано это утверждение?
Ещё до возникновения науки, в доисторическую эпоху, представления о психике, или душе, складывались у людей как обобщённые характеристики внешнего поведения, как гипотезы о его детерминантах и механизмах. В связи с этим даже в наиболее примитивных языках имеются обозначения психических свойств и состояний (см. в [Швырков, 1995]). С появлением науки она становится, наряду с религией, искусством, обыденным опытом и т.д., одним из источников концепций, идей и терминов, включающихся в обыденное сознание и формирующих обыденную науку. Люди начинают рассматривать их как само собой разумеющиеся и составляющие «реальность» [Московичи, 1995].
Можно полагать в связи с этим, что обыденная наука продолжит своё существование на всём протяжении процесса коэволюции, осуществляя «обмен» с собственно наукой. Первая будет поставщиком концепций и проблем (конечно, не исключительным – много проблем в собственно науке имеет внутринаучное происхождение) мировоззренческого или практического характера, вторая будет решать эти проблемы и возвращать переработанные концепции, внедрять новые или устранять дискредитированные. При этом количество ассимилированных и преобразованных понятий собственно науки в науке обыденной будет постоянно и быстро увеличиваться, если авторитет науки сохранится и общество не последует антисциентистским рекомендациям, таким, как дополнить отделение государства от церкви отделением его и от науки [Фейрабенд, 1986].
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …151
Психофизиологическая запись | Оксфорд Академик
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Стерн, Роберт М. , Уильям Дж. Рэй и Карен С. Куигли,
Психофизиологическая запись
, 2 -е изд. Oxford Academic
, 22 марта 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195113594.001.0001,
, по состоянию на 20 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Abstract
Этот текст содержит исправленное издание книги по психофизиологической регистрации. Книга включает информацию о самом современном оборудовании, используемом сегодня для исследования мозга. сканирование и обсуждает другое оборудование, недоступное в 1980. Новая глава о добавлена обработка и анализ сигналов, а обсуждения охватывают нелинейные систем, а также когнитивной психофизиологии.
Ключевые слова: психофизиологическая запись, сканирование мозга, обработка сигналов, анализ, нелинейные системы, когнитивная психофизиология
Тема
Психология здоровья
Содержание
Передняя часть
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
Часть I Общие элементы Психофизиология
- Расширять 1
Психофизиология
- Расширять 2
Нейроны и мышцы: источники психофизиологических записей
- Расширять 3
Оборудование, используемое для психофизиологической записи
- Расширять 4
Психофизиологические записи
- Расширять 5
Некоторые основные принципы психофизиологии
- Расширять 6
Безопасность и этика в психофизиологической лаборатории
- Расширять 1
Психофизиология
Часть 2 Психофизиология Конкретные органы и системы
- Расширять 7
Мозг: электроэнцефалография и визуализация
- Расширять 8
Мышцы: Электромиография
- Расширять 9Глаза: пупилография и электроокулография
- Расширять 10
Дыхательная система
- Расширять 11
Желудочно-кишечная моторика: электрогастрография
- Расширять 12
Сердечно-сосудистая система: частота сердечных сокращений; Сердечный выброс; и кровяное давление, объем и поток
- Расширять 13
Кожа: электродермальная активность
- Расширять 14
Обработка сигнала
- Расширять 7
Мозг: электроэнцефалография и визуализация
Часть 3 Приложения
- Расширять 15
Применение психофизиологической записи
- Расширять 15
Применение психофизиологической записи
Конец Материи
- Глоссарий
- Показатель
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Реклама
Реклама
Психофизиологическая запись | Оксфорд Академик
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Стерн, Роберт М. , Уильям Дж. Рэй и Карен С. Куигли,
Психофизиологическая запись
, 2 -е изд.0004 Oxford Academic
, 22 марта 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195113594.001.0001,
, по состоянию на 20 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Abstract
Этот текст содержит исправленное издание книги по психофизиологической регистрации. Книга включает информацию о самом современном оборудовании, используемом сегодня для исследования мозга. сканирование и обсуждает другое оборудование, недоступное в 1980. Новая глава о добавлена обработка и анализ сигналов, а обсуждения охватывают нелинейные систем, а также когнитивной психофизиологии.
Ключевые слова: психофизиологическая запись, сканирование мозга, обработка сигналов, анализ, нелинейные системы, когнитивная психофизиология
Тема
Психология здоровья
Содержание
Передняя часть
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
Часть I Общие элементы Психофизиология
- Расширять 1
Психофизиология
- Расширять 2
Нейроны и мышцы: источники психофизиологических записей
- Расширять 3
Оборудование, используемое для психофизиологической записи
- Расширять 4
Психофизиологические записи
- Расширять 5
Некоторые основные принципы психофизиологии
- Расширять 6
Безопасность и этика в психофизиологической лаборатории
- Расширять 1
Психофизиология
Часть 2 Психофизиология Конкретные органы и системы
- Расширять 7
Мозг: электроэнцефалография и визуализация
- Расширять 8
Мышцы: Электромиография
- Расширять 9Глаза: пупилография и электроокулография
- Расширять 10
Дыхательная система
- Расширять 11
Желудочно-кишечная моторика: электрогастрография
- Расширять 12
Сердечно-сосудистая система: частота сердечных сокращений; Сердечный выброс; и кровяное давление, объем и поток
- Расширять 13
Кожа: электродермальная активность
- Расширять 14
Обработка сигнала
- Расширять 7
Мозг: электроэнцефалография и визуализация
Часть 3 Приложения
- Расширять 15
Применение психофизиологической записи
- Расширять 15
Применение психофизиологической записи
Конец Материи
- Глоссарий
- Показатель
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.