Парадигмы практической психологии: Парадигмы практической психологии — Психологос

Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания — отчет

В связи с техническими работами в центре обработки данных, возможность загрузки и скачивания файлов временно недоступна.

 

скрыть

  • Авторы: Асмолов А.Г., Иванников В.А., Гусев А.Н., Романов В.Я., Насиновская Е.Е., Патяева Е.Ю., Айламазьян А.М., Чекалина А.И.
  • Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Подразделение: Кафедра психологии личности
  • Номер: И121218163439
  • Год выпуска: 2012
  • Количество страниц: 266
  • Аннотация:

    В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования. Группой А.Г. Асмолова разрабатывались проблемы методологии психологии личности и общей психологии, им проведен методологический анализ ряда современных направлений в развитии культурно-деятельностной психологии. Сформулированные им методологические принципы культурно-деятельностной психологии рассматриваются как основа конкретно-научной методологии психологии в изучении развития психики, сознания, бессознательного и личности, проектировании социальной практики. Е.Ю. Патяевой проведен психологический анализ сложных систем социокультурного мотивирования, описанных в таких смежных с психологией мотивации дисциплинах, как социология, социальная психология и культурология. Детально рассмотрены концепции «этоса» Макса Вебера, «социального поля» Курта Левина и «диспозитива» Мишеля Фуко. Проанализированы взгляды социологов, этнометодологов и представителей нарративного подхода на системы социокультурного мотивирования. Группа В.А. Иванникова исследовала проблемы потребностей, мотивации и механизмов волевой регуляции.

    Проанализирована необходимость понятия личность для психологии и введен критерий становления человека как личности — способность человека делать выборы с учетом последствий для других. Теоретически и эмпирически обоснована идея прижизненного развития волевой регуляции и роли общественно исторических способов волевой регуляции. В ходе эмпрического исследования выполнен сравнительный анализ изменений волевой регуляции студентов разных курсов и факультетов. Проведено эмпирическое исследование структуры волевых качеств детей на ранних этапах онтогенеза (от 2-х до 11 лет). Результаты показали закономерные различие в структуре волевых качеств детей и взрослых. Группой А.Н.Гусева выполнена теоретическая и эмпирическая разработка принципов системно-деятельностного подхода к анализу сенсорных и перцептивных процессов. Исследования выполнялись в 2-х направлениях: 1) изучение индивидуально-личностных стратегий решения пороговых сенсорных задач; 2) исследование актуалгенеза зрительного перцептивного образа.
    Проведена экспериментальная апробация авторской методики «Двойной переворот», позволяющей изучать взаимодействие чувственной ткани, значения и личностного смысла в процессе становления зрительного предметного образа. Выполнено обзорно-аналитическое и эмпирическое изучение влияния индивидуально-психологических различий (особенности темперамента и характера личности) на интонационные параметры речи. Закончена апробация новой методики диагностики трудовой мотивации, реализованной как решение мотивационной задачи. Группой Е.Е. Насиновской изучены психологические механизмы альтруистического поведения личности, освещены вопросы истории и современного состояния проблемы альтруизма в психологии и философской этике, систематизированы представления о психологических механизмах альтруистического поведения и его смыслообразующих мотивах. Подготовлен теоретический обзор зарубежных и отечественных исследований по психологии креативности. Спланировано квазиэкспериментальное исследование проявлений креативности личности в условиях индивидуальной и совместной творческой деятельности.
    В рамках темы «Социокультурная природа суицидального терроризма» рассмотрена специфика формирования личности террориста в социокультурном пространстве. Группой С.В. Кривцовой проведена разработка основных положений экзистенциально-феноменологического подхода к становлению личности. Предметом рассмотрения стали два аспекта: 1) возможность применения данной методологической парадигмы к развитию ребенка первых 18 месяцев жизни; 2) применение феноменологических идей для установления приоритетов практической психологии образования в современных условиях. С позиций экзистенциально-феноменологического подхода проведен анализ проблем современной практической психологии образования. Группой А.М. Айламазьян изучены психологические механизмы музыкального переживания на примере опыта музыкального движения. Исследование проводились в 4-х направлениях: 1) механизмы музыкального переживания; 2) психологические аспекты танцевальных практик; 3)особенности формирования образа тела в различных двигательных практиках; 4) единство смысловой и внешней стороны движения.
    Группой Е.И. Шлягиной представлены результаты теоретико-эмпирического исследования перфекционизма в структуре саморегуляции личности. Рассмотрены особенности нормального и патологического перфекционизма. Выявлена амбивалентная природа перфекционизма личности, выявлены черты, соответствующие нормальному и патологическому перфекционизму. Изучены характеристики субъективного переживания одиночества. Показано, что переживание одинокими студентами своего одиночества связано с их личностью, уровнем их зрелости, переживанием собственного «Я». Ставится вопрос о нахождении личностных предикторов переживания одиночества. А.И. Чекалина провела анализ данных эксперимента «Марс-500», изучены индивидуальные различия в защитных механизмах личности испытателей, индивидуальная структура стресс-факторов. По материалам проведенных исследований защищены две кандидатские диссертации (рук. А.Н. Гусев и Е.И. Шлягина), опубликовано 48 научных работ, включая 34 статьи, монографию, коллективную монографию, издано одно учебное пособие.
    На съездах, конференциях и симпозиумах сделан 51 доклад.

  • Добавил в систему: Асмолов Александр Григорьевич

Берулава Г. А. Б52 Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб пос

Печатается по решению редакционно-издательского совета Научно-образовательного центра Российской академии образования
Берулава Г.А.

Б52 Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. — М.: Высшая школа, 2003. — 64 с.

В учебном пособии излагаются современные проблемы взаимосвязи психологической теории и практики. Рассматриваются концептуальные основы двух методологических парадигм психологии: объектной (естественнонаучной, позитивистской) и субъектной (личностно-ориентированной, гуманистической). Анализируются методологические основы практико-ориентированных видов деятельности психолога с позиций указанных выше методологических платформ. Для студентов и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ


Методологические ориентиры всегда являлись и являются той фабулой, в рамках которой систематизируются практико-ориентированные исследования. Политические катаклизмы, происходящие в течение длительного времени в нашей стране и позволяющие говорить о смене научно-философского мировоззрения, оказывают самое непосредственное влияние на развитие гуманитарных наук, особое место среди которых занимает психология. Смена этих ориентиров привела к тому, что развитие личности, которое познается психологом прежде всего через усвоение тех или иных теорий личности, на которых он затем базируется в своей практической деятельности, стало раскрываться преимущественно в кумулятивном и эмпирическом плане, что как бы избавляет автора от необходимости формулировать методологические подходы к систематизации и обобщению этих теорий. Не секрет, что за рубежом методология психологии понимается не как совокупность основных принципов этой науки, а как совокупность приемов и методов. Существующие в настоящее время разнообразные теоретические и экспериментальные подходы настолько сильно отличаются друг от друга, что найти общие, объединяющие их принципы очень трудно, поскольку авторы от них сознательно дистанцируются. В соответствии с этим теоретическое поле научной психологии все более начинает напоминать абстракционистскую картину, состоящую из огромного количества не связанных между собой мифологем и все более движется в сторону эмпирики и парапсихологии. Все меньшее место имеет апелляция к экспериментальной проверке выдвигаемых теоретических гипотез, разрабатываемых диагностических методик и коррекционно-развивающих практик.

Эта тенденция доминирует в большинстве зарубежных учебников, а в последнее время она укоренилась и в нашей науке: теории личности излагаются через запятую, в хронологическом порядке или в порядке предпочтения с сугубо авторских позиций. При этом не делается никакой попытки дать их методологический анализ, оценив их продуктивные и методологически устаревшие аспекты. Таким образом, теории личности излагаются, как правило, в историческом ракурсе в интерпретации их авторов и без достаточных попыток их критического осмысления.

Такая ситуация во многом связана с боязнью психологов быть обвиненными в политической ангажированности, в стремлении заменить научные приоритеты политическими. Однако такая позиция во многом способствует бессистемности научной подготовки специалистов, поскольку вся имеющаяся фактологическая информация выстраивается в их сознании в ряд одинаково значимых явлений, в результате чего студенты-психологи вместо систематических знаний получают конгломерат различных теорий, концепций и просто мифологических построений, не опирающихся ни на какую методологическую и экспериментальную базу. Профессиональная подготовка психолога при этом рассматривается как совокупность методологически не связанных между собой курсов, а эти курсы, как, например, курс психодиагностики, который фактически читается как история психодиагностики, предлагают студенту набор методик, построенных на совершенно различных методологических основаниях. При этом в одном ряду с методиками, имеющими определенную объективную значимость, предлагаются методики типа рисуночных, не имеющих необходимой экспериментальной проверки.

Как правило, в существующих пособиях не ставится прямо вопрос о том, что психологу надо иметь сформировавшуюся научную картину мира и соответствующие ей убеждения, основанные на понимании того, что человеком не могут управлять различные потусторонние силы. Вера в такие силы неизбежно выводит психолога на идею фатальности жизненного пути, предначертанного свыше.

Можно констатировать, что в сложившейся ситуации начинающему психологу как никогда нужна общеметодологическая подготовка, он обязан определиться, в какой парадигме трактовать поведение и деятельность человека, механизмы и закономерности его развития. Такая подготовка, не менее чем психологу-исследователю, необходима практическому психологу, поскольку в прикладной психологии, наверное, как нигде, царит бессистемность методологического инструментария, помноженная на замену научных идей парапсихологическими, которые различными путями начинают появляться в научной литературе и занимать там явочным порядком все более значительное место. Достаточно отметить, что значимое место во многих пособиях, издающихся под грифом «учебное», отводится изложению концептуальных основ нейролингвистического программирования (НЛП), соционики, не имеющих не только достаточной, но и вообще какой-либо научной апробации. При этом практический инструментарий НЛП активно насаждается во многих практико-ориентированных отраслях, например, в юриспруденции, где принимается к использованию как система устоявшихся результатов научных исследований. В юридическую практику активно внедряются детекторы лжи, построенные на парапсихологических идеях НЛП. Последствия такого «внедрения результатов научных исследований» в юриспруденцию нетрудно предположить. Все это — явления из той же коммерческой сферы, что и ежедневный астрологический прогноз на нашем телевидении. Таким образом, бизнес и масс-культура сейчас оказывают активное влияние на популяризацию прежде всего парапсихологических идей, придавая им, таким образом, статус научности в массовом сознании. Такая тенденция в настоящее время в значительной степени ослабляет научную психологию, что является результатом ослабления внимания к методологии науки в целом и психологии, в частности, а это, в свою очередь создает предпосылки для снижения интереса общества к результатам научных исследований в фундаментальной психологии.

Иллюстрацией этого положения является то, что во многих пособиях по психодиагностике, наряду с классическими методиками, имеющими необходимую валидность и надежность, публикуются тесты, экспериментальное обоснование которых никогда не было опубликовано авторами и не прошло какого-либо обсуждения и проверки, в связи с чем можно предположить отсутствие такового. Однако, кочуя из справочника в справочник, такие методики как бы обрастают определенным научным статусом, что также является свидетельством невнимания научного сообщества к проблемам методологического обоснования своей деятельности. Во многом и с этим связано то, что в психологическую практику приходит такое количество дилетантов, как ни в одной другой сфере научной деятельности.

По поводу в массовом порядке издающихся сборников тестов можно отметить, что в них отсутствует какая-либо апелляция к научно-методологическим основам их создания. С другой стороны, не учитывается, что большинство классических тестов построены с давно устаревших методологических позиций, в частности, с позиции неизменности интеллектуальных и личностных качеств субъекта. Однако внимание практических психологов на этом не акцентируется.

Современный этап развития психологии характеризуется бурным становлением ее практико-ориентированных направлений: развивающих методик, направленных на интенсивное личностное, интеллектуальное и творческое развитие; психокоррекционных техник, психодиагностических тестов, психотерапии. Характерной особенностью данных практико-ориентированных конструкций является практическое отсутствие соотнесения предлагаемых в их рамках методик с теми или иными теоретическими основами.

Методология психологии отвечает на основной вопрос психологии — под влиянием чего и как происходит развитие человека, чем обусловлено его поведение. Спонтанно оно или имеет определенные закономерности? Определяется ли оно индивидуальными особенностями субъекта или зависит от ситуации? Трудность изучения психики и поведения в том, что нет двух одинаковых людей.

Все более обширным полем деятельности психологов становится практическая психология, основополагающий вклад в развитие научных основ которой в России внесен работами И.В. Дубровиной и возглавляемой ею научной школы. В то же время, существует большая армия практических психологов, дистанцирующихся в своей повседневной работе от методологических основ практико-ориентированной деятельности, которая при этом превращается в эклектический набор различных приемов и техник, с теоретических позиций являющихся взаимоисключаемыми. Очень широко используются различные психодиагностические методики, подавляющее большинство которых представляет собой традиционную психометрику, построенную с ортодоксальных методологических позиций, не соответствующих современному уровню развития научной психологии. Легализуются разного рода парапсихологические техники, которые уже можно видеть в ряде учебных пособий для студентов. Все это приводит к тому, что в сознании не только обывателя, но и значительной части практических психологов психологическая наука начинает отождествляться с парапсихологией.

Можно констатировать, что в последние годы интерес к методологическим проблемам психологии существенно повысился, что обусловлено как общим застоем психологической науки, так и все более выраженным противоречием между теоретической и практической психологией. При этом специалисты отмечают, что в психологии, как, впрочем, и во всех остальных науках о человеке, отсутствует единая непротиворечивая теория. В качестве наиболее эвристичного на современном этапе развития психологии называют системно-эволюционный подход и, в частности, один из его вариантов — системно-динамический подход, который предполагает необходимость рассмотрения явлений в их развитии, динамике и эволюции.

В ряду таких исследований необходимо отметить работы А. В. Юревича (1999, 2000, 2001), в которых дается обоснованная критика отсутствия обоснованных методологических ориентиров в развитии психологии. В качестве основных симптомов общего кризиса психологии автор отмечает отсутствие единой теоретической платформы, универсальных критериев добывания знания, его некумулятивность, ослабление связи между теоретической и практической психологией, расчлененность целостной личности на отдельные познавательные процессы. Все это, по его мнению, приводит к «позитивистскому перенапряжению психологии» (Вопросы психологии. 2001. №5). Особую тревогу вызывает редукция психологического уровня развития субъекта к физиологическому и психофизиологическому, что объясняется исторически обусловленным стремлением психологической науки стать в общий ряд естественных наук, получив, таким образом, статус «объективности». Все это порождает культ «исчисления корреляций», с помощью которых «психология пытается нащупать те самые общие законы, которых ей остро не хватает, основываясь на имплицитном допущении того, что корреляции, указующие на точечные причинно-следственные зависимости, по мере их накопления сольются в эти законы. Подобное ожидание утопично. И дело даже не в том, что за корреляциями могут стоять всевозможные артефакты, а не истинные причинно-следственные связи, и не в том, что как подсчитал У. Торнгейт, в психологическом исследовании практически невозможно учесть более шести линий влияния на изучаемый объект, а в том, что выявленных корреляций как единичных линий влияния всегда будет недостаточно для того, чтобы они слились в общую связь. На любое событие влияет практически неограниченное количество факторов, и для выявления общих закономерностей необходим не их перебор, а прямо противоположное — абстрагирование от всех связей, кроме одной, т.е. тот самый прием, который в естественных науках известен как идеализация… Примерно такой же результат дают и другие позитивистские ритуалы психологии» (Там же. С. 5—6).

Отмечается, что в психологии до сих пор нет ни одного общезначимого теоретического положения или факта. Это приводит к тому, что психологией занимается огромная армия дилетантов, не имеющих представления о существующих в ней научных достижениях, которые сознательно игнорируются и противопоставляются психологической практике, часто вырастающей из голой эмпирики, личного жизненного опыта и убеждений практикующих гуру. Нельзя не заметить, что все это привело к полной легализации (и институционализации) парапсихологии, к появлению откровенно мистических школ и направлений. Несомненно, большой вред развитию психологической науки наносит традиционное стремление к соответствию позитивистским стандартам, в чем проявляется отсутствие учета уникальности психологического знания, которое всегда носит вероятностный характер. Можно согласиться и с тем, что все это порождает культ математики, манию исчисления корреляций, с помощью которых совершенно безосновательно пытаются установить каузальные зависимости, имитируя, таким образом, исследовательские приемы, используемые в естествознании.

В историческом ракурсе исследование детерминант развития личности смещалось от признания приоритета биологического начала к преобладанию социокультурных факторов и затем к переносу акцента на роль собственной активности личности в ее развитии. При всем разнообразии методологических подходов в современной психологии можно вести речь о том, что произошел конструктивный переход от позитивистской (естественнонаучной, объектной) методологии к гуманистической или личностно-ориентированной (субъектной) теоретической платформе. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗИТИВИСТСКОЙ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМ В ПСИХОЛОГИИ

Воплощенное познание как практическая парадигма: введение в тему, будущее воплощенного познания

. 2012 Октябрь; 4 (4): 685-91.

doi: 10.1111/j.1756-8765.2012.01227.x.

Джошуа Ян Дэвис 1 , Артур Б. Маркман

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Колледж Барнарда Колумбийского университета, Нью-Йорк, NY 10027, США. [email protected]
  • PMID:
    23060128
  • DOI: 10. 1111/j.1756-8765.2012.01227.x

Бесплатная статья

Джошуа Ян Дэвис и др. Лучшие познавательные науки. 2012 Октябрь

Бесплатная статья

. 2012 Октябрь; 4 (4): 685-91.

doi: 10.1111/j.1756-8765.2012.01227.x.

Авторы

Джошуа Ян Дэвис 1

, Артур Б. Маркман

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Колледж Барнарда Колумбийского университета, Нью-Йорк, NY 10027, США. [email protected]
  • PMID: 23060128
  • DOI: 10. 1111/j.1756-8765.2012.01227.x

Абстрактный

Воплощенное познание относится к последствиям для мышления и эмоций жизни с нашими особыми человеческими сенсорными и моторными системами. Последствия весьма разнообразны, и исследователи в области когнитивных наук сделали великие открытия в соответствии с этим принципом. Однако, несмотря на то, что мы предлагаем этот принцип, он обязательно широк, и поиск единой объединяющей темы не объединил исследователей для четко определенной задачи. Вместо того, чтобы пытаться сделать это, мы принимаем разнообразие и специфику исследовательских усилий в когнитивных науках, чтобы выработать практический смысл, в котором воплощенное познание может быть полезной парадигмой для мышления и работы. Эта тема «Будущее воплощенного познания» включает материалы восьми групп авторов, рассказывающих о том, как воплощенное познание влияет и будет влиять на конкретные подходы в их дисциплинах.

Благодаря этому формату можно легко поделиться уроками из каждого вклада с коллегами из разных дисциплин. По мере того, как эти уроки будут продолжать распространяться, появится парадигма, имеющая практическое применение, и последует ее согласованность между дисциплинами. Чтобы проиллюстрировать практический аспект этого подхода, в этом вводном документе мы берем по одному уроку из каждого вклада, которым необходимо поделиться, и иллюстрируем, как каждый урок может применяться к одной конкретной теме исследования.

Авторское право © 2012 Cognitive Science Society, Inc.

Похожие статьи

  • Эмоции, познание и поведение.

    Долан Р.Дж. Долан Р.Дж. Наука. 2002 8 ноября; 298 (5596): 1191-4. doi: 10.1126/science.1076358. Наука. 2002. PMID: 12424363 Рассмотрение.

  • Совокупность знаний: О роли живого тела в обосновании воплощенного познания.

    Зимке Т. Зимке Т. Биосистемы. 2016 окт.; 148:4-11. doi: 10.1016/j.biosystems.2016.08.005. Epub 2016 16 августа. Биосистемы. 2016. PMID: 27543133 Рассмотрение.

  • Когда я говорю… воплощенное познание.

    Ван дер Шааф М., Баккер А., Тен Кейт О. ван дер Шааф М. и соавт. мед. образования. 2019 март; 53(3):219-220. doi: 10.1111/medu.13678. Epub 2018 26 сентября. мед. образования. 2019. PMID: 30259543 Аннотация недоступна.

  • Бремя воплощенного познания.

    Махон БЗ. Махон БЗ. Может ли J Exp Psychol. 2015 июнь; 69 (2): 172-8. дои: 10.1037/cep0000060. Может ли J Exp Psychol. 2015. PMID: 26010025 Бесплатная статья ЧВК.

  • Объяснение результатов телесного познания.

    Лакофф Г. Лакофф Г. Лучшие познавательные науки. 2012 Октябрь; 4 (4): 773-85. doi: 10.1111/j.1756-8765.2012.01222.x. Epub 2012 7 сентября. Лучшие познавательные науки. 2012. PMID: 22961950

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Эффективность телесной психотерапии. Систематический обзор и метаанализ.

    Розендаль С., Саттел Х., Ламанн К. Розендаль С. и соавт. Фронтовая психиатрия. 2021 9 сент.;12:709798. doi: 10.3389/fpsyt.2021.709798. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34566712 Бесплатная статья ЧВК.

  • Простое владение памятью: двигательные манипуляции во время кодирования влияют на память на слова.

    Салливан Дж. В., Потвин Дж.М., Кристман С.Д. Салливан Дж.В. и др. Процесс познания. 2018 авг; 19 (3): 429-434. doi: 10.1007/s10339-018-0860-y. Epub 2018 23 марта. Процесс познания. 2018. PMID: 29572580

  • Ги (Ци): за пределами возможности.

    Ли И, Шоу Р.Е., Джин З. Ли Ю и др. Фронт Псих. 2017 11 апреля; 8:556. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00556. Электронная коллекция 2017. Фронт Псих. 2017. PMID: 28443052 Бесплатная статья ЧВК.

  • Вне моего реального тела: когнитивная нейробиология встречается с расстройствами пищевого поведения.

    Рива Г. Рива Г. Передний шум нейронов. 2014 6 мая; 8:236. doi: 10.3389/fnhum.2014.00236. Электронная коллекция 2014. Передний шум нейронов. 2014. PMID: 24834042 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Перевод когнитивных парадигм для исследования пациентов

Сравнительное исследование

. 2008 июль; 34 (4): 629-44.

doi: 10.1093/schbul/sbn036. Epub 2008 16 мая.

Стивен Джей Лак 1 , Джеймс М. Голд

принадлежность

  • 1 Центр разума и мозга, Калифорнийский университет, Дэвис, Калифорния 95618, США. [email protected]
  • PMID: 18487226
  • PMCID: PMC2610332
  • DOI: 10. 1093/щбул/сбн036

Бесплатная статья ЧВК

Сравнительное исследование

Steven J Luck et al. Шизофр Булл. 2008 9 июля0003

Бесплатная статья ЧВК

. 2008 г., июль; 34 (4): 629–44.

doi: 10.1093/schbul/sbn036. Epub 2008 16 мая.

Авторы

Стивен Джей Лак 1 , Джеймс М Голд

принадлежность

  • 1 Центр разума и мозга, Калифорнийский университет, Дэвис, Калифорния 95618, США. [email protected]
  • PMID: 18487226
  • PMCID: PMC2610332
  • DOI: 10. 1093/щбул/сбн036

Абстрактный

Многие когнитивные задачи были разработаны фундаментальными учеными для выделения и измерения конкретных когнитивных процессов у здоровых молодых людей, и эти задачи могут предоставить важную информацию о когнитивной дисфункции при психических расстройствах как в психопатологических исследованиях, так и в клинических испытаниях. Однако при переводе этих задач на исследования пациентов возникает несколько практических и концептуальных проблем. Здесь мы обрисовываем стратегию разработки парадигмы, которая включает в себя итеративное тестирование модификаций задач у студентов, пожилых здоровых взрослых и пациентов, которую мы использовали для успешного перевода большого количества когнитивных задач на больных шизофренией. Эта стратегия позволяет сделать задачи удобными для пациента, сохраняя при этом их когнитивную точность. Мы также описываем несколько проблем с измерениями, которые возникают в этих задачах, включая различия в базовых уровнях производительности и компромиссах между скоростью и точностью, и даем предложения по решению этих проблем. Наконец, мы представляем примеры двух экспериментов, один из которых иллюстрирует наши рекомендации по вопросам измерения и был успешным, а другой — болезненным, но информативным провалом.

Цифры

Рис. 1.

Пример визуального поиска…

Рис. 1.

Пример задачи визуального поиска. Цель — квадрат с…

Рисунок 1.

Пример задачи визуального поиска. Мишень представляет собой квадрат с зазором сбоку, окруженный дистракторами с зазором сверху или снизу. В типичном варианте присутствия/отсутствия цели испытуемые нажимают одну кнопку, если цель присутствует ( P = .5) и другую кнопку, если цель отсутствует ( P = .5). В альтернативной версии в каждом ряду присутствует одна из двух возможных целей, и испытуемые нажимают одну кнопку для одной из этих целей (например, квадрат с пробелом слева) и другую кнопку для другой цели (например, квадрат с пробелом справа). В большинстве экспериментов по визуальному поиску количество объектов в массиве (размер набора ) варьируется от испытания к испытанию, и время реакции увеличивается по мере увеличения размера набора, что часто объясняется тем, что испытуемые переключают внимание с предмет к предмету, пока не найдут цель. Когда цель отсутствует, субъекты должны обыскать все предметы, чтобы определить со 100% уверенностью, что цель отсутствует. В этом случае скорость переключения внимания можно количественно определить как наклон функции, связывающей время реакции с заданным размером. Как показано в этом примере, скорость поиска в 50 мс на элемент приведет к увеличению времени реакции на 200 мс при увеличении размера набора на 4 элемента. Перехват этой функции отражает время, необходимое для всей обработки перед поиском (например, ранний визуальный анализ) и всей обработки после поиска (например, выбор и выполнение ответа).

Рис. 2.

Гипотетическая связь между качеством…

Рис. 2.

Гипотетическая связь между качеством внутреннего представления наблюдателя о стимуле…

Рис. 2.

Гипотетическая связь между качеством внутреннего представления наблюдателем стимула и точностью различения наблюдателя. В этих примерах предполагается, что пациенты имеют более низкую репрезентативность, чем контрольные субъекты, что в целом приводит к более низкой производительности. Кроме того, проводится экспериментальная манипуляция, влияющая на качество представления в равной степени в обеих группах (сравните сплошные и пунктирные линии, когда они пересекают ось x, что представляет собой изменение внутреннего представления). В (A) пациенты находятся на самой крутой части функции, и поэтому они демонстрируют большее влияние экспериментальных манипуляций на точность распознавания, чем контрольные субъекты (сравните сплошные и пунктирные линии, когда они пересекают ось y, которая представляет изменение наблюдаемой точности). В (B) пациенты находятся на более мелкой части функции, чем контрольные субъекты, и поэтому пациенты демонстрируют меньшее изменение точности. Однако во всех случаях экспериментальная манипуляция оказывает одинаковое влияние на внутреннее представление; различия в величине влияния на наблюдаемую точность являются артефактом различий в базовых уровнях точности.

Рис. 3.

Гипотетические отношения между проходом…

Рис. 3.

Гипотетические взаимосвязи между течением времени после появления стимула и качеством…

Рис. 3.

Гипотетические взаимосвязи между течением времени после появления стимула, качеством внутреннего представления стимула и временем реакции (ВР). Со временем из стимула извлекается больше информации, что приводит к повышению качества внутреннего представления стимула. Когда качество достигает порога, запускается ответ, и поэтому наблюдаемое ВУ отражает время, в которое качество достигает порога. Более медленные RT пациентов можно объяснить разницей в скорости получения информации (A) или разницей в пороге ответа (B). Когда разница в RT является результатом различий в пороге, точность пациента должна быть выше, чем контрольная RT. Однако если точность близка к потолку (C), очень небольшая разница в пороге может привести к большой разнице в RT, и разницу в точности, возникающую из-за этой разницы в пороге, может быть невозможно обнаружить.

Рис. 4.

Пример распределения вероятности реакции…

Рис. 4.

Пример распределения вероятностей времени реакции для пациентов с шизофренией и контрольных субъектов в…

Рис. 4.

Пример вероятностного распределения времени реакции для пациентов с шизофренией и контрольных субъектов в простой задаче категоризации цифр и букв (Лак С.Дж., Каппенман Э.С., Фуллер Р.Л., Робинсон Б., Голд Дж.М., неопубликованные данные) свернуто для всех субъектов в каждой группе.

Рис. 5.

(A) Средняя точность От 30 до

Рис. 5.

(A) Средняя точность для 30 пациентов с шизофренией и 24 контрольных субъектов в…

Рис. 5.

(A) Средняя точность от 30 пациентов с шизофренией и 24 контрольных субъектов в неопубликованном исследовании маскировки замены объекта. Маска и цель были представлены вместе в течение 100 мс, но маска сохранялась в течение переменного периода после смещения цели ( задержка смещения маски ). (B) То же, что и (A), но после удаления данных от 5 пациентов, которые продемонстрировали точность менее 60% правильных условий задержки смещения маски 0 мс. (C) Данные одного субъекта от 30 пациентов.

Рис. 6.

(A) Задача, используемая для измерения…

Рис. 6.

(A) Задание, используемое для измерения скорости переключения внимания…

Рис. 6.

(A) Задача, используемая для измерения скорости, с которой внимание может быть переключено на периферийное место. Массив букв предъявляется в течение 1000 мс, затем следует сигнал (исчезновение поля маркера местоположения), а затем массив масок предъявляется через 0–1000 мс после появления сигнала. Субъекты устно сообщают о том, что это за буква с сигналом, при необходимости угадывая. (B) Процедура нормализации, используемая для уравнивания общих уровней точности по предметам. Эта процедура перемасштабирует данные каждого наблюдателя, рассматривая производительность при задержке 0 мс как значение 0,0 и рассматривая производительность при асимптоте как значение 1,0. (C) Данные одного субъекта от 24 пациентов с шизофренией, четыре из которых были явно выбросами. (D) Средние значения пациентов с выбросами, пациентов без выбросов и контрольных субъектов после применения процедуры нормализации.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Построение клинически значимой когнитивной задачи: тематическое исследование парадигмы AX.

    Макдональд AW 3-й. Макдональд AW 3-й. Шизофр Булл. 2008 июль; 34 (4): 619-28. doi: 10.1093/schbul/sbn038. Epub 2008 16 мая. Шизофр Булл. 2008. PMID: 18487225 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Проблемы измерения при использовании задач когнитивной нейробиологии при разработке лекарств для лечения нарушений когнитивных функций при шизофрении: отчет о второй конференции по достижению консенсуса в рамках инициативы CNTRICS.

    Барч Д.М., Картер К.С.; Исполнительный комитет CNTRICS. Барч Д.М. и соавт. Шизофр Булл. 2008 июль; 34 (4): 613-8. doi: 10.1093/schbul/sbn037. Epub 2008 21 мая. Шизофр Булл. 2008. PMID: 18499705 Бесплатная статья ЧВК.

  • Измерение конкретных, а не генерализованных когнитивных нарушений и максимизация размера межгруппового эффекта в исследованиях когнитивных функций и когнитивных изменений.

    Сильверстайн С.М. Сильверстайн СМ. Шизофр Булл. 2008 г., июль; 34 (4): 645–55. doi: 10.1093/schbul/sbn032. Epub 2008 8 мая. Шизофр Булл. 2008. PMID: 18468987 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Ранняя обработка визуальной информации при шизофрении по сравнению с рецидивирующей депрессией.

    Рунд Б.Р., Эгеланд Дж., Сундет К., Асбьёрнсен А., Хугдал К., Ландро Н.И., Лунд А., Ронесс А., Стордаль К.И. Рунд Б.Р. и соавт. Шизофр Рез. 2004 1 июня; 68 (2-3): 111-8. doi: 10.1016/S0920-9964(03)00193-2. Шизофр Рез. 2004. PMID: 15099595

  • [Интересность нового инструмента для оценки познания при шизофрении: Краткая оценка познания при шизофрении (BACS)].

    Bralet MC, Navarre M, Eskenazi AM, Lucas-Ross M, Falissard B. Бралет М.С. и др.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts