Педагогический эксперимент это в психологии: Психолого-педагогический эксперимент | это… Что такое Психолого-педагогический эксперимент?

Содержание

понятие, этапы, миссия и роль

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Заниматься научной деятельностью в образовательной среде могут студенты, осваивающие педагогический профиль, а также практикующие специалисты. Сегодня мы расскажем об особенностях, важности педагогического эксперимента и порядке его проведения.

СОДЕРЖАНИЕ

Что это такое?

Педагогический эксперимент представляет собой часть научно-исследовательской деятельности, связанную с диагностикой, подтверждением проблемы в области образования, психологии и разработкой эффективного метода решения, его проверки. Необходимость его проведения обусловлена рядом факторов:

  • Проблема может крыться не только в отдельном учащемся, но и целой группе подопечных;
  • Проблема может быть «зарыта» в системе образования: образовательная программа, учебный план, требования к учащимся, форма обучения и пр. ;
  • Проблема в педагогике всегда реальна и проявляется в качестве успеваемости, усваиваемости, характере ученика, поэтому важно грамотно ее оценить со всех сторон: что порождает, на чем отражается, почему возникает и пр.;
  • Эксперимент позволяет проверить догадки исследователя и разработать план мероприятий с учетом конкретной ситуации;
  • Он позволяет «измерить» перемены качественно и количественно: сравнить ситуации «до» и «после», определить продолжительность внедрения новшеств, необходимость корректировки действий и пр.
Проведение педагогического эксперимента

Эксперимент в педагогике и психологии можно представить в виде действий исследователя, направленных на определение проблемы (подтверждение его догадок) и разработку ее решения с учетом текущих параметров (условий и возможностей).

Педагогический эксперимент чаще всего используется для проверки частных и общих гипотез, определения эффективности привычных схем и методик преподавания, уточнения отдельных фактов и моментов (с которыми педагог сталкивается на ежедневной основе), повышения производительности труда учащихся и лично преподавателя.

Фактически педагогический эксперимент – это комплекс действий, позволяющий грамотно и обоснованно диагностировать проблему, определить причинно-следственные связи и разработать систему мер по ее решению с учетом современных приемов, достижений науки и техники, возможностей исследователя и учащихся.

Условия для организации и проведения педагогического эксперимента

В этом мероприятии обязательно должны присутствовать две стороны: преподаватель и учащиеся. Притом проводить исследование может как сам педагог, так и вышестоящие ведомства. Поэтому о ходе проведения эксперимента будет знать конкретное лицо, затеявшее научное изыскание.

Организация и реализация всех действий происходит преимущественно в учебном заведении, реже – непосредственно в контрольно-надзорном ведомстве с целью профилактики и решения актуальных проблем в сфере образования и психологии.

Что нужно для организации и проведения педагогического эксперимента?

Проведение педагогического эксперимента должно быть тщательно спланированным. Автору научной работы подробно расписать каждый шаг, каждое действие, а также пометить: что он ожидает получить от его реализации.

Гипотеза автора формируется с учетом принципов точности и конкретики должен отражать направление следования, цель исследования, проблему и способ ее решения. Организатор должен посредством гипотезы показать новизну и возможности исследования, подчеркивать разницу между традиционными способами решения проблемы и его предложением.

Проведение педагогического эксперимента напрямую связано с пополнением доказательной базы. Важно моментально или оперативно фиксировать получаемые результаты, так как повторить эксперимент можно всегда, но получить точно такие же результаты – маловероятно. Поэтому педагогический эксперимент должен быть на постоянном контроле у организатора.

Педагогический эксперимент должен иметь определенные границы: сроки проведения, объект исследования, способ проверки, инструменты, материалы, методическое обеспечение и пр. Такой подход позволит исследователю сразу и полностью обеспечить себя и подопечных необходимыми сведениями, базами, данными и проверить гипотезу, при необходимости скорректировать план действий.

Результаты научных изысканий должны быть отражены в выводах автора, рекомендациях, которые подчеркнуть низкую эффективность традиционных форм и необходимость их изменения.

Не менее важным условием для организации и проведения эксперимента в педагогике является то, что исследователь должен быть беспристрастным, объективным и честным.

Виды научного эксперимента

На практике выделяют два основных основания, по которым классифицируют эксперимент в педагогике:

  • По форме проведения.

Здесь принято проводить естественный или лабораторный (искусственный) эксперимент.

Первый предполагает, что исследователь будет базироваться на таком приеме, как наблюдение. То есть все мероприятия будут реализовываться в привычном темпе, по четкому плану в естественных условиях, без каких-либо вмешательств со стороны и новшеств, изменения порядка работы и пр. Такой подход позволяет определить текущее положение дел, диагностировать реальную проблему и решить ее с учетом личных возможностей и возможностей учащихся, специфики их подготовки, характера и пр.

Естественный эксперимент позволяет решить общую проблему в системе образования.

Классификация эксперимента

Второй – требует колоссальной подготовки. Он базируется на конкретике: подбираются те объекты, которые удовлетворяют конкретным условиям: возраст, успеваемость, пол и пр. Для его организации и проведения исследователю предстоит создать специальные условия: определить место проведения, продолжительность, программу, определить шкалу оценки результатов и пр. В этом случае организатор фактически вмешивается в образовательный процесс, регулируя факторы, условия и параметры эксперимента. Результаты такого эксперимента носят частный характер и считаются более чистыми, идеализированными, а их дальнейшее использование будет носить более узкий характер.

  • По целям.

В этой классификации выделяют

констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Первый призван «измерить» конкретную проблему, определить причины ее возникновения, оценить реальное состояние испытуемого и его возможности. Такой ход позволяет собрать максимум первичной информации об объекте исследования, описать текущее положение дел. Для его проведения нередко используют такие методы, как анкетирование, тестирование, беседа, интервью, наблюдение. Здесь автор констатирует факты и выдвигает свою гипотезу на основе полученных фактов.

Классификация экспериментов по целям

Второй призван проследить изменения и тенденции в классе в динамике с учетом привнесения каких-либо новшеств, определенных действий (вмешательств) исследователя. Цель такого мероприятия заключается в активном формировании качеств, навыков и знаний. Здесь сначала констатируется текущая ситуация, затем вносятся коррективы и проверяется их целесообразность, эффективность. Формирующий эксперимент призван сформировать новые знания и навыки у подопечных, которые плодотворно отразятся на конечном результате.

  • По продолжительности проведения.

Длительный, который предполагает проведение эксперимента на протяжении большого периода времени (весь учебный год, семестр или триместр).

По продолжительности проведения

Краткосрочный, призванный диагностировать проблему по принципу «здесь и сейчас». Его реализуют посредством проведения всевозможных тестирований, контрольных срезов, устной проверки знаний. Он может отнять от одного до нескольких занятий.

Этапы проведения педагогического эксперимента

Для начала автору научной работы необходимо тщательно изучить теоретические аспекты в рамках выбранного им направления: проблема, тема и пр. Для этого целесообразно исследовать труды современных ученых, изучить последние новшества и изменения, течение проблемы на раннем и текущем этапе, определить противоречие, недостатки и выдвинуть собственную гипотезу. Как правило, тема научной работы прямо соотносится с проблемами, с которыми автор сталкивается в своей трудовой деятельности, на практике.

Как проводят педагогический эксперимент?

Далее исследователь приступает к диагностике. Здесь он оценивает реальное состояние дел: какая проблема присутствует, формы ее проявления, причины возникновения, влияние на конечный результат учащегося или работы педагога.

Третий этап – прогностический. Здесь организатор должен определить ключевые моменты изысканий: цель и задачи (для чего и что он намерен делать, в какой последовательности), объект и предмет, методология.

Организационный этап предполагает планирование комплекса мероприятий и подготовку всех необходимых материалов: инструкции, задания, план-конспекты занятий, форма проверки знаний и подготовки.

Далее следует практическая стадия. Когда автор приступает непосредственно к проведению педагогического эксперимента: наблюдает за подопечными и/или вводит новшества, проверяет действие собственной гипотезы, собирает доказательную базу.

Следующим шагом становится обобщение полученных результатов: анализ и оценка, соотнесение поставленной цели и полученных результатов, корректировка гипотезы или обоснование необходимости корректив плана мероприятий и проведения повторного эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций.

Последний этап – это внедрение новоиспеченной методики или правила в повсеместное пользование. Данное действие уместно при соблюдении определённых условий: автор научной работы сумел доказать необходимость и эффективность перемен, разработал рекомендации по их внедрению и использованию, лично апробировал результаты.

Таким образом, педагогический эксперимент – это особый комплекс мер, позволяющий грамотно показать наличие проблем в сфере образования и разработать план мероприятий по их решению с учетом современных инструментов, возможностей. Он способствует обоснованному реформированию учебного процесса и образовательных программ, повышению качества обучения и облегчению работы педагогов. Именно результаты педагогического эксперимента становятся основой диссертаций, монографий и иных изысканий в сфере образования.

«Использование метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании»

Педагог-психолог МБДОУ №77 г.

Калуги

Водопьянова А.Н.

«Использование метода эксперимента

в психолого-педагогическом исследовании»

 

Аннотация: в статье рассматривается особенности психолого-педагогического эксперимента и способы его применения в работе.

Ключевые слова: эксперимент, особенности метода, психолого-педагогическое исследование.

 

          Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи — экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной».

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.

Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

 

Основные особенности и задачи эксперимента

           Эксперимент — это метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей и доказательства гипотезы, путем целенаправленного и контролируемого изменения условий протекания процессов или явлений.

Прежде чем приступить к исследованию, мы должны доказать необходимость проведения данного эксперимента.

Выделим особенности эксперимента, как метода исследования:

·                В эксперименте раскрывается причинно-следственная связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.

·                Эксперимент предполагает активное вмешательство ученого в процесс исследования, управление этим процессом т.к. условия меняет сам ученный.

·                Использование, как минимум, двух методик измерения. Одна из которых измеряет условия протекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие в изучаемых объектах.

·                Необходимо наличие гипотезы, т.е. предположение о характере изучаемой связи, которую должен подтвердить или опровергнуть эксперимент.

Многие авторы в качестве ключевой особенности

 психолого-педагогического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.

1. В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2. Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3. Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

4. Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

Основная задача психолого-педагогического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психолого-педагогической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

 

 

 

 

Типы эксперимента

 

Основной целью эксперимента является выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

Естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в биологических, социальных, педагогических и психологических науках). Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность контролируемого эксперимента. То, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, обеспечивает естественность их поведения.

Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в естественных и технических науках).

Преобразующий (созидательный) эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связен и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами. Исследователь в соответствии со вскрытыми тенденциями развития объекта исследования преднамеренно создает условия, которые должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.

Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной.

Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой.

Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок, стендов, оборудования и т.д.

Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец. Этот эксперимент позволяет доброкачественно, с требуемой повторностью изучить влияние одних характеристик при варьировании других, получить хорошую научную информацию с минимальными затратами времени и ресурсов. Однако такой эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса, поэтому возникает потребность в проведении натурного эксперимента.

Обучающий эксперимент его особенность в том, что изучение тех или иных психических особенностей происходит в условиях целенаправленного формирования именно этих особенностей. Вначале исследуют уровень знаний, умений и навыков, в дальнейшем фиксируют и анализируют изменения в их развитии. Обучающий эксперимент используют не только в исследовательских целях, но и для диагностики умственного развития в педагогике, психологии. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний,умений, навыков, сколько особенности их становления, формирования. Обучающий эксперимент обычно осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который учащимися еще не изучался.

Понятие «психолого-педагогический эксперимент»

Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогический эксперимент был разработан в детской и педагогической психологии. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей.

Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не только собственно изучение, но и активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности.

Соответственно различают два его вида:

— обучающий психолого-педагогический эксперимент,

— воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.

При этом особую роль в построении различных теорий психического развития играетобучающий эксперимент. Это — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании.

Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.

Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение школьников совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще и называется «формирующий»). Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.

В ходе психолого-педагогического эксперимента и обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. 

Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.

Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию.

Основные этапы проведения психолого-педагогического исследования включают в себя:

·         Изучение состояния проблемы. Постановку проблемы, выбор объекта и предмета исследования.

·         Разработку или уточнение общей исходной исследовательской концепции, выдвижение гипотезы.

·         Планирование исследования:

·         Определение целей и задач исследования.

·         Определение экспериментальных планов.

·         Выбор методов и методик исследования.

·         Определение математических методов обработки данных и др.

·         Сбор данных и их описание.

·         Обработку данных.

·         Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретацию результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

·         Соотнесение результатов с соответствующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:

·         Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

·         Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

·         Точное определение объекта и предмета исследования.

·         Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.

·         Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

·         Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

1. проверка определенной системы;

2. сравнение эффективности определенных методов обучения;

3. проверка эффективности системы проблемного обучения;

4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;

5. проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда;

6. развитие познавательной самостоятельности школьников;

7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:

— обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости,

— выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения,

— выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования,

— построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников.

Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.

Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики и психологии.

 

 

Библиографический список  литературы

 

1.   Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский В. И., Атаханов Р. – М.: Академия, 2005. -13, 108 с.

2. Экспериментальная психология: Учебное пособие /  Дружинин В.Н. —М.:

ИНФРА-М, 1997.-256с.

3.   Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Без­ углов. — М.: Академический Проект, 2008.-67 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 лучших экспериментов по обучению

РЕКЛАМА:

Список девяти лучших психологических экспериментов по обучению!

Эксперимент № 1. Обусловливание-Отдергивание пальцев:

Введение:

Одним из важных понятий в современной психологии является понятие обусловливания, первоначально введенное русским физиологом Павловым. Эта концепция относится к природе и происхождению связей между стимулом и реакцией. До Павлова вообще считалось, что специфические реакции организмов могут вызываться только специфическим раздражителем.

РЕКЛАМА:

Другими словами, считалось, что между определенными природными реакциями и определенными раздражителями окружающей среды существуют неотъемлемые связи или связи; например, реакция слюноотделения могла быть вызвана только видом пищи. Опыты Павлова показали, что это не так и всякая специфическая реакция в определенных пределах может быть связана с самыми разнообразными раздражителями, не имеющими никакого естественного раздражительного значения.

С помощью этого классического эксперимента он показал, что у собаки выделяется слюна даже при звуке колокольчика. Процесс связывания неестественного и нового стимула с реакцией, с которой он первоначально не имел никакой связи, известен как обусловливание.

Со времен Павлова было проведено несколько опытов по разным сторонам явления обусловливания, закономерностям факторов воздействия и т. д. Ряд других явлений, как снятие установившейся условной реакции, ее генерализация и т. д. ., тоже были продемонстрированы. Более поздние исследователи, такие как Халл, Скиннер, Гатри, Толмен и другие, ввели новые концепции в изучение этого процесса.

Проблема:

РЕКЛАМА:

Для демонстрации феномена условного рефлекса путем создания условного рефлекса отдергивания пальца.

Необходимые материалы:

Устройство для извлечения пальцев; Кимограф; записывающее устройство.

Аппарат для извлечения пальцев состоит из деревянного ящика с металлической пластиной, на которую испытуемый должен положить ладонь, держа средний палец поднятым и касаясь металлического стержня, подвешенного на пластине. Этот металлический стержень соединен с тамбуром, который, в свою очередь, соединен тонкой резиновой трубкой с вращающимся кимографом. Металлическая пластина электрически соединена с сетью или батареей, так что испытуемому в качестве безусловных раздражителей даются слабые электрические разряды.

Когда субъект получает удар током, он убирает палец, что приводит к рывку металлического стержня. Величину этого рывка регистрируют через записывающий тамбур. В дополнение к этому устройству есть колокольчик и свет, каждый из которых может использоваться в качестве условного раздражителя. Есть экран, который отделяет сторону экспериментатора от стороны испытуемого. Со стороны экспериментатора находятся переключатели для управления звонком, светом и электрическим током.

Процедура:

Субъект удобно усаживается и получает указание положить ладонь на металлическую пластину и поднять средний палец таким образом, чтобы он соприкасался с металлическим стержнем. В качестве условного раздражителя экспериментатор использует либо свет, либо звонок.

1. Включите свет и одновременно проведите разряд. Субъект уберет палец. Продолжайте делать это. В некоторых случаях включите только свет и не применяйте разряд. Это должно быть сделано в соответствии с подготовленным графиком.

Процедура продолжается до тех пор, пока испытуемый не уберет палец в трех последовательных экспериментальных попытках (испытания, в которых световой раздражитель не сопровождается стимулирующим током). Первая из этих трех последовательных проб указывает точку, в которой установилось обусловливание.

РЕКЛАМА:

2. Продолжайте эксперимент, используя только экспериментальные испытания. Запишите частоту экспериментальных испытаний, на которые ответили отказом.

Результатов:

1. Рассчитайте количество попыток, необходимых для выработки условной реакции.

2. Рассчитайте количество попыток, необходимых для устранения условной реакции после того, как она была установлена ​​как условная.

3. Изучите полученную кимографическую запись и отметьте, как изменяется интенсивность условной реакции до и после ее установления.

4. Соберите данные для группы и обсудите индивидуальные различия.

Примечание:

Этот опыт можно повторить, используя в качестве условного раздражителя колокольчик. Аналогичные эксперименты можно провести с реакцией на отдергивание рук, моргание, коленные рефлексы и т. д.

Эксперимент № 2. Первая систематическая формулировка теории научения была предложена Торндайком. Согласно этой теории, все человеческое обучение происходит путем проб и ошибок, т. е. вначале обучаемый прилагает много усилий и случайно обнаруживает правильный ответ. Постепенно при повторном выполнении устраняются неправильные усилия и устанавливаются правильные ходы.

Чтобы объяснить этот процесс устранения и фиксации, Торндайк сформулировал три закона:

1. Закон упражнения:

чтобы утвердиться.

2. Закон недавности:

Согласно этому закону, те ходы, которые произошли совсем недавно во времени, имеют тенденцию повторяться легче.

3. Закон Эффекта:

Это, вероятно, самый важный закон, согласно которому те ходы, за которыми следует удовлетворение, «затаптываются», а те ходы, которые не приводят к удовлетворению, «затаптываются». Позднее это явление было разработано Халлом как принцип подкрепления. Однако некоторые психологи, такие как Колер, показали, что простые пробы и ошибки не могут объяснить все обучение. В лучшем случае это может объяснить только усвоение простых двигательных навыков.

Проблема:

Для демонстрации феномена проб и ошибок в приобретении нового двигательного навыка.

Материалы:

Зеркальная чертежная доска, секундомер, батарейки, счетчики импульсов, стилус.

Зеркальная доска для рисования, первоначально разработанная Старчем, состоит из деревянной доски с металлической пластиной, посередине которой имеется паз в виде звезды. Над металлической пластиной должно быть зеркало.

Экран удерживается в определенном положении, испытуемый не может непосредственно видеть узор звезды, но может видеть ее отражение в зеркале. Плата подключена к батарее, счетчику импульсов и стилусу. Всякий раз, когда свободная игла стилуса касается металлических краев звездного узора, цепь замыкается и счетчик регистрирует один импульс.

Процедура:

1. Проинструктируйте испытуемых следующим образом: «Посмотрите в это зеркало, вы увидите изображение звезды. Изображение звезды представляет собой отражение узора на деревянной доске и скрыто экраном. Возьмите перо в руку (экспериментатор дает испытуемому перо и помогает ему расположить его в конце канавки. Теперь вам предстоит посмотреть в зеркальное отражение и провести пером узор звезды. Следите за тем, чтобы стилус не должен касаться краев канавки.Если вы коснетесь, это будет считаться ошибкой.Вам придется,начать все сначала и можно будет остановиться только после того,как вам удастся обвести звезду,не касаясь краев.Попробуйте сделать это как можно быстрее». Экспериментатор проводит одну или две демонстрации.0003

2. Экспериментатор говорит «готов» и одновременно включает секундомер. Когда объект завершает первую трассировку, остановите часы и отметьте затраченное время. Также обратите внимание на количество ошибок, зафиксированных на счетчике.

3. Попросите субъекта повторить эксперимент. Снова обратите внимание на затраченное время и совершенные ошибки.

4. Заставьте субъекта повторить процесс десять раз.

Сведите результаты в таблицу:

1. Наблюдайте за результатами и выясните, как уменьшается время и количество ошибок по мере увеличения количества попыток. Посмотрите, является ли снижение постепенным или внезапным. Нанесите время и ошибки на график.

2. Соберите данные для всей группы и занесите результаты в следующую таблицу:

3. Изучите индивидуальные варианты.

4. Для различных испытаний нарисуйте графики времени и ошибок для групповых средних значений.

5. Сравните это с графиком для вашего отдельного предмета.

Эксперимент № 3. Взгляд на моторное обучение:

Введение:

Предыдущий эксперимент служил для иллюстрации того, как простой двигательный навык осваивается методом проб и ошибок. Однако следует отметить, что все основное обучение не происходит полностью на основе проб и ошибок. Иногда, когда человек может сформулировать определенный закономерный принцип, моторное обучение показывает очень внезапные улучшения, не поддающиеся объяснению обычной теорией проб и ошибок.

Это можно проиллюстрировать следующим экспериментом:

Задача:

Чтобы проиллюстрировать роль понимания в моторном обучении.

Материалы:

Ступенчатый лабиринт с двумя дорожками, аккумулятор, лампочки, секундомер и стилус.

Описание Ступенчатого лабиринта:

Ступенчатый лабиринт состоит из различных узоров; обычно он состоит из деревянного ящика с металлическими головками наверху. Коробку можно открыть с помощью петли. С внутренней стороны скрытые концы некоторых винтов соединены друг с другом двумя дорожками, идущими от первых двух до последнего ряда по длине коробки.

В одной дорожке винты соединены хаотично, первые два могут быть по прямой линии, следующие четыре слева, следующие две справа и т. д. Вторые дорожки соединяются по обычному принципу, что облегчает понимание и, следовательно, понимание намного легче.

Суть эксперимента в том, что испытуемый должен выучить эти два пути, когда лабиринт закрыт. Ступенчатый лабиринт подключен к красной лампочке в цепи через аккумулятор и к стилусу.

Всякий раз, когда субъект касается одного из винтов стилусом, загорается свет. Это признак того, что он касается правильного винта. Однако, если он коснется одного из винтов, не соединенных с дорожкой, свет не загорится. Иногда выгодно подключить неправильные винты в другой цепи с помощью зуммера, чтобы всякий раз, когда эти винты касаются, зуммер звонил.

Процедура:

Соедините лабиринт, закройте лабиринт и посадите субъекта рядом с начальной точкой первого (путь «А»). Дайте ему стилус и положите его руку на первый винт пути A’.

Инструкции:

1. Ваш стилус находится в начальной точке. Конечная точка находится на другом конце. (Указать конечную точку). Вам нужно будет проследить путь стилусом, коснувшись определенного набора винтов, и довести стилус до этой конечной точки. Следите за тем, чтобы стилус касался только правильных винтов. Всякий раз, когда вы касаетесь правильного винта, этот индикатор будет светиться. Если свет не горит, значит, вы сбились с верного пути. Экспериментатор дает несколько демонстраций того, как можно определить правильные шаги, коснувшись только одного или двух винтов.

2. Экспериментатор говорит «готов» и включает секундомер. Он тщательно отмечает количество неправильных винтов, к которым прикасается испытуемый. Как только он/она достигает конечной точки, засчитывается затраченное время, а также записывается количество зажатых неправильных винтов. Эта процедура повторяется до тех пор, пока субъект не освоит путь.

3. Теперь эксперимент повторяется с обычным путем. (Путь «B»)

Результаты:

Как и в предыдущем эксперименте, затраченное время и ошибки сведены в таблицу:

1. Сравните уменьшение времени и ошибок для двух путей. В случае «B» вы обнаружите, что после некоторых испытаний происходит внезапное уменьшение как времени, так и ошибок. Это потому, что субъект понял основной принцип направления и количества шагов, лежащих в основе этого пути. Это называется обучением через озарение.

2. Соберите групповые данные для двух путей, как в предыдущем эксперименте. Проанализируйте результаты.

3. Графически представить индивидуальные и групповые данные, сравнить графики.

Эксперимент № 4. Влияние наказания на обучение:

Введение:

Идея о том, что наказание способствует обучению, существовала на протяжении всей истории, и на ее основе было разработано несколько систем наказания. Торндайк в своей теории «проб и ошибок» утверждал, что ходы, ведущие к раздражающему положению дел, имеют тенденцию устраняться.

Так как наказание создает раздражающее положение вещей, можно ожидать, что оно приведет к устранению неправильных ходов. Психологи, работающие с точки зрения теории условных рефлексов, изучали это явление под названием условного рефлекса избегания.

Задача:

Изучить, способствует ли наказание приобретению двигательных навыков.

Требуемые материалы:

Устройство зеркальной канавки, подключенное к батарее, счетчик импульсов и стилус, как в эксперименте проб и ошибок. Кроме того, в схему введены ударная катушка и индуктор, а также необходим секундомер.

Экспериментальная психология:

Процедура:

Настоящий эксперимент проводится как групповой эксперимент. Выбираются две группы испытуемых, сопоставимые по возрасту, интеллекту, уровню образования и полу. Одна из групп — это контрольная группа, которая обучается без наказания, а вторая — экспериментальная группа, которая обучается с наказанием.

1. Процедура для контрольной группы:

Процедура эксперимента методом проб и ошибок. Для этой группы ударная катушка и индуктор в схему не включены.

Проведите эксперимент на контрольной группе и занесите результаты в следующую таблицу:

ium и ударная катушка введены в схема. Инструкции также немного различаются. Дополнительная инструкция такова: «Когда вы рисуете зеркальный рисунок одной рукой, держите другую руку на этой катушке». (Укажите на ударную катушку).

Здесь субъект всякий раз, когда он делает ошибку, получает легкий шок, и это наказание. За исключением этого, процедура такая же, как и для контрольной группы. Занесите результаты в таблицу, как и в случае с контрольной группой, описанной выше.

Результаты:

Сведите в таблицу результаты двух групп, как показано: пять переменных, перечисленных выше. Проверьте значимость различий между группами по всем пяти переменным. Какая группа лучше?

Эксперимент № 5. Роль эмоциональных факторов в обучении:

Введение:

Долгое время не признавалось, что чувства и эмоции человека влияют на процесс обучения. С появлением психоанализа и концепции бессознательного было обнаружено, что материал, который может вызвать определенные эмоции и потребности человека, вероятно, потребует больших усилий для изучения.

Задача:

Сравнить скорость заучивания эмоциональных и нейтральных слов.

Требуемые материалы:

Барабан памяти – список из десяти эмоциональных слов и список из десяти нейтральных слов.

Эмоциональные слова должны быть выбраны тщательно, чтобы они могли вызвать эмоции субъектов, например, девушка, секс, убийство и т. д. Примеры нейтральных слов: дорога, здания и т. д.

Процедура:

Процедура и инструкции точно такие же, как и для эксперимента со значимыми и бессмысленными материалами. Два списка слов воспроизводятся через барабан памяти столько раз, сколько необходимо для того, чтобы испытуемый мог воспроизвести эти два списка.

Результаты:

Сведите в таблицу результаты для группы следующим образом:

Сравните количество испытаний, необходимых для двух списков, и проверьте значимость различий.

Эксперимент № 6. Влияние знания результатов на обучение:

Введение:

Ряд экспериментаторов обнаружил, что скорость приобретения индивидуумом определенного навыка зависит от его/ее знание результатов. Это было наглядно продемонстрировано в ходе некоторых экспериментов, проведенных армией и военно-воздушными силами США. Знание результатов может повлиять на процесс обучения двумя способами.

С положительной стороны, знание прежних успехов может мотивировать человека к лучшему обучению. Однако если неудач слишком много, это может привести к разочарованию и падению скорости обучения. Кроме того, знание результатов также облегчает корректировку.

Задача:

Выяснить, влияет ли знание результатов своего прогресса в изучении навыка на скорость обучения.

Материалы:

Мишень в виде мишени, карандаш, шкала, повязка на глаза.

Процедура:

Эксперимент проводится как групповой. Можно использовать обычную игру с попаданием в яблочко. Группа делится на экспериментальную группу, которая работает со знанием результатов, и контрольную группу, которая работает без знания. Для контрольной группы процедура выглядит следующим образом.

Каждому испытуемому из этой группы завязывают глаза и просят дотронуться карандашом до глаза быка. Каждый раз, когда он пытается прикоснуться к ней, ошибка измеряется с помощью весов и записывается. Ему разрешается провести не более 15 испытаний. Если же испытуемому удается добиться двух последовательных правильных касаний, эксперимент прекращают еще раньше.

Для экспериментальной группы процедура аналогична, за исключением того, что после каждой попытки испытуемый информируется о степени и направлении ошибок. Снова дается максимум 15 испытаний. Если испытуемый учится раньше, эксперимент прекращается, как только испытуемый добьется успеха, даже до завершения 15 попыток.

Результаты:

Рассчитайте среднюю ошибку для каждого испытания отдельно для экспериментальной и контрольной групп следующим образом: графики и сравнить прогресс обучения. Показывает ли экспериментальная группа превосходство?

Эксперимент № 7. Передача знаний:

Введение:

Одной из актуальных тем исследований в области психологии обучения была проблема переноса обучения из одной ситуации в другую. Долгое время считалось, что некоторые материалы легче усвоить после усвоения некоторых других материалов. Это убеждение нашло отражение в идее формальной дисциплины в образовательной программе, согласно которой изучение классических языков, таких как латынь, должно было улучшить способность к изучению некоторых других предметов. Трансфер может быть двух видов — положительный или отрицательный.

Иногда изучение навыка может облегчить изучение последующего навыка. В других случаях изучение одного навыка на самом деле может затруднить изучение последующего навыка. Оба типа переноса были экспериментально продемонстрированы.

Одним из важных видов экспериментов является метод тестирования «до и после». При этом испытуемые выполняют одно задание «А» в течение некоторого времени, а до и после этого отмечают их выполнение в задании «В», чтобы выяснить, есть ли какая-либо разница в двух действиях, полученных в результате обучения «А».

Однако лучше использовать две группы: одну контрольную и другую экспериментальную. Эту процедуру применяли Вудворт и Торндайк, Вич, Дирборн и другие. Другой метод – это метод последовательной практики. Здесь процедура заключается в том, чтобы один и тот же субъект последовательно выучил два эквивалентных задания «А» и «Б». Если оказывается, что обучение «В» легче, чем обучение «А», то предполагается, что перенос имел место.

Задача:

Продемонстрировать феномен билатерального переноса методом «перед после».

Необходимые материалы:

Зеркальная копировальная доска с батарейками, счетчиком импульсов и стилусом.

Процедура:

Испытуемые должны быть разделены на две подходящие группы на основе их результатов в фортесте (первое прослеживание узора звезды левой рукой). Опять же, одним из методов рандомизации, разделить эти группы на экспериментальную группу и контрольную группу.

(i) Контрольная группа:

Дайте следующие инструкции испытуемым, включенным в контрольную группу:

«Посмотрите в это зеркало, вы увидите изображение звезды. Изображение является отражением узора на деревянной доске и скрыто экраном. Возьмите перо в левую руку (Экспериментатор подает перо испытуемому и помогает ему расположить его в конце ближайшей позиции). Теперь вам нужно будет посмотреть в зеркальное отражение и обвести стилусом узор звезды. Следите за тем, чтобы игла не касалась краев паза. Если это произойдет, это будет считаться ошибкой. Постарайтесь проследить изображение как можно быстрее».

После того, как субъект один раз проследил путь левой рукой, его просят проследить путь еще раз. Затраченное время и количество допущенных ошибок записывают, когда испытуемый прослеживал путь левой рукой в ​​первый раз (форетест), а также во второй раз (послетест).

(ii) Экспериментальная группа:

Те же самые инструкции должны быть даны испытуемым, включенным в экспериментальную группу. Единственная разница между контрольной и экспериментальной группами заключается в том, что испытуемые из последней группы практикуют прослеживание пути правой рукой в ​​течение примерно 10 попыток, в то время как испытуемые из контрольной группы этого не делают.

В случае экспериментальной группы предварительный тест соответствует прохождению пути левой рукой в ​​первый раз до тренировки правой рукой, а после теста соответствует повторному прохождению пути левой рукой после период практики.

Затраченное время и количество допущенных ошибок записывают во время предварительного и последующего испытаний, а показатели контрольной и экспериментальной групп в начальных и последующих испытаниях заносят в таблицу, как показано ниже:

Результаты:

(1) Рассчитайте процентное увеличение времени от предварительного теста до после теста в контрольной группе, а также в экспериментальной группе. Рассчитайте CR для определения значимости разницы между этими процентами.

(2) Рассчитайте процент снижения количества ошибок по сравнению с предварительным тестом по сравнению с послетестовым в контрольной и экспериментальной группах. Рассчитайте CR для определения значимости разницы между этими процентами.

Обсуждение:

Если значение ПО значимо в пользу экспериментальной группы, то подтверждается феномен положительного билатерального переноса. Если значение CR значимо в пользу контрольной группы, то подтверждается феномен отрицательного билатерального переноса. Если значение CR незначительно, то феномен билатерального переноса не подтверждается.

Эксперимент № 8. Перенос в вербальном обучении:

Задача:

Изучить влияние схожести материала на передачу при вербальном обучении.

Необходимые материалы:

Два стихотворения X и Y, отрывок из прозы, список чисел, состоящих из 4 цифр каждое.

Процедура:

Этот эксперимент проводится как групповой эксперимент. Группа испытуемых, скажем, из двадцати четырех субъектов, распределяется по четырем группам A, B, C и D в соответствии с методом рандомизации.

Группа А заучивает стихотворение Х, группа Б заучивает отрывок из прозы, группа С заучивает список чисел, а группа Г изначально ничего не заучивает в ходе эксперимента. Эта группа служит контрольной группой, а три другие группы A, B и C служат экспериментальными группами. Позже всем четырем группам предлагается выучить стихотворение Y. Необходимо записать количество попыток, необходимых каждому субъекту, чтобы в совершенстве выучить стихотворение Y, а результаты занести в таблицу.

Среднее количество попыток, предпринятых каждой из экспериментальных групп и контрольной группы, чтобы в совершенстве выучить стихотворение Y, представлено в следующей таблице:

Результаты:

Определите значимость разницы между средними значениями каждой пары вышеуказанных групп, вычислив отношение t и обсудив следующие моменты:

1. Среднее ли Количество попыток, предпринятых в каждой из экспериментальных групп, меньше, чем в контрольной группе.

2. Меньше ли среднее количество попыток, проведенных экспериментальной группой «А», по сравнению с экспериментальными группами В и С и контрольной группой.

Эксперимент № 9. Целое Против. Изучение части:

Введение:

При изучении любого материала, например отрывка из прозы, некоторые люди применяют метод тщательного изучения одной части, а затем перехода к следующей части, таким образом изучая весь отрывок по частям. Это называется методом части. Некоторые другие, с другой стороны, предпочитают повторять весь отрывок несколько раз и пытаться выучить отрывок целиком. В самом раннем эксперименте Стиффенс обнаружил, что при изучении слогов и строф весь метод занимает гораздо меньше времени. Пайл и Снайдер в своих экспериментах также обнаружили явное преимущество в использовании всего метода.

Аналогичные результаты были получены и Мейлером. Однако Винч в эксперименте по изучению поэзии обнаружил, что частичное обучение более выгодно. МакГох в исследовании детей не обнаружил большой разницы между этими двумя методами. Кук, используя лабиринты, и люди снова обнаружили небольшую разницу между двумя методами. Таким образом, можно обнаружить, что выводы здесь противоречивы. Дело в том, что легкость обучения, по-видимому, зависит не только от метода, но и от способностей субъекта, сложности материалов, длины материала и т. д.

Задача:

Сравнить относительные преимущества методов целого и части в изучении отрывка поэзии.

Материалы:

Стихотворение, состоящее из трех-четырех строф.

A. Процедура для всего метода:

Эксперимент проводится как групповой эксперимент. Выбираются две группы испытуемых с одинаковым интеллектом, одна из которых подвергается полному методу обучения, а другая — частичному. Эксперимент проводится в отдельных комнатах на двух группах.

1. Инструкция для «всей» учебной группы: «Я прочитаю вам стихотворение». Вам придется внимательно слушать и записывать. Эта процедура будет повторена десять раз, а это значит, что вы запишете стихотворение десять раз».

3. Эта процедура повторяется десять раз. По окончании этого исправляются последние репродукции и подсчитывается количество ошибок.

B. Процедура метода части:

1. Здесь инструкции следующие: «У меня есть стихотворение, состоящее из трех строф. Я прочитаю одну строфу, а вы должны будете записать то, что я прочитал. Одна и та же строфа будет прочитана десять раз, и вам придется записать ее. Вы будете следовать тому же методу в отношении всех трех строф».

2. Экспериментатор читает первую строфу десять раз, каждый раз прося испытуемого записать ее. Та же процедура повторяется и с другими строфами.

Наконец, субъекты должны воспроизвести стихотворение целиком. Эти репродукции исправлены, а ошибки учтены.

Результаты:

Сведите результаты в таблицу следующим образом:

Проверьте значимость разницы в средних ошибках, используя t-коэффициент.

Примечание:

Повторите эксперимент с большими цифрами чисел, более длинными поэтическими отрывками, списками бессмысленных слогов и т. д. и выясните, как длина, тип материалов и т. д. влияют на результаты.

Практическое применение:

Такие эксперименты помогают учащемуся планировать свои методы обучения. Это также помогает учителю решить, следует ли ему преподавать тот или иной материал частично или целиком.

Главная ›› Эксперименты ›› Экспериментальная психология ›› Обучение ›› Эксперименты по обучению

Экспериментальная педагогика и психология ребенка

Перейти к форме поискаПерейти к основному содержаниюПерейти к меню аккаунта

  • ID корпуса: 142578924
 @inproceedings{ClapardeExperimentalPA,
  title={Экспериментальная педагогика и психология ребенка},
  автор = {{\ 'E} Дуар Клапар {\ `e} де}
} 
  • Э. Claparède
  • Психология

Первый систематический обзор данных и методов новой психологической науки о ребенке, составленный специально для воспитателя. Эта работа особенно примечательна обширным анализом не только умственного развития, но и природы и последствий умственного утомления.

Возникновение педагогической психологии

    Д. К. Чарльз

    Психология, образование

  • 1987

Ученому или практикующему специалисту в любой зрелой дисциплине кажется нормальным и неизбежным, что дисциплина должна существовать в ее нынешнем виде. Но дисциплины, как и люди, имеют свою индивидуальность…

Теория развития в классе

    Лесли Смит

    Психология, образование

  • 1987

В связи с ролью психологии развития в понимании обучения в классе обсуждаются два вопроса. и обучение. Один вопрос заключается в том, является ли перспектива развития…

Дидактические игры – основная педагогическая деятельность в дошкольном образовании

    Николета Рамона Чобану

    Образование

  • 2018

и даже проверяет…

Экологическая практика: иллюстрации из педагогической психологии Новой Зеландии.

    Дж. Аннан

    Психология

    Кайранга

  • 2005

Психологи-педагоги в большинстве стран мира сообщают, что используют экологический подход в своей работе. Но что значит работать экологически? Как мы распознаем экологическую практику? Это…

Исторические корни глобальной культуры тестирования в образовании

    Кристиан Идесен, К. Андреазен

    Образование

    Nordic Исследования в области образования

  • 2020

Современное образование характеризуется глобальной культурой тестирования, отражая факт, что студенты. «Результаты и стандарты обучения находятся в центре внимания политиков во всем мире. Поэтому он играет…

ВЫРАЖЕНИЕ Я И КОНТЕКСТ РАЗГОВОРА: ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДИСКУРСА О Я

    Т. Алтар

    Психология

  • 1993

В первой половине диссертации представлен широкий обзор и анализ концепции Я , феномен самореференции и использование метафор в теоретических представлениях о себе.

Придание психологии Пиаже образовательного значения

    Лесли Смит

    Образование, психология

  • 1985

Приводятся две основные причины для дальнейшего использования психологической теории Пиаже в образовательных целях. Первая причина заключается в том, что его теория выдерживает психологическую проверку. В поддержку утверждается…

Что такое образовательные исследования? Изменение взглядов на протяжении ХХ века

    Джон Нисбет *

    Образование

  • 2005

В этой статье рассматривается история исследований в области образования, прежде всего в и какова должна быть его функция — изменилось…

Культурная психология и проблема обмена личности и среды: есть ли общая концепция?

    К. Креппнер

    Психология

  • 1997

Целостный взгляд на концепцию обмена личностью и контекстом, присутствующую во многих современных культурно-ориентированных теориях развития, имеет разные корни в истории европейской психологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts