От года до трех: Ребенок от года до трех

Содержание

Развитие ребенка от одного года до трех

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не использование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Если взрослые, окружающие ребенка, на протяжении этого возраста будут оказывать поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Создавая доброжелательную обстановку, общаясь искренне и с любовью Вы сформируете у малыша чувство доверия к миру, тем самым не мешаете ему открывать двери страны познания.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямо хождением, речевым общением и предметной деятельностью. Представьте малыша, который все время сидит в манеже. Конечно маме спокойно, она может заниматься своими делами, а малыш своими. » Что тут плохого » — спросите Вы? Ограниченное поступление информации, которая так необходима для » питания » мозга. Как только малыш встал на никаких манежей! Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. Он для того и начал ходить, чтобы получить широкую ориентацию в пространстве. И конечно же освободить руки. Благодаря им ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и постепенно развивает интеллект. По данным некоторых исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения рук, дополняют друг друга. Правое, позволяет малышу узнавать предметы при помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, то есть умение определять собственное положение по отношению к предметам, различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что — сзади. Левое полушарие обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации. Именно оно отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает так называемую мелкую материку — способность взять горошину, упавшую с пола крошку или перышко. Позднее, в школе, левое полушарие позволит ребенку узнавать абстрактные формы посредством осязания и зрения. Но чтобы как следует натренировать руку, маленькому человеку необходимо одновременно контролировать свой мышечный тонус. А значит постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и плечо. Необходимо считаться с развитием его двигательных способностей: начиная держать головку, ребенок пытается согласовать движение рук с тем, что видит ( это называется зрительно-моторной координацией ). Затем малыш учится управлять движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, он сможет совершенствовать свои хватательные способности. Сидя, это делать куда удобнее. Ну а потом, вытянув вперед ручки, можно отправляться завоевывать мир. При общении ребенок очень рано начинает использовать руки, чтобы подтвердить свои желания и дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет и для того, чтобы им завладеть, и для того, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще не начав говорить, малыш объясняется при помощи жестов: психологи советуют, использовать при общении с вашим малышом жестикуляцию, ему будет удобнее разъясниться с вами. И наконец. Руки способствуют развитию интеллекта, который в период от 0 до 2 лет проходит » сенсомоторную » стадию, как определил ее знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже. Другими словами, постижение мыслительного процесса и накопление знаний происходит в основном опытным путем, а значит напрямую связано с моторикой. В течении этих двух важнейших лет ребенок прикасается ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так ребенок узнает, что существуют мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага рвется.

Хорошо если взрослый все это еще и озвучит. Малыш сортирует эту информацию, от природы он наделен памятью и способностью к логическому мышлению, строит и совершенствует схемы познания.

Совершенствование хватательной функции рук происходит поэтапно, так же как умственное развитие. Давайте подробно рассмотрим как происходит развитие с 1 года.

К году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет. Мышцы стали сильнее, суставы тоже достигли определенной зрелости: малыш может вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, похлопать в ладоши, может держать предмет между большим и указательным пальцами, он может взять фасоль и маленькую пуговицу.Что очень важно, он начинает вырабатывать стратегию действий, чтобы, например, заставить звенеть колокольчик. Наступает золотое время для » исследовательской работы «. Между 12 и 15 месяцами церебральные импульсы становятся более тонкими. Это позволяет его ручкам действовать независимо друг от друга, т. е. пока одна, что-то достает, другая отдыхает. К 18 месяцам он может сложить шарики в бутылку, построить башню из трех кубиков, нарисовать каракули карандашом. Ему очень нравится переворачивать страницы в книге. Я советую родителям вместе со своим чадами закручивать винтики, открывать крышки из разных видов банок ( предложите ему разного размера банки 2 или 3, пусть подберет нужную крышку ).

Чтобы развить тактильные и хватательные навыки предложите ребенку, в возрасте от года до двух, игрушки из различных материалов: предметы разнообразных форм, усочки материи. Бумагу с разной фактурой, звуковые игрушки ( колокольчики, пищалки, барабаны ). Ближе к двум годам малышу понравится рисовать кистью, карандашом, лепить из пластилина ( только мягкий, предназначенный для маленьких детей ) Манипуляции которые он будет осуществлять принесут ему, помимо удовольствия, явный прогресс в развитии. Очень важно стимулировать независимую работу пальчиков. Для этого играйте с ним с мелкими предметами : пуговки, камешки, перышки, фасольки и бусинки. Сортируйте их по форме, цвету. Складывайте в бутылку с узким горлышком и т.д. Осторожно!!! Следите за тем, чтобы ваш исследователь ничего не проглотил! Играйте только вместе. Покрасьте каждый его пальчик в разный цвет, пусть малыш попробует » перепутать » цвета, переплетая пальцы. Нарисуйте на кончике каждого пальца фигурки и поиграйте в театр марионеток. Очень хорошо развивает моторику конструктор, игры М. Монтессори, Никитиных, Красноухова, Кайе и д.р. Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте один-полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии рамки-вкладыши позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В эту серию входят: Листья деревьев, Грибы, Овощи, Фрукты, Птицы, Рыбы, Бабочки, Домашние животные и т.д. Эти рамки имеют свои степени сложности, Вы можете всегда проконсультироваться у психолога. Он подберет нужные развивающие игры специально для Вашего ребенка.

Помимо развития рук и пальцев, важно помнить об общей координации движений, укреплении ножек малыша — в этом вам поможет массажная дорожка.

Кроме прямо хождения и предметной деятельности у ребенка формируются необходимые умения и навыки и через взрослого человека, владеющего ими, быстрее приобщится к человеческой культуре. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Я имею в виду речевое общение. Именно в этом возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речевое общение со взрослыми, в раннем детстве, он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии.

К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, примерно в два года он говорит двух трехсложными предложениями. К трем говорит разборчиво, а к четырем дети в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые. Но это всего лишь жесткие рамки. Старайтесь не комплектовать и постоянно сравнивать с ними способность вашего крохи. Мне хотелось бы посоветовать Вам несколько приемов развития речи.

Прежде всего всегда говорите с крохой, даже если ему нет еще 1 месяца! В период гудения и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять его » разговор «, в целях развития слуха необходимо повторять за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушку обязательно характеризуйте ее.( Это рыбка. Она оранжевая, очень красивая. Рыбка любит плавать в воде и т.д.) Одевая и купая малыша следует называть части его тела, сопровождая свои действия словами. Наряду с облегченными словами » кися «, » тик-так » необходимо называть полные их названия. На втором году жизни развиваем стремление у ребенка к разговору с окружающими. Четко произносим слова и как можно больше читаем стихотворений и сказок. Помогайте ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Не забывайте удовлетворять любознательность, учите задавать вопросы и естественно отвечайте на них. Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата. Учите малыша управлять силой голоса, темпом речи. Лучше, если Вы сами будете это использовать в своей речи. Особое внимание нужно уделить ребенку, речь которого ускорена. Она является нередко предвестником заикания. Не торопите малыша, старайтесь уделить ему время для общения. Если малыш произносит слова неправильно, повторять не следует. Вся работа должна проводится настойчиво, НО обязательно в спокойной и дружелюбной обстановке! Перед тем как проводить занятия, в правильности которых Вы сомневаетесь — посоветуйтесь с психологом или логопедом.

Журнал «Мой ребенок»

Воспитание ребёнка от года до трёх лет

Содержание

  1. Игры с детьми от года до трёх
  2. Мультики от года до трёх
  3. Нужны ли детский сад и развивашки малышу до трёх лет?
  4. Кризис трёх лет

В прошлый раз мы рассматривали особенности взаимодействия с ребёнком с рождения и до года и выяснили, что в этот период для ребёнка важно чувствовать безопасность и заботу, знать, что его ждали и ему рады, так у него формируется доверие к миру. Прекрасно, если родителям удалось откликаться на зов малыша, создать для него комфортные условия, окружить его любовью и заботой. Теперь малыш подрос, уже быстро передвигается, тянет всё в рот, «и теряется повсюду, и находится везде». Что же важно теперь для него, ведь он уже не хочет только и делать, что сидеть у мамы на ручках? Начинается самый важный, самый интересный и самый непростой период в жизни человека — возраст от года до трёх лет.

Хотелось бы напомнить, что данный цикл статей раскрывает особенности воспитания с точки зрения формирования устойчивой психики ребёнка и вместе с тем развития гармоничной личности.

Какие качества закладываются от одного до трёх лет, и как себя вести родителям? Следует отметить, что всё, что происходит с ребенком до трёх-четырёх лет, идёт в подсознание, паттерны поведения уходят глубоко, и изменить их крайне трудно. Человек часто не помнит, откуда у него взялся тот или иной страх, комплекс или привычка, а причина зачастую скрывается именно в этом возрасте.

Людмила Петрановская подчёркивает, что от года до трёх лет дети терпят наибольшее количество неудач, демонстрируя невероятное упорство. Если бы взрослый человек терпел в течение дня столько неудач, то он бы забросил начатое и, скорее всего, никогда бы больше к этому не вернулся.

Дети же пробуют сделать что-то до тех пор, пока у них не получится задуманное (надеть колечко на палочку, вставить фигурку в отверстие, перелить воду из одной ёмкости в другую и так далее), если, конечно, родители корректно себя поведут.

При этом, согласно теории Эрика Эриксона, в период от одного до трёх лет ребенок либо обретает автономию (самостоятельность), либо у него формируется стыд и сомнения в своих силах. В этот период ребёнок начинает самостоятельно ходить, одеваться, есть, выражать мысли. И если ему мешать это делать, то он привыкнет быть несамостоятельным, то есть сформируется устойчивая зависимость от других. При этом, если деятельность ребёнка подавляется с угрозами, упрёками, обвинениями, его неудачи постоянно подчёркиваются, а успехи игнорируются, у него сформируется стыд за каждое своё действие, хотя такого быть не должно, и сомнения в собственных силах. Естественно, таким человеком потом легко управлять хоть с экрана телевизора, хоть прямым указанием.

Когда ребёнку удаётся сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребёнок постоянно терпит неудачи, и его за это ругают или наказывают, он привыкает испытывать стыд и сомнения.

Итак, как родителям помочь ребёнку в этот непростой и важный период жизни? Так как ребёнок постоянно пробует сделать что-то новое, и у него не сразу получается, и, естественно, он расстраивается из-за этого, родители должны выполнять функцию некоего аккумулятора позитивного настроения и уверенности для ребёнка. Иными словами, у малыша должна быть эмоциональная поддержка в моменты отчаяния. 

Допустим, он пробует надеть колечко на палочку снова и снова и тут бросает, расстраивается. В этот момент взрослому следует обнять его, сказать: «Давай попробуем ещё вместе». Любыми способами нужно пробовать закончить игру на радостной ноте, может быть, упростить задачу и, конечно, порадоваться вместе с ним его успеху.

В то же время крайне важно позволять малышу делать всё самостоятельно, не гасить это желание, особенно страхами: «Куда лезешь, ты ещё маленький! Тебе туда нельзя! Там опасно!», и так далее. Лучше создать для него благоприятную среду с оптимальным уровнем безопасности. Во-первых, малыш далеко не всегда понимает значения слов, во-вторых, лучше говорить, как делать надо, а не НЕ надо. Говоря, как делать НЕ надо, мы даём инструкцию, что куда засунуть, чтобы было плохо, но не даём инструкцию, как поступить правильно. 

Поэтому лучше делать акцент на правильных инструкциях. Вместо «не лезь туда» — «иди сюда»; вместо «не беги» — «иди спокойно»; и тому подобное. И самое интересное, что было доказано еще Выготским Л.С. и его единомышленниками, что самостоятельность развивается по следующему алгоритму: сначала малыш делает что-то по речевому указанию взрослого; затем, что многих удивляет, ребенку нужно поруководить другими; и только после этого он начинает делать это самостоятельно.

Часто родителям не нравится этот второй этап, мол, ты сам ещё ничего не умеешь, а уже руководишь, но так он учится, такова особенность. Поэтому нужно быть терпимым к малышам и не препятствовать развитию их самостоятельности.

Одним из ключевых моментов является общение с ребёнком из сильной позиции. Это не значит «я сказал», «слушай меня», здесь имеется в виду уверенность родителя в своих действиях, в своих запретах, словах. При этом родитель действительно может не знать, как поступить, и часто, к сожалению, срывается на малыша и просто на него кричит. Вот такое поведение сигнализирует о слабой позиции, это, скорее, крик о помощи и перекладывание ответственности на ребёнка: мол, я не знаю, как поступить, ты должен это прекратить, решить проблему за меня. Для ребёнка это слишком сильный стресс, он не готов ещё ничего решать и в три года, наверное, не должен делать это за тридцатилетнего папу или маму. Поэтому, даже если не знаете, как поступить, пытайтесь любым способом выйти из ситуации взрослым человеком.

 

Бывает, что мы что-то запретили, а потом поняли, что погорячились. В этом случае лучше сказать из сильной позиции: «Знаешь, я сразу не поняла, что для тебя это очень важно, а теперь вижу, поэтому сделаем, как ты хочешь»; вместо ответа из слабой позиции: «Всё, ты меня достал! Делай, как хочешь!». Так не размываются границы между ребёнком и родителем, он знает, что мама и папа всегда помогут, они сильные и, если что, найдут выход из любой ситуации, с ними я в безопасности.

Часто родители отказываются играть с такими маленькими детьми, считая, что ребёнок не хочет играть в то, что предлагает родитель. Скорее, наоборот! Взрослым нужны глубокие смыслы, тогда как ребёнок спокойно может проводить часы в «бессмысленных» занятиях, катать машинку туда-сюда, просто катать, никого никуда не везя, кидать мяч в пустоту и бежать за ним, не пытаясь забить гол. Однако, как только начинаешь смотреть на такую игру с точки зрения физического развития или познания мира, всё оказывается не таким уж бессмысленным. Чем замечателен этот возраст, что абсолютно любую деятельность взрослого можно превратить в игру. Будь то готовка или уборка, прогулка, поход на работу, поездка в общественном транспорте — всё это крайне интересно для малыша и развивает его получше любой специализированной детской игровой комнаты.

Особую роль в развитии занимает мелкая моторика, так как она тесно сопряжена с развитием речи и мышления. Ребёнку не нужны дорогие игрушки. Он не видит разницы между специальными бусинами и фасолью. Играть можно прищепками, сортировать фасоль, семечки, крупы, надевать макаронины на спагетти, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на одежде, для этого не нужны специальные игрушки, которые уже завтра станут неактуальны.

Мультики до трёх-четырёх лет не развивают ребёнка, его развивает предметно-манипулятивная деятельность, сенсорика, другими словами – ему нужно всё трогать, нюхать, пробовать на вкус, а не отстранённо смотреть. Если учите цвета, то на осязаемых предметах, животных (или на карточках), а ещё лучше вживую, и тому подобное. Для развития мозга ребёнка в этом возрасте пользы будет больше от махания палкой на улице и собирания шишек, чем от «умных» мультиков. Также стоит отметить, что необходимо бережно относиться к зрению малыша, так как в случае плохого зрения может тормозиться и умственное развитие ребёнка. А при просмотре гаджетов зрение может испортиться.

В возрасте до трёх лет отрыв от родителей довольно травматичен, это сильный стресс для малыша. С точки зрения развития ребёнка, детский сад до трёх лет может иметь больше минусов, нежели плюсов. То есть сам ребёнок не нуждается в такой поспешной социализации и раннем развитии, как любят говорить родители. Скорее, разные развивающие секции и детский сад – это удобство родителей и желание не быть хуже других. Но если думать о ребёнке, то лучше создать ему богатый быт и возможность общаться с большим количеством родственников. Прекрасно, когда в семье не один ребёнок. Лучше объединяться с подругами, сёстрами и братьями и ходить друг к другу в гости с детьми, вместе гулять.

Здорово, когда собираются дети разных возрастов и имеют возможность поиграть без родителей. Такого в саду нет.

Нужно отметить, до трёх лет (плюс-минус несколько месяцев) дети, как правило, коммуницируют через взрослого или старшего. А вот уже с четырёх-пяти лет им интереснее другие дети, и тут родителям нужно не влезать в их игры. Кто-то может не согласиться и сказать, что мой двухгодовалый сын очень даже хорошо себя чувствует в обществе других детей, в итоге оказывается, что у него есть старший брат или сестра. Но как только брата или сестры нет, он закатывает истерику. Таковы дети до трёх лет, им нужен где-то рядом «его» взрослый.

В сознании людей сложилось мнение, что кризис – это что-то ужасное, что-то неуправляемое, страшное. На самом деле, это просто переход в новое качество, на новый, более высокий уровень. И это прекрасно. Результатом кризиса является новообразование, необходимое для дальнейшего гармоничного развития и взаимодействия. Основное, что нужно понимать о кризисе трёх лет, впрочем, как и о любом другом, что ребёнок сам не понимает, что с ним происходит.

Он не делает ничего родителям назло, он не манипулирует и не издевается. Он этого не умеет хотя бы потому, что для этого необходимо уметь ставить себя на место другого и понимать, как и что нужно сделать, чтобы это было неприятно другому. Это слишком сложный процесс для мозга, и он ещё долго не сформируется у малыша. (Да что там, у взрослых-то часто отсутствует такая способность — ставить себя на место другого.) На данный момент он просто пробует разные модели взаимодействия с миром. Единственное, чего добивается ребёнок, – это новая модель взаимодействия с родителями. Он требует, чтобы с его мнением считались, потому что оно у него теперь есть. Если раньше мы хотели куда-то пойти, мы молча брали малыша на руки и шли. Теперь у него могут быть свои планы, и его нужно предупредить и понимать, что он может не хотеть идти туда, куда нам нужно. Можно ли его за это винить? Можно ли его за это ругать? Нужно научиться договариваться! И этому мы должны его научить. Мы не можем всегда делать, как хочет ребёнок, с одной стороны, и игнорировать желания и самовыражение малыша, с другой. Мы каждый раз ищем компромиссы, учимся не манипулировать, но слышать и учитывать интересы всех сторон. Это очень непросто, но весьма увлекательно. Осознанность нам в помощь!

Малыш уже многое может сам, и у него возникает ощущение, что он уже большой, поэтому он требует к себе иного отношения. Родители, естественно, видят, что он ещё не такой уж и большой, но в то же время зачастую занижают или, точнее сказать, упускают из виду достижения ребёнка. А часто попросту у родителей не хватает терпения дать ребёнку самостоятельно доделать до конца начатое дело. Например, вы собираетесь на прогулку, и быстрее самому надеть кроссовки ребёнку, нежели ждать, пока он их наденет сам, да ещё и не на ту ногу, потом снимет, передумает, решит надеть другие и так далее. Пожалуй, терпение – ключевое качество осознанного родителя.

Важно, чтобы в семье все взрослые придерживались единой концепции касательно воспитания подрастающего поколения. Поскольку несогласованность взрослых приводит к фрустрации детей, что в результате может привести к необоснованному чувству вины за какие-либо действия, сомнениям в правильности поступков, а также из-за замешательства не сформируется понимание, что есть благородный поступок, что плохой и так далее.

Родители для ребёнка являются опорой. В первую очередь, он должен чувствовать себя любимым и уважаемым, с его мнением нужно считаться, не стоит поспешно делать выводы, исходя из поступков ребёнка, и навешивать на него ярлыки и обвинения. Зачастую дети руководствуются иными мотивами, чем взрослые. Однако взрослые часто забывают об этом и судят поступки детей, исходя из логики, как если бы его совершил взрослый, осознанный человек.

Пожалуй, основные моменты касательно развития и воспитания малыша от года до трёх лет мы осветили. Коротко проговорим их ещё раз:

  1. Не мешаем делать самостоятельно, иначе может развиться необоснованный стыд и сомнения в своих силах;
  2. Общаемся с ребёнком из «сильной» позиции, позиции взрослого, не перекладывая на него ответственность за происходящее;
  3. Родители для ребёнка – аккумулятор позитива и уверенности в своих силах;
  4. Развивая мелкую моторику, развиваем речь и мышление;
  5. Лучше собирать шишки и махать палкой, чем смотреть мультфильмы;
  6. Полезнее богатый быт и большая семья, чем детский сад;
  7. Любая деятельность взрослого – приключение для малыша;
  8. Кризис трёх лет – это просто скачок в развитии ребёнка, перестройка всего организма. Малыш сам не понимает, что с ним происходит, и мы должны помочь ему справиться с этим периодом. Результатом прохождения должна явиться новая манера общения с ребёнком, с учётом его мнения;
  9. Ближе к трём годам мы учимся договариваться и находить компромиссы с ребёнком;
  10. Все взрослые договариваются между собой о единой модели воспитания детей в семье.

Помните, что для каждого возраста есть свои особенности, и то, что необходимо младенцу, уже не подходит для годовалого, что нужно трёхлетнему, неактуально для пятилетки. Собственно, именно об этом данный цикл статей. Родители должны менять стратегию поведения в зависимости от возраста. А кто говорил, что воспитывать гармоничную личность просто? Но если смотреть на это, как на увлекательный процесс, то всё не так уж страшно и сложно. Искренность и осознанность, терпение и терпимость помогут с достоинством пройти этот урок. В следующий раз мы поговорим о возрасте четырёх-шести лет, узнаем, как же следует себя вести и на что нужно обратить особое внимание. До новых встреч!

Раннее развитие — от НОЛЯ ДО ТРЕХ

Первые три года подготовили почву для успеха на всю жизнь.

В первые месяцы и годы жизни архитектура мозга строится с беспрецедентной скоростью в ответ на взращивание раннего опыта. Заботливые взрослые имеют прекрасную возможность воспитывать в детях чувство доверия и безопасности, что помогает малышам обрести чувство собственного достоинства и стать уверенными исследователями.

Исследования показывают, что для обеспечения хорошего старта в жизни всем младенцам и детям ясельного возраста необходимо крепкое здоровье, крепкие семьи и положительный опыт раннего обучения.

Перейти к:

Раннее развитие детей во многом зависит от психического здоровья взрослых, которые о них заботятся.

Почему это важно

Оптимальное развитие ребенка, в том числе в перинатальный период, основано на ощущении безопасности, защищенности и любви.

Основные опекуны должны быть способны настроиться, постоянно удовлетворять потребности своего ребенка и развивать здоровую привязанность, хотя эти отношения часто зависят от собственного психического здоровья и благополучия опекуна.

Здоровое развитие не всегда ясно для младенцев и малышей. Раннее выявление и вмешательство для детей с задержкой развития или инвалидностью может улучшить когнитивные и социальные навыки, привести к более высоким достижениям и большей независимости, а также повысить компетентность и благополучие семьи.

В цифрах

Раннее выявление и вмешательство более эффективно и менее затратно.

16-18%

Приблизительно от 16% до 18% детей имеют инвалидность или задержку развития.

Младенцы и дети ясельного возраста, подвергшиеся жестокому обращению, в шесть раз чаще, чем население в целом, имеют задержку развития.

1 из 3

1 из 3 младенцев и детей ясельного возраста, которым были оказаны услуги раннего вмешательства, впоследствии не проявляли инвалидности и не нуждались в специальном обучении в дошкольных учреждениях.

Источник: ZERO TO THREE (8 февраля 2010 г.). Воплощая надежду в реальность: раннее вмешательство для младенцев и детей ясельного возраста с ограниченными возможностями.

Наука говорит нам, что ранний опыт действительно имеет значение, а связи, которые у нас есть с опекунами в нашей жизни, действительно меняют то, как мы видим и понимаем мир. ZERO TO THREE занимает уникальное место в ландшафте раннего детства. Мы ориентируемся на относительно небольшой возрастной диапазон, но наш охват широк — от семьи до политик и всех условий обслуживания, которые касаются жизни младенцев. Говоря о потребностях младенцев, мы не оставляем камня на камне.

Бренда Джонс Харден, доктор философии

Политики должны понимать критические ранние годы.

Примите меры для детей

Наше влияние

Мы используем доказательную базу для разработки ресурсов раннего развития для родителей, специалистов и политиков.

Благодаря регулярным возможностям профессионального развития и нашему журналу ZERO TO THREE Journal мы предоставляем специалистам в области раннего детства последние исследования в области науки о раннем развитии. Наша команда экспертов работает над повышением осведомленности родителей и поставщиков услуг раннего вмешательства, а также выступает за расширение этих услуг для удовлетворения всех нуждающихся детей.

У нас есть обширная библиотека ресурсов для раннего развития, в том числе наш последний подкаст The Earlyest, в котором основное внимание уделяется роли опекунов и психического здоровья младенцев в раннем развитии.

Связанные ресурсы

Жаждете последних новостей в области развития детей младшего возраста?

Ознакомьтесь с нашей библиотекой Journal с возможностью зарабатывать кредиты непрерывного образования (CEU) только за чтение. Или станьте участником ZERO TO THREE, чтобы получить бесплатный доступ ко всем Журнал статей.

изучить последний выпуск

Основы младенцев и малышей: развитие в течение первых трех лет

Эми Халлибертон

Аспирант MU
Сара Гейбл

Государственный специалист по изучению человеческого развития и семьи

В возрасте от рождения до трех лет дети быстро достигают многих важных вех, которые создают фундамент для последующего роста и развития. В раннем возрасте младенцы зависят от других в удовлетворении их потребностей в безопасности и защищенности. Когда младенцы получают теплую, постоянную заботу и внимание со стороны взрослых, они способны установить чувство доверия к миру. Они узнают, что важные воспитатели будут кормить их, переодевать, купать и играть с ними. Это доверие служит важным первым шагом в развитии детей в дошкольном возрасте, когда дети становятся независимыми, исследуя свое окружение. Если малыши доверяют своим опекунам и используют их как надежную базу для исследования, они более уверены в своих усилиях познавать мир. Кроме того, когда дети начинают бояться или сталкиваются с опасностью, они уверенно отворачиваются и возвращаются в свою безопасную базу для успокоения и защиты. Малыши также испытывают новое чувство самосознания, которое растет из их растущего желания делать что-то для себя. Другими словами, малыши с каждым днем ​​становятся все более самостоятельными. Для малышей научиться есть самостоятельно и приучиться к туалету — важные и захватывающие достижения. Эти маркеры обеспечивают необходимую отправную точку для роста и обучения в дошкольном возрасте.

Помогать детям чувствовать себя в безопасности в младенчестве, а затем поощрять исследования малышей — важная обязанность взрослых. Дети, которые доверяют своим опекунам, с большей вероятностью будут уверенно исследовать свое окружение и обретут чувство здоровой независимости. И по мере того, как дети начинают устанавливать свою независимость, появляется позитивное чувство самоконтроля и самооценки. Заботливые взрослые имеют прекрасную возможность воспитывать в детях независимость и, в свою очередь, их положительное чувство собственного достоинства. Следующая информация предоставляет общие сведения о развитии детей в младенчестве и дошкольном возрасте, включая физическое развитие, мышление и обучение, выражение чувств, осознание себя и других и общение. Предлагаются конкретные предложения о том, как взрослые могут положительно влиять на развитие детей. Особое внимание также уделяется ряду вопросов, которые особенно важны в младенчестве и дошкольном возрасте, в частности:

  • Приучение к туалету
  • Кусание

Развитие от рождения до 30 месяцев

Каждый ребенок растет и развивается со своей скоростью. Вехи развития у детей проявляются в разное время. В таблице ниже перечислены характеристики, которые обычно проявляются у детей в возрасте от рождения до 2–1/2 лет по мере их роста и развития. Для каждого типа развития (например, физического, коммуникативного) сначала перечислены характеристики детей младшего возраста, за которыми следуют характеристики, которые дети проявляют по мере взросления (т. е. характеристики детей младшего возраста находятся вверху каждого списка, дно).

Development table: Physical

Birth to 8 month

Characteristics

  • Reaches towards interesting objects
  • Puts hand/objects in mouth
  • Repeatedly grasps and releases objects
  • Lifts and holds up head
  • Sits up alone
  • Переворачивание
  • Ползание

Что могут делать взрослые?

  • Дайте ребенку предметы, которые он будет держать, тыкать, махать и хватать. Убедитесь, что объект слишком велик, чтобы полностью поместиться в рот ребенка.
  • Поддерживайте шею и голову ребенка, когда берете его на руки или кладете.
  • Укрепляйте мышцы шеи, играя в игры, в которых ребенок двигает глазами/головой из стороны в сторону (например, медленно перемещайте игрушку вперед и назад перед лицом ребенка).
8–18 месяцев

Характеристики

  • сидят в стульях
  • Стабит, чтобы стоять
  • Прогулки, когда светодиодные, затем в одиночку
  • ОБЪЕКТЫ
  • Скалы.0093 Сотрудничает во время одевания
  • Обращается с продуктами, которые можно есть руками
  • Пользуется ложками и чашками
  • Рисует мелками

Что могут делать взрослые?

  • Убедитесь, что у вашего ребенка есть безопасная среда для исследования. Все, что ребенок может использовать, чтобы подтянуться, должно быть прочным и закрепленным, чтобы выдержать его/ее вес.
  • Старайтесь не пользоваться ходунками, так как они могут быть опасны и мешать нормальному развитию мышц и суставов. Если вы пользуетесь ходунками, убедитесь, что ваш дом безопасен (например, закройте двери, поставьте ворота наверху лестницы, уберите все электрические шнуры в недоступное место, обеспечьте гладкие поверхности, держите детей подальше от источников воды, таких как ванны и туалеты). .
От 18 до 36 месяцев

Характеристики

  • Ходьба вверх/вниз по лестнице
  • Стоит на одной ноге
  • Стоит и ходит на цыпочках

Что умеют делать взрослые?

  • Защитите ножки вашего малыша обувью, когда он учится ходить на улице.

Таблица развития: Мышление и обучение

От рождения до 8 месяцев

Характеристики

  • Использует органы чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание) и рефлексы для обучения
  • Утешает себя, посасывая соску или большой палец
  • Обращается к другим за информацией о социальных ситуациях

Что могут делать взрослые?

  • Читайте книжки с картинками вместе с ребенком.
  • Пойте ребенку (например, колыбельные).
  • Предлагайте малышам яркие игрушки различной формы и текстуры (например, шероховатый мячик, гладкий пластиковый блок).
  • Используйте свое лицо и голос, чтобы успокоить ребенка.
от 8 до 18 месяцев

Характеристики

  • Становится тревожным при разлуке с близкими
  • Действия становятся более преднамеренными (например, бросают еду собаке, чтобы она поела; звонит в звонок, чтобы услышать звук)

Что могут делать взрослые?

  • Играть в прятки. Это может быть хорошей практикой, чтобы попрощаться и помочь ребенку понять, что вы вернетесь.
  • Играйте в игры в прятки, чтобы помочь вашему ребенку понять, что предметы все еще существуют, даже если их не видно.
От 18 до 36 месяцев

Характеристики

  • Понимает, что люди и предметы существуют, даже если их не видно
  • Думает о будущем вперед и о прошлом
  • Предметы можно использовать для представления других вещей (чаша используется как шапка)
  • Подражает действиям других

Что умеют делать взрослые?

  • Прочтите своему ребенку! Ничего страшного, если ваш ребенок хочет, чтобы вы перечитывали любимую сказку снова и снова.
  • Обеспечьте малыша простыми музыкальными инструментами, такими как бубен.
  • Позвольте вашему малышу помочь вам с легкими делами (например, совместить носки, убрать игрушки, положить салфетки на стол).
  • Поощряйте ролевые игры.

Таблица развития: Выражение чувств

От рождения до 8 месяцев

Характеристики

  • Выражает множество эмоций, включая радость, страх, печаль, гнев, удовольствие, волнение, счастье, разочарование
  • Узнает основных опекунов и выражает положительные эмоции по отношению к ним

Что могут сделать взрослые?

  • Чаще обнимайтесь с ребенком. Делитесь множеством объятий и поцелуев.
  • Назовите выражение лица ребенка и обсудите эмоциональные переживания.
От 8 до 18 месяцев

Характеристики

  • Нервничает, когда основной опекун находится вне поля зрения и в присутствии незнакомцев
  • Демонстрирует привязанность (объятия, поцелуи)
  • Выражает сильные чувства к родителям

Что могут сделать взрослые?

  • Дайте ребенку свою фотографию.
  • Запишите на пленку, как вы читаете любимую книгу или поете любимую песню.
  • Прощайтесь позитивно. Обнимите своего ребенка и улыбнитесь. Убедите ребенка, что вы увидите его позже.
18-36 месяцев

Характеристика

  • Демонстрирует гордость и удовольствие, когда что-то делает
  • Выражает чувство смущения и стыда
  • Быстро меняется настроение
  • Нарастает чувство страха (монстры под кроватью)
  • Навешивает ярлыки на чувства
  • Начинает понимать чувства других

Что могут сделать взрослые?

  • Помогите малышу обозначить эмоции (например, «Ты злишься на меня за то, что я забрал этот камень!»).
  • Создавайте для своего ребенка возможности добиться успеха (например, убирая игрушки, кормясь самостоятельно) и устно выражайте свою гордость достижениями вашего ребенка.

Таблица развития: Осознание себя и других

От рождения до 8 месяцев

Характеристики

  • Интерес к собственному телу
  • Любит смотреть на лица людей и незнакомые люди

Что могут сделать взрослые?

  • Отвечайте на взгляды ребенка своим лицом (например, улыбкой) и словами.
  • Раздайте малышам настольные книги с изображениями других малышей.
  • Показать фотографии важных друзей и членов семьи.
От 8 до 18 месяцев

Характеристики

  • Реагирует на свое имя
  • Интересуется другими детьми; устанавливает отношения, играя и делясь предметами
  • Внимательно слушает разговоры взрослых
  • Смотрит на себя в зеркало
  • Становится более напористым
  • Исследует окружающую среду

Что могут делать взрослые?

  • Показывайте малышу формы, предметы и цвета и говорите о них.
  • Обеспечьте ребенку безопасное зеркало.
От 18 до 36 месяцев

Характеристики

  • Распознает собственную силу («Нет!»)
  • Любит играть и сотрудничать с другими детьми
  • Контролирует эмоции и поведение
    • 7 9000 Что умеют делать взрослые?

      • Поощряйте и хвалите ребенка за то, что он поделился.
      • Создайте для детей выбор и варианты, чтобы они могли потренироваться говорить «Нет» (например, «Хочешь сегодня надеть красную рубашку? Синюю? Зеленую?»).

      Таблица развития: Общение

      От рождения до 8 месяцев

      Характеристики

      • Использует воркование, ворчание, мимику, плач и бульканье для общения общаться
      • Лепечет и разговаривает сам с собой
      • Смотрит на предметы, когда их называют

      Что умеют делать взрослые?

      • Младенцы любят слушать голоса своих родителей — почаще разговаривайте с малышом словами и улыбками.
      • Всегда выясняйте причину плача ребенка. Когда его/ее нужно утешить, попробуйте разные стратегии, чтобы успокоить его/ее, такие как кормление, отрыжка, смена подгузника, удерживание его/ее в другом положении, тихое пение или катание с ним/ее в коляске. .
      • Придайте смысл коммуникативным усилиям вашего ребенка (например, когда ребенок улыбается и мычит, скажите: «О, ты улыбался! Ты должен быть счастлив!»).
      от 8 до 18 месяцев

      Характеристики

      • Использует жесты, чтобы сообщить о потребностях и желаниях Учит и использует больше слов
      • Соединяет слова в простые предложения

      Что умеют делать взрослые?

      • Устно интерпретируйте действия вашего ребенка (например, если ребенок указывает на свою бутылочку, скажите: «Хочешь молоко? Оно в твоей бутылочке!»).
      • Задайте ребенку вопросы, на которые он может ответить, осмотревшись и указав пальцем (например, «Это твои туфли?»).
      • Расскажите о событиях, происходящих во время вашего взаимодействия с ребенком (например, «Ты отбил мяч. Я поймал мяч, теперь я подкатываю его к тебе»)
      От 18 до 36 месяцев

      Характеристики

      • Предложения, используемые для выражения чувств и потребностей
      • Слушание историй

      Что могут делать взрослые?

      • Читайте много книг.
      • Почаще разговаривайте с ребенком, уделяя особое внимание очередности. Обязательно следуйте примеру ребенка во время разговора.
      Ваш браузер не поддерживает тег видео.

      Приучение к туалету

      Большинство детей успешно приучаются к туалету к 3 годам. Это важный показатель независимости для малышей, поскольку они лучше контролируют свое тело. Родители и другие важные опекуны играют решающую роль в облегчении этого перехода в жизни своих детей. В это время дети нуждаются в дополнительном внимании и ласке. При поддержке учителей и воспитателей родители могут превратить приучение к туалету в успешный опыт обучения. Ниже приведены советы по приучению вашего ребенка к туалету.

      • Ищите признаки, указывающие на то, что ваш ребенок готов начать приучение к туалету
        • Осведомленность о мокром подгузнике или опорожнении кишечника в подгузнике
        • Использует слова для выражения потребностей
        • Знакомство с туалетом (через наблюдение и обсуждение)
        • Девочек обычно можно приучить к туалету раньше, примерно в 18 месяцев или позже, чем мальчиков, которые обычно начинают приучать к туалету примерно в 22 месяца или позже.
      • Планируйте заранее
        Выберите легкий выходной/будний день, когда мало других занятий, чтобы приучить ребенка к туалету. Читайте книги о приучении к горшку и говорите об этом. Обязательно приготовьте много тренировочных штанов.
      • Начните с утра
        Как только ваш ребенок проснется, предложите ему попробовать сесть на горшок. Если он или она отказывается, просто пропустите это и повторите попытку позже.
      • Утреннее чтение
        После завтрака соберите несколько любимых книг вашего ребенка. Пусть он/она сядет на горшок и почитает. Убедитесь, что в книгах есть интересные картинки и хорошая история, так как ваша цель состоит в том, чтобы побудить его/ее посидеть и расслабиться. Поскольку он / она только что поел и выпил за завтраком, велика вероятность, что по крайней мере немного мочи выйдет. Хвалите ребенка за успехи. Позвольте ему / ей смывать и умываться.
      • Раз в час
        Запланируйте срабатывание таймера каждый час. Когда это произойдет, с энтузиазмом скажите ребенку, что пора снова идти! или «Пора посмотреть больше книг!» Не спрашивайте, хотят ли они или должны ли они ходить на горшок на этапе обучения — они действительно не знают, нужно ли им это делать. Когда вы спрашиваете, вы даете ребенку возможность сказать «нет», что является законным ответом.
      • Несчастные случаи
        Приучение к туалету — это новый навык, которому дети учатся на практике и экспериментируя. Ничего страшного, если ваш ребенок попал в аварию. Сохраняйте спокойствие и заверите ребенка, что все в порядке. Позвольте ребенку помочь убраться и переодеться, что позволит ему или ей чувствовать себя хорошо в том, что он или она может делать.
      • Будьте последовательны
        Как только ваш ребенок будет готов начать приучение к туалету, сделайте это. Не переключайтесь с подгузников на нижнее белье и обратно — это сбивает с толку, и ребенок теряет чувство контроля над процессом.
      • Оказывайте поддержку
        Вы можете облегчить приучение к туалету, поговорив об этом со своим ребенком, сопровождая его в туалет, когда вы отвозите его или ее в школу, и предоставив много дополнительной одежды, которую ваш ребенок может надеть и выключается самостоятельно.
      • Поделитесь планом
        Готовясь приучить ребенка к горшку, обязательно поделитесь своим планом (например, письменным изложением) с другими важными взрослыми в жизни вашего ребенка (например, воспитателями).

      Укусы

      Каждый раз, когда ребенок кусает другого человека, это огорчает всех. Укусы распространены среди очень маленьких детей, особенно в групповых условиях, таких как уход за детьми. Взрослым очень важно понять, почему дети кусаются, чтобы помочь детям найти более подходящие способы самовыражения. В таблице на странице 6 перечислены причины, по которым дети кусаются, способы предотвращения укусов и способы реагирования на укусы.

      Причины, по которым дети кусаются, и стратегии предотвращения укусов

      Укусы удовлетворяют их сильную потребность в независимости и контроле.

      • Дайте детям возможность проявить свою независимость и самоконтроль, предоставив им широкий выбор (например, что надеть в этот день, в какую игру поиграть, что съесть на обед).

      При прорезывании зубов у детей болит рот.

      • Дайте ребенку в рот какой-нибудь предмет, например, игрушку для прорезывания зубов или замороженный рогалик.

      Они пытаются приблизиться или инициировать взаимодействие с другим ребенком.

      • Убедитесь, что у детей есть много возможностей для общения друг с другом. Отмечайте и хвалите их позитивное взаимодействие.

      Они ищут внимания.

      • Уделяйте детям много внимания в течение дня. Обнимайтесь с ними, играйте с ними, читайте им.

      Они злы или расстроены.

      • Помните о детских чувствах. Следите за признаками потенциального конфликта и растущего разочарования.

      Они экспериментируют и хотят знать, что произойдет, если они укусят.

      • Обеспечьте детей занятиями и игрушками, которые предлагают разнообразные сенсомоторные ощущения (например, игры с водой, пластилин, рисование пальцами). Помогите им узнать о причине и следствии.

      Они чувствуют угрозу.

      • Убедите детей, что они в безопасности и что их имущество в безопасности. Дарите детям много любви.

      Стратегии реагирования на укусы

      Иногда профилактические меры не останавливают детей от укусов. Когда ребенок кусает другого человека, ответственные взрослые должны последовательно реагировать на каждый эпизод укуса; конкретные стратегии и идеи перечислены ниже:

      • Четко заявите, что кусаться нехорошо.
      • Позаботьтесь об укушенном ребенке. утешить ребенка; приложить пакет со льдом, чтобы не было синяков; очистите рану, если кожа повреждена.
      • Если возможно, пусть укушенный ребенок поможет ухаживать за укушенным ребенком.
      • Ищите модели кусания (например, кусает ли ребенок перед едой? Когда вокруг становится слишком шумно?).
      • Попытайтесь определить изменения в жизни ребенка, которые могут спровоцировать укусы (например, развод, появление нового брата или сестры).
      • Обратитесь за помощью (начните с вашего педиатра и/или воспитателя), если кусание не прекращается или становится более жестоким.

      Заключение

      Дети быстро растут в младенчестве и дошкольном возрасте. Они достигают многих вех, в том числе развивают чувство доверия к миру в младенчестве и обретают независимость в раннем детстве. Перед взрослыми стоит важная задача — предоставить детям разнообразные возможности для содействия их развитию в младенчестве и дошкольного возраста. Использование предложенных предложений поможет взрослым создать позитивную, творческую среду, в которой дети смогут развиваться.

      Ссылки

      • Бейнер К. и Хейл Л. (2000). От подгузников до трусов. Маленькие дети, 55, 80-84.
      • Домбро, А. Л., Колкер, Л. Дж., и Додж, Д. Т. (1997). Творческая учебная программа для младенцев и малышей. Вашингтон, округ Колумбия: Teaching Strategies, Inc.
      • Kansas City Brain Child, проект HOMEFRONT в Heart of America Family Services. Десять советов, которые помогут развить умственные способности вашего ребенка. Сент-Луис, Миссури: Ресурсная и справочная сеть по уходу за детьми штата Миссури.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts