Павлов в психологии: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

Павлов Иван Петрович



Павлов Иван Петрович

1845-1936

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Иван Петрович Павлов

Михаил НЕСТЕРОВ (1862-1942). Портрет академика Павлова.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/ 

Павлов Иван Петрович (14(26).09.1849, Рязань -27.02.1936, Ленинград) — физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904). Создатель учения о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, которое сложилось под влиянием материалистических традиций в русской философии, физиологического учения Сеченова, коренным образом преобразовало физиологию и психологию, обогатило медицину, педагогику и другие науки о человеке. При этом Павлов исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма как целостного образования, главным регулятором деятельности которого является нервная система. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, он перешел к исследованию поведения организма в целом, механизмов его адаптации к окружающей среде и факторов, под влиянием которых он приобретает новые поведенческие формы и реакции.

Отклонив представления о том, что указанные процессы определяются внетелесным началом (душой), Павлов доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими нервными центрами (корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой). Следуя Сеченову, Павлов взаимодействие организма со средой мыслил не по типу сугубо

механической детерминации, а как регулируемое внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволяют организму различать свойства внешних объектов и благодаря этому эффективно действовать в изменчивых условиях среды. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (им соответствуют в психологическом плане чувственные образы — ощущения, представления) и вербальную (им соответствуют слова — устные и письменные — человеческой речи). Благодаря вторым сигналам, в результате анализа и синтеза чувственных образов, возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим определяется качественное различие между поведением животных, поскольку оно регулируется только первой сигнальной системой, и человека, в котором обе системы связаны и лишь в случае патологии наблюдается разрыв между ними. Имея биологическую основу, условный рефлекс образован на базе безусловного (определенной потребности). Если сигнал ведет к успеху (подкрепляется), между ним и ответным действием организма образуется связь, которая при повторе становится все более прочной. Тем не менее она является временной и если в дальнейшем не подкрепляется, то благодаря нервному процессу торможения гаснет. Организм постепенно учится различать сигналы (процесс дифференцировки). Знание этих процессов позволяет причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение. Тем самым было доказано преимущество детерминисгского и объективного подхода к нему в противовес концепциям, исходящим лишь из субъективного метода анализа сознания. Павлов и его школа всесторонне изучили динамику образования и изменения условных рефлексов, открывшую механизмы мн.
нервно-психических проявлений, в т. ч. невроза.

Вопреки утверждению, будто он представляет организм только чисто механическим устройством, реагирующим на внешние толчки, Павлов отстаивал активный характер поведения. Условные рефлексы предполагают деятельность головного мозга по анализу и синтезу раздражителей, ее неотделимость от внутренних побуждений (потребностей) организма. Павлов изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный, или, как он его называл, рефлекс «что такое». Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался, и наилучшим образом «вычислить» то, что представляет для него наибольшую ценность. Павлов выдвинул учение о различных типах высшей нервной деятельности, о динамических стереотипах как устойчивом комплексе реакций и др. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. В течение ряда лет он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов.

В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать столько же физиологическим, сколько и психологическим явлением.

Учение Павлова имеет важное мировоззренческое и методологическое значение, выраженное в утверждении объективного метода исследования сложнейших жизненных процессов и доказательстве целостности организма как системы, внешние и внутренние проявления деятельности которой нераздельны. Павлов мужественно и последовательно выступал против идеологических репрессий, отстаивая право ученого на творческую свободу. Работами Павлова был углублен детерминистский подход к исследованию поведения организма. Однако его нельзя считать редукционистом. Говоря о человеке, он признавал исключительно важную роль сознания в его саморазвитии и саморегуляции его поведения. Творческие открытия Павлова, по свидетельству В. И. Вернадского, позволяют говорить о нем не только как о естествоиспытателе, но и как о глубоком мыслителе.

М. Г. Ярошевский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 455-456.

Сочинения: Полн. собр. соч.: В 6 т. М; Л., 1951-1952.

Литература: Анохин П. К. И. П. Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. М.; Л.. 1949; Асратян Э. А. И. П. Павлов. М., 1981.


Вернуться на главную страницу И.П. Павлова

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Иван Петрович Павлов

Гений стреляет в цель, которую не видит никто, — и попадает

Первый русский лауреат Нобелевской премии, создатель учения о высшейнервной деятельности, автор классических трудов по физиологии кровообращения ипищеварения: Иван Петрович Павлов  первый в мире  предложил термин «условный рефлекс» и сформулировал основной принциппсихологии человека. «Собака Павлова» — это понятие стало нарицательным нетолько для представителя медицинской специальности, но и для любого образованногочеловека. В чем именно заключается основная заслуга знаменитого русскогофизиолога, и как его открытия повлияли на современную медицину?

Многое, что мы знаем об этом выдающимся ученом,основано на неверно истолкованных записях или дневниках. Например, профессористории медицины Даниэль П. Тодес,  написавший исчерпывающую и наиболеебеспристрастную биографию Павлова, в своей книге показывает, что вэкспериментах на собаках Иван Петрович никогда не использовал колокольчик.Именно поэтому известное всем изображение подопытного животного, выделяющегослюну при звуке колокольчика, который был бы совершенно бесполезным дляосуществления реальной цели Павлова, не имеет ничего общего сдействительностью. Для реализации поставленной задачи ему нужен был предельноточный прибор, способный оценить силу и продолжительность стимула, напримерметроном или электрический ток.

 

В ходе исследований Павлов не пытался доказать,что воля индивидуума это эфемерная иллюзия, и поведение может быть сведено лишьк нескольким составляющим. В своих лекциях он всегда отмечал, чтопсихология человека это самый ценный секрет. Для того чтобы раскрыть его,необходимо провести многочисленные исследования и наблюдения. Павлов начал своюцепочку открытий с изучения слюны подопытных собак.

Во время исследования пищеварительной системы животных Иван Петрович установил, что у них выделялась слюна привиде врачей, регулярно приносивших им еду. Вывод, который в будущем принесет ИвануПетровичу всемирную известность и признание, был прост. Собакам не нужно видеть и, тем более, пережевывать еду, чтобы начать реагировать на нее.Достаточно какого — то внешнего стимула, постоянно связанного с едой, и у животногоначнется слюноотделение. Этот пример лег в основу термина «условный рефлекс». Павловобъяснил, что формирование условного рефлекса связано с развитием прочныхсвязей (ассоциаций) между нейронами подкорковых структур и коры головногомозга.

Для того, чтобы  связь была прочной необходимо 2 раздражителя: одинбезусловный (еда), а другой нейтральный (вид белого халата), который и станет условным сигналом. При этомбезусловный раздражитель всегда должен идти после условного сигнала и бытьнастолько сильным, чтобы вызвать доминантное возбуждение в ЦНС. В отличие отусловного рефлекса Павлов показал, что безусловный рефлекс формируется еще дорождения и не требует специальных условий для его возникновения.

 

Исследования Ивана Петровича первоначальноимели мало общего с психологией и были сосредоточены на том, как еда стимулируетсекрецию желудочных, слюнных, поджелудочных и других желез. Для более подробногоизучения этих процессов, он изобрел систему «мнимого кормления». Павловсоздавал отверстие в пищеводе собаки, и в независимости от того сколько она съедала,пища не могла попасть в желудок. Собирая секрет, выделяемый железами при видепищи, ученый и его коллеги могли точно измерить количество и оценить измененияв химическом составе.  В 1904 году это исследование принесло ПавловуНобелевскую премию по физиологии кровообращения и пищеварения. Однако, какоказалось, обычная слюна собаки имела гораздо большее значение, чемпервоначально предполагал Иван Петрович. Она приоткрывала завесу тайны,витающую над до сих пор неизведанным миром- сознанием человека. У Павловапоявился доступ к  изучению умственнойдеятельности, процессов обучения и поведения. Со слов ученого, для тогочтобы понять эти механизмы человечество развивало религию, литературу,философию, историю. «Теперь, благодаря последним достижениям, в нашемраспоряжении появилось еще одно мощнейшее средство — естественная наука, с еёточными и объективными методами» — заявил Павлов на церемонии врученияНобелевской премии. Можно предположить какой резонанс в научном мире вызвалоэто заявление. 

 

Иван Петрович Павлов родился в 1849 году. Он былпервым из десяти детей. Будучи сыном священника, ему часто приходилосьучаствовать в жизни церковных школ и духовных семинарий. Несмотря на это,Павлов так и не смог разделить религиозные взгляды родителей, и в 1869 годуоставил семинарию и перевелся в Петербургский университет для обучения основамфизиологии и химии. Семья Ивана Петровича не одобряла это решение, но Павловауже нельзя было переубедить. Формирование будущего ученого пришлось наидеальное время — по всей Европе распространилась теория эволюции Дарвина,Менделеев создал периодическую таблицу элементов, постепенно менялось отношениек естественным наукам в России. 

Коллеги Павлова рассказывали, что с ним было непростоработать. Часто Иван Петрович приходил в лабораторию в раздраженном настроении,и в такие дни беспокоить или отвлекать его категорически запрещалось.

Павлов настаивал на том, что медицина должнабыть основана на проверенных данных и исследованиях. Возможно, это уже былипервые зачатки современного учения о доказательной медицине. В те временафизиология считалась больше «теоретической наукой», и  между исследованиями и их применением в клинической практике  связьоставалась очень слабой.  Павлов признавал, что значимые изменения вфизиологии как науке произойдут не скоро. В отличие от многих своих коллег Иван Петрович никогда не убивал подопытных животных, а, как правило, длительноевремя наблюдал за их поведением. Это не было проявлением сострадания с егостороны — Павлов начинал закладывать основы будущих обсервационныхисследований. У голодной собаки, весом 25-30 кг, могло секретироваться окололитра желудочного сока, и в последующем Иван Петрович  разработалнастоящую фабрику по его  производству.Желудочный сок  стал широко применяться для лечения диспепсии не только вРоссии, но и заграницей.  Продукт, созданный в экспериментальнойлаборатории, стал полезным для пациентов по всему миру.

 

Следующие тридцать лет, Павлов изучал механизмыформирования и затухания условных рефлексов. Иван Петрович в своих работахписал, что развитие такого рефлекса на первом этапе связано с распространениемимпульса в кору головного мозга, а затем он концентрируется в одномопределенном месте. Постепенно ученый все более глубоко погружался в различныеаспекты психологии человека. Павлов всегда мечтал с помощью физиологииобъяснить психологические особенности индивидуума.  Иван Петрович говорил:«Наши действия, все формы общественной и личной жизни формируются с помощьюфизиологии».  Одна из наиболее революционных идей Павлова заключаласьименно в доказательстве того, что в основе психологической деятельности лежатфизиологические процессы. 

 

Однако, еще большими заслугами Ивана Петровича,были не просто его открытия в области физиологии и психологии. Он стал одним изнемногих, кто начал новую эру в истории медицины, посвященную изучениюголовного мозга. Теперь у современных учёных имеется непростая задача — импредстоит создать динамическую картину нейронных цепей с учетом процессов,происходящих в них. Как когда- то Павлов   изучал слюну собаки в попыткахпонять психологию человека, так сейчас мы используем функциональную МРТ длявыделения основных функций каждого нейрона. Однажды, во время лекции,посвященной строению и функциям больших полушарий головного мозга, Павловзаявил: «Нам необходимо запастись терпением, так как ждать придется еще очень долго.Я глубоко убежден, что у человечества не скоро появится возможность раскрытьтайну головного мозга. Может быть, эта загадка и станет препятствием для человеческогосчастья и благополучия?»

Сегодня ученые все еще ждут, но благодаряПавлову и его последователям,  много терпения им уже не потребуется. 

 

Источник:MICHAEL SPECTER:  DROOL Ivan Pavlov’sreal quest/ Daniel P. Todes: “IvanPavlov: A Russian Life in Science” 


Павловское кондиционирование | поведенческая психология

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Павлов AO1 AO3 — МАСТЕР ПСИХОЛОГИИ

КАБИНЕТ ПАВЛОВА


АТР

Цель

Выяснить, можно ли с помощью обучения вызвать рефлексивное поведение в новых ситуациях. В частности, чтобы увидеть, вызывает ли ассоциация рефлекса с нейтральным стимулом (звуком) обучение, вырабатывая условный рефлекс в новых ситуациях.

IV

Это план с повторными измерениями, так как он исследует одних и тех же собак до и после их кондиционирования

Одним из условий внутривенного введения является естественное рефлекторное поведение собак: слюноотделение, когда пища находится у них во рту. Другим состоянием IV является поведение собак 90–156 после того, как 90–157 их приучили ассоциировать еду с другим стимулом.

DV

Тщательная установка Павлова позволила ему подсчитать, сколько капель слюны произвели собаки.

Образец

35 собак разных пород, выращенных в питомниках в лаборатории

Процедура

Павлов поместил каждую собаку в запечатанную комнату, которая не позволяла собаке видеть, чувствовать запах или слышать что-либо снаружи. Это было сделано для того, чтобы другие раздражители (посторонние переменные) не вызывали слюноотделение у собаки.

Собаку привязали к шлейке, чтобы она не двигалась, а ее рот был соединен с трубкой, по которой слюна стекала в мерную бутылку.

В контрольном состоянии Павлов давал собаке корм (мясной порошок) через люк. У собаки шла слюна.

В качестве экспериментального контроля Павлов предъявил собаке Нейтральный стимулирующий звук. У собаки при этом не было слюноотделения, что свидетельствует о том, что это действительно был нейтральный раздражитель.

В качестве нейтрального раздражителя Павлов использовал камертон, электрический зуммер или метроном (машина, производящая регулярное тиканье). Нет, он не звонил. На многих веб-сайтах и ​​в книгах написано, что он пользовался звонком, но это не так. Это еще один из тех психологических городских мифов.

Нажмите здесь, чтобы больше развенчать мифы о Павлове

Чтобы настроить собаку, Павлов соединил звук с подачей еды. Обычно он делал это раз 20, но это зависело от того, насколько собака была внимательна.

После кондиционирования Павлов подарил собаке здоровое мясо, но без мяса.

Результаты

Павлов обнаружил, что у подготовленной собаки началось выделение слюны через 9 секунд после того, как она услышала звук, а через 45 секунд она произвела 11 капель слюны.

Выводы

Павлов открыл классическую обусловленность. Нейтральный раздражитель после неоднократного сочетания с безусловным раздражителем (мясом) превратился в условный раздражитель, вызывая условный ответ (слюноотделение) сам по себе.

Павлов объясняет, как мозг учится воспринимать новый звук как «сигнал» и связывает с ним рефлекс. Именно так животные в дикой природе учатся охотиться или избегать охоты: они учатся применять свои рефлексы в новых ситуациях на основе опыта, который у них был до 9.0092

Вы заметили, что у Эдди Иззарда (ошибочное!) впечатление, что Павлов приучил своих собак к еде. Глупый Эдди! Все дело в том, что вам не нужно этого делать: еда — это рефлекторное, естественное поведение. Обусловливание — это научиться делать вещи, которые не приходят естественным образом.

ЧТО О СОБАЧКАХ?


Может быть, описание того, как обращались с собаками Павлова, вас огорчает. Действительно, подобные исследования сегодня сочли бы неэтичными: