Особенностью мировоззренческих мотивов является то что они: Глава 1. Теоретические основы формирования мотивов учения у младших школьников

О проблемах военно-профессиональной мотивации военнослужащих контрактной службы

Автор: Побережнюк Ольга Андреевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020 2020-03-22

Статья просмотрена: 471 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Побережнюк, О. А. О проблемах военно-профессиональной мотивации военнослужащих контрактной службы / О. А. Побережнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68302/ (дата обращения: 10.11.2022).



В работе рассматриваются проблемы формирования мотивации военнослужащих контрактной службы. Проанализирована психологическая литература. Отражены особенности и условия военно-профессиональной мотивации.

Ключевые слова: мотивация, побуждения, особенности, мотивы, военнослужащие, контрактная служба.

Мотивационная сфера занимает одно из лидирующих мест в формировании личности человека. Понимание поступков и деятельности человека невозможно без проникновения в его личность, без знания мотивов социально-психологических явлений и процессов, что важно и для военной психологии. Проблема исследования профессиональной мотивации военнослужащих — одна из наиболее актуальных в работе психологов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации всегда считалась особой и почетной обязанностью, обладающей повышенной социальной значимостью и связанная с особыми условиями труда, порой выходящими за рамки обыденного. Армия — это долг каждого гражданина. Учитывая проблемы во взаимоотношениях между государствами, военно-профессиональная деятельность никогда не утратит свое предназначение, оставаясь одним из самых нужных социальных институтов.

Военно-профессиональной деятельностью называют деятельность, направленную на защиту государства. В настоящее время активное укрепление кадрового потенциала Вооруженных Сил происходит в связи с прибытием военнослужащих на службу по контракту. Это служба, которую они обязуются проходить на условиях заключенного контракта в соответствии с законодательством РФ, и способ повышения эффективности деятельности военнослужащего. При прохождении контрактной службы появляются новые факторы мотивирующей составляющей, а именно материальные и нематериальные ресурсы, как стимул повышения интереса к воинской службе.

Как правило, мотивация рассматривается как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, способных определить поведение индивида, его мотивы и побуждения, вызывающие активность.

Социологические и психологические исследования военнослужащих контрактной службы показали, что устойчивость их военно-профессиональной направленности в значительной мере определяется успехами на службе, дисциплиной, участием в общественной жизни подразделения и многим другим [2, 3] Поэтому наиболее значимым направлением в воспитании военнослужащего должно быть формирование устойчивой мотивации деятельности и действенной военно-профессиональной направленности.

Формирование мотивации деятельности — это воспитание в личности человека ценностей, мировоззренческих идеалов, сочетающихся с активным поведением, что означает взаимосвязь осознаваемых и действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию.

Каждая деятельность человека имеет свои мотивы. Мотивы при ведения боевых действий у каждого свои, на уровне государства единственным мотивом для начала действий является возникновение угрозы для безопасности страны. Боевая деятельность военнослужащих контрактной службы основывается на своих побудительных мотивах, потребностях, чувствах, идеалах и убеждениях, интересах, стремлениях и так далее. Но перед каждым военнослужащим стоит один и самый важный мотив — это самосохранение, стремление сохранить собственную жизнь. У каждого данный мотив проявляется в разной степени и в разных взглядах. Кто-то просто старается избегать опасных ситуаций. А кто-то осознанно готовится к боевым действиям, по принципу «предупрежден-вооружен». При выполнении боевых действий нельзя забывать о социальных потребностях. Несмотря на то, что мотив самосохранения мы ставим на одно из первых мест, и он остается биологически целесообразным, существуют моменты самопожертвования в бою. Но есть и другие мотивы и потребности у военнослужащих, которые в структуре иерархии мотивов нередко занимают более высокое положение.

Защита своей семьи, своих близких, своей Родины — вот он, один из самых важных и главных социальных мотивов боевой деятельности. Именно этот мотив побуждал жертвовать собой многих людей в годы Великой Отечественной войны. Данный мотив не появляется у человека с рождения, он социален и его формирование происходит в процессе развития и воспитания. Задачей каждого командира на службе — воспитать патриотические чувства и готовность сражаться за Родину. Но также важно вспомнить, что военнослужащим предлагаются различные социальные и материальные льготы, которые также безусловно относятся к особенностям мотивации. Безматерных А. Н. [1] считали, что смысл военно-профессиональной мотивации — это нахождение стимулов, которые будут соответствовать основной жизненной установке личности военнослужащего.

В связи с чем важно исследовать и укреплять профессиональную мотивацию военнослужащих с целью повышения эффективности деятельности, укрепления трудовой дисциплины, сокращения текучести кадров. Важно, что любой выбор должен быть основан не только на поверхностном впечатлении, а в полном осознании своих способностей, содержания и характера труда, условий работы.

Основой развития военно-профессиональной мотивации выступают убеждения, ориентации, интересы, жизненные установки, цели, условия профессиональной деятельности, и мировоззрение в целом. Благоприятную социальную среду, формирующую воздействие на мотивацию, способна оказывать воинская часть, представляющая собой организованную систему возможностей для развития. Непосредственное взаимодействие командного состава оказывает значительное влияние в целях активизации, стимулирования и развития их мотивов. Преобладание в психологическом климате подразделения деловых и позитивных эмоциональных отношений повышает интенсивность и устойчивость мотивации.

Привить верную мотивацию личности, ценностные ориентации, не значит заложить готовые мотивы и цели, это постоянная работа в ходе учебно-воспитательного процесса, в процессе профессиональной подготовки, это примеры становления граждан в другие условия и ситуации, где четко прослеживаются желательные мотивы и цели, в процессе такой деятельности будут развиваться устремления самого индивида к требованиям военно-профессиональной деятельности.

К основным факторам, влияющим на мотивацию военнослужащих контрактной службы можно отнести: самосовершенствование, в том числе физическое; материальные выплаты и наличие льгот; чувства патриотизма, чести, мужества; личностный рост, желание становиться офицером; профессиональные навыки; получение бесплатного образования; пример для подражания, благородные и храбрые герои; мотивирующая система нематериального характера, звания, медали, знаки отличия. И хочется надеяться, что военно-профессиональной мотивацией, а именно осознанными потребностями к несению службы и выбору профессии, как образу жизни, к целям и стремлениям военнослужащих являются не только материальные блага.

Литература:

  1. Безматерных А. Н. Современные проблемы военно-профессионального становления офицеров выпускников военного института // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. — Пермь, 2017.
  2. Росколодько Н. И. Формирование мотивов в процессе военно-учебной деятельности / Н. И. Росколодько // Вестник психологии. — М.Ярославль, 2008. — Вып. 1(6).
  3. Ткачев Р. В. Мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС РФ: социолого-управленческий аспект: автореф. М., 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): контрактная служба, мотив, военно-профессиональная мотивация, военно-профессиональная деятельность, военнослужащий, деятельность человека, профессиональная мотивация военнослужащих, Российская Федерация, служба.

Ключевые слова

мотивация, особенности, мотивы, военнослужащие, контрактная служба, побуждения

мотивация, побуждения, особенности, мотивы, военнослужащие, контрактная служба

Похожие статьи

Мотивация граждан, поступающих на военную службу по. ..

Следует отметить, что мотивы

и военнопрофессиональная ориентация находятся в тесной

Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип…

Военнопрофессиональная мотивация | Статья в журнале…

Военнопрофессиональная мотивация — результат процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и…

Особенности

профессионально-психологического отбора. ..

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Формирование профессиональной психологической пригодности зависит от психических свойств человека, его мотивации к выбранной профессии и от самого характера…

Особенности

мотивации профессиональной деятельности

По мнению автора статьи, структура мотивации профессиональной деятельности

На базовом уровне организации профессиональной мотивации военнослужащих — женщин

Военнопрофессиональная мотивация. Авторы: Смирнов Артём Эдуардович, Пискунов…

Психологическое обеспечение адаптации к

службе. ..

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Финансовое стимулирование в системе

мотивации воинской…

 дополнительные выплаты военнослужащим проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за

Военнопрофессиональная мотивация | Статья в журнале… Процесс использования различных стимулов для мотивации людей называется…

О формировании

мотивации к обучению у курсантов военных

Аспекты мотивации в направлениях военной службы отражены в исследованиях М. И

Таким образом, между деятельностью человека и мотивацией существуют отношения взаимного

Рис. 1. Мотив военнопрофессиональной деятельности выпускников военных вузов.

Военнопрофессиональная мотивация. Авторы: Смирнов Артём…

2-я – «Смысл военнопрофессиональной деятельности» раскрывает ценностно-смысловое отношение к военнопрофессиональной

Военнослужащие контрактной службы, получившие средние и ниже среднего интегральные оценки экспертов по фактору успешности…

Мотивация профессиональной деятельности как основной…

Вместе с тем мотивация профессиональной деятельности, как научная проблема стимулирования и заинтересованности людей в эффективном производстве возникла с момента зарождения коллективного труда и формирования государства как политического института.

Похожие статьи

Мотивация граждан, поступающих на военную службу по…

Следует отметить, что мотивы и военнопрофессиональная ориентация находятся в тесной

Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип…

Военнопрофессиональная мотивация | Статья в журнале…

Военнопрофессиональная мотивация — результат процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и. ..

Особенности

профессионально-психологического отбора…

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Формирование профессиональной психологической пригодности зависит от психических свойств человека, его мотивации к выбранной профессии и от самого характера…

Особенности

мотивации профессиональной деятельности

По мнению автора статьи, структура мотивации профессиональной деятельности

На базовом уровне организации профессиональной мотивации военнослужащих — женщин

Военнопрофессиональная мотивация. Авторы: Смирнов Артём Эдуардович, Пискунов…

Психологическое обеспечение адаптации к

службе

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Финансовое стимулирование в системе

мотивации воинской…

 дополнительные выплаты военнослужащим проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за

Военнопрофессиональная мотивация | Статья в журнале… Процесс использования различных стимулов для мотивации людей называется…

О формировании

мотивации к обучению у курсантов военных. ..

Аспекты мотивации в направлениях военной службы отражены в исследованиях М. И

Таким образом, между деятельностью человека и мотивацией существуют отношения взаимного

Рис. 1. Мотив военнопрофессиональной деятельности выпускников военных вузов.

Военнопрофессиональная мотивация. Авторы: Смирнов Артём…

2-я – «Смысл военнопрофессиональной деятельности» раскрывает ценностно-смысловое отношение к военнопрофессиональной

Военнослужащие контрактной службы, получившие средние и ниже среднего интегральные оценки экспертов по фактору успешности…

Мотивация профессиональной деятельности как основной. ..

Вместе с тем мотивация профессиональной деятельности, как научная проблема стимулирования и заинтересованности людей в эффективном производстве возникла с момента зарождения коллективного труда и формирования государства как политического института.

Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи — Психолого-педагогические исследования

Проблема профессионального самоопределения и мотивации к учебной и профессиональной деятельности – одна из ведущих в системе образования. Над ее решением работают как теоретики, так и практики – педагоги, психологи, методисты. Изменения в образовательном поле (подписание Болонской декларации, принятие нового закона об образовании, введение федеральных государственных стандартов нового поколения)  требуют пересмотра многих положений дидактики, а многочисленные социально-экономические вызовы, динамичность социальных процессов заставляют проводить постоянный мониторинг мотивационной сферы учащейся молодежи.

Поскольку на мотивационную сферу учащейся молодежи существенное влияние оказывают социально-экономический строй, государственная идеология, постольку значительно различаются мотивы выбора учебной и профессиональной деятельностей в Советском Союзе и в современной России, претерпевшей значительные изменения в общем укладе жизни. Исследование именно этого вектора изменения общественного сознания дает нам возможность более тонко прогнозировать и регулировать процессы, происходящие не только в образовательной системе, но и в социально-экономической. Создавая психологический портрет современного студента, обрисовывая мотивы выбора им профессии, мы получаем возможность не только адресно направлять профориентационную работу в школах, целенаправленно организовывать пропедевтические курсы в высших и средних специальных учебных заведениях, но и ориентировать психологическую поддержку молодых специалистов, достигая большей  эффективности в их трудовой деятельности.

На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию такой психологической категории, как «мотив». Влияние бихевиоризма на западную психологию привело к тому, что мотив стал рассматриваться многими авторами как совокупность потребностей человека в отрыве от их наполненности, психологического содержания для каждого человека [6]. Совсем другая картина –  в работах российских авторов, которые отталкивались от отечественных концепций личности и деятельности. Мотивация изучалась такими учеными, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина,  В.Д. Шадриков. Говоря о мотивации студенческого возраста, стоит отметить работы   А.А. Вербицкого, А.А. Деркача, А.А. Реана и многих других исследователей, изучающих структуру и детерминанты развития мотивации.

Ортодоксальным для классической отечественной психологии является определение А.Н. Леонтьева: «мотив – это опредмеченная потребность». Он проявляется только в деятельности, направляет ее, придает деятельности смысл и характеризует ее [6]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, мотив – отраженная в сознании потребность, которая, в свою очередь, опосредована общественными потребностями, культурой [11]. Важными для нас будут и идеи Л.И. Божович, которая говорит о том, что потребности не тождественны мотиву, а предмет, который их удовлетворяет, определяет не саму потребность, а общий характер деятельности. При этом происходит включение в мотивационную область разнообразных социальных мотивов [2]. Мотивация поведения развивается в сторону социализации естественных потребностей, она становится осознаваемой, произвольной, опосредованной. Такая точка зрения закрепилась в отечественной психологии. Например,  А.В. Петровский писал о том, что потребности и мотивы не рядоположны, они соотносятся друг с другом как сущность и явление [9].

Понятно, что перечисление многочисленных точек зрения на проблему определения категории «мотив» в одной статье выходит за рамки наших задач, поэтому мы ограничимся лишь общей классификацией, согласно которой мотив может рассматриваться как побуждение, как потребность, как цель, как намерение, как свойства личности и как состояния [5].

Однако как бы ни трактовалось это понятие, оно всегда будет иметь в своем основании ту или иную систему ценностей. Ценностные ориентации формируются в процессе социализации и являются структурными компонентами личности [1]. Наиболее разработанной является концепция ценностных ориентаций М. Рокича, который предположил, что есть ценности, касающиеся целей индивидуального существования (терминальные), и ценности, связанные с образом действий и достижения целей (инструментальные) [7].

На основании именно разделяемых ценностей можно выстраивать классификацию мотивации и мотивов. А.А. Гавреев предлагает выделить десять типов мотивации: экономический, креативный, стратификационный (карьерный), аффилиативный, патерналистский, доминантный (властный), аффирмационный (соревновательный), демократический, традиционалистский (конформистский), неопределенный [3].

В социологическом ключе написана и одна из наиболее масштабных и актуальных в нашем исследовательском направлении работ –  работа Б.А. Грушина по изучению самосознания, ценностных ориентаций и социально-психологических характеристик различных групп молодежи [4]. Их исследование проводилось в 1961 г. в виде анкетного опроса читателей газеты «Комсомольская правда». Один из выводов, который делает автор: существует «факт идеологического плюрализма в среде советской молодежи … Не различия мнений людей по поводу тех или иных конкретных сюжетов …, не различия их объективных положений, приводящих к разному самочувствию, разным психологическим состояниям … , а именно глубоких разрывов в отношении к базовым принципам, лежащим в основании общества, к прокламируемым обществом идеалам и целям развития» [4, с. 194]. Подобный «плюрализм» характерен для разных сторон нашей жизнедеятельности и, на наш взгляд, выражен в куда большей степени, чем несколько десятилетий назад, в результате сильного расслоения общества, отсутствия «национальной идеи». Мы проследим его только на одном примере – мотивации к профессиональной деятельности.

Итак, целью нашего исследования стало выявление мотивации к будущей трудовой деятельности студентов, намеренных работать по получаемой специальности, и  студентов, не собирающихся продолжать выбранный ими в высшем учебном заведении профессиональный вектор развития. Мы проанализировали научную литературу по этой теме и благодаря этому получили не только теоретический материал, но и конкретные эмпирические данные, которые использовали в дальнейшем. Кроме того, в соответствии с целью исследования мы модифицировали  анкету Б.А. Грушина и В.В. Чикина, провели консультации с компетентными лицами для обеспечения теоретической надежности, достоверности и валидности нашей работы, провели социально-психологическое исследование с последующими обработкой, анализом и интерпретацией данных.

 Отдавая себе отчет в том, что описание всего массива полученных закономерностей выходит за рамки одной публикации, в настоящей статье мы ограничимся только анализом существующих на сегодняшний день мотивов, без сопоставления межпоколенческой разницы.

Объектом исследования выступила мотивация учащейся молодежи к трудовой деятельности. Предметом – социально-психологические особенности мотивации учащейся молодежи к трудовой деятельности. Гипотеза заключалась в том, что у студентов, ориентированных на дальнейшую работу по специальности, мотивация к будущей трудовой деятельности будет отличаться от мотивации тех студентов, которые не собираются работать по полученной в вузе специальности.

Для достижения поставленной нами цели мы провели фронтальное исследование, в котором приняло участие 129 человек. После усечения выборки мы использовали в наших построениях результаты 60 человек. Респонденты (в возрасте от 16 до 30 лет) – учащиеся высших учебных заведений или молодые специалисты. Половой состав – 26 мужчин и 34 женщины. Материал набирался в ходе проведения Летней школы журнала «Русский репортер» в августе 2012 г., что дало возможность получить репрезентативную выборку – в исследовании участвовала учащаяся молодежь из различных регионов России.

Предлагавшийся блок опросных методик включал в себя инструментарий, используемый в трудах Б.А. Грушина и В.В. Чикина, а также добавленные нами вопросы, направленные на диагностику иерархии мотивов будущей работы. Так, при изучении мотивационной сферы мы просили респондентов оценить в баллах приоритетность того или иного фактора, среди которых: заработная плата (в последующем тексте для краткости мы будем использовать сокращение «зарплата»), возможность заниматься творчеством (далее «творчество»), профессиональный и карьерный рост («рост»), важность профессии для развития общества («важность»), престижность («престиж») и продолжение семейных традиций («традиции»). При этом вся выборка была поделена на основании ответа на вопрос, касающийся дальнейшей работы по профессии. Исходя из этого, мы получили три группы:  студенты, которые точно не будут работать по получаемой ими специальности; студенты, которые еще не определились с выбором; студенты, которые точно пойдут работать по профессии. В качестве контрольной группы была взята группа молодых специалистов, которые уже работают по специальности.

В каждой из созданных нами групп можно проследить определенные тенденции и закономерности. Логично предположить, что учащиеся респонденты, которым не понадобится получаемая специальность в будущей профессиональной деятельности, учатся только ради получения диплома, и, соответственно, ведущим мотивом будет являться доход. Однако предсказать ведущие мотивы людей, которые будут работать по профессии, крайне сложно. Это могут быть как соображения престижа, так и деньги, возможность роста, традиции. Особый интерес представляет сравнение результатов этой группы с группой   уже работающих по специальности. Если первые могут питать иллюзии по поводу своей будущей работы, то у вторых все может принципиально поменяться при столкновении с действительностью. Поэтому именно эта группа и была взята нами в качестве контрольной.

Теперь перейдем к описанию результатов по каждой группе испытуемых  и их интерпретации. Начнем с той группы, члены которой не пойдут работать по профессии, потом рассмотрим группу «не определившихся», затем обратимся к тем, кто собирается после выпуска из вуза работать по специальности, и, наконец, рассмотрим группу уже работающих. Для статистической проверки полученных числовых данных мы использовали критерий Манна–Уитни.

В первой группе респондентов иерархия мотивов не выражена, при этом средние баллы крайне невысоки (табл. 1).

 

Т а б л и ц а  1

Иерархия мотивов в группе респондентов, не собирающихся работать по специальности

Мотив

 

Значение

Зарплата

Важность

Творчество

Рост

Престиж

Традиции

Среднее значение

3,95

3,70

3,65

3,30

3,25

0,60

 

Надо заметить, что статистическая разница существует только между мотивами, занимающими два последних места, – «традиции» и   «престиж» (p≤0,01). Следует сразу оговориться, что именно «престиж» ставят на последнее место все группы респондентов. Этот факт является косвенным доказательством того, что семейные династии не играют в современном обществе заметной роли, и его можно объяснить условиями быстро меняющегося мира,  в котором затруднено хоть какое-то прогнозирование будущего, появлением на рынке труда новых востребованных профессий (связанных с развитием компьютерных технологий), а также изменением роли социального института семьи.

В группе студентов, отвечающих «не знаю» на вопрос о работе по будущей специальности, следует ожидать отсутствие четкой иерархии мотивов, соответственно, эту категорию испытуемых можно было бы опустить, однако поскольку в предыдущей группе результаты также однородны, посмотрим на распределение числовых значений и в этой выборке (табл. 2). Первые два места занимают два часто взаимоисключающих фактора – возможность заниматься творчеством и получаемая заработная плата.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а  2

Иерархия мотивов в группе респондентов, затруднившихся с ответом на вопрос о дальнейшей работе по специальности

Мотив

 

Значение

Творчество

Зарплата

Рост

Важность

Престиж

Традиции

Среднее значение

4,33

4,0

3,53

3,0

2,13

0,80

 

Исходя из логики обыденного сознания, большие деньги, как правило, платят за большую нагрузку, объем работы и рутинный труд, предполагающий довольно жесткие рамки, за которые нельзя выйти в процессе выполнения заданий, а деятельность, предполагающая творчество, всегда соседствует с большими степенями свободы  как в графике работы, так и в способах ее выполнения и не «обременена» большими зарплатами. Количественное выражение вышеперечисленных мотивов дает возможность говорить о том, что, как и ожидалось, результаты свидетельствуют о полной несформированности системы взглядов на изучаемую нами проблематику. Так же, как и в предыдущем случае, статистические различия есть только между мотивами «престиж» и «традиции» (p≤0,01), что дает возможность говорить об остальных закономерностях только как о  тенденции. Представляется интересным проверить их на более широкой выборке, это планируется осуществить в следующей серии эмпирического исследования.

Следующий блок данных представлен мотивами студентов, которые собираются после окончания вуза пойти работать по полученной специальности (табл. 3). Респондентов в этой группе оказалось больше всего – 46,7%, однако это не очень большой процент, если иметь в виду не  конкретное исследование, а реальную ситуацию на рынке труда и в подготовке кадров.

Т а б л и ц а  3

Иерархия мотивов в группе респондентов, ответивших утвердительно на вопрос о работе по получаемой специальности

Мотив

 

Значение

Важность

Творчество

Рост

Зарплата

Престиж

Традиции

Среднее значение

4,40

4,15

3,78

2,95

2,01

1,63

 

На первом месте стоит ярко выраженный мотив социальной направленности – важность профессии для развития общества. Необходимо отметить, что среднее значение этого мотива в данной группе выше, чем в других группах. Это позволяет предположить, что вне зависимости от выбранной специальности  люди, у которых основным мотивом учебы в вузе является овладение профессией, а не получение диплома, ориентированы на потребности общества, а не на погоню за материальной выгодой. Об этом свидетельствует и тот факт, что мотив «зарплата» находится на четвертом месте, причем различие с мотивом «рост», находящимся на третьем месте,  статистически значимо.

Именно мотив «зарплата» является своего рода «водоразделом», который делит континуум значений на три составные части. Наиболее выражены мотивы «важность»,  «творчество»,  «рост», менее выражен мотив «зарплата»,  и еще менее – мотивы «престиж» и «традиции». Уровень статистической значимости между этими тремя блоками – p≤0,05 и p≤0,01 соответственно. Также надо добавить, что у студентов, ориентированных на специальность, престижность профессии не играет существенной роли. Понятно, что наиболее престижными профессиями считаются те, которые обеспечивают более высокий социальный статус в современном обществе. 

Вполне очевидно, что эти результаты отражают только гипотетические мотивы предполагаемой  работы, и, следовательно, могут быть весьма далеки от реальности. Для того чтобы понять, что происходит с этими людьми в профессиональной деятельности при столкновении с действительностью, мы сравнили полученные данные с данными респондентов, уже работающих по специальности (табл. 4).

 

Т а б л и ц а  4

Иерархия мотивов в группе респондентов, работающих по специальности

Мотив

 

Значение

Важность

Творчество

Рост

Зарплата

Престиж

Традиции

Среднее значение

4,30

4,10

3,40

3,30

1,90

1,10

 

Мы видим, что иерархия мотивов точно такая же, как и в предыдущей группе. Статистически значима разница между мотивами «зарплата» и «престиж» (p≤0,05). Это говорит о том, что выполняемая работа по выбранному профилю, по крайней мере на первых порах, не вносит коррективов в мотивационную сферу студентов, а социальная направленность сохраняет свои позиции.

Сравнивая результаты по трем группам испытуемых, можно увидеть как очевидные различия, так и характерные общие черты. Максимальная выраженность мотивации, если судить по средним значениям, наблюдается у третьей группы респондентов, планирующих работать по специальности. У остальных групп этот показатель находится на одинаковом уровне, уровня статистической значимости это различие не достигает. Все группы ставят на последние места два мотива: «престиж» и «традиции». Это может быть объяснено тем, что категория «престиж» неоднородна в психологическом плане и может быть представлена двумя типами ценностей – личными и общественными. С одной стороны, престижность может быть связана в сознании с уровнем зарплаты и возможностью роста, т. е. с личным благополучием, а с другой стороны, престижность может зависеть от важности профессии для общества.

 Исследование психологического наполнения данных мотивов представляет собой отдельную самоценную задачу. Однако уже сейчас можно  предположить, что поскольку несмотря на то, что разные категории испытуемых ставят на первое место как важность профессии, так и зарплату, постольку под престижностью может пониматься более сложная психологическая реальность, чем мы ожидали. Тот факт, что мотив семейных традиций оказывается в самом конце рейтинга мотивировок,  мы объясняем большой динамичностью современного информационного общества, которая подчинила себе не только рынок труда, но и традиционно считавшейся ригидной систему образования. Исходя из новых стандартов, образование осуществляется благодаря набору модулей в рамках учебного плана, что позволяет не только дать вариативное знание, но и подстроить его под запросы и нужды любого ученика, выстроить любую образовательную траекторию. Мобильный образ жизни, динамичное развитие, богатая информационная среда не создают предпосылок для продолжения семейных династий, хотя нельзя не отметить, что в системе образования их количество довольно высоко.

Выбор доминирующего мотива составил одно из принципиальных различий.
В первой группе таковым является зарплата, во второй – творчество, в третьей – важность профессии для общества.

Мы объясняем такой расклад тем, что студенты, ориентированные, в первую очередь, на получение диплома, рассматривают его как средство, повышающее шанс на трудоустройство и более высокую зарплату, что справедливо в логике как бюджетных организаций, так и коммерческих. Студенты из группы «неопределившихся» на первые два места ставят мотивы «творчество» и «зарплата». Это говорит о том, что, скорее всего, эту группу респондентов будет характеризовать отсутствие перспективного планирования, виденья будущего. Для развернутой интерпретации данного факта необходимы более глубокий анализ этой группы и детализация психологического портрета ее среднестатистического участника. Однако можно предположить, что полученный результат связан с инфантильностью и несформированностью
Я-концепции или с нестабильностью рынка труда,  и это вынуждает придавать меньшее значение стратегическому мышлению по сравнению с поиском сиюминутных выгод. Другое объяснение этого факта можно найти в работе А.А. Реана и
Я.Л. Коломинского, которые на большой выборке показали, что существует зависимость факторов, определяющих отношение к профессии, от пола, успеваемости, особенности профессиональной направленности [10].

Таким образом, можно сделать вывод о частичном подтверждении нашей гипотезы. Мы предполагаем, что внутренняя структура мотивации будет более четкой при большем размере выборки, а также при введении дополнительных переменных по таким критериям, как пол, место жительства, профессиональная направленность. Мы планируем осуществить анализ ценностных ориентаций выделенных нами групп студентов и описать их духовный облик, сравнив с данными, полученными
Б.А. Грушиным на аналогичной выборке в 1961 г. Этим темам будут посвящены наши последующие публикации.

Защита мировоззрения, предрассудков и унижение других

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-266

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать резюме. Можно выделить важные направления исследований, одно из которых сосредоточено на выражении и поддержке (в основном) негативных стереотипов и предубеждений, а другое сосредоточено на том, как защита культурных мировоззрений может привести к уничижительной реакции на тех, кто отличается от нас. Исследования как стереотипов/предубеждений, так и культурных мировоззрений показывают, как личная неуверенность может привести к возникновению уничижительных реакций. В исследованиях предубеждений автоматизм стереотипов и предубеждений был предметом споров. Некоторые ученые утверждают, что формирование стереотипов неизбежно, поскольку эти процессы считаются автоматическими и неизбежными. Напротив, другие ученые отличают автоматическую активацию стереотипов от более контролируемой поддержки стереотипов. Важно отметить, что активация стереотипов может быть изменена тренингом по отрицанию стереотипов, уменьшая выражение предубеждений. В исследованиях защиты мировоззрения показано, как связанные с неопределенностью мотивы и другие мировоззренческие угрозы связаны с выражением уничижительных реакций по отношению к тем, кто выходит за рамки нашего правосудия.

В современном обществе людям часто приходится иметь дело с чувством личной неуверенности, особенно в отношении ориентированных на будущее отсроченных результатов. Чтобы справиться с этими чувствами, люди придерживаются своего культурного мировоззрения. Эти системы убеждений позволяют людям стремиться к долгосрочным целям, но также делают их более уязвимыми для выражения предубеждений и других уничижительных реакций. Многочисленные исследования показывают, что, когда мировоззрение людей находится под угрозой, они, как правило, более жестко и негативно реагируют на других, особенно на тех, кто принадлежит к чужой группе. Например, если кто-то верит, что мир по своей сути справедлив (т.е. в исследованиях, посвященных «справедливым мировоззрениям»), взаимодействие с невинными жертвами преступлений может угрожать этому мировоззрению. Перед лицом этого конфликта люди иногда уничижительно и предвзято реагируют на этих жертв, чтобы поддержать свою веру в то, что мир — это справедливое место, где плохие вещи могут случиться только с плохими людьми. Важно отметить, что смягчение чувства личной неуверенности (либо путем подтверждения личной уверенности, либо путем переориентации внимания на другие аспекты несправедливой ситуации) может уменьшить уничижительные реакции и спровоцировать доброжелательные реакции, направленные на помощь тем, кто менее обеспечен.

Keywords

  • personal uncertainty
  • stereotype activation
  • stereotype endorsement
  • derogation
  • cultural worldviews
  • Just-World beliefs
  • benevolent reactions

Subjects

  • Social Psychology

You do not currently have доступ к этой статье

Логин

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Доступ к полному контенту требует подписки

Мировоззрение: Понимание концепции

Мировоззрение — это термин, заимствованный у прусского философа 18-го века Иммануила Канта и выражающий идею о том, как люди находят смысл в том, что происходит вокруг них. Описывая наше мировосприятие, он писал:

«Если человеческий разум способен тем не менее даже без противоречия мыслить данное бесконечное, то он должен иметь в себе сверхчувственную силу, чья идея ноумена не может быть созерцаемым, но все же может рассматриваться как субстрат, лежащий в основе того, что является простым явлением, а именно, нашей интуиции мира» [Weltanschauung]. (1790 [1987]:225)

Мировоззрение: понимание концепции Click To Tweet

Со времен Канта этот термин оказался полезным для описания точки зрения, которая дает людям смысл и понимание явлений, происходящих в их конкретных культурах или обществах. . Например, Дэвид Ногл утверждал, что мировоззрение строится на том, как люди рассуждают, интерпретируют и знают. Таким образом, он объясняет реальность, с которой сталкивается человек. Он заявил, что мировоззрение «лучше всего понимать как семиотический феномен, особенно как систему нарративных знаков, которая устанавливает мощную структуру, в рамках которой люди думают (рассуждают), интерпретируют (герменевтика) и познают (эпистемология)» (Naugle, 2002: хикс). Такие нарративные знаки характерны для трех основных черт мировоззрения. Таким образом, мировоззрение создается степенью, в которой культура, система убеждений (будь то религиозная или нерелигиозная) и этническая/расовая принадлежность взаимодействуют друг с другом, чтобы объяснить восприятие реальности (см. рис. 1).

Культура, этническая принадлежность и религия — все это существенные черты, влияющие на то, как люди осмысливают события в своем мире. Каждая особенность затрагивает вопросы конечного значения, а также личной и социальной идентичности. Они глубоко укоренены в личности и обеспечивают основу предположений, которые коллективно поддерживаются и управляют социальными отношениями, тем самым обеспечивая сплоченность и мир между группами людей. Другими словами, где мировоззрение разделяется, там и люди, которые живут в мире друг с другом. Таким образом, я предполагаю, что культура, этническая принадлежность и религия сливаются воедино, образуя основу, на основе которой люди понимают явления, происходящие вокруг них. Каждый в той или иной степени способствует тому, как мы воспринимаем реальность. Когда существуют конкурирующие мировоззрения, соперничающие за известность, взаимопонимание необходимо для поддержания мира.

Культура и этническая принадлежность

Согласно Клиффорду Гирцу и многим другим, культура — это «исторически переданный образец значений, воплощенных в символах, система унаследованных концепций, выраженных в символических формах, с помощью которых люди сообщают, увековечивают и развивают свои знания и отношение к жизни» (Гирц, 1973:89). Эти культурные паттерны или системы символов представляют собой паутину социальных и психологических процессов, придающих жизни смысл. Гирц утверждал, что эти культурные модели определяют, кем станут люди. Он отмечал: «Человек становится индивидуальным, и мы становимся индивидуальными под руководством культурных паттернов, исторически созданных систем значений, с помощью которых мы придаем форму, порядок, смысл и направление нашей жизни» (Гирц, 19).73:52).

Фредрик Барт утверждал, что культура является результатом организации этнической группы, а не ее первичной характеристикой. Поэтому неадекватно думать о классификации людей как членов этнических групп в соответствии с определенными характеристиками культуры. Он предположил, что между этнической принадлежностью и культурой нет однозначной корреляции (Barth, 1969: 12-14). Однако Барт заявил, что некоторые культурные особенности сохраняют этнические границы. Этническая группа имеет «непрерывное организационное существование с границами», что отличает группу как разнообразную.

Жорж де Восс определил этническую группу как «самоощущаемое включение тех, кто разделяет набор традиций, не разделяемый другими людьми, с которыми они контактируют» (De Voss, 1995:18). Как правило, эти традиции характеризуют общие религиозные убеждения, язык, общее происхождение и определенная степень исторической преемственности. Согласно Де Воссу, этническая идентичность — это субъективный социальный процесс, основанный на реальном или преднамеренном создании прошлого для оправдания социальной принадлежности (1995:17).

В то время как достигается культура, приписывается этническая принадлежность. По мере того, как этническая группа реорганизуется и создает новые социальные реалии, культура меняется, оставляя нетронутой идентичность группы. Культурные характеристики могут быть разделены через этнические границы. Однако этническая принадлежность больше касается отношений между людьми, которые разделяют общую идентичность, как наследственную, так и культурную, а не структурированных моделей общества. Таким образом, этнические группы имеют общую историческую память, культурные особенности, которые служат ограничениями идентичности, и часто территориальные границы, которые укрепляют «нас» и «их».

Религия и верования

Помимо культуры и этничности значительную роль в формировании мировоззрения играют религия и верования. Эмиль Дюркгейм определял религию как систему верований и практик, связанных со священным, объединяющим сообщество (1994:44). Определение религии, данное Гирцем, пожалуй, более поучительно.

Религия — это (1) система символов, которые действуют, чтобы (2) установить сильные, всепроникающие и длительные настроения и мотивы в людях посредством (3) формулирования представлений об общем порядке существования и (4) одежды эти концепции с такой аурой фактичности, что (5) настроения и мотивы кажутся исключительно реалистичными. (Geertz, 1973:90) 

Хотя понимание Гирца всеобъемлюще по своей природе, оно относительно сложное. Стив Брюс определял религию просто как состоящую из «верований, действий и институтов, которые предполагают существование сверхъестественных сущностей, обладающих способностями к действию, или безличных сил или процессов, обладающих моральной целью» (Bruce 1996:7). Все три определения — Дюркгейм, Гирц, Брюс — способствуют пониманию религии как системы верований и ритуалов, посредством которых индивиды, сконцентрированные в группах единомышленников, относятся к духовным существам.

Религия связана с культурой и этнической принадлежностью, потому что она связана с тем, как люди относятся к окружающему миру и, в частности, к невидимому духовному миру. Это помогает людям найти смысл и решения для своих слабостей и неудач, поскольку обеспечивает основу, в которой человек может интерпретировать мир. При этом это дает практикующим уверенность в понимании вопросов о том, почему вещи такие, какие они есть. Религия — это аспект мировоззрения, который имеет дело с духовной сферой и ее проявлениями в человеческом мире.

В обществах, где отсутствует религия, идеологические верования заменяют сверхъестественное другими догмами, которые столь же сильны в формировании и влиянии на мировоззрение. Хотя некоторые могут говорить о постмодернистском, марксистском, научно-материалистическом, политическом и даже христианском мировоззрении, они вполне правильно понимаются как идеологии, которые однозначно выражены у разных людей в разных культурах. Таким образом, идеологии, независимо от того, светские они или нет, составляют компонент мировоззрения человека. Другими словами, независимо от того, во что человек верит или как он ведет себя в обществе, к которому он принадлежит, у каждого есть какая-то форма мировоззрения. То есть мы часто можем идентифицировать различные мировоззрения, несмотря на то, что может существовать общая идеология.

Таким образом, на пересечении религии (или убеждений), этнической принадлежности (или расы) и культуры мы находим мировоззрение. Кратко говоря, мировоззрение – это то, как люди (раса/этническая принадлежность) в обществе (культуре) объясняют (верования) явления, происходящие вокруг них (мировоззрение).

Дополнительная литература

Барт, Фредрик. 1969. «Введение», в «Этнические группы и границы », изд. Фредрик Барт (Бостон: Little, Brown and Company, 1969), 12–14.

Брюс, Стив. 1996.  Религия в современном мире: от соборов к культам . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts