Отличительные признаки педагогика марии монтессори: Педагогическая система М. Монтессори и ее отличительные особенности

Содержание

Педагогическая система М. Монтессори и ее отличительные особенности

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия — военный

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Творческий проект «мой профессиональный выбор»

Развитие связной речи у дошкольников

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Педагогическая система М. Монтессори и ее отличительные особенности.

L/O/G/O

2. Мария Монтессори (1870-1952)

Итальянский педагог, врач.
Первая женщина в Италии доктор медицинских наук
(1896). Практическую
деятельность начала в
детской психиатрической
клинике (1895-1898), где
разработала метод развития
органов чувств у умственно
отсталых детей.

3. Основная идея системы

В центре системы Монтессори стоит ребенок — независимо от его культурной,
этнической, половой принадлежности, социального и психологического
статуса и пр.
Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все
педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так,
как это принято в данной культуре.
В системе Ментессори ребенку предоставляется возможность самостоятельно
двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в
каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает.
Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в
которой он движется сам

4. Главная задача воспитателя

Главная задача воспитателя — это создать активную
развивающую среду, в которой нет случайных
предметов и деталей. Каждый элемент такой
среды должен выполнять строго определенную
функцию. Едва ли не первое, что делает
Монтессори в своей новой школе, это раз и
навсегда выдворяет из класса «Ее Величество
Парту», которая, как она полагает, ограничивает
не только двигательную активность, но и
познавательные способности ребенка.

5. Главная форма воспитания и обучения

Самостоятельные индивидуальные занятия
детей или специально разработанный
Монтессори индивидуальный урок, основа
которого — сжатость, простота и
объективность (т.е. максимальное
сосредоточение ребенка на предмете
занятий).

6. Пять зон монтессори-класса

зона практической
жизни
математическая зона
зона сенсорного
развития
языковая зона
«космическая зона»

7. В зоне практической жизни

www.themegallery.com
Ребенок учится обслуживать
себя и других. Здесь можно
по-настоящему постирать
вещи в тазике и погладить
их горячим утюгом, нарезать
острым ножом овощи для
салата.

8. В зоне сенсорного развития

Ребенок различать
предметы по
определенным признакам.
Здесь находятся
материалы, развивающие
тактильные ощущения,
зрение, слух, обоняние.

9. В математической зоне

Находится материал,
который поможет
ребенку освоить
понятие количества и
о связи его с
символом, научиться
выполнять
математические
операции.

10. В языковой зоне

Ребенок учится читать.

11. Зона, которую чаще всего называют «космической».

Зона, которую чаще всего называют
«космической».
Здесь ребенок может
получить первые
представления об
окружающем мире, о
взаимосвязях и
взаимодействии явлений и
предметов, об истории и
культуре разных народов.

12. Недостатки педагогической системы

1
Развитие левого полушария и практически
не уделяется внимание «творческому»
правому полушарию.
2
Отклоняется детское
художественное творчество, в
частности, рисование.
3
Выборочность литературы для
чтения Выборочность литературы
для чтения.

13. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо

авторитарное давление на
формирующегося человека, а также
в ориентации на свободную,
самостоятельную, активную
личность!

14. Спасибо за внимание!

L/O/G/O

English     Русский Правила

Я сам: отличительные черты методики Монтессори

Я сам: отличительные черты методики Монтессори

Основные принципы и особенности методики раннего развития Марии Монтессори.

Методика раннего развития Монтессори была основана на трудах врачей-психиатров и предназначена для малышей с особенностями в развитии. И только потом метод, показавший свою эффективность в работе с особыми детьми, адаптировали для детей «обычных». Рассказываем, в чем суть программы развития и как она возникла.

 

 

Первая женщина-врач

 

Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии в семье высокопоставленного государственного чиновника. Девочка была единственным ребенком в семье. Ее родители (мать Марии происходила из старейшего итальянского рода Стопани) делали все, чтобы создать благоприятные условия для личностного развития дочери.

 

В 13 лет Мария поступила в техническую школу, куда до того момента принимали только юношей. Больше всего ей нравилось естествознание, и это, по-видимому, определило выбор профессии: Монтессори стала первой женщиной-врачом в Италии. Еще будучи студенткой и работая в университетской клинике, она наблюдала за детьми, у которых были проблемы с умственным развитием. Эти малыши были лишены не только книг и игрушек, но, что гораздо хуже, — человеческого тепла и участия. Как бы развивались эти дети, если бы оказались в иных условиях, если бы их не отвергло общество? Смогли бы они догнать в развитии своих здоровых сверстников, если бы взрослые уделяли им достаточно внимания, в котором они так нуждаются? Этими вопросами задавалась Мария Монтессори, работая с детьми с особенностями в развитии.

 

Монтессори считала, что слабоумие — проблема педагогическая, а не медицинская. Следовательно, и заниматься ей нужно в учебных учреждениях. В 1900 году Мария стала во главе первого в Европе учебного заведения для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническую школу.

 

 

Развитие через самостоятельность

 

Задержка в развитии речи была свойственна почти для всех детей в учреждении. Монтессори разработала комплекс упражнений, направленный на развитие речи через мелкую моторику. Играя в специальные игры, ученики знакомились с окружающим миром через свои сенсорные ощущения, а не через объяснение учителей. Спустя некоторое время благодаря такому методу дети обучились чтению, счету и письму раньше своих ровесников из обычных школ. Это подвигло автора методики изучить педагогику развития здорового ребенка.

 

В 1907 году Мария Монтессори открыла и возглавила первый Дом ребенка в Риме. Подопечные учреждения находились в нем с 9 до 16 часов. В это время они играли, пели и молились. Свою главную задачу педагоги видели в том, чтобы помочь детям всесторонне развиваться и приучить их к самостоятельности.

 

Дидактические материалы для занятий были составлены так, чтобы ребенок мог сам найти и исправить свои ошибки, тренировал волю и терпение, учился быть наблюдательным и активным.

 

Педагоги Дома ребенка не указывали на промахи воспитанников и тем самым не ущемляли их самоуважение. Как оказалось, дружелюбная атмосфера — важнейший фактор для успешного развития детей. Малыши, которых не критикуют, проявляют активный интерес к новому, с удовольствием посещают занятия. Как следствие — у детей формируется положительное социальное поведение.

 

 

Распространение в мире

 

В скором времени Мария Монтессори начинает делиться своей методикой с коллегами. К ней приезжают педагоги из разных стран. Наша соотечественница Юлия Фаусек открыла первый в России детский сад, в котором проводили занятия по методике Монтессори.

 

Самая многочисленная Монтессори-школа находится в Индии. В ней учатся 22 тысячи детей и она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что с началом Второй мировой войны Мария с сыном оказались в этой стране. И дот конца войны они, как граждане страны с фашистским режимом, не могли уехать. Так она прожила в Индии семь лет: внедрила свой метод работы с детьми со слабоумием и обучила ему более тысячи педагогов.

 

Сегодня в Монтессори-группах занимаются дети разных возрастов: с двух до 16 месяцев, с 16 месяцев од трех лет, с трех до шести лет.

 

 

В чем суть метода?

 

Метод Монтессори заключается в том, чтобы создать для ребенка условия для развития, наблюдать за ним и принимать его таким, какой он есть. Девиз метода («Помоги мне сделать это самому») отражает его суть — подвигнуть малыша к саморазвитию и самообучению.

 

В основе методики лежит развитие сенсорных ощущений у ребенка. Малышей учат прислушиваться к своим чувствам и различать их нюансы – вплоть до тончайших оттенков вкуса, цвета и запаха.

 

Знакомство с математическими понятиями в монтессори-группе происходит во время игр с геометрическими фигурами и цифрами. К обучению чтению и письму детей готовят при помощи специальной «зарядки» для губ и языка, на занятиях лепкой и штриховкой. При выполнении упражнений основной упор делается на развитие внимания.

 

 

Сама Мария Монтессори считала, что познавать мир — внутренняя потребность каждого ребенка. Все, что требуется от взрослых — создать условия для познания и, что важно, не поощрять и не наказывать ребенка. Таким образом, взрослые устанавливают порядок, а дети развиваются в этих рамках в своем темпе и исходя из своих потребностей.

 

 

Интерес и свобода

 

Ребенок в игровой комнате Монтессори-группы может изучить любые пособия и посмотреть игрушки. Он сам решает, чем он будет заниматься — взрослый не докучает ему своими непрошеными советами. Только если малыш сам попросит, педагог может объяснить, как приспособить методический материал для игры. Взрослый не действует за ребенка, а лишь показывает и объясняет. Так у детей формируется интерес к обучению в том объеме, в котором он сейчас в состоянии воспринять. Малыш не делает то, к чему он еще не готов.

 

Монтессори отмечала, что взрослые не учат детей, а только ругают их: некоторым родителям проще отчитать ребенка за разбитую чашку, чем проконтролировать, чтобы хрупкая посуда не стояла у края стола.

 

Во время занятий, которые, как правило, длятся три часа, малыши могут свободно передвигаться по игровой комнате. Дети, которые занимаются по системе Монтессори, обучаются новым навыкам и постепенно приобретают ощущение уверенности и независимости.

 

 

Среда обучения

 

Монтессори-группы оборудованы легкими столами, стульчиками и ковриками: дети могут их поднять и переставить, куда они хотят.

 

«Довольно часто дома, если дети пробуют заняться окружающими их предметами, не игрушками, – их тотчас же останавливают: «Не шали, не трогай!» – и этот припев повторяется постоянно, когда детские ручки приближаются к предметам домашнего обихода», – писала Мария Монтессори.

 

 

Принципы и цели методики

 

Основные принципы системы раннего развития Монтессори – самостоятельность, свобода в очерченных рамках, естественное физическое, психологическое и социальное развитие ребенка. До 90% времени занятий по методу Монтессори составляет самостоятельная работа детей с материалами. Это кубики, дощечки, рамки, таблички, предметы с застежками и шнуровками, игрушки и предметы быта – все это дети могут посмотреть, изучить и приспособить для игры.

 

 

Все «монтессори-материалы» распределены по тематическим зонам:

 

в зоне сенсорного обучения развиваются тактильные ощущения, слух, зрение и обоняние. Здесь малыш учится сравнивать предметы по определенным признакам;

в математической зоне ребенок знакомится с понятием количества и его связью с символом;

— навыкам письма и чтения малыш обучается в языковой зоне;

в «космической» зоне ребенок получает знание об окружающем мире: природных явлениях, культуре и истории;

— ухаживать за собой, обслуживать себя дети учатся в «практической» зоне.

 

Ребенок сам решает, сколько времени он проведен в той или иной зоне и какой материал он будет использовать.

 

 

Философию методики можно выразить в трех постулатах:

 

— каждый ребенок уникален;

— трудолюбие и стремление к самосовершенствованию свойственны для всех детей;

— роль взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть его потенциал. Для этого нужно направлять детей в их самостоятельной деятельности, а не обучать и воспитывать.

 

Большую роль в развитии ребенка играет домашняя обстановка и отношения с близкими. Согласно методике Монтессори, дома тоже следует создать такую обстановку, в которой ребенок мог бы самостоятельно организовать свой досуг, поддерживать порядок в своих вещах.

Основные компоненты аутентичного Монтессори-образования

Перейти к содержанию

Откройте для себя элементы, необходимые для высокоточного внедрения Монтессори.

Найдите школу Монтессори

Монтессори-педагоги считают детей естественными и способными инициировать и продолжать обучение, руководствуясь своими интересами. Чтобы поддержать детей во время их обучения, школы Монтессори обеспечивают продуманно подготовленную, соответствующую возрасту среду, которая способствует когнитивному, социальному, эмоциональному и физическому развитию детей.

Независимо от типа школы Монтессори — например, независимая, частная или государственная/чартерная; светский или религиозный — Американское общество Монтессори признает 5 компонентов критически важными для высокоточного внедрения метода Монтессори.

Обученные Монтессори-учителя

Монтессори-учитель, имеющий соответствующую квалификацию, понимает важность обеспечения естественного развития детей. Учитель наблюдает за детьми в определенном возрастном диапазоне и знакомит их со сложными и подходящими для развития уроками и материалами, основанными на наблюдениях за уникальными интересами, способностями и социальным, эмоциональным, когнитивным и физическим развитием каждого ребенка.

Подготовленный учитель Монтессори хорошо разбирается не только в теории и философии Монтессори, но и в правильном и правильном использовании материалов Монтессори.

У них есть навыки наблюдения, чтобы направлять и бросать вызов своим ученикам, прочная основа человеческого роста и развития, а также лидерские качества, необходимые для создания благоприятной среды, которая физически и психологически поддерживает обучение.

Чтобы приобрести эти уникальные навыки, важно, чтобы учителя Монтессори прошли обучение для того возраста, в котором они преподают. AMS признает полномочия преподавателя Монтессори, выданные AMS, Международной ассоциацией Монтессори (AMI) или любыми другими программами обучения учителей Монтессори, аккредитованными Монтессори-аккредитационным советом по педагогическому образованию (MACTE).

Разновозрастной класс

В школах Монтессори разновозрастные группы позволяют младшим детям учиться у старших и решать новые задачи посредством наблюдения. Старшие дети подкрепляют свое собственное обучение, обучая уже усвоенным понятиям, развивая при этом лидерские качества и выступая в качестве образцов для подражания.

Поскольку работа каждого учащегося индивидуальна, дети развиваются в своем собственном темпе; между веками существует сотрудничество, а не конкуренция. Такое расположение отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и склонностей.

В классе Монтессори учащиеся работают вместе в разновозрастных группах, соответствующих стадиям развития, на которых основано образование Монтессори. Хотя некоторые школы могут изменить эти возрастные группы по причинам, например, постановлениям штата, лучшие практики Монтессори придерживаются следующих возрастных групп:

  • Младенцы: в пределах диапазона рождения – 18 месяцев
  • Малыши: в диапазоне от 15 месяцев до 3 лет
  • Раннее детство: от 2,5 до 6 лет
  • Младшая начальная школа: 6–9 лет
  • Старшая начальная школа: 9–12 лет (или комбинированная начальная и старшая школа, 6–12 лет)
  • Средняя школа: 12–15 и 15–18 лет или 12–14, 14–16 и 16–18 лет

Использование Монтессори-материалов

Отличительной чертой Монтессори-образования является практический подход к обучению и использование специально разработанных учебных материалов. Красиво и точно созданные уникальные учебные материалы Монтессори обучают одному навыку или концепции. Материалы следуют логической, соответствующей развитию прогрессии, которая позволяет ребенку развивать абстрактное понимание концепции.

Работа, ориентированная на ребенка

Монтессори-образование поддерживает детей в выборе значимой и сложной работы, которая вызывает их интерес, ведет к вовлеченности, внутренней мотивации, постоянному вниманию и чувству ответственности перед собой и другими. Эта работа, направленная на детей, поддерживается дизайном и подачей Монтессори-класса, который создан, чтобы разжечь любопытство каждого ребенка и предоставить возможность работать в спокойном, не загроможденном пространстве индивидуально или со сверстниками.

В классе Монтессори дети могут свободно передвигаться и исследовать — на самом деле, доктор Мария Монтессори, основательница движения более века назад, проектировала свои классы с учетом этого. Учителя направляют детей и удерживают их на пути к обучению, а также обеспечивают уважительную, упорядоченную и продуктивную атмосферу в классе.

Периоды непрерывной работы

В классах Монтессори продолжительный период «свободного выбора», называемый «периодом непрерывной работы», признает и учитывает индивидуальные различия в процессе обучения. В период работы у студентов есть время для выбора и выполнения различных задач и обязанностей в своем собственном темпе, без перерыва.

Рабочий цикл ребенка включает в себя выбор действия, выполнение действия до тех пор, пока оно ему интересно, очистку действия и возвращение его на полку, а затем выбор другого действия. В период работы преподаватели поддерживают и контролируют работу студентов, проводят индивидуальные занятия и занятия в малых группах. Период непрерывной работы способствует развитию координации, концентрации и самостоятельности.

Для каждого уровня программы Монтессори AMS рекомендует следующие периоды непрерывной работы:

  • Младенцы и малыши: минимум 2-часовой рабочий цикл в день. Временной блок позволяет взрослым принимать пищу, перекусывать, соблюдать правила гигиены и дремать/отдыхать.
  • Раннее детство: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
  • Начальный уровень: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
  • Среднее образование: минимум 2-часовой рабочий цикл по основным учебным предметам (математика, английский язык, история или гуманитарные науки, естественные науки и дополнительные мировые языки).

Поддержите своего ребенка

Найдите школу Монтессори