Переключаемость внимания в психологии это: переключаемость внимания | это… Что такое переключаемость внимания?

Свойства внимания

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3).

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития.

Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруп-пированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.

Рис. .3. Свойства внимания

Переключение внимания

проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориенти-роваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятель-ностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представ-ляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесооб-разно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Извест-но, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно прод-лить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения.

Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания

– это степень или интенсивность сосредоточен-ности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентра-цией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей,

внутренняя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профес-сиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач.

Для сосредоточения внимания необходимо:

  • концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;

  • не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;

  • отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Развитие внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».

Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. Из графика, изображенного на этом рисунке, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школь-ном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю. Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет»

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличност-ного общения, где открывается простор для личностного развития.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследо-вательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомога-тельные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

9

Распределённое внимание — Когнитивная способность

Что такое распределённое внимание?

Распределённое внимание — это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно, отвечая, таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

Тем не менее, наша способность реагировать и выполнять несколько задач параллельно имеет свои пределы. При распределении внимания производительность и эффективность действий, которые происходят в одно и то время, снижается. Когда человек испытывает трудности с одновременным откликом на многочисленные запросы окружающей среды, возникает явление, известное как интерференция. Интерференции возникают потому, что наш мозг может обрабатывать только ограниченное количество информации. Однако практика и когнитивные тренировки могут улучшить распределённое внимание, и, следовательно, способность выполнять более одного вида деятельности одновременно.

Примеры распределённого внимания

  • Распределённое внимание играет важную роль в процессе учёбы, поскольку нам приходится одновременно слушать учителя, смотреть на доску или учебные материалы, делать записи, и в этом нам помогает способность распределять внимание. Поэтому она так важна для успешной учёбы. Это может быть одной из причин, почему люди с проблемами внимания получают плохие оценки.
  • Водитель готовится совершить обгон и вдруг замечает знак, указывающий необходимость смены полосы. Если он не в состоянии одновременно и должным образом отреагировать на знак и завершить обгон, он либо свернёт с намеченного маршрута, либо создаст аварийную ситуацию, если вовремя не совершит манёвр. Для управления автомобилем следует поддерживать внимание в очень хорошем состоянии.
  • Официант использует распределённое внимание, когда запоминает то, что говорит клиент, стараясь при этом не забыть, что заказали за четвёртым столиком, и вдобавок не уронить поднос с грязной посудой в руке.
  • Если кассир продуктового магазина должен ответить одному покупателю, в то время как обслуживает другого, он использует распределённое внимание.
  • Если вы танцуете с бокалом в руке, вы используете распределённое внимание, чтобы не отставать от ритма, и в то же время не разлить напиток.
  • Даже когда мы одновременно едим и разговариваем, или смотрим телевизор и общаемся в чате по телефону, мы задействуем наше распределённое внимание.

Расстройства или патологии, связанные с распределённым вниманием

Распределённое внимание может пострадать в результате многих расстройств, а также из-за проблем в самом процессе распределения внимания, или проблем в части субпроцессов внимания, от которых оно зависит. Если распределённое внимание функционирует недостаточно хорошо, любая интерференция может нарушить ход задач, выполняемых одновременно. Таким образом, если распределённое внимание нарушено, мы не можем одновременно разговаривать и выехать на машине на перекрёсток, поскольку это может создать аварийную ситуацию. Аналогичным образом, если «Реакция Пробуждения» (уровень активации или общая настороженность) претерпевает изменения, это ведёт к «коматозному состоянию», в котором мы не можем управлять автомобилем и говорить одновременно (на самом деле, на этой стадии невозможно выполнить ни одну из этих задач по отдельности).

Несмотря на то, что распределённое внимание может пострадать в результате психиатрических расстройств, таких как шизофрения, или различных нарушений, таких как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поражается, прежде всего, общее внимание. Кроме того, довольно часто внимание нарушается после перенесённых черепно-мозговых травм или кровоизлияния в мозг (инсульт). В этих случаях расстройство внимания и его составляющих может быть различной степени тяжести, в зависимости от поражённых областей мозга.

Принимая во внимание всё вышесказанное, распределённое внимание нарушается практически при любых расстройствах, при которых внимание повреждается даже минимально. Таким образом, если у пациента наблюдается контралатеральный геминеглект (неспособность распознавать поле зрения, противоположное области черепно-мозговой травмы), гипопрозексия (отвлекаемость), гиперпрозексия (чрезмерное внимание и повышенная концентрация) или апрозексия (невнимательность, неспособность фиксировать внимание), он будет испытывать трудности при выполнении задач, которые требуют распределённого внимания.

Как измерять и оценивать распределённое внимание?

Распределённое внимание — это важнейшая когнитивная способность в нашей жизни, позволяющая нам быть более эффективными. Корректное и одновременное выполнение любой задачи, которая включает в себя более одного действия (перцептивного, моторного или когнитивного), напрямую зависит от нашей способности распределять внимание. Тест на распределённое внимание может быть полезен в различных профессиональных сферах, где необходимо оценивать производительность работы (водители или работники транспорта, монтажники, спортсмены и т.д.). Кроме того, оценка распределённого внимания может пригодиться в учёбе (например, нуждается ли ученик в дополнительной помощи при конспектировании или решении задач) или в клинических условиях (возможно, некоторым пациентам нужно объяснять информацию проще и доступнее). Во всех этих областях может представлять большой интерес выполнение когнитивного тестирования, поскольку это может принести ощутимую пользу в работе, учёбе и повседневной жизни.

Для измерения распределённого внимания команда CogniFit («КогниФит») взяла за основу классический Тест Струпа. Так был разработан Тест на Многозадачность, который кроме распределённого внимания оценивает когнитивную гибкость и зрительно-моторную координацию.

  • Тест на многозадачность DIAT-SHIF: с помощью стрелки следуйте за движением белого шара, обращая внимания на слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этой игре нужно адаптироваться к изменениям стратегии, новым ответам, а также одновременно управлять способностями мониторинга и визуализации.

Как восстановить или улучшить распределённое внимание?

Распределённое внимание, как и другие когнитивные навыки, можно тренировать, улучшать и даже научиться его использовать. CogniFit («КогниФит») предлагает это сделать профессионально. Практикуясь, мы можем увеличить скорость функционирования нашего внимания, научитьcя задействовать меньше ресурсов мозга в момент одновременной реакции на разные стимулы, а также улучшить способность обрабатывать информацию, хотя это и непростая задача.

Реабилитация распределённого внимания базируется на нейронной пластичности. Следуя этой идее, CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений, предназначенных для реабилитации распределённого внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если мы регулярно тренируем распределённое внимание, мы сможем автоматически выполнять действия, которые пытаемся совместить, повышая тем самым их эффективность. За счет автоматизации различных видов деятельности нашему мозгу будет гораздо проще выполнять их одновременно.

Команда профессионалов CogniFit («КогниФит»), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции, адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки распределённого внимания и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения распределённого внимания и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста (в данном случае, вероятно, других субпроцессов внимания, от которых зависит распределённое внимание).

Для улучшения распределённого внимания важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния.

Переключение внимания может мешать нашему восприятию реальности — ScienceDaily

Мы живем в мире отвлекающих факторов. Мы многозадачны наш путь через наши дни. Мы носим часы, которые предупреждают нас о текстовых сообщениях. У нас есть телефоны, которые жужжат, сообщая последние новости.

Возможно, вы читаете эту историю даже потому, что отвлеклись.

Новое исследование предполагает, что отвлекающие факторы — те надоедливые помехи, которые отвлекают нас от наших целей — могут изменить наше восприятие того, что реально, заставляя нас поверить, что мы видели что-то отличное от того, что мы видели на самом деле.

Что еще более тревожно, исследование предполагает, что люди могут не осознавать, что их восприятие изменилось — напротив, они могут испытывать большую уверенность в том, что, по их мнению, они видят.

«Мы хотели выяснить, что происходит, если вы пытаетесь уделить внимание чему-то одному, а что-то мешает», — сказала Джули Голомб, старший автор и доцент кафедры психологии Университета штата Огайо. «Наша визуальная среда содержит слишком много вещей, которые мы не можем обработать в данный момент, так как же нам совладать с этим давлением?»

Результаты, недавно опубликованные онлайн в журнале Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance , показывают, что иногда мы этого не делаем.

Результаты показали, что люди иногда путали цвет объекта, который они должны были запомнить, с цветом, который отвлекал. Другие слишком компенсировали это и думали, что цвет, который они должны были запомнить, еще больше отличался от отвлекающего объекта, чем это было на самом деле.

«Это означает, что существуют более глубокие последствия отвлечения вашего внимания, которые могут фактически изменить то, что вы воспринимаете», — сказал Голомб, директор Лаборатории зрения и когнитивной неврологии штата Огайо. «Это показало нам, что мы явно не понимаем всех последствий отвлечения внимания».

Чтобы оценить, как отвлечение взаимодействует с реальностью, исследователи показали участникам исследования четыре разноцветных квадрата на экране компьютера. Исследователи попросили участников сосредоточиться на одном конкретном квадрате. Но иногда вокруг другого квадрата появлялся яркий отвлекающий фактор, отвлекающий внимание участника, даже ненадолго, от исходного квадрата фокуса.

Затем исследователи показали участникам исследования цветовой круг, содержащий весь цветовой спектр, и попросили их щелкнуть на колесе, где цвет наиболее точно соответствует цвету исходного квадрата.

Затем участники выделили диапазон цветового круга, чтобы показать, насколько они уверены в своем выборе. Выделение узкого диапазона указывало на большую уверенность; выделение более широкого диапазона указывало на меньшую уверенность.

Результаты показали, что цвет отвлечения «перетекал» в цвет фокуса одним из двух способов: либо люди думали, что квадрат фокуса был цветом квадрата отвлечения, либо они чрезмерно компенсировали, выбирая оттенок цвета фокуса, который был дальше. далеко на цветовом круге от отвлекающего цвета.

Например, если квадрат фокуса был зеленым, а цвет отвлечения оранжевым, участники щелкали в сине-зеленой области колеса — ближе к исходному цвету, но дальше от цвета отвлечения, как будто для сверхкомпенсации.

Что еще более поразительно, результаты показали, что участники были так же уверены, когда нажимали на отвлекающий цвет, как и при выборе правильного цвета.

«Это означает, что в среднем эти два типа ответов были связаны с одним и тем же размером доверительного интервала», — сказал Голомб. «В испытаниях, где они сообщали о цвете дистрактора, они, похоже, не осознавали, что это была ошибка».

В этом исследовании приняли участие 26 человек. В штате Огайо уже проводятся дополнительные исследования, чтобы попытаться ответить на дополнительные вопросы о том, как отвлекающие факторы взаимодействуют с реальностью.

«Это приводит к интересному следствию для памяти — может быть, если отвлечение происходит в нужное время, вы можете перенять элементы отвлечения в то, что, как вам кажется, вы помните? Может ли это означать, что некоторые из наших ошибок памяти могут из-за того, что мы изначально почувствовали что-то неправильное?» сказал Джиаген Чен, ведущий автор и аспирант-исследователь Лаборатории зрения и когнитивной неврологии штата Огайо. «Мы еще не знаем, но это интересная область для будущих исследований».

Эндрю Лебер, адъюнкт-профессор психологии штата Огайо, также является соавтором этого исследования, которое финансировалось за счет грантов Национального института здравоохранения и Национального научного фонда.

Что такое… Внимание — Психическое здоровье на дому

4 октября 2022 г. 7 октября 2022 г.

В этой серии я немного углублюсь в значение терминов, связанных с психологией. Термин этой недели — внимание.

Нас постоянно бомбардируют непрерывным потоком раздражителей, как внутренних, так и внешних. Внимание — это процесс, с помощью которого мы сужаем наше внимание до определенных фрагментов информации. Это необходимо, потому что наша способность обрабатывать информацию ограничена.

Избирательное внимание

Избирательное внимание относится к способности сосредотачиваться на определенных раздражителях окружающей среды, игнорируя другие отвлекающие факторы.

Эффект коктейльной вечеринки является примером избирательного внимания к слуховым данным. Если вы разговариваете с небольшой группой других людей, вы, вероятно, сосредоточены на том, что говорят другие в этой небольшой группе, и в основном игнорируете всю остальную болтовню на заднем плане. Однако, если кто-то в одном из тех фоновых разговоров, которые вы игнорируете, произносит ваше имя, это, скорее всего, пройдет через ваш избирательный фильтр.

В исследованиях избирательного внимания, в которых люди воспринимают разные слуховые потоки в каждое ухо и просят повторить то, что они слышат, например, левым ухом, они очень мало замечают того, что слышат правым ухо. Они, вероятно, заметят, мужской это голос или женский, но они, вероятно, не заметят, если этот голос переключится на другой язык на полпути.

Посмотрите это короткое видео:

Избирательное внимание мешало вам заметить необычный стимул?

Модели избирательного внимания

Кайл. Фарр, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Психолог Дональд Бродбент предложил модель фильтра, которая включала фильтрацию сенсорного ввода на основе физических характеристик. Информация, прошедшая через этот фильтр, будет подвергаться обработке более высокого уровня, прежде чем попадет в рабочую память. Переход к обработке более высокого уровня служит узким местом, ограничивающим пропускную способность.

Поскольку отфильтрованная информация никогда не попадает в оперативную память, у вас нет возможности запомнить эту информацию, даже если вы с ней столкнулись. Это основная часть частотной иллюзии, заключающаяся в том, что вы замечаете что-то, а затем внезапно видите это повсюду. Дело не в том, что вы не видели этого раньше; оно просто не проходило через фильтр в вашу память, поэтому просто невозможно это запомнить.

Kyle.Farr, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Согласно модели затухания Энн Трейсман, первоначальный фильтр не полностью блокирует стимулы. Вместо этого он ослабляет (ослабляет) их, но эта информация по-прежнему подлежит дальнейшей обработке через иерархию анализаторов. Этими анализаторами являются слоги, слова, грамматика и семантика. Эта модель объясняет нашу способность замечать, как кто-то произносит наше имя, даже если до этого мы не обращали внимания на то, что он говорил.

Распределенное внимание и переключение между задачами

Как бы людям ни нравилось думать, что они могут работать в режиме многозадачности, наш мозг не умеет разделять внимание. Попытка работать в режиме многозадачности при выполнении сложных задач снижает нашу производительность. Переключение задач, то есть переключение внимания между разными задачами, также требует когнитивных усилий.

На самом деле требуется больше умственной энергии, чтобы переключить внимание в рамках сенсорной модальности, чем для переключения с одного чувства на другое. Это означает, что переключение внимания с прослушивания одного разговора на прослушивание другого разговора требует больше когнитивных усилий, чем переключение внимания со слухового ввода этого разговора на визуальный источник ввода.

Вещи, которых мы не замечаем

Слепота к изменениям относится к нашей склонности не замечать изменений в чем-либо, если мы переключаем внимание на что-то другое, а затем возвращаемся к нему. Мы можем даже не заметить, что разговариваем с другим человеком! В одном исследовании экспериментатор А остановил кого-то, чтобы спросить у него дорогу, затем экспериментаторы В и С прошли между экспериментатором А и испытуемым. При этом экспериментаторы А и Б поменялись местами. Это заметила только половина испытуемых, даже когда им сказали, что они больше не разговаривают с экспериментатором А.

Слепота к повторению — это склонность не замечать повторяющиеся стимулы, предъявляемые в быстрой последовательности. Если мы видим объект во второй раз, наш мозг может просто зациклиться на первом объекте и не обработать второй. Я часто повторяю такие слова (или даже вот так вот так), когда делаю паузу, чтобы подумать в середине предложения, и, возможно, слепота к повторению является причиной того, что я редко обнаруживаю подобные ошибки самостоятельно, когда пытаюсь вычитывать.

Зрительное внимание

Обращая внимание на визуальные стимулы, наш мозг выбирает определенные модели, которые кажутся релевантными на основе таких факторов, как ориентированные края, цветовой контраст, интенсивность и движение. Когда наше внимание смещается, мы сначала медленно замечаем, что что-то происходит в той области, от которой мы только что отвлеклись; это называется торможением возврата.

Помимо того, что мы обращаем внимание на зрительную область, на которой мы сфокусированы, мы также можем поддерживать некоторый уровень скрытого пространственного внимания, замечая предметы на периферии нашего поля зрения.

Внимание к объекту относится к нашей склонности отдавать приоритет всем аспектам дискретного объекта для обработки. Если я разговариваю с вами, я с большей вероятностью замечу вашу обувь, чем обувь человека, сидящего рядом с вами, потому что, хотя ваша обувь не имеет отношения к нашему разговору, она является частью объекта, который это ты.

Внимание и усилие

Внимание без усилий сосредоточено на поглощающих действиях, и не кажется, что оно требует больших усилий (если вообще требуется). Это, как правило, происходит с приятными занятиями, где есть баланс проблем и навыков. Он включает в себя сочетание возбуждения, контроля и расслабления, а также ощущение потока.

Для задач на внимание, требующих усилий, существуют определенные факторы, влияющие на количество усилий, которые мы прилагаем. Людям, которые лишены сна, трудно выполнять задачи, требующие постоянного внимания, но внимание можно улучшить, увеличив потенциальное вознаграждение за выполнение задач, добавив новизну или нерегулярность или усилив стресс.

Переход на личности

Я нахожу удивительным, как наш мозг может выбирать нужные биты из огромного количества сенсорной информации, которую мы получаем. Особенно интересно, что мы можем различать свое имя в разговоре, который на самом деле не слушаем.

Мне трудно выполнять задачи, требующие сознательного внимания, когда много слуховой стимуляции, которую мне нужно отфильтровать. Я слушаю музыку только тогда, когда делаю такие вещи, как раскрашивание, которые не требуют особых размышлений, или вещи, которые можно выполнять на автопилоте. Попытки читать или писать под музыку совершенно не работают для меня. Я думаю, что раньше я был достаточно хорош в переключении задач, но теперь требуется слишком много умственных способностей, чтобы делать это легко.

Зрительно я склонен не обращать внимания на вещи, на которые не обращаю внимания, и все еще довольно забываю даже на вещи, на которые обращаю некоторое внимание. В первый раз, когда я смотрел видео с гориллой, я не видел гориллу. В том исследовании, где экспериментатор спрашивал дорогу, а половина участников не понимала, что они разговаривают с другим человеком, я абсолютно точно был в группе, которая не заметила нового человека.

Как у вас обстоят дела с многозадачностью и переключением задач? Считаете ли вы, что легче удерживать внимание одним органом чувств, чем другим?

Ссылки

  • Психологический словарь APA: внимание без усилий
  • Фридрих Ф.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts