Педагогическая система М. Монтессори и ее отличительные особенности
Похожие презентации:
Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71
Моя будущая профессия: юрист
Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий
Творческий проект «Планирование кухни-столовой»
Моя будущая профессия — военный
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Творческий проект «мой профессиональный выбор»
Развитие связной речи у дошкольников
Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Педагогическая система М. Монтессори и ее отличительные особенности.
L/O/G/O2. Мария Монтессори (1870-1952)
Итальянский педагог, врач.Первая женщина в Италии доктор медицинских наук
(1896). Практическую
деятельность начала в
детской психиатрической
клинике (1895-1898), где
разработала метод развития
органов чувств у умственно
отсталых детей.
3. Основная идея системы
В центре системы Монтессори стоит ребенок — независимо от его культурной,этнической, половой принадлежности, социального и психологического
статуса и пр.
Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все
педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так,
как это принято в данной культуре.
В системе Ментессори ребенку предоставляется возможность самостоятельно
двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в
каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает.
Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в
которой он движется сам
4. Главная задача воспитателя
Главная задача воспитателя — это создать активнуюразвивающую среду, в которой нет случайных
предметов и деталей. Каждый элемент такой
среды должен выполнять строго определенную
функцию. Едва ли не первое, что делает
Монтессори в своей новой школе, это раз и
навсегда выдворяет из класса «Ее Величество
Парту», которая, как она полагает, ограничивает
не только двигательную активность, но и
познавательные способности ребенка.
5. Главная форма воспитания и обучения
Самостоятельные индивидуальные занятиядетей или специально разработанный
Монтессори индивидуальный урок, основа
которого — сжатость, простота и
объективность (т.е. максимальное
сосредоточение ребенка на предмете
занятий).
6. Пять зон монтессори-класса
зона практическойжизни
математическая зона
зона сенсорного
развития
языковая зона
«космическая зона»
7. В зоне практической жизни
www.themegallery.comРебенок учится обслуживать
себя и других. Здесь можно
по-настоящему постирать
вещи в тазике и погладить
их горячим утюгом, нарезать
острым ножом овощи для
салата.
8. В зоне сенсорного развития
Ребенок различатьпредметы по
определенным признакам.
Здесь находятся
материалы, развивающие
тактильные ощущения,
зрение, слух, обоняние.
9. В математической зоне
Находится материал,который поможет
ребенку освоить
понятие количества и
о связи его с
символом, научиться
выполнять
математические
операции.
10. В языковой зоне
Ребенок учится читать.11. Зона, которую чаще всего называют «космической».
Зона, которую чаще всего называют«космической».
Здесь ребенок может
получить первые
представления об
окружающем мире, о
взаимосвязях и
взаимодействии явлений и
предметов, об истории и
культуре разных народов.
12. Недостатки педагогической системы
1Развитие левого полушария и практически
не уделяется внимание «творческому»
правому полушарию.
2
Отклоняется детское
художественное творчество, в
частности, рисование.
3
Выборочность литературы для
чтения Выборочность литературы
для чтения.
13. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо
авторитарное давление наформирующегося человека, а также
в ориентации на свободную,
самостоятельную, активную
личность!
14. Спасибо за внимание!
L/O/G/OEnglish Русский Правила
Я сам: отличительные черты методики Монтессори
Я сам: отличительные черты методики Монтессори
Основные принципы и особенности методики раннего развития Марии Монтессори.Методика раннего развития Монтессори была основана на трудах врачей-психиатров и предназначена для малышей с особенностями в развитии. И только потом метод, показавший свою эффективность в работе с особыми детьми, адаптировали для детей «обычных». Рассказываем, в чем суть программы развития и как она возникла.
Первая женщина-врач
Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии в семье высокопоставленного государственного чиновника. Девочка была единственным ребенком в семье. Ее родители (мать Марии происходила из старейшего итальянского рода Стопани) делали все, чтобы создать благоприятные условия для личностного развития дочери.
В 13 лет Мария поступила в техническую школу, куда до того момента принимали только юношей. Больше всего ей нравилось естествознание, и это, по-видимому, определило выбор профессии: Монтессори стала первой женщиной-врачом в Италии. Еще будучи студенткой и работая в университетской клинике, она наблюдала за детьми, у которых были проблемы с умственным развитием. Эти малыши были лишены не только книг и игрушек, но, что гораздо хуже, — человеческого тепла и участия. Как бы развивались эти дети, если бы оказались в иных условиях, если бы их не отвергло общество? Смогли бы они догнать в развитии своих здоровых сверстников, если бы взрослые уделяли им достаточно внимания, в котором они так нуждаются? Этими вопросами задавалась Мария Монтессори, работая с детьми с особенностями в развитии.
Монтессори считала, что слабоумие — проблема педагогическая, а не медицинская. Следовательно, и заниматься ей нужно в учебных учреждениях. В 1900 году Мария стала во главе первого в Европе учебного заведения для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническую школу.
Развитие через самостоятельность
Задержка в развитии речи была свойственна почти для всех детей в учреждении. Монтессори разработала комплекс упражнений, направленный на развитие речи через мелкую моторику. Играя в специальные игры, ученики знакомились с окружающим миром через свои сенсорные ощущения, а не через объяснение учителей. Спустя некоторое время благодаря такому методу дети обучились чтению, счету и письму раньше своих ровесников из обычных школ. Это подвигло автора методики изучить педагогику развития здорового ребенка.
В 1907 году Мария Монтессори открыла и возглавила первый Дом ребенка в Риме. Подопечные учреждения находились в нем с 9 до 16 часов. В это время они играли, пели и молились. Свою главную задачу педагоги видели в том, чтобы помочь детям всесторонне развиваться и приучить их к самостоятельности.
Дидактические материалы для занятий были составлены так, чтобы ребенок мог сам найти и исправить свои ошибки, тренировал волю и терпение, учился быть наблюдательным и активным.
Педагоги Дома ребенка не указывали на промахи воспитанников и тем самым не ущемляли их самоуважение. Как оказалось, дружелюбная атмосфера — важнейший фактор для успешного развития детей. Малыши, которых не критикуют, проявляют активный интерес к новому, с удовольствием посещают занятия. Как следствие — у детей формируется положительное социальное поведение.
Распространение в мире
В скором времени Мария Монтессори начинает делиться своей методикой с коллегами. К ней приезжают педагоги из разных стран. Наша соотечественница Юлия Фаусек открыла первый в России детский сад, в котором проводили занятия по методике Монтессори.
Самая многочисленная Монтессори-школа находится в Индии. В ней учатся 22 тысячи детей и она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что с началом Второй мировой войны Мария с сыном оказались в этой стране. И дот конца войны они, как граждане страны с фашистским режимом, не могли уехать. Так она прожила в Индии семь лет: внедрила свой метод работы с детьми со слабоумием и обучила ему более тысячи педагогов.
Сегодня в Монтессори-группах занимаются дети разных возрастов: с двух до 16 месяцев, с 16 месяцев од трех лет, с трех до шести лет.
В чем суть метода?
Метод Монтессори заключается в том, чтобы создать для ребенка условия для развития, наблюдать за ним и принимать его таким, какой он есть. Девиз метода («Помоги мне сделать это самому») отражает его суть — подвигнуть малыша к саморазвитию и самообучению.
В основе методики лежит развитие сенсорных ощущений у ребенка. Малышей учат прислушиваться к своим чувствам и различать их нюансы – вплоть до тончайших оттенков вкуса, цвета и запаха.
Знакомство с математическими понятиями в монтессори-группе происходит во время игр с геометрическими фигурами и цифрами. К обучению чтению и письму детей готовят при помощи специальной «зарядки» для губ и языка, на занятиях лепкой и штриховкой. При выполнении упражнений основной упор делается на развитие внимания.
Сама Мария Монтессори считала, что познавать мир — внутренняя потребность каждого ребенка. Все, что требуется от взрослых — создать условия для познания и, что важно, не поощрять и не наказывать ребенка. Таким образом, взрослые устанавливают порядок, а дети развиваются в этих рамках в своем темпе и исходя из своих потребностей.
Интерес и свобода
Ребенок в игровой комнате Монтессори-группы может изучить любые пособия и посмотреть игрушки. Он сам решает, чем он будет заниматься — взрослый не докучает ему своими непрошеными советами. Только если малыш сам попросит, педагог может объяснить, как приспособить методический материал для игры. Взрослый не действует за ребенка, а лишь показывает и объясняет. Так у детей формируется интерес к обучению в том объеме, в котором он сейчас в состоянии воспринять. Малыш не делает то, к чему он еще не готов.
Монтессори отмечала, что взрослые не учат детей, а только ругают их: некоторым родителям проще отчитать ребенка за разбитую чашку, чем проконтролировать, чтобы хрупкая посуда не стояла у края стола.
Во время занятий, которые, как правило, длятся три часа, малыши могут свободно передвигаться по игровой комнате. Дети, которые занимаются по системе Монтессори, обучаются новым навыкам и постепенно приобретают ощущение уверенности и независимости.
Среда обучения
Монтессори-группы оборудованы легкими столами, стульчиками и ковриками: дети могут их поднять и переставить, куда они хотят.
«Довольно часто дома, если дети пробуют заняться окружающими их предметами, не игрушками, – их тотчас же останавливают: «Не шали, не трогай!» – и этот припев повторяется постоянно, когда детские ручки приближаются к предметам домашнего обихода», – писала Мария Монтессори.
Принципы и цели методики
Основные принципы системы раннего развития Монтессори – самостоятельность, свобода в очерченных рамках, естественное физическое, психологическое и социальное развитие ребенка. До 90% времени занятий по методу Монтессори составляет самостоятельная работа детей с материалами. Это кубики, дощечки, рамки, таблички, предметы с застежками и шнуровками, игрушки и предметы быта – все это дети могут посмотреть, изучить и приспособить для игры.
Все «монтессори-материалы» распределены по тематическим зонам:
— в зоне сенсорного обучения развиваются тактильные ощущения, слух, зрение и обоняние. Здесь малыш учится сравнивать предметы по определенным признакам;
— в математической зоне ребенок знакомится с понятием количества и его связью с символом;
— навыкам письма и чтения малыш обучается в языковой зоне;
— в «космической» зоне ребенок получает знание об окружающем мире: природных явлениях, культуре и истории;
— ухаживать за собой, обслуживать себя дети учатся в «практической» зоне.
Ребенок сам решает, сколько времени он проведен в той или иной зоне и какой материал он будет использовать.
Философию методики можно выразить в трех постулатах:
— каждый ребенок уникален;
— трудолюбие и стремление к самосовершенствованию свойственны для всех детей;
— роль взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть его потенциал. Для этого нужно направлять детей в их самостоятельной деятельности, а не обучать и воспитывать.
Большую роль в развитии ребенка играет домашняя обстановка и отношения с близкими. Согласно методике Монтессори, дома тоже следует создать такую обстановку, в которой ребенок мог бы самостоятельно организовать свой досуг, поддерживать порядок в своих вещах.
Основные компоненты аутентичного Монтессори-образования
Перейти к содержанию
Откройте для себя элементы, необходимые для высокоточного внедрения Монтессори.
Найдите школу Монтессори
Монтессори-педагоги считают детей естественными и способными инициировать и продолжать обучение, руководствуясь своими интересами. Чтобы поддержать детей во время их обучения, школы Монтессори обеспечивают продуманно подготовленную, соответствующую возрасту среду, которая способствует когнитивному, социальному, эмоциональному и физическому развитию детей.
Независимо от типа школы Монтессори — например, независимая, частная или государственная/чартерная; светский или религиозный — Американское общество Монтессори признает 5 компонентов критически важными для высокоточного внедрения метода Монтессори.
Обученные Монтессори-учителя
Монтессори-учитель, имеющий соответствующую квалификацию, понимает важность обеспечения естественного развития детей. Учитель наблюдает за детьми в определенном возрастном диапазоне и знакомит их со сложными и подходящими для развития уроками и материалами, основанными на наблюдениях за уникальными интересами, способностями и социальным, эмоциональным, когнитивным и физическим развитием каждого ребенка.
Подготовленный учитель Монтессори хорошо разбирается не только в теории и философии Монтессори, но и в правильном и правильном использовании материалов Монтессори.
Чтобы приобрести эти уникальные навыки, важно, чтобы учителя Монтессори прошли обучение для того возраста, в котором они преподают. AMS признает полномочия преподавателя Монтессори, выданные AMS, Международной ассоциацией Монтессори (AMI) или любыми другими программами обучения учителей Монтессори, аккредитованными Монтессори-аккредитационным советом по педагогическому образованию (MACTE).
Разновозрастной класс
В школах Монтессори разновозрастные группы позволяют младшим детям учиться у старших и решать новые задачи посредством наблюдения. Старшие дети подкрепляют свое собственное обучение, обучая уже усвоенным понятиям, развивая при этом лидерские качества и выступая в качестве образцов для подражания.
Поскольку работа каждого учащегося индивидуальна, дети развиваются в своем собственном темпе; между веками существует сотрудничество, а не конкуренция. Такое расположение отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и склонностей.В классе Монтессори учащиеся работают вместе в разновозрастных группах, соответствующих стадиям развития, на которых основано образование Монтессори. Хотя некоторые школы могут изменить эти возрастные группы по причинам, например, постановлениям штата, лучшие практики Монтессори придерживаются следующих возрастных групп:
- Младенцы: в пределах диапазона рождения – 18 месяцев
- Малыши: в диапазоне от 15 месяцев до 3 лет
- Раннее детство: от 2,5 до 6 лет
- Младшая начальная школа: 6–9 лет
- Старшая начальная школа: 9–12 лет (или комбинированная начальная и старшая школа, 6–12 лет)
- Средняя школа: 12–15 и 15–18 лет или 12–14, 14–16 и 16–18 лет
Использование Монтессори-материалов
Отличительной чертой Монтессори-образования является практический подход к обучению и использование специально разработанных учебных материалов. Красиво и точно созданные уникальные учебные материалы Монтессори обучают одному навыку или концепции. Материалы следуют логической, соответствующей развитию прогрессии, которая позволяет ребенку развивать абстрактное понимание концепции.
Работа, ориентированная на ребенка
Монтессори-образование поддерживает детей в выборе значимой и сложной работы, которая вызывает их интерес, ведет к вовлеченности, внутренней мотивации, постоянному вниманию и чувству ответственности перед собой и другими. Эта работа, направленная на детей, поддерживается дизайном и подачей Монтессори-класса, который создан, чтобы разжечь любопытство каждого ребенка и предоставить возможность работать в спокойном, не загроможденном пространстве индивидуально или со сверстниками.
В классе Монтессори дети могут свободно передвигаться и исследовать — на самом деле, доктор Мария Монтессори, основательница движения более века назад, проектировала свои классы с учетом этого. Учителя направляют детей и удерживают их на пути к обучению, а также обеспечивают уважительную, упорядоченную и продуктивную атмосферу в классе.
Периоды непрерывной работы
В классах Монтессори продолжительный период «свободного выбора», называемый «периодом непрерывной работы», признает и учитывает индивидуальные различия в процессе обучения. В период работы у студентов есть время для выбора и выполнения различных задач и обязанностей в своем собственном темпе, без перерыва.
Рабочий цикл ребенка включает в себя выбор действия, выполнение действия до тех пор, пока оно ему интересно, очистку действия и возвращение его на полку, а затем выбор другого действия. В период работы преподаватели поддерживают и контролируют работу студентов, проводят индивидуальные занятия и занятия в малых группах. Период непрерывной работы способствует развитию координации, концентрации и самостоятельности.
Для каждого уровня программы Монтессори AMS рекомендует следующие периоды непрерывной работы:
- Младенцы и малыши: минимум 2-часовой рабочий цикл в день. Временной блок позволяет взрослым принимать пищу, перекусывать, соблюдать правила гигиены и дремать/отдыхать.
- Раннее детство: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
- Начальный уровень: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
- Среднее образование: минимум 2-часовой рабочий цикл по основным учебным предметам (математика, английский язык, история или гуманитарные науки, естественные науки и дополнительные мировые языки).
Поддержите своего ребенка
Найдите школу Монтессори
AMS рекомендует
Узнать больше
Разговор с Соней Манзано: «Мария» из «Улицы Сезам»
Узнать больше
Руководство вместо дисциплины: мысли для родителей
Узнать больше
План Монтессори сделать мир более красивым
Узнать больше
Сегодняшние бабушка и дедушка
Характеристики Монтессори — Детский дом Монтессори
Основана в 1976 году
Монтессори-образование представляет собой единое целое, и его нельзя полностью понять, разбив его на составные части, никакой список элементов не может полностью описать философию Монтессори. Однако этот список может дать общую картину Монтессори-образования.
Десять основных характеристик:
1.) Разновозрастные классы
Все программы Монтессори рассчитаны на разновозрастные группы детей. Единых оценок нет; скорее, разновозрастные группы применяются во всех аутентичных классах Монтессори. Доктор Мария Монтессори заметила, что дети лучше всего учатся в разновозрастных классах, в то же время развивая уникальный человеческий социальный опыт.
2.) Подготовленная среда
Подготовленная среда – это термин Монтессори для тщательно подготовленной и организованной среды для детей. Он специально организован с логическими группами материалов, последовательно расположенных слева направо. Каждая из этих групп представляет собой специализированную тематическую область, такую как словесность, математика или другие подобные учебные предметы. Комната или окружение оборудованы полками для хранения и организации материалов, детской мебелью и множеством интересных рабочих мест для детей. Там может не быть учительского стола или места, только специально отведенный стул.
3.) Монтессори-материалы
Монтессори-материалы представляют собой набор научно разработанных устройств для практического обучения. Материалы для маленьких детей обычно изготавливаются из твердых пород дерева или металла. Каждый из специализированных материалов уникален для Монтессори и разработан с определенной целью. Эти материалы отличаются от обычных материалов, используемых в обычных детских садах и детских садах.
4.) Повторение
Повторение не только разрешено в системе Монтессори, но и поощряется. В Монтессори-школе это означает, что ребенок может продолжать работать с материалом до тех пор, пока он этого хочет.
5.) Передвижение
Дети могут передвигаться по классу, если это движение служит обучению и образованию. Вся работа в классе Монтессори должна включать целенаправленное движение.
6.) Свобода выбора
Дети должны иметь свободу выбора места для сидения, выбора работы, партнеров по работе и времени. В школах Монтессори свобода влечет за собой ответственность. В результате дети несут ответственность за последствия своего выбора.
7.) Независимость
Развитие независимости рассматривается как основная ценность Монтессори-образования. Начиная с самых маленьких детей, существует область учебной программы, называемая практической жизнью, главной целью которой является рост и независимость. Для маленького ребенка это может означать научиться завязывать шнурки или наливать жидкости. Для детей постарше это включает в себя управление деньгами и путешествия в другие страны.
8.) Уважение
Метод Монтессори основан на глубоком уважении к человечеству и людям на всех стадиях развития. Монтессори предложила понимание того, что детей слишком часто не уважают, что указывает на базовое предубеждение по отношению к детям со стороны
некоторые взрослые. Уникальные духовные потребности детей требуют заботливого любящего взрослого, который может проявлять уважение к ребенку и детству.
9.) Взгляд Монтессори на ребенка
Монтессори считала детей играющими особую роль или значение как для человечества, так и для общества. Кроме того, состояние детства является определяющим для каждого человека. Дети создают взрослых, которыми они становятся. «Мы не можем своими усилиями создать
человек. Это задача самого ребенка, и это важнейшая сторона всего воспитательного вопроса: то, что делает сам ребенок своими силами, а не то, что может сделать за него взрослый человек». (Доктор Мария Монтессори)
Монтессори также считала детей хранителями культуры и утверждала, что без детей у нас не было бы ни цивилизации, ни культуры. Таким образом, становится критически важным, чтобы предоставляемое им образование было богатым на культуру, чтобы дать возможность продвигать его вперед.
10.) Обученный взрослый
Монтессори-взрослый – это дизайнер среды, наблюдатель, ведущий, образец для подражания, ресурс и фасилитатор. Он или она создает подготовленную среду Монтессори-класса, которая включает в себя учебные материалы и представление каждой учебной программы.