Отрицательная мотивация это: Отрицательная мотивация: применять или отказаться?

Отрицательная мотивация: применять или отказаться?

С самого детства мы сталкиваемся с отрицательной мотивацией: «пока не сделаешь уроки, гулять не пойдешь», «не получишь конфеты, пока не съешь суп», «надень шапку, иначе заболеешь». И как правило, такая мотивация действительно хорошо работала. По природе своей человек склонен к лени, комфорту, прокрастинации. Чтобы не увязнуть в этом, человека необходимо мотивировать. Существуют разные виды мотивации — внутренняя, личностная, позитивная и др. Но в этой статье мы подробнее поговорим об отрицательной мотивации, к которой всегда есть вопросы.

Отрицательная мотивация строится на противопоставлении положительного и отрицательного эффекта. Таким образом данная система направлена на пробуждение страха, негативных эмоций человека, которые заставляют личность совершать то или иное действие.  Отрицательная мотивация чаще всего воздействует на следующие чувства:

Страх — сильнейшее чувство, которое моментально побуждает к действию.

Каждый человек чего-то боится. Это может быть страх потери работы, близких, причинение боли, не оправдание ожиданий, потеря сбережений и многое другое. Человек нуждается в комфорте и спокойствие и очень боится лишиться этого. Поэтом готов на многое, чтобы преодолеть этот страх.

Чувство вины — еще одно отрицательное чувство, которое способно мотивировать. Но этот мотив работает в ситуации, когда человек совершил ошибку и жалеет об этом. Появляется чувство ответственности за содеянное и непреодолимое желание исправить это.

Конкуренция — тоже относится к отрицательным мотивам. Это постоянная необходимость быть первым и лучшим несмотря ни на что. А если человек не подвержен соревновательному духу, то его может мотивировать отсутствие премии, дополнительных бонусов, внимание руководителя/учителя/родителя.

Неудовлетворенность собой — это хороший стимул для развития. Если вы стремитесь стать хорошим специалистом, вам не нравится ваша фигура или одежда, вы хотите стать лучше, чем коллега, подруга, то это и будет являться сильнейшим стимулом в преобразовании вас, как личности.

Важно понимать, что отрицательная мотивация может оказывать как положительный эффект, так и негативный. Поэтому необходимо учитывать психологическое состояние человека и несколько других важных факторов:

  • Интеллектуальное развитие. Чем образованнее человек, тем меньше он будет поддаваться отрицательным воздействиям в силу широкого кругозора и малой подверженности страхам. В этой ситуации лучше всего будет работать как раз премия, бонусы, комфортные условия, то есть положительная мотивация.
  • Возраст. Как правило, молодые люди полны энтузиазма и энергии, у них нет большой ответственности и плохого опыта за спиной, поэтому на них такая мотивация работать не будет. А вот люди старшего поколения более уязвимы, они боятся потерять работу, так как думают, что не смогут найти другую.
  • Наличие семьи, финансовых обязательств. Когда на человеке лежит большая ответственность в виде обеспечения семьи или погашения ипотеки, то у него будет больше страхов потерять стабильный заработок. Такие люди более усердные и покладистые.

Принято считать, что отрицательная мотивация лучше и быстрее воздействует на человека, но как долго этот метод будет исправно работать? Ведь человек может дать и обратную реакцию. Поэтому в работе стоит применять материальную и нематериальную мотивацию. Что это и как работает, можно узнать из бесплатного онлайн-курса «Мотивация сотрудников». После обучения вы научитесь не только психологическим приемам, но и сможете создать целую систему мотивации.

Позитивная и негативная мотивация — Психологос

Мотивация бывает позитивная и негативная, она же мотивация «к» и мотивация «от».

Позитивная мотивация, стремление, основывается на положительных стимулах или позитиве, содержащемся в самом деле. На отрицательных — негативная мотивация, избегание.

«Если я разберу на столе, я получу конфету» — положительная, позитивная мотивация. «Если я разберу на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» — отрицательная, негативная мотивация. Вариант «если я не буду баловаться, то получу конфету» — промежуточный, тут есть положительный стимул, но негативно поставлена цель.

Какую мотивацию когда лучше использовать

Метод наказания (проще — наказание) применяется широко, но наказания малоэффективны в отношении свободных существ (дельфинам, взрослым детям, мужу и жене): все свободные быстро уходят из области, где их наказывают. Впрочем, если возникают привязанности, существо ранее свободное терпит и наказания. При этом отрицательные подкрепления для свободных существ вполне подходят и эффективны.

Позитивная и негативная мотивация обычно используется одновременно. Позитивная мотивация привлекательна, но ненадежна: ничто не гарантирует, что человек в какой-то момент не отвлечется, не остановится или не пойдет в сторону. Негативная мотивация «более плотная», границу «сюда не ходи» ставит жестче, но такая мотивация чаще вызывает протест, поскольку она неприятна, менее экологична и более энергоемка.

С горячей сковородой аккуратны все, обжечься не хочется никому, но все время делать дела на страхе — желающих нет.

Негативная мотивация обычно легче в исполнении. Уговаривать — долго, а прикрикнул — услышат сразу. К сожалению, негативная мотивация говорит только «что не надо», а как надо — не говорит. И вас могут понять неправильно. Кроме того, негативная мотивация с течением времени требует усиления. К ней, как и к позитивной мотивации, привыкают, и за окриками идут шлепки, за шлепками — подзатыльники и так далее до тупика, когда ничего уже не помогает, когда «как об стенку горох».

Позитивная мотивация ситуативно не так энергитизирует, но ее использование более перспективно: она сохраняется на более долгий срок.

Основные виды позитивной и негативной мотивации

Как позитивная, так и негативная мотивация может быть внутренней и внешней, мотивацией извне и мотивацией изнутри, подробнее см. Виды мотивации. Если разбирать основные виды искусственно создаваемой позитивной и негативной мотивации, то это метод подкрепления (положительного и отрицательного) и метод наград и наказаний.

Обычно под желаниями понимают положительное влечение. Желаю чего-то — влекусь к чему-то. Таким образом, желания создают позитивную мотивацию, В этом смысле говорят, что «вызвать желание» радикально отличается от «заставить» и противоположно ему.

Страх, когда он только блокирует желание, желанием не является. Но в другой ситуации страх может вызывать желание избежать чего-либо, влечение от…, и тогда страх порождает негативную мотивацию. В такой ситуации «заставить» значит то же, что вызвать желание: вызвать желание избежать неприятности…

Группа местных авторитетов сформулировала предложения, от которых было невозможно отказаться…

Самомотивация

Самомотивация тоже может быть позитивной и негативной. Лучше, когда основная мотивация — позитивная. Но это не значит, что негативную мотивацию нельзя использовать. Можно, но главное, чтобы основной фон был все же позитивным.

Физиологически, у тех, кто работает на позитивной мотивации активнее вырабатваются гормоны «счастья».

Распространенность мотивации позитивной и негативной

Мнение Анны Андриановой

Боюсь, что в 89% населения живут в состоянии внутреннего кризиса: по старому больше невозможно, а как по новому неизвестно. Вот так люди и начинают читать развивающие книги, или ходить на группы и тренинги. Мотив испытать радость, увы, намного слабее мотива избежать боли. Как правило, люди идут не к чему-то, а от чего-то. Ходят на работу не потому что хотят на нее пойти, а потому что боятся того что случится, если они перестанут на нее ходить. Ходят на развивающие кружки и читают книги скорее от скуки, чем испытывая стремление к развитию. Только проблема, которую нужно решать, побуждает людей узнать ее причину и вырасти над ней, то есть развить себя до такой степени, чтобы эта проблема перестала быть проблемой. Про то, как люди попадают в личностное и духовное развитие, вообще рассуждать не приходится, тут все понятно: духовность мужчины появляется вследствие понижения потенции и финансовых поступлений, а женщина занимается личностным и духовным развитием от тотальной неудовлетворенности жизнью и собой.
Многие устали жить, и развитие для них — просто замена телевизора.

Негативная мотивация

Следя за реакцией Индии на Covid-19, я заметил, что одна вещь, которая очень заметно обсуждалась, — это сосредоточенность наших лидеров на негативах. Они очень четко понимали, что мы можем потерять, если вовремя не принять меры предосторожности. Они подробно описали наихудший сценарий. Они также очень четко представляли, как будет выглядеть будущее, если будут приняты меры предосторожности. Это очень хорошо используемый подход руководства. Называется Негативная мотивация .

Google определяет негативную мотивацию как поведение, мотивированное ожиданием или страхом перед нежелательным результатом невыполнения. Страх является мощным мотиватором, особенно когда этот страх связан с вашим выживанием или, в случае сотрудников, с их доходом и ростом. Не следует путать его с политикой кнута и пряника. Кнут и пряник больше связаны с материальными предметами (наградой и штрафом). Отрицательная мотивация больше связана с психологией.

Руководя людьми, важно, чтобы лидеры использовали позитивные, воодушевляющие, ободряющие слова/сценарии и показывали яркую картину. Тогда зачем лидерам часто говорить о неудачах.

Причина в том, что когда требуется мотивация, результаты приносят не только положительные моменты. В мрачных ситуациях необходимо предвидеть неудачу и подробно говорить о ней.

Вопрос в том, почему руководитель должен подробно рассказывать об ожидаемой неудаче?

Лидер должен объяснить «Почему». Он/она должен объяснить, «почему» его последователи должны делать то, о чем он/она их просит. Но наряду с этим Он/она должен также объяснить, что может пойти не так, если его/ее последователи не будут делать то, что Он/она от них просит. Вот почему объяснение наихудшего сценария становится важным.

Делая это, лидер прилагает усилия к тому, чтобы разговор стимулировал мысли. Разговор, стимулирующий мысль, заставляет человека глубоко задуматься о сложившейся ситуации. Это заставляет человека действовать решительно. Если лидер может дать логическое объяснение наихудшему сценарию, о котором он/она говорит, это заставит его/ее последователя глубоко задуматься об ожидаемом провале/катастрофе. Как только они поймут, что могут потерять, они приложат усилия, чтобы улучшить ситуацию, делая то, что от них хочет лидер. Никто не любит неудачи/проигрыши. Это укрепляет приверженность в группе.

Этот подход особенно эффективен, когда возглавляемая группа плохо осведомлена о ситуации, которой пытается управлять лидер. Другими словами, знания и опыт группы по данному вопросу ограничены. Это ограниченное знание и опыт проблемы может заставить группу относиться к ней легкомысленно, если как светлые, так и темные стороны не будут должным образом объяснены. Это нанесет ущерб делу группы. Для того, чтобы группа делала то, что от нее требуется для улучшения ситуации, используется негативная мотивация.

Я часто говорю своим людям, что они должны знать, как будет выглядеть негатив, если они хотят понять позитив. Они должны знать, как выглядит тьма, если хотят познать свет. Им следует знать, как выглядит неудача, если они хотят понять и добиться успеха. Нам, людям, нужно сравнение, чтобы понять разницу. Только после того, как мы узнаем, что такое зло, мы понимаем добро. При отсутствии одного другое становится бессмысленным!

Лидеры при использовании негативной мотивации должны иметь подход, направленный на то, чтобы помочь последователям понять разницу между тем, что хорошо для них, и тем, что не очень хорошо. Это не должно звучать пугающе! Если это звучит пугающе, это снизит результат и может демотивировать, а не мотивировать.

Я завершу эту статью, подчеркнув очень важный момент: руководитель не должен злоупотреблять отрицательной мотивацией в корыстных целях. Это поставит под угрозу его авторитет и разрушит его репутацию в долгосрочной перспективе. История изобилует такими примерами.

Спасибо за внимание. Делитесь своим мнением и оставляйте комментарии.

Обратите внимание, что представленные выше мнения являются личными.

С уважением!

Как использовать негативную мотивацию на рабочем месте | Малый бизнес

Автор: Грегори Гэмбоун

Один из способов поддерживать высокий уровень производства в вашей компании — это мотивировать своих работников на хорошую работу. Существует бесчисленное множество техник и методов для улучшения поведения и производительности, и ваше отношение к созданию счастливой и позитивной рабочей среды помогает вам выбрать, какие методы работают лучше всего. Методы негативной мотивации фокусируются на последствиях неэффективности и невыполнения поставленных задач, в отличие от позитивной мотивации, где основное внимание уделяется преимуществам превосходной производительности. Отрицательная мотивация — это эффективный метод повышения производительности вашей компании, но последствия использования этих методов должны быть тщательно оценены, прежде чем вносить изменения в политику всей компании.

Понимание негативной мотивации

  1. Традиционно понятие мотивации включало побуждение человека действовать или вести себя определенным образом, потому что он воспринимал эти действия как имеющие желаемый результат. Отрицательная мотивация – это прямо противоположное понятие. Поведение мотивировано ожиданием или страхом того, что неисполнение может привести к нежелательному результату. Страх — мощный мотиватор, особенно когда этот страх связан с вашим выживанием или, в случае сотрудников, с их доходом.

Негативная мотивация сотрудников

  1. Вы можете увеличить производство, продажи и общий успех своей компании, правильно мотивируя своих сотрудников. Если вы решите использовать методы негативной мотивации, вы должны создать среду ответственности, в которой неудачи не терпят, а наказывают. Вместо того, чтобы награждать лучших сотрудников, вы наказываете худших. Ваши работники должны болезненно осознавать, что неприемлемая производительность напрямую ведет к нежелательным финансовым результатам, включая меньшую зарплату или даже увольнение.

Подача примера

  1. Негативная мотивация ваших сотрудников требует постоянного подкрепления, чтобы напоминать сотрудникам о последствиях плохой работы. Пагубное влияние неудачи на рабочем месте должно быть ясным и свежим, чтобы негативная мотивация могла должным образом влиять на поведение. Это означает, что вы должны держать свое слово и не блефовать. Каждый раз, когда сотрудник не выполняет или не выполняет установленные вами минимальные приемлемые показатели производительности, у вас нет иного выбора, кроме как применить последствия, как вы их описали. Сотрудники должны серьезно относиться к вашим угрозам, чтобы негативная мотивация была успешной. Предоставление даже одному работнику второго шанса или разрешение продолжить работу, если он явно нарушает политику вашей компании, может привести к массовым проблемам, поскольку информация о вашем блефе будет распространяться.

Восприятие и лояльность сотрудников

  1. Одной из самых больших опасностей использования негативной мотивации в вашей компании является отсутствие морального духа. Сотрудники будут ненавидеть ходить на работу, потому что их день наполнен постоянными угрозами наказания. В конце концов, они достигнут предела своей способности справляться с постоянным негативным потоком и либо бунтуют, либо ищут работу в другом месте. Использование отрицательного подкрепления, несомненно, снижает уровень удержания вашей рабочей силы, заставляя вас постоянно искать замену. Лояльность сотрудников не будет существовать в среде, где превосходная производительность не вознаграждается и не признается, а неудовлетворительная производительность вместо этого выделяется как негативное поощрение.

Ссылки

  • Драгош Руа; Положительная мотивация против отрицательной мотивации; 13 июля 2009 г.

Ресурсы

  • Топливо Моя мотивация: Мотивация сотрудников — Методы и идеи

Автор биографии

Грегори Гэмбоун – старший вице-президент небольшой страховой брокерской компании в Нью-Джерси. Его специализация — страхование и вознаграждения работникам. Он пишет с 1997 года. Гэмбоун выпустил свою первую книгу «Основы финансового планирования» в 2007 году и продолжает работать над своей следующей отраслевой публикацией.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts