Патология памяти и интеллекта (В.В. Дунаевский)
Память и ее расстройства
Под памятью понимают способность к запечатлению, фиксации (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) нашего опыта, информации. Она представляет собой один из основных познавательных процессов, вместе с функцией внимания обеспечивает эффективность восприятия, мышления, а также является важнейшей предпосылкой интеллекта. Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга, однако, как было установлено экспериментально, процессы репродукции в наибольшей степени связаны с деятельностью височных долей.
Физиологической основой памяти являются следовые реакции в коре головного мозга – временные нервные связи, которые возникают между нейронами под влиянием внешних раздражителей. Надежность запоминания зависит от способности к концентрации внимания, частоты повторений, индивидуальных особенностей памяти. По характеру преобладающей активности у тех или иных людей может доминировать образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная), двигательная (моторная) либо идеаторная (словесно-логическая) память. Эти индивидуальные особенности памяти могут носить как врожденный характер, так и приобретаться и закрепляться в процессе профессиональной деятельности, а иногда могут быть связаны с наличием какого-либо заболевания, например, доминация осязательной памяти у слепых.
По степени надежности ретенции и содержательно выделяют кратковременную и долговременную память. Кратковременную память называют также оперативной, поскольку она представляет собой способность фиксировать и удерживать в актуальном поле сознания события, происходящие в данный момент. Она обеспечивается, главным образом, физиологическим механизмом активной циркуляции электрических импульсов по замкнутой цепи нейронов. Долговременная память способна репродуцировать информацию, усвоенную в далеком прошлом, и по механизмам связана со структурными изменениями в молекулах нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Эта информация сохраняется более надежно, чем объясняется забывание сначала событий недавнего прошлого при возрастных или болезненных расстройствах памяти, а затем – далекого. Описанная особенность регрессии памяти носит название закона Рибо.
Способность к запоминанию и воспроизведению информации, так же как и качественные особенности памяти, индивидуально колеблется в широком диапазоне; так у одних людей преобладает зрительная, у других – слуховая память (например, иногда во время письма, чтобы вспомнить, как правильно пишется слово, его произносят вслух), у третьих – моторная.
Также по-разному может изменяться мнестическое функционирование при психических заболеваниях. Чаще всего расстройства памяти связаны с органическим поражением головного мозга. В этих случаях они отличаются стойкостью и необратимостью. Однако они также могут возникать при нарушении других сфер психического функционирования. Так, например, нарушения ясности сознания или концентрации внимания, возникающие при ускорении мышления у больных с маниакальным синдромом, могут нарушить процессы запечатления и последующего воспроизведения информации.
Патология памяти
Гипермнезия – патологическое усиление функций памяти. При этом запоминание может оставаться на обычном уровне, а воспроизведение — резко усиливаться. Наплывы воспоминаний у больных приобретают хаотический характер, что понижает способность к концентрации внимания и снижает продуктивность мышления и психической деятельности в целом. Подобные нарушения наблюдаются в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза, при эйфорических состояниях, шизофрении, а также могут сопутствовать эпилептическим пароксизмам, например, во время ауры или психо-сенсорного припадка. Явления гипермнезии также могут встречаться у больных со сравнительно легкими (невротическими) расстройствами психики.
Гипомнезия – болезненное снижение памяти. При этом расстройстве обычно страдают все ее составляющие. Больные забывают даты безусловно известных им событий, например, начала и окончания Великой Отечественной войны, дни рождения близких людей, содержание прочитанных книг, просмотренных кинокартин и т. д. Пациентам приходится записывать важную для них информацию. Нередко при этом наблюдается симптом анэкфории, когда репродукция названий известных предметов, имен близких людей, «выскочивших из памяти» слов возможна не иначе как при подсказке со стороны. Чаще всего гипомнезия носит прогрессирующий (в соответствии с законом Рибо) характер и наблюдается при органических, в первую очередь, сосудистых заболеваниях головного мозга (гипертоническая болезнь, атеросклероз). Однако она может быть вызвана и преходящими функциональными расстройствами невротического характера (например, при психогенной астении).
Амнезия – утрата способности сохранять и воспроизводить ранее усвоенную информацию, а в некоторых случаях и невозможность фиксировать ее. При органических поражениях мозга она может распространяться на продолжительные промежутки времени, в то время как, например, при истерии носит фрагментарный характер и связана с выпадением из памяти эмоционально негативных эпизодов.
Конградная амнезия представляет собой амнезию на период состояния нарушенного сознания, чаще всего выключения. Она объясняется не столько расстройством функции памяти, сколько невозможностью восприятия информации, запечатления ее, например, во время комы или сопора.
Также выделяют ретроградную амнезию – утрату воспоминаний о событиях, предшествовавших возникновению заболевания или состояния, сопровождавшегося нарушением сознания (например, состояния сопора при менингите или черепно-мозговой травме).
При антероградной амнезии из памяти больного выпадает отрезок времени после завершения острого или острейшего проявления болезненного состояния, например, судорожного припадка, мозговой травмы, и восстановления ясности сознания. При этом больные правильно ориентируются в окружающем, доступны контакту, правильно отвечают на вопросы, однако позднее оказываются не в состоянии воспроизвести эти события. Нередко имеет место сочетание ретро- и антероградной амнезии, в этих случаях говорят о смешанной, ретроантероградной амнезии.
Фиксационная амнезия – резко сниженная или полностью утраченная способность запечатлевать и удерживать в памяти события, происходящие в настоящий момент. Эти больные не в состоянии запомнить только что услышанную, увиденную и прочитанную информацию, однако могут сохранять воспоминания о событиях, имевших место раньше, обычно не утрачивают профессиональных навыков. Ограниченная способность к интеллектуальной деятельности также может сохраняться. Однако фиксационная амнезия иногда имеет своим следствием настолько выраженную дезориентировку больных в окружающем и собственной личности, что делает их практически беспомощными, не способными к какой-либо целенаправленной деятельности. Этот симптом является базисным нарушением при корсаковском синдроме.
Парамнезии – ложные воспоминания. Они представляют собой заполнения амнестического дефекта, провала памяти фиктивными воспоминаниями, которые выглядят тем более нелепыми, чем больше выражено общее интеллектуальное снижение больных. В некоторых случаях парамнезии представляют собой вариант временной деперсонализации с невозможностью точной датировки биографических событий во времени.
В первую очередь это касается симптома псевдореминисценций, при котором реальные события прошлого переносятся больными в настоящее. Например, на вопрос о том, чем стационарная больная занималась вчера, она сообщает, что с большим удовольствием слушала «Пиковую даму» в оперном театре. Другая пожилая больная, уже два года находившаяся в отделении, отвечая на тот же вопрос, рассказала, как ходила в лес за грибами, работала в поле, доила корову. И в первом, и во втором случае упомянутые события не только могли иметь место в жизни больных, но и имели его в другие отрезки времени.
Конфабуляции – это замещение провала памяти вымышленными событиями фантастического, нереального характера, которые не могли иметь место в принципе. Симптом конфабуляций обычно имеет место при выраженном интеллектуальном снижении с утратой критики. Заполнение амнестического дефекта происходит на основе патологического фантазирования либо на основе бредовой реконструкции прошлого, наблюдающейся чаще всего у больных с фантастическим бредом величия (конфабуляторный бред). Эти больные не столько утрачивают воспоминания о произошедших событиях, сколько интерпретируют их с точки зрения представления о самих себе в настоящем. Эти фантастические воспоминания входят в структуру или представляют собой один из вариантов парафренного синдрома.
К парамнезиям относятся также криптомнезии, выражающиеся в том, что больные приписывают своему творчеству воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми или произошедших во сне. Эти пациенты могут приписывать себе произведения известных авторов, фрагменты научных работ. Болезненность этих мнений, а также отсутствие корыстной заинтересованности отличают криптомнезии от плагиата.
Корсаковский амнестический синдром был впервые описан С. С. Корсаковым в 1887г. как специфическое проявление алкогольного психоза. Описание корсаковского психоза наряду с мнестическими расстройствами включало неврологические нарушения в виде алкогольной полиневропатии. В дальнейшем оказалось, что наблюдающиеся при этом алкогольном психозе расстройства кратковременной памяти не являются специфическими и наблюдаются при самых разных органических заболеваниях мозга.
Клиническими проявлениями прогрессирующего снижения кратковременной памяти являются следующие симптомы: 1. Фиксационная амнезия, которая представляет собой невозможность ретенции событий, происходящих в настоящем. Фиксационная амнезия в некоторых случаях (при острых мозговых катастрофах) может сопровождаться ретро– и антероградной амнезией. 2. Амнестическая дезориентировка является следствием невозможности сохранить в памяти информацию о событиях, происходящих в реальной действительности. Как правило, аллопсихическая амнестическая дезориентировка сочетается с дезориентировкой в собственной личности. 3. Парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии)
Корсаковский синдром, возникший вследствие длительно текущих хронических мозговых заболеваний, обычно имеет плохой прогноз. В случаях же острого поражения мозга надежды на положительную динамику остаются достаточно реалистичными, хотя полного восстановления функций памяти, как правило, не происходит.
Интеллект и его расстройства
Интеллект не является самостоятельной психической функцией – это совокупный результат всех познавательных процессов, а также уровень способностей, потенциальных возможностей человека. Понятие интеллекта также включает возможность творческой самореализации и социально полезной гуманистически направленной деятельности человеческой личности.
К предпосылкам интеллекта относятся психические процессы, обеспечивающие восприятие, накопление, хранение информации, а также анализ приобретенного опыта. Таким образом, в этом смысле речь идет о функциях памяти, мышления, речевой деятельности, которые чаще всего позволяют оценить интеллектуальные возможности человека.
Количественный уровень интеллекта можно охарактеризовать с помощью теста IQ (интеллектуальный индекс), который оценивает общую осведомленность, понимание ситуации, арифметические способности, память, словарный запас, степень развития абстрактного мышления и т.д. Показатели IQ выше 100% свидетельствуют о высоком интеллекте и опережающем развитии. В диапазоне от 70 до 90% располагаются пограничные состояния, соответствующие низкому интеллекту, которые, однако, не являются патологическими. Показатели ниже 70% свидетельствуют об интеллектуальном недоразвитии. Тем не менее, психометрическое тестирование является достаточно формальной процедурой.
Более детальные представления о состоянии интеллектуальной сферы пациента врач может составить в процессе беседы. При этом следует обращать внимание на самые разные стороны человеческой личности, а также учитывать возможности диссимулятивного поведения. При некоторых формах слабоумия больные могут обладать достаточным словарным запасом и сохранять практические навыки, поэтому в разговоре на конкретно-ситуационные темы можно упустить наличие расстройств абстрактного мышления и в целом неправильно оценить состояние пациента.
При ряде заболеваний развитие слабоумия может сопровождаться нарушением праксиса, по этой причине, оценивая состояние больного в целом, следует обращать внимание на поведенческие стереотипы и двигательные навыки: артикуляцию, способность к письму, изображению простейших фигур, умение пользоваться предметами повседневного обихода.
Расстройство интеллекта – слабоумие – может быть врожденным и приобретенным.
Врожденное слабоумие (олигофрения) может быть представлено различными степенями недоразвития психики или задержки психического развития, наблюдающегося в первые годы жизни. В любом случае формирование большинства функций нервной системы не достигает уровня полноценной нормы, а многие важные для жизнедеятельности и адаптации функции не формируются вообще. Однако динамика олигофрений характеризуется отсутствием прогрессирующего нарастания интеллектуального дефекта. Напротив, в процессе эволюционного развития, накопления жизненного опыта и соответствующих поведенческих навыков возможно улучшение адаптации и умения использовать приобретенные знания.
Выделяют 3 степени олигофрении, которые подробно будут описаны в соответствующем разделе, здесь же ограничимся указанием, что самой легкой степенью врожденного слабоумия является дебильность, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, преобладанием конкретного мышления над абстрактным. При этом выявляется недостаточная дифференцированность эмоций. Возможности обучения снижены, социальная адаптация нарушена. Словарный запас измеряется сотнями слов.
Имбецильность представляет собой среднюю степень умственной отсталости, при которой имеются нарушения не только абстрактного, но и конкретного мышления. Его продуктивность резко снижена, словарный запас ограничен десятками слов, речь косноязычна. Обучение больных невозможно, поскольку они способны лишь к усвоению элементарных навыков самообслуживания. Социальная адаптация резко снижена.
Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении. Характеризуется практически полным отсутствием речи, навыки самообслуживания отсутствуют, психическая жизнь больных ограничивается удовлетворением простейших жизненных потребностей (вегетативное существование). У больных могут наблюдаться примитивные эмоциональные реакции (плач, крик), иногда агрессивность.
Слабоумие при идиотии нередко сочетается с дефектами внутренних органов и внешними аномалиями (лица, конечностей и т.п.). Вследствие общей неполноценности больные редко доживают до зрелости, а различные соматические заболевания и инфекции приводят таких больных к преждевременной смерти.
Приобретенное слабоумие, или деменцию, в зависимости от клинических особенностей подразделяют на виды, а также по характеру заболевания, в результате которого оно возникло, или же по его психопатологической структуре. Так, например, при церебральном атеросклерозе или гипертонической болезни оно может быть парциальным, а при травматическом поражении мозга или первично атрофических процессах оно может быть тотальным.
Признаками деменции являются утрата накопленных знаний, снижение продуктивности психической деятельности, изменения личности, достигающие иногда степени, при которой больные становятся не способными к самообслуживанию, удовлетворению своих первичных потребностей. По клиническим проявлениям выделяют лакунарное и тотальное слабоумие.
Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Это существенно затрудняет способность к усвоению новых знаний, однако приобретенные профессиональные навыки и поведенческие стереотипы могут сохраняться у таких больных достаточно долго. По этой причине они, обычно легко справляясь с повседневными домашними делами, нередко производят впечатление сохранных. Характерно наличие критического отношения к своему состоянию – пациенты пытаются записывать наиболее важную информацию, пользуются шпаргалками, стесняются своей несамостоятельности. Эмоциональные изменения при лакунарной деменции характеризуются лабильностью, повышенной слезливостью, сентиментальностью. В целом изменения характера не затрагивают его основных, наиболее существенных свойств, в этом смысле говорят о сохранности ядра личности. Однако все же отмечается некоторое заострение, «шаржирование» имеющихся у больных характерологических черт. Бережливые становятся скаредными, недоверчивые – подозрительными. Данный тип деменции наиболее свойственен сосудистым заболеваниям головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь), но может встречаться и при других заболеваниях.
Тотальное (глобарное) слабоумие проявляется относительно равномерным снижением всех познавательных процессов: мышления, памяти, внимания и др. Расстройства мышления проявляются в невозможности образования логических связей, абстрагирования. Резко снижается доступный больному уровень обобщения понятий, выявляется слабость суждений. Постепенно нарастает расстройство как кратковременной, так и долговременной памяти, нарушается активное внимание. Больные не способны сосредоточиться на задаваемых вопросах. Снижение высших нравственных чувств обнажает и делает бесконтрольными низшие, инстинктивные эмоции. Преобладающий эмоциональный фон может быть угрюмо-раздражительным, эйфорически-благодушным либо апатическим. Очень быстро больные теряют критику к своему состоянию, суждения и поступки становятся нелепыми. Быстро утрачиваются индивидуальные психические особенности, ценностные установки, навыки поведения (распад «ядра личности»).
Тотальное слабоумие характерно для грубоорганических процессов, при которых поражается преимущественно кора головного мозга. Оно может наблюдаться при дегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, Пика, старческое слабоумие), при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе. В некоторых случаях к аналогичному исходу приводит локальный патологический процесс, например, при травмах, опухолях мозга.
Эпилептическое (концентрическое) слабоумие. Характерной особенностью данного типа деменции является постепенно нарастающая концентрация интересов больного на собственной личности и потребностях телесной жизни, эгоцентричность установок. Мышление больных становится обстоятельным, ригидным, способность к обобщению, абстрагированию снижается. Оно концентрируется на обслуживании сугубо личных, эгоистических интересов больного. За пределами этого круга и чем дальше от его центра, тем большую интеллектуальную беспомощность проявляют больные, что необратимо выключает их из социальной жизни и сферы общественных отношений. Расстройства памяти носят избирательный характер, больные обычно хорошо запоминают события и факты, имеющие для них особое значение (названия принимаемых лекарств, размер пенсии, имена врачей и т.п.), однако совершенно не помнят того, что не касается их непосредственно. Личностные изменения характеризуются педантичностью, слащавостью, склонностью к лицемерному подобострастию в сочетании с деспотичностью и подчас агрессивным эгоцентризмом. Это слабоумие по сути является одной из разновидностей органического и чаще всего наблюдается на заключительных этапах эпилептической болезни.
Самой тяжелой разновидностью слабоумия является маразм. Это понятие включает крайнюю степень не только психической, но и физической деградации, что проявляется в угасании базисных инстинктов (пищевого, самосохранения). Больные становятся абсолютно беспомощными, нуждаются в постоянном уходе (кормлении, санации пролежней), качество которого определяет продолжительность их жизни. Маразм наблюдается в завершающих стадиях болезней Альцгеймера, Пика, старческого слабоумия, нейросифилиса.
Психическая норма и патология — Тёмная триада — LiveJournal
Психолог Илья Плужников о клинических критериях оценки поведения, специфических и неспецифических симптомах психических заболеваний и девиантном поведенииВопрос о разграничении нормы и патологии психики — это вопрос не столько фундаментальный, сколько прикладной. Это очень важно, например, для психологов-консультантов, когда к ним приходят клиенты и им нужно понять, какими методами и как с ними работать, существует ли риск, что перед ними пациент с психическими отклонениями такого уровня и регистра, что психолог фактически не может с ним работать, нужен психиатр. Или когда речь идет о судебной экспертизе: вменяем или невменяем человек, который совершил какое-то правонарушение. В зависимости от того, какое решение примет эксперт-психолог или психиатр, существует ли какое-то психическое расстройство, суд будет рассматривать этого человека по-разному: будут или смягчающие обстоятельства, или, наоборот, отягчающие. Поэтому существует несколько крупных подходов к разграничению нормы и патологии психической деятельности.
Самый простой подход — статистический. Речь идет о таком взгляде на человека, когда параметры его психической деятельности можно представить в виде количественной шкалы, и тогда увеличение или уменьшение какого-то количественного параметра можно считать отклонением от нормы. В математике и статистике используется гауссовская кривая — это такой колокол, где на одной части находятся параметры, свидетельствующие об увеличении функции, а на другой — об уменьшении. В качестве самого яркого примера использования такого подхода к норме и патологии можно привести интеллект. Это количественная шкала: IQ меряется с помощью тестов интеллекта, и определенные баллы говорят о снижении интеллекта, которое может свидетельствовать об умственной отсталости или о стойком снижении интеллекта вследствие каких-то заболеваний, например болезни Альцгеймера, а более высокие цифры, которые также отклоняются от средних значений, могут свидетельствовать об интеллектуальной одаренности. В этом подходе и одаренность, и снижение интеллекта не является нормой. Существует, конечно, ряд ограничений, и этот подход мы редко используем в реальной работе с клиентами или пациентами. Но тем не менее для ряда научных исследований он представляет значительный интерес в связи со своей простотой и, самое главное, с тем, что он соответствует самым академичным критериям научности, количественному подходу.
Другой подход, если говорить о немного иных параметрах, — это подход социологический, социальный. Некие нормы, устои, правила, нормативы, существующие в обществе, задают то, что мы называем нормой. Это подход конвенциональный: существует некая договоренность, которая закреплена, предположим, в нормативно-правовых актах, которая говорит о том, как надо поступать и на уровне буквы закона, и на уровне духа закона. Поведенческие отклонения, связанные с невыполнением установленных правил, свидетельствуют о не являющемся нормой. Такое отклоняющееся поведение называется девиантным. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от духа закона, от некой общепризнанной морали, общепризнанных форм поведения в социуме. Например, одной из форм девиантного поведения является суицидальное поведение. По статистике, самоубийство совершают не только психически больные люди, но и здоровые, однако, если мы будем пользоваться общепризнанными критериями нравственности и морали, станет понятно, что если все будут решать свои проблемы с помощью суицида, то общество перестанет существовать. Поэтому такое поведение не считается нормальным, оно считается девиантным.
Существует ряд других форм девиантного поведения. Крайней характеристикой девиантного поведения является делинквентное и криминальное поведение. Делинквентное поведение — это нарушение законов, норм и правил в целом, а криминальное — это нарушение уголовного закона, то есть совершение тяжелых преступлений. В целом можно говорить об асоциальном поведении и антисоциальном поведении — выключении из нормативов, которые диктуются социумом, и противопоставлении своего поведения социальным нормативам. Такие критерии используются в клинической психологии. В частности, асоциальностью характеризуются пациенты с аутистическими тенденциями. Более того, существует расстройство личности, которое так и называется — асоциальное, или диссоциальное, расстройство личности. Это люди, по болезненным мотивам склонные совершать противоправные действия.
Мы подходим к одному из наиболее используемых критериев определения нормы — подход, дифференцирующий норму и патологию по медицинским критериям. Он так и называется — клинический подход к норме и патологии. Тут все очень просто, поскольку нормой считается такое поведение, которое не может квалифицироваться как патологическое. Патологическим считается такое поведение, которое может быть квалифицировано с точки зрения наличия у человека каких-то симптомов. Таким образом, норма — это когда нет симптомов. Нет симптомов — значит, норма, есть симптомы — значит, патология. Эти симптомы и синдромы также перечислены в специальных медицинских каталогах. Есть специальный раздел психиатрии — общая психопатология, занимающаяся разработкой учения о существующих симптомах и синдромах. Это могут быть относительно неспецифические симптомы, которые возникают как реакция на стресс, у многих людей, например, астения (истощаемость, утомляемость), очень специфические симптомы и синдромы, такие как синдром Кандинского — Клерамбо, который очень типичен и практически специфичен для шизофрении, или какое-то очень глубокое нарушение памяти и интеллекта, которое типично и специфично для слабоумия.
Кроме того, что бывают неспецифические и специфические симптомы, могут быть продромальные симптомы, предшествующие развитию отклонения, резидуальные симптомы, которые остаются после того, как тяжелое состояние прошло. И конечно, кроме понятия «симптом» есть понятие «синдром». Оно буквально переводится как «совместный бег» симптомов, то есть закономерное сочетание симптомов. Болезнь — закономерный узор смены синдромов, говорящий о том, что за этой сменой синдромов лежит какой-то механизм. Наука, занимающаяся причинами заболеваний, называется этиология, механизмом развития заболевания занимается патогенетическая медицина, то есть она изучает патогенез. Механизмов достаточно много, существует ряд теорий, в том числе психологических, которые описывают клинические проявления различных заболеваний.
Существует и ряд других подходов, которые находятся в промежутке между теми, что я обозначил. Например, адаптационный подход, умение человека приспособиться к окружающей среде. Если речь идет о биологической адаптации, то здесь мы скорее можем сказать о том, что это ближе к медицинскому подходу. Если в организме у человека есть отклонения от какой-то нормы, то это можно квалифицировать как симптом, а если мы видим отклонения на уровне социально-психологического функционирования, социальной адаптации, то это ближе к социальному подходу.
Итак, суицидальное поведение — это поведение, которое возникает в условиях социально-психологического конфликта, поэтому здесь имеет большое значение понятие адаптации, приспособления к условиям окружающей или социально-психологической среды. Существует, конечно, ряд других подходов, представляющих особый интерес для клинической психологии. Например, это субъективная норма, когда человек ориентируется не на статистику, не на то, какие у него есть симптомы, а на то, каким он был в прошлом и каким он стал сейчас. Эта разница и говорит ему о том, что что-то изменилось или в худшую сторону, в сторону патологии, или в лучшую, то есть раньше он был больным и стал здоровым или был здоровым, а сейчас что-то изменилось.
В гуманистической психологии существует подход, который называется «норма как идеал», где просто представлен список критериев, и если человек подходит под эти критерии, то он является нормой. В качестве примера можно привести какой-нибудь кодекс строителя коммунизма, где написано, каким должен быть настоящий человек. Гуманистические психологи тоже выделяют свои списки черт личности, которые характерны для самоактуализирующегося, постоянно развивающегося человека и так далее.
Илья Плужников
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научного центра психического здоровья Российской Академии медицинских наук
Отсюда: https://postnauka.ru/video/71439
Tags: асоциальное поведение, социальная психология, социопатия, суицид
Психологические расстройства и их патологические причины
Кэтрин А. Сандерсон, Амхерст Колледж
Люди с психологическим расстройством демонстрируют более определенные модели поведения, мыслей или эмоций, которые считаются патологическими, то есть больными или ненормальными. Патология основана на одной или нескольких из трех причин: отклонение, дисфункция или дистресс.
Выявление психических расстройств исключительно на основании патологических причин чревато неточностями и несоответствиями. (Изображение: ГрАл/Shutterstock)Патологические причины
Термин «отклонение» относится к поведению, мыслям или эмоциям, которые отклоняются от норм, ценностей и законов общества или культуры. Например, у взрослых, испытывающих сексуальное влечение к детям, диагностируется психологическое расстройство, известное как педофилия.
Далее, термин дисфункция относится к поведению, мыслям или эмоциям, которые мешают повседневной деятельности. Тот, у кого большое депрессивное расстройство или клиническая депрессия, не может реально участвовать в своей обычной жизни.
Им может быть трудно сосредоточиться на работе, проводить время с друзьями или даже заботиться о себе — принимать душ, есть, спать и т. д. путаница.
Человек с социальным тревожным расстройством ужасно боится осуждения со стороны других и поэтому испытывает ужас при мысли о взаимодействии с людьми на вечеринках, в школе, на рабочем мероприятии и т. д.
Этот дистресс может привести к серьезным нарушениям в их личной и профессиональной жизни: они не будут посещать вечеринки или семейные мероприятия со своим супругом, они не хотят делать презентации на работе и так далее.
Проблемы при выявлении расстройств
Определение наличия у кого-либо психологического расстройства сопряжено с неотъемлемыми трудностями, поскольку люди не делятся четко на категории — люди с расстройством и люди без него. Вместо этого многие люди попадают в некий континуум с психическим здоровьем на одном конце и психическим заболеванием на другом.
Например, частота диагноза СДВГ была значительно выше среди детей, рожденных незадолго до даты поступления в школу, чем среди их более старших сверстников. Это открытие, сделанное в 2018 году, предполагает, что у детей младшего возраста, которым может быть труднее концентрировать внимание просто из-за своего возраста, это возрастное отставание с большей вероятностью будет считаться расстройством.
Дихотомия при расстройствах пищевого поведения
Вот классический пример задачи определения, когда определенные мысли и поведение соответствуют диагностическим критериям психологического расстройства. Многие люди в западных культурах, особенно девочки и женщины, имеют некоторые симптомы расстройства пищевого поведения. Они могут пристально сосредотачиваться на своем весе, форме и размерах своего тела, жире и калориях в пище, которую они едят. Они могут пропускать или полностью ограничивать определенные группы продуктов (без углеводов) или принимать странные ритуалы питания (очищаться).
Но эти привычки довольно распространены среди многих людей, и ни одна из них сама по себе не соответствует диагностическим критериям расстройства пищевого поведения, такого как нервная анорексия или нервная булимия.
Эта статья взята из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.
Критерии, установленные Американской психиатрической ассоциацией
Помимо критериев и проблем, общих для всех расстройств, существует особый диагноз, основанный на более специфических критериях.
В Соединенных Штатах существует руководство, созданное Американской психиатрической ассоциацией, которое называется Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). Это руководство, впервые выпущенное в 1952 году, претерпело серьезные изменения в 1968, 1980, 1994 и 2013 годах.
DSM определяет определенные критерии для выявления психологических расстройств, устанавливая связь между симптоматическим поведением и диагнозом. (Изображение: Jarretera/Shutterstock)Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам
(DSM)DSM от 2013 года описывает симптомы около 400 различных психологических расстройств, которые сгруппированы в 22 различные категории. Иногда их классифицируют даже более широко, в пять групп:
- Нейроразвивающие: описывают нарушения головного мозга, которые начинаются при рождении или в раннем возрасте
- Нейрокогнитивные расстройства: влияют на мозг в более позднем возрасте, включая черепно-мозговую травму и болезнь Альцгеймера
- Интернализирующие расстройства: такие как тревога или депрессия
- Экстернализирующие расстройства: такие как маниакальная фаза биполярного расстройства
- Разнообразная группа других расстройств: включая расстройства сна, приема пищи и зависимости
симптомы начинают проявляться, какой пол более затронут, как распространены подходы к лечению и насколько они эффективны.
Несоответствие между симптомами и наличием расстройства
Существует несоответствие между проявлением симптомов расстройства пищевого поведения и фактическим наличием расстройства пищевого поведения. Чтобы поставить клинический диагноз нервной анорексии, у человека должны быть три отчетливых симптома:
- Недостаточная масса тела, то есть ниже ожидаемой для их возраста и роста
- Сильный страх набрать вес или поведение, которое очень затрудняет набор веса, например, употребление очень небольшого количества пищи или физические упражнения в течение нескольких часов в день
- Нарушение того, как они видят форму или размер своего тела, например, неспособность распознать свой низкий вес.
Все эти симптомы должны сосуществовать вместе, чтобы человек достиг диагностических критериев анорексии. Итак, человек, который очень худой, но признает, что он худой, и пытается набрать вес, не страдает анорексией. Как и человек, который боится располнеть и считать калории, но на самом деле не очень худой.
Таким образом, хотя существуют патологические факторы, поведенческие модели и определенные критерии, связанные с психологическими расстройствами, они не освобождаются от разногласий и несоответствий.
Общие вопросы о психологических расстройствах и их патологических причинах
В: Какие патологические причины могут быть причиной психологического расстройства?Психологические расстройства проявляют определенную модель поведения, мыслей или эмоций, которые считаются патологическими, что означает болезнь или расстройство. Патологические причины основаны на одном или нескольких из трех: отклонение, дисфункция или дистресс.
В: С какими трудностями приходится сталкиваться при диагностике психологического расстройства?Существует неотъемлемая проблема определения того, есть ли у кого-то психологическое расстройство , потому что люди не делятся четко на категории — люди с расстройством и люди без него. Вместо этого многие люди попадают в некий континуум с психическим здоровьем на одном конце и психическим заболеванием на другом.
В: Что такое Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (ДСМ)?DSM представляет собой руководство по психологическим расстройствам , созданное Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство, впервые выпущенное в 1952 году, претерпело серьезные изменения в 1968, 1980, 1994 и 2013 годах. ?
Патология в глазах смотрящего
Врачи-психиатры иногда сталкиваются с пациентами, которые не верят, что им нужна помощь. В стандартном «Исследовании психического статуса», психиатрическом эквиваленте медицинского осмотра, этому посвящен пункт «понимание». «Понимание» относится к тому, насколько хорошо пациент понимает свое психическое состояние. На одном полюсе находятся недобровольные пациенты, которые не верят, что у них есть проблема, и которых привозят на лечение родственники, друзья или юридическая система.
Даже среди пациентов, которые активно обращаются за помощью, уровни понимания различаются: некоторые очень проницательны в отношении своего восприятия, эмоций и поведения. У других депрессия или тревога, но они не полностью осознают свои эмоции. Некоторые могут выражать негативные эмоции в виде физических жалоб, таких как головные боли, боли в желудке или учащенное сердцебиение. Некоторые внутренне борются, но настолько хорошо с этим справляются, что большинство окружающих не осознают этого. У других плохие навыки преодоления трудностей, которые вызывают постоянные сбои и драму в их отношениях, на работе или в бизнесе, но при этом они твердо верят, что другие люди или обстоятельства являются источником их проблем.
Познать себя — начало мудрости.
Источник: Alfa Photo/Shutterstock
Многие клиницисты рассматривают плохое понимание как отражение психического заболевания. Я думаю, что иногда может быть правдой и обратное: иногда плохое понимание отражает нормальное умственное функционирование. Как непонимание себя может быть признаком нормальной психики, не говоря уже о психическом здоровье? Учитывая, что разум создается мозгом, как может быть здоровым для мозга не осознавать, что что-то не так с тем, что он делает?
Чтобы изучить это, давайте сначала рассмотрим функцию человеческого мозга. Мы все знаем, что он больше, чем у других животных, особенно по размеру тела, но что это делает его особенно хорошим? Это увлекательный вопрос, на который невозможно однозначно ответить, поэтому это благодатная почва для философов и ученых. Теорий предостаточно. Предлагаемые объяснения того, почему у нашего вида большой мозг, включают: охота на крупную дичь 1 ; для охоты на мелкую дичь 2 ; не охотиться (кормить) 3 ; драться (конкурировать) друг с другом 4 ; избегать драк (ладить) 5 ; ухаживать за товарищами 6 ; адаптироваться к изменениям климата 7 ; чтобы справиться с обычными проблемами среды обитания 8 ; а также создавать и совместно использовать интерсубъективные реальности (организующие мифы), которые обеспечивают широкомасштабное сотрудничество 9
Хотя я и не оспариваю эти теории, с моей позиции психиатра я бы указал на еще одну важную функцию человеческого мозга: прятаться от самого себя. Я не знаю, делает ли это наш мозг уникальным среди животных, но одна вещь, которую человеческий мозг делает очень хорошо, — это притворяться, что его нет. Наш мозг постоянно обманывает себя, полагая, что что-то другое воспринимает мир и контролирует наши реакции. Итак, то, что, как мы все верим, находится под контролем (наше «я», «разум», «сознание», «психика» и т. д.), — это не 3,5 фунта электрохимической плоти внутри наших черепов — это неосязаемо. Вот большое открытие: это неосязаемо, потому что на самом деле его нет: «Абракадабра!»
Одним из первых, если не самым первым, современным западным мыслителем, признавшим человеческий мозг мастером иллюзий, был Зигмунд Фрейд. Фрейд сформулировал идею о «подсознательной» и «бессознательной» частях разума, о которых «сознательная» часть не подозревает. Согласно Фрейду и последующим мыслителям-психоаналитикам, ключом к сохранению этих частей разума закрытыми от сознательного взгляда являются психологические «защитные механизмы», которые не позволяют нам обнаружить подлинные мотивы, лежащие в основе наших чувств, мыслей и действий.
В рамках психоанализа некоторые защитные механизмы всегда являются патологическими, но наиболее зрелыми они становятся по мере взросления человека — они проходят этапы развития по мере того, как мы переходим от младенчества к взрослой жизни. Для взрослого человека считается нормальным использовать зрелые защитные механизмы; патологически для взрослого рутинно использовать незрелые. Итак, если ваша 3-летняя дочь с крошками по всему лицу указывает на собаку, когда вы спрашиваете ее, кто съел все печенье, вы хихикаете, но вы не находите подобное поведение привлекательным для взрослой коллеги.
В общем, незрелая защита обычно легче обнаруживается наблюдателем, потому что она неуклюжа, как неуклюжие движения начинающего иллюзиониста. Но независимо от того, «зрелые» они или «незрелые», «здоровые» или «патологические», все защитные механизмы служат одной и той же цели: они скрывают от сознания то, что делает бессознательное. Иными словами, механизмы психологической защиты — это элементы грандиозного шоу иллюзий мозга; это формулировка Фрейдом основного инструментария, который наш мозг использует, чтобы спрятаться от самого себя.
Эта психоаналитическая схема сопоставления зрелых и незрелых или патологических защит, вероятно, является одним из источников склонности современных психиатров рассматривать плохое понимание как патологию. Но в наши дни большинство клиницистов лишь смутно осведомлены о работе Фрейда, и есть еще один, более непосредственный источник: плохая интуиция пациента представляет практическую проблему для клинициста. В конце концов, работа клинициста — помочь пациенту преодолеть проблему психического здоровья, а это трудно сделать, если он не верит, что проблема существует. Это также трудно сделать, если пациент неправильно определяет источник проблемы (например, «Это не я, это они»; «Вы мне не нужны, мне нужен «настоящий» врач, который вылечит мою…», «Все в порядке». было бы хорошо, если бы не X, Y, Z» и т. д.).
Кто за кулисами?
Источник: Muskocabas/Shutterstock
Тот факт, что плохое понимание причиняет неудобства, не делает его признаком психического заболевания.