Отличия научной психологии и житейской психологии: Житейская и научная психология — Психологос

Содержание

Житейская и научная психология — Психологос

 

Фильм «Лекции в МГУ»

Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется.

Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом. 

Конкретность — обобщенность

Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. 

 

Фильм «Формула любви»

Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.

Дети — профессора психологии, с мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но за рамками своей семьи дети, как правило, наивны и беспомощны. Их знания так далеко не распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется.

Интуитивность — продуманность

​​​​​​​​​​​​​​Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления.

Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых. Опыт богатейший, он есть у каждого, но словесно его изложить может мало кто.

Научные психологические знания — продуманы, рациональны, вполне осознанны.

Культурный уровень

Культурный уровень научного знания и научных понятий, как правило, более высок. Житейские психологические знания основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и нередко ничем не отличаются от суеверий.

Основания, откуда взяли?

Любители желтой прессы редко задаются вопросом, на чем основаны те или иные суждения. Например,

  • В рекламе используется «эффект 25 кадра»↑
  • Контролировать свои эмоции вредно↑
  • «All you need is love!» и так далее —

Подобные суждения подаются уверенно и якобы убедительно. Яркость и новизна суждения, близость к привычным точкам зрения чаще оказываются более важными обстоятельствами, нежели подтверждающие или опровергающие суждения факты.

Подвержены ли моде, слухам, страхам и настроениям научные знания? В области точных наук — в малой степени, в области психологии — к сожалению, да. Неофициальный запрет на слово «формирование», сложившийся в психологии в последние десятилетия, едва ли имеет под собой какие-либо объективные, научные основания. Тем не менее и в области психологии научные суждения более обоснованы, чем житейские понятия, и с развитием психологической культуры постепенно все более приближаются к высоким стандартам науки.

Распространенные в психологическом сообществе убеждения, не имеющие серьезной доказательной базы:

  • Родовое проклятие можно снять, искренне попросив прощение у умершего.
  • Без материнской любви не может сформироваться полноценная личность.
  • Потеря близкого человека — это тяжелая психотравма.
  • Последствия детских психотравм дают о себе знать в течение всей последующей жизни↑
  • Поведенческая терапия менее эффективна, чем терапия глубинная↑.
Негатив и безответственность — определенность, ответственность

Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии — негативизм и безответственность. Типовые образцы негативных и безответственных верований житейской психологии:

  • Как Новый год проведешь, так год и сложится!
  • Понедельник — день тяжелый.
  • Утро добрым не бывает↑.
  • Каждый думает только о себе↑.
  • Тренинги никому не помогают↑.
  • Все болезни — от нервов.

Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, стремятся быть более определенными и ответственными в своих формулировках.

Методы проверки

Житейские знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.

Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Общая психология развивается через разработку специальных отраслей психологии, и именно это является основным Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Житейская психология такого метода лишена.

Позиция научного психолога в отношении житейской психологии

Какова же должна быть позиция научного психолога по отношению к носителям житейской психологии? Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Нужно чутко откликаться на запросы, идущие от жизни, и стремиться к тому, чтобы научные разработки входили в жизнь, повышали психологическую культуру людей, формировали более здоровую и позитивную житейскую психологию. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом, а если быть точнее — психологом практическим.

 

1.2. Различия житейской и научной психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого человека имеется запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понятьдругого,повлиятьна его поведение,предсказатьего поступки, учесть его индивидуальные особенности,помочьему и т. п.

Вместе с тем житейские психологические знания существенно отличаются от научных. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает следующие отличия житейской и научной психологии:

1. Житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология, как и всякая наука, стремится кобобщениям

. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за частностями позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Одной из существенных особенностей научных психологических понятий является то, что они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2.Житейские психологические знания носят

интуитивныйхарактер. В отличие от этого научные психологические знаниярациональныи вполнеосознанны.

3. Способпередачи знаний ивозможность их передачи.В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

4.Методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. Житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляетсяэксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.

Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

5. Научная психология состоит в том, что она располагает обширным и разнообразным фактическим материалом,недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Современная психология имеет множество связей, как с гуманитарными, так и с естественными науками.

Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, и сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции, как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как личностный смысл и цели жизни, моральные ценности и др.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (опрос и анкетирование).

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Психология активно использует методы математической статистики для обработки данных, полученных в экспериментальных исследованиях.

Современная психология включает в себя множество отраслей.

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л.Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки.

Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки — возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости.

Дифференциальная психология — отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп.

Наиболее обширная классификация отраслей современной психологии имеет в своем основании деятельность. На данном этапе насчитывается более ста отраслей психологии, выделенных на этом основании. Прикладные вопросы, связанные с выполнением профессиональных задач решаются юридической, инженерной психологией, психологией спорта, психологией рекламы.

Является ли психология наукой?

Наука использует эмпирический подход. Эмпиризм (основанный Джоном Локком) утверждает, что единственный источник знания исходит от наших органов чувств, например, зрения, слуха и т. д. логический аргумент (известный как рационализм). Таким образом, эмпиризм — это точка зрения, согласно которой все знания основаны на опыте или могут исходить из него.

Приобретая знания через опыт, эмпирический подход быстро превратился в научный подход и оказал большое влияние на развитие физики и химии в 17 и 18 веках.

Идея о том, что знание должно быть получено на основе опыта, т. е. эмпирическим путем, превратилась в метод исследования, в котором используются тщательное наблюдение и эксперименты для сбора фактов и доказательств.

Природа научного исследования может быть представлена ​​на двух уровнях:

1. Теория и обоснование гипотез.

2. И актуальные эмпирические методы исследования (т. е. эксперименты, наблюдения)

Основным эмпирическим методом исследования в науке является эксперимент.

Ключевыми особенностями эксперимента являются контроль над переменными (независимыми, зависимыми и посторонними), тщательное, объективное измерение и установление причинно-следственных связей.

Содержание

Основные характеристики

Эмпирические данные

  • Относится к данным, полученным путем прямого наблюдения или эксперимента.
  • Эмпирические данные не опираются на аргументы или убеждения.
  • Вместо этого эксперименты и наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются, чтобы другие исследователи могли повторить и попытаться проверить работу.

Объективность

  • Исследователи должны оставаться свободными при обучении; они должны стараться оставаться беспристрастными в своих расследованиях. То есть, Исследователи не подвержены влиянию личных чувств и переживаний.
  • Объективность означает, что все источники предвзятости сведены к минимуму и что личные или субъективные идеи устранены. Занятия наукой предполагают, что факты будут говорить сами за себя, даже если они отличаются от того, на что рассчитывал исследователь.

Контроль

  • Необходимо контролировать все внешние переменные, чтобы можно было установить причину (IV) и следствие (DV).

Проверка гипотез

  • Например, заявление, сделанное в начале исследования, которое служит предсказанием и выводится из теории. Существуют различные типы гипотез (нулевые и альтернативные), которые необходимо сформулировать в форме, которую можно проверить (т. е. операционализованной и однозначной).

Репликация

  • Это относится к тому, можно ли повторить конкретный метод и результаты с разными/одними и теми же людьми и/или в разных случаях, чтобы увидеть, будут ли результаты схожими.
  • Если сообщается о впечатляющем открытии, которое не может быть воспроизведено другими учеными, оно не будет принято.
  • Если мы снова и снова получаем одни и те же результаты при одних и тех же условиях, мы можем быть уверены в их точности вне всяких разумных сомнений.
  • Это дает нам уверенность в том, что результаты надежны и могут быть использованы для создания свода знаний или теории, что жизненно важно для создания научной теории.

Предсказуемость

  • Мы должны стремиться предсказывать будущее поведение на основе результатов нашего исследования.

Научный процесс

До двадцатого века наука в основном использовала принципы индукции, делая открытия о мире посредством точных наблюдений и формулируя теории на основе наблюдаемых закономерностей.

Законы Ньютона тому пример. Он наблюдал за поведением физических объектов (например, яблок) и выводил законы, объясняющие то, что он наблюдал.

Научный процесс теперь основан на гипотетико-дедуктивной модели, предложенной Карлом Поппером (1935). Поппер предположил, что теории/законы о мире должны стоять на первом месте, и их следует использовать для создания ожиданий/гипотез, которые могут быть опровергнуты наблюдениями и экспериментами.

Как указывал Поппер, фальсификация — единственный способ быть уверенным: «Никакое количество наблюдений за белыми лебедями не позволяет сделать вывод, что все лебеди белые, но наблюдения за одним черным лебедем достаточно, чтобы опровергнуть этот вывод».

Дарвиновская теория эволюции тому пример. Он сформулировал теорию и проверил ее положения, наблюдая за животными в природе. Он специально стремился собрать данные, чтобы доказать/опровергнуть свою теорию.

Томас Кун утверждал, что наука не развивается постепенно к истине, у науки есть парадигма, которая остается неизменной до тех пор, пока не произойдет сдвиг парадигмы, когда существующие теории не могут объяснить какое-то явление, и кто-то предлагает новую теорию. Наука имеет тенденцию проходить через эти сдвиги; поэтому психология не является наукой, поскольку у нее нет согласованной парадигмы.

Существует множество противоречивых подходов, а предмет психологии настолько разнообразен; поэтому у исследователей разных областей мало общего.

Психология — действительно очень новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет или около того. Однако его можно проследить до Древней Греции, 400 – 500 лет до н.э. Акцент был сделан на философию, когда великие мыслители, такие как Сократ, оказали влияние на Платона, который, в свою очередь, повлиял на Аристотеля.

Платон утверждал, что существует четкое различие между телом и душой, очень твердо верил во влияние индивидуальных различий на поведение и сыграл ключевую роль в разработке понятия «психического здоровья», полагая, что разум нуждается в стимуляции с помощью искусства. чтобы сохранить его в живых.

Аристотель твердо верил в то, что тело сильно влияет на разум — можно сказать, что он был одним из первых биопсихологов.

Психология как наука занимала «второе место» до Декарта (1596 – 1650) писал в XVII в. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что именно оно отделяет нас от животных.

Однако он верил, что наши тела могут влиять на наше сознание и что начало этих взаимодействий было в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, вероятно, НЕ так!

Из этой влиятельной работы возникли другие важные философии психологии, в том числе работы Спинозы (1632–1677) и Лейбница (1646–1716). Но единой, научной, единой психологии как отдельной дисциплины еще не было (можно, конечно, возразить, что до сих пор нет!).

На вопрос «Кто является родоначальником психологии?» многие отвечают: «Фрейд». Так это или нет, можно обсуждать, но если бы мы спросили, кто является родоначальником экспериментальной психологии, вряд ли кто-то ответил бы точно так же. Так откуда же взялась современная экспериментальная психология и почему?

Психологии потребовалось так много времени, чтобы стать научной дисциплиной, потому что ей нужно было время для консолидации. Понять поведение, мысли и чувства нелегко, что может объяснить, почему в период между древнегреческими временами и 16-м веком это в значительной степени игнорировалось.

Но, устав от долгих лет спекуляций, теорий и споров, а также принимая во внимание призыв Аристотеля к научным исследованиям в поддержку теории, психология как научная дисциплина начала формироваться в конце 1800-х годов.

Вильгельм Вундт создал первую психологическую лабораторию в 1879 году. Интроспекция использовалась, но систематически (т.е. методологически). Это было действительно то место, с которого можно было начать думать о том, как использовать научные методы для исследования поведения.

Классическим движением в психологии, принявшим эти стратегии, были бихевиористы, которые были известны тем, что полагались на контролируемые лабораторные эксперименты и отвергали любые невидимые или подсознательные силы как причины поведения. Позже когнитивные психологи тоже переняли этот строгий (т. е. тщательный) научный подход, основанный на лабораторных данных.

Психологические подходы

Психоанализ обладает большой объяснительной силой и пониманием поведения. Тем не менее, его обвиняют в том, что он объясняет поведение только после события, не предсказывает заранее, что произойдет, и не поддается фальсификации.

Некоторые утверждают, что психоанализ приблизился к статусу скорее религии, чем науки. Тем не менее, не только ее обвиняют в нефальсифицируемости (эволюционная теория тоже — почему все так, а не иначе? Потому что она так развилась!), и подобно теориям, которые трудно опровергнуть, — существует вероятность того, что она на самом деле прав.

Клайн (1984) утверждает, что психоаналитическую теорию можно разбить на проверяемые гипотезы и проверить научно. Например, Scodel (1957) постулировал, что орально зависимые мужчины предпочли бы большую грудь (положительная корреляция), но на самом деле обнаружил обратное (отрицательная корреляция).

Хотя теория Фрейда может быть использована для объяснения этого вывода (через формирование реакции — субъект демонстрирует прямо противоположные своим бессознательным импульсам!), Клайн, тем не менее, указал, что теория была бы опровергнута отсутствием значимой корреляции.

Бихевиоризм имеет скупые (т. е. экономические / экономные) теории обучения, использующие несколько простых принципов (подкрепление, формирование поведения, обобщение и т. д.) для объяснения широкого спектра поведения от овладения языком до нравственного развития.

Он выдвигал смелые, точные и неопровержимые гипотезы (такие как закон эффекта Торндайка) и обладал твердым ядром центральных допущений, таких как детерминизм от окружающей среды (только когда это допущение столкнулось с подавляющей критикой со стороны теоретиков познания и этологии, бихевиористская парадигма/модель была свергнута).

Бихевиористы твердо верили в научные принципы детерминизма и упорядоченности. Таким образом, они пришли к довольно последовательным предсказаниям того, когда животное может отреагировать (хотя они признали, что идеальное предсказание для любого человека невозможно).

Бихевиористы использовали свои прогнозы для управления поведением как животных (голуби, обученные обнаруживать спасательные жилеты), так и людей (поведенческая терапия), и действительно Скиннер в своей книге «Уолден Два» (1948) описал общество, управляемое в соответствии с бихевиористскими принципами. .

Когнитивная психология – применяет научный подход к ненаблюдаемым психическим процессам путем разработки точных моделей и проведения экспериментов над поведением для их подтверждения или опровержения.

Полное понимание, предсказание и контроль в психологии, вероятно, недостижимы из-за огромной сложности внешних, психических и биологических влияний даже на самое простое поведение (т. е. невозможно контролировать все посторонние переменные).

Таким образом, вы увидите, что нет простого ответа на вопрос «является ли психология наукой?». Но многие подходы психологии действительно отвечают принятым требованиям научного метода, тогда как другие кажутся в этом отношении более сомнительными.

Альтернативы

Однако некоторые психологи утверждают, что психология не должна быть наукой. Существуют альтернативы эмпиризму, такие как рациональное исследование, аргументация и вера.

Гуманистический подход (еще одна альтернатива) ценит частный, субъективный сознательный опыт и выступает за отказ от науки.

Гуманистический подход утверждает, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и субъективное понимание мира. Из-за этого Карл Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию научной лаборатории для исследования поведения как человека, так и других животных.

Субъективное восприятие мира человеком является важным и влиятельным фактором его поведения. Только взглянув на мир с точки зрения отдельных людей, мы можем действительно понять, почему они ведут себя так, а не иначе. Именно на это направлен гуманистический подход.

Гуманизм — это психологическая точка зрения, которая делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, совершающего поведение. Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с его внутренними переживаниями и представлением о себе.

Гуманистический подход в психологии сознательно отступает от научной точки зрения, отказываясь от детерминизма в пользу свободы воли, стремясь прийти к уникальному и глубокому пониманию. Гуманистический подход не имеет упорядоченного набора теорий (хотя у него есть некоторые основные предположения). Ему неинтересно предсказывать и контролировать поведение людей — это могут и должны делать только сами люди.

Миллер (1969) в «Психологии как средстве повышения благосостояния человека» критикует контролирующий взгляд на психологию, предполагая, что понимание должно быть главной целью субъекта как науки, поскольку он спрашивает, кто будет осуществлять контроль и чья интересы будут обслуживаться этим?

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, поскольку считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

Представления о поведении, основанные на здравом смысле

В некотором смысле каждый является психологом. Это не означает, что все были формально обучены изучению и обучению психологии. У людей есть здравомыслящие взгляды на мир, на других людей и на самих себя. Эти взгляды здравого смысла могут исходить из личного опыта, воспитания в детстве, культуры и т. д.

Люди имеют здравомыслящие представления о причинах своего поведения и поведения других людей, о личностных качествах, которыми они и другие люди обладают, о том, что должны делать другие люди, о том, как воспитывать своих детей, и о многих других аспектах психологии.

Неформальные психологи приобретают знания здравого смысла довольно субъективным (т. е. ненадежным) и анекдотичным путем. Представления о людях, основанные на здравом смысле, редко основываются на систематических (т.

Расовые или религиозные предрассудки могут отражать то, что кажется здравым смыслом в группе людей. Однако предвзятые убеждения редко противоречат тому, что на самом деле имеет место.

Здравый смысл — это то, что каждый использует в своей повседневной жизни, направляет решения и влияет на то, как мы взаимодействуем друг с другом.

Но поскольку он не основан на систематических доказательствах или получен из научных исследований, он может ввести в заблуждение и привести к несправедливому и дискриминационному отношению одной группы людей к другим.

Ограничения научной психологии

Несмотря на разработанную научную методологию (мы думаем), некоторые дополнительные проблемы и аргументы сомневаются в том, что психология когда-либо была наукой.

Ограничения могут относиться к предмету (например, открытое поведение в сравнении с субъективным, частным опытом), объективности, общности, проверяемости, экологической обоснованности, этическим проблемам, философским дебатам и т. д.

Наука предполагает, что существуют законы человеческого поведения которые применимы к каждому человеку. Поэтому наука использует как детерминистский, так и редукционистский подход.

Наука изучает открытое поведение, потому что открытое поведение объективно наблюдаемо и может быть измерено, что позволяет различным психологам записывать поведение и соглашаться с тем, что наблюдалось. Это означает, что можно собрать доказательства для проверки теории о людях.

Научные законы поддаются обобщению, но психологические объяснения часто ограничены конкретным временем и местом. Поскольку психология изучает (в основном) людей, она изучает (косвенно) влияние социальных и культурных изменений на поведение.

Психология не существует в социальном вакууме. Поведение меняется со временем и в разных ситуациях. Эти факторы и индивидуальные различия делают результаты исследований надежными только в течение ограниченного времени.

Пригодны ли традиционные научные методы для изучения человеческого поведения? Когда психологи операционализируют свои IV, весьма вероятно, что это редукционистский, механистический, субъективный или просто неправильный подход.

Операционные переменные относятся к тому, как вы будете определять и измерять конкретную переменную, когда она используется в вашем исследовании. Например, биопсихолог может интерпретировать стресс как учащение пульса. Тем не менее, возможно, что при этом мы удаляемся от человеческого опыта того, что мы изучаем. То же самое касается причинно-следственной связи.

Эксперименты стремятся установить, что X вызывает Y, но принятие этой детерминистской точки зрения означает, что мы игнорируем посторонние переменные и тот факт, что в другое время, в другом месте X, вероятно, не повлияет на нас. Их так много. переменные, влияющие на поведение человека, что их невозможно эффективно контролировать. Вопрос экологической валидности здесь очень хорошо вписывается.

Объективность невозможна. Это огромная проблема в психологии, поскольку в ней участвуют люди, изучающие людей, и очень трудно беспристрастно изучать поведение людей.

Более того, с точки зрения общей философии науки нам трудно быть объективными, потому что на нас влияет теоретическая точка зрения (хорошим примером этого является Фрейд). Наблюдатель и наблюдаемое принадлежат к одному и тому же виду, что создает проблемы с отражательной способностью.

Бихевиорист никогда не стал бы исследовать фобию и рассматривать ее как причину бессознательного конфликта, точно так же, как Фрейд никогда не стал бы объяснять ее как поведение, приобретенное посредством оперантного обусловливания.

Эта особая точка зрения ученого называется парадигмой (Kuhn, 1970). Кун утверждает, что в большинстве научных дисциплин есть одна преобладающая парадигма, которой придерживается подавляющее большинство ученых.

Все, что имеет несколько парадигм (например, модели-теории), является преднаукой, пока не станет более унифицированной. При множестве парадигм в психологии дело не в том, что у нас есть какие-то универсальные законы человеческого поведения. Кун определенно утверждал бы, что психология не является наукой.

Проверка (т. е. доказательство) может быть невозможной. Мы никогда не сможем по-настоящему доказать гипотезу; мы можем найти результаты, подтверждающие это до конца времен, но мы никогда не будем на 100% уверены, что это правда.

Это может быть опровергнуто в любой момент. Главной движущей силой этого особого ворчания является Карл Поппер, известный философ науки и сторонник фальсификационизма.

Возьмем знаменитую гипотезу Поппера: «Все лебеди белые». Откуда мы знаем наверняка, что не увидим в будущем черного, зеленого или ярко-розового лебедя? Таким образом, даже если небелого лебедя никогда не видели, мы все равно не доказали нашу гипотезу.

Поппер утверждает, что лучшие гипотезы — это те, которые мы можем фальсифицировать — опровергнуть. Если мы знаем, что что-то не так, то мы знаем что-то наверняка.

Тестируемость: большая часть предмета психологии не поддается наблюдению (например, память) и, следовательно, не может быть точно измерена. Дело в том, что существует так много переменных, влияющих на поведение человека, что невозможно эффективно контролировать переменные.

Итак, приблизились ли мы к пониманию а) что такое наука и б) является ли психология наукой? Вряд ли. Не существует окончательной философии науки и безупречной научной методологии.

Когда люди используют термин «научный», у всех нас есть общая схема того, что они имеют в виду, но когда мы разбиваем ее так, как мы только что сделали, картина становится менее определенной. Что такое наука? Это зависит от вашей философии. Является ли психология наукой? Это зависит от вашего определения. Итак – зачем заморачиваться, и как нам все это заключить?

Слайф и Уильямс (1995) попытались ответить на эти два вопроса:

1) Мы должны по крайней мере стремиться к научным методам, потому что нам нужна строгая дисциплина. Если мы откажемся от поиска унифицированных методов, мы потеряем представление о том, что такое психология (если мы знали ее с самого начала).

2) Нам нужно продолжать попытки разработать научные методы, которые подходят для изучения человеческого поведения – возможно, методы, принятые в естественных науках, нам не подходят.

Дополнительная информация

  • Психология как наука (PDF)
  • Сводная таблица психологии как науки (MS Word)
  • Основы исследований (PDF)

Наука психологии – методы исследования в психологии и неврологии

1.

1 Понимание науки

Что такое наука?

Некоторые удивляются, когда узнают, что психология — это наука. В целом они согласны с тем, что астрономия, биология и химия являются науками, но задаются вопросом, что общего у психологии с этими другими областями. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, стоит подумать о том, что общего между астрономией, биологией и химией. Это явно не их тема. Астрономы изучают небесные тела, биологи — живые организмы, а химики — материю и ее свойства. Это также не оборудование и методы, которые они используют. Немногие биологи знали бы, например, что делать с радиотелескопом, и немногие химики знали бы, как отслеживать популяцию лосей в дикой природе. По этим и другим причинам философы и ученые, глубоко задумавшиеся над этим вопросом, пришли к выводу, что общим для наук является общий подход к пониманию мира природы. Психология — это наука, потому что она использует такой же общий подход к пониманию одного аспекта мира природы: человеческого поведения.

 

Особенности науки

Общенаучный подход имеет три фундаментальные черты (Станович, 2010). Во-первых, это систематический эмпиризм. Эмпиризм относится к обучению, основанному на наблюдении, и ученые систематически изучают мир природы, тщательно планируя, делая, записывая и анализируя наблюдения за ним. Как мы увидим, логическое мышление и даже творчество играют важную роль и в науке, но ученые уникальны в своей настойчивости в проверке своих представлений о том, как устроен мир, с помощью систематических наблюдений.

 

Вторая черта научного подхода, прямо вытекающая из первой, состоит в том, что он занимается эмпирическими вопросами. Это вопросы о том, каков мир на самом деле, и, следовательно, на них можно ответить, систематически наблюдая за ним. В этом смысле вопрос о том, говорят ли женщины больше, чем мужчины, является эмпирическим. Либо женщины действительно говорят больше мужчин, либо нет, и это можно определить, систематически наблюдая, сколько женщин и мужчин действительно говорят. Есть много интересных и важных вопросов, которые не поддаются эмпирической проверке и на которые наука не может ответить. Среди них вопросы о ценностях — хороши ли вещи или плохи, справедливы или несправедливы, красивы или уродливы, и каким должен быть мир. Таким образом, хотя вопрос о том, является ли стереотип точным или неточным, является эмпирически проверяемым вопросом, на который наука может ответить, вопрос о том, неправильно ли людям придерживаться неточных стереотипов, таковым не является. Точно так же вопрос о том, имеет ли преступное поведение генетический компонент, является эмпирическим вопросом, но вопрос о том, что следует делать с людьми, совершающими преступления, таковым не является. Это различие особенно важно помнить исследователям в области психологии.

 

Третья особенность науки заключается в том, что она создает общедоступные знания. Задав свои эмпирические вопросы, сделав систематические наблюдения и сделав выводы, ученые публикуют свои работы. Обычно это означает написание статьи для публикации в профессиональном журнале, в которой они помещают свой исследовательский вопрос в контекст предыдущего исследования, подробно описывают методы, которые они использовали для ответа на свой вопрос, и четко представляют свои результаты и выводы. Публикация является важным признаком науки по двум причинам. Во-первых, наука — это социальный процесс — крупномасштабное сотрудничество многих исследователей, распределенных как во времени, так и в пространстве. Наши текущие научные знания по большинству тем основаны на множестве различных исследований, проведенных многими разными исследователями, которые на протяжении многих лет делились своей работой друг с другом. Во-вторых, публикации позволяют науке самокорректироваться. Отдельные ученые понимают, что, несмотря на все их усилия, их методы могут быть ошибочными, а их выводы неверными. Публикация позволяет другим членам научного сообщества обнаруживать и исправлять эти ошибки, так что со временем научные знания все больше отражают то, каков мир на самом деле.

 

Наука против псевдонауки

Псевдонаука относится к действиям и убеждениям, которые утверждаются их сторонниками как научные — и могут казаться научными на первый взгляд — но таковыми не являются. Рассмотрим теорию биоритмов (не путать с циклами сна или другими биологическими циклами, имеющими научное обоснование). Идея состоит в том, что физические, интеллектуальные и эмоциональные способности людей работают по циклам, которые начинаются, когда они рождаются, и продолжаются, пока они не умрут. Физический цикл имеет период 23 дня, интеллектуальный цикл — период 33 дня, а эмоциональный цикл — период 28 дней. Так, например, если бы у вас была возможность запланировать экзамен, вы бы хотели запланировать его на время, когда ваш интеллектуальный цикл будет на пике. Теория биоритмов существует уже более 100 лет, и вы можете найти множество популярных книг и веб-сайтов о биоритмах, часто содержащих впечатляющие и научно звучащие термины, такие как синусоидальная волна и биоэлектричество. Однако проблема с биоритмами заключается в том, что нет веских оснований полагать, что они существуют (Хайнс, 19 лет).98).

 

Набор убеждений или действий можно назвать псевдонаучным, если (а) его приверженцы заявляют или подразумевают, что он научный, но (б) ему не хватает одного или нескольких из трех признаков науки. В нем может отсутствовать систематический эмпиризм. Либо нет соответствующих научных исследований, либо, как в случае с биоритмами, есть соответствующие научные исследования, но они игнорируются. Также может не хватать общедоступной информации. Люди, которые продвигают убеждения или действия, могут заявлять, что они проводили научные исследования, но никогда не публиковать эти исследования таким образом, чтобы другие могли их оценить.

 

Набор убеждений и действий также может быть псевдонаучным, поскольку он не затрагивает эмпирические вопросы. Философ Карл Поппер был особенно озабочен этой идеей (Popper, 2002). Он утверждал более конкретно, что любое научное утверждение должно быть выражено таким образом, чтобы были наблюдения, которые — если бы они были сделаны — считались доказательством против этого утверждения. Другими словами, научные утверждения должны быть фальсифицируемыми. Утверждение о том, что женщины говорят больше, чем мужчины, можно опровергнуть, поскольку систематические наблюдения могут выявить либо то, что они говорят больше, чем мужчины, либо нет. В качестве примера неопровержимого утверждения рассмотрим, что многие люди, изучающие экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и другие экстрасенсорные способности, утверждают, что такие способности могут исчезнуть, если за ними слишком внимательно наблюдать. Это делает так, что никакое возможное наблюдение не будет считаться доказательством против экстрасенсорного восприятия. Если тщательное тестирование самопровозглашенного экстрасенса показало, что она предсказывала будущее с большей вероятностью, чем случайность, это согласовывалось бы с утверждением, что она обладала экстрасенсорными способностями. Но если ей не удалось предсказать будущее на уровне «лучше, чем случайность», это также согласуется с утверждением, потому что ее способности предположительно могут исчезнуть, если за ними наблюдают слишком внимательно.

 

Почему мы должны заниматься лженаукой? Есть как минимум три причины. Во-первых, изучение лженауки помогает лучше понять фундаментальные особенности науки и их важность. Во-вторых, биоритмы, экстрасенсорные способности, астрология и многие другие псевдонаучные верования широко распространены и пропагандируются в Интернете, на телевидении, в книгах и журналах. Изучение того, что делает их псевдонаучными, может помочь нам определить и оценить такие убеждения и практики, когда мы с ними столкнемся. Третья причина заключается в том, что многие псевдонауки призваны объяснить некоторые аспекты человеческого поведения и психических процессов, включая биоритмы, астрологию, графологию (анализ почерка) и магнитотерапию для контроля боли. Для изучающих психологию важно четко отличать свою область от этой «псевдопсихологии».

 

Основные выводы

·         Наука – это общий способ понимания мира природы. Его три основные черты — это систематический эмпиризм, эмпирические вопросы и общественное знание.

·         Психология – это наука, потому что она использует научный подход к пониманию человеческого поведения.

·         Псевдонаука относится к убеждениям и действиям, которые считаются научными, но лишены одной или нескольких из трех характеристик науки. Важно отличать научный подход к пониманию человеческого поведения от множества псевдонаучных подходов.

1.2 Научные исследования в области психологии

Кто проводит научные исследования в области психологии?

Научные исследования в области психологии обычно проводятся людьми с докторской степенью (обычно доктором философии [PhD]) и степенью магистра в области психологии и смежных областях, часто при поддержке научных сотрудников со степенью бакалавра или другой соответствующей подготовкой. Некоторые из них работают в государственных учреждениях (например, в Национальном институте психического здоровья), в некоммерческих организациях (например, в Американском онкологическом обществе) или в частном секторе (например, в разработке продуктов). Однако большинство из них — преподаватели колледжей и университетов, которые часто сотрудничают со своими аспирантами и студентами. Хотя некоторые исследователи имеют подготовку и лицензию клиницистов, особенно те, кто проводит исследования в области клинической психологии, большинство таковыми не являются. Вместо этого у них есть опыт в одной или нескольких из многих других областей психологии: поведенческой неврологии, когнитивной психологии, психологии развития, психологии личности, социальной психологии и так далее. Исследователи с докторской степенью могут быть наняты для проведения исследований на постоянной основе или, как многие преподаватели колледжей и университетов, для проведения исследований в дополнение к преподаванию в классах и другим видам обслуживания своего учреждения и сообщества.

 

Конечно, люди также проводят исследования в области психологии, потому что им нравятся связанные с этим интеллектуальные и технические задачи и удовлетворение от вклада в научные знания о человеческом поведении. Возможно, вы обнаружите, что вам тоже нравится этот процесс. Если да, то ваш колледж или университет может предложить возможность принять участие в текущих исследованиях в качестве научного сотрудника или участника. Конечно, вы можете обнаружить, что вам не нравится процесс проведения научных исследований в области психологии. Но, по крайней мере, вы будете лучше понимать, откуда берутся научные знания в психологии, оценивать их сильные и слабые стороны и понимать, как их можно применять для решения практических задач психологии и повседневной жизни.

 

Более широкие цели научных исследований в психологии

Людей всегда интересовал мир природы, включая самих себя и свое поведение. (На самом деле, вероятно, именно поэтому вы в первую очередь изучаете психологию.) Наука выросла из этого естественного любопытства и стала лучшим способом получения подробных и точных знаний. Имейте в виду, что большинство явлений и теорий, которыми заполнены учебники по психологии, являются продуктами научных исследований. В типичном вводном учебнике по психологии, например, можно узнать о конкретных областях коры, отвечающих за язык и восприятие, о принципах классического и оперантного обусловливания, предубеждениях в рассуждениях и суждениях и об удивительной склонности людей подчиняться авторитетам. И научные исследования продолжаются, потому что то, что мы знаем прямо сейчас, лишь поверхностно касается того, что мы можем знать.

 

Научные исследования часто классифицируются как фундаментальные или прикладные. Фундаментальные исследования в психологии проводятся в первую очередь для достижения более детального и точного понимания человеческого поведения, не обязательно пытаясь решить какую-либо конкретную практическую проблему. Прикладные исследования проводятся в первую очередь для решения какой-либо практической задачи. Исследования влияния использования мобильных телефонов на вождение, например, были вызваны соображениями безопасности и привели к принятию законов, ограничивающих эту практику. Хотя различие между фундаментальными и прикладными исследованиями удобно, оно не всегда четко очерчено. Например, фундаментальные исследования половых различий в разговорчивости могут в конечном итоге повлиять на то, как практикуется брачная терапия, а прикладные исследования влияния использования мобильных телефонов на вождение автомобиля могут привести к новому пониманию основных процессов восприятия, внимания и действий.

 

Основные выводы

·         Исследования в области психологии можно описать с помощью простой циклической модели. Исследовательский вопрос, основанный на исследовательской литературе, ведет к эмпирическому исследованию, результаты которого публикуются и становятся частью исследовательской литературы.

·         Научные исследования в области психологии проводятся в основном людьми с докторскими степенями в области психологии и смежных областях, большинство из которых являются преподавателями колледжей и университетов. Они делают это по профессиональным и личным причинам, а также для того, чтобы внести свой вклад в научные знания о человеческом поведении.

·         Фундаментальные исследования проводятся для того, чтобы узнать о человеческом поведении сами по себе, а прикладные исследования проводятся для решения какой-либо практической проблемы. Оба ценны, и различие между ними не всегда четкое.

1.3 Наука и здравый смысл

Можем ли мы полагаться на здравый смысл?

Некоторые задаются вопросом, нужен ли научный подход к психологии. Разве мы не можем прийти к тем же выводам, основываясь на здравом смысле или интуиции? Конечно, у всех нас есть интуитивные представления о поведении, мыслях и чувствах людей, и эти убеждения в совокупности называются народной психологией. Хотя большая часть нашей народной психологии, вероятно, достаточно точна, ясно, что многое из этого нет. Например, большинство людей считают, что гнев можно облегчить, «выпустив его наружу» — например, ударив кого-нибудь кулаком или громко закричав. Научные исследования, однако, показали, что такой подход приводит к тому, что люди злятся больше, а не меньше (Bushman, 2002). Точно так же большинство людей считают, что никто не признается в преступлении, которого он или она не совершал, если, возможно, этого человека не пытали физически. Но опять же, обширные эмпирические исследования показали, что ложные признания на удивление распространены и происходят по разным причинам (Kassin & Gudjonsson, 2004).

 

Как мы могли ошибаться?

Как многие из наших интуитивных представлений о человеческом поведении могут быть такими неверными? Обратите внимание, что это психологический вопрос, и так уж получилось, что психологи провели по нему научные исследования и выявили множество сопутствующих факторов (Гилович, 1991). Во-первых, формирование подробных и точных убеждений требует таких способностей наблюдения, памяти и анализа, которыми мы не обладаем от природы. Было бы почти невозможно подсчитать количество слов, произнесенных женщинами и мужчинами, которых нам довелось встретить, оценить количество слов, произнесенных ими за день, усреднить эти числа для обеих групп и сравнить их — и все это в нашей голове. Вот почему мы склонны полагаться на умственные сокращения при формировании и поддержании наших убеждений. Например, если убеждение широко распространено — особенно если оно поддерживается «экспертами» — и оно имеет интуитивный смысл, мы склонны считать его истинным. Это усугубляется тем фактом, что мы склонны сосредотачиваться на случаях, которые подтверждают наши интуитивные убеждения, а не на случаях, которые их опровергают. Это называется предвзятостью подтверждения. Например, как только мы начинаем верить, что женщины более разговорчивы, чем мужчины, мы склонны замечать и запоминать болтливых женщин и молчаливых мужчин, но игнорировать или забывать молчаливых женщин и болтливых мужчин. Мы также придерживаемся неверных убеждений отчасти потому, что было бы неплохо, если бы они были правдой. Например, многие люди считают, что низкокалорийные диеты являются эффективным долгосрочным средством лечения ожирения, однако тщательный анализ научных данных показал, что это не так (Mann et al. , 2007). Люди могут продолжать верить в эффективность диеты отчасти потому, что она дает им надежду на похудение, если они страдают ожирением, или заставляет их чувствовать себя лучше в отношении собственного «самоконтроля», если это не так.

 

Ученые, особенно психологи, понимают, что они так же, как и все остальные, подвержены интуитивным, но неверным убеждениям. Вот почему они культивируют отношение скептицизма. Быть скептиком не означает быть циничным или недоверчивым, а также не означает подвергать сомнению каждое убеждение или утверждение, с которыми сталкиваешься (что в любом случае было бы невозможно). Вместо этого это означает паузу для рассмотрения альтернатив и поиска доказательств — особенно систематически собираемых эмпирических данных — когда на карту поставлено достаточно, чтобы это оправдать. Представьте, что вы читаете журнальную статью, в которой утверждается, что еженедельное пособие на детей — это хороший способ помочь им развить финансовую ответственность. Это интересное и потенциально важное утверждение (особенно если у вас есть дети). Однако занимать позицию скептицизма означало бы задуматься, а не может ли быть так, что получение пособия просто учит детей тратить деньги — возможно, даже быть более материалистичными. Скептицизм также означал бы вопрос о том, какие доказательства подтверждают первоначальное утверждение. Является ли автор научным исследователем? Приводятся ли какие-либо научные доказательства? Если проблема была достаточно важной, это может также означать обращение к исследовательской литературе, чтобы узнать, изучал ли ее кто-нибудь еще.

 

Поскольку часто недостаточно доказательств, чтобы полностью оценить убеждение или утверждение, ученые также культивируют терпимость к неопределенности. Они признают, что есть много вещей, которых они просто не знают. Например, оказывается, что нет научных доказательств того, что получение пособия делает детей более финансово ответственными, равно как нет и научных доказательств того, что это делает их материалистичными. Хотя такая неуверенность может быть проблематичной с практической точки зрения — например, затрудняя решение, что делать, когда наши дети просят пособие, — с научной точки зрения она интересна. Если мы не знаем ответа на интересный и эмпирически проверяемый вопрос, наука может дать ответ.

 

Основные выводы

·         Интуитивные представления людей о человеческом поведении, также известные как народная психология, часто оказываются ошибочными. Это одна из основных причин того, что психология полагается на науку, а не на здравый смысл.

·         Исследователи в области психологии культивируют определенные установки критического мышления. Один — скептицизм. Они ищут доказательства и рассматривают альтернативы, прежде чем принять утверждение о человеческом поведении как истинное. Еще одна терпимость к неопределенности. Они воздерживаются от суждений о том, является ли утверждение истинным или нет, когда для принятия решения недостаточно доказательств.

1.4 Наука и практика

Опять же, психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Но это также применение научных исследований, чтобы «помочь людям, организациям и сообществам работать лучше» (Американская психологическая ассоциация, 2011). На сегодняшний день наиболее распространенным и широко известным применением является клиническая практика психологии — диагностика и лечение психологических расстройств и связанных с ними проблем. Давайте использовать термин «клиническая практика» в широком смысле для обозначения деятельности клинических психологов и психологов-консультантов, школьных психологов, семейных и семейных терапевтов, лицензированных клинических социальных работников и других лиц, которые работают с людьми индивидуально или в небольших группах для выявления и решения их психологических проблем. . Важно учитывать взаимосвязь между научными исследованиями и клинической практикой, потому что многие студенты особенно заинтересованы в клинической практике, возможно, даже в качестве карьеры.

 

Суть в том, что психологические расстройства и другие поведенческие проблемы являются частью мира природы. Это означает, что вопросы об их природе, причинах и следствиях поддаются эмпирической проверке и, следовательно, подлежат научному изучению. Как и в других вопросах о человеческом поведении, мы не можем полагаться на нашу интуицию или здравый смысл для получения подробных и точных ответов. Рассмотрим, например, что десятки популярных книг и тысячи веб-сайтов утверждают, что взрослые дети алкоголиков имеют особый профиль личности, включая низкую самооценку, чувство бессилия и трудности с близостью. Хотя это звучит правдоподобно, научные исследования показали, что у взрослых детей алкоголиков эти проблемы возникают не чаще, чем у кого-либо другого (Lilienfeld et al., 2010). Точно так же вопросы о том, работает ли конкретная психотерапия, являются эмпирически проверяемыми вопросами, на которые можно ответить с помощью научных исследований. Если новая психотерапия является эффективным средством лечения депрессии, то систематическое наблюдение должно показать, что люди с депрессией, получающие эту психотерапию, выздоравливают больше, чем аналогичная группа людей с депрессией, которые не получают эту психотерапию (или получают какое-либо альтернативное лечение). Лечение, которое, как было показано, работает таким образом, называется лечением, подтвержденным эмпирически.

 

Многие в сообществе клинической психологии утверждали, что их область не уделяла достаточного внимания научным исследованиям — например, из-за неиспользования эмпирически подтвержденных методов лечения — и предлагали различные изменения в способах обучения клиницистов и оценки методов лечения и реализовать на практике. Другие считают, что эти утверждения преувеличены и предлагаемые изменения не нужны (Norcross, Beutler, & Levant, 2005). Однако обе стороны спора согласны с тем, что научный подход к клинической психологии необходим, если целью является диагностика и лечение психологических проблем на основе подробных и точных знаний об этих проблемах и наиболее эффективных методах их лечения. Таким образом, важно не только, чтобы научные исследования в области клинической психологии продолжались, но также важно, чтобы клиницисты, которые никогда не проводят научных исследований сами, были научно грамотными, чтобы они могли читать и оценивать новые исследования и принимать решения о лечении на основе лучших результатов. имеющиеся доказательства.

 

Основные выводы

·         Клиническая практика психологии — диагностика и лечение психологических проблем — является одним из важных приложений научной дисциплины психологии.

·         Научные исследования имеют отношение к другим областям психологии, поскольку они предоставляют подробные и точные знания о соответствующих человеческих проблемах и устанавливают, какие факторы важны для решения этих проблем.

Ссылки из главы 1

Американская психологическая ассоциация. (2011). Об АПА. Получено с http://www.apa.org/about.

 

Бушман, Би Джей (2002). Выплескивание гнева подпитывает или гасит пламя? Катарсис, размышления, отвлечение внимания, гнев и агрессивная реакция. Бюллетень личности и социальной психологии, 28, 724–731.

 

Колле, К., Гийо, А., и Пети, К. (2010). Звонки во время вождения I: обзор эпидемиологических, психологических, поведенческих и физиологических исследований. Эргономика, 53, 589–601.

 

Гилович, Т. (1991). Откуда мы знаем, что не так: Ошибочность человеческого разума в повседневной жизни. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.

 

Хайнс, Т. М. (1998). Всесторонний обзор теории биоритмов. Психологические отчеты, 83, 19–64.

 

Кассин С.М. и Гуджонссон Г.Х. (2004). Психология доказательств признания: обзор литературы и вопросов. Психологическая наука в интересах общества, 5, 33–67.

 

Лилиенфельд, С.О., Линн, С.Дж., Руссио, Дж., и Бейерштейн, Б.Л. (2010). 50 великих мифов популярной психологии. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.

 

Манн Т., Томияма А. Дж., Вестлинг Э., Лью А., Сэмюэлс Б. и Чатман Дж. (2007). Medicare ищет эффективные методы лечения ожирения: диеты не являются решением. Американский психолог, 62, 220–233.

 

Norcross, JC, Beutler, LE, & Levant, RF (Eds.). (2005). Доказательная практика в области психического здоровья: дебаты и диалог по фундаментальным вопросам.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts