Отличие научной психологии и житейской психологии: Чем отличается научная психология от житейской

общая характеристика психологии как науки

Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и своего места в нем. Изучение таких представлений, связанных с теми или иными свойствами психики, способами поведения людей, необходимо для правильной организации жизни любого общества, хотя и не является в обыденной практике самостоятельной, специальной задачей. Не случайно в древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.

Возможные примеры.

1. Классическим для европейской культуры стало эмпирическое описание человеческой индивидуальности в труде одного из мыслителей Древней Греции Феофраста «Характеры» (Л. , 1974): в совокупности повседневных поступков людей определяются их типичные психологические портреты, в основе которых лежат особенные черты характера и общения с другими людьми.

2. Собрание житейских психологических наблюдений в восточной классике – «Цзацзуань» (досл. «смесь», «заметки о разном», см. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. 2 изд. М., 1975): лаконично и остроумно выделены типичные ситуации, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Интерес к старинным описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации при создании которой «сотрудничали» – через века – представители самых различных специальностей.

Типичный пример. Классификация темпераментов, предложенная еще в Древнем Риме врачом Гиппократом, включает следующие типы: жизнерадостный и общительный сангвиник, задумчивый, медлительный флегматик, храбрый, вспыльчивый холерик, печальный меланхолик. Первоначально, ее основанием служили не психологические особенности, а преобладание в теле человека одной из четырех жидкостей: крови (сангва), слизи (флегма), желчи и черной желчи (холе и меланхоле). В последствие типы получили психологическую интерпретацию благодаря, в частности, работам Канта и Стендаля, философа и беллетриста, которые разными способами и на разных эмпирических примерах определили эти удобные формы описания индивидуальностей. Интересно, что эта классификация и в нашем веке получила новые обоснования в работах физиологов и психологов (И.П.Павлов, Г.Айзенк).

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, «с познанием самого себя». Такое понятие как «душа», «сознание», «Я» первоначально не были психологическими и их разработка – от древности до наших дней – была усвоением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т. е. «наука о душе» возникла в учении Аристотеля. В трактате «О душе» (см.: Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1976, т.I.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения нашей науки, выделил основные психические процессы. Многие философы прошлого, как и современные, были авторами оригинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Типичный пример. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам – метроном. Ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, «не веря своим глазам».

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример. Об одном из первых «учебников психологии», написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратам (и только им), это защищает опыт от «засорения» житейскими ассоциациями.

Типичный пример. Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И.П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить и подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой» (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Житейская и научная психология — Блог Викиум

Психология охватывает широкий спектр областей. В её сферу входит не только ряд научных разделов и школ (социальное направление, возрастное, педагогическое), но и так называемая житейская психология. Совокупность компонентов научной и житейской составляют практическую психологию.

Содержание:

  • 1 Подробнее о научной психологии
  • 2 Житейская психология
  • 3 Характерные черты житейской психологии
  • 4 Сравнение научной и житейской психологии

Подробнее о научной психологии

Научная психология — это комплекс данных, получаемых с помощью исследований и имеющих и теоретическое, и практическое применение.

Психология тесно связана с другими науками:

  • Биология. Невозможно изучать свойства психики, не зная, как функционирует тело и центральная нервная система.
  • История. На основании исторических данных психологи анализируют мыслительные, речевые, поведенческие процессы современного человека.
  • Педагогика. Рассматривается влияние на личность обучения и воспитания.
  • Медицина. Благодаря медицине можно лучше отслеживать состояние человека и предупреждать серьёзные психические нарушения.
  • Социология. Важен и фактор среды.
  • Философия. Помогает ориентироваться во взглядах на жизнь.

Из взаимосвязи психологии с другими культурно-образовательными областями рождается множество ответвлений данной науки — педагогическое, медицинское, социальное, возрастное.

Житейская психология

Условно каждого из нас можно назвать психологом. Ведь качество жизни напрямую зависит от того, насколько грамотно мы анализируем других людей, способны на них влиять, выстраивать межличностную коммуникацию.

Житейская психология — это совокупность убеждений, верований, единиц фольклора — в общем, опыта, накопленного поколениями.

Наше представление об окружающем мире, собственной жизни формируется на базе личного опыта, знаний. При этом следует помнить, что мы не можем постичь всей полноты мира, его многогранности. Восприятие человека ограничено рамками, состоящими из конкретных знаний и убеждений.

Ключевая особенность житейской психологии состоит в её ситуативности. Данная характеристика проистекает из рамок, которыми ограничен микромир конкретной личности. Тем не менее, не стоит недооценивать знания и опыт, которые она получает. Именно на их основе принимаются оптимальные решения.

Характерные черты житейской психологии

В отличии от психологии научной, житейская не имеет под собой академической базы. Эта психология характеризуется следующими признаками:

  • конкретика;
  • знания, природа которых зачастую интуитивна;
  • поверхностные выводы, связанные с недостатком информации, например, о мотивах, и высокой скоростью реакции;
  • наблюдение как основной метод получения данных.

Далеко не каждому человеку присущи наблюдательность, прозорливость, умение быстро делать правильные выводы. Поэтому, перенимая чужой опыт, помните о том, что он не является догмой. Чтобы полнее составить представление о конкретных явлениях, лучше узнать разные точки зрения.

Сравнение научной и житейской психологии

В житейской психологии знания приобретаются путём проб и ошибок, на базе личного опыта и интуиции. Эти знания всегда имеют конкретный характер.

Научный подход оперирует абстрактными понятиями. Опыт абстрагирован, для его получения используют различные методики, приёмы, а после знания систематизируют.

Также есть отличия в объекте изучения, способах передачи знаний, понимании причин, по которым функционируют те или иные проявления.

Житейская и научная психология, хотя и не являются одним целым, переплетаются довольно тесно. Понимать психологию и поведение людей научит курс Викиум «Менталист».

Прикладная психология против клинической психологии

Человеческое поведение является катализатором наших самых насущных проблем, от неравенства и здоровья до устойчивости и будущего работы. Прикладные психологи и клинические психологи являются лидерами, разрабатывающими стратегии реального мира для некоторых из самых больших проблем, с которыми сталкивается человечество.

Чтобы узнать больше, изучите инфографику ниже, созданную в рамках онлайн-программы магистра наук в области прикладной психологии (MAPP) USC.

Клиническая психология и прикладная психология

Клиническая психология оценивает и лечит психические, поведенческие и эмоциональные проблемы, тогда как прикладная психология применяет психологические науки и теории для решения реальных проблем.

При сравнении клинической психологии и прикладной психологии они часто выглядят одинаково. Каждый фокусируется на человеческом познании и человеческом поведении, а клинические и прикладные психологи разделяют миссию по содействию справедливости, разнообразию и инклюзивности.

Напротив, ключевое отличие клинической психологии от прикладной психологии заключается в практике каждой из них. Клиническая психология направлена ​​на изменение неадекватного поведения, включая членовредительство, пассивную агрессию, употребление психоактивных веществ, избегание и отчуждение, неконтролируемый гнев и сексуальную агрессию.

С другой стороны, прикладная психология анализирует нормативное поведение (нормы — это социальные ожидания). Примеры проблемного нормативного поведения, обнаруженные в недавних исследованиях, включают наблюдение за чернокожими сотрудниками, которые принимают белые нормы, чтобы их считали более профессиональными; грубость становится повсеместной нормой на рабочем месте, при этом большинство сотрудников сообщают о невежливости на рабочем месте; растущая распространенность издевательств медсестер над медсестрами в сфере здравоохранения.

Что такое клиническая психология?

Клиническая психология проводит научные исследования, направленные на решение психологических проблем людей, что делает эту профессию полезной.

В конце 19 века американский психолог Лайтнер Уитмер ввел термин клиническая психология . В 1896 году он открыл первую психологическую клинику, где лечили детей с ограниченными возможностями обучения. Клинические психологи начала 20 века в основном изучали интеллект, мотивацию и преступность.

После Второй мировой войны призыв лечить ветеранов с психологическими расстройствами вызвал бум в этой области, особенно в психотерапии (разговорной терапии). Сегодня методы клинической психологии включают:

  • Психодинамическая терапия , которая использует свободные ассоциации (одно слово или изображение, подразумевающее другое) для исследования бессознательных мотивов
  • Когнитивно-поведенческая терапия , направленная на изменение мыслей и чувств, способствующих возникновению психологических симптомов
  • Гуманистическая терапия y, основанная на идеях Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, помогающая людям полностью реализовать свой потенциал

В недавних исследованиях в области клинической психологии изучались такие темы, как отношение к пожилым людям и старению, потенциально опасные психологические методы лечения, влияние ожидаемого страха на переживаемый страх и психическое здоровье студентов колледжей.

Что такое прикладная психология?

Прикладная психология, выросшая из клинической психологии, опирается на открытия научной психологии для решения повседневных проблем поведения, эмоций и социальных взаимодействий. Исторически сложилось так, что во время когнитивной революции 1970-х годов прикладные психологи использовали исследования социального познания для решения проблем социального общения и поведения.

Области прикладной психологии включают бизнес, образование, право, инженерию и технологии.

Прикладная психология и поведение потребителей

Психологи-потребители работают с компаниями для изучения того, как мысли, убеждения, чувства и восприятие людей влияют на то, как они взаимодействуют с продуктами и услугами, уделяя особое внимание аспектам психологии, общества, культуры и экономики.

Недавние исследования в журнале Journal of Consumer Psychology посвящены таким темам, как влияние когнитивных подсказок на поведение потребителей, отслеживание ИИ и выбор потребителей, психология потребителей и повторное потребление, а также реакции потребителей на недостоверность.

Прикладная психология и организационный успех

Организационный психолог анализирует поведение на рабочем месте и советует компаниям, как его улучшить.

Применение организационной психологии на рабочем месте приносит пользу компаниям и сотрудникам во многих отношениях, в том числе помогает создавать эффективные и справедливые стратегии найма сотрудников, повышать производительность сотрудников, повышать удовлетворенность работой, улучшать баланс между работой и личной жизнью и улучшать командообразование.

В обязанности организационного психолога обычно входит помощь компаниям в наборе квалифицированных кандидатов на работу; адаптация и обучение новых сотрудников; анализ производительности и производительности труда; помощь руководству и персоналу в достижении баланса между работой и личной жизнью; и обеспечение разнообразия, справедливости и интеграции на рабочем месте.

Последние тенденции в организационной психологии сосредоточены на социальных проблемах, таких как расизм на рабочем месте, принципы справедливости и инклюзивности, токсичная рабочая среда и организационное сочувствие.

Психологи-прикладники и клинические психологи разрабатывают решения для реальных ситуаций

Психологи могут быть исследователями, нанятыми университетами для изучения тревожного и вызывающего разногласия человеческого поведения и способов его смягчения. Они могут работать на предприятия, чтобы создать более равноправные и справедливые рабочие места. Они могут помочь продавцам обслуживать клиентов в качестве надежных партнеров, которые предвидят потребности потребителей. Во всем мире люди стремятся к процветанию; это полезная задача прикладных психологов и клинических психологов помочь нам понять друг друга, когда мы строим лучший мир.

 

Источники

Американская психологическая ассоциация, «14 новых тенденций: эпоха пандемии изменила отношение к науке и психическому здоровью»

Американская психологическая ассоциация, Управление прикладной психологии

, «What Betterteam Психология?»

BMC Nursing, «Какие медсестры являются жертвами издевательств: роль негативного влияния, основная самооценка, ролевой конфликт и издевательства в медицинском персонале»

Britannica. com, «Прикладная психология»

Britannica.com, «Психология: влияние и последствия когнитивной революции»

Business News Daily, «Применяйте промышленно-организационную психологию в своей работе»

Healthline, «Неадекватное поведение: Причины, связь с тревогой и лечение»

Журнал прикладной психологии , «Разнообразие и инклюзивность»

The Ladders, «Это 15 самых высокооплачиваемых психологических профессий»

Psycnet, «Клиническая психология: наука и практика» : Специальный выпуск: Ускорение прогресса в снижении нагрузки на психическое здоровье»

Psycnet, «Клиническая психология: наука и практика: специальный выпуск: основные компетенции в области геропсихологии»

Psycnet, «Клиническая психология: наука и практика: специальный выпуск: вредная терапия»

Psycnet, «Клиническая психология: наука и практика: Специальный выпуск: Профилактика и лечение психических и психосоциальных проблем у студентов колледжей»

PsyPost, «Чернокожие сотрудники воспринимаются как более профессиональные, когда они корректируют свое поведение в соответствии с нормами белых»

Sloan Review, «Небольшая грубость имеет большое значение»

Общество психологии потребителей, «Разум напряжен: психология многократного потребления»

Общество психологии потребителей, «Отвращение к недостоверности: моральная реакция на испорченных актеров, действия» и предметы»

Общество психологии потребителей, «Предсказание потребительского выбора в эпоху Интернета, искусственного интеллекта и почти идеального отслеживания»

Общество психологии потребителей, «Сенсорные сигналы, влияющие на вкусовое восприятие и потребление»

Общество промышленной и организационной психологии, «Практика межкультурных интервью: исследования и рекомендации»

Общество промышленной и организационной психологии, «Разнообразие, равенство и стратегии интеграции: использование измерений для поддержки чернокожих сотрудников»

Общество Промышленная и организационная психология, «От оскорбления к травме: случай организационного сострадания на современных рабочих местах»

Общество клинической психологии, «Клиническая психология»

Very Well Mind, «История клинической психологии, подходы и карьера»

Почему наука? | Noba

Эдвард Динер

Университет Юты, Университет Вирджинии

Научные исследования были одним из главных двигателей прогресса в истории человечества, и кардинальные изменения, которые мы наблюдаем в прошлом столетии, в первую очередь связаны с научными открытиями — современной медициной. , электроника, автомобили и самолеты, противозачаточные средства и множество других полезных изобретений. Психологи считают, что научные методы можно использовать в области поведения, чтобы понять и улучшить мир. Хотя психология отстает от биологических и физических наук с точки зрения прогресса, мы настроены оптимистично, основываясь на сделанных на сегодняшний день открытиях, что научная психология сделает много важных открытий, которые могут принести пользу человечеству. В этом модуле описываются характеристики науки и обещания, которые она дает для понимания поведения. Кратко описываются этические нормы, которыми руководствуются психологические исследования. В заключении приводятся причины, по которым вам следует изучать научную психологию

  • этика
  • наблюдение
  • исследование
  • наука

Цели обучения

  • Описать, как научные исследования изменили мир.
  • Опишите основные характеристики научного подхода.
  • Обсудите некоторые преимущества, а также проблемы, созданные наукой.
  • Опишите несколько способов, которыми психологическая наука улучшила мир.
  • Опишите ряд этических принципов, которым следуют психологи.

В наше время есть много людей, которые внесли положительный вклад в развитие человечества. Внимательно посмотрите на имена в следующем списке. Как вы думаете, кто из этих людей больше всего помог человечеству?

  1. Мать Тереза ​​
  2. Альберт Швейцер
  3. Эдвард Дженнер
  4. Норман Борлоуг
  5. Фриц Хабер

Обычный ответ на этот вопрос: «Кто такие Дженнер, Борлоуг и Хабер?» Многие знают, что Мать Тереза ​​помогла тысячам людей, живущих в трущобах Калькутты (Калькутты). Другие вспоминают, что Альберт Швейцер открыл свою знаменитую больницу в Африке и впоследствии получил Нобелевскую премию мира. С другой стороны, три другие исторические личности гораздо менее известны. Дженнер, Борлоуг и Хабер были учеными, чьи научные открытия спасли миллионы и даже миллиарды жизней. Доктора Эдварда Дженнера часто называют «отцом иммунологии», потому что он был одним из первых, кто разработал и испытал вакцины. Его новаторская работа привела непосредственно к искоренению оспы. Многие другие болезни были значительно сокращены благодаря вакцинам, открытым с помощью науки — корь, коклюш, дифтерия, столбняк, брюшной тиф, холера, полиомиелит, гепатит — и все они являются наследием Дженнера. Фриц Хабер и Норман Борлоуг спасли более миллиарда человеческих жизней. Они создали «Зеленую революцию», производя гибридные сельскохозяйственные культуры и синтетические удобрения. Человечество теперь может производить пищу для семи миллиардов человек на планете, и голод, который действительно происходит, связан с политическими и экономическими факторами, а не с нашей коллективной способностью производить пищу.

Благодаря революционной работе доктора Эдварда Дженнера в настоящее время во всем мире ежегодно проводятся миллионы прививок, предотвращающих распространение многих излечимых заболеваний и спасающих жизни людей всех возрастов. [Изображение: CDC Global Health, https://goo.gl/hokiWz, CC BY 2.0, https://goo.gl/9uSnqN]

Если вы изучите основные социальные и технологические изменения за последнее столетие, большинство из них можно непосредственно увидеть. отнести к науке. Мир 1914 года сильно отличался от того, что мы видим сегодня (Easterbrook, 2003). Машин было мало, и большинство людей путешествовали пешком, верхом или в экипажах. Не было радио, телевизоров, противозачаточных таблеток, искусственных сердец или антибиотиков. Только небольшая часть мира имела телефоны, холодильники или электричество. В наши дни мы обнаруживаем, что 80% всех домохозяйств имеют телевизор, а 84% — электричество. Подсчитано, что три четверти населения мира имеют доступ к мобильному телефону! Средняя продолжительность жизни составляла 47 лет в 1900 и 79 лет в 2010 году. Процент голодающих и недоедающих людей в мире существенно снизился по всему миру. Даже средний уровень I.Q. резко выросли за последнее столетие благодаря лучшему питанию и школьному обучению.

Все эти медицинские достижения и технологические инновации являются прямым результатом научных исследований и понимания. В современную эпоху легко довольствоваться достижениями науки, но не заблуждайтесь: наука делала и продолжает делать фантастические открытия. Эти открытия полностью изменили наш мир.

Что это за процесс, который мы называем наукой и который так сильно изменил мир? Древние люди чаще верили в магические и сверхъестественные объяснения природных явлений, таких как солнечные затмения или грозы. Напротив, люди с научным складом ума пытаются понять мир природы путем тестирования и наблюдения. В частности, наука — это использование систематического наблюдения для приобретения знаний. Например, дети на уроке естествознания могут смешать уксус и пищевую соду, чтобы наблюдать за бурлящей химической реакцией. Эти эмпирические методы — прекрасный способ узнать о физическом и биологическом мире. Наука — это не волшебство: она не решит всех человеческих проблем и, возможно, не ответит на все наши вопросы о поведении.

Тем не менее, это, по-видимому, самый мощный из имеющихся у нас методов получения знаний об наблюдаемом мире. Существенными элементами науки являются следующие:

  1. Систематическое наблюдение — основа науки . Ученые наблюдают за миром очень организованно. Мы часто измеряем явление, которое наблюдаем. Мы записываем наши наблюдения, чтобы предвзятость памяти с меньшей вероятностью повлияла на наши выводы. Мы систематичны в том смысле, что пытаемся наблюдать в контролируемых условиях, а также систематически варьировать условия наших наблюдений, чтобы мы могли видеть изменения в явлениях и понимать, когда они происходят и не происходят. Систематическое наблюдение является ядром науки. [Изображение: Cvl Neuro, https://goo.gl/Avbju7, CC BY-SA 3.0, https://goo.gl/uhHola]
  2. Наблюдение приводит к гипотезам, которые мы можем проверить
    . Когда мы разрабатываем гипотез и теорий, мы формулируем их так, чтобы их можно было проверить. Например, вы можете заявить, что свечи из парафина горят медленнее, чем свечи точно такого же размера и формы из пчелиного воска. Это утверждение можно легко проверить, замерив скорость горения свечей, изготовленных из этих материалов.
  3. Наука демократична . Люди в древние времена, возможно, были готовы принять взгляды своих королей или фараонов как абсолютную истину. Однако в наши дни люди с большей вероятностью захотят иметь возможность формировать собственное мнение и обсуждать выводы. Ученые настроены скептически и открыто обсуждают свои наблюдения и теории. Эти дебаты часто возникают, когда ученые публикуют конкурирующие результаты, полагая, что в споре победят лучшие данные.
  4. Наука суммируется . Мы можем изучить важные истины, открытые более ранними учеными, и опираться на них. Любой студент-физик сегодня знает о физике больше, чем сэр Исаак Ньютон, хотя Ньютон, возможно, был самым блестящим физиком всех времен. Важнейшим аспектом научного прогресса является то, что после того, как мы узнаем о более ранних достижениях, мы можем опираться на них и двигаться дальше по пути знаний.

Даже в наше время многие люди скептически относятся к тому, что психология — это действительно наука. В какой-то степени это сомнение связано с тем фактом, что многие психологические явления, такие как депрессия, умственные способности и предубеждения, по-видимому, не поддаются прямому наблюдению, подобно тому, как мы можем наблюдать изменения океанских приливов или скорости света. Поскольку мысли и чувства невидимы, многие ранние исследователи психологии решили сосредоточиться на поведении. Вы могли заметить, что некоторые люди ведут себя дружелюбно и общительно, в то время как другие кажутся застенчивыми и замкнутыми. Если вы сделали такого рода наблюдения, то вы действуете точно так же, как ранние психологи, которые использовали поведение, чтобы делать выводы о различных типах личности. Используя поведенческие меры и рейтинговые шкалы, можно измерять мысли и чувства. Это похоже на то, как другие исследователи изучают «невидимые» явления, например, как педагоги измеряют успеваемость, а экономисты измеряют качество жизни.

Одним из важных исследователей-первопроходцев был Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, живший в Англии в конце 1800-х годов. Гальтон использовал цветовые пятна, чтобы проверить способность людей различать их. Он также изобрел анкету самоотчета, в которой люди высказывали свои собственные суждения или мнения по различным вопросам. Гальтон смог использовать самоотчеты для изучения, среди прочего, разной способности людей точно оценивать расстояния.

В 1875 году Фрэнсис Гальтон провел новаторское исследование близнецов, чтобы определить, насколько сходства и различия между близнецами зависят от их жизненного опыта. В ходе этой работы он придумал фразу «Природа против воспитания». [Изображение: XT Inc., https://goo.gl/F1Wvu7, CC BY-NC-SA 2.0, https://goo.gl/Toc0ZF]

Хотя ему не хватало современного понимания генетики, у Гальтона также была идея, что ученые могут изучить поведение однояйцевых и разнояйцевых близнецов, чтобы оценить степень, в которой генетические и социальные факторы влияют на личность; загадочный вопрос, который мы в настоящее время называем «вопросом природы и воспитания».

В наше время психология стала более изощренной. Исследователи теперь используют более совершенные измерения, более сложные планы исследований и более совершенный статистический анализ для изучения человеческой природы. Просто возьмите пример изучения эмоции счастья. Как бы вы начали изучать счастье? Один простой метод состоит в том, чтобы просто спросить людей об их счастье и попросить их использовать числовую шкалу для обозначения своих чувств. Есть, конечно, несколько проблем с этим. Люди могут лгать о своем счастье, могут быть не в состоянии точно описать свое счастье или могут не использовать числовую шкалу таким же образом. Помня об этих ограничениях, современные психологи используют широкий спектр методов для оценки счастья. Они используют, например, «оценки коллег», в которых они спрашивают близких друзей и членов семьи о счастье целевого человека. Затем исследователи могут сравнить эти рейтинги с рейтингами самоотчетов и проверить наличие расхождений. Исследователи также используют меры памяти, полагая, что позитивно настроенным людям легче вспоминать приятные события, а негативным людям легче вспоминать неприятные события. Современные психологи даже используют биологические измерения, такие как образцы кортизола слюны (кортизол — гормон, связанный со стрессом) или МРТ-изображения активации мозга (левая префронтальная кора — это одна из областей активности мозга, связанная с хорошим настроением).

Несмотря на наши различные методологические достижения, психология остается очень молодой наукой. В то время как физике и химии сотни лет, психологии едва исполнилось сто пятьдесят лет, а большинство наших основных открытий были сделаны только за последние 60 лет. У психологической науки есть законные ограничения, но, тем не менее, это наука.

Психологическая наука полезна для создания вмешательств, которые помогают людям жить лучше. Растущее количество исследований касается определения того, какие методы лечения являются наиболее и наименее эффективными для лечения психологических расстройств.

Когнитивно-поведенческая терапия доказала свою эффективность при лечении различных состояний, включая депрессию. [Изображение: SalFalco, https://goo.gl/3knLoJ, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/HEXbAA]

Например, многие исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия может помочь многим людям, страдающим депрессией. и тревожные расстройства (Butler, Chapman, Forman, & Beck, 2006; Hoffman & Smits, 2008). Напротив, исследования показывают, что некоторые виды терапии в среднем могут быть вредными (Lilienfeld, 2007).

Исследователи обнаружили, что в организационной психологии ряд психологических вмешательств повышает продуктивность и удовлетворение на рабочем месте (например, Guzzo, Jette, & Katzell, 1985). Инженеры, работающие с человеческим фактором, значительно повысили безопасность и полезность продуктов, которые мы используем. Например, психолог по человеческому фактору Альфонс Чапанис и другие исследователи переработали органы управления кабиной самолета, чтобы сделать их менее запутанными и на них было легче реагировать, и это привело к уменьшению ошибок пилотов и аварий.

Судебная экспертиза сделала судебные решения более обоснованными. Мы все знаем о известных случаях заключенных, которые были реабилитированы благодаря доказательствам ДНК. Столь же драматические случаи зависят от психологических данных. Например, психолог Элизабет Лофтус провела исследование, демонстрирующее ограниченность и ненадежность свидетельских показаний и воспоминаний. Таким образом, психологические открытия имеют практическое значение в мире за пределами лаборатории. Психологическая наука добилась достаточного успеха, чтобы продемонстрировать, что она работает, но многое еще предстоит узнать.

Схема эксперимента Милгрэма, в котором «учителя» (T) просили нанести (предположительно) болезненный электрический удар «ученику» (L). Будет ли этот эксперимент одобрен наблюдательным советом сегодня? [Изображение: Fred the Oyster, https://goo.gl/ZIbQz1, CC BY-SA 4.0, https://goo.gl/X3i0tq]

Психология несколько отличается от естественных наук, таких как химия, тем, что исследователи проводят исследования с участников исследований на людях. Из-за этого возникает естественная тенденция оградить участников исследования от потенциального психологического вреда. Например, может быть интересно посмотреть, как люди справляются с насмешками, но не рекомендуется высмеивать участников исследования.

Научные психологи следуют определенному набору руководящих принципов для исследований, известному как этический кодекс. Существуют обширные этические рекомендации относительно того, как следует обращаться с участниками психологических исследований (Diener & Crandall, 1978; Sales & Folkman, 2000). Ниже приведены некоторые основные моменты:

  1. Информированное согласие . В общем, люди должны знать, когда они участвуют в исследовании, и понимать, что с ними будет происходить во время исследования. Затем им должен быть предоставлен свободный выбор в отношении участия.
  2. Конфиденциальность . Информация, которую исследователи узнают об отдельных участниках, не должна предаваться гласности без согласия человека.
  3. Конфиденциальность . Исследователи не должны проводить наблюдения за людьми в частных местах, таких как их спальни, без их ведома и согласия. Исследователи не должны запрашивать конфиденциальную информацию у других лиц, таких как школьная администрация, без согласия участника или его или ее опекуна.
  4. Преимущества . Исследователи должны рассмотреть преимущества предлагаемого ими исследования и сопоставить их с потенциальными рисками для участников. Люди, участвующие в психологических исследованиях, должны подвергаться риску только в том случае, если они полностью осознают эти риски и только если вероятные преимущества явно перевешивают риски.
  5. Обман . Некоторым исследователям приходится обманывать участников, чтобы скрыть истинный характер исследования. Обычно это делается для того, чтобы участники не могли изменить свое поведение неестественным образом. Исследователи обязаны «подвести итоги» своих участников после того, как они завершили исследование. Дебрифинг — это возможность рассказать участникам об истинном характере исследования.

Однажды у меня был профессор психологии, который спросил мой класс, почему мы изучаем курс психологии. В наших ответах приводится ряд причин, по которым люди хотят изучать психологию:

  1. Чтобы понять себя
  2. Понимать других людей и группы
  3. Чтобы лучше влиять на других, например, в общении с детьми или мотивации сотрудников
  4. Научиться лучше помогать другим и улучшать мир, например, занимаясь эффективной психотерапией
  5. Чтобы освоить навык, который приведет к профессии, такой как социальный работник или профессор
  6. Чтобы узнать, как оценивать заявления об исследованиях, которые вы слышите или читаете о
  7. Потому что это интересно, сложно и весело! Люди хотят изучать психологию, потому что это увлекательно само по себе, независимо от других положительных результатов. Почему мы смотрим фильмы? Потому что они весёлые и захватывающие, и нам не нужен другой повод. Таким образом, одна из веских причин для изучения психологии заключается в том, что она может приносить пользу сама по себе.

Психология — увлекательное приключение. Станете ли вы научным психологом, прикладным психологом или образованным человеком, разбирающимся в психологических исследованиях, эта область может повлиять на вашу жизнь и принести удовольствие, вознаграждение и понимание. Я надеюсь, что вы многому научитесь из модулей в этом электронном тексте, а также получите удовольствие от этого опыта! Я люблю изучать психологию и неврологию, и надеюсь, вы тоже!

Внешние ресурсы

Интернет: Герои науки — Праздник людей, сделавших спасительные открытия.
http://www.scienceheroes.com/index.php?option=com_content&view=article&id=258&Itemid=27
  1. Некоторые утверждают, что наука принесла больше вреда, чем пользы. Что вы думаете?
  2. Человечество столкнулось с множеством вызовов и проблем. Какие из них связаны с человеческим поведением, а какие являются внешними по отношению к человеческим действиям?
  3. Если бы вы были психологом-исследователем, какие явления или модели поведения интересовали бы вас больше всего?
  4. Смогут ли ученые-психологи помочь с текущими проблемами, с которыми сталкивается человечество, такими как глобальное потепление, войны, неравенство и психические заболевания?
  5. Что может изучать наука и что находится за пределами науки? Какие вопросы ученые не могут изучить?
  6. Некоторые утверждают, что наука заменит религию, предоставив надежное знание вместо мифов для объяснения мира. Они утверждают, что наука является гораздо более надежным источником решений таких проблем, как болезни, чем религия. Что вы думаете? Сможет ли наука заменить религию и должна ли?
  7. Есть ли поведение человека, которое не следует изучать? Разве некоторые вещи настолько священны или опасны, что нам не следует их изучать?

Словарь

Эмпирические методы
Подходы к исследованию, привязанные к фактическим измерениям и наблюдениям.
Этика
Профессиональные рекомендации, предлагающие исследователям шаблон для принятия решений, которые защищают участников исследования от потенциального вреда и помогают уберечь ученых от конфликтов интересов или других ситуаций, которые могут поставить под угрозу честность их исследований.
Гипотезы
Логическая идея, которую можно проверить.
Систематическое наблюдение
Внимательное наблюдение за миром природы с целью лучшего его понимания. Наблюдения предоставляют основные данные, которые позволяют ученым отслеживать, подсчитывать или иным образом систематизировать информацию о мире природы.
Теории
Группы тесно связанных явлений или наблюдений.

Ссылки

  • Батлер, А.С., Чепмен, Дж.Э., Форман, Э.М., и Бек, А.Т. (2006). Эмпирический статус когнитивно-поведенческой терапии: обзор метаанализов. Clinical Psychology Review, 26 , 17–31.
  • Динер, Э., и Крэндалл, Р. (1978). Этика в социальных и поведенческих исследованиях. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
  • Истербрук, Г. (2003 г.). Парадокс прогресса . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
  • Гуццо, Р. А., Джетте, Р. Д., и Катцелл, Р. А. (1985). Влияние психологических программ вмешательства на производительность труда: метаанализ. Психология персонала, 38 , 275. 291.
  • Хоффман, С. Г., и Смитс, Дж. А. Дж. (2008). Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств у взрослых. Журнал клинической психиатрии, 69 , 621–32.
  • Лилиенфельд, С.О. (2007). Психологические методы лечения, причиняющие вред. Перспективы психологической науки, 2 , 53–70.
  • Мур, Д. (2003). Общественность прохладно относится к правам животных. Служба новостей Гэллапа, 21 мая. http://www.gallup.com/poll/8461/public-lukewarm-animal-rights.aspx
  • Сейлз, Б.Д., и Фолкман, С. (ред.). (2000). Этика исследований с участием людей. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Авторы

Лицензия Creative Commons

Почему наука? Эдвард Динер находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны в нашем Лицензионном соглашении.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts