И.П. Павлов (1849–1936). Век психологии: имена и судьбы
И.П. Павлов
(1849–1936)
Иван Петрович Павлов был первым русским ученым, удостоенным Нобелевской премии. Сегодня его имя и основные положения его теории знакомы любому психологу, даже американскому (хотя этим знакомство с российской психологией в западном полушарии обычно и исчерпывается). Павлов оказал исключительное влияние на мировую науку и как почти всякий ученый такого масштаба заслужил крайне противоречивые оценки. Для одних он выступает выдающимся экспериментатором и теоретиком, который утвердил естественнонаучный подход в психологии и на долгие годы определил магистральное направление психологической мысли. Иные, напротив, воспринимают его как вульгарного материалиста, чьи изыскания фактически выхолостили психологию и сильно исказили и затруднили ее развитие. Впрочем, полярные оценки всегда далеки от истины. А кем же на самом деле был первый российский нобелевский лауреат, какова его роль в отечественной и мировой психологии? За 63 года, прошедшие после смерти Павлова, было опубликовано много научно-биографических работ, посвященных его творческому пути.
Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим поначалу в бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. С раннего детства Павлов перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. В возрасте семи лет он перенес тяжелую травму головы, из-за чего школьное обучение было отложено на несколько лет. Обучением сына занялся сам Петр Дмитриевич. Своего первенца (всего в семье было одиннадцать детей) отец желал видеть священнослужителем, и не обычным – «из семинаристов», а ученым богословом «из академиков».
Следуя родительской воле, Павлов начал посещать начальный курс духовной семинарии, а в 1860 г. поступил в рязанское духовное училище. Программа подготовки священнослужителей включала довольно широкий круг дисциплин, в том числе и естественные науки. Именно к этой сфере Павлов почувствовал наибольшую склонность, постепенно охладевая к духовной карьере.Увлечение физиологией возникло у Павлова после того, как он прочитал русский перевод книги английского критика Джорджа Льюиса «Физиология обыденной жизни». Его увлечение окрепло после прочтения популярных работ Д.И. Писарева, которые подвели его к изучению теории Ч.Дарвина.
Не закончив духовного образования, Павлов в 1870 г. уехал в Петербург, где поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Его интерес к физиологии возрос после прочтения книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Изучением этой науки он занялся в лаборатории И.Циона, который занимался исследованием влияния нервов на деятельность внутренних органов.
После получения в 1875 г. степени кандидата естественных наук Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Петербурге (преобразованной впоследствии в Военно-медицинскую). Здесь он надеялся стать ассистентом Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако это назначение вскоре было отменено, ибо противоречило государственному установлению, согласно которому к подобным должностям не допускались лица еврейского происхождения. Оскорбленный Цион покинул Россию. Это событие навсегда сохранилось в памяти Павлова, и впоследствии он буквально приходил в бешенство при малейшем намеке на антисемитизм. Отказавшись работать с преемником Циона, Павлов стал ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет изучал пищеварение и кровообращение.
Летом 1877 г. он работал в городе Бреслау, в Германии (ныне Вроцлав, Польша) с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. Гейденгайн занимался изучением пищеварения у собак, используя выведенные наружу части желудка. Павлов усовершенствовал эту методику, решив проблему сохранения нервного управления выведенной частью желудка. В следующем году по приглашению С.П. Боткина Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую он получил в 1879 г. В лаборатории Боткина Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.После длительной борьбы с администрацией Военно-медицинской академии (отношения с которой стали натянутыми после его реакции на увольнение Циона) Павлов в 1883 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года Павлов вернулся в Россию.
Многие исследования Павлова в 1880-х годах касались системы кровообращения. Наибольшего расцвета творчество Павлова достигло к 1879 г., когда он вплотную занялся исследованиями физиологии пищеварения, которые продолжались свыше 20 лет. В своей книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» Павлов рассказал о своих опытах и наблюдениях, о приемах работы. За этот труд он и получил в 1904 г. Нобелевскую премию.
Будучи от рождения левшой, как и его отец, Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент.
Преданность Павлова экспериментальной науке была всецелой. Его совершенно не интересовали бытовые условия жизни. В 1881 г. он женился, и его жене, Серафиме Васильевне, пришлось полностью взять на себя решение всех текущих проблем.
На протяжении всей своей научной деятельности Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на функционирование внутренних органов. В начале ХХ в. его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. Открытие условных рефлексов, как и многие другие выдающиеся научные достижения, произошло, по мнению многих ученых, совершенно случайно, когда Павлов, исследуя работу пищеварительных желез, – для того, чтобы получить возможность собирать желудочный сок вне организма собаки, – воспользовался методом хирургического вмешательства. Павлов и его коллеги обнаружили, что если пища попадает в рот собаки, то начинает рефлекторно вырабатываться слюна. Когда собака просто видит пищу, то также автоматически начинается слюноотделение, но в этом случае рефлекс значительно менее постоянен и зависит от дополнительных факторов, таких, как голод или переедание. Суммируя различия между рефлексами, Павлов заметил, что «новый рефлекс постоянно изменяется и поэтому является условным».
Пораженный ролью условных рефлексов в поведении, Павлов после 1902 г. сконцентрировал все свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности. Тут необходимо отметить, что хотя исследования рефлекторной природы поведения по сути были психологическими, Павлов намеренно не вторгался в область психологии, постоянно подчеркивая их физиологический характер (своих сотрудников он даже штрафовал за использование психологической терминологии). В своих выступлениях он не раз склонял «несостоятельные психологические претензии». Он был знаком со структурной и функциональной психологией, но соглашался с Джемсом в том, что психология еще не достигла уровня подлинной науки.
Собственный подход он считал конструктивной альтернативой психологическим рассуждениям. В своей известной речи, произнесенной в Мадриде, он указывал: «Полученные объективные данные, руководясь подобием или тождеством внешних проявлений, наука перенесет рано или поздно и на наш субъективный мир и тем сразу и ярко осветит нашу столь таинственную природу, уяснит механизм и жизненный смысл того, что занимает человека все более, – его сознание, муки его сознания». В дальнейшем Павлов не раз подчеркивал социальную значимость исследования условных рефлексов, направленного на разработку точной науки о человеке, которая «выведет его из теперешнего мрака и очистит его от теперешнего позора в сфере межлюдских отношений».По иронии судьбы самое сильное влияние идеи Павлова оказали именно на психологию – то есть ту область, к которой он не особенно благоволил. Уже первые сведения о нем, дошедшие до западных психологов, получили широкий резонанс. На VI Международном психологическом конгрессе в Женеве (1909) прозвучало имя Павлова. Оно упоминалось неоднократно, однако не русскими участниками конгресса (они составляли небольшую группу во главе с Г.И. Челпановым), а американскими исследователями Р.Йерксом, М.Прайнсом, Ж.Лебом. Открытие условного рефлекса американские психологи восприняли как революцию с изучении поведения. В докладе Р.Йеркса «Научный метод в психологии животных» высказывалась уверенность, что новые научные устремления, среди выразителей которых первым назывался Павлов, позволят дать объективный анализ восприятию животных, их памяти, привычек и т. д. Заметим, что в этом же году Йеркс опубликовал на английском языке сводку работ павловской лаборатории, впервые познакомившую западного читателя с учением об условных рефлексах; это сыграло важную роль в разработке объективных методов в американской психологии. Методы Павлова предоставили психологической науке базовый элемент поведения, конкретную рабочую единицу, к которой могло быть сведено сложное человеческое поведение для его изучения в лабораторных условиях. Дж. Уотсон ухватился за эту рабочую единицу и сделал ее ядром своей исследовательской программы. Павлов был удовлетворен работами Уотсона, заметив, что развитие бихевиоризма в Соединенных Штатах является подтверждением его идей и методов. Не будет преувеличением сказать, что все поведенческое направление в психологии выросло из павловской рефлекторной теории. На протяжении десятилетий и западная, и отечественная психология развивалась именно в этом ключе. Ограниченность такого подхода выступила лишь по прошествии длительного времени, и было бы необоснованно с сегодняшних позиций упрекать в ней именно Павлова.
В советской науке условнорефлекторная теория была поднята на щит, поскольку в полной мере отвечала насущному социальному запросу. Принципы формирования «нового человека» как нельзя лучше выводились из приемов натаскивания павловских собак. Правда, сам ученый к большевистскому социальному экспериментированию относился резко критически, открыто заявляя, что для таких опытов он пожалел бы даже собаки. Как писал позднее академик Петр Капица, Павлов «без стеснения, в самых резких выражениях критиковал и даже ругал руководство, крестился у каждой церкви, носил царские ордена, на которые до революции не обращал внимания».
Сам Павлов писал: «В первые годы революции многие из почтенных профессоров лицемерно клялись в преданности и верности большевистскому режиму. Мне было тошно это видеть и слышать, так как я не верил в их искренность. Я тогда написал Ленину: «Я не социалист и не верю в Ваш опасный социальный эксперимент».
Ответ главы Совнаркома был неожиданным: он распорядился обеспечить Павлову все условия для научной работы, организовать (в голодном Петрограде!) питание подопытных собак. Совнарком принял по этому поводу особое постановление. (Рассказывают, что академик Алексей Крылов, встретив как-то Павлова на улице, с горькой иронией попросил взять его к себе в собаки.)
Академик Павлов считал своим долгом заступаться за несправедливо арестованных или осужденных людей. Иногда его заступничество спасало людям жизнь.
Резко критические обращения академика Павлова к властям представляют собой одни из самых замечательных документов эпохи. 21 декабря 1934 г., через 3 недели после убийства Кирова и начала новой волны репрессий, 85-летний ученый направляет в правительство обращение, в котором пишет: «Революция застала меня почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок дельной человеческой жизни именно 70 лет. И поэтому я смело и открыто критиковал революцию. Я говорил себе: «Черт с ними! Пусть расстреляют. Все равно жизнь кончена, а я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство». На меня поэтому не действовало ни приглашение в старую Чеку, правда, кончившееся ничем, ни угрозы при Зиновьеве в здешней «Правде»…
Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками. Как это понимать? Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства. Не один же я так чувствую и думаю? Пощадите же родину и нас».
Когда 27 февраля 1936 г. ученого не стало, профессор медицины Дмитрий Плетнев (позднее оклеветанный и расстрелянный) дал в некрологе совсем неожиданную для той эпохи характеристику Ивана Петровича Павлова: «Он никогда, никогда, ни в молодости, ни в старости не лицемерил, не приспособлялся. Он глубоко презирал людей, которых историк эпохи Смутного времени охарактеризовал словами: «Телом и духом перегибательные».
В одной из биографических статей о Павлове можно найти довольно типичное для советской науки высказывание: «Учение И. П. Павлова до конца раскрыло тайну сказочной «души». Вот только вряд ли в это верил сам академик. По крайней мере, похоронить себя он завещал с полным соблюдением православного обряда.
Честный и здравомыслящий человек, Павлов много сделал для объяснения механизмов поведения, но никогда не претендовал на исчерпывающее толкование всей душевной жизни. Зато в этом преуспели его рьяные «последователи», попытавшиеся довести павловскую теорию до абсурдной крайности. В 1950 г. состоялась научная сессия АН и АМН СССР, посвященная учению Павлова (в дальнейшем ей присвоили название «павловской»). На сессии были сделаны два главных доклада. С ними выступили академик К.М. Быков и профессор А.Г. Иванов-Смоленский. С этого момента они обрели статус верховных жрецов культа Павлова. Всем было ясно, чья могущественная рука подсадила их на трибуну сессии. Уже не было необходимости сообщать, что доклады одобрены ЦК ВКП(б). Это разумелось само собой – на основе учета опыта августовской сессии ВАСХНИЛ, где информация об одобрении ЦК была сообщена Т. Д. Лысенко уже после того, как некоторые выступавшие в прениях неосторожно взяли под сомнение непогрешимость принципов «мичуринской» биологии. Подобного на «павловской» сессии дожидаться не стали, и начались славословия в адрес главных докладчиков, «верных павловцев», наконец, якобы открывших всем глаза на это замечательное учение.
Сессия с самого начала приобрела антипсихологический характер. Идея, согласно которой психология должна быть заменена физиологией высшей нервной деятельности, а стало быть, ликвидирована, в это время не только носилась в воздухе, но уже и материализовалась. Так, например, ленинградский психофизиолог М.М. Кольцова заняла позицию, отвечавшую санкционированным свыше указаниям: «В своем выступлении на этой сессии профессор Теплов сказал, что, не принимая учения Павлова, психологи рискуют лишить свою науку материалистического характера. Но имела ли она вообще такой характер? С нашей точки зрения, данные учения о высшей нервной деятельности игнорируются психологией не потому, что это учение является недостаточным, узким по сравнению с областью психологии и может объяснить лишь частные, наиболее элементарные вопросы психологии. Нет, это происходит потому, что физиология стоит на позициях диалектического материализма; психология же, несмотря на формальное признание этих позиций, по сути дела, отрывает психику от ее физиологического базиса и следовательно, не может руководствоваться принципом материалистического монизма».
Что означало в те времена отлучение науки от диалектического материализма? Тогда было всем ясно, какие могли быть после этого сделаны далеко идущие «оргвыводы». Впрочем, и сама Кольцова предложила сделать первый шаг в этом направлении: «Надо требовать с трибуны этой сессии, чтобы каждый работник народного просвещения был знаком с основами учения о высшей нервной деятельности, для чего надо ввести соответствующий курс в педагогических институтах и техникумах наряду, а может быть, вместо курса психологии».
Перед историками психологии не раз ставились вопросы, связанные с оценкой этого периода ее истории. Причины «павловской» сессии? Очевидно, проблему надо поставить в широкий исторический контекст. В конечном счете, это была одна из многих акций, которые развертывались в этот период, начиная с 30-х годов и почти до момента смерти Сталина, по отношению к очень многим наукам. Это касалось педологии и психотехники, еще раньше – философии. Такие кампании были и в литературоведении, языкознании, в политэкономии. Особо жесткий характер это приобрело в биологии. Таким образом определялась позиция каждой науки на путях ее бюрократизации и выделения группы неприкасаемых лидеров, с которыми всем и приходилось в дальнейшем иметь дело как с единственными представителями «истинной» науки. Происходила канонизация этих «корифеев», как был канонизирован «корифей из корифеев» Сталин. А так как они признавались единственными держателями «истины», то ее охрану обеспечивал хорошо налаженный командный, а в ряде случаев и репрессивный аппарат. Поэтому речь идет об общем процессе. Впрочем, иначе и быть не могло. Было бы, в самом деле, странно, если бы все это произошло именно и только с психологией.
Но неужели психологи не могли решительно протестовать против вульгаризаторского подхода к психологии, закрывавшего пути ее нормального развития и ставившего под сомнение само ее существование? Почему все на сессии клялись именами Сталина, Лысенко, Иванова-Смоленского, а не только именем Павлова?
Современникам просто невозможно представить себе грозную ситуацию тех лет. Любая попытка прямого протеста и несогласия с утвержденной идеологической линией сессии двух академий была чревата самыми серьезными последствиями, включая прямые репрессии. И все-таки поведение психологов на сессии нельзя считать капитулянтским. Их ссылки на имена тогдашних «корифеев» были не более как расхожими штампами, без которых не обходилась тогда ни одна книга или статья по философии, психологии, физиологии (иначе они просто не увидели бы света). Вместе с тем, если внимательно прочитать выступления психологов, их тактику можно не только понять, но и вполне оценить, разумеется, если не подходить к ней с позиций сегодняшнего дня.
Конечно, сейчас тяжело перечитывать самообвинения и «разбор» книг чужих и собственных со скрупулезным высчитыванием, сколько раз на их страницах упоминалось имя Павлова, а сколько раз оно отсутствовало. Нельзя отрицать, что психология фактически привязывалась к колеснице победителей – физиологии ВНД. Однако цель оправдывала средства. На сессии психология отстаивала свое право на существование, которое оказалось под смертельной угрозой. Во время одного из заседаний Иванов-Смоленский получил и под хохот зала зачитал записку, подписанную так: «Группа психологов, потерявших предмет своей науки». Но если бы такое было сказано в резолюции сессии, то это означало бы ликвидацию психологии как науки. Поэтому пафос выступлений психологов сводился к отстаиванию предмета своей науки. И признание «ошибок» лидерами психологической науки сегодня не должно вызывать никаких иных эмоций, кроме сочувствия и стыда за прошлое науки. Едва ли справедливо бросать камень в тех, кто перед лицом упразднения целой отрасли знания каялся «галилеевым покаянием».
Менее всего есть основания считать, что сложившаяся ситуация отвечала генеральной линии развития павловского учения и позициям самого Павлова. Надо иметь в виду, что сам Павлов, недолюбливавший психологов, тем не менее считал, что психология и физиология идут к одной цели разными путями. Примечательно, что он приветствовал открытие психологического института в Москве, а уже при советской власти приглашал его изгнанного директора, профессора Г. И. Челпанова на работу в свою лабораторию. Поэтому нельзя рассматривать «павловизацию» психологии со всеми ее драмами и курьезами (к примеру, попытки строить обучение школьников, ориентируясь на механизмы выработки условных рефлексов) как запоздалый результат каких-то волеизъявлений великого ученого. Надо сказать, что к концу жизни с ним вообще не очень-то считались. Он был нужен и полезен как икона и предпочтительнее мертвый, чем живой.
На протяжении долгого времени сохранялся миф о якобы благотворном влиянии «павловской» сессии на развитие психологической науки. Историю психологии, как и предполагал К.М. Быков, делили лишь на два перида: «допавловский» и «павловский». Лишь с конца 50-х годов крайности антипсихологизма «павловской» сессии стали постепенно преодолеваться. Хотя надо признать, что они не изжиты до сих пор. Так, единственный для многих источник научных представлений о душевной жизни – современный школьный учебник «Человек» – фактически всецело трактует психику как систему рефлексов. Однако современный этап развития отечественной психологии все же можно назвать скорее «послепавловским».
Так или иначе, сам академик Павлов был и остается великим ученым, разгадавшим многие тайны поведения. Не его вина, что его имя начертали на своих знаменах научные погромщики. Павлов поистине выше упреков и не нуждается в защите и оправдании.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1849
1849 Серый, блеклый, пустой год. Господи, до каких же
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ * * * Еще не раз мы зиму подождем,еще не раз покинут осень утки.Осыплет снегом, обольет дождеми просквозит на бортовой попутке.Земля кругла, что колесо под нами. Туманистая, в росплесках дорог.В одном краю бесчинствует цунами,в другом — от зноя плавится
Виктор ПАВЛОВ
Виктор ПАВЛОВ В. Павлов родился 6 октября 1940 года в Москве. Его родители были сибиряками, жили в Чите: отец работал инженером, мать — врачом. Осенью 40-го они специально переехали в Москву, чтобы их ребенок родился именно здесь — в роддоме имени Грауэрмана на Арбате.В Москве
Виктор ПАВЛОВ
Виктор ПАВЛОВ Павлов стал актером именно благодаря любви. Когда он учился в школе рабочей молодежи, то был влюблен в девушку, которая не только буквально бредила театром, но и сама занималась в театральной студии в Доме учителя (руководил студией актер МХАТа Владимир
ПАВЛОВ Виктор
ПАВЛОВ Виктор ПАВЛОВ Виктор (актер театра, кино: «На семи ветрах» (Митя Огольцов), «Когда деревья были большими» (почтальон) (оба – 1962), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965; студент с «больным» зубом), т/ф «Майор Вихрь» (1967; советский разведчик Коля), «На войне как
Митя Павлов
Митя Павлов Где-то в Ельце умер от тифа Митя Павлов, земляк мой, рабочий из Сормова. В 905-м году, во дни Московского восстания, он привез из Петербурга большую коробку капсюлей гремучей ртути и пятнадцать аршин бикфордова шнура, обмотав его вокруг груди. От пота шнур разбух
Павлов Иван Петрович (1849—1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности
Павлов Иван Петрович (1849—1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи,
1849 ГОД
1849 ГОД Начало весны.С появлением первых оттепелей здоровье Гоголя ухудшается. Он становится «задумчивее, вялее, и хандра очевидно стала им овладевать».«Записки», II, стр. 223.19 марта.День, который Гоголь считал днем своего рождения, он проводит у Аксаковых и обедает у них
ПАВЛОВ
ПАВЛОВ Ефиму Ивановичу Смирнову дружески посвящаю свой труд. Он был до некоторой степени левшой. Только до некоторой степени. Взявшись левой рукой за скальпель или пинцет, он тут же отдергивал ее, чтобы уступить первенство правой. Проходило немного времени, и неизменно
Виталий Павлов
Виталий Павлов Автора записок генерал-лейтенанта в отставке Павлова В.Г. считают человеком, оставившим заметный след в истории советской внешней разведки.Виталий Григорьевич Павлов родился в 1914 году в г. Барнаул.Во внешней разведке прослужил полвека — с 1938 но 1988 год.В
ПАВЛОВ И ИСКУССТВО
ПАВЛОВ И ИСКУССТВО М. В. ДОБУЖИНСКИЙ Об И. П. ПавловеКогда наступало первое тепло, не было дня с самого моего ран него детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад Медицин ской академии. Этот старый, тенистый сад скрывался за ака демическим зданием с круглым куполом и
ПАВЕЛ ПАВЛОВ
ПАВЕЛ ПАВЛОВ Генерал долго сидел в кресле, похрустывая пальцами. Потом решительно потянулся к золоченому письменному прибору. Тонкое перо вывело первые строки прошения на «высочайшее имя». Не раз «высочайшая рука» жаловала его ценными подарками. Да и наместник Кавказа
ИВАН ПАВЛОВ
ИВАН ПАВЛОВ Среди широкой степи, близ железной дороги, по которой уходит вдаль бронепоезд, стоит серебристый самолет. На его крыльях алеют пятиконечные звезды, но на фюзеляже выделяется свежая надпись на французском языке — «Vieux ami» («Старый друг»), У самолета — летчик в
И. П. Павлов
И. П. Павлов В тоталитарных странах любят создавать авторитеты. Если из рабочей среды можно просто, ткнув наугад пальцем, выбрать Стаханова или Марию Демченко, то в науке желательно выбрать личность, всемирно известную. Выбор властей пал на И. П. Павлова, лауреата
М.
Г. ПавловМ. Г. Павлов В одном из писем тетке Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов упоминает инспектора Павлова[340]. «Я продолжал подавать сочинения мои Дубенскому[341], – пишет Лермонтов-пансионер, – а Геркулеса и Прометея взял Инспектор, который хочет издавать журнал, Каллиопу
Ольга Павлова
Кризисный психолог, тренер. Специалист в области кризисной психологии, реабилитации и психотерапии травматического стресса.
Общий стаж работы 20 лет из них работа в составе Гуманитарных миссий в зонах ЧС 10 лет. Имеет большой опыт в изучении и анализе человеческого поведения, владеет различными методами оценки и диагностическими методиками для составления индивидуальных психологических портретов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
- 2013 – по н.в. – проектная деятельность, консультирование, частная практика
- 2007 – 2013 — ЗАО «Энергокаскад», тренинг-менеджер. Специалист по оценке персонала
- 2006 – 2007 – IFRC / Международная Федерация Обществ Красного креста и Красного полумесяца. Координатор проектов по России, Молдовии, Украине, Белоруссии
- 2000 – 2006 – DRC / Отделение Представительства Датский Совет по Беженцам. Координация проектов социально-экономической реабилитации на Северном Кавказе
- 1999 – Территориальный Центр социальной помощи семье и детям. Психолог
- 1998 – НКО «Краевая Ассоциация Конфликтологов». Руководитель проекта
- 1996 – 1998 – НКО «Центр Миротворчества и Общественного развития». Руководитель реабилитационного Центра. Ведущий психолог, тренер
- 1995 – 1996 – консультант Телефона Доверия, Горячая линия Центра психолого-педагогической помощи при Управлении социальной защиты населения администрации Ставропольского края
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- Групповое и индивидуальное консультирование, психодиагностика и психокоррекция
- Консультирование людей, переживших экстремальные ситуации, психологические травмы, физическое и психическое насилие и т. д., демонстрирующих симптомы пост-травматического стресса, преодоление последствий потери и горя, работа с фобиями, с навязчивыми мыслями и воспоминаниями
- Оказание экстренной психологической помощи
- Создание, реализация и управление проектами по социально-психологической реабилитации
- Подготовка специалистов для работы с людьми, пережившими кризис и ЧС
- Проведение исследования нужд и потребностей сообщества
- Работа с зависимостями
- Проведение оценки персонала с помощью Assessment-Центра
- Проведение анализа поведения психологических и профессиональных особенностей сотрудников компании, с целью разработки мероприятий по изменению и оптимизации бизнес-процессов, формированию корпоративных стандартов, оценке и обучению персонала
- Проведение психологических исследований, направленных на изучение личностных качеств сотрудников; составление индивидуальных психологических портретов и индивидуальных программ развития (ИПР)
- Персональный коучинг
КЛИЕНТЫ
«ГСП Трейд», «NobelOil», «Кимберли Ленд», «Биоком», «ООН», «IFRC», «DRC» «Миротворческая Миссия им. генерала Лебедя на Северном Кавказе», «Краевая Ассоциация конфликтологов», психологические службы силовых структур и т.д.
ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Разработала и реализовала проект по оценке персонала ЗАО «Биоком» (модульное производство лекарственных препаратов с аттестацией по международному стандарту качества GMP) с целью создания кадрового резерва, выявление индивидуально – психологических особенности сотрудников, а также оценки потенциальных и настоящих руководителей, их стилей и стратегий управления, 2013.
Участвовала в проекте по оценке персонала, составляла портрет-профили сотрудников компании «ГСП Трейд» (компания нерудных строительных материалов), 2013.
Участвовала в проекте по оценке персонала NobelOil (независимый нефтегазовый холдинг). Проводила психологическую диагностику, оценку персонала двух уровней, с целью выстраивания дальнейшей стратегии развития персонала и определения их индивидуально-психологических особенностей, 2012.
Разработала и реализовала проекты по созданию реабилитационных центров в лагерях беженцев и ПВР (пунктах временного размещения) на территории Чеченской Республики и Ингушетии. Создавала программы по адаптации и интеграции населения, 2003
Разработала и реализовала проект по реабилитации жертв теракта 1 сентября в г.Беслан, РСО-Алания, 2004. Подготовила и обучила команду специалистов –психологов по работе с заложниками и членами их семей.
Разработала и реализовала проект Миротворческой миссии на Северном Кавказе по реабилитации для военнопленных и насильственно-удерживаемых; женщин, чьи сыновья или мужья считаются без вести пропавшими в Чечне; детей, пострадавших от военных событий, 2004
Разработала и реализовала проект «Обучение специалистов-психологов в г.Буденновске», направленный на работу с пострадавшими в ходе террористического акта. В 1999г проект премирован Первой Премией Фонда Д.Сороса в рамках Программы «Памяти Матери Терезы». Разработала проект и подготовила команду для реализации проекта.
Автор пособия «Руководство по реабилитации детей и подростков, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов», 1998г.
Принимала участие в ряде международных конференций, посвященных вопросам конфликтологии, психотерапии пост-травматических стрессовых расстройств, международных переговоров, миротворчеству, противопехотным минам в России и СНГ.
- Участник 10-ой Международной научно-практической конференции по разрешению конфликтов, Санкт-Петербург, 2003
- Докладчик на 9-ой Международной научно-практическая конференция по разрешению конфликтов. Доклад и мастерская по теме: «Стресс-менеджмент критического инцидента», 2002
- Докладчик на конференции «Психологическая служба в системе социальной работы», Центр психолого-педагогической помощи населению при Министерстве Труда и Соцзащиты, 2000
- Участник региональной Международной Конференции «Мир Кавказу»; являлась разработчиком психосоциальных проектов на Северном Кавказе, 1996
Разработала авторские программы для специалистов «Психология травмы», «Диагностика и особенности проявления ПТСР», «Стресс-менеджмент критического инцидента».
ОБРАЗОВАНИЕ
- 2000 – 2002 – Институт психотерапии и консультирования «Гармония» г.Санкт-Петербург, образовательная программа «Подготовка специалистов в области психологической помощи людям с ПТСР»
- 1997 — Колумбийский Университет, Миссури, США, Международный центр психологии травмы (International Center for Psychosocial Trauma (ICPT) and Human Concern International)
- 1995 – 1996 — Ставропольский государственный университет, практическая психология, психолог
- 1990 – 1995 — Ставропольский государственный педагогический университет, дефектология (логопедия), дефектолог
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
- 2007 — Оценка персонала с помощью Assessment-Центра. Обучающая программа, ЗАО Энергокаскад
- 2004 — курс по неотложной помощи: сердечно-легочная реанимация, травмы, электротравмы, ожоги, утопления, кровотечения, родовспоможение. Международный Медицинский Корпус IMС
- 2003 — Тренинг для консультантов по химической зависимости. Международная школа. Центр «Опора»
- 2003 — Профилактика ВИЧ и оказание помощи ВИЧ- инфицированным. Тренинг, гуманитарная организация “Врачи Мира”
- 2002 — Психокоррекционная работа с детьми, пережившими экстремальную жизненную ситуацию. Институт ИМАТОН
- 2000 – Методика подготовки добровольных помощников психологов. Тренинг-семинар, Институт психотерапии и консультирования «Гармония»
- 2000 — Минимальные стандарты, принятые гуманитарным сообществом «СФЕРА» Норвежский Совет по беженцам
- 1999 – Терапия посттравматических стрессовых расстройств: семейный подход. Институт Групповой и семейной психотерапии.
- 1999 – Метод расстановки семьи по Б.Хеллингеру. Обучающий терапевтический семинар, Институт проблем сознания
- 1998 – тренинг-семинар по психологии травмы для учителей, врачей, психологов, Международный центр психосоциальной травмы и гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание»
- 1998 – Развитие НКО. Тренинг-семинар, Голландское представительство в России
- 1996 – Методы нейролингвистического программирования и психотерапии посттравматических стрессовых расстройств. Тренинг, гуманитарная организация «Врачи Мира»
- 1995 – мастерский курс НЛП (М. Аткинсон, Канада). Институт групповой и семейной терапии
Публикации на сайте:
- Конформизм
- Первая помощь в ЧС
Иван Павлов (Биография + Эксперименты)
Когда большинство людей думают об Иване Павлове, сразу приходят на ум две мысли. Во-первых, Павлов был потрясающим психологом. Во-вторых, он работал с собаками. Но хотя Павлов проделал невероятную работу с собаками и внес большой вклад в область психологии, правда в том, что он вовсе не был психологом. Итак, кем именно он был?
Кто такой Иван Павлов?
Иван Петрович Павлов был русским физиологом, наиболее известным благодаря открытию концепции классической обусловленности. Он родился 14 сентября 1849 г., в Рязани, Россия. Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1904 году. Он умер в Ленинграде 27 февраля 1936 года.
Ранние годы
Иван Павлов был старшим ребенком Варвары Ивановны Успенской и Петра Дмитриевича Павлова. У него было десять братьев и сестер. Мать Павлова была домохозяйкой, а отец служил православным священником в деревенской церкви. Его дедушка также работал в церкви пономарём.
Павлов хорошо читал к семи годам. Однако он серьезно пострадал, когда в детстве упал с высокой стены. Из-за травм он провел большую часть своих ранних лет дома и в семейном саду. В этот период своей жизни Павлов полюбил природу, садоводство и работу руками.
Шли годы, тело Павлова начало медленно исцеляться. Ему было одиннадцать лет, когда он начал занятия в Рязанской церковно-приходской школе.
Чему учился Иван Павлов?
Павлов, окончив местную церковно-приходскую школу, поступил в семинарию в Рязани. На него сразу же произвело впечатление желание его учителей поделиться с ним религиозными знаниями. Но, несмотря на то, что он вырос в религиозной семье, Павлов изо всех сил пытался принять религию. Вскоре он начал задумываться, подходит ли ему изучение богословия.
Во время учебы в семинарии Павлов увлекся идеями Дмитрия Писарева — радикального русского писателя и общественного критика, и Ивана Михайловича Сеченова — видного русского физиолога. Их прогрессивные идеи убедили Павлова бросить религиоведение в семинарии и посвятить жизнь науке. Неудивительно, что отец Павлова пришел в ярость, когда узнал об этом. Однако Павлов был полон решимости прожить свою жизнь так, как он хотел.
Санкт-Петербургский университет
В 1870 году Павлов был принят в Санкт-Петербургский университет. Он поступил на физико-математический факультет, потому что хотел изучать естественные науки. Павлов много времени уделял изучению химии и физиологии. Его профессором-первокурсником был Дмитрий Менделеев, человек, который изобрел периодическую таблицу элементов.
Во время своего первого исследовательского курса по естествознанию Павлов и еще один студент по имени Афанасьев опубликовали научную работу по физиологии нервов поджелудочной железы. Они получили высокую оценку и были награждены золотой медалью за свою работу. В целом оценки Павлова в Петербургском университете были отличными. Он получил степень в области естественных наук в 1875 году.
Страсть Павлова к физиологии побудила его продолжить обучение в Императорской академии медицинской хирургии. Там он работал ассистентом своего бывшего учителя Элиаса фон Сиона — русско-французского физиолога. Однако фон Сион был вынужден переехать в Париж, когда студенты протестовали против его политических взглядов. Когда фон Циона сменил другой инструктор, Павлов ушел из кафедры.
Павлов два года проработал ассистентом физиологического отдела Ветеринарного института. В это время он работал над своей медицинской диссертацией по системе кровообращения. В 1878 году Павлову предложили должность заведующего физиологической лабораторией в клинике Сергея Боткина. Боткин был в то время известным клиницистом и терапевтом, а позже стал одним из столпов современной медицинской науки в России.
Павлов окончил Академию в 1879 году. По окончании учебы он был награжден еще одной золотой медалью за выдающиеся исследования. Он также выиграл стипендию в Академии. Эта стипендия и его роль в клинике Боткина позволили ему продолжить свои исследования, пока он не защитил диссертацию на Центробежные нервы сердца в 1883 году.
Работа с Карлом Людвигом
В 1884 году Павлов уехал за границу для продолжения учебы. Во-первых, он работал под руководством Карла Людвига, известного сердечно-сосудистого физиолога, в Лейпциге, Германия. Затем он отправился в Бреслау, Польша, чтобы помочь известному физиологу Рудольфу Хайденхайну в его исследовании пищеварения у собак. После завершения учебы Павлов вернулся в Россию в 1886 году.
Павлов принял должность профессора фармакологии в Военно-медицинской академии (ранее называвшейся Императорской академией медицинской хирургии) в 189 г.0. Менее чем через год его также пригласили на должность заведующего кафедрой физиологии Института экспериментальной медицины. Павлов был назначен на кафедру физиологии Военно-медицинской академии в 1895 г. и занимал эту должность в течение 30 лет. Однако большая часть его исследований по физиологии пищеварения проводилась в Институте экспериментальной медицины, где он проработал 45 лет.
Эксперимент Павлова с собакой
Основная часть исследований Павлова проводилась с 1891 до начала 1900-х годов. В 1902 году он исследовал, как у собак выделяется слюна в ответ на кормление. Чтобы измерить количество выделяемой слюны, он хирургическим путем имплантировал небольшую трубку в щеку каждой собаки. Его предсказание заключалось в том, что слюноотделение начнется только после того, как перед собаками будет поставлена еда.
Однако вскоре Павлов заметил нечто весьма интересное. Сначала у собак выделялось слюноотделение только в том случае, если им давали еду. Но позже в ходе эксперимента у собак началось слюноотделение, когда они услышали помощника Павлова, идущего с едой. Выделяли ли собаки больше слюны, потому что они чувствовали запах еды, когда ее подносили ближе? Судя по всему, нет, потому что у собак все равно выделялась слюна, даже когда помощник Павлова пришел с пустыми руками.
Павлов был очарован этими результатами. Ему не потребовалось много времени, чтобы понять, что другие объекты или события будут вызывать такую же реакцию слюноотделения, если собаки будут ассоциировать эти объекты или события с едой. Павлов сразу понял, что сделал важное научное открытие. Он провел остаток своей профессиональной жизни, изучая этот тип обучения.
Открытие павловского обусловливания
Павловское обусловливание (также называемое классическим обусловливанием) относится к процессу обучения через ассоциации. Впервые это было задокументировано Иваном Павловым в 1902, когда он исследовал пищеварение у собак. Хотя он и был гениальным человеком, Павлов сделал это открытие совершенно случайно. Тем не менее, классическое обусловливание продолжало оказывать большое влияние на психологию.
Павловское обусловливание предполагает, что есть некоторые виды поведения, которым людям и животным не нужно учиться. Вместо этого реакция или рефлекс возникает естественным образом всякий раз, когда он срабатывает. В случае Павлова у собак выделялось слюноотделение (безусловный рефлекс), когда им давали пищу (безусловный раздражитель). В этом случае стимул и рефлекс описываются как «безусловные», потому что реакция запрограммирована у собак и не требует обучения.
Однако Павлов знал, что в ходе эксперимента собаки научились чему-то новому. Он пришел к такому выводу, потому что первоначально у собак выделялось слюноотделение только тогда, когда им давали пищу. В начале эксперимента у них не выделялось слюны, когда они слышали шаги своего помощника. Тот факт, что у собак позже началось слюноотделение, когда они услышали шаги, показывает, что они научились ассоциировать помощника Павлова с желаемой едой.
Стимулы в классическом условном рефлексе
Лаборантку Павлова можно рассматривать как «нейтральный стимул» в начале эксперимента. Это потому, что его присутствие не вызвало никакой реакции у собак. В ходе эксперимента собаки связывали лаборанта (нейтральный раздражитель) с едой (безусловный раздражитель). После того, как ассоциация сформировалась, у собак началось слюноотделение всякий раз, когда они слышали шаги ассистента.
Если бы собаки могли научиться ассоциировать своего помощника с едой, Павлов считал, что они могли бы научиться ассоциировать с едой другие вещи. Чтобы проверить правильность своего убеждения, он решил использовать метроном в качестве нейтрального стимула. Метроном — это устройство, которое производит щелчок или тон через равные промежутки времени.
В нормальных условиях у собак не выделяется слюна, когда они слышат звуковой сигнал. Но если тон был успешно связан с едой, Павлов полагал, что у собак будет выделяться слюна каждый раз, когда они его слышат.
Как проходили эксперименты Павлова с собакой?
Итак, Павлов начал играть тон перед тем, как покормить своих собак. Он повторял процесс в течение нескольких дней. По прошествии некоторого времени он сыграл тон, не дав собакам никакой еды. Как он и ожидал, у его собак увеличивалось слюноотделение всякий раз, когда они слышали сигнал.
Хотя собаки не реагировали на тон в начале эксперимента, к его концу они научились новой реакции. И поскольку этой реакции нужно было научиться, Павлов назвал ее «условным рефлексом». Павлов также признал, что тон больше не был нейтральным раздражителем. Связав его с пищей (безусловный раздражитель), тон стал «условным раздражителем».
Есть много сообщений о том, что Павлов использовал колокольчик для экспериментов, которые он проводил со своими собаками. И он, возможно, использовал один из них при случае. Однако Павлов хотел контролировать интенсивность, качество и продолжительность раздражителей. Поэтому в большинстве своих экспериментов он в значительной степени полагался на метроном, фисгармонию, зуммер и даже на электрошок.
В ходе эксперимента Павлов обнаружил еще одну вещь. Он понял, что тон (первоначально нейтральный раздражитель) и пища (безусловный раздражитель) должны быть представлены близко друг к другу во времени, чтобы была установлена связь. Он называл это требование законом временной смежности. Если между воспроизведением звука и подачей еды проходит слишком много времени, собаки не научатся выделять слюну, когда услышат звук.
Теория бихевиоризма
Бихевиоризм — это теория, которая предполагает, что психологию человека и животных можно понять, изучая наблюдаемые действия. В то время как многие формы психологии делают акцент на мыслях и чувствах, бихевиористы считают, что «внутренний мир» не важен, потому что его нельзя увидеть или точно измерить. Бихевиористы считают, что человеческому поведению можно научиться, взаимодействуя с окружающей средой. Следовательно, любой человек может быть обучен, чтобы стать экспертом в любой задаче, независимо от его или ее личности, культуры или генетических особенностей.
Джон Б. Уотсон
Бихевиоризм был разработан американским психологом Джоном Б. Уотсоном в 1913 году. Большое влияние на него оказали работы и наблюдения Ивана Павлова. Уотсон считал, что все аспекты человеческой психологии можно объяснить павловской обусловленностью. Он отрицал существование разума, считал, что все люди начинают с чистого листа, и утверждал, что речь, эмоциональные реакции и другие сложные формы поведения являются ничем иным, как заученными реакциями на стимулы окружающей среды.
Б. Ф. Скиннер
Еще один выдающийся бихевиорист, испытавший сильное влияние Павлова, — Беррус Фредерик Скиннер. В то время как Уотсон расширил методологический бихевиоризм, Скиннер первым разработал другой подход, названный радикальным бихевиоризмом. Скиннера многие считают отцом оперантного обусловливания — процесса обучения, отличного от классического обусловливания. Скиннер на самом деле планировал специализироваться на английском языке и стать писателем, прежде чем он познакомился с работами Павлова в 1919 году.27.
Хотя многие думают, что Павлов не заботился об изучении вещей, которые нельзя было измерить, сам он никогда не делал таких заявлений. На самом деле он рассматривал человеческий разум как великую тайну. Если ученые хотят понять человеческий разум, этот процесс должен где-то начинаться. Павлов считал, что лучший подход — начать с наблюдения и достоверных данных.
Влияние Павлова на психологию и образование
Классическое обусловливание оказало большое влияние на современные стратегии обучения. Хотя Павлов работал с животными, он всегда считал, что принципы классического обусловливания применимы и к людям. Ряд основных идей Павлова был реализован в классах и других учебных средах. Точно так же, как Павлов использовал различные стимулы, чтобы усилить или ослабить определенное поведение своих собак, многие учителя меняют свои инструменты, инструкции или среду, чтобы влиять на поведение своих учеников и улучшать обучение.
Если учитель сталкивается с постоянным проблемным поведением ученика, он может попытаться устранить или изменить такое поведение. Один из способов сделать это — изменить что-то в среде обучения, которая вызывает это конкретное поведение. Таким образом, учитель может пересадить ученика на другое место, изменить свет в классе или закрыть открытое окно, если они провоцируют плохое поведение. Учитель также может попытаться изменить свое содержание или изменить способ его представления, чтобы повысить эффективность обучения.
Эти стратегии особенно эффективны для обучения людей с проблемами поведения или нарушениями обучаемости. Они были внедрены во многих школах, домах и медицинских центрах по всему миру.
Достижения и награды Ивана Павлова
Книги
За свою долгую профессиональную карьеру Павлов опубликовал множество научных работ и лекций. Некоторые из его наиболее заметных работ были объединены в несколько книг, таких как Работа пищеварительных желез 9.0038 (1897), Условные рефлексы (1926) и Психопатология и психиатрия (1961). Его биография Павлов: Биография была написана Борисом Бабкиным и опубликована в 1949 году. Более поздняя биография Иван Павлов: Российская жизнь в науке, была написана Дэниелом П. Тодесом и опубликована в 2014 году.
Нобелевская премия Премия
Павлов был номинирован на Нобелевскую премию с 1901 по 1904 год. Однако первые три года он не получал эту премию, потому что его номинации были привязаны к множеству открытий, а не к конкретному открытию. Когда он был впервые номинирован в 1901, он уже был хорошо известен среди физиологов, особенно изучавших пищеварение. Однако исследование условных рефлексов Павлова не было опубликовано до 1902 года, и, возможно, потребовалось некоторое время, чтобы эта работа проникла в область психологии.
В 1904 году Павлов наконец получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он получил награду за выдающиеся исследования пищеварения у животных. Это исследование включало удаление пищевода собаки и создание свища или туннеля в горле собаки, чтобы, если собака ела, пища не попадала в ее желудок. Затем Павлов собирал и тестировал различные выделения из пищеварительной системы собаки.
Хотя методы Павлова могут показаться экстремальными по сегодняшним меркам, он всегда делал все возможное, чтобы его собаки были сыты и здоровы. Он считал их очень ценными для своей работы. Когда его собаки в конце концов умерли, он нашел эффективные способы получить больше. Он принимал бродячих собак или даже платил ворам за кражу собак у других людей.
После того, как Павлов получил Нобелевскую премию, на него обратили внимание многие другие ученые со всего мира. Американские психологи, в частности, больше знали о его работе и с большей готовностью проверяли его открытия на условном рефлексе.
Личная жизнь и смерть
На протяжении всей жизни с Павловым всегда было непросто. В детстве он часто чувствовал себя некомфортно рядом с родителями. Он также был известен как непостоянный и трудный ученик. Когда он открыл свою лабораторию во взрослом возрасте, его сотрудники знали, что следует избегать его, если у него будет один из его многих плохих дней.
Иван Павлов Дети и жена
Иван Павлов познакомился с Серафимой Васильевной Карчевской (она же Сара) в 1878 или 1879 году. В то время Сара была студенткой педагогического института. Молодой паре не потребовалось много времени, чтобы влюбиться друг в друга. Они поженились 1 мая 1881 года.0003
Когда Сара впервые забеременела, у нее случился выкидыш. Пара была очень осторожна, когда Сара зачала во второй раз, и она родила здорового мальчика по имени Мирчик. Однако Мирчик скоропостижно скончался в детстве, и это очень угнетало Сару. В итоге у пары родилось еще четверо детей. Их звали Владимир, Виктор, Всеволод и Вера.
Иван и Сара Павловы первые девять лет жизни мужа и жены провели в нищете. Из-за финансовых проблем им часто приходилось жить в разных домах, чтобы воспользоваться гостеприимством других людей. Павлов даже выращивал картофель и другие культуры за пределами своей лаборатории, чтобы свести концы с концами. Как только их финансовое положение стало стабильным, Иван и Сара смогли жить вместе в одном доме.
В конце концов Павлов смог зарабатывать деньги на товарах для здоровья, которые он производил в своей лаборатории. Он продавал желудочный сок, который собирал у своих собак, как эффективное средство от расстройства желудка. Конечно, получение Нобелевской премии в 1904 году принесло денежное вознаграждение. Однако постоянно меняющаяся политическая сцена в России усложняла жизнь ему, его семье и коллегам-ученым.
Причина смерти
27 февраля 1936 года Иван Павлов скончался в Ленинграде, Россия. Ему было 86 лет. Он умер от проблем с легкими, вызванных пневмонией. Будучи всегда исследователем, Павлов попросил одного из своих студентов сесть рядом с его кроватью, когда он умирал, чтобы этот опыт можно было должным образом задокументировать.
|
|
|