Палка стимул: Стимул является совсем не тем о чем думает каждый!

Содержание

Палка для осла

Неизвестно, называют ли итальянские погонщики ослов сегодня, как тысячи лет назад, свой главный, заточенный с одного конца инструмент стимулом. Но слово это, рождённое когда-то в Древнем Риме и разошедшееся по всему миру, по-прежнему в силе. Вот и завершившийся 29-й тур чемпионата России подтвердил, что дело стимула живёт и побеждает. Так сложилось, что во всех матчах, за единичным разве что исключением, победил тот, кому это было нужнее.

Спарринг чемпионов

Единственным, кто нарушил привычный порядок вещей, оказался чемпион. От «Зенита» в Казани многого не ждали, предматчевая информация о многочисленных кадровых потерях была встречена понимающей иронией. Однако ж питерцы имеют состав такой глубины, что отсутствие семи основных игроков осталось почти незамеченным. В результате единственным дебютантом стал Дмитрий Бородин. С одной стороны, это третий вратарь команды, с другой, футболист зрелых лет и неплохой квалификации, который когда-то был интересен сборной.

Соответствовать вновь обретённому высокому званию «Зенит» постарался не только составом, но и игрой. По крайней мере, со счётом 2:0 в Казани давно уже никто не вёл. Хозяева, правда, в итоге от поражения ушли и даже претендовали на победу, но ничейный результат точнее всего соответствовал содержанию матча.

Кстати, не показалось, что «Рубин» воспринял эту встречу как последний и решительный бой. Несколько перестановок в составе, в том числе первый в сезоне выход Романа Шаронова и Гиедриуса Арлаускиса, появление давно не игравших резервистов Андрея Горбанца и Игоря Портнягина позволили предположить, что приоритетом Курбана Бердыева на финише сезона является европейский фронт, где команде предстоит сыграть через три дня.

В мраке подсознания

Спроси игроков «Спартака», повлияла ли близкая встреча с «Марселем» на их поведение против ЦСКА, ответ наверняка получишь отрицательный. Предположение о том, что главное дерби страны может быть принесено в жертву чему бы то ни было, кому-то, пожалуй, вообще покажется святотатством.

Всё так, и в то же время осталось ощущение, что где-то в глубине, в подкорке у спартаковцев сидела память о грядущей через пару дней лигочемпионской развязке. Возможно, тайны спартаковского подсознания и не потребовали бы версий, не случись на 51-й минуте игры удаления армейского игрока. Почему «Спартак», который вёл в счёте и оказался в большинстве, провалил заключительную часть матча? Почему ЦСКА, который уступал в счёте и остался в меньшинстве, вырвал победу? Возможно, та самая 51-я минута сыграла роль некоего психологического катализатора, обнажившего глубинные интересы команд, которые до того были прикрыты ширмой дерби. Главным стимулом ЦСКА на финише сезона было серебро, за ним с отчаянием припёртого к стене армейцы и ринулись. Главным стимулом «Спартака» является сегодня выход в плей-офф Лиги чемпионов, о нём, похоже, красно-белые подспудно и думали.

Предположение слегка провокационное, не подлежащее проверке, и тем не менее. Мысленно поменяем соперников местами. Представим, что второе место было жизненно необходимо «Спартаку», а в европейском прорыве кровно заинтересован ЦСКА. Пошла бы игра после 51-й минуты по тому же сценарию? Упустил бы «Спартак» победу? Поднялся бы на подвиг ЦСКА? Даже согласие с Леонидом Слуцким, заметившим после игры, что человеческое сознание есть сфера непознанная, уверенности в этом не даёт. Думается, в любом случае вероятность такого разворота игры была бы меньше.

Волшебному влиянию стимула более других армейцев, как известно, подвержен Вагнер Лав. Трудно вспомнить, чтобы он оказывался безучастным в главных матчах, как это порой случается с ним в будни. Но на этот раз бразилец, кажется, превзошёл даже самого себя. Видеть Вагнера, с таким рвением летящего в подкаты, в том числе в собственной штрафной, прежде как-то не доводилось. Ну а его атакующая настойчивость открытием не стала. Гол, к которому он стремился с первых минут, но которому мешали то соперники, раз за разом беззастенчиво валившие его с ног, то судьи, однажды отменившие взятие ворот по причине офсайда, состоялся-таки, пусть и в компенсированное время.

Глубинный интерес

Среди других событий тура первоочередного внимания заслуживал, пожалуй, матч в Перми: там оба соперника, что на финише случается нечасто, сохраняли интерес к турнирной жизни. Было любопытно, чей стимул окажется весомее: нальчикское стремление в Европу или пермское желание спастись. Оказалось, что сильнее тот стимул, который глубже, основательнее. Всё-таки южный «Спартак» играл за праздник, а «Амкар» за жизнь. Пермяки и вели себя соответствующе. Забили три мяча, что до того в сезоне им удалось лишь однажды – в апреле против «Сибири». Победный гол, кстати, вышел любопытным: Андрей Топчу, получив пас в самом центре штрафной, имел время остановить мяч, изготовиться к удару и прицельно пробить. Случись подобная роскошь в каком-то из тех матчей, где обоюдных стимулов не было, гол этот неизбежно породил бы хор едких комментариев.

Таких, например, которые сопровождают домашний выигрыш «Алании» у «Терека». Победы «Крыльев» над «Динамо» и «Локомотива» над «Ростовом» приняты спокойнее, но в каждом из трёх этих матчей любой другой исход стал бы сюрпризом: очень уж разнились стимулы сторон. Один результат, впрочем, всё же удивил. Обоюдно выгодным исходом встречи в Махачкале виделась ничья, о чём дополнительно сигнализировали привычно бдительные букмекеры.

Однако равенства не вышло: «Сатурн» выиграл на поле «Анжи». Возможно, это просто совпадение, но опять сильнее оказался тот, кто имел более глубокий интерес: из сегодняшних проблем подмосковного клуба вопрос выживания в премьер-лиге, как известно, не самый горячий.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

По теме

Футбол Россия Мир РПЛ Премьер-лига — 2010. 29-й тур

Ранее в рубрике Футбол: Венгер обеспокоен домашними поражениями

Мотив и стимул – Учительская газета

Мотив – одно из главных понятий психологии. Очень часто его путают со стимулом. Давайте определим фундаментальную разницу двух понятий.

 

Понятия

Мотив – это побудительная причина. От латинского слова movere – «приводить в движение», «толкать».

Стимул – это принуждающая причина. В латинском языке слово stimulus означает остроконечную палку, которой погоняли животных.

Мотив – это то, чего мы хотим, к чему стремимся.

Стимул – это то, чего мы боимся, чего избегаем.

Мотив – это наше внутреннее желание.

Стимул – это внешнее воздействие.

Мотив – это пряник, поощрение.

Стимул – это кнут, наказание.

Мотив подразумевает отношение к человеку как к личности.

Стимул подразумевает отношение к человеку как к животному или как к вещи.

В статье «Учитель против следователя» («Учительская газета», №45 от 6 ноября 2018 года) я писал о принципиальном отличии позиции следователя и педагога в отношении детей. Задача следователя – подозревать детей. Задача учителя – верить детям. Можно сказать, что полицейский – это человек-стимул, а педагог – это человек-мотиватор. Полицейский должен устрашать детей, а педагог должен вдохновлять детей.

Часто слова «мотив» и «стимул» используют как синонимы. Например, называют стимул внешней мотивацией. Или говорят о мотивации избегания неудач. Или есть термин трудового законодательства «выплаты стимулирующего характера», который, конечно, про мотивирование, а не стимулирование. Общее у мотива и стимула то, что они направляют активность человека. Но сущностную разницу способов направления активности нужно обязательно понимать.

Когда спрашивают, как мотивировать человека на что-то, имеют в виду как стимулировать. Сама конструкция вопроса – как мотивировать человека – указывает на принуждение: «Как заставить человека сделать то, что мне нужно?». Не путайте свои и чужие желания.

 

Стимулирование

Стимулирование – очень эффективный способ управления. Но только при двух условиях: у вас должно быть право на применение достаточной степени насилия и вам нужно добиться от человека простых действий.

В прошлые века стимулирование было распространено гораздо шире, чем сейчас. Людей, особенно рабов (крепостных, холопов), можно было бить. От людей, подвергавшихся принуждению, требовались простые действия: махать веслами, пахать землю, стрелять из ружья.

В рассказе Льва Толстого «После бала» есть пример стимулирования прошлых веков. Там кратко описана сцена наказания шпицрутенами: это когда человека избивают палками. Такое стимулирование вызывало ужас.

Сегодня добиваться от людей нужных действий стимулированием весьма затруднительно. Во-первых, насилие запрещено. Например, за физическое насилие над детьми родителей лишают родительских прав, а учителей увольняют с работы. Во-вторых, в современной экономике много сложных видов работ, выполнения которых невозможно добиться с помощью плетки.

Еще один аргумент против использования стимулирования – оно портит отношения между людьми. Никто не любит насилия над собой.

При этом важно, конечно, как люди воспринимают насилие. В прошлые века оно было разрешено, родители не скрывали насилия над детьми, и применялось оно повсеместно. В этих условиях насилие не портило детско-родительские отношения, потому что дети, как и родители, считали его нормальным и правильным.

В сегодняшних условиях дети знают, что насилие запрещено, что это ненормально, что насильники не афишируют свои методы воспитания. Поэтому современные дети не любят жестоких родителей.

Дворником будешь

Теперь у обычных граждан в наличии есть лишь психологические методы стимулирования: упреки, обиды, угрозы, недовольства, лишение любви. Такие методы действуют только на незрелых людей, склонных к созависимым отношениям. Зрелые люди такое стимулирование игнорируют или легко пресекают простым посыланием куда подальше.

Дети не могут послать родителей и учителей, поэтому они используют пассивные методы противодействия стимулированию – тихий саботаж и злонамеренное послушание. Злонамеренное послушание – это когда человек формально делает то, что от него требуют, но фактически не делает того, что нужно делать. Также дети используют ответное стимулирование – демонстрируют свое недовольство и обиды.

Вот типичный образец стимулирования детей: «Ты должен хорошо учиться, иначе дворником будешь». Это внушение страха. Невозможно ходить в школу одиннадцать лет с мыслью о дворнике в голове. Содержание современного образования слишком сложно, чтобы его можно было осуществить через запугивание.

 

Лень

Еще один популярный метод психологического стимулирования – обвинение человека в лени.

В психологических словарях нет слова «лень». Это не научный термин. Я предлагаю пару своих определений.

Лень – это отсутствие мотивации.

Лень – это ощущение бессмысленности деятельности.

Например, мне лень заниматься макраме. У меня нет в этом потребности, нет желания, поэтому я не занимаюсь этим прикладным искусством.

Иначе говоря, лень – это нейтральное понятие. Но взрослые часто его используют в качестве упрека, и с таким видом, как будто они дали исчерпывающее объяснение поведения человека.

Но это слово ничего, в сущности, не объясняет. Какая мудрость в утверждении, что мне лень заниматься макраме?

Обвинение человека в лени и другие методы психологического стимулирования только портят отношения, а нужного результата не дают. Попытка применять стимулирование в XXI веке является неэффективной стратегией.

 

Польза стимулов

Применение стимулов уместно лишь в некоторых случаях.

В наше время использование стимулов целесообразно, в основном чтобы пресекать нежелательные действия. Например, стимулами являются Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и вся система государственного принуждения, которая включает правоохранительные органы, суды, службы судебных приставов, службы исполнения наказания.

Роберт Чалдини в книге «Психология влияния» приводит результаты интересного исследования. Женщинам давали брошюры, в которых говорилось о необходимости регулярно самостоятельно обследовать грудь, чтобы выявить рак на ранней стадии. Женщины чаще выполняли рекомендации врачей, если совет формулировался в форме стимула: «Вы можете потерять свою грудь, если не будете тратить всего пять минут каждый месяц на ее осмотр и прощупывание». Совет в форме мотива действовал менее убедительно: «Ваша грудь всегда будет здоровой, если вы станете тратить только пять минут каждый месяц на ее осмотр и прощупывание». То есть большее влияние на нас оказывает мысль о потере, чем мысль о приобретении или сохранении.

В «Учительской газете» №1 от 2021 года опубликована моя статья «Чтобы стать лучшим», в которой в качестве эпиграфа я привожу слова Уилсона Канади: «Чтобы быть лучшим, ты должен быть в состоянии справиться с худшим». Смысл этой статьи в стимулировании читателей задуматься о различных потерях и приготовиться к ним.

Потребности

Мотив – это то, чего мы хотим, к чему стремимся. В основе мотивов лежат потребности. Наиболее удачный список потребностей человека составил Абрахам Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и принадлежности; 4) потребность в уважении; 5) потребность в самоактуализации (полном развитии и применении своих талантов и способностей) (см. рис. 1).

рис. 1

Потребности представлены в виде пирамиды, символизирующей их иерархию. Потребности в основании пирамиды должны быть удовлетворены в первую очередь.

рис. 2

Еще мне нравится концепция четырех основных потребностей всех людей Стивена Кови: 1) жить; 2) любить; 3) учиться; 4) оставить после себя наследие (см. рис. 2).

Эти потребности соответствуют четырем частям личности: 1) тело; 2) сердце; 3) разум; 4) дух (см. рис. 3).

рис. 3

Парадигма стимулирования порождает вопрос: «Как принудить человека сделать то, что мне нужно?»

Парадигма мотивирования подразумевает другие вопросы: «Какие у человека потребности?», «Как я могу помочь человеку удовлетворить его потребности?», «Как нам добиться взаимного удовлетворения потребностей, чтобы все выиграли?».

 

Деятельность

Поскольку эффективность стимулирования очень ограничена, многие современные теории управления и обучения делают ставку на мотивирование.

Например, системно-деятельностный подход строится на мотивах человека. Первым элементом деятельности являются потребности (мотивы). На основе потребностей формулируются цели. Затем составляется план достижения целей. Затем план реализуется и оценивается результат (см. рис. 4).

рис. 4

Системно-деятельностный подход означает позволить человеку делать то, что он хочет. И, более того, нужно помогать человеку реализовать его потребности и желания.

рис. 5

Теории деятельности противоположна теория действий, которая опирается на стимулирование. Согласно теории действий человек – это животное, которое должно выполнять определенные действия. От животного не требуется понимания смысла, цели, плана – только действия. Выполнение действий обеспечивается внешним стимулированием (см. рис. 5).

Резюме

Итак, что же все-таки лучше – мотивировать или стимулировать? Истина, как обычно, в умеренности и балансе.

В основе жизни и отношений должна быть опора на мотивацию. Нормальная жизнь строится на удовлетворении желаний и потребностей, на стремлении к благу.

А в некоторых моментах нужно использовать и стимулирование. Государство должно грозить людям наказаниями за преступления. Врач должен предупредить пациента, что если он не бросит пить и курить, то умрет. Страховой агент должен предложить потенциальному клиенту задуматься о последствиях пожара в квартире. Учитель должен предупредить ученика, что из-за низкой успеваемости по русскому языку и математике ребенок не сдаст ОГЭ и не получит аттестат.

Здесь есть важное практическое замечание. Если вы строили отношения с ребенком на стимулировании, а потом, наслушавшись психологов, решили перейти на мотивирование, то сначала никакого позитивного сдвига вы не увидите. Отношения стимулирования можно назвать отношениями «сражайся или сдавайся». Если ребенок привык защищаться от вас, то он по привычке продолжит это делать, даже когда принуждение пропадет. Требуется время, чтобы он перестал отстаивать «свободу от» и начал думать о «свободе для».

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

СТИМУЛ — Что такое СТИМУЛ?

Слово состоит из 6 букв: первая с, вторая т, третья и, четвёртая м, пятая у, последняя л,

Слово стимул английскими буквами(транслитом) — stiml

  • Буква с
    встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
  • Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л

Значения слова стимул. Что такое стимул?

Стимул

Сти́мул (лат. stimulus — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка, запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие…

ru.wikipedia.org

Стимул (греч. stymulus – стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных) – 1. любое воздействие на организм, возбуждающее или изменяющее его поведение заметным образом.

vocabulary.ru

СТИМУЛ — побудительная причина поведения, заинтересованность в совершении чего-л. В управлении поведением персонала С. должны мотивировать (заинтересовывать) работников: в постоянном развитии (повышении) личностного и коллективного потенциалов…

Охрана труда. — 2007

Стимул (stimulus) Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое.

Корсини Р. Психологическая энциклопедия

СТИМУЛ (S)

СТИМУЛ (S) Попытки многих психологов дать точное определение этого термина оказались неудачными. Так как это основной термин в теоретическом направлении, которое, исторически…

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Стимула-реакции психология

Стимула-реакции психология — бихевиоризм, подход в психологии, рассматривающий отношение стимул-реакция как основание поведения, а цель научной психологии — как выявление функциональных связей между стимулами и реакциями.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Стимула-реакции психология – бихевиоризм, подход в психологии, рассматривающий отношение стимул-реакция как основание поведения, а цель научной психологии — как выявление функциональных связей между стимулами и реакциями.

vocabulary.ru

Дистальный стимул

Диста́льный сти́мул (Диста́льный объе́кт) — наряду с проксимальным стимулом и перцепцией используется для описания восприятия. Дистальный стимул является источником проксимального стимула.

ru.wikipedia.org

ДИСТАЛЬНЫЙ СТИМУЛ Буквально — стимул, находящийся далеко (отдаленный) от рецептора, на который он воздействует. В изучении восприятия различаются: (а) стимулы, которые воздействуют непосредственно на сенсорный рецептор, например, световые волны…

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Различение стимула

Различение стимула Аспект классического формирования условных рефлексов, когда организм реагирует на один стимул, утрачивая склонность реагировать на сходные стимулы.

Психология от А до Я. — 2000

Различение стимула – аспект классического формирования условных рефлексов, когда организм реагирует на один стимул, утрачивая склонность реагировать на сходные стимулы.

Олешко М.Ю. Современный образовательный процесс. — 2006

Генерализация стимула

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ СТИМУЛА Тенденция стимула, сходного с оригинальным стимулом, в ситуации научения вызывать первоначально усвоенную реакцию. Градиенты генерализации обычно встречаются тогда, когда стимулы систематически варьируются…

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Генерализация стимула (генерализация лат. stimulus — стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных) — побуждение к действию, побуждающая причина, то есть тенденция стимула, сходного с оригинальным, вызывать первоначально усвоенную реакцию.

vocabulary.ru

Генерализация стимула — (генерализация + лат. stimulus — стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных) — побуждение к действию, побуждающая причина) — тенденция стимула, сходного с оригинальным, вызывать первоначально усвоенную реакцию.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Генерализация стимула Аспект классического формирования условных рефлексов, когда организм реагирует не только на условный стимул, но также на другие сходные стимулы.

Психология от А до Я. — 2000

Генерализация стимула — возникновение реакции на индифферентный раздражитель в процессе выработки условного рефлекса.

glossary.ru

Иррелевантные стимулы

Иррелевантные стимулы (фр. irrelevant — не относящийся к делу, лат. stimulus — стрекало, остроконечная палка, которой подгоняют животных) — слова-стимулы в ассоциативном эксперименте, которые не вызывают аффективных реакций.

vocabulary.ru

Иррелевантные стимулы — (фр. irrelevant — не относящийся к делу, лат. stimulus — стрекало, остроконечная палка, которой подгоняют животных) — слова-стимулы в ассоциативном эксперименте, которые не вызывают аффективных реакций.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Инвестиционный стимул

Инвестиционный стимул — субсидия, предоставляемая правительством компании для того, чтобы поощрить ее сделать капитальные вложения в машины, оборудование, производственные здания и т. д.

glossary.ru

Инвестиционный стимул — субсидия, предоставляемая правительством компании для того, чтобы поощрить ее сделать капитальные вложения в машины, оборудование, производственные здания и т.д.

Словарь финансовых терминов

Русский язык

Сти́мул, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова стимул

Безусловно, сильным считается тот, кто находит в поражениях стимул двигаться дальше.

Это даст новый стимул развитию туризма и области в целом как центра «Золотого кольца».

Заодно у местной молодежи появится хороший стимул к учебе, к повышению профмастерства.

Это реальный стимул и побудительный мотив, чтобы собрать новую группу и отправиться в тур.

Ну, быстрый гол всегда стимул для забивающей команды и совсем другие эмоции для соперника.

Молодой не может много получать, он должен быть голодным, чтобы был стимул к росту.


  • Слова из слова «стимул»
  • Слова на букву «с»
  • Слова, начинающиеся на «ст»
  • Слова c буквой «л» на конце
  • Слова c «ул» на конце
  • Слова, начинающиеся на «сти»
  • Слова, начинающиеся на «стим»
  • Слова, оканчивающиеся на «мул»
  • Слова, заканчивающиеся на «имул»
  1. стимулирующий
  2. стимулятор
  3. стимуляция
  4. стимул
  5. стипендиальный
  6. стипендиатка
  7. стипендиат

Жизненные стимулы биосистем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Вестник СамГУ — Естественнонаучная серия. 2009. №2(68)

УДК 575.8

167

ЖИЗНЕННЫЕ СТИМУЛЫ БИОСИСТЕМ

© 2009 Ю.П. Фролов1

Рассмотрена эволюция жизненных стимулов биологических систем от простейших до человека.

Ключевые слова: стимул, двигательная активность, разумная деятельность, иерархия смыслов.

Введение

В ходе биологической эволюции в границах как одноклеточных, так и многоклеточных организмов сформировались структуры и механизмы, способные обеспечить протекание множества процессов жизнедеятельности. Важнейшими из них являются процессы, связанные с размножением, которое делает возможным не только сохранение существующей численности организмов, но и быструю экспансию их на новые территории. Самовоспроизведение макромолекул появилось на самой ранней стадии биологической эволюции путем редупликации нуклеиновых кислот, а также прямой трансляции полипептидов с молекул нуклеиновых кислот, и наоборот, синтеза последних на молекулах полипептидов. Косвенным доказательством существования в прошлом такого механизма самовоспроизведения макромолекул является феномен эквиспиральности — стерического соответствия альфа-спирали полипептидов спиральной структуре нуклеиновых кислот [1-3]. Позднее функции белков и нуклеиновых кислот разделились, причем среди последних произошла специализация на молекулы ДНК, решающие стратегические задачи (изменчивость, наследственность), и рибонуклеиновые кислоты, выполняющие тактические функции внутри клетки. Сама же репродуктивная функция организмов воплотилась в громадном разнообразии конкретных форм с единым предназначением. По мере усложнения организмов достаточно четко проявилась тенденция к уменьшению их плодовитости, компенсируемой увеличением продолжительности жизни за счет более совершенной репарации повреждающихся структур.

хФролов Юрий Павлович, кафедра биохимии Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Все процессы жизнедеятельности осуществляются с затратой энергии и вещества, поступающих в организм с пищей. Возникает естественный вопрос о стимулах (в переводе с латинского данное слово означает остроконечную палку, которой погоняют скот), которые вынуждают его заниматься добыванием пищи в окружающей среде. Этот процесс энергозатратный, нередко связан с угрозой для жизни особи и осуществляется обычно с активным участием ее двигательной системы.

1. Protista

За исключением представителей ряда видов одноклеточных, не имеющих локомоторного аппарата и осуществляющих локальную поисковую деятельность за счет хаотического броуновского движения, подавляющее число организмов обладает способностью к активному поиску пищи и особей противоположного пола, а также к избеганию опасностей и покиданию мест с неблагоприятными условиями существования. Уже простейшие одноклеточные организмы, в частности подвижные бактерии, имеют жгутиковый аппарат, совмещающий в себе функции двигателя (базальное тело) и движителя — жгутика, который может вращаться подобно пропеллеру, обеспечивая перемещение клетки.

Направленное движение бактерии (например, положительный или отрицательный хемотаксис) осуществляется с участием белков-рецепторов, расположенных в периплазматическом пространстве или на клеточной мембране, которые, связав стимулирующую молекулу, передают сигнал на перерабатывающие системы. От них он поступает в систему управления движением, где трансформируется в командный сигнал, вызывающий необходимые изменения в работе жгутиков. Кроме того, бактерии способны не только ощущать, но и на короткое время ’’запоминать” силу стимулирующего сигнала, что позволяет им помимо ориентирования в пространственном градиенте активных веществ еще и учитывать изменение их концентрации во времени [4]. Все молекулярные участники этого управляемого локомоторного процесса генетически детерминированы. Двигательная активность бактерий стимулируется внешними воздействиями, напрямую управляющими локомоторным аппаратом.

У простейших движение в большинстве случаев генерируют цитоплазматические выросты — реснички и жгутики. Подобно бактериям, их локомоторная активность стимулируется химическими, физическими и механическими воздействиями, а движение, особенно координированная работа ресничек, контролируется электрическим потенциалом клеточной мембраны и связанной с ним ее проницаемостью для ионов кальция. Специфический механизм передвижения имеют солнечники (с помощью аксоподий) и амебы (с помощью псевдоподий). Своеобразным и сложным образом хемотаксис проявляется у клеточной формы миксомицетов.

Следует отметить, что хемотаксис сохранился и у разных клеток высших организмов (фибробласты, нейроны, половые клетки, лейкоциты, опухолевые клетки), он принимает участие в морфогенезе многоклеточных животных.

Таким образом, у рассмотренных одноклеточных организмов сформировался достаточно автономный двигательный аппарат, содержащий присущие любой кибернетической системе части: объект управления (собственно локомоторные структуры) и структуры, выполняющие функцию управления этим объектом. Управление осуществляется с участием обратных связей. Основное назначение такой двигательной системы — удалить клетку из мест с вредными условиями и доставить в места с наиболее благоприятными для жизни условиями.

Сами же процессы жизнедеятельности, прежде всего рост и деление клеток, в благоприятных условиях стимулируются пищей или, в случае с фо-тотрофными организмами, светом. В отсутствие лимитирования рост численности популяции происходит с участием положительной обратной связи (согласно уравнению Мальтуса — по геометрической прогрессии), а при наличии ограничивающих рост факторов вступает в действие отрицательная обратная связь, и динамика численности популяции описывается логистическим уравнением Ферхюльста-Перла или объединенным уравнением Моно-Иерусалимского.

2. Ме1а7оа

На ранних стадиях эмбрионального развития многоклеточных животных ведущая роль принадлежит самой древней генетической системе, от которой зависит появление специализированных клеток. По мере формирования организма функции регулирования переходят к ’’триумвирату”— нервной, эндокринной и иммунной системам. Однако условия выживания организмов остаются прежними — питание, размножение и избегание опасностей для жизни, которые, опять же, могут быть обеспечены преимущественно активной работой локомоторного аппарата. Роль двигателя, как правило, выполняют мышцы, а движителя — ходильные конечности, ласты, крылья и прочие части тела, поскольку, в отличие от одноклеточных организмов, обычно обитающих в водной среде, многоклеточные животные дополнительно освоили сушу и воздушное пространство.

У Metazoa не только более сложное строение, но и значительно более сложные поведенческие реакции. Если у одноклеточных организмов двигательный аппарат, по-видимому, ”не советуясь” с клеткой, уводит ее от опасности и доставляет в благополучные для жизни места или к особи противоположного пола, то у Metazoa локомоторная система более подконтрольна всему организму. Так, сытый хищник может и не побежать за своей жертвой, а травоядное животное не будет пастись на лугу, если его

желудок заполнен пищей. А некоторые животные (белки, суслики и др.), будучи сытыми, напротив, запасают корм на зимний период.

Важную роль в осуществлении ранее названных функций, без которых невозможно выживание организмов, играют сложные безусловные (врожденные) рефлексы — инстинкты и вырабатываемые в процессе жизни условные рефлексы, а также совокупности взаимосвязанных рефлексов, на длительное время определяющих поведение животных. Так, после прилета птиц из теплых стран их жизнь складывается из последовательно выполняемых операций: выбора места для гнезда, его построения, откладывания в него яиц, их насиживания, выкармливания птенцов, обучения их полету, навыкам добывания пищи, подготовки к перелету в составе стаи, перелета в теплые края, проживания в них, возвращения на свою родину. У многих высокоорганизованных животных хорошо выражена забота о потомстве, что позволяет увеличить его выживаемость и снизить исходную численность.

В отличие от эндокринной и иммунной систем, нервная система не только управляет внутренними органами, но также с помощью многочисленных рецепторных структур осуществляет непосредственный контакт с внешней средой. Благодаря этому становится возможным образование условных рефлексов на внешние воздействия, позволяющих избегать неблагоприятных и увеличивать число благоприятных исходов. У высокоорганизованных Metazoa на основе нервной и с участием эндокринной систем сформировалась достаточно эффективная система стимулов (мотивов), побуждающих к действию двигательный аппарат, и эмоций, на субъективном уровне оценивающих результат его работы. Появление мотиваций и эмоций обусловлено активностью, прежде всего, лимбической системы мозга. Эмоции активируют функции вегетативной и эндокринной систем и этим способствуют реализации целенаправленного поведения. Мотивации могут быть разделены на две категории: влечения и избегания. Первые обусловлены получением чувства удовольствия, которое связывают с функцией систем удовольствия головного мозга. Отрицательные эмоции, возникающие при неприятных болевых ощущениях, приводят к тому, что животное в будущем стремится их избежать [5]. Систему мотивов и эмоций (”кнута и пряника”) используют при дрессировке животных.

Таким образом, целесообразное управление двигательной активностью как одноклеточных организмов, так и многоклеточных животных обеспечивается специальными системами, ”встроенными” в них в процессе эволюции.

3. Homo sapiens

Человек по своей природе является биологическим объектом, а по образу жизни — социальным. В отличие от тупиковой ветви общественных насекомых, социальный образ жизни людей открыл перед ними широкие

перспективы дальнейшего развития, сказавшись и на их биологической природе. Движущей силой, превратившей первобытного человека в человека разумного, явились два взаимно дополняющих обстоятельства — его трудовая и познавательная деятельность. О пути становления разумного человека достаточно убедительно сказал Ф. Энгельс [6], хотя не все авторы с ним согласны (к сожалению, по фундаментальным проблемам науки отсутствуют непротиворечивые теории, нередко истину заменяют точки зрения и мнения отдельных ученых).

Стимулы жизненной активности и поведение человека принципиально отличаются от таковых даже у высокоорганизованных млекопитающих. Разумная трудовая деятельность людей обеспечивается получившей прогрессивное развитие корой головного мозга, хотя многие поведенческие реакции связаны и с другими его отделами. В своей модели триединого мозга американский ученый П. Мак-Лин (цит. по [7]) предлагает различать в центральной нервной системе человека ”нейрошасси”— комбинацию из спинного, заднего и среднего мозга, отвечающую за самовоспроизводство и самоподдержание организма, и расположенные над ним три типа его ”во-дителей”: рептильный комплекс (Р-комплекс), лимбическую систему и новую кору. Р-комплекс, сформировавшийся в период господства рептилий, играет роль в агрессивном поведении. Позднее возникшая лимбическая система управляет весельем, страхом, а также множеством тонких эмоций. И, наконец, новая кора — самое последнее эволюционное приобретение — обеспечивает мыслительную, рассудочную деятельность. Человек в своем индивидуальном развитии проходит три последовательные стадии преобладания функций этих частей мозга: Р-комплекса на ранней стадии (подростковая жестокость), лимбической системы в юношестве (романтический период) и новой коры (рассудочность взрослых и пожилых людей). Преобладание функции одной из частей головного мозга может повлиять на выбор рода деятельности человека: силовики (военные, работники органов правопорядка), люди искусства, ученые. Человечество исторически также прошло эти три стадии: варварство, нашедший отражение в искусстве романтизм и современный зрелый период (реализм, прагматизм), в котором должен возобладать рассудок над эмоциями, раздирающими государства и общества.

В процессе разумной трудовой деятельности человек расширял свои знания об окружающем мире, воздействовал на внешнюю среду, в определенной мере изменял ее, и у него возникло сознание отделенности от своего окружения. Сформировавшееся самосознание поставило перед человеком ”беспокойные” вопросы о своем месте в окружающем мире, о границах пространства и времени, о смысле жизни и другие. Труд позволил людям даже в условиях многократного увеличения их численности достаточно сносно удовлетворять биологические потребности, прежде всего в пище, используя те же мотивации, что и животные. Мотивации, которые относительно легко и гарантированно удовлетворяются, теряют свою остроту (стимул — ост-

роконечная палка), поэтому для продолжения осмысленного существования человеку потребовался дополнительный стимул.

В связи с мощным развитием коры больших полушарий, обусловленным трудовой деятельностью, возникла новая, присущая только человеку разумному, мотивация познания, ставящая перед ним абстрактные вопросы и требующая их разрешения. Следует отметить, что общепринятое понимание разумности антропоцентрично, поскольку под ее обладателем подразумевается только человек, и требует, на наш взгляд, более широкого толкования. Важнейшим проявлением разумности системы является целесообразное поведение последней, направленное на ее сохранение в условиях действия повреждающих факторов. Мир системен, потому что системы (по крайней мере, биологические) обладают разумностью, то есть способностью к самосохранению. Системы, утратившие это свойство, распались. Разумность — внутренне присущее (имманентное) свойство систем, за которым стоят конкретные структуры и механизмы. Системы различаются лишь по степени разумности. Человек осознал свою разумность, другие системы сделать это не в состоянии, поэтому только он может оценить их разумность. Примечательно, что академик Ю.М. Васильев в серии своих статей под общим названием ’Клетка как архитектурное чудо” [8], отмечая сложность поведенческих реакций в условиях in vitro соматических клеток животных (произошедших, как известно, от Protozoa), говорит о социальной разумности поведения каждой отдельной клетки, разумном реагировании ее на внешние сигналы, используя выделенные термины без кавычек.

Итак, достигнув достаточно высокой степени разумности и не будучи полностью удовлетворенными необходимостью до бесконечности служить только биологическим потребностям, люди стали пытаться найти себе достойное место в Природе, свое предназначение. Однако убедительного ответа найти не смогли, поэтому пришлось ограничиться мифами. Так у многих народов, включая славян, возникла языческая религия. Многобожие не противоречило сложившейся разрозненной системе государственного устройства, где каждый князь для подданных был своего рода земным богом. В сформировавшихся государствах, возглавляемых самодержавным правителем, политеизм вступал в диссонанс с существующей системой власти и заменялся на единобожие (монотеизм). Основанием для этой замены было главным образом не содержание религиозного учения, а соответствие религии формуле ”один бог — один властелин”, ибо ’’помазанник божий” мог и сам от имени бога создавать нужные законы. Так было в Римской империи, так позднее произошло в России, перенявшей у Византии христианство в период правления Великого князя Киевского Владимира Святого.

Христианство является великой мировой религией, по времени возникновения занимающей среднее положение между двумя другими мировыми религиями — буддизмом и исламом. Центральной фигурой христианства, от которой произошло название, как и в двух других религиях, является обожествленная историческая личность — Иисус Христос, который решил

вывести погрязшее в разврате, жестокости и торгашестве окружавшее его общество на путь праведной жизни. Для этого он создал учение, позднее изложенное в Новом Завете, которое вместе со своими учениками пропагандировал среди населения. Вероятно, реальные результаты внедрения в сознание людей этого учения были удручающими (”глас вопиющего в пустыне”), и Иисус Христос решил использовать последнюю попытку привлечь внимание к своему учению, добровольно отдав себя на суд высшего иудейского священства, приговорившего его к смерти. Окончательный приговор вынесла толпа (”Распни его!”), не поняв смысла самоотверженного поступка этого мужественного человека (’’Смертью смерть поправ. ..”).

Однако в период становления централизованных государств это учение оказалось востребованным. Переход от язычества к христианству занял достаточно продолжительное время и происходил в жесткой борьбе вначале язычников с христианами, а затем — наоборот. Так, в Древней Руси на рубеже XII и XIII веков устанавливается ’’двоеверие”— компромиссное равновесие языческих и православных элементов [9]. Православие, по сути, есть христианство с ритуальными элементами язычества, позволившими адаптировать его в нашем государстве. Иначе говоря, православие представляет собой христианство, ”оплодотворенное” славянским язычеством, которое слилось с ним, придав православию неповторимую национальную окраску. Иногда говорят, что русский народ остался ”двоеверным”, создав удивительный сплав христианства и язычества [10].

Христианские богословы утверждают, что Бог (Творец), который только один знает истину, через своего сына Иисуса Христа поведал людям истинное вероучение. Однако со временем христианство разделилось на православие, католицизм и протестантизм. В православии наблюдаются национальные различия (филетизм). Помимо этого возникло множество сект. И все они священную истину толкуют по-разному. Кроме того, одновременно с христианством существуют и другие религии, которые тоже претендуют на свое толкование истины. Получается, что существует одна истина и множество точек зрения на нее, причем неизвестно, какая же из них является верной.

Дело в том, что уже на ранней стадии своей истории человек различным образом стал отображать окружающий мир. Благодаря этой его способности, в частности, сформировались искусства, создающие виртуальный мир (да и само мышление является виртуальным моделированием). Последний может восприниматься человечеством как реально существующий и оказывать влияние на его поведение. Такой виртуальный мир в форме религиозных учений был создан и развит духовными элитами обществ, прежде всего, с благой целью избавить людей от неопределенности в вопросе о смысле жизни и направить их усилия по праведному пути. Отсюда и различия между религиями и течениями внутри них. На родство религии с искусством указывают средневековые мистерии, отголоски которых сохранились в некоторых ритуалах православия.

Почему же христианское учение до настоящего времени, когда давно уже распались принявшие его на вооружение империи, живет и процветает, вопреки успехам своего вечного антагониста — науки? Более того, появились попытки объединить науку с религией [11], а также создать единую мировую религию.

Наука и философия размывают религиозное восприятие мира, однако не дают понятного широким массам ответа на главные мировоззренческие вопросы, обрекая людей на бесцельное существование. Религия тоже не дает ответа на них. Она, подобно воинскому уставу, лишь учит людей, как нужно вести себя в земной жизни, чтобы в небесной жизни попасть в рай и не попасть в ад. Религия реализует принцип управления, известный под названием ”кнута и пряника”, где воздаянием за праведную жизнь будет рай, а за грешную жизнь — ад. Но жизнь в раю представляет собой приятное ничегонеделание, которое может прельстить лишь измученного работой человека, да и то только на некоторое время, после чего его опять потянет к труду. Небесный рай оказался слишком ”приземленным” для современного человека. Единственное и главное, что прельщает его в этом вознаграждении, — вечная жизнь (в потустороннем мире), а коли существование ее нельзя проверить, то остается только верить.

Христианство спасло Римскую империю времен Калигулы и Нерона (”Хлеба и зрелищ”) от окончательного разложения. Однако в современный период религиозные догматы стали малоубедительными, и безверие вновь пришло в человеческое общество.

В условиях удовлетворительной обеспеченности естественных биологических потребностей в обществе начинают набирать силу гедонистские настроения, признающие высшим благом и целью жизни наслаждение. Противоестественность гедонизма заключается в том, что он отвергает мотив деятельности вместе с получаемым результатом, оставляя лишь эмоциональное ’’вознаграждение” за несовершенный труд. Так, приятное чувство при утолении голода и отдыхе в естественных условиях является платой за совершенный труд, а сексуальное удовольствие — ”авансом” за будущую нагрузку и риски, связанные с вынашиванием, рождением и воспитанием потомства. Гедонисту нужно только удовольствие. Существует огромное количество разновидностей ”кайфа”, включая различного рода извращения, основанные на возбуждении органов чувств и рецепторов человека (’’рецепторный кайф”). В конечном счете наступает пресыщение жизнью, нередко заканчивающееся суицидом.

Следует отметить, что весь набор существующих в природе межвидовых взаимодействий (нейтрализм, комменсализм, аменсализм, конкуренция, мутуализм, хищник-жертва, паразит-хозяин) в различных вариантах в прямом и переносном смысле существует внутри одного вида Homo sapiens, зачастую вызывая разложение общества. Даже ”безобидный” нейтрализм ведет к деструкции общества, его атомизации.

Неудивительно поэтому, что исламский мир стремится идеологически отгородиться от разлагающегося христианского мира, стремящегося путем активизации религии вернуть людей к праведной жизни (хотя убежденных верующих очень мало, большинство верующего населения — лишь сочувствующие ’’крестоносцы”). Повторно навеять ’’человечеству сон золотой” религия не сможет, поэтому от религиозного ренессанса прежней эффективности в отношении духовно-нравственного оздоровления общества ожидать не приходится. Однако пока новое убедительное мировоззрение не будет создано, от ”услуг” религии отказываться не следует, тем более бороться с ней (”…до основанья, а затем…”). Подобно детской вере в доброго деда Мороза, по мере ”взросления” человечества религия, выполнив свою полезную историческую миссию, уступит место новому, более реалистичному миропониманию. К тому же вера в божью помощь при болезнях может благотворно сказаться на их исходе по чисто психологическим причинам. Почти у всех народов осознание своего места в жизни начиналось с религии.

Наряду с иерархией систем существует и иерархия их целей. Если жизненные цели в соответствии со своими потребностями определяет сам человек, то цели, которые ставят перед ним надсистемы, являются смыслами его жизни. Чтобы их познать, необходимо на время забыть о своей отделен-ности от окружающего мира, поскольку человек продолжает оставаться его частью. Создавая надсистему, системы частично лишаются автономности, возлагая на надсистему выполнение ряда своих функций. Поэтому системы и надсистемы вынуждены находиться в состоянии гармонии (бесконфликтности) друг с другом. Так, смысл жизни человека определяет общество, в котором он живет (’Думай прежде о Родине, а потом о себе”), и биосфера, в состав которой входит общество (”Не стреляйте в белых лебедей”). Сама же биосфера ”растворена” в безграничной неживой стихии, в гармонии с которой вынужден существовать человек (не создавать рукотворные, избегать или предотвращать природные катастрофы; бережно использовать ресурсы). Постижение нового смысла — это обретение нового стимула жизненной активности. Восхождение по ступеням иерархии смыслов дает человеку очередные жизненные стимулы к усложняющимся видам его деятельности. Чем выше уровень надсистемы, тем более глубокий и труднее достижимый смысл она придает жизни человека. Обретая новый смысл и следуя ему (под контролем совести), человек делает свою жизнь более осознанной и надежнее защищенной от всякого рода опасностей.

Человек ”встроен” в иерархию систем. Надсистемы всех уровней (от общественного до уровня дальнего космоса) оказывают влияние на судьбу человека, причем, чем выше уровень, тем серьезнее его воздействие. Так, взрывы сверхновых звезд (дальний космос) самым существенным образом сказывались на видовом составе нашей планеты. Язычники в этом отношении были не так уж далеки от истины, когда обожествляли разные земные стихии и небесные явления, равно как и Ж. Кювье (1769-1832 гг.) со своими последователями, объяснявшие смену фаун и флор в процессе

эволюции действием периодических стихийных бедствий (катастроф) земного и космического происхождения. Отношение человека к надсистемам (обществу, живой природе, земным стихиям, ближнему и дальнему космосу) имеет ярко выраженную эмоциональную окраску (от восхищения до скорби) и нашло отражение в искусстве.

Постижение смыслов — это осознание требований, которые надсистемы предъявляют человеку. Надсистемы являются истинными ”богами” человека, требования которых обязательны для него. Требования человека как системы удовлетворяются его здоровым образом жизни, требования общества (как надсистемы) — активной жизненной позицией человека. Биосфера требует бережного отношения к себе и сохранения биоты, неживая природа планеты — продуманного отношения к себе, близкий космос (околоземное пространство и Солнечная система) — практического освоения, а дальний космос —- глубокого изучения. Чем выше уровни названных надсистем, тем менее конкретны их требования к человеку и характеру его деятельности. Наиболее конкретны требования, которые предъявляют человеку подсистемы общественного уровня: семья, трудовой коллектив.

Заключение

Что же предлагает наука в отношении мотивации деятельности современного человека? Системы, прежде всего, чисто биологические, помимо способности к самосохранению, самовоспроизведению и саморегуляции обладают имманентной способностью к саморазвитию, которое наиболее наглядно проявляется в возрастании числа ступеней их иерархической пирамиды. Рост пирамиды идет в направлении повышения уровня сложности систем. Цель такого усложнения систем единая для всех уровней — повышение выживаемости пирамиды в целом. Понижение надежности подсистемы или ухудшение ее управляемости со стороны надсистемы может в равной мере вызвать гибель последней (например, раковая опухоль зарождается в первоначально здоровой клетке, но неспособность организма подавить растущую опухоль ведет к его смерти). В целом же структура системы высокого уровня в определенной мере повторяет структуру ее подсистемы, что дает возможность, хотя бы приблизительно, предсказать структуру будущей надсистемы.

Так, многоклеточный организм содержит органы, построенные из специализированных клеток. Достаточно крупное государство, в свою очередь, представляет собой своего рода ”многочеловечный организм”, в котором функции, по своему назначению сходные с функциями многоклеточного организма, выполняют специалисты разного профиля, объединенные в соответствующие ”органы” (правопорядка, энергообеспечения, управления и др.). Следующий, формирующийся уровень — надгосударственный (глобальный), в основе которого лежит специализация отдельных государств

на выполнение жизненно важных функций для потребностей всего человечества. Таким образом, глобализация является объективно необходимым этапом саморазвития человеческой цивилизации. Опыт межгосударственной специализации и интеграции был получен в деятельности стран СЭВ и республик (ныне независимых государств) СССР. Основные условия успехов глобализации — взаимная заинтересованность в ней объединяющихся стран, отсутствие дискриминации их по признаку разной степени развития, равноправное представительство в руководящих органах. Основным тормозом процесса глобализации в настоящее время является стремление отдельных стран диктовать свою волю с позиции силы.

Реальные мотивы глобализации созрели в процессе саморазвития стран, в частности, проблема существования возросшего численно населения в условиях тающих запасов энергоносителей и загрязнения среды. Однако многие из этих трудностей в принципе могут быть решены и без глобализации по взаимному согласию стран (например, Киотский протокол и др.) или при переходе на альтернативные технологии. Но есть проблема, реализация которой стала возможной при сложении усилий всех стран только в настоящее время. Это защита человечества от глобальных природных катастроф земного и космического происхождения. Религия не только способствует исправлению нравов и является системообразующим фактором, объединяя своих единоверцев. Она предупреждает людей о грозящих катастрофах. Исторический предшественник Нового Завета — Ветхий завет поведал о Всемирном потопе и одном из способов спасения живого, который был тогда применен (Ноев ковчег). Новый Завет предупреждает о грядущей глобальной катастрофе — Апокалипсисе, в котором спасутся только те, кто соблюдает заповеди Бога. Не исключено, что ожидание Апокалипсиса основано на дошедших каким-то образом сведениях о происшедшей в очень давние времена глобальной катастрофе, которая имеет большую вероятность повториться.

К сожалению, предстоящие глобальные катастрофы, способные уничтожить человечество, не виртуальные ”страшилки” телеоператоров, а суровая реальность, срок наступления которой нам неизвестен, но он приближается с каждым днем (”…ибо время близко”). Чтобы загодя обнаружить эту опасность, нужны развитая система геодиагностики и мощная система слежения за космическими телами. Служба Земли и Космоса, способная эффективно решать свою задачу, — дорогостоящий проект, реализация которого потребует привлечения больших человеческих ресурсов и денежных средств из бюджетов всех стран. Однако недостаточно обнаружить грозящую опасность, нужно предотвратить или свести к минимуму ее последствия, а для этого нужно быть готовым к ее приходу. Поскольку неизвестен характер и параметры угрозы, необходимо создать мощные аналитические центры, исследовательские и проектные институты, колоссальную индустрию спасения человеческой цивилизации, и, прежде всего, разработать стратегию реагирования на чрезвычайную глобальную ситуацию. Требует-

ся создание глобального аналога министерства по чрезвычайным ситуациям с многочисленными отделениями в разных странах. Неизвестность срока наступления такой ситуации требует с максимальной эффективностью использовать оставшееся время. Homo sapiens — единственный вид, представители которого в состоянии предвидеть отдаленные во времени угрозы и принять необходимые меры. Поэтому наша надсистема — биосфера — возложила на него ответственность за свою судьбу. Если люди не сумеют выполнить свою обязанность, то вместе с другими высшими организмами выпадут из состава биосферы. Сама биосфера не погибнет, она лишь будет отброшена на более примитивный уровень, с которого начнет свое восхождение к сообществу новых, более разумных и ответственных существ. Сроки наступления Апокалипсиса не могут отодвигаться до бесконечности, и, если человечество наконец-то упорно не займется основной своей обязанностью, финал его будет печален. Работа над этим глобальным проектом может стать мощным системообразующим фактором, способным объединить всех людей.

Мощным дополнительным стимулом повышения активности людей станет решение проблемы их личного биологического бессмертия. Дело в том, что человечество испокон веков находится в состоянии непрерывной (перманентной) катастрофы. Каждого человека впереди ждет личная трагедия — смерть, и поскольку ”двум смертям не бывать, а одной не миновать”, то и глобальная катастрофа, которая неизвестно когда произойдет, не особенно его беспокоит. Конечность существования в большой мере обессмысливает жизнь человека, порождает стремление получить от нее побольше удовольствий (как правило, сомнительного качества), поскольку после смерти ничего не будет. Ситуация изменится, если будет решена проблема биологического бессмертия человека. Во второй половине прошлого века большим пропагандистом этой идеи был президент Белорусской академии наук

В.Ф. Купревич, солидное философское обоснование под нее подвел профессор Челябинского государственного технического университета И.В. Вишев, громадную организационную работу по проблеме искусственного увеличения видовой продолжительности жизни людей проделал московский ученый Л.В. Комаров, а совсем недавно в средствах массовой информации один из авторов предложил проблему биологического бессмертия принять в качестве национальной идеи России. Эта проблема чрезвычайно сложна, но разрешима.

Главная трудность развертывания работ по противостоянию глобальным природным катастрофам состоит в инертности человеческого сознания и сомнении в их необходимости. Поэтому нужно воспитать новое поколение людей, нацеленных смолоду на решение данной проблемы, как это в сходных ситуациях делали во все времена.

Итак, осознание грозящей опасности, о которой сказано в Новом Завете и предупреждают ученые, а также своей ответственности за судьбу биосферы, сформировало новый дополнительный стимул для творческой

активности людей, подкрепленный верой в возможность решения проблемы личного биологического бессмертия.

Понимание смысла жизни человека как выполнение долга перед своими надсистемами может показаться тривиальным, но оно в силу своей естественности имеет преимущество перед иными надуманными смыслами, может быть, отчасти благотворным влиянием этих надсистем обусловлено долгожительство творческих личностей.

Литература

[1] Фролов, Ю. П. Управление биологическими системами. Клеточный уровень / Ю.П. Фролов, М.М. Серых. — Самара: Изд-во ’Самарский университет”, 2000. — 116 с.

[2] Фролов, Ю.П. Эквиспиральность вторичной структуры биологических макромолекул / Ю.П. Фролов // Вестник Самарского государственного университета. Естественнонаучная серия. — 2004. — №4 (34). — С. 188-193.

[3] Серых, М.М. Эволюционная биохимия / М.М. Серых, Ю.П. Фролов. — Самара: Изд-во ”Самарский университет”, 2007. — 240 с.

[4] [4] Каппуччинелли, П. Подвижность живых клеток / П. Каппуччинел-ли. — М.: Мир, 1982. — 124 с.

[5] Нормальная физиология человека / под ред. акад. Б.И. Ткаченко. — М.: ОАО ”Издательство Медицина”, 2005. — 928 с.

[6] Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельса // Избр. соч.: в 3 т. — М.: Политиздат, 1981. — Т.3. —

С. 69-82.

[7] Саган, К. Драконы Эдема / К. Саган. — М.: Знание, 1986. — 256 с.

[8] Васильев, Ю.М. Клетка как архитектурное чудо / Ю. М. Васильев // Соросовский образовательный журнал. — 1996. — №2. — С. 36-43; №4. — С. 4-10; 1999. — №8. — С. 18-23; 2000. — №6. — С. 2-7; 2001. — №11. — С. 2-6.

[9] Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. — М.: Наука, 1988. — 783 с.

[10] Кулаков, А.Е. Религии мира / А.Е. Кулаков. — М.: АСТ,

1996. — 349 с.

[11] Пикок, А. От науки к богу / А. Пикок. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.

Поступила в редакцию 24///2009; в окончательном варианте — 24///2009.

THE VITAL STIMULI OF BIOSYSTEMS

© 2009 Ju. P. Frolov2

The evolution of vital stimuli of biological system, from Protozoa to Homo Sapiens, is drawn in the article.

Key words and phrases: stimulus, motion activity, reasonable activity, hierarchy of senses.

Paper received 24/I/2008. Paper accepted 24/I/2008.

2Frolov Yuriy Pavlovich, Dept. of Biochemistry, Samara State University, Samara, 443011, Russia.

ПОНЯТИЕ СТИМУЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗЛИЧНЫХ НАУК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

ПОНЯТИЕ СТИМУЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗЛИЧНЫХ НАУК

Копытов К. А.,

старший преподаватель, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Аннотация. В статье сопоставляется употребление понятия «стимул» в биологии, экономике и менеджменте.

Ключевые слова: стимул; стимулирование; раздражитель; реакция; поведение.

THE CONCEPT OF A STIMULUS THROUGH THE PRISM OF VARIOUS SCIENCES

Kopytov K. A.,

Senior Lecturer, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

Abstract. The article compares the use of the concept of «stimulus» in biology, economics and management.

Keywords: stimulus; stimulation; stimulus; reaction; behavior.

Слово «стимул» используется в биологии, психологии, экономике и менеджменте. В латинском языке первоначально оно обозначало острую палку, которой погоняли животных. В современных языках слово стимул используют в переносном смысле. Согласно толковому словарю Ушакова стимул — это причина, побуждающая к деятельности, создающая благоприятные условия для развития чего-нибудь, или в психологии и биологии стимул — это раздражитель, вызывающий реакцию. [8] Важно отметить, что это именно причина, а не следствие. Следствием является деятельность или реакция.

В книге «Не рычите на собаку» Карен Прайор под стимулом имеет в виду сигнал или команду, которая вызывает определенное поведение. Сигнал светофора становится стимулом для поведения человека на дороге, а команда «сидеть» — стимулом для поведения надрессированной собаки. Дрессировщики и ученые для выработки условного рефлекса применяют подкрепление. По Карен Прайор подкрепление — это «событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъ-

ектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, это отрицательное подкрепление)». [5] Таким образом, пищу, ласку, похвалу, шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук и т. д. нельзя считать стимулом: это подарок или награда. Хотя Карен Прайор и вознаграждение не считает истинным подкреплением, т.к. оно часто слишком далеко отстоит во времени от правильной деятельности или реакции. В этом смысле показательно, что Тейлор в «Принципах научного менеджмента» предлагает предпринимателям ежедневно оценивать труд каждого рабочего и выплачивать зарплату. [7]

Рассмотрим такой пример. Образовательный портал приглашает школьника принять участие в олимпиаде по русскому языку. Родителям школьника приходит письмо следующего содержания: «Приглашаем Вашего ребенка принять участие в пробном туре нашей олимпиады. Эту олимпиаду мы проводим совместно с нашим партнером. Все участники этой олимпиады получат в подарок скидку 5%, а победители скидку 10% и

возможность получить один из главных или дополнительных подарков! Отличный стимул набрать как можно больше баллов, не правда ли?» Стимулом, согласно Прайор, здесь будет рекламное письмо — в нем есть команда «участвуй в олимпиаде», а скидки на продукцию компании-партнера и подарки, будут подкреплением.

Другой пример. Менеджер банка подходит к работникам в зале обслуживания клиентов и предупреждает их, что если они не выполнят план по количеству оказанных услуг, то им не выплатят премию. Стимулом здесь будет предупреждение менеджера, а подкреплением премия или ее отсутствие. Т.е. сначала менеджер исполняет роль раздражителя или стимулятора, а потом (лучше это делать во время действий, подчиненных) он должен подкрепить реакцию одобрением, похвалой, назначением премии или, если действия неправильные — нахмурить брови, одернуть, лишить премии. Довольно часто бывает так, что в повседневном употреблении, и в литературе по экономике и менеджменту слова «стимул», «наказание», «награда» смешиваются: и то, что дрессировщик принял бы за наказание или награду, люди называют стимулом.

Вот как описывают стимулы Виханский и Наумов: «Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю». [3] Здесь из сигналов можно выделить только обещания, но они не содержат прямую команду к действию. Далее они пишут: «Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом те-

ряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми». [3] Деньги они называют стимулами и таким образом отождествляют стимул с наградой. Авторы учебно-практического пособия «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» под редакцией А.Я. Кибанова выделяют материальное и нематериальное стимулирование. Соответственно появляются материальные и нематериальные стимулы. Например, они пишут: «На сегодняшний день в отечественной и зарубежной практике используются следующие виды прямых и косвенных материальных стимулов: постоянная и переменная зарплата, доплаты, надбавки, различного рода премии, бонусы, дополнительные выплаты, участие в прибылях, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале и собственности компании, социальные льготы и бенефиты». [4]

В качестве нематериальных стимулов упоминаются грамоты, доски почета, свободное время.

В методике развития речи детей дошкольного возраста есть такие рассуждения:

«Человеку присущ познавательный инстинкт, врожденная любознательность. Его побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию — к овладению, к достижению. Эта потребность ненасыщаема, поэтому она стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития». [6] Далее авторы методики предлагают создавать среду, в которой бы эта потребность удовлетворялась в направлении развития речевых навыков. Выражение «потребность стимулирует» так же говорит о некотором смешении понятий стимул и мотив. Хотя психологи и стремятся разделить их, говоря, что стимул — это нечто внешнее: внешняя причина, а мотив — внутренняя.

Академик П.К.Анохин, вслед за И.П. Павловым, говорит об условных и безусловных раздражителях. Поскольку они исследовали пищевые реакции, то пищу, они считали безусловным стимулом, а все, что происходит незадолго до получения пищи

— условными раздражителями (сигналами или стимулами). При этом подчеркивается, что условные стимулы, должны обязательно предшествовать безусловным. Кроме того, Анохин позднее пишет о нечеткой грани меж-

ду условным и безусловным, врожденным и приобретенным.

По поводу отличий стимула и мотивации, у академика Анохина можно найти такие рассуждения: «Вряд ли можно сомневаться в том, что многие поведенческие акты формируются не в ответ на какой-то внешний стимул по типу «стимул-реакция», а на основе внутренних изменений и постепенно нарастающих возбуждений определенных структурных образований на уровне подкорки. Мы знаем много состояний, когда именно это состояние, а не внешний стимул определяет форму поведения животного и человека». И далее: «Сравнительную характеристику этих двух форм поведения лучше всего показать на необходимости стимула. Поведенческие акты, развивающиеся по принципу «стимул-реакция», по самой сети могут возникнуть только в том случае, если имеется специфический внешний стимул. В случае же мотивированного поведения животное имеет прежде всего внутренне сформировавшееся под влиянием гуморальных или нервных факторов состояние, которое и побуждает животное на поиски адекватного для данного состояния стимула». [1]

Экономисты называют цены — сигналами. Если рассматривать заработную плату, как цену труда, то она будет стимулом к трудовому поведению. Но заработная плата — это,

Список литературы

чаще всего, деньги. А деньги — это мощный стимул к потребительскому поведению, а не трудовому.

Боулз в книге «Моральная экономика: почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан» относит к стимулам штрафы и награды, установленные в законах. Он приводит в пример много ситуаций, когда искусственные стимулы в законодательстве и в установленных правилах поведения в частных компаниях, подрывают внутренние стремления человека к сотрудничеству и честному поведению. [2] Иногда, читая эту книгу, можно даже закон или правило отождествить со стимулом. Действительно, законы в большинстве случаев изменяют поведение людей. Сопоставляя его взгляды с идеями академика Анохина можно также сделать вывод, что искусственные стимулы, могут лишать человека поиска адекватных его состоянию естественных стимулов.

Таким образом, в биологии произошло отделение команды к действию от подкрепления. Команда стала называться стимулом или сигналом, за которым следует поведение, а за поведением награда или наказание (подкрепление). В экономике и менеджменте такого не произошло: стимулом обозначают обещание награды и саму награду за выполнение команды, поручения, работы.

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: «Медицина», 1968

2. Боулз С. Моральная экономика: почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан / Сэмюель Боулз; пер. с англ. Даниила Шестакова; Ассоц. «Научная инициатива». — М.: Издательство Института Гайдара, 2017. — 332, [1]

3. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2005. — 670 с.

4. Кибанов А.Я., Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е.А. Митрофанова и др. под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2015. — 64 с.

5. Прайор К. Не рычите на собаку! / К. Прайор: О дрессировке животных и людей: [Перевод]. — М.: Селена, 1995. — 413 с.

6. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.

7. Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента / Т.Ф. Уинслоу. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.

СТИМУЛЫ ТВОРЧЕСТВА

Тема дня

  1. Главная
  2. org/ListItem»> Бизнес

15 сентября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 15 сентября-22 сентября 1995г.

Стимулом в древнем Риме называли остроконечную палку, которой погоняли животных. Сегодня под этим термином мы понимаем побуждение к действию, заинтересованность в совершении чего-либо…

  • ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, УКРАИНА Архив номеров | Последние статьи < >
    • Депортация под видом эвакуации Как оккупанты заставляли жителей Харьковщины ехать в Россию

      АвторОлеся Ланцман Статья 03 марта 17:00

    • Война России против Украины: Китай нам не враг? Какие риски для нашей страны несут шаги Си навстречу Лукашенко Опрос читателей

      АвторВиктор Константинов Статья 03 марта 13:01

    • Почему разогнать АРМА — это плохое решение Ликвидация агентства вряд ли решит существующие проблемы, но точно добавит новые Опрос читателей

      АвторАлександр Леменов Статья 03 марта 08:30

    • Отменить величие Почему миру нужно избавиться от российского культурного мифа Опрос читателей

      АвторЕкатерина Щеткина Статья 02 марта 17:00

    • Как и зачем ТрО должна коммуницировать с населением громад Основные вызовы Опрос читателей

      АвторВладимир Сердюк Статья 02 марта 12:54

    • Как Украине перекрыть поставки иранских «шахедов» России Какой сигнал послал Москве Эр-Рияд, отправив в Киев главу своего внешнеполитического ведомства? Опрос читателей

      АвторВладимир Кравченко Статья 02 марта 08:33

  • Вам также будет интересно >
    • Война — это трагедия, но военная экономика — это возможность Опрос читателей 04. 03 13:04

    • Парламент готовится внедрить систему отслеживания движения сигарет, нарушая законодательство ЕС 27.02 14:53

    • «Буковель» хочет построить в Карпатах еще два мегакурорта, частично на территории заповедников 22.02 16:29

    • Сегодня в Раде рассмотрят факты давления на бизнес австрийского инвестора со стороны силовиков и БЭБ 21. 02 09:00

    • Блокировка налоговых накладных: стрельба из пушек по воробьям Опрос читателей 19.02 17:00

    • Кабмин готовит упрощения для бизнеса и работает над созданием рабочих мест – Зеленский 16.02 00:09

    • Что будет с зарплатами украинцев в текущем году: планы бизнеса Опрос читателей 31. 01 17:00

    • Инвестиции тяжелых времен Опрос читателей 26.01 13:00

    • Экономическая агрессия против Украины Инфографика Опрос читателей 15.12 13:00

    • Бизнесу все труднее. Государство должно подставить плечо Опрос читателей 16. 11 13:00

    • Как бизнесмену в оккупации не превратиться в коллаборанта Опрос читателей 20:46

    • Почему отложили налоговую амнистию: война или провал? Опрос читателей 11.09 17:00

Последние новости

  • КНДР требует от ООН запретить совместные учения США и Южной Кореи 01:10
  • Зинченко помог «Арсеналу» добыть зрелищную победу и стал одним из лучших игроков матча 01:07
  • Сборная Украины выиграла медальный зачет этапа Кубка мира по спортивной гимнастике 00:26
  • Киевлян предупреждают об опасности: впереди значительное усиление ветра и его шквальные порывы 00:00
  • Ситуация с ВПЛ стабилизирована: Верещук назвала приоритеты на 2023 год 23:40

Все новости

Добро пожаловать! Регистрация Восстановление пароля Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы Введите адрес электронной почты, на который была произведена регистрация и на него будет выслан пароль

Забыли пароль? Войти

Пароль может содержать большие и маленькие буквы латинского алфавита, а также цифры Введенный e-mail содержит ошибки

Зарегистрироваться

Имя и фамилия должны состоять из букв латинского алфавита или кирилицы Введенный e-mail содержит ошибки Данный e-mail уже существует У поля Имя и фамилия нет ошибок У поля E-mail нет ошибок

Напомнить пароль

Введенный e-mail содержит ошибки

Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь! Уже зарегистрированы? Войдите! Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь!

4 вещи, которые нужно знать о проверках стимулов в 2022 году и далее

В рецессии, вызванной COVID-19, не было ничего нормального. Начало пандемии в сочетании с введенными государством запретами привело к самому резкому спаду экономики в истории США. Всего за два месяца более 22 миллионов рабочих потеряли работу.

В ответ на беспрецедентный характер кризиса законодатели обратились к новым формам экономической помощи. Это включало все, от щедрых повышенных пособий по безработице до снисходительных кредитов для малого бизнеса (через программу, известную как PPP). Но ни одна из них не была более популярной, чем проверки стимулов. Первый раунд чеков на 1200 долларов был выпущен в соответствии с Законом CARES на сумму 2,2 триллиона долларов, принятым в марте 2020 года; в результате как экономической необходимости, так и политической популярности за ним последуют чеки, выпущенные в декабре 2020 г. и марте 2021 г. на сумму 600 и 1400 долларов соответственно. (В каждом раунде некоторые люди с более высоким доходом получали чеки меньшего размера или вообще не получали чеков.)

Прекращение кризиса с коронавирусом должно стать концом мер по стимулированию экономики в Америке, верно? Ну, не обязательно. Хотя четвертая общенациональная проверка стимулов — , а не — находится в разработке, это не означает, что программы стимулирования вошли в учебники истории. Вот четыре вещи, которые нужно знать о будущем стимулирующих проверок в 2022 году и далее.

1. Не ожидайте, что Конгресс проведет четвертую проверку стимулирующих мер в связи с COVID-19

Хотя некоторые прогрессивные активисты настаивают на еще одной проверке, ни демократическое, ни республиканское руководство не согласны с еще одной прямой выплатой. То же самое касается и президента Байдена: когда в начале этого года пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки спросили об этом, она сказала журналистам, что четвертая проверка не входит в список дел администрации, и отметила, что проверки «не были бесплатными». Она права: стимулирующие чеки недешевы. Последний раунд чеков на 1400 долларов обошелся федеральному правительству примерно в 400 миллиардов долларов. Для сравнения, совокупный ВВП Северной Дакоты, Род-Айленда, Южной Дакоты, Монтаны, Аляски, Вайоминга и Вермонта составляет чуть более 350 миллиардов долларов.

Во-вторых, сейчас дела в экономике идут намного лучше. С мая 2020 года в экономике появилось 17,4 млн рабочих мест. Сентябрьский уровень безработицы в 4,8% немного ниже показателя в 5%, который экономисты исторически считали «полной занятостью». И это далеко от уровня 14,8%, достигнутого в апреле 2020 года.

Проще говоря, шансы на то, что Конгресс проведет четвертую проверку стимулов, близки к нулю.

2. Некоторые американцы могут получить стимулирующий чек на 1400 долларов в 2022 году

1,9 доллараТриллионный пакет помощи, подписанный Байденом в марте этого года, отправил большинству американских домохозяйств третью проверку стимулов. Но некоторым домохозяйствам причитается еще один чек на сумму до 1400 долларов: в отчетах Insider и Fortune ранее в этом году было обнаружено, что стимулирующий чек действительно будет выплачен правомочным родителям новорожденных 2021 года после того, как они подадут налоговые декларации в следующем году.

Видите ли, эти чеки на 1400 долларов были разосланы на основании последней налоговой декларации в деле, поэтому они не включали новорожденных 2021 года. Вот почему чек будет применяться к налоговым декларациям родителей и опекунов за 2021 год. Конечно, налогоплательщики по-прежнему должны будут соответствовать требованиям к доходам. Вы можете найти эти данные о приемлемости по этой ссылке.

3. Вероятны дополнительные проверки на стимулирование — просто не раньше следующей рецессии

Американцам не потребовалось времени, чтобы присоединиться к проверкам на стимулирование. Еще в марте 2020 года опрос Fortune -SurveyMonkey показал, что 89% демократов и 85% республиканцев поддерживают единовременный прямой платеж. Его популярность на этом не остановилась: демократы, возможно, использовали обещание стимулирующего чека на 2000 долларов, чтобы выиграть два вторых тура сената Джорджии в январе. Эти победы, конечно же, дали демократам контроль над Сенатом США и возможность пройти третью проверку в марте.

Эти прямые платежи, безусловно, повлияли на экономику в целом. Посмотрите не дальше исследования, проведенного исследователями из Мичиганского университета, которые обнаружили, что чеки совпали со снижением финансовой нестабильности среди получателей. Тем не менее, экономические выгоды не являются причиной того, что проверки стимулов могут стать долгосрочной политикой рецессии COVID-19. Вместо этого это популярность и политическая сила чеков.

«Политика предполагает, что в будущем будут проверки стимулов», — сказал главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди Fortune этим летом. По словам Занди, в условиях будущих рецессий законодатели наверняка столкнутся с давлением со стороны некоторых избирателей, чтобы они ввели прямые платежи.

4. Стимулирующие чеки, выданные штатом, тоже могут остаться

В пятницу у жителей Золотого штата будет последний шанс подать налоговую декларацию и получить второй государственный чек на стимулирование. В общей сложности около двух третей жителей штата имели право на вторую в Калифорнии проверку стимулов COVID-19.

Калифорния — не единственный штат, выпустивший собственный прямой платеж. Мэриленд также провел проверку стимулов, в то время как Техас и Флорида провели обход для учителей. Эти государственные выплаты, подобные национальным чекам, очень популярны. Эта популярность в сочетании с политическими соображениями (в конце концов, губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом действительно организовал этот второй тур во время своей избирательной кампании по отзыву) — вот почему проверки на уровне штата могут продолжаться еще долго после окончания этой пандемии.

Больше информации о финансах от

Fortune :
  • 4 вещи, которые нужно знать о проверках стимулов в 2022 году и в последующий период
  • Отчет GameStop от SEC проливает новый свет на биржевую манию мемов — заговоры и все такое
  • Насколько высокие цены на жилье предсказывает Goldman Sachs уйдет в 2022 году
  • Ипотечные ставки могут вырасти на 30% в следующем году, согласно новому прогнозу
  • Ожидается, что эти рынки будут самыми горячими для недвижимости в 2022 году

Подписаться на Fortune Daily , чтобы каждое утро получать важные деловые новости прямо на ваш почтовый ящик.

Иена достигла 7-летнего минимума после того, как Банк Японии придерживается политики стимулирования

Экономика Японии

Валюта падает до 125 йен за доллар, поскольку другие центральные банки настаивают на повышении процентных ставок

Банк Японии занял голубиную позицию, в то время как Федеральная резервная система США стала более ястребиной © AFP через Getty

Лео Льюис и Эри Сугиура в Токио и Томми Стаббингтон в Лондоне

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts