Павлов и п вклад в психологию: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

41. Вклад и.П. Павлова в развитие отеч.Психологии. Обзор любой работы.

Иван Петрович Павлов (26.09.1849 — 27.02.1936)выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основоположник наикрупнейшей русской физиологической школы; преобразователь способов исследования функций организма на базе разработанных им способов хирургической физиологии, позволивших вести долгие хронические опыты на фактически здоровом животном.

За большие награды перед мировой наукой и до этого всего в области исследований устройств пищеварения в 1904 г. И.П.Павлов удостоен Нобелевской премии.

конкретно в эту серию работ входят известные всему миру «Павловские фистулы», «Павловский изолированный желудочек» и остальные разработки. В 1907 г. И.П.Павлов избирается реальным членом русской академии наук, а в 1925 году организует Институт физиологии, бессменным директором которого он оставался до 1936 г.

Научное творчество И.П.Павлова оказало большущее влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к исследованию высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к исследованию высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал главные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такового принципиального явления как торможение нервных действий, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.

Е. Сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых действий нервной системы дозволили И.П.Павлову внести значимый вклад в разработку таковой значимой трудности как механизмы сна, его отдельные фазы, предпосылки нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности действий возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре главных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены

теоретические базы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе огромных полушарий головного мозга. Эти исследования дозволили И. П.Павлову сконструировать важнейшую отличительную изюминка в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не лишь первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы — базы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

В 1925 г. Академик И.П.Павлов организовал и возглавил Физиологический институт академии наук.Основная задачка Института состояла в исследовании физиологии огромных полушарий головного мозга по способу условных рефлексов. Экспериментальные исследования на собаках и человекообразных мортышках и патофизиологический анализ нервных заболеваний в клиниках дозволили И.П.Павлову в эти годы сконструировать новейшие принципиальные закономерности работы коры головного мозга — принцип структурности, принципы взаимодействия действий возбуждения и торможения в нервной системе, главные типы нервной системы и зависимость условнорефлекторной деятельности от врожденных особенностей нервной системы, создать первую в истории науки, патофизиологически обоснованную, нейродинамическую концепцию неврозов.

Эти результаты дали массивный импульс углубленным исследованиям структурных и физико-химических основ физиологии головного мозга животных и человека, исследованиям роли наследственных факторов в формировании типологических особенностей нервной системы.

Научное наследие И.П.Павлова в значимой мере определило вид физиологии ХХ века и направление её развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.

Павлов, Иван Петрович — Психологос

«Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам».
​И.П. Павлов

Иван Петрович Павлов (27 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Биография

Иван Петрович родился 27 (14) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская)(1826—1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова).

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И.П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатипёрстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на международном физиологическом конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И.П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые cформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведенные на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении.

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года. И.П. Павлов воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б.П. Бабкин, А. И. Смирнов и др.

После смерти Павлов был превращён в идола советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова, см., например, его цитаты…:

  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <…>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
  • «Мы живем в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 25)

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876-78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике Боткина.

  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
  • 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924.
    Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
  • 1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
  • 1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения
  • 1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
  • 1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.

Именем Павлова был названы:

  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
  • Село Павлово во Всеволожском районе Ленинградской области
  • Институт физиологии в Санкт-Петербурге
  • Улица академика Павлова в Москве
  • Станция метро в Праге

Иван Павлов Биография

Иван Павлов был русским физиологом конца 19-го и начала 20-го века, наиболее известным своими исследованиями условных рефлексов.

Профессиональная жизнь

Иван Павлов родился в 1849 году в Рязани, Россия. Первоначально он был зачислен в семинарию, но из-за своих сильных научных интересов он изменил направление и стал заниматься наукой. Он учился в Санкт-Петербургском университете и изучал физиологию и химию, которую окончил в 1875 г.

Павлов продолжил свое образование в Военно-медицинской академии, где в 1879 году получил степень доктора медицины, а в 1883 году за докторскую диссертацию получил золотую медаль. В своей диссертации он исследовал теории «нервизма» и рефлекторных паттернов. Павлов работал профессором Военно-медицинской академии с 1895 по 1925 год; он также стал директором отдела физиологии в Институте экспериментальной медицины в 1895 году. Павлов исследовал физиологию пищеварительной системы, за что был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1904.

Позже Павлов стал откровенным критиком советского правительства. Его слава, однако, обеспечивала некоторую защиту от преследований.

Павлов женился на Серафиме Васильевне Карчевской в ​​1881 году. У них было пятеро детей, правда первый умер в раннем детстве. Павлов умер от пневмонии в 1936 году. 

Вклад в психологию

Павлов начал изучать рефлекторную систему, изучая желудочную систему собак. Он серьезно изучал пищеварительную систему и стремился определить влияние нервов на органы пищеварения. Позже он изучал рефлекторную систему в связи с болью и стрессом. Он понял, что испытуемые часто одинаково реагировали на разные раздражители, независимо от их темперамента. Карл Юнг и Уильям Саргант продолжили теорию Павлова, исследуя типы человеческого темперамента.

Павлов наиболее известен своим классическим исследованием обусловливания, также известным как павловское обусловливание, опубликованным в «Условные рефлексы » в 1926 году. Он разработал эту теорию со своим ассистентом Иваном Филипповичем Толочиновым в 1901 году. тесно связанный с доставкой еды, у собаки начиналось выделение слюны при звонке в колокольчик. Звонок служил условным раздражителем, вызывающим условный рефлекс. Слюноотделение в ответ только на пищу, напротив, является безусловным рефлексом на безусловный раздражитель. Эксперименты, которые Павлов проводил на слюноотделяющих собаках, получили признание во всей общей культуре под названием «собаки Павлова».

Исследования Павлова в области классического обусловливания положили начало бихевиоризму и сравнительной психологии, а методы обусловливания до сих пор используются для модификации поведения. Например, одна очень популярная форма дрессировки собак, называемая дрессировкой с помощью кликера, приучает собаку реагировать на кликер, как если бы это была пищевая награда.

Хотя он был наиболее известен своими работами по обусловливанию, Павлов также разработал теорию запредельного торможения. Запредельное торможение позволяет оценить реакцию человека или животного, кроме человека, на подавляющие и часто болезненные раздражители. Переносимость боли различается у разных видов и у разных людей, и Павлов обнаружил, что все организмы в конечном итоге достигли «точки отключения».

Он считал, что точка выключения организма может предоставить важную информацию о его нервной системе, и утверждал, что TMI проходит три этапа:0003
  1. Фаза эквивалентности , во время которой реакция организма пропорциональна раздражителям. Например, человек, ушибший палец ноги, может вскрикнуть и быстро прийти в себя.
  2. Парадоксальная фаза , во время которой незначительные стимулы вызывают преувеличенные реакции, а значительные стимулы приводят к приглушенным реакциям. Например, ребенок может кричать от боли в ответ на порез бумагой, но, похоже, не подозревает о сломанной кости.
  3. Ультрапарадоксальный ответ , когда отрицательные стимулы вызывают положительную реакцию.

Он также обнаружил, что определенный процент населения относится к категории «высокочувствительных людей», чья реакция на раздражители казалась непропорциональной.

Ссылки:

  1. Иван Павлов — Биографический. (н.д.). NobelPrize.org . Получено с http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1904/pavlov-bio.html
  2. .
  3. Иван Петрович Павлов. (2008). Известные ученые с 1900 г. по настоящее время . Получено с http://www.gale.cengage.com/InContext/bio.htm

Ключевые фигуры психологии: Иван Павлов (1849-1936)

  1. Поведенческая психология

Взгляд на жизнь Ивана Павлова, его вклад в поведенческую психологию и его открытие классической обусловленности.

Постоянная ссылка Распечатать |

 Иван Павлов (1849-1936)


Эта страница доступна для пользователей. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/lecture6.htm.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы ​​зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс перед сдачей экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts