Парадигма в психологии это: 3.2.1. Понятие парадигмы в психологии

парадигма | это… Что такое парадигма?

ТолкованиеПеревод

парадигма

(от греч. paradeigma — пример, образец) — система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к другой.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

парадигма

— система основных научных достижений — теорий, методов, — по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:

1) этап препарадигмальный — предшествующий установлению парадигмы;

2) этап господства парадигмы — «нормальная наука»;

3) этап кризиса и научной революции — заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.

Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Парадигма

В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения:

• Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области.

К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов.

• Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Синонимы:

модель, образец, пример, схема, теория, тип

  • парадиагностика
  • парадокс

Полезное


Что представляет собой парадигма?

IsTOPnik

Автор:

IsTOPnik

30 сентября 2020 09:15

Метки: видео   интересно   парадигма   просто о сложном   психология   факты   фото   

10044

2

2

В последнее время стало модным употреблять слово «парадигма». Оно употребляется и в научных статьях и в общественной жизни, в психологии. Попробуем разобраться в его значении. Слово имеет греческие корни и буквально обозначает – модель, образец.

Источник:

Парадигма – это определенные истины, в границах которых находится все известное, доказанное и принятое всеми. Исходя из определения, парадигма устанавливает явления и предметы, требующие исследования, разрабатывает вопросы в данной области и их структуру, ограничивает общепризнанные теории, предлагает изменения, которые происходят в результате научных исследований, составляет план и предлагает оборудование для эксперимента. Можно сказать, что это общепризнанный и общепринятый взгляд на вещи, действующий в определенных временных рамках.

Этапы развития

Источник:

В научной концепции – это система средств, методов и суждений, которая проходит несколько этапов своего развития:

Проявление каких-то трудно доказуемых аномальных явлений.
Формирование определенного знания, последовательно раскрывающего суть явления (учебники, пособия).
Формирование «нормальной» науки, ищущей новые доказательства известного знания.
Развитие «экстраординарной» науки, приводящее к отвержению старой парадигмы, старого знания и рождению новых истин.
Такое развитие парадигмы предложил американский физик и историк науки Томас Кун в начале двадцатого века. То есть, всегда существуют группы ученых, одна из которых поддерживает и доказывает известные истины, а другая – ищет что-то новое, неординарное. Это «новое» приводит к научно-технической революции и смене парадигмы. Это актуально и в наши дни.

Виды парадигм

Парадигмы условно можно разделить на три большие группы:

Естественнонаучная парадигма. Она вбирает в себя все научные знания о мире. Здесь необходимы строгие доказательства тех или иных теорий. Гипотезы и закономерности проверяются экспериментально. Именно в данной группе выявляются предыдущие заблуждения и рождается «экстраординарная» наука.

Гуманитарная парадигма. Основой изучения является духовный мир человека. Точные научные методы здесь «не работают». Исследуются чувства, ощущения объекта. Проводится анализ возможностей человека и его психики. Какие-либо доказательства здесь всегда условны, ведь душа человека не материальна.

Практическая. В отличие от гуманитарной, изучает не эмоциональные установки, а мышление, умение преобразовать в знание полученную информацию, использование накопленного опыта в повседневной жизни. Можно ли создать искусственный мозг, не уступающий человеческому. Эта тема интересует и в ней работают: философы, психологи, социологи, лингвисты, биотехнологи. И каждый из них имеет или разрабатывает свою отраслевую парадигму.

В психологии парадигмы делят на:

абсолютные – доказанные с помощью различных научных экспериментов;
общепринятые – методы принятия решений, принятые большим количеством сторонников и не оспариваемы ими;
личные – субъективная модель поведения конкретного человека, живущая у него в подсознании.
Рассмотрим пример личной парадигмы. Она чаще всего формируется в детстве или закрепляется в процессе определенной деятельности человека. Например, двум молодым людям поступила выгодное деловое предложение. Один из них в детстве жил в семье успешного бизнесмена. И реализация такого предложения ассоциируется у него с новыми связями, деньгами, карьерным ростом и т.д. Его парадигма: «бизнес – успех». А у второго отец разорился из-за неудачной сделки и всегда рассказывал сыну об этом. Его личная парадигма: «бизнес – крах, долги». Естественно предположить, что первый молодой человек будет более успешным в делах, чем второй, заранее настроенный на «провал».

Общепринятые парадигмы основываются на мнении большинства людей. Например, она может отражать определенный политический курс государства. А мнение «большинства» — это выборы главы государства.

К абсолютным парадигмам можно отнести Дарвиновскую теорию, гравитацию, форму планет Солнечной системы, природные явления.

Таким образом, любое открытие в науке разрывает более ранние представления или традиции. Когда-то Коперник объявил Солнце центром Вселенной и полностью разрушил средневековую парадигму о мироздании. В наши дни развитие генетики стало новой парадигмой и позволило совершить открытия в медицине, растениеводстве, например. Дало новый толчок в развитии других естественных наук. В общественной жизни такая парадигма как народное правление породило конституционную демократию – современное общество с новым уровнем свободы личности.

Источник:

Ссылки по теме:

  • Гештальт в психологии: что это простыми словами
  • Кто такой амбиверт и как с ним общаться
  • Импичмент – что это такое простыми словами
  • Паранойя – что это такое простыми словами
  • То, чего вы не знали об Азовском море. Интересные факты

Метки: видео   интересно   парадигма   просто о сложном   психология   факты   фото   

Новости партнёров

реклама

Пушистость, слюнявость, глазастость и даже чешуйчатость против постпраздничного синдрома

Неоднозначный музыкальный инструмент, звуки которого способны  привести к помешательству

Основоположница восковой вечности, которой могло не случиться

15 занятных фотографий, которые покажут, что скрыто внутри знакомых вещей

Молчащие в маске

Бесплатно и очень быстро: как теперь можно переводить деньги по номеру телефона

Великие за доской: как глобальная эпидемия подстегнула интерес общества к мистике и загробному миру

Идеальная супруга любимого артиста

Удивительные жители Земли, похожие на пришельцев из других миров

Показать ещё
Удиви меня!

‘+ ‘

‘+ place. title+ ‘

‘+ »+ ‘

Смена парадигмы в методологии?

Статус психологии как науки всегда был незначительным. Этому способствует несколько факторов, основным из которых является методология. Методология — это набор эпистемологических и онтологических позиций, которые мы принимаем как часть создания или выбора методов (Valsiner, 2017). Методы , в свою очередь, являются конкретными инструментами или методами, которые мы используем, чтобы направлять то, что мы узнаем из наших наблюдений.

Методология представляла интерес для многих психологов на заре истории дисциплины, но в начале 20 века ситуация изменилась (Toomela, 2007). Философские вопросы об исследованиях были практически вырезаны и заменены набором не подлежащих сомнению философских обязательств (например, эмпиризм, измеримость, универсализм). Впоследствии методологическое исследование превратилось в игру по созданию лучших методов — бесконечный поиск более надежных, валидных или полезных методов. Психология в настоящее время богата методами, но бедна методологией.

Поскольку отсутствие методологии составляет парадигму в психологии, оно более или менее не ослабевало на протяжении большей части 20-го века. В последние несколько десятилетий наблюдается увеличение количества работ, ориентированных на методологию (например, Borsboom, 2005; Uher, 2016; Valsiner & Toomela, 2010), но вряд ли это представляет собой смену парадигмы. Тем не менее, есть надежда, что если эта работа будет продолжена и сможет затронуть более широко распространенное мышление в психологических исследованиях, то в будущем может произойти изменение парадигмы. Однако для того, чтобы это произошло, психологи должны продолжать подвергать сомнению и открыто обсуждать философские предположения, заложенные в их исследованиях (Toomela, 2010). Таких предположений много, но далее следует четыре конкретных области, в которых психологи получат пользу от продолжения методологической работы.

Что изучают психологи?

Наука работает, систематически используя доказательства для расширения знаний, а не полагаясь на авторитет. Однако то, что считается систематическими и доказательствами , зависит от предмета исследования (Mascolo, 2017). Таким образом, определение предмета важно. Психологи по определению изучают психику . Первоначально psyche означало что-то вроде дыхания и представляло нечто нематериальное (то есть душу), но в настоящее время психологи интерпретируют его как что-то вроде ума. Будь то душа или разум, психические феномены отличаются от феноменов почти любой другой науки. Во-первых, они существуют только внутри людей. Мы не наблюдаем срочности или г , но срочность конкретных лиц или г . Во-вторых, мы не можем непосредственно наблюдать психические явления у других людей. Мы можем наблюдать за поведением других людей, но поведенческие феномены концептуально отличны от психических феноменов (Uher, 2016b). Это не влечет за собой возврата к проблематичному разделению на «внутреннее» и «внешнее», но означает, что традиция психологических дисциплин перенимать методы из других дисциплин может тормозить работу психологов, а не улучшать ее. Методы, с помощью которых психологи изучают свои фокальные явления, вероятно, должны быть такими же уникальными, как и сами явления.

Какова природа психических явлений?

Независимо от того, подходят ли психологи к своим исследованиям с точки зрения личности или атрибутов, им необходимо понимать природу психических явлений (Horn, 2006). Но каждое явление уникально, поэтому к нему нужно подходить по-своему (Baker, & Hacker, 2005). Это означает, что психологи не могут продолжать игнорировать концептуальный анализ, а вместо этого должны регулярно его использовать. Психологи могут строить сильные теории и проводить осмысленные эксперименты только в том случае, если они сопровождаются тщательной концептуальной работой (Machado, Lourenço, & Silva, 2000).

Какие инструменты должны использовать психологи?

Наиболее распространенным типом инструментов, которые в настоящее время используют психологи, является анкета, требующая самоотчета. Нет ничего плохого в вопросниках или самоотчетах, когда они используются, потому что они являются оптимальным способом зафиксировать конкретное явление (Uher, 2018). Они создают проблемы, когда психологи принимают их из соображений удобства, что чаще всего и происходит (Baumeister, Vohs, & Funder, 2007). Лучший подход требует от психологов рассмотрения природы фокального явления и использования этой информации для определения наилучшего способа наблюдения и фиксации его (Мараун, 19).98).

С кем психологи должны проводить исследования?

Согласно большинству учебников по психологическим исследованиям, надлежащая эмпирическая работа предполагает проведение экспериментов с участием большой выборки из определенного населения. В этом конкретном подходе, безусловно, нет ничего плохого, но он основан на некоторых сильных методологических допущениях (Danziger, 1987). Интересно отметить, что психологи, проделавшие одну из самых плодотворных работ в этой дисциплине (например, Эббингауз, Пиаже), не использовали этот подход. Они сосредоточились на проведении нескольких небольших экспериментов с разными популяциями или в разных условиях. Дело здесь не в том, что какой-то один подход всегда лучше, а в том, что существует несколько способов проведения психологических исследований, каждый из которых основан на своих конкретных методологических предположениях. Конкретный подход, который выбирают психологи, должен быть результатом продуманного подхода к методологии.

Ссылки

Бейкер Г. П. и Хакер П. М. С. (200). Витгенштейн: Понимание и значение, Часть I: Очерки (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Блэквелл.

Baumeister, RF, Vohs, KD, & Funder, DC (2007). Психология как наука о самоотчетах и ​​движениях пальцев: что случилось с реальным поведением? Перспективы психологической науки, 2 , 396-403. doi:10.1111/j.1745-6916.2007.00051.x

Borsboom, D. (2005). Измерение сознания: концептуальные вопросы современной психометрии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Данцигер, К. (1987). Статистический метод и историческое развитие исследовательской практики в американской психологии. В L. Krüger, G. Gigerenzer & MS Morgan (Eds.), The Probabilistic Revolution, Vol. 2: Идеи в науках (стр. 35-47). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Хорн, Дж. Л. (2006). Комментарии по интеграции личностно-ориентированных и вариативно-ориентированных исследований проблем, связанных с употреблением алкоголя. Алкоголизм: клинические и экспериментальные исследования, 24 , 924-930. doi:10.1111/j.1530-0277.2000.tb02074.x

Мачадо, А., Лоренсу, О., и Силва, Ф.Дж. (2000). Факты, концепции и теории: форма эпистемологического треугольника психологии. Поведение и философия, 28 , 1-40.

Мараун, доктор медицины (1998). Измерение как нормативная практика: значение философии Витгенштейна для измерения в психологии. Теория и психология, 8 , 435-461. дои: 10.1177/0959354398084001

Масколо, М. Ф. (2017). Как объективность подрывает изучение личности: к интерсубъективной эпистемологии психологической науки. Новые идеи в психологии, 44 , 41-48. doi:10.1016/j.newideapsych.2016.11.005

Тумела, А. (2007). Культура науки: странная история методологического мышления в психологии. Интегративная психология и поведенческие науки, 41 , 6-20. doi:10.1007/s12124-007-9004-0

Тумела, А. (2010). Современная господствующая психология является лучшей? Некумулятивный, исторически слепой, фрагментарный, атеоретический. В А. Тоомела и Дж. Валсинер (ред.), Методологическое мышление в психологии: 60 лет сбились с пути? (стр. 1–26). Шарлотта, Северная Каролина: Издательство информационного века.

Ухер, Дж. (2016). Изучение работы психики: метатеоретические и методологические основы. В J. Valsiner, G. Marsico, N. Chaudhary, T. Sato & V. Dazzani (Eds.), Психология как наука о человеке: Иокогамский манифест (стр. 299–324). Чам, Швейцария: Springer.

Ухер, Дж. (2016b). Что такое поведение? И (когда) это языковое поведение? Метатеоретическое определение. Журнал теории социального поведения, 46 , 475-501. doi:10.1111/jtsb.12104

Ухер, Дж. (2018). Количественные данные рейтинговых шкал: эпистемологическое и методологическое исследование. Frontiers in Psychology, 9 (2599), 1-27. Получено с https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2018.02599

Valsiner, J. (2017). От методологии к методам в психологии человека . Чам, Швейцария: Springer.

Валсинер, Дж., и Тумела, А. (ред.). (2010). Методологическое мышление в психологии: 60 лет сбились с пути? Шарлотта, Северная Каролина: Издательство информационного века.

Об авторе

A. Александр Божан — профессор кафедры психологии и неврологии Университета Бэйлор. Он получил докторскую степень в области школьной психологии и педагогической психологии в Университете Миссури. Его исследовательские интересы касаются индивидуальных различий, особенно связанных с психологическими измерениями и оценками. В настоящее время он избран президентом Американской психологической ассоциации, подразделение 5 (количественные и качественные методы).

Выстрел в голову : Beaujean.jpg

Сдвиг парадигмы в философии консультирования

Нам так повезло, что мы живем в самый разгар смены парадигмы в теории консультирования. Для человека вроде меня, считающего себя философом-консультантом и теоретиком, нет ничего более захватывающего, чем пережить революцию в теории.

Многие в настоящее время практикующие консультанты, вероятно, были немного молоды, чтобы принять участие в последнем сдвиге парадигмы, от психологии человека к тому, что называется «теорией социальных систем». Этот сдвиг произошел с 1950-х по 1980-е годы. Я смог принять участие только в конце этого движения (с публикацией статьи «Системная теория профессиональной реабилитации» в 1987 году).

Сейчас мы находимся в середине очередного сдвига в философии консультирования, который потенциально может стать крупным теоретическим движением в этой области. Это движение является постмодернистским в своей основе, что означает, что оно больше касается отношений, чем отдельных людей, и лучше всего оно представлено в том, что было определено как парадигма консультирования и психотерапии «социальный конструктивизм».

Transitions

Теория консультирования созрела из своего раннего сосредоточения на людях, представленных в классических психологических теориях консультирования, таких как психоаналитическая психотерапия, личностно-центрированная терапия, рационально-эмоциональная поведенческая терапия, поведенческая терапия и другие. Затем последовал акцент на структурах отношений в классических системных терапиях, таких как структурная семейная терапия или стратегическая семейная терапия. Сейчас все большее внимание уделяется социальному согласованию проблем и решений. По-видимому, это происходит в новых методах лечения, таких как терапия, ориентированная на решение, и нарративная терапия, которые в своей основе являются социальными конструктивистами.

Фокус каждого из этих трех движений (психологического, системно-реляционного и социального конструктивизма) поддерживается уникальной философской основой с профессиональными и политическими последствиями. Философские, профессиональные и политические факторы помогают сделать каждое движение парадигмой консультирования. Как я описал в своей книге 2012 года « Парадигмы консультирования и психотерапии », парадигмы консультирования — это всеобъемлющие философские, теоретические и политические структуры, которые действуют для соответствующей категоризации теорий консультирования. Парадигмы — это, так сказать, «супертеории». Структура парадигмы представляет собой теорию о теориях консультирования. Это метатеоретическая вариация теорий внутри парадигм и между ними. Это большая картина.

Как все эти разговоры о метатеории соотносятся с практикой консультирования? Что ж, это означает, что консультирование созрело как профессия. Консультанты теперь могут руководствоваться большими теоретическими рамками, применяя определенные теории на практике. Например, подход, используемый многими консультантами в консультационном центре колледжа, вероятно, будет сильно отличаться от подхода, используемого большинством консультантов, работающих в агентстве по обслуживанию семьи. Консультационный центр колледжа, вероятно, действует в первую очередь с психологической парадигмы, и его консультанты, соответственно, будут применять теории, которые обращаются к индивидуальным проблемам в качестве основного направления лечения. Агентство семейных услуг, вероятно, действует в основном на основе системно-реляционной парадигмы, и его консультанты соответственно будут применять теории, которые рассматривают проблемы между людьми, следуя акценту теории социальных систем на отношениях. Таким образом, обстановка и практика могут в значительной степени повлиять на стиль практики.

Теория систем произвела революцию в переопределении проблем психического здоровья как встроенных в системы социальных отношений, а не отдельных лиц и не специфичных для одного человека. Социальные отношения существуют между людьми, а не внутри них. Теория систем — это комплексная теория, которая помогает консультантам понимать, обозначать и трактовать взаимодействия. Итак, проблемы человека всегда оцениваются в контексте значимых отношений. Отношения рассматриваются как реальные и поддающиеся лечению структуры.

Консультанты по системным отношениям, как правило, проводят семейные или семейные консультации в качестве основного лечения. Индивидуальное консультирование было бы менее подходящим для определения и решения множества межличностных проблем, влияющих на психическое здоровье человека. Таким образом, смещение своей философии — с психологии человека на акцент на отношениях — оказывает большое влияние на выбор лечения.

Проблемы с системами

Но теория систем пережила свой расцвет, и ее ограничения теперь хорошо известны. Его опора на круговую причинно-следственную модель, означающую, что проблемы рассматриваются как вызванные циклическими моделями взаимодействия, и его позиция, согласно которой люди не являются очагом патологии, сделали его уязвимым для критики со стороны феминистских теоретиков и сторонников социальной справедливости. Причина: круговая модель причинно-следственной связи препятствует определению индивидуальной вины, когда в некоторых случаях индивидуальную вину трудно отрицать (например, сексуальное насилие преступника над младенцем).

Критика системной теории касалась опасения, что циркулярная причинно-следственная связь может быть, по сути, обвинением жертвы — это означает, что жертвы могут быть вовлечены в собственное насилие с помощью циклической причинно-следственной модели вины. Должен ли младенец каким-либо образом рассматриваться как ответственный за жестокое обращение с собой в какой-то замкнутой причинно-следственной структуре? Следует ли обвинять женщину, если она не может отстаивать свои потребности в контексте общества, в котором доминируют мужчины? Очевидно, круговая каузальная структура неприемлема в конкретных и идентифицируемых контекстах, а заслуживающая доверия критика системных постулатов теоретически привела к серьезному кризису в этой области.

Движение социального конструктивизма в консультировании возникло как структура, которая устраняет ограничения предшествующих парадигм. Он также предоставляет консультантам новую и уникальную основу для работы.

Определение нового движения

Во-первых, необходимо определить несколько терминов, поскольку в области терминологии, связанной с появлением этой новой парадигмы, существует путаница. Люди часто используют такие термины, как конструктивизм или конструктивизм 9.0126 для представления того, что я называю парадигмой социального конструктивизма. Но есть важное различие между первоначальными представлениями о конструктивизме и очень радикальным способом определения термина социального конструктивизма .

Радикальное определение, происходящее прежде всего из работ Кеннета Гергена и Умберто Матураны, подразумевает, что не существует психологии индивидуума . Скорее все поведение рассматривается как отношение между биологическими организмами в социальной среде. Ум не в голове; это в социальной матрице. Все мысли, все слова и все понятия, такие как свобода воли и индивидуальный выбор, передаются другими и отражают культурный контекст человека, а не его индивидуальную психологию.

Как я описываю в своей Социально-конструктивистской модели этического принятия решений, индивидуального выбора не существует — выбор конструируется обществом. Свободы воли не существует, потому что свобода воли — это культурно нагруженный термин, согласующийся с западным культурным уклоном в сторону автономного принятия решений (как это повсеместно изображается в западном идеале индивидуалиста, мошенника и героя-одиночки, действующего вопреки господствующей мудрости). Нет индивидуальной моральной совести. Скорее, существует коллективная совесть или коллективная этика (как в Кодекс этики ACA ).

Некоторые люди назовут (на мой взгляд, ошибочно) классические психологические теории конструктивистскими. Например, некоторые говорят, что теория Адлера является конструктивистской, а Альберт Эллис назвал свою собственную теорию конструктивистской в ​​конце своей карьеры. Радикальный социальный конструктивист сказал бы, что эти теории в значительной степени основаны на когнитивных психологических теориях, которые обращаются к социальным проблемам. Если теория утверждает, что в голове есть разум, взвешивающий социальные данные, это не теория социального конструктивизма в ее радикальном смысле. Разум переопределяется как отношение между нервной системой и социально-лингвистической системой, внутри которой он запутался. Ум — это не вещь — это отношения.

С точки зрения радикального социального конструктивизма исчезает психология личности. Эта точка зрения не может быть согласована с индивидуальной психологией. Мы признаем, например, место Альфреда Адлера в истории психотерапии. Его историческое место хорошо сохранилось, так как он первым признал очень сильное влияние социальных факторов на индивидуальную психику. Название его подхода — индивидуальная психология — делает очень ясным парадигмальное выравнивание его теории (психологическая парадигма). И Эллис был теоретиком познания, без исключения, который никогда полностью не примирял идею реляционного мировоззрения с индивидуальным мировоззрением, поскольку он отстаивал идею примата познания.

Перспектива радикального социального конструктивизма утверждает, что все, что понимается, понимается через отношения. Люди запрограммированы (буквально физически созданы), чтобы прийти к соглашению об их общем опыте. Это то, что я определил как консенсус , что является основополагающей концепцией парадигмы социального конструктивизма, как я описал ее в Парадигмы консультирования и психотерапии . Истины познаются только через обмен опытом в языковой среде, которая представляет культурный контекст. (Эта идея исходит от Людвига Витгенштейна, философа, который утверждал, что личного языка не существует; скорее, язык является социальной условностью.) Соответственно, истины являются «абсолютными» только внутри сообщества верующих.

Консенсуальности [также известные как абсолютные истины в квадратных скобках]

Абсолютная истина, возникающая из отношений, была концепцией, которая стала мне ясна только после того, как я применил ее к изучению религии, что привело к моей книге 2011 года К позитивному Психология религии: наука о вере в эпоху постмодерна . Каждая религия представляет собой консенсус, социально сконструированную истину, которую верующие считают абсолютной. Как ни странно, такая правда выглядит по отношению к посторонним. Итак, христиане верят, что Иисус есть Бог, буддисты верят, что учения Будды представляют собой истину, мусульмане верят, что пророчества Мухаммеда имеют вес, а евреи твердо придерживаются учений еврейских пророков. Но люди вне этих традиций могут по-разному понимать или объяснять религиозный опыт.

Кто-то может возразить (думаю, ошибочно), что эта философия представляет собой своего рода моральный релятивизм, но внутри группы убеждения членов вовсе не относительны — они рассматриваются как непререкаемые моральные стандарты. Нужно покинуть группу, чтобы рассматривать убеждения как относительные, и то только с другой абсолютистской точки зрения. Таким образом, социальный конструктивизм выводит философию из абсолютно-относительного континуума и помещает понимание в третью или триадную позицию, называемую в квадратных скобках абсолютной истиной 9. 0126 — где среди верующих обитает абсолютная истина.

То, что кажется реальным людям в сообществе, может иметь меньшее значение для людей вне этого сообщества. Таким образом, по сути, люди в отношениях сталкиваются с иногда взаимоисключающими истинами — и именно здесь важно консультирование. Парадигма социального конструктивизма предполагает, что проблемы заключаются в противоречивых консенсусах — конкурирующих истинах, — которые влияют на системы отношений.

Например, для подростка и его приятелей, курящих марихуану, курение марихуаны — это весело, увлекательно, стимулирующе и, возможно, не так уж вредно. Но для его семьи, выступающей за запрет наркотиков, марихуана опасна, может связать подростка с нелегальной культурой наркотиков и негативно повлияет на его физиологию и мотивацию. Существует столкновение истин, заключенное в скобки консенсуса конкурирующих сообществ (консенсуальности), и консультанту приходится помогать вовлеченным сторонам преодолевать это столкновение.

Соответственно, корнем проблем являются конкурирующие или взаимоисключающие консенсусы (заключенные в скобки абсолютные истины). Понимание концепции консенсуса является ключом к пониманию радикального социального конструктивистского подхода, который представляет смену парадигмы в сфере консультирования.

Консультанты, придерживающиеся парадигмы социального конструктивизма, будут действовать совершенно иначе, чем консультанты, придерживающиеся других парадигм консультирования и психотерапии. Вместо того, чтобы лечить отдельных лиц (как, вероятно, сделал бы приверженец психологической парадигмы) или рассматривать определенные и ограниченные социальные системы (как, вероятно, сделал бы приверженец системно-реляционной парадигмы), социальный конструктивистский консультант сначала выявлял бы отношения влияния вокруг проблемы, определенной как относящейся к делу. к консультированию. Уровни согласия или несогласия по этому вопросу будут изучены. Будут определены заинтересованные стороны. Любое разногласие будет представлять потенциальное столкновение консенсусов, которое затем станет целью вмешательства. Социальные конструктивисты-консультанты будут способны создавать новый общий опыт, вокруг которого может быть достигнуто согласие, что приведет к более здоровому взаимодействию.

Например, молодой человек нашел дом в художественном отделении колледжа и выбирает степень в области искусства. Это идет вразрез с пожеланиями любимых членов семьи, которые настойчиво выступают за карьеру в медицинской сфере. Таким образом, молодой взрослый сталкивается с конфликтом консенсуальностей. Консультант, занимающийся лечением молодого человека в контексте семейного консультирования, может попытаться опираться на общий опыт членов семьи или помочь создать общий опыт, который может привести к некоторому примирению.

Совместно определенные решения могут быть задействованы в определении приемлемых вариантов. Например, возможно, можно было бы изучить карьеру в медицинской иллюстрации. Это может означать, что консультант обучает все стороны и пытается определить новые возможности с участием всех сторон. Этот стиль терапии проявляется в некоторых современных подходах к консультированию, в первую очередь в терапии, ориентированной на решение, и нарративной терапии, которые на практике используют методы, соответствующие идеалам социального конструктивизма.

Социальный конструктивизм:  Подходит для консультирования

Идеалы социального конструктивизма учитывают ограничения других парадигм. Консультанты больше не связаны концепцией индивидуальной ответственности и вины (как в психологической парадигме) или концепцией круговой причины (как в системно-реляционной парадигме). Скорее, причина проблем может быть признана либо линейной и индивидуальной, либо круговой и реляционной. Лечение будет различаться в зависимости от понимания участниками характера проблемы и совместного и согласованного подхода к решению.

Социальный конструктивизм, как и феминистская теория и движение за социальную справедливость, признает роль культуры в решении человеческих проблем. Это прекрасно согласуется с мультикультурной основой консультирования. Он положителен в своей предпосылке, что проблемы заключаются в межличностных разногласиях и могут быть решены ими, которые могут быть более доступными для лечения, чем глубоко укоренившийся внутриличностный конфликт или социальные системы, в которых границы влияния могут быть расплывчатыми. И парадигма социального конструктивизма соответствует основной философии консультирования как профессии — профессии, охватывающей разнообразие, инклюзивной и укрепляющей здоровье.

Да, нам повезло, что мы живем на этом этапе развития консультирования.

Статьи по обмену знаниями адаптированы из сессий, представленных на конференциях Американской ассоциации консультирования.

Р. Рокко Коттон — профессор и координатор докторских программ на кафедре консультирования и семейной терапии Университета Миссури — Сент-Луис. Луи. Свяжитесь с ним по телефону [email protected] .

Письма в редакцию: ct@counseling.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts