Память с точки зрения психологии: Особенности памяти как психологического процесса

Память — что это такое

Обновлено 22 июля 2021 Просмотров: 38 587 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Без прошлого опыта человеку практически невозможно построить хорошее будущее.

Но наличие воспоминаний и информации в головном мозге – это далеко не всё, что нам даёт такая психологическая деятельность, как память.

Чем мы ещё ей обязаны, какие есть теории формирования памяти и какие ее виды различают? Давайте изучать, и тем самым – тренировать мнемический процесс.


Память — это…

Память – это один из основных психических процессов, который заключается в запечатлении, сохранении, воспроизведении и утрате информации. Результатом этого является опыт, который можно переживать и обдумывать, а также осмыслять чувства и эмоции.

Именно с помощью памяти человек может расширять свои познавательные способности. Это обеспечивает его обучение и развитие как индивида. А также играет важную роль в непосредственном восприятии окружающей среды.

Этот психический процесс объединяет прошлое, настоящее и будущее.

Учёные вывели несколько теорий, как этот сложный механизм функционирует:

  1. Когнитивная. Заключается в наличии отдельных блоков в головном мозге, которые отвечают за разные операции с информацией.Первый отвечает за начальное восприятие данных и их классификацию, второй – за «вписывание» информации в общее сложившееся мировоззрение, третий – за сохранение, четвёртый – воспроизводит материал в нужный момент.
  2. Бихевиористическая. Эта теория больше обращает внимание на ответственность блоков памяти за повторение заложенной информации, нежели на самостоятельную деятельность блоков.

    Чем чаще повторять и тренировать память в правильных объёмах, тем более надёжными будут наши воспоминания.

  3. Ассоциативная. Суть заключается в связях между информацией на основе разных ассоциаций, поскольку человек ищет сходство между материалом, который нужно выдать, и тем, который есть в головном мозге.

    Либо информация вспоминается последовательно: когда данные объединяются по смыслу или по истории их поступления в мозг. Также возможно запоминание информации на фоне контраста, когда есть яркие отличия.

Механизм памяти

Но что же такое память с точки зрения физиологического механизма и биохимии? Оказывается, что за это отвечает процесс, во время которого в коре головного мозга образуются следы после возбуждения нейронов, которые называются синоптическими связями. С помощью них потом человек воспроизводит ассоциации и вспоминает данные.

Главный механизм запускается с запоминания, который фиксирует новую информацию. Этот процесс может быть как полностью осмысленным, так и бессознательным.

Сбережение – это функция памяти, с помощью которой хранятся данные и воспоминания на протяжении долгого времени. Чем более значимый материал, тем лучше он зафиксируется. В этом участвуют такие операции, как синтез (что это?) и анализ (что это такое?), обобщение и классификация (что это?).

Такой отдельный этап, как воспроизведение, делится ещё на 3 фазы:

  1. сравнение прошлого опыта с назревшим объектом, его узнавание;
  2. после активного поиска механизм памяти останавливается на конкретной нужной информации и вытягивает ее;
  3. появляется эмоционально окрашенный объект, который точно подходит в данной ситуации.

Не стоит рассматривать забывание, как исключительно негативный процесс, поскольку он также является важной частью памяти. Да, некоторые данные нельзя воссоздать, но это позволяет разгрузить память и психику в том числе.

Виды памяти в зависимости от восприятия

В зависимости от того, каким способом воспринимается новая информация, выделяют разные виды памяти. Они специфично влияют на развитие личности.

Двигательная и моторная

Этот тип памяти был одним из самых первых, который возник у животных и, в частности, у человека. Без неё невозможны такие обыденные и привычные нам движения, как:

  1. ходьба из одной точки в другую;
  2. употребление еды с помощью столовых приборов или питье из стакана;
  3. вышивание крестиком;
  4. уборка.

Именно моторная память способствует обучению ребёнка первым шагам, удержанию предметов, письму и рисованию. А также разговорной речи, поскольку в ней принимают участие мышцы лица.

Образная память

Большая часть информации, которая попадает и остаётся в нашей памяти, приходит из внешней среды через анализаторы. После обработки данных имеет отдельные конкретные образы:

  1. звуки – от слов соседа до шума ветра — слуховые;
  2. запахи – обонятельные;
  3. тактильные ощущения – осязательные;
  4. визуальные образы – зрительные;
  5. вкусы – от рецепторов в ротовой полости.

Образная память начинает работать с самого рождения. Именно тогда человек начинает постоянно накапливать новую информацию и пользуется старой.

У большинства людей преобладает конкретный вид образной памяти, поэтому некоторым нужно несколько раз прослушать информацию, а другим – просмотреть глазами.

Словесно-логическая

Свойственно исключительно людям. Лучше работает, когда запоминаются не отдельные слова, а целые фрагменты текста и сложные конструкции, которые несут смысл и имеют логическую связь.

Эмоциональная память

Может показаться, что эмоциональная память играет не настолько важную роль, как другие, но это вовсе не так. Яркими всплесками радости и горькими слезами пропитана вся наша жизнь. И сохраняются не только фонтаны эмоций, но и проведение вечера в хорошей компании.

Для того чтобы воспроизвести воспоминание через ассоциативный ряд, не всегда нужен большой раздражитель. Даже незначительные элементы могут со скоростью света вытянуть из памяти бурю чувств.

Типы памяти в зависимости от ее длительности

Память – это сложный и длительный процесс. Информации нужно пройти несколько этапов, и только тогда сможет надёжно закрепиться в коре головного мозга.

Оперативная

В этот тип памяти попадает информация, которая вообще не стоит того, чтобы оставаться надолго. Её роль заключается только в том, чтобы сделать конкретное действие в данный момент.

Например, запомнить цены продуктов, чтобы сейчас же их сложить и посчитать сумму. После получения результата мы сразу забываем, сколько стоили макароны и помидоры.

Кажется, что такая кратковременная память не критична для человека и незачем обращать внимание на её развитие. Но если, например, мы будем постоянно читать, то со временем сможем охватывать всё больше объём для понимания непосредственно текста, или же речи оппонента.

Сенсорная память

Это уже первый этап, когда материал проходит обработку для дальнейшего сбережения. Длится до 4 секунд, и относится только к звуковой и слуховой информации. Образы, которые воспринимает ухо, хранятся немного дольше чем те, которые проходят через глаза.

Сенсорная память помогает полностью воспринимать всю речи собеседника. А также складывать отдельные изображения в целостную карту и окружающий нас мир. Уже здесь информация фильтруется, и более важная переходит в кратковременную память.

Кратковременная

А это уже второй этап, который длится до 30 секунд. Это количество времени достаточно для того, чтобы через анализаторы прошла информация, и мозг начал ее обработку: насколько это новый и важный материал. Разовый объем не должен превышать больше 7 разных и не связанных между собой объектов.

Если человек осознаёт, что информация для него важная, то он принимает решение остановиться на ней какое-то время, но не более 7 минут.

Ведь если не делать пауз и переключаться дальше, то поток будет слишком сильным, и новые данный будут вытеснять те, которые стоило бы перенести в долгосрочную.

Долговременная память

Эта память имеет большой объём и служит долгие годы. Вот только попадает сюда та информация, которая была осмысленна, осознанна и отобрана для запоминания, связана смыслом и логикой, или носит сильный эмоциональный окрас.

Несмотря на это, могут быть проблемы с извлечением этого материала. Поскольку одни данные находятся на поверхности коры, а другие спрятаны в глубинах мозга.

На этом нижнем уровне хранится информация, которой не пользуются постоянно.

Иногда достаточно небольшого стимула, чтобы вызвать сильную ассоциацию, которая вытянет на поверхность нужные воспоминания. Но некоторая информация запрятана так глубоко, что к ней можно достучаться только с помощью гипноза, и то – не всегда.

Законы памяти

В эру гаджетов (что это такое?) роль памяти значительно снижена, поскольку в любой момент мы можем посмотреть что-то нужное в интернете или личных записях.

Но развивать память все равно стоит, чтобы обрабатывать в голове большое количество материала, чтобы принять решение. Да и смартфонам свойственно разряжаться в самый неподходящий момент.

Для того, чтобы быть с памятью на «ты», нужно знать законы, по которым она живёт:

  1. Если дать себе установку, что материал нужно запомнить, это будет сделать намного легче. Поскольку мозг отдаёт отчёт в важности процесса.
  2. Найти интересное в информации (квинтэссенцию), которую надо запомнить. Это позволяет более осмысленно и углублённо ее воспринимать, а поэтому – создавать крепкую логическую цепочку.
  3. Формировать ассоциации между новым и старым материалом. Если же информация сильно похожа, но только в актуальной есть корректировка, то прошлые данные будут её вытеснять. Здесь надо хорошо постараться над запоминанием.
  4. Текст, к которому прилагаются изображение или схема, запоминается намного лучше, поскольку задействованные разные типы памяти. Также позитивно будет влиять эмоциональный окрас.
  5. Лучше фиксируется в памяти материал, который был в начале и в конце. Чтобы запомнить весь объём, нужно делить его на небольшие фрагменты, и делать паузы для осознания информации.
  6. Закон повторения. Его знают все с самого детства, поэтому не стоит на нём останавливаться.
  7. Незавершённые и необычные события или действия запоминаются значительно быстрее и без особых усилий. Именно так в нашем сознании возникают гештальты (что это?), от которых бывает очень сложно избавиться.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Память. Большая российская энциклопедия

Па́мять, способность живых организмов и технических устройств к сохранению и многократному воспроизведению информации. В психологии, философии и других гуманитарных дисциплинах под памятью понимают процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память является познавательной функцией, которая связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, определяя в конечном счёте соответствие индивидуальной биографии и личности человека. В информатике памятью называют комплекс устройств вычислительной машины, предназначенных для хранения информации различного назначения: входных данных, программ и результатов вычислений, а также отдельных команд. Разнообразие запоминающих устройств в составе современных компьютеров порождает структурные аналогии между памятью биологических систем и вычислительных машин (см. Когнитивная психология). Основное различие между памятью человека и памятью вычислительных устройств заключается в том, что процессы памяти у человека основаны на смысловых ассоциациях и целенаправленном выделении критериев поиска, тогда как в технических системах информация определяется с помощью своего адреса, т. е. номера ячейки памяти, в которую она помещается. Ныне ведутся работы по созданию технических систем памяти ассоциативного типа.

История исследований памяти в философии и психологии

Первые приёмы улучшения памяти, приведшие к созданию мнемотехники («метод мест», когда запоминаемые элементы мысленно располагаются в знакомом воображаемом окружении, и др. ), использовались уже в Древней Греции. Для Платона и его последователей, развивавших концепцию «припоминания» (анамнесис), память – один из важнейших процессов познания («Теэтет»). К Платону восходит идея «восковых таблиц памяти» – модель памяти как отпечатка на физическом носителе. Первая развёрнутая концепция памяти принадлежит Аристотелю, разделявшему память и воспоминание: если первая свойственна и животным, то воспоминание – только человеку, оно есть своеобразное «отыскивание» образов, для которого важна ещё способность «размышлять» (трактат «О памяти и воспоминании»). Аристотелем были сформулированы правила успешного припоминания, впоследствии вновь открытые представителями новоевропейского эмпиризма (память как «кладовая» идей по Дж. Локку и др.) в качестве законов ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.

В 19–20 вв. против ассоцианизма в понимании памяти выступили В. Вундт, представители Вюрцбургской школы и гештальтпсихологии. Последние настаивали на целостном характере памяти, в том числе на том, что сами следы должны пониматься как динамические напряжённые системы, по образцу электромагнитных полей в физике. Немецкие физиологи Э. Геринг (1870) и Р. Земон (1904) в учении о так называемой мнеме попытались рассматривать память не столько как психическую, сколько как «общеорганическую» функцию, свойственную любым биологическим объектам, включая клетки и их элементы.

Первые экспериментальные исследования памяти были выполнены в русле ассоцианизма Г. Эббингаузом, описавшим закономерности запоминания и забывания последовательностей бессмысленных слогов («О памяти», 1885). Выбор подобного материала был обусловлен желанием исключить влияние индивидуального прошлого опыта для выявления законов памяти в чистом виде. Результаты исследований Эббингауза, а также его последователей Г. Э. Мюллера и А. Пильцекера оказали влияние на У. Джеймса, который в «Принципах психологии» (1890) предложил различать «первичную память», удерживающую в течение короткого времени непрерывно осознаваемые содержания, и «вторичную память», содержащую сведения, покинувшие сферу сознания. Предшественник бихевиоризма Э. Торндайк и основатель этого течения Дж.  Уотсон поставили изучение памяти в контекст общей проблемы научения, отождествляя память с приобретением навыков, принципиально одинаковым у человека и животных. На рубеже 19–20 вв. появляются клинические описания амнезии и других расстройств памяти (С. С. Корсаков, Т. Рибо). Согласно этим наблюдениям, потеря памяти не обязательно сопровождается слабоумием и может иметь место без выраженных органических поражений (например, в случае истерии).

А. Бергсон («Материя и память», 1896, рус. пер. 1911) выделил два различных, несводимых друг к другу вида памяти – двигательную (память как «привычка тела»), общую по своей природе с другими физиологическими функциями, и «истинную», или «образную», память, фиксирующую уникальные события прошлого («память духа»), по отношению к которой мозг выступает лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не их хранилищем. Для психоанализа память – это та часть психической жизни, которая выталкивается на поверхность сознания в результате борьбы подсознательных биологических потребностей и «надсознательных» социальных запретов; при этом материал, которым располагает память, может подвергаться искажениям и избирательному забыванию (вытеснению). В работах Ф. Бартлетта память выступает как конструктивный творческий процесс, «достижение на пути бесконечной борьбы по овладению и наслаждению окружающим миром, полным различий и быстрых изменений» (Bartlett. 1932. P. 314). В экспериментах со сложным повседневным материалом Бартлетт показал, что в воспоминаниях удерживается общий смысл воспринятого и связанный с ним эмоциональный тон, тогда как всё остальное подвергается переработке в соответствии со схематическими представлениями данной социокультурной среды.

В работах представителей французской социологической школы акцентировалась роль «коллективной памяти» общества в структурировании индивидуальных воспоминаний человека (М. Хальбвакс). Согласно П. Жане, изолированный индивид вообще не нуждался бы в памяти, представляющей собой социальную «реакцию на отсутствие». Л. С. Выготский и другие представители российской психологии (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), прослеживавшие развитие памяти в онтогенезе, рассматривали память как особое «мнемическое действие» в структуре деятельности. Различие между орудием труда и «…средством-инструментом, которое изготовляет первобытный человек для своей памяти, заключается лишь в том, что, в то время как первое всегда направлено на внешнюю природу, с помощью второго он овладевает своим собственным поведением» (Леонтьев. 1983. С. 33). Функцию средств запоминания выполняют создаваемые в процессе общения и социального развития системы знаков, прежде всего язык.

Исследования памяти в современной психологии и когнитивной науке

Базовыми процессами в этих исследованиях считаются запоминание (произвольное или непроизвольное), сохранение (обычно с элементами забывания) и восстановление, или «извлечение», информации. Хотя произвольное запоминание, как правило, эффективнее непроизвольного, последнее также может вести к значительным мнемическим эффектам: согласно предложенной канадскими психологами Ф. Крейком и Р. Локхартом (1972) теории уровней обработки, эффекты памяти считаются здесь побочными продуктами деятельности, осуществляемой с материалом: чем обширнее семантические связи, выделяемые при работе с материалом, тем прочнее запоминание, даже если первоначально оно и не было намеренным. Эффект воспроизведения зависит также от сходства состояний: материал, заученный в некотором эмоциональном состоянии, лучше восстанавливается, когда на этапе его припоминания испытываются примерно те же самые эмоции.

Наряду с такими классическими тестами памяти, как узнавание и воспроизведение, широко используются также т. н. имплицитные тесты памяти, в случае которых влияние прошлого опыта оценивается по косвенным признакам более успешного в отношении скорости и точности выполнения деятельности. Применение имплицитных процедур для тестирования памяти распространено при изучении двигательных и когнитивных навыков (например, навыков чтения или ориентации в пространстве). Выявляемые таким образом формы памяти часто демонстрируют, наряду с относительной независимостью от сознательного контроля, высокую устойчивость по отношению к неблагоприятным факторам (отвлечению внимания, возрастным изменениям, травматическим воздействиям). Эти формы мнемических процессов получили название процедурной памяти, в отличие от т. н. декларативной памяти, для которой характерна возможность достаточно полного описания («декларирования») содержания.

Канадский психолог Э. Тульвинг (2002) выделил в декларативной памяти безличную семантическую память, включающую знание значений слов родного языка, и эпизодическую память, которая имеет автобиографический оттенок и предполагает возможность реконструкции пространственного и временнóго контекста событий. Данные нейропсихологических и возрастных исследований подтверждают диссоциацию мозговых механизмов этих двух форм памяти; при этом эпизодическая память не только позднее развивается в онтогенезе, но и в большей степени, чем семантическая, подвержена нарушениям под влиянием неблагоприятных факторов, таких как стресс, депрессия и нейродегенеративные изменения. Хотя понятие эпизодической памяти относится обычно к припоминанию событий прошлого, близкие закономерности и нейрофизиологические механизмы характеризуют и обращённую в будущее проспективную память, связанную с намерениями выполнить те или иные действия.

Наряду с рассмотренными выше формами долговременной памяти, значительное место в современных исследованиях занимает анализ процессов сохранения информации, непосредственно следующих за её предъявлением, т. е. кратковременной памяти. Разработанная в 1970-е гг. американскими психологами Р. Аткинсоном и Р. Шиффрином мультимодальная модель памяти наряду с кратковременной и долговременной памятью включает т. н. сенсорные регистры, удерживающие физические воздействия в течение долей секунды, после чего информация либо угасает, либо переводится в кратковременную память, где удерживается путём проговаривания в течение нескольких десятков секунд. Объём кратковременной памяти ограничен т. н. магическим числом Миллера, составляющим 7±2 единицы информации. В ходе повторения «про себя» часть этой информации подвергается семантической организации и переводится из кратковременной памяти в долговременную, где она может практически неограниченно долго сохраняться в форме семантического кода.

В процессе критики мультимодальной модели английскими психологами А. Бэддели и Г. Дж. Хитчем было сформулировано альтернативное представление о рабочей памяти, сочетающей функции кратковременного удержания и активной, в том числе невербальной, переработки информации. В модели рабочей памяти выделены четыре различных блока: центральный исполнительный блок, характеризующий доступный объём ресурсов внимания, и три служебных блока, связанных с удержанием зрительных, фонологических и эпизодических (пространственно-временны́х) данных. В рамках психометрических исследований установлена тесная взаимосвязь между показателями объёма рабочей памяти и уровнем интеллекта, а также специфических способностей индивида, прежде всего в области развития речи и понимания.

По мере формирования экспертных знаний и навыков в специальных областях деятельности (например, в медицинской диагностике или игре в шахматы) происходит значительное расширение возможностей рабочей памяти по удержанию и обработке значимого материала благодаря установлению прямых ассоциативных связей между процессами восприятия и структурами долговременной памяти (в этом случае говорят о «долговременной рабочей памяти»).

Успешность функционирования памяти зависит также от адекватности существующих у индивида знаний о работе памяти (т. н. метапамять) и выбираемых им на этой основе стратегий запоминания. При этом используются разнообразные мнемотехнические приёмы, социальная поддержка, а также фиксация запоминаемой информации во внешней, в том числе электронной, форме. Роль социальной поддержки особенно велика на ранних этапах развития памяти в онтогенезе и затем с возникновением изменений нейробиологических механизмов памяти в пожилом возрасте.

С созданием новых нейрофизиологических методов исследования (функциональной магнитно-резонансной томографии и др.) психологические модели памяти всё чаще проверяются на их соответствие определённым группам нейрофизиологических механизмов. Источником информации при этом служит клинический материал, в частности случаи амнезии и связанные с ней мозговые нарушения. С расшифровкой генома человека индивидуальные различия памяти начинают также исследоваться с точки зрения их возможного соответствия особенностям генетических полиморфизмов. В ряде случаев гипотезы о причинно-следственных связях молекулярных механизмов памяти могут быть проверены в экспериментах на модельных животных.

Области мозга, важные для функционирования памяти у человека и высших животных, включают гиппокамп вместе с окружающими его участками височных долей коры головного мозга, базальные ядра, маммилярные и миндалевидные тела. Данные клинических наблюдений и экспериментов на животных свидетельствуют об определённой специализации этих структур. Так, гиппокамп отвечает за пространственное обучение и фиксацию содержаний декларативной памяти, а миндалевидное тело участвует в процессах запоминания эмоциональной информации. У человека процессы извлечения информации также связаны с активацией передних отделов мозга, причём в случае эпизодической памяти такая активация регистрируется преимущественно в правых префронтальных отделах коры. Роль префронтальной коры значительна и при формировании рабочей памяти. Мозговые механизмы семантической и процедурной памяти не имеют выраженной локализации.

Распространённой гипотезой о нейрофизиологических изменениях, лежащих в основе запоминания, стало представление Д. Хебба о двух процессах памяти – кратковременном и долговременном. Механизмом кратковременной памяти при этом считается циркуляция электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а долговременное хранение основано на «консолидации следа» – устойчивых изменениях анатомии и проводимости синапсов. В связи с обнаруженной возможностью ретроградной амнезии старых следов памяти, которые должны были бы давно консолидироваться, вызывает интерес гипотеза «реконсолидации», согласно которой при восстановлении информации уже стабилизировавшиеся следы памяти вновь приобретают лабильный характер (этот феномен может объяснить известные из психологических исследований искажения воспроизведения в зависимости от особенностей формулировок вопросов).

Молекулярные механизмы простейших форм памяти (выработка условного защитного рефлекса и др.) подробно изучены Э. Канделем (2006) на модели нервной системы моллюска аплизии. Согласно этим результатам, а также исследованиям молекулярных механизмов консолидации памяти у позвоночных, в формировании долговременных изменений синапсов задействовано два базовых механизма. Один из них активирует в ядре нейрона транскрипционный белок CREB, включая тем самым каскад генов, которые необходимы для роста новых синаптических окончаний. Другой механизм сохраняет возникшие изменения синапсов за счёт активации особой самоподдерживающейся формы того же самого белка.

Объектом интенсивных исследований на клеточном и субклеточном уровнях являются структуры гиппокампа человека и животных. Нейроны гиппокампа демонстрируют эффекты долговременного усиления (потенциации) или подавления (депрессии) синаптической передачи между нейронами, сохраняющиеся на протяжении длительного времени после воздействия (вплоть до нескольких месяцев). Кроме того, гиппокамп является структурой с высокой плотностью т. н. NMDA-рецепторов, представляющих собой основной клеточный механизм, обеспечивающий быстрое и продолжительное изменение синаптической проводимости. Уникальной особенностью гиппокампа является продолжающийся в течение всей жизни процесс нейрогенеза – формирования новых нейронов и астроцитов на базе исходного пула нейрональных стволовых клеток. Подавление нейрогенеза с помощью физических (ионизирующая радиация) и психологических (социальный стресс) воздействий приводит к нарушениям декларативной памяти. Патология гиппокампа и височной доли коры головного мозга ведёт к серьёзным нарушениям памяти и быстрому забыванию информации.

С развитием дифференциальной психологии и молекулярной генетики анализировалась возможная связь параметров памяти индивида с отдельными генетическими полиморфизмами (например, связь полиморфизмов белка KIBRA и соответственно кодирующего его синтез гена со скоростью забывания информации). Установлена также тесная связь нарушений памяти и вероятности возникновения болезни Альцгеймера с аллелем ε4 гена APOE.

Ошибки и неточности, обнаруживающиеся в повседневном функционировании памяти и осложняющие её использование в свидетельских показаниях, могут быть связаны как с чрезмерной готовностью сообщить какую-либо информацию, так и с забыванием. Фундаментальной особенностью памяти является включение в образ припоминаемой ситуации новых деталей и аспектов, имплицированных общим знанием о ситуациях такого рода и формулировкой наводящих вопросов. К числу нормальных искажений памяти относятся феномен дежавю, когда новая ситуация внезапно кажется хорошо знакомой, уже виденной ранее, и противоположный случай – т. н. жамевю (франц. jamais vu – никогда не виденное), когда отсутствует узнавание при восприятии хорошо известной информации.

Поражения мозга различного происхождения часто ведут к возникновению амнезии. Характерным симптомом поражения префронтальных отделов коры являются конфабуляции, когда больной смешивает события, произошедшие в разные моменты прошлого, либо сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни. Вместе с тем исследования лиц с выдающейся памятью (мнемонистов) свидетельствуют о том, что чрезмерно хорошая память (т. н. гипермнезия) может затруднять нахождение новых творческих решений в различных проблемных ситуациях.

В процессе старения происходит ухудшение функций памяти, опосредованных префронтальными структурами мозга. Наряду с рабочей памятью, эти процессы затрагивают эпизодическую память («амнезия на источник» – забывание информации о том, когда, где и, например, от кого были получены определённые сведения). Важнейшими факторами стабилизации возрастных изменений памяти являются активный образ жизни и сохранение интеллектуальной деятельности. Существует ряд специальных программ тренировки памяти, имеются данные о том, что свободное владение двумя языками сдвигает момент возникновения клинических форм нарушения памяти в среднем на 5 лет. Ведутся обширные биохимические исследования, направленные на интенсификацию и сохранение процессов нейрогенеза в структурах гиппокампа.

Величковский Борис Митрофанович Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 19:36 (GMT+3)

ключевых терминов для памяти – введение в психологию и неврологию

рассеянность
провалов в памяти, которые вызваны перерывами во внимании или нашим сосредоточением на чем-то другом
акустическое кодирование
ввод звуков, слов и музыки
амнезия
потеря долговременной памяти, возникающая в результате болезни, физической или психологической травмы
антероградная амнезия
потеря памяти на события, произошедшие после черепно-мозговой травмы
теория возбуждения
сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания
Модель Аткинсона-Шиффрина
Модель памяти
, в которой говорится, что мы обрабатываем информацию через три системы: сенсорную память, кратковременную память и долговременную память
.
автоматическая обработка
кодирование информационных деталей, таких как время, пространство, частота и значение слов
уклон
как чувства и взгляд на мир искажают память о прошлых событиях
блокировка
ошибка памяти, при которой вы не можете получить доступ к сохраненной информации
фрагментация
организация информации в управляемые биты или порции
строительство
формулировка новых воспоминаний
декларативная память
тип долговременной памяти о фактах и ​​событиях, которые мы переживаем лично
трудоемкая обработка
кодирование информации, требующее усилий и внимания
подготовительная репетиция
размышления о значении новой информации и ее связи со знаниями, уже хранящимися в вашей памяти
кодировка
ввод информации в систему памяти
инграмма
физическая трассировка памяти
эпизодическая память
тип декларативной памяти, который содержит информацию о событиях, которые мы лично пережили, также известный как автобиографическая память
гипотеза эквипотенциальности
некоторые части мозга могут заменить поврежденные части при формировании и хранении воспоминаний
явная память
воспоминаний, которые мы сознательно пытаемся запомнить и вспомнить
синдром ложной памяти
отзыв ложных автобиографических воспоминаний
Память-вспышка
исключительно ясное воспоминание о важном событии
забывание
потеря информации из долговременной памяти
неявная память
воспоминаний, которые не являются частью нашего сознания
уровни обработки
информация, о которой думают более глубоко, становится более значимой и, следовательно, лучше запоминается
долговременная память (LTM)
непрерывное хранение информации

лобэктомия
хирургическая процедура, при которой доля (часть или вся) удаляется из головного мозга

память
набор процессов, используемых для кодирования, хранения и извлечения информации в течение различных периодов времени
стратегия улучшения памяти
Метод
, помогающий обеспечить переход информации из кратковременной памяти в долговременную
неверная атрибуция
ошибка памяти, в которой вы путаете источник своей информации
Парадигма эффекта дезинформации
после получения дополнительной и, возможно, неточной информации человек может неправильно вспомнить исходное событие
мнемоническое устройство
вспомогательные средства памяти, помогающие организовать информацию для кодирования
постоянство
отказ системы памяти, который включает непроизвольное воспроизведение нежелательных воспоминаний, особенно неприятных
упреждающее вмешательство
старая информация препятствует воспроизведению новой информации
процедурная память
тип долговременной памяти для совершения квалифицированных действий, например, как чистить зубы, как водить машину и как плавать
отзыв
доступ к информации без сигналов
распознавание
идентификация ранее изученной информации после повторной встречи с ней, обычно в ответ на сигнал
реконструкция
процесс пробуждения старых воспоминаний, которые могут быть искажены новой информацией
репетиция
повторение информации для запоминания
переобучение
изучение информации, которая была изучена ранее
поиск
действие по извлечению информации из долговременной памяти и обратно в сознательное сознание
ретроактивное вмешательство
недавно полученная информация препятствует воспроизведению старой информации
ретроградная амнезия
потеря памяти на события, которые произошли до травмы головного мозга
эффект самореференции
склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, по сравнению с материалом, имеющим меньшее личное значение
семантическое кодирование
ввод слов и их значение
семантическая память
тип декларативной памяти о словах, понятиях и языковых знаниях и фактах
сенсорная память
хранение кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы
кратковременная память (СТМ)
содержит около семи битов информации до того, как она будет забыта или сохранена, а также информация, которая была извлечена и используется
хранение
создание постоянной записи информации
внушаемость
последствия дезинформации из внешних источников, что приводит к созданию ложных воспоминаний
скоротечность
ошибка памяти, при которой неиспользуемые воспоминания исчезают с течением времени
визуальное кодирование
ввод изображений
Глоссарий ключевых терминов памяти

| Психология

В этом глоссарии представлены ключевые термины и концепции изучения памяти.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts