Особенности акмеологических концепций: Концепции акмеологические это

1.4. Акмеологическая концепция развития профессионала

Как нами отмечалось, на данном этапе становления акмеологии как науки наиболее разработанными являются те ее направления, которые связаны с особым видом прогрессивного развития зрелой личности – личностно-профессиональным развитием. При этом центральной проблемой данного направления стали поиск и определение закономерностей, механизмов, условий и факторов такого развития субъекта труда до уровня профессионала. Представленные в разделе 1.3 описания акмеологических методов, технологий и моделей являются наглядным свидетельством больших возможностей акмеологии в решении данной научной проблемы и решении актуальных практических задач, связанных с нею. К этим практическим акмеологическим задачам в первую очередь относят:

♦ акмеологический анализ, то есть преимущественное определение акмеологических условий и факторов, способствующих прогрессивному личностно-профессиональному развитию;

♦ прогноз возможностей и перспектив такого развития до уровня профессионализма (акмеологического уровня),

♦ разработка акмеографических описаний на уровне общего и особенного акмеологического знания и индивидуальных акмеограмм;

♦ разработка программ и планов индивидуального личностно-профессионалъного развития, в том числе и профессиональной карьеры;

♦ выбор методов и акмеологических технологий для осуществления данного развития;

♦ реализация данных программ и планов с необходимыми в таких случаях мониторингом и коррективами.

Как видно из данного перечня, акмеологические задачи сгруппированы таким образом, что совместно представляют собой целенаправленный алгоритм личностно-профессионального развития. Его последовательная реализация создаст необходимый фундамент профессионализма. В то же время данный алгоритм может быть успешно реализован лишь в том случае, когда имеются некие эталонные модели профессионала, которые станут необходимым ориентиром или системообразующим фактором для успешного личностно-профессионального развития. Данные эталонные модели, или «образы-цели», по определению Б. Ф. Ломова, создаются на основе концептуальных представлений об их акмеологической сущности и содержании.

Поэтому важной составляющей любого акмеологического исследования и практической работы является разработка концепций развития профессионализма или профессионала как единого определяющего замысла, системы аргументированных теоретических взглядов, подтвержденных эмпирическими исследованиями и практикой, представляющих способ решения проблемы. Как отмечалось, многие обобщающие акмеологические исследования отличаются в первую очередь своей концептуальностью, что позволило в короткие сроки разработать теоретико-методологические основы акмеологии. В качестве иллюстрации к сказанному приведем краткое изложение психолого-акмео-логической концепции профессионализма деятельности специалистов в особых и экстремальных условиях.

Данная концепция сформировалась из анализа психологической сущности деятельности в особых и экстремальных условиях, в которых разнообразные действующие экстремальные факторы обусловливают возникновение у субъектов труда негативных функциональных состояний, изменяющих регуляцию деятельности и снижающих ее эффективность и надежность. Выходом из создавшейся ситуации, на первый взгляд, является осуществление внешнего регулирования экстремальных факторов и проведение профессионального отбора. Однако многие экстремальные факторы имеют объективный характер и не подлежат прямому регулированию, а профотбор дает ограниченные результаты Акмеологический анализ проблемы позволил предложить конструктивный выход, заключавшийся в формировании у субъектов труда функциональных (прежде всего интеллектуальных, деятельностных и эмоционально-волевых) резервных возможностей компенсаторного типа, проявляющихся в виде разнообразных универсальных и целенаправленных профессионально важных качеств и умений.

Данные резервные возможности включаются по мере начала действия экстремальных факторов, компенсируя их, правда делая при этом деятельность сложносовмещенной. Однако их высокий уровень развития позволяет основной деятельности быть по существу инвариантной со стабильно высокими показателями качества и надежности. Так был сформулирован принцип инвариантности, являющийся одним из основополагающих в теории профессионализма. Он привел к обоснованию общих и особенных акмеологических инвариантов профессионализма. Таково сущностное содержание данной концепции, которая была сформулирована, подтверждена эмпирически и практически и стала базисной.

В акмеологии были разработаны и другие концепции, в частности, духовного и нравственного развития личности, культуры мышления, профессионального творчества, акмеологического тренинга программно-целевой направленности, гуманитарно-технологического развития, профессионального становления государственных служащих, развития рефлексивной культуры личности, информационно-психологической безопасности личности и пр. (см. рекомендованную литературу). Некоторые из них стали основой для формирования прикладных направлений акмеологии.

Обсуждая концептуальность акмеологии, отметим, что в акмеологии и других смежных с ней науках, разрабатывающих проблемы профессионализма, в настоящее время, нами это неоднократно подчеркивалось, преобладают исследования профессионализма деятельности и профессионального мастерства Существенно меньше работ, связанных с изучением профессионализма личности, и совсем мало – с изучением развития субъекта труда до уровня профессионала. Иными словами, доминируют разработки деятельностного аспекта проблемы, что не в полной мере соответствует важному методологическому принципу единства личности и деятельности, значимость которого нами отмечалась не раз. Данная гетерохронность является характерной для многих гуманитарных наук. В результате нарушаются требования комплексности акмеологических исследований, снижается уровень практической значимости работ. Поэтому необходимо усилить внимание к личностному аспекту проблемы профессионализма в дополнение к существующим работам, ориентированным на деятельностный аспект решения проблемы.

Важной составляющей теоретических основ такого «личностно-деятельностного» направления акмеологических исследований являются психологические и акмеологические работы по изучению развития зрелой личности. Напомним, что в общей проблематике исследований прогрессивного развития зрелой личности особое место принадлежит собственно ее личностно-профессиональному развитию до уровня профессионализма. Кроме того, личность развивается в деятельности, а большинство видов деятельности являются профессиональными. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности субъекта труда оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой – само развитие личности происходит под влиянием специфики профессиональной деятельности. В науке накоплено немало фактов, свидетельствующих, что профессиональная деятельность, выполняемая субъектами труда, обязательно приводит к известному сходству их личностных черт и качеств, однонаправленно влияет на систему отношений личности, ее установки, интересы, нормы регуляции поведения и даже в известной степени – на ее образ жизни.

Эти данные привели к обоснованию категории «профессиональный тип личности». Поэтому акмеологическая концепция развития профессионала находится в предметном поле психологического феномена «профессионального типа личности». Отмеченные моменты позволяют пояснить предлагаемый подход к проблеме формирования и развития субъекта труда до уровня профессионала

Отправными моментами в разработке концепции развития профессионала являлись акмеологические представления о сущности категорий: профессионал, профессионализм личности и личностно-профессиональное развитие, рассмотрение личности в таком развитии с позиций принципа активности и субъектности, отражающих стремление личности к самоорганизации, позволяющей играть роль детерминирующего начала в собственной активности и развитии, разрешать существующие противоречия между существующими возможностями и наличными потребностями.

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется концептуальность акмеологических исследований?

2. Каковы особенности акмеологических концепций?

3. Как проявляется связь между главными практическими задачами акмеологии и ее концепциями?

Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с


©dereksiz.org 2023
әкімшілігінің қараңыз


Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003. – 256 с.


Содержание

Раздел 1 Теоретические и методологические основы акмеологии 4

1.1. Акмеология как наука системы человекознания 4

1.1.1. О предпосылках возникновения акмеологии 4

1.1.2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи 6

1.1.3. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками 10

1.1 4. Методологические основания акмеологии 12

1.1.5. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности 16

1.1.6. Современное состояние акмеологии 22

1.2. Категориально-понятийный аппарат акмеологии 26

1. 3. Акмеологические методы, модели и технологии 36

1.3.1. Акмеологические методы 36

1.3.2. Акмеологические критерии и показатели 45

1.3.3. Акмеологические модели 47

1.3.4. Акмеологические технологии 49

1.4. Акмеологическая концепция развития профессионала 51

1.4.1. Научные предпосылки разработки концепции 51

1.4.2. Содержание акмеологической концепции 53

Раздел 2. Акмеология и практика 62

2.1. Прикладные научные направления акмеологии 62

2.1.1. Военная акмеология 63

2.1.2. Педагогическая акмеология 65

2.1.3. Социальная акмеология 66

2.1.4. Акмеодогия управления 67

2.1.5. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях 69

2.1.6. О других направлениях прикладной акмеологии 70

2.2. Акмеологический подход в решении практических задач 71

2.2.1. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов 71

2.2.2. Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях 78

2. 2.3. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма 80

2.2.4. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности 89

2.2.5. Практика разработки акмеограмм 96

2.3. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности 99

Заключение 103

Краткий акмеологический словарь 104

Литература 111

Приложение 1 116

Приложение 2 118


Введение

Акмеология – новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус – была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моcкве был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии К В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой.

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа3, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра1 В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма.

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологических исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»2. В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

После выхода данного труда интенсивность акмеологических исследований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бода-лев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Коваль, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы3.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления – педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеоло-гического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Такое учебное пособие было издано в 2000 годух и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологиче-ского знания:

♦ категориально-понятийный аппарат;

♦ общие и частные принципы акмеологического исследования;

♦ закономерности, методы акмеологического исследования;

♦ концепции развития профессионализма и профессионала.

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и доработано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий ак-меологический словарь, в котором обоснованы основополагающие понятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»2.

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеология», подготовленный в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача3.

В то же время потребность в издании учебно-методической литературы по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео-логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин

Москва


2002-2003 гг.

Каталог: 2011
2011 -> Географія 11 клас
2011 -> Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки» по математике (финальный тур) 9 клас
2011 -> 2011 жыл бойынша Шахтинск қаласы әкімінің аппаратына азаматтардан және ұйымдардан келіп түскен өтініштер шолуы, өтініштерді қарау
2011 -> «2011 жылғы аудандық бюджеттің орындалуы туралы» аудандық мәслихаттың сессиясында аудандық қаржы басқармасының бастығы Б. Т. Боранбайдың сөз сөйлеуі
2011 -> 2011 – 2015 жылдарға арналған Cтратегиялық жоспары Мазмұны
2011 -> Қызылорда қаласының әкімі М. Жайымбетовтің 2011 жылы атқарылған жұмыстар бойынша тұрғындар алдындағы есептік баяндамасы


жүктеу/скачать 1.12 Mb.


Достарыңызбен бөлісу:

Психолого-акмеологический аспект развития учебно-когнитивной компетентности

Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

И.В. Алещанова, Е.В. Морозова, Н.А. Фролова, М.Р. Желтухина

Автор, ответственный за переписку

И.В. Алещанова

Доступен в Интернете с ноября 2017 г.

DOI
https://doi.org/10.2991/cildiah-17.2017.4Как использовать DOI?
Ключевые слова
профессионально ориентированное образование, учебная познавательная компетентность, самостоятельная работа, самоконтроль, самоорганизация
Реферат

В статье рассматривается проблема совершенствования методики и дидактики организации обучения профессионально ориентированному иностранному языку студентов технических вузов. Авторы подчеркивают роль таких акмеологических характеристик становления личностно-профессиональных специалистов, как самоорганизация и самоконтроль в процессе развития учебно-познавательной компетентности. Описаны эти основные признаки ключевых понятий, определены возможные способы их развития в процессе самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, поставлены задачи, развивающие способность к самоорганизации и формирующие готовность к самоконтролю в обучении и предлагается будущая карьера. Сделан вывод о том, что рациональная организация самостоятельной работы является активным средством развития индивидуальных качеств самоорганизации и самоконтроля. Предложена для внедрения в образовательную практику концепция профессионально ориентированного обучения иностранному языку, сочетающая в себе ряд мотивационных признаков. Это позволит разрешить противоречие между теоретическим предметным характером обучения и практическим характером предстоящей профессиональной деятельности.

Copyright
© 2017, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы 7-й Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы языкознания и дидактики: Междисциплинарный подход в гуманитарных науках» (CILDIAH 2017)
Series
Advances in Social Science, Education and Humanities Research
Publication Date
November 2017
ISBN
10.2991/cildiah-17.2017.4
ISSN
2352-5398
DOI
https:/ /doi.org/10.2991/cildiah-17.2017.4Как использовать DOI?
Copyright
© 2017, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью АУ — И.В. Алещанова АУ — Э.В. Морозова AU — Н.А. Фролова AU — Желтухина М.Р. КГ — 2017/11 СР — 2017/11 ТИ — Психолого-акмеологический аспект развития учебно-когнитивной компетентности БТ — Материалы 7-й Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы языкознания и дидактики: Междисциплинарный подход в гуманитарных науках» (CILDIAH 2017) ПБ — Атлантис Пресс СП — 19ЭП — 24 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/cildiah-17.2017.4 ДЕЛАТЬ — https://doi.org/10.2991/cildiah-17.2017.4 ID — Алещанова2017/11 Скорая помощь —

скачать .рископировать в буфер обмена

Акмеологическая концепция Повышение квалификации вуза

АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

основные гипотезы исследования

задачи исследования

Методы исследования

Основные научные результаты, полученные лично конкурентом,

3 и их научная новизна

Практическая значимость исследования

Апробация и внедрение результатов исследования

основные положения, выносимые на защиту

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

выводы и научно-практические рекомендации

основное содержание диссертации и результаты исследования автора

  1. Хватова М. В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи — 2012
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре социальной психологии ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
  2. Манойлова М.А.. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования — 2011
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность: 19.00.13 Психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре психологии управления и педагогика ГОУ ВПО Северо-Западная академия государственной службы
  3. Хащенко Т.Г.. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности: Психологическое обеспечение и условия формирования — 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19. 00.13 — психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена в Учреждении РАО Психологический институт
  4. Постникова М. И.. Психология отношений между поколениями в современной России — 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Регуш Людмила Александровна.
  5. Вербина Г.Г. Психоакмеологическая концепция специалист по развитию врач-специалист — 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Москаленко Ольга Валентиновна.
  6. Волкова Е.В. Развитие психических структур как основы специальных способностей — 2011
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук 19. 00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена в лаборатории психологии им. способностей и психических ресурсов имени В.Н.Дружинина Учреждения РАН Института психологии РАН
  7. Соловьев И.О. Становление профессионала в акмеологической среде — 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология. Цель исследования состоит в разработке концепции развития профессионала в акмеологической среде. Объект исследования акмеологическая среда развития профессионала. Объект исследования взаимодействие разработок профессиональной и преобразовательной акмеологической среды. Гипотеза исследования Развитие профессионала в акмеологической среде будет эффективным, если: развитие обеспечивается поддержкой на основе интегративного акмесредового подхода, позволяющего кумулировать эффекты личностного, профессионального роста и трансформации среды на основе выявленных предпосылок и механизмов акмеологизации медиум как необходимый агент достижения высокого уровня профессионализма; определена акмеологическая сущность взаимодействия преобразующейся среды и развития профессионала; разработана методика оценки динамики развития с помощью показателей, критериев и уровней развития профессионала в акмеологической среде; рассматриваются акмеологические закономерности, отражающие характеристики устойчивых связей, отношений и тенденций движения к высокому профессионализму, сопряженные с преобразованием среды; Содержание акмеологической авторской программы отражает деятельность профессионала по преобразованию среды с помощью акмеологических технологий и поэтапному самосовершенствованию профессионализма при участии акмеологической среды; развитие достигается за счет сочетания традиционных и акмессредовых технологий, обучение которых возможно с помощью комплекса тренингов и методик оценки достижений. Техническое обслуживание. Акмеологичекое развитие профессионала. Концепция развития профессионала в акмеологической среде. Модель развития профессионала в акмеологической среде. Виды акмеологической медиумы. Успех акмеологизации медиумов. Траектории деятельности профессионалов и ее зависимость от активности среды. Диагностика акмеологических сред по результатам организационно-деятельностной игры. Динамика изменения показателей в направлении развития акмеологической среды. Рекомендации и направления дальнейших исследований. Основные выводы исследования.
  8. Орестова В.Р.. Акмеологическая концепция идентификации государственных служащих — 2010
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональная деятельность Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
  9. Белов В. Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технология — 2010
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология. Научный руководитель кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор Бирюкова Галина Михайловна.
  10. Толстых Н. Н.. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход — 2010
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность: 19.00.13-психология развития, акмеология
  11. Карабущенко Н.Б. Феномен элиты: историко-психологические основания и пути развития — 2009
    Диссертация посвящена изучению проблем психологии элиты. В работе элитологических представлений представлена ​​психологическая концепция элиты, включающая обоснование методологического интегративно-элитопсихологического подхода в исследовании психологии элит, категориально-понятийного аппарата, генезиса и развития в разные исторические периоды и в различных областях научного знания, теоретическая модель психологии элиты, важнейшие психологические черты современной российской элиты (политической, деловой элиты и культурно-интеллектуальной), значение акмеологии для разработки отдельных положений психологической концепции элиты. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных и спецкурсах по элитологической психологии, истории психологии, психологии личности, а также в практической работе психологических служб при организации консультативной работы со студентами.
  12. Екимчик О. А. Когнитивные и эмоциональные компоненты любви у людей разного возраста — 2009
    Москва: Институт психологии РАН. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Крюкова Татьяна Леонидовна. Резюме. Объект: любовь как возрастно-психологическое явление. Тема: когнитивно-поведенческие и эмоционально-поведенческие компоненты любви и их факторы в юности и взрослости. Цель исследования: соотнести особенности проявления когнитивно-поведенческих и эмоционально-поведенческих компонентов феномена любви у людей разного пола, возраста и семейного положения. Общая гипотеза: когнитивный и эмоциональный компоненты чувства любви тесно переплетены между собой, при этом эмоциональный компонент определяет когнитивный. Оба компонента определяются действием ряда факторов, в частности, возраста, пола и семейного положения человека. Техническое обслуживание. Современное состояние проблемы любви в научной литературе. Любовь как междисциплинарная проблема. Любовь и привязанность как психологический феномен. Любовь в юношеском и взрослом возрасте. Обзор современных исследований психологии любви в разные периоды жизни человека. Сексуальные и гендерные аспекты чувства любви у людей разного возраста. Эмпирическое исследование когнитивного и эмоционального компонентов чувства любви у людей юношеского и взрослого возраста. Основные этапы, методика и методы исследования. Адаптация методов измерения романтической привязанности взрослых и стилей любви. Представление и обсуждение результатов исследования.
  13. Бобрищев А.А.. Психолого-акмеологическая концепция психологической подготовленности спортсменов высшей квалификации единоборств — 2009
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук 19. 00.13 — психология развития, акмеология; 13.00.04 Теория и методика физической культуры, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Работа выполнена на кафедре физической подготовки ГОУ ВПО Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
  14. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе — 2009
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.05 Социальная психология; 19.00.13 Психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
  15. Козлова Н.В. Образование в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход — 2008
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 Психология развития, акмеология. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Залевский Генрих Владиславович.
  16. Руслина А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции — 2008
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 психология развития, акмеология Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Знаков Виктор Владимирович. Работа выполнена в лаборатории психологии развития Института психологии РАН
  17. Софина В. Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе образовательной, научной и производственной интеграции — 2007
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальности: 19.00.07 педагогическая психология, 19.00.13 психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре общей и прикладной психологии государственного образовательного учреждения высшего профессиональное образование Ленинградский государственный университет имени А. С.Пушкина
  18. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой личности в юношеском и зрелом возрасте — 2004
    Москва: МгУн у М.В.Ломоносова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.13. психология развития, акмеология. (как рукопись). Научный руководитель доктор психологических наук Карабанова О.А.
  19. Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в развитии профессионализма — 2000
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре акмеологии и профессиональной психологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ
  20. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория методика психотехнологии — 1995
    Цель исследования: разработать и обосновать теоретические основы и методический инструментарий акмеологического тренинга программно-целевой направленности, ориентированного на совершенствование профессионального мастерства кадров управления. Об авторе: доктор психологических наук, член-корреспондент Международной Академии акмеологических наук. Ситников одним из первых начал заниматься внедрением и адаптацией в русском языке и в русской культуре нейролингвистического программирования (НЛП) и эриксонианского гипноза (течения в американской психологической, в частности, психотерапевтической практике). По некоторым оценкам специалистов, Алексей Ситников считается автором нового направления в отечественной психологии психотехнологии, которое выступает развитием и интеграцией теории деятельности А. Леонтьевой, теории поэтапного развития психических действий и навыков. Гальперина, психолингвистика и психосемантика (А. Лурия, Н. Хомский, Л. Выготский, В. Налимов, Дж. Келл, В. Петренко, Дж. Гриндер и др.), теории техники Д. Узнадзе. Входит в группу специалистов (совместно с Н.Кузьминой, А.Деркачем, А.Бодалевым и др.) Возрождена в 1990-1991. Создан в 1928 году. В Россию, но наука «застыла» в сороковых-восьмидесятых годах «акмеологией».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts