1. Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции
Тема 5. Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования
Вопросы:
1.Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции.
2.Виды эмоций.
3.Управление эмоциями.
4.Воля.
5.Психические состояния и образования.
Литература:
основная – 8,с.239-259;13,с.123-141;18,с.424-461
дополнительная – 1,2,5,9,10,19,27,30,31.
Взаимодействуя с окружающим миром, познавая и изменяя его, человек не является бесстрастным автоматом и созерцателем. Действуя, он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. В познании проявляет себя отношение, которое в свою очередь есть результат познания. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Процессы познания и эмоциональные процессы связаны и дополняют друг друга.
Эмоции и чувства – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.
По мнению некоторых авторов эмоции сохранились и развились у человека в ходе эволюции психики именно потому, что они помогают ему успешно ориентироваться в информационно неопределенной среде. Когда человек не располагает достаточной информацией для рациональной оценки ситуации, возникающее переживание помогает оценить её по принципу: «Да» – «Нет», т.е., возникающие положительные эмоции как будто говорят ему «Да» или «Ситуация не опасна», а отрицательные «Нет» или «Здесь что-то не так».
Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.
Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, они могут продолжаться месяцы и даже годы. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер (например, испытываемое человеком95
чувство любви может стать причиной появления многих ситуативных эмоций: гордости любимым человеком, огорчения из-за его неудач, страха и т.п.).
Эмоции можно охарактеризовать следующими признаками. Во-первых, в отличие от других познавательных процессов, например, восприятия, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. имеют положительный или отрицательный знак, например: радость – печаль.
Следовательно, можно сказать, что эмоции – это психологические про-
цессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
При этом эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое человек производит, или воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам.
Эмоциональная жизнь человека наполнена разнообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям (надежда, разочарование). Характер и динамика ситуативных эмоций определяется как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются.
Эмоции и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулятивную. Во-первых, они есть сигналы о том, что из происходящего в мире имеет значение для конкретного человека, что имеет отношение к его потребностям. И действительно, все, что не значимо для человека, не вызывает у него никаких чувств и эмоций. Во-вторых, эмоции и чувства выполняют еще и регулятивную функцию, т.е., они определяют в известной мере поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами человеческой деятельности, порождая влечения, стремления к представляемой и мыслимой цели.
Эмоциональный процесс включает три основных компонента:
•эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги
ворганизме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для человека, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и восстановительных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться;
•знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оценивается как негативное. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события, отрицательные – побуждают действия, направленные на устранение контакта с негативным событием;
96
• степень контроля эмоции. Различают два состояния: сильного эмоционального возбуждения (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняется ориентация и контроль, и крайнего возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.
Эмоциональные процессы-переживания всегда сопровождаются у человека рядом непроизвольных и сознательных движений и отражаются в его мимике, жестикуляции, изменениях голоса, ряде физиологических реакций: сердцебиении, изменении дыхания, сужении или расширении кровеносных сосудов и т.п.
Эмоции человека различаются степенью осознанности, достаточно часто причины возникающих переживаний осознаются недостаточно отчетливо, либо совсем не осознаются. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что эмоции являются инте-
гральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (например, страха, гнева, радости и др.), и сопровождающиеся неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов (работе сердца, дыхании, сужении или расширении кровеносных сосудов, выбросе определенных гормонов и т.
Эмоции и чувства субъективны, они не могут возникнуть и существовать вне определенного субъекта.
Эмоции бывают стеническими и астеническими. Стенические отличаются действенностью, они побуждают человека к поступкам, увеличивают напряжение сил, активизируют организм, поднимают настроение. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, они расслабляют человека, подавляют его активность.
Особенности эмоций и чувств человека обобщены и приведены в виде схемы на рис. 5.1, а основные характеристики эмоций – на рис. 5.2
Эмоции и чувства человека имеют общественно-историческую природу. Это означает, что у человека они связаны с его многочисленными потребностями, которые развиваются и изменяются в ходе общественно-исторического развития.
Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Эмоции испытывают и животные, но у них они непосредственно обусловлены естественными потребностями и связаны с инстинктами. У человека различные направления общественно-трудовой деятельности продолжают или развивают различные направления и стороны эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает моральные чувства. Выделение из практической деятельности теоретической порождает интеллекту-
97
альные чувства (любознательность, любовь к истине), в процессе создания произведений искусства и восприятия их формируются эстетические чувства.
Особенности эмоций и чувств
Чувства и эмоции взаимосвязаны, взаимообусловлены, но не равнозначны.
Одно и тоже чувство человек может переживать по-разному.
Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Например, чувство ответственности может переживаться в виде:
•радости за успех порученного дела,
•беспокойства в случае затруднений,
•стыда в случае его провала и т. д.
Чувства и эмоции относительно независимы от воли человека.
Особенностью эмоций и чувств является их «иррадиация».
Для эмоций и чувств характерна амбивалентность(двойственность) переживаний.
Возникновение и исчезновение эмоций и чувств не зависит от желания и воли человека.
Иррадиация эмоций и чувств проявляется в их распространении на все, что связано с объектом наших чувств.
Амбивалентность состоит в том, что один и тот же объект в одно и тоже время вызывает противоречивые переживания, обычно это связано с тем, что отдельные особенности сложного объекта поразному влияют на потребности и ценности человека.
| Очень | часто высшие |
|
| чувства | вступают в |
|
6 | конфликт с теми чувст- |
| |
вами, которые счита- |
| ||
|
| ||
| ются более низкими. |
|
Например, чувство чести и чувство долга
– с чувством страха.
Рис. 5.1 Особенности эмоций и чувств человека.
98
Основные характеристики эмоций
Качественные характеристики
Динамика протекания
Динамика внешнего выражения (эмоцио- нальной экспрессии)
Положительные
Знак Отрицательные
Удивление
Радость
Модальность Гнев
Отвращение
Разочарование и др.
Длительность
Интенсивность и др.
Мимика
Речь
Пантомимика
Влияние на пове- | Стенические | |
дение и деятель- | ||
| ||
ность | Астенические | |
|
Рис. 5.2 Характеристики эмоций.
Следует иметь в виду, что то или иное отношение к окружающему миру не обязательно будет принимать форму эмоции. Оно может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях же отношение к окру-
99
Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста — Социально-педагогический центр Пружанского района
Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
- Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.
Три ключевых элемента эмоций — что на самом деле означают эмоции
Три ключевых элемента эмоций — что на самом деле означают эмоции
3 августа 2022 • Слова Кейт Пернелл 4 минуты
4 минуты
3 августа 2022 • Слова Кейт Пернелл 4 мин.
При общении с детьми легко забыть, что они испытывают широкий спектр эмоций так же, как и взрослые, а иногда даже больше из-за того, что они не так опытны и не подготовлены к тому, чтобы справляться с различными ситуациями, которые могут вызвать реакцию. Эмоции – это физиологические реакции на внешние события. По сути, наши эмоции — это способ нашего тела сообщить нам о ситуации или событии. И хотя у всех нас есть эмоциональные реакции, опыт и образование помогают нам управлять поведением, которое проистекает из эмоций.
Хотя существуют различные теории относительно эмоций и того, какие эмоции считаются основными, есть три ключевых элемента, из которых состоят все наши эмоции. Без понимания цели этих элементов мы не можем начать помогать нашим молодым людям узнать о своих собственных эмоциях и о том, как управлять своими реакциями здоровым и коммуникативным способом.
Три ключевых элемента эмоций
ЧувствоНесмотря на то, что каждый испытывает такие эмоции, как гнев или печаль, независимо от культуры или происхождения, мы не все чувствуем их одинаково. Чувствующий элемент эмоций относится к тому, что мы чувствуем в своем теле, и к психологической реакции. Мы учим детей называть свои чувства, например, «Я злюсь» или «Я взволнован». Когда их спрашивают, дети могут сказать, что эти ощущения ощущаются в их телах одинаково, например, увеличение энергии и частоты сердечных сокращений, но эмоции, стоящие за этими ощущениями, совершенно разные.
Мышление
Как только мы сможем назвать чувство и реакцию нашего тела, мы сможем перейти в более когнитивное пространство интерпретации наших эмоций. Будучи взрослыми, мы можем помочь детям сформулировать элемент мышления, дав им несколько простых предложений для начала. Например, в качестве дополнения к фразе «Я злюсь» вы можете отметить вслух, как выглядит их тело (кулаки сжаты, брови нахмурены), и попросить их рассказать вам, что заставило их разозлиться. Не думайте, что вы знаете, что вызывает чувство.
Выполнение
Активный элемент эмоций легче всего наблюдать и труднее всего научить. Наши эмоции, чувства и модели мышления контекстуальны, а для школьников очень часто социальны. Поведение является прямым отражением наших эмоциональных реакций. Будучи взрослыми, мы знаем, что даже если кто-то нас злит, неуместно набрасываться физически или словесно, и это то, чему мы должны учить детей, поскольку они часто руководствуются своими первыми инстинктами в плане поведенческих реакций на свои эмоции. . Эти реакции могут включать плач и крик, отключение, удары или даже возбуждение от радости в форме крика. Детей нужно учить правилам относительно того, какие реакции являются здоровыми, а также где и с кем уместно иметь определенные реакции. Детям есть чему поучиться и применить!
Теперь, когда мы больше знаем о том, что такое эмоции, мы можем приступить к разработке стратегий, которые помогут нашим детям понять, что на самом деле означают их эмоции и их поведенческие реакции.
Стратегии, которые помогут детям понять и управлять эмоциями
Этикетка эмоцийЭмоции могут сбивать детей с толку, особенно когда они не понимают, что они чувствуют или почему у них есть физическая реакция на ситуацию или обстоятельства. Дети начинают замечать разные эмоции с рождения, и мы можем начать с 9 лет.0018 маркирует эмоции в соответствии с выражением лица и языком тела. Мы часто естественным образом делаем это, корректируя свой голос или чрезмерно преувеличивая выражения лица и тела с маленькими детьми, что известно как речь, направленная на младенцев. Убедитесь, что вы также маркируете свои собственные эмоции и моделируете здоровую реакцию на них для своего ребенка, чтобы он мог учиться на собственном примере.
Самоуспокоение
Другим важным навыком для обучения является самоуспокоение. Если мы всегда пытаемся предотвратить возникновение детских эмоций или «фиксировать» их, когда они возникают, дети не узнают, что они способны найти объект или занятие, которые их успокоят. Ярким примером этого учения является то, что родитель учит своего ребенка спать всю ночь, позволяя ему немного повозиться и посмотреть, найдет ли он свою мягкую игрушку, одеяло или удобное положение самостоятельно, без помощи взрослого. Для детей старшего возраста сказки Моши на ночь — отличный ресурс, помогающий детям заснуть самостоятельно.
Выразить эмоции
Когда дело доходит до выражения эмоций , важно позволить вашему ребенку выражать свои эмоции, какими бы незначительными они ни казались. Однако то, какое поведение разрешено в результате этой эмоции, — это совсем другое. Например, общая фраза, которую я использую со своими учениками, когда они демонстрируют взрывные вербальные или физические реакции, звучит так: «Вы можете злиться, это нормально, но нельзя бить, кричать, швырять в кого-то предметы. . ». и т. д. Важно признавать их эмоции и проявлять к ним сочувствие. Продемонстрируйте понимание того, что они чувствуют и почему.
Разработка языка
Одна из самых важных вещей, которые нужно сделать для ребенка, который испытывает сильные эмоции, — это дать им язык для обсуждения и выражения этих эмоций s. Это можно сделать с помощью социальных историй, объясняющих чувства и помогающих разжечь сопереживание, или просто демонстрирующих различные выражения лица с прикрепленным описательным словом, чтобы они могли начать четко понимать выражения лица и язык тела. Помогите им назвать и объяснить свои эмоции и использовать положительное подкрепление, например: «Я горжусь тем, что ты не дал сдачи» или «Я так рад, что ты использовал свои слова».
Предоставить стратегии
Предоставление стратегий и моделирование указанных стратегий могут быть чрезвычайно полезными и способствовать развитию у детей собственных методов самоуспокоения без вашей поддержки в будущем. Если они расстраиваются, спросите, не хотят ли они побыть наедине. Это может помочь им справиться со своими эмоциями, особенно когда они начинают говорить «я не знаю», когда вы спрашиваете их, как они себя чувствуют. Вы также можете предложить глубокое дыхание, предложить отвлечение, например, игру, дать физический комфорт или помочь им выразить себя через рассказывание историй и рисование, чтобы обработать и передать свои чувства.
Иметь реалистичные ожидания
Наконец, имеют реалистичные ожидания . Двухлетний ребенок не сможет использовать красноречивый язык, чтобы выразить то, что он чувствует. Разным типам личности могут быть нужны разные вещи. Как и взрослым, некоторым детям может потребоваться время в одиночестве, в то время как другим будет полезна физическая активность, которая поможет разобраться в своих чувствах. Построение доверительных отношений и создание позитивной и поддерживающей эмоциональной среды поможет вам понять, что нужно вашему конкретному ребенку. Не бойтесь исследовать и экспериментировать. Вы настраиваете детей на здоровые эмоциональные привычки и отношения на всю жизнь.
Кейт Пернелл
Кейт Пернелл родом из Окленда, Калифорния. В настоящее время она живет в Великобритании, преподает английский язык в средней школе и драму. Педагог, писатель и многогранный писатель, вы можете увидеть, как она пытается заставить своих учеников влюбиться в силу человеческой истории, пишет свою собственную или пытается не отвлекаться во время занятий йогой. Вы можете найти ее в Twitter и IG @KatePurnell
.Вас также может заинтересовать…
Семь универсальных эмоций, которые мы носим на лице
Мы биологически эволюционировали, чтобы носить эти выражения вне зависимости от культуры.Выражение лица человека — один из самых важных невербальных способов общения. Благодаря 43 различным мышцам наши лица способны выражать более 10 000 выражений, многие из которых восходят к нашим первобытным корням. Некоторые исследователи говорят, что даже наша улыбка возникла из того, как приматы хвастаются зубами, чтобы договориться о социальном статусе или установить господство.
И хотя у каждого лица есть свой уникальный способ выражения эмоций, есть несколько избранных выражений, которые продолжают появляться, независимо от возраста, расы, языка или религии человека. Ниже приведены семь основных эмоций, которые запрограммированы в нашем мозгу и проявляются на наших лицах.
Чтобы получить дополнительные советы о том, как читать выражения лиц людей, посмотрите документальный фильм Расшифровка языка тела о природе вещей.
Вот краткое изложение этих семи универсальных эмоций, как они выглядят и почему мы биологически запрограммированы выражать их таким образом:
Гнев
Движения лица: Брови опущены, верхние веки подняты, нижние веки подняты, края губ закатаны, губы могут быть сжаты.
Гневное лицо работает так хорошо, потому что каждое движение лица делает человека физически сильнее, утверждают исследователи. Это лицо дает угрозе понять, что мы настроены серьезно. Это одна из наших самых сильных эмоций, и она показывает, насколько выразительным может быть человеческое лицо. Это лицо служит предупреждением, будь то просто для устрашения или для того, чтобы показать, что конфликт начался.
Страх
Движения лица: Брови приподняты и сведены вместе, верхние веки приподняты, рот растянут
Каждое движение лица, основанное на страхе, готовит нас к реакции «бей или беги». Это выражение лица основано на том, как работает наше тело. Расширение наших глаз открывает наше поле зрения, пропуская больше света и позволяя нам видеть угрозы вокруг нас. То же самое можно сказать и о наших кислородных путях. Открытие ноздрей увеличивает потребление кислорода и помогает нам подготовиться к бегству или борьбе.
Отвращение
Движения лица: Брови опущены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, губы распущены.
Лицо с отвращением не только показывает наше отвращение, но и защищает нас. Сморщивание носа закрывает носовой ход, предохраняя его от опасных испарений, а прищуривание глаз защищает их от повреждений.
Счастье
Движения лица: Мышцы вокруг глаз напряжены, морщины вокруг глаз «гусиные лапки», щеки приподняты, уголки губ приподняты по диагонали.
Несмотря на дружественный оттенок, исследователи полагают, что наши улыбки могут иметь более зловещее происхождение. Многие приматы показывают зубы, чтобы утвердить свое господство и зафиксировать свой статус в своей социальной структуре. Некоторые исследователи считают, что это невербальный знак, который в конечном итоге превратился в улыбку.
Грусть
Движения лица: Внутренние уголки бровей приподняты, веки опущены, уголки губ опущены.
Печаль трудно подделать, утверждают исследователи. Одним из явных признаков грусти является поднятие внутренней брови, которое очень немногие могут сделать по требованию.
Удивление
Движения лица: Вся бровь поднята вверх, веки подтянуты, рот открыт, зрачки расширены.
Хотя выражение удивления может длиться всего секунду или две, движения лица — особенно поднятые брови — позволяют нам оглядеться вокруг, переключить внимание на другое, возможно угрожающее событие, и быстрее отреагировать. Будь то хороший или плохой сюрприз, реакция лица одинакова.
Презрение
Движения лица: Глаза нейтральные, угол губы оттянут вверх и назад с одной стороны.