Особенности беседы: Беседа разговорная | Понятия и категории

Беседа разговорная | Понятия и категории

БЕСЕДА РАЗГОВОРНАЯ — диалогический жанр разговорной речи, образец фатического общения (см. фатический), а именно: непосредственный неофициальный устный разговор двух или нескольких лиц, содержанием которого является взаимный обмен мыслями и чувствами, а основной целью — само общение, неторопливое, продолжительное, интеллектуально полезное и психологически насыщенное. «Блаженнейший беседы зной» (А. Ахматова) эмоционально обогащает собеседников, позволяет им прочувствовать радость общения. Данный жанр представляет собой национально-культурную ценность в духовной сфере, искусство собеседника — показатель совершенного владения языком.

Факторы формирования разговорных жанров — это прежде всего тип ситуации и мотивировка общения. Беседа разговорная реализуется только в условиях свободного, в том числе специально для этого выделенного времени, её предпосылкой выступает расположенность собеседников к содержательному дружелюбному общению.

Участники беседы разговорной имеют равные права на речевую активность, сближенную психологическую позицию (даже люди с большой возрастной или социальной разницей в беседе стараются вести себя как равные), настрой на уважительность и общение как взаимно приятное и полезное занятие.

Лингвотекстовые особенности беседы разговорной заключаются в следующем.

Композиционно-стилистическая форма: жанрообразующим признаком беседы разговорной является чередование развёрнутых высказываний — микромонологов — с короткими репликами или сериями таких реплик. Данный прозаический ритм отражает сочетание речевого лидирования одного из собеседников с речевым поддерживанием лидера со стороны другого (других). В роли лидера могут попеременно выступать разные собеседники, но возможен и другой вариант, при котором лидерство по преимуществу принадлежит одному из собеседников на всём протяжении беседы разговорной (последнее обычно при участии в беседе доминирующей над остальными личности — общепризнанного авторитета в профессии, нравственного лидера и т.

п.). Риторический идеал беседы разговорной заключается в ритмичном взаимообмене коммуникативным лидерством, что подчёркивает психологическое равенство собеседников. Чрезмерное речевое доминирование снимает такое равенство и может привести к разрушению жанра. Микромонологи беседы разговорной могут соответствовать различным функционально-смысловым типам речи (см.), некоторые из них строятся по жанровым законам монологической речи (разговорный рассказ, анекдот, тост, притча, байка), т.е. представляют собой текстовые включения в достаточно свободную диалогическую структуру разговорной беседы.

Тематика очень широка (реалии действительности, события науки и культуры, персоналии и т.д.) и может меняться по ходу разговора; заданная тема, как правило, отсутствует. В то же время беседа разговорная отнюдь не бессодержательна, напротив, это интеллектуально насыщенный жанр, часто обращённый не к бытовым, а к духовным вопросам. Беседы расширяют кругозор личности, учат, воспитывают. Характерный содержательный признак беседы разговорной — завершение темы аналитическим обобщением интеллектуального или нравственного характера.

В пределах жанра уравновешено соотношение предметных тем и Я-тематики (см. Я-тема). Глубина проработки той или иной темы зависит от разновидности беседы разговорной (см. ниже). Табуирование (запрет на определённую тематику) для юеседы разговорной не характерно, хотя выраженная гедонистическая ориентация влияет на отказ от целого ряда тем. В целом категория темы существенна, но подчинена принципам общения, характерным для беседы.

Тональность: ведущая текстовая категория беседы разговорной, представляющей собой обмен не столько сведениями, сколько мнениями, впечатлениями, оценочными характеристиками. Доминирует, при всём многообразии конкретных чувственных проявлений, спокойная задушевная интонация. От каждого из собеседников в идеале требуется искренность и внимательность, готовность доброжелательно откликаться на речевые поступки партнёра, такт и чувство меры. Участник беседы должен выражать заинтересованность в общении: заботиться о позе внимания и внимательном взгляде, использовать словесные и жестовые речевые поддержки (см.

), обращаться к собеседнику по имени, задавать развивающие тему вопросы, при желании высказать несогласие делать это кратко, сдержанно и тактично.

Беседа разговорная реализуется в ряде разновидностей: этикетная беседа, светская беседа (см.) — поверхностное обсуждение ряда нейтральных тем малознакомыми или знакомыми в разной степени людьми в ситуации публичного общения; семейная беседа (см.), объединяющая членов семьи и её ближайший круг; задушевный разговор — беседа «один на один» с обсуждением глубоко личных, сокровенных тем; застольная беседа — как правило, полилог во время праздничного угощения.

Беседа разговорная, развившаяся на базе разговорного жанра болтовни (см.) как более сложный в содержательном и формальном отношении композиционный тип речи на стыке диалогической и монологической традиции, в свою очередь, является генетически первичной для аналогичного жанра официально-деловой речи — деловой беседы (см.), публицистического интервью (см.), беседы как учебно-научного и просветительского жанра.

♦ Сопоставительное понятие: беседа деловая.

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 37-39.

Tags: 

Языкознание

Понятие: 

Беседа

Особенности проведения беседы с детьми и подростками

Во многих психологических работах, посвященных проблемам беседы (интервью), неоднократно подчеркивалось, что беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей обычно приводят учителя или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, столь необходимый при проведении беседы. Нередко от психолога требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Это касается, прежде всего, детей с заниженной 

самооценкойтревожных, неуверенных в себе и так называемых «трудных» детей, которые имеют немалый отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях особенно полезной для привлечения ребенка к сотрудничеству является игра. Для этого у психолога всегда должны быть под рукой яркие, привлекательные игрушки, различные головоломки, цветные карандаши и бумага, другие занимательные вещи, которые способны заинтересовать детей и спровоцировать их на общение. Важным условием установления и поддержания контакта является форма обращения к ребенку. Допустимым можно считать только обращение по имени, причем маленьких детей рекомендуется называть так, как их обычно называет мама. Вообще речь психолога, его язык имеют большое значение при проведении беседы с детьми. Необходимо помнить, что не все обороты и выражения «взрослой» речи могут быть понятны ребенку, поэтому, организуя беседу, нужно принимать во внимание возраст, пол, условия жизни детей.
Кроме того, чтобы самому понимать ребенка, психолог должен быть знаком с детским словарем, должен знать и при необходимости уметь использовать в общении со школьниками широко распространенный подростковый и молодежный сленг. Не вызывает сомнения, что получаемые в беседе данные, степень их полноты и достоверности зависят от того, насколько опрашиваемое лицо способно к самонаблюдению. Между тем, хорошо известно, что возможности детей в этом отношении ограничены. Так, например, способность к спонтанной интроспекции, т.е. сознательному наблюдению собственных эмоциональных Реакций и их вербализации, появляется у большинства детей только в подростковом возрасте. Однако это не означает, что с детьми можно разговаривать только о каких-то внешних, объективных фактах их жизни и нельзя обсуждать возникающие У них переживания, эмоциональные реакции и т.д. В принципе Дети способны описать свои мысли и чувства, но имеют в этом ограниченные возможности и не обладают достаточно развитыми навыками припоминания событий.
Именно поэтому в беседе с детьми особенно велика роль правильно заданного вопроса. Правильно сформулированный и вовремя поставленный вопрос не только позволяет психологу получить необходимые сведения, но и выполняет своеобразную развивающую функцию: он помогает ребенку осознать собственные переживания, расширяет возможность вербализации субъективных состояний. Умение подобрать нужные вопросы, отыскать для каждого ребенка индивидуальную тактику ведения беседы является довольно трудных делом и во многом зависит от опыта психолога, наличия у него творческого подхода к использованию данного метода. Признанный мастер беседы с детьми Ж. Пиаже писал по этому поводу: «Как трудно удержаться от чрезмерного многословия, особенно педагогу, расспрашивая ребенка! Как трудно удержаться от невольного внушения ему своих мыслей! А всего труднее отыскать средний путь, избежав и чрезмерной систематичности, вызванной заранее разработанной концепцией, и полной хаотичности фактов, к которой приводит отсутствие какой-либо направленной гипотезы! В сущности говоря, хороший экспериментатор должен соединять в себе два обычно несовместимых качества: он должен знать, как наблюдать, то есть позволять ребенку говорить совершенно свободно, не прерывая его высказываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же самое время он должен быть постоянно настороже, чтобы не пропустить ничего важного; каждую минуту он должен иметь в виду какую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-то теорию, правильную или ложную, и стремиться ее проверить.
Начинающий исследователь либо подсказывает ребенку то, что он ожидает от него получить, либо же не подсказывает ему совершенно ничего, потому что не ищет ничего определенного; нечего и говорить, что в этом случае он ничего и не найдет. Короче, это нелегкая задача…». Проводя беседу с детьми, психологу очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, поскольку отмеченная выше асимметричность отношений в ситуации опроса ребенка усугубляется еще и возрастной дистанцией. По мнению И. Шванцары, оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективной психотерапии:

  1. психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

  2. он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

  3. своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при э т о м — все понимает. Реализация такого отношения, основанного на создании атмосферы безусловного принятия, искренности и открытости, помогает ребенку проявить свои возможности, «раскрыться» и поэтому оказывает существенное психотерапевтическое воздействие. Поскольку психологу часто приходится иметь дело с «проблемными» детьми, испытывающими разного рода затруднения, такое воздействие в большинстве случаев оказывается необходимым. При проведении беседы нередко возникает проблема регистрации данных. Обычно выбор возникает между использованием магнитофона и письменным фиксированием ответов. Последнее является более предпочтительным, т.к. позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает его. Конечно, не все высказывания возможно записать дословно. Однако ключевые моменты в ответах детей требуют точной записи и ее, как правило, удается сделать. Для регистрации невербальных компонентов сообщения: пауз, интонаций, тона, темпа речи и др., учет которых необходим при интерпретации полученных данных, обычно применяется система сокращений, кодов, которую каждый психолог вырабатывает для себя по мере приобретения практического опыта ведения беседы. Рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, нужно соблюдать условия конфиденциальности. Если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка. В зависимости от целей исследования беседа может иметь разное содержание. Так, на первых этапах работы, когда необходимо получить возможно более полное представление об особенностях ребенка и установить характер его проблем, беседа проводится обычно по типу диагностического интервью, которое носит общий характер и направлено на «зондирование» различных аспектов жизни: выяснение интересов и склонностей ребенка, его положения в семье, отношения к родителям, братьям, сестрам отношения к школе и одноклассникам, установление наиболее частых форм поощрения и наказания, связанных с этим способов реагирования и т.д. Диагностически ценным может оказаться выяснение того, что сам ребенок считает для себя главной проблемой. Беседа может иметь и более частный характер, затрагивая какие-то отдельные аспекты жизни ребенка.

Восемь черт общения

Грамотность

Автор Брайан Киссман

18 января 2017 г. Обновлено 15 января 2017 г.

Мы строим, формируем и расширяем наши знания, понимание и опыт посредством общения. Как учащиеся на протяжении всей жизни, разговор дает нам возможность тренировать мышление, творчество и решение проблем.

Идея «общего ядра» набора стандартов является критически важной; каковы основные концепции и навыки — если хотите, азбуки — которые позволят нашим ученикам учиться учиться? Можно утверждать, что все сводится к столпам грамотности для обучения на протяжении всей жизни — чтению, письму, разговору и презентации.

Способность эффективно участвовать в беседе развивается благодаря набору знаний и навыков. Восемь черт общения представляют набор этих знаний и навыков. Мы добились огромного успеха с этими чертами, сделав их основными целями обучения на всех уровнях обучения, так что к тому времени, когда дети заканчивают начальную или среднюю школу, эти черты становятся привычкой. Наши студенты совершенствуют свое искусство ведения беседы.

Проверьте их. Что вы думаете?

1. Будьте уважительны

Цените мнение других. Поощряйте других участвовать в разговоре.
Отнеситесь к разговору серьезно. Вежливо не соглашайтесь.

2. Будьте готовы

Сосредоточьтесь на теме, активируйте базовые знания и установите связи. Подготовьтесь к разговорам о совместном чтении, задавая вопросы, делая заметки и отмечая отрывки. Участвуйте и вносите свой вклад в беседу.

3. Будьте активным слушателем

Посмотрите на говорящего. Задавайте вопросы, основываясь на том, что сказали другие. Развивайте и добавляйте к тому, что говорят другие.

4. Будьте ясны

Говорите четко, чтобы другие поняли. Говорите полными предложениями. Выражайте мысли точно и подробно. Подкрепляйте мышление доказательствами.

5. Задавайте вопросы и исследуйте

Задавайте несколько открытых вопросов. Исследуйте, изучайте, исследуйте и анализируйте мысли и идеи других.

6. Демонстрация понимания  

Упражняйте когнитивные процессы, метапознание и понимание с помощью элементов литературы, чтобы продемонстрировать понимание.

7. Проверка понимания

Проверка мышления. Прислушайтесь к внутреннему разговору. Поразмышляйте и сообщите, как изменились мысли. Поделитесь с другими, когда понимание ломается.

8. Самоконтроль  

По очереди и дайте другим возможность высказаться. Отслеживайте вклады в беседу с точки зрения того, как часто и сколько. Слушайте, не перебивая. Используйте время ожидания. Обратите внимание на громкость и тон.

Мы даже написали наводящее на размышления стихотворение о чертах разговора:

Страсть к общению

Быть вежливым и уважительным,
9007 7 одна черта искусства разговора, 
полностью подготовлены и вовлечены,
с энтузиазмом мы готовы начать.

Быть активным слушателем, 
искренне, аутентично,
быть ясным, искать ясность,
задавать вопросы в нашем кафе.

Чтобы достичь глубокого понимания,
мы думаем, исследуем и пытаемся узнать,
отслеживание понимания, 90 020
внутренний голос начинает усиливаться.

Контроль импульсивности тоже,
вовлечение таким образом является зрелым.
Наш духовный руль ведет нас,
честность делает речь чистой.

Мысли?

Первоначально эта статья была отправлена ​​на форумы нашего сообщества читателем. Из-за зрительского интереса мы его сохранили. Мнения, высказанные здесь, принадлежат автору.

Поделись этой историей

Рубрика:

  • Грамотность
  • Навыки общения

99 Внимательные темы для разговоров для более глубоких связей

Внимательные темы для разговоров идеально подходят для углубления отношений и стимулирования содержательных дискуссий — будь то с незнакомцами или членами семьи , романтические партнеры или старые друзья и новый. Используете ли вы колоду для разговоров, выбираете вопросы из приведенных ниже или создаете свой собственный список, никогда не задавайтесь вопросом, о чем говорить!

Вы хорошо поговорили в последнее время? Перейти к комментариям ниже и поделиться своими любимыми темами!

Чтобы получить больше повседневного вдохновения, подпишитесь на The Daily Good — 30-секундный информационный бюллетень, который каждое утро доставляется на ваш почтовый ящик с советами по уходу за собой и устойчивому образу жизни. 🌿


Темы для разговоров Для всех

1. Какой аромат вы считаете самым успокаивающим?

2. Какой язык вам нравится слушать, даже если вы на нем не говорите и не понимаете?

3. Океаны или горы? Почему?

4. Опишите самую захватывающую картину или произведение искусства, которое вы когда-либо видели.

5. Вы помните свой первый роман, который вы прочитали? Если да, то что это было?

6. Что вам больше всего нравится в вашем характере?

«Что вам больше всего нравится в вашем характере?»

7. Если бы вашим лучшим другом был вымышленный супергерой, кто бы это был?

8. Какой цвет вы бы выбрали для описания себя?

9. Что из того, чего вы достигли во взрослом возрасте, чем вы могли бы гордиться в молодости?

10. Есть ли в мире место, которое, по вашему мнению, лучше всего отражает то, кто вы есть?

11. Куда бы вы хотели отправиться снова?

12. Если бы ваш питомец мог говорить, как бы звучал его голос? Что бы они сказали о вас?

13. Что означает ваше имя?

14. Какие задачи заставляют вас чувствовать себя лучше?

15. Какое у вас число Эннеаграммы и как оно влияет на вашу практику ухода за собой?

16. Где вы чувствуете себя наиболее сосредоточенным и счастливым?

17. Какая ваша любимая легкая еда?

18. Что вы носите, когда чувствуете себя хорошо, и почему?

19. Какая самая лучшая еда, которую вы когда-либо пробовали, и какую лучшую еду вы когда-либо готовили для себя?

20. Что вам больше всего нравится в вашем доме?

«Что ты больше всего любишь в своем доме?»

21. Какую превосходную степень в стиле ежегодника вы бы дали себе старшекласснику? Какой из них для вашего нынешнего себя?

22. Что вызывает у вас мурашки по коже?

23. Знаете ли вы свой астрологический знак? Как насчет вашей карты рождения?

24. Как вы сознательно практикуете устойчивое развитие?

25. У тебя есть татуировки?

26. Дайвинг или прыжки с парашютом?

27. За что вы больше всего благодарны в этот период жизни?

28. Оказываете ли вы благотворительную или волонтерскую помощь в каких-либо организациях?

29. Какой у тебя язык любви?


Темы для разговоров с друзьями

30. Что вы ищете и в чем нуждаетесь в дружбе?

31. Как, по вашему мнению, лучше всего предлагать любовь и поддержку своим друзьям?

32. Расскажите о своем лучшем друге детства.

33. Когда вы наиболее искренне чувствуете себя?

34. Какую форму самовыражения вы не решаетесь исследовать?

«От какой привычки вы хотите избавиться и от какой сохранить?»

35. От какой привычки вы хотите избавиться и от какой сохранить?

36. Каким был твой первый секс?

37. Если бы вам пришлось исполнять дуэт с известным музыкантом, кто бы это был и почему?

38. Вам снятся повторяющиеся сны? Если да, то как вы думаете, что они пытаются вам сказать?

39. Кем вы больше всего восхищаетесь и как это повлияло на ваш образ жизни?


Важные темы для разговоров с родителями

40. Что бы вы сказали себе в моем возрасте? Что бы вы сказали себе в молодости?

41. Что бы вы хотели знать до рождения детей?

42. Какую первую крупную покупку вы сделали во взрослом возрасте?

43. Как вы узнали, что влюбились?

«Какую первую крупную покупку вы сделали во взрослом возрасте?»

44. Сохранились ли у вас памятные вещи из детства?

45. Чего тебе больше всего не хватает в детстве? Подросток? Мой возраст?

46. Что в нынешнем мире больше всего удивило бы вас в молодости?

47. Если бы вы могли путешествовать во времени, в какую часть своей жизни вы бы вернулись?

48. За кого вы голосовали на прошлых выборах? Почему?

49. Какие ваши самые любимые воспоминания о ваших родителях?


Темы для разговоров для детей

50. Если бы одним мультяшным персонажем был ваш лучший друг в реальной жизни, кого бы вы выбрали и почему?

51. Какое ваше самое раннее воспоминание?

52. Что тебе больше всего нравится в школе?

53. Кто твои лучшие друзья?

«Как выглядит идеальный день с семьей?»

54. Какое твое любимое время года?

55. Какой суперсилой ты бы хотел обладать?

56. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

57. Если бы у вас была возможность завести любое животное в качестве домашнего питомца, какое бы вы выбрали и почему?

58. Как выглядит идеальный день с семьей?

59. Что тебе больше всего нравится в нашем доме?


Темы для разговоров на вечере свиданий

60. Как вы чувствуете наибольшую поддержку в трудные времена?

61. Как для вас выглядит «время наедине»?

62. Собаки или кошки (или кролики)?

63. Что бы вы хотели, чтобы люди лучше понимали о вас?

«Как для вас выглядит «время наедине»?»

64. Какие уроки из вашего детства больше всего повлияли на ваше мировоззрение?

65. Если бы мы могли пожить в другой стране год (без всяких условий), куда бы мы поехали?

66. Что тебе больше всего нравится в наших отношениях? Над чем вы хотите работать?

67. Какие маленькие радости освещают твой день?

68. Как мы можем лучше практиковать устойчивость как пара?

69. Какое у тебя самое любимое воспоминание о нас вместе?


Темы для разговоров для братьев и сестер

70. Какое твое самое любимое воспоминание из детства?

71. Как вы думаете, чем будут заниматься все члены семьи через 10 лет?

«Как вы думаете, какие качества вы унаследовали от наших родителей?»

72. Есть ли у вас утренняя рутина?

73. Какой у тебя был любимый предмет в школе? Любимый учитель?

74. Как вы думаете, какие качества вы унаследовали от наших родителей?

75. Если бы вы могли вернуться в школу, что бы вы изучали?

76. Какое шоу или фильм Netflix вы смотрите?

77. Что вы сейчас читаете?

78. Какая еда больше всего напоминает вам о доме?

79. Что ты больше всего любишь в себе?


Темы для разговоров По работе

80. Какими достижениями вы больше всего гордитесь?

81. Над какими проектами, которые приносят вам радость, вы сейчас работаете?

82. Как вы отдыхаете после работы?

83. Слушаете ли вы какие-нибудь подкасты по дороге на работу? Если да, то какие?

«Как вы отслеживаете свои рабочие цели и достижения?»

84. Что вам больше всего нравится в нашей компании?

85. В чем вам нужна поддержка, если вы ее не получаете?

86. Как вы отслеживаете свои рабочие цели и достижения?

87. Вам нравится общаться в сети? Почему или почему нет?

88. Какой была твоя самая первая работа?

89. Какие навыки вы сосредоточены на совершенствовании прямо сейчас?


Темы для разговоров с незнакомцами

90.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts