Память в психологии понятие: Память (психология) | это… Что такое Память (психология)?

Понятие о памяти (В. В. Богословский)

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 21446
  • Предыдущая статья Основные процессы памяти и закономерности их протекания
  • Следующая статья Виды и свойства внимания
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраня­ются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают воз­можность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражи­тель, его вызывавший, отсутствует.

На основе этого человек мо­жет запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

 

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узна­вания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с вос­приятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

И. П. Павлов со своими сотрудниками экспериментально по­казали, что память есть результат рефлекторной работы мозга. «…Временная нервная связь, — писал Павлов, — есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас са­мих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей» 1.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то—значит связать запоминаемое с уже известным, образо­вать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциа­ций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциация по смежности объединяет два явления, связан­ные во времени или в пространстве. Такая ассоциация образует­ся, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.

———-

1 Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 325.

Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается дру­гое. Например, на уроке географии, знакомя учащихся с назва­ниями портов Австралии, учительница говорит, что одно из них похоже на женское имя Аделаида, и таким образом устанавли­вает ассоциацию по сходству, обеспечивающую запоминание.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по кон­трасту с зоной лесов.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смыс­ловые. В них связываются два явления, которые и в действитель­ности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Для образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образо­вание ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. примене­ние того, что требуется запомнить, в самом процессе усвоения.

Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

В процессе онтогенеза каждый организм получает из внеш­ней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и вос­производит или использует в поведении.

Для работы мозга необходимы не только поступление инфор­мации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безус­ловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретае­мая в индивидуальной жизни организма в виде условных реф­лексов. Соответственно существует и два рода памяти; память видовая и память индивидуальная.

В настоящее время успехи биологии и генетики позволили узнать о памяти видовой, о механизмах наследования значи­тельно больше, чем о внутренних механизмах индивидуальной памяти. В последние десятилетия механизм индивидуальной па­мяти подвергался интенсивному изучению, и по этому вопросу был выдвинут ряд гипотез.

Были сделаны попытки объяснить механизмы памяти дан­ными электрофизиологии. Достижения электронной техники поз­волили записывать биотоки мозга (возникающие при возбужде­нии мозга электрические разряды). По электроэнцефалограмме (запись биотоков мозга) можно обнаружить процесс образования временных связей, их Торможение и растормаживание, т. е. ме­ханизмы забывания, узнавания, припоминания.

Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит в том, что мозговые нейроны образуют замкнутые цепи, по ко­торым совершается движение нервных импульсов. Там сохраняется информация, поступившая в мозг и переработанная в нем. Повторное прохождение нервных импульсов изменяет структуру

синапсов, (место стыка двух нервных клеток или их отростков). При повторении потока нервных импульсов процесс проходит гораздо легче. При длительном функционировании деятельность синапсов усиливается, и это сказывается на их структуре. Про­цесс обучения влияет на физическое и химическое состояние коры, что приводит к консолидации (закреплению) следов в коре головного мозга.

Другая группа гипотез объясняет механизмы памяти биохи­мическими изменениями, происходящими в мозге, в частности изменениями белка мозга. Усиление синтеза белка облегчает процессы образования сложных навыков у животных. Если син­тез белка тормозится, условнорефлекторная деятельность угне­тается.

Проливают свет на механизмы памяти данные нейрохирургии и связанной с ней нейропсихологии. Операции различных участ­ков мозга и клинические исследования больных с ранениями, кровоизлияниями, опухолями мозга показали, что при поврежде­нии различных корковых проекционных областей (анализаторов) нарушаются отдельные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная и т.

д.), но не наблюдается общее расстройство па­мяти. При поражении же лобных или височных долей коры ухуд­шается хранение информации в любом анализаторе, нарушается память в целом,

Все попытки объяснить механизмы памяти пока являются только более или менее обоснованными гипотезами. Требуется дальнейшее углубленное изучение механизмов деятельности моз­га по восприятию, переработке и хранению информации. Только целый ряд наук с применением новейших достижений техники эксперимента и его математической обработки в состоянии по­строить убедительную теорию физико-химического объяснения механизмов памяти.

Значение памяти в жизни человека огром­но: без нее была бы невозможна никакая деятельность.

И. М. Се­ченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы челове­ка вечно в положении новорожденного.

Что стало бы с человеком, если бы он был лишен памяти? Он не мог бы учиться, не мог бы трудиться, не мог бы приобре­сти даже простейшие навыки. При некоторых психических забо­леваниях наблюдаются глубокие расстройства памяти. Такие больные не помнят, где они находятся, не знают, что они делали в этот день, они много раз читают одну и ту же страницу, со­вершенно не запоминая ее содержания. Эти факты показывают, что без прошлого опыта нарушается обычный ход жизни, люди становятся инвалидами.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 198-201.

  • Предыдущая статья Основные процессы памяти и закономерности их протекания
  • Следующая статья Виды и свойства внимания

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М. , 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Определение памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями!’ Они формируются в деятельности и определяются ею. ‘Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. ) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного» (И.М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе, казалось бы, весьма далеких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).

В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти — психологическому и нейрофизиологическому — сейчас прибавился третий — биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.

Психологические теории памяти. Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъект («чистая» активность сознания) безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т. е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.

Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие — понятие ассоциации — обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно Друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Таким образом, необходимым и достаточным основанием для» образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообразие таких условий было сведено к, следующим трем типам: а) пространственно-временная смежность соответствующих объектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.

Соответственно этим трем типам отношений между явлениями внешнего мира выделялись три типа ассоциаций — ассоциации по смежности, по сходству и контрасту. В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384-322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты не без некоторого насилия подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи. Поскольку причина и следствие, рассуждали они, связаны определенным временным отношением («по причине этого» — всегда «после этого»), то причинно-следственные ассоциации включались ими в категорию ассоциаций по смежности.

Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание — это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Операция связывания становится вполне очевидной, когда нам удается поэлементно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроизвести какой-либо материал. Как мы вспоминаем что-то, используя, например, прием «узелка на память»? Мы наталкиваемся на узелок; узелок отсылает нас к той ситуации, в которой он был завязан; ситуация напоминает о собеседнике; от собеседника мы идем к теме разговора и, наконец, приходим к искомому предмету. Однако если бы для образования таких цепей ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. На самом же деле связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.

Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиции так называемого гештальтизма (от нем. Gestalt — образ). Основное понятие этой новой теории — понятие гештальта — обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована не иначе как только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.

В противоположность ассоцианизму и другим теориям, в которых сознание выступало как нечто пассивное, для ряда направлений в психологии характерно подчеркивание активной, деятельной роли сознания в процессах памяти. Важная роль при этом отводилась вниманию, намерению, осмысливанию в запоминании и воспроизведении и т.д. Однако и здесь процессы памяти, по существу, не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения. Например, намерение выступало просто как волевое усилие, как «чистая» активность сознания, не приводящая к перестройке самого процесса запоминания или припоминания.

Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось все то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механический («памяти материи») и логический («памяти духа», «абсолютно не зависимой от материи»).

В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например их прочность и лабильность (подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

Таким образом, основной тезис этой концепции (в противовес рассмотренным выше) может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.

Физиологические теории памяти. Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей — это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.

Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление (в наиболее частом виде) — это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях — это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его (например, в случае отрицательного подкрепления). Подкрепление, таким образом, знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия, а «как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась» (И.П. Павлов). Все характеристики этой связи, и прежде всего степень ее прочности, обусловливаются именно характером подкрепления как мерой жизненной (биологической) целесообразности данного действия. Корригирующая функция подкрепления в осуществлении действия особенно полно раскрывается в трудах П.К. Анохина, показавшего роль подкрепления в регуляции активности субъекта, в замыкании рефлекторного кольца.

Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая каждое из них, позволяет утверждать, что по своей основной жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что «будет». Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что, согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Ученые полагают, что отражение объекта, например «ощупывание» предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Поэтому рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов. Здесь происходит переход следов из так называемой кратковременной памяти в долговременную. Одни исследователи считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм, другие полагают, что существует два механизма с различными характеристиками. Окончательному разрешению этой проблемы будут, по-видимому, способствовать биохимические исследования.

Биохимические теории памяти. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Если подопытное животное обучать чему-то новому, а затем моментально прервать кратковременную электрохимическую реакцию до того, как она начнет переходить в биохимическую, то животное не сможет вспомнить то, чему его обучали.

В одном опыте крысу помещали на площадку, находящуюся на небольшой высоте от пола. Животное тотчас же соскакивало на пол. Однако, испытав однажды боль от электрического разряда при соскакивании, крыса, помещенная на площадку даже через 24 часа после опыта, не спрыгивала с нее больше и ожидала, пока ее снимут. У другой крысы прервали реакцию кратковременного запоминания сразу после получения ею болевого ощущения. На другой день крыса вела себя так, словно с ней ничего не произошло.

Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период.

Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) — основой онтогенетической, индивидуальной, памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

РНК очень изменчива; количество возможных ее специфических изменений измеряется числом 10-20•103 до 5-6•106; меняется контур ее компонентов, расположение их в пространстве, скорость распада и т.д. Это значит, что РНК может удержать невероятное количество кодов информации. Не исключено, что способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей, не отвечая на другие воздействия, составляет интимный биохимический механизм памяти.

Успехи новейших, в частности, биохимических, исследований дают немало оснований для оптимистических прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем. Но наряду с этими прогнозами получили хождение некоторые необоснованные, подчас фантастические идеи, например о возможности обучения людей путем прямого химического воздействия на их нервную систему, о передаче знаний с помощью специальных таблеток памяти и т. д.

В этой связи важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого — к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении: организм — орган — клетка, а не наоборот. Использование фармакологических катализаторов памяти существа дела изменить не может.

Это подтверждается данными специальных исследований, в которых изучали влияние различных условий жизни животного на изменение морфологической и химической структуры его мозга. Установлено, например, что у крыс, находившихся в богатой впечатлениями обстановке, активизировавшей различные их действия, кора мозга становится крупнее, толще и тяжелее, чем у животных, прозябавших в психологически обедненных условиях. Происходят специфические изменения и в химическом составе мозга развитой крысы: увеличивается, например, количество ацетилхолина — фермента, участвующего в передаче нервных импульсов. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих уровней.

Конечно, отмеченные структурные и химические изменения в клетках мозга, будучи продуктом предшествующей деятельности, становятся затем необходимым условием последующих, более сложных действий, включаясь в механизм их осуществления. Речь идет, следовательно, не о вторичности химических механизмов, а о том, что они не могут быть сформированы снизу, например! путем прямого введения в мозг соответствующих химических веществ в готовом виде. В этом смысле и следует понимать положение о детерминирующей роли вышележащих уровней функционирования процессов памяти по отношению к нижележащим.

Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга.





НАВЕРХ

определение памяти+(психология) по The Free Dictionary

Память+(психология) — определение памяти+(психология) по The Free Dictionary

Память+(психология) — определение памяти+(психология) в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:

память психология

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:


Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Тип памяти Диапазон регистров
  • Регистры диапазона типов памяти
  • Регистры диапазона типов памяти
  • Регистры диапазона типов памяти
  • типы памяти
  • типы памяти
  • типы памяти
  • типы памяти
  • типы памяти
  • типы памяти
  • память пишущая машинка
  • память пишущая машинка
  • память пишущая машинка
  • память пишущая машинка
  • память пишущая машинка
  • память пишущая машинка
  • Блок памяти
  • Блок памяти
  • Ускоритель модуля памяти
  • Память
  • против ОЗУ
  • Память и хранилище
  • Стена памяти
  • Стена памяти
  • Провод памяти
  • Работа памяти
  • Запись в память
  • Запись в память и недействительная активация
  • Командная строка записи в память
  • Запись в память недействительна
  • Очередь записи в память
  • память+(психология)
  • Память, Аранжировка, Изобретение, Подача, Стиль
  • Память, мистер
  • Память, печаль и шип
  • Память, традиции и текст
  • Эталонный стек с поддержкой памяти
  • Когнитивная структура на основе памяти
  • Обработка языка в памяти
  • Рассуждения на основе памяти
  • Функция с привязкой к памяти
  • Резервный буфер трансляции контроллера памяти
  • Синхронизация памяти и диска
  • Тестовый драйвер с расширенной памятью
  • Объем памяти
  • отверстие памяти
  • с памятью
  • отверстия памяти
  • отверстие памяти
  • Параллелизм на уровне памяти
  • Параллелизм на уровне памяти
  • Регистр конфигурации с отображением памяти
  • Файл с отображением памяти
  • Ввод/вывод с отображением памяти
  • Ввод/вывод с отображением памяти
  • Регистр с отображением памяти
  • Разделение данных с помощью пула памяти
  • Платформа предсказания памяти
  • инструкция обращения к памяти
  • управление сегментацией памяти
  • Память-Пространство-Память
  • Программа замены памяти/контроллера памяти

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Модели памяти в психологии — понимание человеческой памяти

Память, пожалуй, самая привлекательная тема для исследований в области психологии, когнитивистики и нейронауки. Благодаря десятилетиям тривиальных и прорывных исследований мы немного знаем о памяти.

Фактически, некоторые аспекты памяти стали общеизвестными. Вы увидите, как люди говорят: «У меня плохая кратковременная память, но хорошая долговременная память». Люди знают два типа памяти, и это хорошо. Некоторые даже осознают типы содержания, которые они хорошо помнят (факты, имена, места, направления и т. д.). Но есть лабиринт исследований, которые сбивают с толку, но в определенных контекстах прочны. Мы много знаем, и мы не знаем много. В этой статье мы рассмотрим, что говорят исследования о нашей памяти. Кроме того, попробуйте поразмышлять над своими воспоминаниями, используя эти модели. Должно быть весело!

Есть два способа взглянуть на память.

  1. Как биологические процессы в мозге согласуются с памятью и представляют ее (нейроны, организация мозга и сознательная память, которую вы помните)
  2. Структура систем памяти в мозге – модели, объясняющие, как мы поглощаем информацию и воспроизводим ее.

Сегодня мы рассмотрим пункт 2. В этом относительно техническом посте мы рассмотрим различные модели памяти. Начиная с более простых, почти интуитивных, и заканчивая сложными, которые прошли через множество итераций, чтобы объяснить стабильные эмпирические результаты. Каждая модель имеет применение и ограничения. Новые модели пытаются преодолеть ограничения, объяснить факты и точно предсказать.

Вот как работает ваша память: 5 теорий памяти в психологии

Эволюция моделей памяти весьма увлекательна. Он перешел от простых обобщений к сложным взаимодействиям, объясняющим очень специфические вопросы. Прежде чем я перейду к 5 теориям памяти, давайте определим типы памяти и связанные с ними понятия.

  • Глоссарий: ключевые термины и концепции памяти
  • 1. Модель памяти с несколькими/двумя хранилищами (Аткинсон-Шиффрин):
  • 2. Модель уровней обработки (Крейка-Локхарта):
  • 3. Модель рабочей памяти Баддели:
  • 4. Последовательно-параллельная независимая модель памяти:
  • 5. MNESIS: Память NEoStructural Inter-Systeme model

Глоссарий: основные термины и концепции памяти

  1. Внимание: Умышленное или случайное сосредоточение внимания на определенной информации или раздражителях
  2. Кратковременная память: Временное хранение информации (одноразовые пароли, телефонные номера)
  3. Долговременная память: Долговременное хранилище памяти (жизненные события, личные данные, уникальные навыки). Это может не быть действительно неограниченным/бесконечным, но может продолжать расти.
  4. Рабочая память: Реконцептуализация кратковременной памяти, в которой информация не только временно хранится, но и обрабатывается (активное мышление, логика, ментальная арифметика, мысленное обновление списка продуктов).
  5. Имплицитная память (недекларативная память): интернализированные аспекты памяти, которые в значительной степени бессознательны. Например, плавание или пение текста песни, которую вы не выучили намеренно. Сюда также входит информация, которая влияет на ваши действия без вашего ведома, например, соблюдение правил игры или маневры вождения.
  6. Процедурная память: Подмножество имплицитной памяти, отвечающее за процессы обучения: физические движения (фортепиано, баскетбол), словесные инструкции (протокол бортпроводника), умственные стратегии (алгоритмы) и т. д.
  7. Эксплицитная память (декларативная память): память о фактах и ​​событиях, которые запоминаются сознательно.
  8. Эпизодическая память : Память о повседневных событиях и переживаниях в форме «эпизодов». Подмножество долговременной памяти.
  9. Семантическая память: Память формируется в процессе словесного выражения вещей, таких как факты, даты, этот список. Подмножество долговременной памяти, тесно связанное с эпизодической памятью и декларативной/эксплицитной памятью.
  10. Кодирование: Это процесс преобразования информации во что-то, что можно осмысленно вспомнить и сохранить в мозгу.
  11. Консолидация памяти: Процесс преобразования полученной информации в долговременные следы памяти. Эта концепция не используется в этом посте.
  12. Модель памяти: Представление того, как память будет работать в мозгу. Концептуальная основа для понимания.

*Основное различие между кратковременной памятью (STM) и рабочей памятью (WM) заключается в том, что STM в основном поддерживает информацию, тогда как WM и манипулируют информацией.

Не все из них являются взаимоисключающими, и многие типы памяти перекрываются друг с другом в зависимости от содержания памяти, того, как она запоминается и как она кодируется.

1. Модель памяти с несколькими хранилищами и двумя хранилищами (Аткинсон-Шиффрин):

Аткинсон и Шиффрин предложили модель памяти с несколькими хранилищами, состоящую из 3 регистров хранения.

  1. Сенсорная память (SM)
  2. Кратковременная память (STM)
  3. Долговременная память (LTM)

Они описывают процесс, при котором информация из окружающей среды поступает через органы чувств, перемещается в регистр кратковременной памяти , а затем переходит к регистру долговременной памяти.

Он получил название «двойное хранилище», потому что исследователи рассматривают кратковременную и долговременную память как разные единицы хранения. Это предположение подтверждается исследованиями памяти, проведенными у пациентов с амнезией (потерей памяти). Самый известный из них — случай Генри Молисона, широко известного в учебниках по психологии как Х.М.

Х.М. страдал эпилепсией. Стандартной практикой было удаление частей мозга или их отсоединение хирургическим путем, чтобы предотвратить приступы в будущем. Хирурги удалили часть его мозга, называемую гиппокампом, и вуаля, он потерял значительную часть своей памяти. После операции он не мог формировать новые сознательные воспоминания. Нет новой памяти на факты, песни, лица и т. д. У него также была ретроградная амнезия до операции. Это сделало его самым цитируемым испытуемым в истории психологии (12 000+). Доказательства, подтверждающие эту модель, исходят из того факта, что интеллект Г. М. был неповрежденным, он все еще мог манипулировать информацией в своей голове в течение короткого времени. Кратковременная память у него была сохранна.

В соответствии с моделью информация должна быть обработана, а затем закодирована (изменив ее форму) для долговременного хранения. Информация может быть забыта из любого из 3-х регистров. Как только информация находится в STM, ее можно вызвать. Чтобы он переместился в долговременную память, содержимое СТМ необходимо отрепетировать и тем самым укрепить. Чтобы вспомнить информацию, которая была передана в LTM, необходимо извлечь ее, чтобы вернуть ее в STM, а затем вызвать. Ключевая сила этой модели в том, что она заложила структурированную основу для изучения памяти. Их различие между STM и LTM действует и сегодня.

Сенсорный регистр: Короткая продолжительность (2 секунды), кодируется необработанная сенсорная информация, неограниченная емкость

Кратковременный регистр: Ограниченная емкость (3-10 фрагментов информации), ограниченная продолжительность (до 20-30 секунд) ), информацией можно активно манипулировать

Долгосрочный регистр: Семантическое содержание, сенсорные представления (аудио-визуальные), неограниченная/большая емкость памяти в LTM.

Ограничения:

  1. Краткосрочное хранение не учитывает манипулирование информацией.
  2. Репетиция — процесс расплывчатый, как и поиск.
  3. Информация может быть в ЛТМ без репетиции (катание на велосипеде, баскетбол). Это ограничение требует использования процедурной памяти, которую мы рассмотрим в последующих моделях.
  4. Репетиция — это в основном повторение информации, но такие факторы, как мотивация, эмоциональная валентность информации, навыки обучения, стратегии и т. д., могут влиять на силу памяти в LTM.

2. Модель уровней обработки (Craik-Lockhart):

Модель уровней обработки улучшает модель с несколькими магазинами/двумя магазинами, уделяя более подробное внимание кодированию.

Крейк и Локхарт моделируют память на основе «глубины» обработки, а не количества задействованных процессов. Они утверждают, что чем более сложными и значимыми становятся ассоциации для информации, тем более долговечной становится память. Таким образом, информацию можно кодировать на более глубоких уровнях путем ее осмысленного анализа, сравнения и объединения с существующими знаниями, а понимание ее содержания может продвигать информацию от STM к LTM. Здесь регистры хранения памяти менее разрознены и более непрерывны, чем в модели Аткинсона-Шиффрина. Согласно этой модели, память является функцией качества обработки информации.

Есть 2 уровня обработки.

1. Поверхностная обработка: Обработка сенсорных и перцептивных признаков (размер, форма, звук). Этот процесс называется поддерживающей репетицией, поскольку он сохраняет информацию в ее воспринимаемой форме*.
=> Структурная обработка
=> Фонематическая обработка

2. Глубокая обработка: Понимание и анализ информации на предмет ее значения/семантического содержания, значения, контекста, связи с другой информацией и т. д. Этот процесс называется репетицией проработки.*

* Репетиция технического обслуживания и доводки заимствована из динамического развития предыдущей модели вместе с этой.

Вы можете ознакомиться с их экспериментальной структурой здесь. Самая важная сила этой модели заключается в том, что она ясно объясняет, почему информация, которую мы находим значимой, на которую тратим время, о которой думаем, запечатлевается в нашей памяти. И память для быстрых взглядов на текст слаба, если мы не думаем и не понимаем его.

Ограничения:

  1. Хотя эта теория хорошо справляется с преодолением ограничений теории мультимагазинов, у нее есть и свои собственные.
  2. Глубину обработки трудно проверить. Ему не хватает измеримых рамок. Но это также показывает, что обработка и кодирование непросты.
  3. Неотъемлемая ценность информации (информационный вес) не учитывается в этой модели.
  4. Количество и качество дополнительных усилий по обработке информации смешивают с фактической глубиной обработки. Глубокая обработка требует больше усилий, поэтому усилия, необходимые для обработки , — это переменная, которую необходимо учитывать, но эта модель этого не делает.

3. Модель рабочей памяти Баддели:

Учитывая явно очевидную роль внимания в манипулировании информацией в рабочей памяти, Баддели создал модель, которая лучше объясняет манипуляции в рабочей памяти. К расплывчатому представлению о кратковременной памяти и рабочей памяти добавлены 3 важные особенности.

  1. Фонологическая петля: Хранит слуховую информацию
  2. Визуально-пространственный блокнот: Хранит расположение, расположение, формы, размеры и т. д.
  3. Эпизодический буфер: Это облегчает интеграцию различных перцептивных и семантических характеристик для формирования целостных единиц. Баддели разработал эпизодический буфер для заимствования информации из долговременной памяти, чтобы новую информацию можно было поместить в контекст существующей информации. Он также зависит от ресурсов внимания и исполнительных функций.

Эти 3 подразделения обработки работают вместе под всеобъемлющим участием центрального исполнительного органа. Это представляет собой внимание и другие когнитивные ресурсы, необходимые для функциональной рабочей памяти. Он контролирует и координирует 3 «ведомые» системы, перечисленные выше.

Ограничения:

  1. В контексте единой теории рабочей памяти эта модель учитывает только рабочую память. Тем не менее, он хорошо справляется со многими подробными выводами для рабочей памяти.
  2. Эпизодический буфер в значительной степени является абстракцией, и его точное использование не определено. Он включен в модель для создания новых гипотез и раскрытия механизмов, помогающих интегрировать информацию. Одной из таких гипотез может быть связь между абстракцией и рабочей памятью.

4. Последовательно-параллельная независимая модель памяти:

Последовательно-параллельная независимая модель от Tulving является улучшением по сравнению с предыдущими моделями, поскольку она учитывает 2 основные системы представления памяти.

  1. Система когнитивного представления: включает содержательный аспект памяти. От сенсорных особенностей до когнитивных манипуляций с информацией. Эта система отвечает за запоминание фактов, жизненных эпизодов, тривиальных и значительных переживаний, мыслей, разговоров, лиц и т. д.
  2. Система действия: включает больше аспектов памяти, основанных на обучении, таких как танцевальные движения, навыки вождения и плавания, музыкальные последовательности, протоколы бариста и т. д.

Ключевым ограничением предыдущих моделей является отсутствие учета автоматических и интуитивных действий, связанных с памятью – системой действий или процедурной памятью. Проще говоря, это память, связанная с выполнением процедур. Это могут быть двигательные навыки или умственные алгоритмы. Процедурная парадигма проста и обобщаема.

Многие аспекты памяти на самом деле включают в себя знание процедуры и изучение ее путем повторения. После изучения его можно сохранить, забыть, ослабить или улучшить. Этот фактор особенно важен в исполнительских искусствах, таких как актерское мастерство и музыка. Предыдущие модели были сосредоточены на двух аспектах: во-первых, на структуре, и, во-вторых, на функции. Эта модель пытается объединить оба элемента в более целостную теорию/модель памяти.

Одной из основных функций этой модели является описание формирования памяти на нескольких уровнях. Он утверждает, что память может формироваться строго на перцептивном уровне, как у многих животных и детей. Процессы более высокого уровня не нужны для функционирования воспоминаний более низкого уровня. Компонент семантической памяти системы когнитивного представления отвечает за подпроцесс, называемый семантизацией, когда слова помогают определять эпизодические воспоминания. Этот процесс, возможно, слишком строг в этой модели, поскольку модель требует, чтобы эпизодическая память зависела от семантической памяти. Что не обязательно верно.

Ранее исследования показали, что пациенты с семантической деменцией (потеря памяти на слова, смысл и вербальное содержание) могут получать определенные биты информации из задач распознавания, которые попадают в эпизодическую память. Но полноценные эпизодические воспоминания не формируются. Это показывает, что семантическое опосредование способствует формированию богатых эпизодических воспоминаний. Однако эпизодические воспоминания могут быть сформированы с меньшей детализацией только за счет особенностей восприятия. Согласно этой модели систем памяти, кодирование в высшей системе представления зависит от качества кодирования в низших системах. Например, семантика показывает, что эпизодические воспоминания выигрывают от семантической памяти. В случае больных деменцией качество эпизодической памяти зависит от перцептивных репрезентативных систем.

В другом исследовании исследователи показали, что система перцептивной репрезентации может напрямую создавать эпизодические воспоминания. Таким образом, модель поддерживается. Примечание. Тульвинг также сделал первоначальную разработку определения семантической, эпизодической и процедурной памяти как улучшение по сравнению с предыдущими моделями. Первая итерация содержала только описания. SPI является усовершенствованием его собственной работы.

Ограничения:

Помогите мне запустить этот сайт пожертвованием 🙂

  1. Основным недостатком этой системы памяти является то, что система когнитивного представления устойчива с 4 подсистемами, но связь с процедурной системой памяти/действия является неадекватной.
  2. Рабочая память все еще слабо описана, а механизмы обратной связи между подсистемами не представлены линейно.

5. MNESIS: Память NEoStructural Inter-Systemic model

Фрэнсис Юсташ и Беатрис Дегранж предложили предварительную модель памяти. Он сочетает в себе модель рабочей памяти Баддели, концепции Тульвинга и многое другое. выводы для создания макромодели памяти, описывающей структуру и задействованные процессы.

Модель пытается объединить несколько волн теорий памяти для будущих исследований. Несмотря на то, что время от времени в разное время создаются десятки моделей, эта модель улучшает шкалу, в которой она полезна — объясняет болезни памяти, доказательства без объяснений, сложности рабочей памяти и т. д.

Поскольку эта модель предварительная, новая , и открывая двери для множества исследовательских вопросов, мы рассмотрим конкретные преимущества именно этой модели.

Полагаю, к настоящему моменту все термины на следующем рисунке находятся в понятном вам контексте.

Потратьте несколько минут на изучение модели и посмотрите, как работают примеры того, что вы называете «памятью».

Преимущества:
Модель имеет несколько каналов двусторонней связи, которые учитывают петли обратной связи, влияние и слияние информации.

Эпизодический буфер функционирует как, за неимением лучшей концепции, сероватый черный ящик. Он имеет внутри себя условия для интеграции информации различной сложности, возможно, для создания гештальта или кросс-модальной интеграции чувств. Это также может быть связано с творческим мышлением за счет заимствования концепций из нескольких областей памяти. Другая гипотеза заключалась бы в проверке и определении его роли в эффекте переноса.

Большинство моделей памяти в психологии имеют входной информационный канал. Эта модель позволяет получать информацию из многих областей. Сенсорно-перцептивный ввод рассматривается как стандартный входной канал. Однако эта модель создает возможности для создания информации внутри этих подразделений. Такие как семантика и извлечение информации из эпизодической памяти.

Процедурная память имеет прямую связь с сенсорно-перцептивным вводом и рабочей памятью. Левая сторона имеет 3 системы долговременной памяти: эпизодическая память, семантическая память, перцептивная память.

Перцептивная память включает сознательные и бессознательные воспоминания, которые варьируются от запоминания цветов, форм до абстрактных ощущений. Это также объясняет различное внимание к информации. В этой области также учитываются усилия по изменению глубины кодирования в соответствии с ограничением модели Крейка и Локхарта.

В системах долговременной памяти есть 2 стрелки обратного действия. Один, от эпизодического к семантическому, на который приходится семантика. И два, от эпизодических до перцептивных. Вторая стрелка является преимуществом по сравнению с другими моделями, поскольку она в общих чертах следует выводу о том, что запоминание воспоминания также создает новый его след и модифицирует существующее воспоминание в зависимости от того, как оно представлено. Со временем одни элементы воспоминаний будут усиливаться, в то время как другие могут ослабевать до такой степени, что будут упущены.

Стрелки обратного действия охватывают генерацию информации в мозгу, а также ее повторное переживание. Таким образом, изменение его в долгосрочной перспективе с помощью языка и новых идей, таких как переоценка, ассоциация с дополнительной информацией и просмотр информации через новые концептуальные рамки (перспектива, фильтры, новое обучение и т. д.).

Процедурная память была разделена на 3 компонента: когнитивный, перцептивно-вербальный и перцептивно-моторный. Теперь эта система отвечает за все виды обучения, которые могут стать автоматическими или преднамеренно вызванными — набор инструкций, стратегии решения проблем, язык, танец, музыка и т. д. Она также имеет канал связи с рабочей памятью и системами долговременной памяти. которые позволяют говорить об обучении/памяти, анализировать их и помещать в уникальные контексты.

Ограничения:

  1. Эта модель памяти основана на существующих данных и гипотетических возможностях. Не всегда легко понять, какая модель правильная. Скорее, это стремление не всегда заслуживает сомнения. Что ценно, так это то, полезна ли модель в своей способности описывать, учитывать доказательства и предсказывать результаты. И может ли он увеличить свой масштаб?
  2. Эта архитектура не включает такие понятия, как неявная и явная память или декларативная и недекларативная память. Хотя эти таксономические концепции полезны, их необходимо либо переопределить, либо адаптировать для целостной модели.
  3. Модель разработана на основе нейропсихологических данных. В основном это результаты изучения задач на память, выполненных пациентами с деменцией. Неясно, является ли эта модель патологической моделью или применима к состоянию человека в целом.

Прочтите этот документ, чтобы узнать больше о конкретных выводах, которые потребовались для создания этой модели. Конец…. почти.

Другие аспекты памяти, которые я не осветил в этой статье, но вам все равно следует прочитать о них, если вы серьезно этим занимаетесь:

  1. Модели памяти для запоминания или поиска информации (распространяющая активационная модель)
  2. Биологическое представление памяти (вот отправная точка)
  3. Ограничения и противоречивые данные для этих моделей (извините, я не могу поставить одну ссылку чтобы указать вам направление, если вы в этом, вы, вероятно, исследователь, и вы бы знали, как это сделать :))
  4. Целостное представление памяти, охватывающее когнитивные, эмпирические и биологические компоненты. Это где и как человеческая память.

Ну, это был длинный и подробный пост. Если вам действительно интересно узнать более простую точку зрения на человеческую память, подождите немного. Я сосредоточусь только на категоризации памяти и дам определение каждому термину на примерах. Этот пост посвящен вопросу «как работает человеческая память?» Существует целая сторона памяти, которая касается биологии и того, как когнитивно-перцептивные аспекты изменяют нейронные связи (потенциалы, связанные с событиями, синаптическая сила, пластичность, форма памяти). опыт и т. д.) Эта сторона истории будет для другого дня, когда исследования расширятся.

Рекомендации:

Если вы хотите улучшить память:

Прочитайте эту статью о методах обучения, которые улучшают память и обучение

и,

Прочтите эту статью о методах запоминания в контексте, посмотрите, какой из них соответствует вашим потребностям, и реализуйте их.

П.С. Если вы дочитали до конца, знайте, что я пишу для вас 🙂

P.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts