Отрицание реальности . Что такое «Отрицание реальности «? Понятие и определение термина «Отрицание реальности » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Отрицание реальности – защитный механизм психики, который заключается в отвержении тех компонентов реальности, которые вызывают тревогу. Само понятие защиты ввел в психологию австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, его дочь, Анна Фрейд, продолжила изучение этого явления.
Механизм отрицания – один их самых ранних: он присутствует, даже когда ребенок слишком мал, чтобы самостоятельно противостоять негативным воздействиям окружающей среды. Суть заключается в том, что те элементы, которые являются для субъекта неблагоприятными, им автоматически игнорируются, а в отдельных случаях – заменяются воображаемыми (вытеснение).
В качестве примера можно привести потерю близкого человека: тот, кто переживает утрату (например, мать), продолжает поддерживать принятый порядок вещей, говорить и думать только о произошедшем. Если это продолжается на протяжении длительного периода времени, то человек совсем теряет ощущение реальности, поскольку уже привык к ее отрицанию.
Несмотря на то, что отрицание реальности – как правило, бессознательный процесс, отдельные личности могут применять эту технику вполне осознанно: в этом случае речь идет о копинг-стратегии. Кроме того, отрицание может быть использовано в манипулятивных техниках.
< Отражение
Отчуждение >
Популярные термины
Отрицание реальности
Разорвать порочный круг негатива
Выслушать нашего «внутреннего критика», а затем устроить ему «допрос»? Возможно, именно этот метод поможет нам взглянуть на мир более реалистично.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Парень меня не любит, оскорбляет, но обещает жениться. Стоит ли надеяться на лучшее?»
- «Лучше, чем когда-либо!»: как меняется секс после свадьбы — 24 ответа читателей
- 5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор
- Секс без любви: может ли страсть превратиться в глубокое чувство
- «Навязчивые воспоминания о травматических событиях высасывают из меня все силы»
- Искусственный интеллект в психотерапии: польза или вред — мнение психологов
- Без зажимов и комплексов: 5 танцевальных практик для принятия себя и своего тела
- «Мужчины боятся сильных женщин»: 4 контраргумента — узнайте плюсы таких отношений
Сегодня читают
- Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским
- «Муж живет рядом с женой, но сам по себе. Надо ли разводиться, если ей 48, а ему 56?»
- «Муж женился на другой, не сообщив мне, а меня выкинул на улицу с детьми»
- «Муж разозлился, потому что я вышла из-под его контроля и нарушила запреты»
- «Мешалка» или «Притворщик»: 4 типа токсичных друзей
- «Муж выгнал из дома своих мать и сестру. А вдруг он так поступит и со мной?»
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Отрицание реальности
Отрицание неприятной, фрустрирующей реальности (dinial) — это фактический комплекс средств, с помощью которых личность пытается защищаться от внешних фрустраторов. Все формы отрицания реальности опираются на фундаментальный механизм вытеснения, поэтому при определенном подходе его можно считать также производным, дериватом этого механизма. Есть некоторая трудность, следовательно, в определении статуса механизма отрицания реальности среди всех остальных защитных механизмов.
Общая характеристика
Отрицание (denial) — это подсознательное искажение восприятия внешнего неприятного раздражителя. Это невербальный защитный процесс, в результате которого образ внешнего мира меняется. Есть и вербальный процесс отрицания, который получил название негации (negation): в этом случае человек имеет определенную установку к объекту (например, любит его), но на вербальном и сознательном уровне отрицает это, например, следующим образом: «Нет, я его (ее) не люблю». Иначе говоря, при словесном отрицании психо-логика защиты состоит в том, что человек говорит противоположное тому, что реально чувствует. (Отметим, что при исследовании каждого защитного механизма важнейшим моментом мы считаем именно раскрытие его главного, ядерного психо-логического утверждения).
Итак, существует механизм (или совокупность механизмов) психической самозащиты, который позволяет человеку не видеть, не воспринимать ту часть внешней реальности, которая представляет для себя, для своей Я-концепции угрозу, вызывает страх. Для его обозначения используются термины «отрицание реальности», «перцептивная защита» или «избирательная невнимательность». Когда в наш адрес говорят оскорбительные вещи, мы, не имея возможности давать отпор, их «не замечаем». Когда человек из нескольких альтернатив выбирает жену, то не только начинает приписывать ей положительные черты (используя механизм атрибуции), но и начинает «не замечать» ее отрицательные черты — физические и характерологические. Такие защитные процессы необходимы человеку для защиты своего «Я», своего самоуважения. Это его выбор, а он должен быть хорошим. Когда у человека ослабленное «Я», он начинает не замечать многие черты как у себя, так и у других. Когда в жизни человека наступают тяжелые, катастрофические события (например, потеря очень близкого и дорогого человека), то он, имея слабое «Я», даже не может поверить в реальность этих событий.
Перцептивная защита
Простым случаем отрицания реальности в форме перцептивной самозащиты является следующий: человек с нормальным зрением не замечает предмет, который лежит перед ним. Он не замечает злое выражение лица своего собеседника. В некоторых случаях люди не замечают критику в свой адрес. Мы нередко не замечаем (поскольку это могло нас фрустрировать) хвалебное слово, сказанное кем-то в адрес нашего противника или соперника. Мы можем не замечать половую привлекательность представителя противоположного пола, когда наше отношение к нему амбивалентное или отрицательное.
Во всех подобных случаях имеет место ослабление или увод внимания от предмета, что создает интересный феномен перцептивной слепоты, пустоты. (Это можно связать с феноменом отрицательной галлюцинации, которую удается вызвать с помощью гипноза и внушения). Поле видения и даже слухового восприятия человека сужается, и он становится слепым и глухим для определенных событий. Механизму перцептивной защиты З. Фрейд дал также название скотомизация (Skotomisation).Человек может не замечать патологические изменения в своем теле вплоть до того «момента», когда они принимают характер серьезной болезни. Так, люди долгое время игнорирует порчу своих зубов, изменения кожного покрова тела, ослабление половых функций, боли в сердце и т. п. Они постоянно отводят свое внимание от этих неприятных изменений, что является способом психической защиты. Когда они словесно отрицают наличие таких изменений, то это уже негация — осознанное и вербализованное отрицание неприятной реальности. И. Сарноф считал, что в ходе развития у человека сексуальной патологии (лесбианства, трансвестизма и т. п.) также механизм отрицания реальности играет значительную роль.
Когда нам сообщают о каких-то неприятных событиях, то первой нашей реакцией чаще всего бывает отрицание: «Этого не может быть!», «Не говорите глупостей!», «Со мной этого не может случиться» и т. п.
Данный механизм играет роль и в более широких социальных сферах. Так, Г. Олпорт и другие психологи исследовали жертв нацистского террора. Оказалось, что когда в Германии уже начались преследования и аресты евреев, то в тех районах страны, где этого еще не было, многие евреи не верили получаемым сведениям или были убеждены, что такие события лично их не касаются. И даже тогда, когда фашисты арестовывали лично им знакомых людей, многие продолжали верить в собственную неприкосновенность. Поэтому во время ареста они искренне удивлялись352. То же самое явление наблюдалось в годы этноцида армян в Турции (1915-1923 гг., о чем имеются многочисленные свидетельства. Именно по этой причине многие армяне не предпринимали шагов для своего спасения или самозащиты.
Патологический уровень отрицания реальности
Человек способен отрицать существование не только отдельных предметов или отдельных признаков предметов, но и более крупных отрезков внешнего мира. Такое имеет место тогда, когда у человека развивается психоз и появляются галлюцинации. Например, женщина, заболевшая психозом после потери любимого мужа, все время представляет себе, будто он находится рядом, она беседует с ним и т. п. Она отрицает реальность его смерти.
Отметим следующее: поскольку существуют не только положительные галлюцинации (человек видит рядом то, чего в реальности нет, и даже не может быть), но и отрицательные (не видит то, что есть), то можно выделить два патологизированных подтипа механизма отрицания реальности: один выступает в сочетании с положительными галлюцинациями, а другой -в сочетании с отрицательными галлюцинациями. До сих пор психологи и психопатологи описали только ту разновидность механизма отрицания реальности, которая сочетается с отрицательными галлюцинациями (или приводит к появлению подобных галлюцинаций, т. е. к исчезновению из сферы сознания человека образов некоторых предметов или событий).
Когда отрицание реальности осуществляется с помощью положительных галлюцинаций (пустое место воспринимаемого отрезка пространства заполняется с приятных образов закрывается тот путь, по которому могли бы возвращаться в сферу сознания неприятные восприятия. Неприятные факты жизни продолжают «стучаться в дверь» нашего сознания, но, образно говоря, наше внимание не идет открывать эту дверь и помогать им перейти порог сознания (И. Дженис и др.). Внимание занято теми приятными образами, которые уже врывались в сознание и не желают покинуть его.
(Предварительно отметим, что у современных турок, отрицающих этноцид армян, греков и других народов в Османской империи и в Турецкой республике, имеет место патологическая форма отрицания внешней реальности, сочетаемая с отрицательными галлюцинациями. Впрочем, у них появляются также патологические положительные галлюцинации — образы того, будто армяне и греки осуществили этноцид турок. Это имеет место как аспект стратегии обвинения жертвы).
Приведем еще пару примеров, свидетельствующих о существовании патологического (иррационального) уровня работы механизма отрицания реальности. Интересный пример приводит американский психиатр Джеймс Коулман. 9-летнему сыну одной женщины психологи и психиатры поставили диагноз серьезной умственной отсталости. Однако у этой матери образовалось устойчивое защитное убеждение в том, что ее сын — человек нового типа и медленно развивается, но через много лет достигнет очень высокого уровня умственного развития. Эта женщина начисто отвергала чрезвычайно неприятную для себя реальность.
В некоторых ситуациях человек может иметь впечатление, как будто все то, что происходит вокруг и с ним, на самом деле происходит не с ним. Такие случаи наблюдаются в крайне опасных ситуациях, в тюрьме и т. п. В таких случаях механизм отрицания реальности защищает психику человека от патологических изменений. Однако мы полагаем, что в подобных ситуациях сам механизм психологической самозащиты принимает патологический характер.
Отрицание внутренней реальности
Мы видели, каким образом действует механизм отрицания внешней реальности. Вариантом этого механизма можно считать случай, когда человек невольно или произвольно отрицает фрустрирующую ее внутреннюю реальность.
Говоря о методах лечения, предложенного Карлом Роджерсом, Т. Кокс заметил: «Роджерс пришел к заключению, что невротическая личность очень ранима и находится в непрерывном состоянии напряжения, потому что больной отрицает тот факт, что он знает о значительной части своих переживаний. Реинтерпретируя это положение, можно сказать, что невротизм является результатом особого способа преодоления стресса. Человек просто отрицает наличие части своих переживаний (опыта) и этим уменьшает несоответствие между осознанными требованиями и осознанной возможностью справиться с ним». Таким образом, здесь налицо ценная мысль о том, что невроз является формой патологической адаптации .
Представляет интерес дальнейшее описание Коксом процесса отрицания, как он предлагается в работах К. Роджерса.
«Отрицание переживания может осуществляться следующим образом. С точки зрения Rogers каждая личность постоянно стремится развить и поддерживать свое целостное «я». Эта борьба отражается на внутреннем побуждении (драйве) актуализировать свое «я». В этом процессе часто встречаются осложнения, так как другие люди также стремятся к самоутверждению и требуют одобрения своих поступков. Как результат потребности в том, чтобы любить и хорошо относиться к другим людям, человек тиворечивыми и находиться в конфликте друг с другом: первая — это ценности, присущие ее самоактуализации, вторая — это ценности, заимствованные от других, но ошибочно принятые за свои. Эта ситуация ведет к несоответствующему действительности представлению о себе, которое поддерживается отрицанием переживания (опыта). Несоответствующее действительности представление о себе является стратегией преодоления противоречий и конфликтов. Лечение заключается в том, что врач выступает в качестве зеркала, отражающего чувства пациента, который считает, что они исходят от него самого.
Врач пытается выразить эти чувства и использовать их так, чтобы у пациента появились более четкие знания о своем «я» и отпала необходимость в отрицании своих переживаний. Таким образом, ориентированная на пациента терапия меняет у личности когнитивную оценку себя самого и ситуации, в которой он находится».
Это не только хорошее описание работы механизма отрицания. Приведенная цитата важна в том отношении, что указывает на существование еще одной адаптивной стратегии, основанной главным образом на последовательном использовании механизма отрицания. Это патологическая адаптивная стратегия, поскольку она приводит к искаженному представлению о себе. Хотя этим конфликт описанного выше типа на уровне сознания преодолевается, т. е. достигается адаптация, однако такая адаптация делает личность дезадаптированной в других сферах своих социальных взаимодействий, что и вызывает необходимость лечения.
Парадоксальные последствия работы механизма отрицания реальности
Систематическое использование механизма отрицания неприятной реальности (будь то в форме невербальной или в форме словесной — негации), приводит к некоторым последствиям, которые можно считать парадоксальными. Приведем некоторые из них.
Человеку говорят, что курить вредно, но он не просто продолжает курить, но (именно в этом парадокс!) курит больше, чем до получения предупреждения. Страх перед заболеванием раком приводит не к прекращению вредного поступка, а к отрицанию реальности, а именно -его, этой привычки, пагубных последствий.
Другой пример: в ходе пропаганды каких-то политических идей ораторы стремятся вызвать у слушателей страх перед будущим и убеждают их проголосовать за своих кандидатов, а они идут и, невзирая на реальность, дают свои голоса именно в их пользу.
Люди, склонные отрицать реальность настоящих угроз, не хотят видеть их. Некоторые психологи (главным образом из числа психоаналитиков) считают, что люди — это мазохисты и имеют сильный импульс к смерти, и поэтому поступают вышеописанным образом. Иначе говоря, согласно этой концепции, механизм отрицания реальности возникло на основе подобных сильных импульсов и для их обслуживания. Интересная точка зрения и достойная дальнейшего исследования.
Отрицание реальности | Psychology Today
Есть старая (и банальная) шутка, которая гласит:
Что такое «отрицание?»
Это река в Египте». особый тип «отрицания», который мы наблюдаем в наши дни: когда, казалось бы, умные и здравомыслящие взрослые яростно отрицают истину, несмотря на массу неопровержимых данных.0003 Этот тип отрицания сродни «правдивости» Стивена Колберта в том, что эти отрицатели категорически отказываются принимать проверенные научные факты, потому что они мешают их собственным жестким идеям. Вот лишь несколько примеров их убеждений: В психиатрии слово «бред» означает твердую веру в какую-то идею, которая заведомо ложна, и может быть симптомом паранойи или психоза. Хотя верующие в приведенную выше неправду не психически больны, они твердо придерживаются своих ложных убеждений, несмотря на представленные им явные доказательства обратного, особенно если они основаны на научных данных. Эти отрицатели действительно «истинно верующие», для которых существует только Одна Абсолютная Истина. Это те самые люди, которых папа Франциск недавно назвал «фундаменталистами», и они встречаются во всех религиях и прочих «измах». Написания их текстов воспринимаются буквально или переосмысливаются в соответствии с их предрассудками и ненавистью. Такого рода закрытость распространена во всех странах мира и во всех религиях. Назовите это фанатизмом, нетерпимостью или фанатизмом, эти сверхконтролирующие убеждения опасны для нашей гражданской морали. Хуже того, они дают квазиинтеллектуальное обоснование импульса к контролю, человеконенавистничеству и ненависти. Давайте вспомним, что предшественники сегодняшних отрицателей яростно провозглашали, что: Земля была создана за 7 дней, была плоской и центром Вселенной; гравитации не существовало; болезни были вызваны злыми духами; а европеоиды были высшей расой. Нет никаких сомнений в том, что наука несовершенна, поэтому ученые во всем мире всегда пытаются открыть и понять больше о наших телах, разуме, планете и космосе. Но когда люди отказываются принимать или верить научно доказанным фактическим данным, потому что они мешают их мышлению, мы действительно в большой беде. Среда, 27 января 2021 г. Дэвид Х. Розмарин, доктор философии, присоединяется к Лоренцо Норрису, доктору медицины, чтобы обсудить, как думать о концепции отрицания и ее роли в социально-политических проблемах нашего общества. Доктор Розмарин — клинический психолог и директор программы духовности и психического здоровья в больнице Маклина в Белмонте, штат Массачусетс. Он также является доцентом психиатрии в Гарвардской медицинской школе в Бостоне. Доктор Розмарин ничего не раскрывает. Доктор Норрис ничего не раскрывает. Основные моменты Резюме Ссылки Rosmarin DH et al. Ланцет Психиатрия. 2021 фев;8(2):92-3. Hall C и Pick D. Hist Workshop J. Почему некоторые люди не могут принять реальность, даже когда им представлены факты