Патология это в психологии: Психическая норма и патология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Представления о психической норме в клинической психологии //Психологическая газета

Категория психической нормы является важной составляющей понятийного аппарата психологии. Вместе с тем, в последние десятилетия определение психической нормы и ее границ стало полем оживленных дискуссий. Сегодня существует множество критериев нормы, предлагаемых разными исследователями. Не остаются в стороне и клинические психологи. Ведь само возникновение клинической психологии как самостоятельной области научного знания (в частности, оформление ее исторически наиболее ранней области — патопсихологии) было связано с необходимостью экспериментального «изучения ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц» [В.М. Бехтерев, 1907, с. 8]. Нарушения психики В.М. Бехтерев считал отклонениями и видоизменениями нормы, подчиняющимися тем же основным законам. «Но, благодаря более выпуклой картине патологических проявлений душевной деятельности, нередко соотношения между отдельными составными элементами сложных психических процессов выступают намного ярче и рельефнее, нежели в нормальном состоянии» [В.

М. Бехтерев, 1903, с. 1].

В последние годы задача системного анализа категории психической нормы становится все более актуальной. Это связано, прежде всего, с логикой современного развития клинической психологии, которая, наряду с сохранением интереса к традиционным патологическим моделям, все чаще обращается к изучению функционирования нормальной психики [Е.Д. Хомская и соавт., 1997; В.В. Николаева, Г.А. Арина, 1996; А.Ш. Тхостов, 2002; и др.]. Интерес к проблеме нормы сегодня обусловлен и необходимостью комплексного решения все более усложняющихся диагностических и реабилитационных задач.

Какие же взгляды на норму «работают» в клинической психологии? Влияют ли они на развитие ее методологии, методов и конкретных методик эмпирических исследований? И может ли клинико-психологическая практика изменить и обновить представления о психической норме?

Психическую норму часто определяют как отсутствие каких-либо патологических проявлений, нарушений психики. Серьезный недостаток такого «негативного» определения в том, что оно лишь приблизительно очерчивает границы нормального, но не раскрывает его сущности, качественной специфики. Кроме того, рассмотрение нормы в рамках традиционной дихотомии «норма — патология» требует также определения последней. Казалось бы, решению подобной задачи должен способствовать сохранявшийся на протяжении столетий устойчивый интерес медицины и естествознания к различным феноменологическим проявлениям патологических отклонений, к их роли в процессах биологической эволюции. Однако до сих пор в медицине доминирует упрощенное понимание патологии как болезни, отклонения от нормы. Психология должна придти к собственному, более глубокому пониманию патологии, опираясь не только на медицинскую, но и на философскую традицию, в которой «патос» означает «изменения души под влиянием какого-либо воздействия, страдание, страсть» [Философский энциклопедический словарь, 1983]. Не следует забывать и о том, что норма и патология не являются взаимоисключающими понятиями: у нормального, психически здорового человека должны отсутствовать психопатологические синдромы, но вполне могут встречаться отдельные патологические симптомы [Б.

С. Братусь и соавт., 1988]. Интересно, что одним из важных признаков нормы считается доступность подобных патологических проявлений самостоятельной компенсации [Т.В. Ахутина, 2002]. В целом можно сказать, что понятия нормы и патологии обусловлены культурно-исторически, их границы достаточно подвижны; между нормой и патологией существует сложный континуум переходных состояний.

В клинической психологии также присутствует понимание нормы как средней величины (норматива), своеобразного критерия сравнения результатов тестирования [К.М. Гуревич, 1995]. Оно широко используется в исследованиях отдельных психических функций, проводимых с применением методов математической статистики. Однако, по мнению ряда авторов, среднестатистическая норма не должна абсолютизироваться [А.А. Корольков, В.П. Петленко, 1977; В.В. Лучков, В.Р. Рокитянский, 1987; Б.С. Братусь, 1996]. Такое понимание исключает из категории нормы все необычные психические проявления, не дает представления о качественных характеристиках психической деятельности, об индивидуальных особенностях личности и поведения в целом.

Есть аспекты процессов и явлений, которые нельзя выразить в количественном виде и невозможно сравнивать со статистической нормой. Кроме того, она ограничена множеством рамок (возрастных, популяционных, средовых и др.). В некоторых случаях целесообразно опираться на понимание психической нормы как определенного комплекса индивидуальных особенностей личности и деятельности [Б.С. Братусь, 1996; Е.А. Климов, 1997].

Существует также взгляд на норму как возможность адаптации. Многие психические и поведенческие расстройства рассматриваются именно как состояния устойчивой дезадаптации. Не следует, однако, забывать о том, что болезнь в свою очередь можно рассматривать как форму адаптации к особым условиям существования, что в ряде случаев патологические процессы могут быть приспособительными и оставаться ими до тех пор, пока они сохраняют свою защитную функцию [И.В. Давыдовский, 1968; и др.]. Взгляд на норму как на возможность адаптации имеет и ряд других ограничений. Когда речь идет о социальной адаптации, являющейся необходимым условием эффективного взаимодействия членов социума в процессе совместной деятельности и общения, необходимо учитывать, что требования социума к индивиду всегда неоднозначны, как неоднороден и сам социум.

На протяжении жизни личность находится в процессе постоянного поиска той социальной группы или субкультуры, в которой ее особенности оцениваются как характерные для нормы. В современных условиях нормальным должен быть признан субъект, не только успешно адаптированный к данной среде, но и способный к ее активному преобразованию.

В психологии развития норма рассматривается как диапазон колебаний, как конкретная исторически обусловленная система показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов, как динамическое развертывание оптимальной программы онтогенеза, детерминированной биологическими и социокультурными факторами [Психология развития, 2001; Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000]. Такой взгляд на норму логически связан с представлениями о зоне ближайшего развития; норма становится средством выявления благоприятных и неблагоприятных условий психического онтогенеза.

Наконец, психическую норму можно рассматривать как наличие определенных личностных черт, устойчивых нравственных ориентиров: подлинной заинтересованности в мире, оптимизма, продуктивности, способности к самореализации, к свободному осуществлению выбора из различных альтернатив [И. И. Мечников, 1987; Э. Фромм, 1992, 1994; Б.С. Братусь, 1998; и др.]. Здесь норма выступает как некоторый «идеал», «образец» гармоничной личности.

Интересно, что разные направления клинической психологии демонстрируют «гетерохронность» в развитии проблемы нормы. В патопсихологии, исследующей «закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме» [Б.В. Зейгарник, 1986, с. 5], сопоставление результатов больных с показателями здоровых испытуемых изначально было практически обязательным. Нейропсихологические исследования представляют собой неоднозначную картину. Отсутствие сравнения с результатами нормальных испытуемых характерно для многих нейропсихологических работ 60-х — 70-х гг. прошлого века. Интерес нейропсихологии к проблеме психической нормы отчетливо проявился лишь во второй половине 80-х гг. и был обусловлен обращением к изучению индивидуальных различий и онтогенеза.

Сегодня нейропсихологи активно разрабатывают проблему индивидуальных различий и типологии нормы; говорят о необходимости набора нормативов для разных возрастных периодов и социокультурных условий, о важности определения соотношения между нормой «психологической» и нормой, устанавливаемой по объективным медицинским показателям [Е.Д. Хомская, 2003; Ю.В. Микадзе, 2002; А.В. Семенович, 2002; и др.]. В современной клинической психологии изменяется трактовка ряда симптомов — они могут рассматриваться не в качестве патологических проявлений, а как компенсаторные новообразования психики [Н.К. Корсакова, Е.Ю. Балашова, 1995; Л.С. Цветкова, 2001].

Таким образом, в настоящее время в клинической психологии продолжается процесс осмысления категории психической нормы, уточняются и дополняются лежащие в ее основании критерии, развиваются научные направления, ставящие своей задачей теоретические и практические исследования данной предметной области.

Источник: Балашова Е. Ю., Ковязина М.С. Представления о психической норме в клинической психологии: подходы, исследования, перспективы // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (К 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)». Москва, 29–30 ноября 2016 года. Том 1. М.: МГППУ, НЦПЗ, 2016. С. 21–24.


13 июля 2021 года — юбилей у Марии Станиславовны Ковязиной, доктора психологических наук, члена-корреспондента, почетного профессора РАО, профессора кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. «Психологическая газета» присоединяется к поздравлениям, звучащим в этот день, и желает Марии Станиславовне сил, здоровья и вдохновения, новых открытий и свершений!

Проблема нормы и патологии в детской клинической психологии

Вопросы нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния ребенка. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего состояния. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь. Проблема нормативности связана еще и с проблемой выбора нормативной группы — людей, чья жизнедеятельность может выступать в качестве стандарта.

Существует несколько подходов к дифференциации патологического. Один из этих подходов можно назвать субъективным или интуитивно-эмпирическим. В этом случае критерии оценки, как правило, остаются малоосознаваемыми и основой оценки выступает сравнение с собой или с уже имеющимися в опыте примерами.

Другой — статистический — подход основан на выявлении частоты встречаемости данного феномена. В этом случае понятия нормы и патологии связаны с кривой распределения частоты признака: чаще встречающийся признак является нормативным и наоборот.

Культурно-исторический подход соотносит исследуемый признак с особенностями культуры и эпохи. Таким образом, можно говорить о том, что одно и то же явление в одной и той же культуре может оцениваться по-разному в разные исторические периоды. Либо особенности, характерные для одной культуры, в другой культуре могут восприниматься как отклонения от нормы.

Одним из наиболее часто применяющихся является подход с точки зрения адаптации. В рамках данного подхода оценивается способность индивида к приспособлению к окружающей среде, несмотря на объективную тяжесть состояния.

В гуманистической психологии был разработан подход, в котором критерием нормы выступает способность индивида к самоактуализации. Предполагается, что самоактуализирующаяся личность характеризуется позитивным восприятием мира, ориентацией на будущее, устойчивой и позитивной самооценкой. толерантностью, чувством юмора и так далее. Однако гуманистический подход не полностью отвечает на вопрос, что помогает человеку формироваться как самоактуализирующейся личности.

Можно говорить о функциональной норме — то есть оценивать состояние индивида с точки зрения последствий, либо возможности достижения цели. Можно выделить социальную норму — соответствие некоторому принятому в социуме жизненному образцу, либо говорить об индивидуальной норме при сравнении состояния человека с его предыдущими состояниями.

Необходимо подчеркнуть, что каждый из перечисленных подходов раскрывает какую-то из сторон проблемы, но ни один из них не дает исчерпывающего ответа на вопрос, как отличить норму и патологию. Несколько большие возможности дает рассмотрение проблемы с точки зрения уровневого подхода, в котором норма и патология рассматриваются не как изолированные друг от друга, а как образующие некий континуум переходных (пограничных) состояний. В данном континууме можно выделить три уровня: уровень морального самосознания, психологический и соматический уровни. В этом случае вариантом «нормы» может считать благополучие человека на всех трех уровнях.

Таким образом, мы видим, что дифференциация нормы и патологии — это сложная проблема. В ситуации диагностики состояния ребенка эта проблема приобретает еще более сложный характер. Сложность проблемы определяется тем, что организм ребенка (и соответственно его психические и физические функции) находятся в процессе развития.

Закономерности развития ребенка рассматриваются в рамках возрастной психологии, которая оперирует понятиями возраст, возрастной этап. Возрастной этап характеризуется, по мнению В.С. Мухиной, совокупностью специфических закономерностей развития — основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития.

Переход от одного возрастного этапа к другому осуществляется согласно Л. С. Выготскому революционным путем -через кризис — время, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. Однако возрастные изменения психики не возникают внезапно, они подготавливаются постепенно путем накопления более мелких изменений, обозначаемых понятием микрогенез (то есть процессы функционирования психики в данный момент).

Необходимыми условиями нормального психического развития являются внешние и внутренние факторы, всегда присутствующие и воздействующие. Условиями нормального психического развития являются по А.Р Лурия: сохранность структур и функций ЦНС, сохранность анализаторных систем, сохранность речевых систем, физическое здоровье, адекватное возрасту обучение и воспитание.

Таким образом, психическое развитие ребенка не является чем-то однородным, оно протекает с определенной неравномерностью. В развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления. Естественная неравномерность психического (и физического) развития в детском возрасте называется гетерохрония.

В клинической психологии мы чаще всего сталкиваемся с патологической неравномерностью развития или с отклоняющимся развитием. Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида. Наряду с понятием «отклоняющееся развитие» параллельно используют такие понятия, как: аномальное, патологическое, нарушенное развитие, дизонтогенез. Термин дизонтогенез был предложен Швальбе в 1927 г. и означал первоначально отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В последствие термин приобрел более широкое значение.

Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена). Большая роль отводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелым токсикозом беременных, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и другими инфекциями), патологии родов, а в постнатальном периоде — инфекциям, интоксикациям, травмам.

В.В. Лебединский выделяет несколько факторов, оказывающих влияние на выраженность повреждения:

  1. Большое значение имеет время повреждения: объем повреждения тканей и органов тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор.
  2. Характер повреждения зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, общая незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и к компенсации дефекта.
  3. Большое значение имеет и интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающиеся в четкие рамки топической диагностики.

Наряду с биологическими важное патогенное влияние могут оказывать социально-психологические факторы. К ним относят особенности родительского стиля воспитания, неблагоприятные социальные условия. Именно социальнопсихологические факторы обусловливают явления социально-педагогической запущенности у детей, вызывают нарушения эмоционального и личностного развития.

Сочетание различных факторов может приводить к возникновению повреждений развития разного уровня. Л.С. Выготский предложил различать две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе нарушенного социального развития.

Первичный дефект может представлять собой повреждение корковых и подкорковых систем. В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, выделяют не первичный, а «основной» дефект, который определяется тем местом, которое занимает это нарушение в структуре психической недостаточности при данном заболевании.

Вторичный дефект — является основным объектом в психологическом изучении и коррекции нарушенного развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Важным фактором вторичного дефекта является социальная депривация.

В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного дефекта может быть: «снизу вверх» или «сверху вниз». Л.С. Выготский считал, что основной координатой вторичного повреждения направление «снизу вверх» — от элементарных функций к более сложным.

Психологические расстройства и их патологические причины

Кэтрин А.
Сандерсон, Амхерст Колледж

Люди с психологическим расстройством демонстрируют более определенные модели поведения, мыслей или эмоций, которые считаются патологическими, то есть больными или ненормальными. Патология основана на одной или нескольких из трех причин: отклонение, дисфункция или дистресс.

Выявление психических расстройств исключительно на основании патологических причин чревато неточностями и несоответствиями. (Изображение: ГрАл/Shutterstock)

Патологические причины

Термин «отклонение» относится к поведению, мыслям или эмоциям, которые отклоняются от норм, ценностей и законов общества или культуры. Например, у взрослых, испытывающих сексуальное влечение к детям, диагностируется психологическое расстройство, известное как педофилия.

Далее, термин дисфункция относится к поведению, мыслям или эмоциям, которые мешают повседневной деятельности. Тот, у кого большое депрессивное расстройство или клиническая депрессия, не может реально участвовать в своей обычной жизни.

Им может быть трудно сосредоточиться на работе, проводить время с друзьями или даже заботиться о себе — принимать душ, есть, спать и т. д. путаница.

Человек с социальным тревожным расстройством ужасно боится осуждения со стороны других и поэтому испытывает ужас при мысли о взаимодействии с людьми на вечеринках, в школе, на рабочем мероприятии и т. д.

Этот дистресс может привести к серьезным нарушениям в их личной и профессиональной жизни: они не будут посещать вечеринки или семейные мероприятия со своим супругом, они не хотят делать презентации на работе и так далее.

Проблемы при выявлении расстройств

Определение наличия у кого-либо психологического расстройства сопряжено с неотъемлемыми трудностями, поскольку люди не делятся четко на категории — люди с расстройством и люди без него. Вместо этого многие люди попадают в некий континуум с психическим здоровьем на одном конце и психическим заболеванием на другом.

Например, частота диагноза СДВГ была значительно выше среди детей, рожденных незадолго до даты поступления в школу, чем среди их более старших сверстников. Это открытие, сделанное в 2018 году, предполагает, что у детей младшего возраста, которым может быть труднее концентрировать внимание просто из-за своего возраста, это возрастное отставание с большей вероятностью будет считаться расстройством.

Дихотомия при расстройствах пищевого поведения

Вот классический пример задачи определения, когда определенные мысли и поведение соответствуют диагностическим критериям психологического расстройства. Многие люди в западных культурах, особенно девочки и женщины, имеют некоторые симптомы расстройства пищевого поведения. Они могут пристально сосредотачиваться на своем весе, форме и размерах своего тела, жире и калориях в пище, которую они едят. Они могут пропускать или полностью ограничивать определенные группы продуктов (без углеводов) или принимать странные ритуалы питания (очищаться).

Но эти привычки довольно распространены среди многих людей, и ни одна из них сама по себе не соответствует диагностическим критериям расстройства пищевого поведения, такого как нервная анорексия или нервная булимия.

Эта статья взята из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.

Критерии, установленные Американской психиатрической ассоциацией

Помимо критериев и проблем, общих для всех расстройств, существует особый диагноз, основанный на более специфических критериях.

В Соединенных Штатах существует руководство, созданное Американской психиатрической ассоциацией, которое называется Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). Это руководство, впервые выпущенное в 1952 году, претерпело серьезные изменения в 1968, 1980, 1994 и 2013 годах.

DSM определяет определенные критерии для выявления психологических расстройств, устанавливая связь между симптоматическим поведением и диагнозом. (Изображение: Jarretera/Shutterstock)

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам

(DSM)

DSM от 2013 года описывает симптомы около 400 различных психологических расстройств, которые сгруппированы в 22 различные категории. Иногда их классифицируют даже более широко, в пять групп:

  • Нейроразвивающие: описывают нарушения головного мозга, которые начинаются при рождении или в раннем возрасте
  • Нейрокогнитивные расстройства: влияют на мозг в более позднем возрасте, включая черепно-мозговую травму и болезнь Альцгеймера
  • Интернализирующие расстройства: такие как тревога или депрессия
  • Экстернализирующие расстройства: такие как маниакальная фаза биполярного расстройства
  • Разнообразная группа других расстройств: включая расстройства сна, приема пищи и зависимость

симптомы начинают проявляться, какой пол более затронут, как распространены подходы к лечению и насколько они эффективны.

Несоответствие между симптомами и наличием расстройства

Существует несоответствие между проявлением симптомов расстройства пищевого поведения и фактическим наличием расстройства пищевого поведения. Чтобы поставить клинический диагноз нервной анорексии, у человека должны быть три отчетливых симптома:

  • Недостаточная масса тела, то есть ниже ожидаемой для их возраста и роста
  • Сильный страх набрать вес или поведение, которое очень затрудняет набор веса, например, употребление очень небольшого количества пищи или физические упражнения в течение нескольких часов в день
  • Нарушение того, как они видят форму или размер своего тела, например, неспособность распознать свой низкий вес.

Все эти симптомы должны сосуществовать вместе, чтобы человек достиг диагностических критериев анорексии. Итак, человек, который очень худой, но признает, что он худой, и пытается набрать вес, не страдает анорексией. Как и человек, который боится располнеть и считать калории, но на самом деле не очень худой.

Таким образом, хотя существуют патологические факторы, поведенческие модели и определенные критерии, связанные с психологическими расстройствами, они не освобождаются от разногласий и несоответствий.

Общие вопросы о психологических расстройствах и их патологических причинах

В: Какие патологические причины могут быть причиной психологического расстройства?

Психологические расстройства проявляют определенную модель поведения, мыслей или эмоций, которые считаются патологическими, что означает болезнь или расстройство. Патологические причины основаны на одном или нескольких из трех: отклонение, дисфункция или дистресс.

В: С какими трудностями приходится сталкиваться при диагностике психологического расстройства?

Существует неотъемлемая проблема определения того, есть ли у кого-то психологическое расстройство , потому что люди не делятся четко на категории — люди с расстройством и люди без него. Вместо этого многие люди попадают в некий континуум с психическим здоровьем на одном конце и психическим заболеванием на другом.

В: Что такое Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (ДСМ)?

DSM — это руководство по психологическим расстройствам , созданное Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство, впервые выпущенное в 1952 году, претерпело значительные изменения в 1968, 1980, 1994 и 2013 годах. ?

терминология — Что такое определение патологии?

$\begingroup$

Пытаясь получить больше информации по моему предыдущему вопросу, я нашел несколько различных определений терминов «патология» и «патологический». В то время как при нормальных обстоятельствах я был бы склонен сказать, что последнее происходит от первого, кажется, что такие термины, как «патологический лжец», имеют тяжелую коннотацию.

Одно из определений на Dictionary.com гласит:

Вызвано психическим расстройством или свидетельствует о нем

Мне кажется немного расплывчатым. Кто-нибудь может это прояснить?

  • терминология
  • аномальная психология

$\endgroup$

1

$\begingroup$

Я думаю, что ответ на самом деле можно найти по ссылке Dictionary.com, которую вы цитируете:

-логический ; суффикс ; используется для образования прилагательных; принадлежащие или относящиеся к определенному типу научных исследований; например биологические, технологические

И (взято из Википедии):

Слово патология происходит от древнегреческого πάθος , пафос, «чувство, страдание»; и -λογία , -logia, «учение».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts