14. Периодизация развития личности
Периодизация психического развития – это выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.
Индивидуальное развитие человека, его онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни личности. В связи с этим любые попытки построения периодизации развития личности сталкиваются с серьезными трудностями, т.к. вне системы отсчета о временных единицах возраста говорить не имеет смысла, а общие закономерности развития человека, интегрирующие представление о социальном, психологическом и биологическом возрасте, до сих пор не описаны.
Между тем в психологии проблема критериев
периодизации развития человека
поднималась неоднократно, причем
различные социальные, биологические и
психологические критерии периодизации,
с помощью которых человеческая жизнь
разбивалась на хронологические отрезки
(периоды), нередко смешивались между
собой: периодизация развития индивида
принималась за периодизацию развития
личности; например, критерии полового
созревания принимались за тот «аршин»,
которым отсчитывались сроки взросления
и старения человека.
Чаще всего оценка развития личности проводилась по ее календарному или паспортному возрасту, измеряемому временем, прошедшим с момента рождения человека.
1. Весна – период становления – до 20
2. лето – молодость – 20-40
3. осень – расцвет сил – 40-60
4. зима – старость и угасание -60-80
Сегодня эта периодизация звучит чисто метафорически, но и она не является чисто календарной периодизацией, а представляет собой смешение календарного, биологического, социального и психологического возраста. При ее рассмотрении выступают 2 момента:
1) объективно календарный и биологический возраст зависит от социально-исторического образа жизни!
2) биологический возраст, его длительность
не возрастали неуклонно от первобытного
строя до нашего времени, он варьируется
в зависимости от взлетов и падений
различных цивилизаций.
При попытках построения возрастной периодизации нередко критерии календарного, или биологического, созревания индивида брались в качестве тех показателей, посредством которых жизненный путь личности разбивался на несколько этапов.
II. П.П. Блонский: критерий периодизации – появление и смены молочных зубов:
1. беззубное детство
2. детство молочных зубов
III. Периодизация А. Гезелла: у него доминирует физическая хронология, расставление любых закономерностей развития личности на физической и биологической временной оси. Он взял за основу периодизации «ритм и темп внутреннего развития организма». Пример. характе-ки юношеского воз-та:
— 10 лет –
«золотой возраст», ребёнок доверчив,
ровен в общении, мало заботится о
внешности, легко воспринимает жизнь.
— 11 лет – активное созревание втор. половых признаков, негативизм, бунт против родителей.
— 12 лет – негативизм и конфликты ослабевают, ребенок пытается уйти от семьи, появляется его автономия.
— 13 лет – возникает чувство юмора, появляется интерес к противоположному полу.
Таким образом, в основе класси-ии, хоть автор и пытается приурочить этапы развития психики ребенка к биологическим критериям, реально лежит календарный возраст.
IV. Парадигма биогенетических периодизаций развития личности ребёнка. (С. Холл)
В основе развития человека- принцип рекапитуляции ( ребенок в своем развитии проходит все
стадии, кот. были в социогенезе) Стадии детства:
— животная фаза (младенчество)
— эпоха охоты и рыболовства (детство)
— конец дикости и начало цивилизации (8-12 лет)
— период «бури и натиска» (от 12-13 до 22-25 лет – юность)
Холл поставил важный вопрос о взаимопереходах в развитии человечества между филогенезом, социогенезом, онтогенезом ( весь цикл индивидуального развития человека – от оплодотворения до смерти)
В возрастной психологии до появления
онтопсихологии как особого направления,
как правило под онтогенезом понималось
лишь развитие ребенка до поры его
взросления. Вопросы практики (готов ли
ребенок к школе, оценка работоспособности,
вопрос социальной адаптации при переходе
не пенсию) побудили психологов обратиться
к изучению сензитивных и критических
периодов.
V. Петровский А.В., рассматривая фазы жизненного пути человека, понимал детство как адаптацию, отрочество как индивидуализацию и юность как интеграцию, отмечая, что вторая фаза вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных способностей («потребностью персонализации»), а третья фаза — противоречием между данной потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей.
См. также вопрос 15 (З. Фрейд и Э. Эриксон), 16 (Эльконин)
Сензитивные и критические периоды индивидуального развития человека.
Сензитивные периоды– периоды
повышенной восприимчивости, отзывчивости,
чувствительности в данном возрасте к
опреде-го рода воздействиям. ( обучению,
игре)
Критические периоды– «узловые точки» онтогенеза индивида в возрастном интервале кот.повышается чувствительность индивида к неадекватным раздражителям( 3,7,12 лет)
Гетерохронностьразвития человека – неравномерность старения отдел. систем.
При характеристике биологического возраста отмечается, что одинаковые по календарному возрасту люди могут существенно различаться по выраженности признаков старения и созревания.
Периодизацию биологического возраста, возрастную периодизацию в онтопсихологии, нельзя смешивать с периодизацией развития личности в социальных группах, а также с периодизацией жизненного пути развития личности
15. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе Зигмунда Фрейда. Развитие взглядов 3. Фрейда на
периодизацию развития Э. Зигмунд Фрейд
В качестве критерия для выделения фаз развития ребенка берется перемещение либидозной энергии в организме человека. Либидо во фрейдизме —
теоретическое понятие, призванное
объяснить динамику психической жизни
на основе аналогии с энергией, как она
трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения,
имеющего прежде всего бессознательную
форму. Затем оно было распространено
и на другие формы поведения,
связанные с отношениями к родителям,
детям, к самому себе. В силу того, что
либидо может иметь не только
энергетический потенциал, но и
определенную направленность, было
сформулировано положение, что в
индивидуальном развитии возможно
перенаправление либидозной энергии
в новое русло. Теория психосексуального развития Фрейда подчеркивает то обстоятельство, что определенные виды раннего опыта, полученного в течение сенситивных периодов, оказывают продолжительное воздействие на человека, что основные особенности личности закладываются в первые 5-7 лет жизни ребенка, поэтому Фрейд выделяет фазы психосексуального развития именно ребенка. I. Оральная фаза
развития. Основной источник удовольствия
для младенца на этой фазе – его рот
(сосание, кусание и т. II. Анальная фаза развития – ребенок начинает контролировать свои побуждения (акты дефекации) в соответствии с требованиями культуры. Через контроль этого процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль, саморегуляция (от 1 до 3 лет). III. Фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста – это адекватная половая идентификация. Ребенок начинает сознавать генитальные различия и удовольствие, вызываемое стимуляцией генитальной зоны, как в случае мастурбации Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекс»), а девочка к отцу («комплекс Электры») (от 3 до 5 лет). ![]() V. Генитальная (7-12) фаза, во время этой фазы либидо начинает искать себе удовлетворение адекватным способом. Это период полового созревания. Характеризуется усилением инстинктивных сексуальных влечений, ослаблением родительских привязанностей и возникновением конфликтов с подростками.
Фрейд полагал, что если человек проходит первые три стадии без психической травмы, то скорее всего он будет психологически здоровой личностью. Однако, если во время прохождения этих стадий какие-то из базисных потребностей фрустрируются, развитие личности будет задержано или, говоря иначе, произойдет фиксация и личность будет искажаться на всех последующих стадиях развития.
Эрик Эриксон
Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист
Эрик Эриксон верил в истинность
стадиального подхода к развитию. Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: Личность развивается ступенчато,
переход от одной ступени к другой
предрешен готовностью личности
двигаться в направлении дальнейшего
роста, расширения осознаваемого
социального кругозора и радиуса
социального взаимодействия. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. В книге «Детство и общество» (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического «плана личности»:
I. Младенчество (рождение до 1.5 лет) — кризис доверия и недоверия. С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям. II. Ранняя молодость (с 18 до 36 месяцев) – чувство стыда. Главная задача этого этапа – получить навыки самостоятельности и самоконтроля. III. IV. Школьный этап (с 6 до 11 лет). Появляется понятие системы, развиваются способности дедукции. Происходит борьба между трудолюбием и чувством неполноценности. V. Подростковый период (с 11 до 18) – развивается стереотипное поведение. VI. Ранняя взрослость (с 18 до среднего возраста): дихотомия интимность или самоизоляция. VII. Средняя взрослость (с 40-45 до 60): производительность или застой. VIII. Поздняя взрослость (старше 60): целостность или отчаяние.
Развитие личности по Эриксону — это
борьба крайностей. Освоение жизненного
опыта происходит через телесное
познание. Движущими силами развития психики
человека являются внутренние
противоречия, конфликты. Каждый
психосоциальный кризис содержит и
позитивный и негативный компоненты.
Если конфликт разрешен удовлетворительно,
то есть эго обогатилось положительными
качествами, следовательно, это
гарантирует здоровое развитие личности
в дальнейшем. И наоборот, если конфликт
остается неразрешенным или получает
неудовлетворительное разрешение в
развивающееся эго встраивается
негативный компонент, что создает
предпосылки к развитию невроза данного
кризиса и отрицательно влияет на
прохождение остальных фаз.
|
Периодизация развития личности (по Э.

3.10.2014
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, не уверенности, чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эго культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению, чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.
На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.
После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Ключевые слова: Развитие, Личность
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме |
---|
Личностное развитие подростков Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология |
Роль обучения в развитии личности Сластенин В.А. — «Педагогика» |
Развитие личности в деятельностном подходе … |
Психическое развитие личности Петровский А. |
Психосоциальные стадии развития личности Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Личность детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Развитие и воспитание личности Максименко С.Д., Общая психология |
Периоды возраста человека
Периоды возраста человека
Пренатальный период (280 дней до рождения)
Внутриутробное развитие — этап первых проявлений двигательных навыков человека.
Детство
1) Новорожденный ребенок (6 недель) период врожденных рефлекторных движений
2) Сосательные движения (от 9 недель до 1 года)
005
3) Раннее детство (от 1 до 3 лет) период освоения навыков ходьбы, бега и обращения с предметами , движения
5) Школьное детство (от 7 до 11 лет) период усиленного двигательного обучения
Подростковый возраст
навыки
2) Подростковый возраст (от 15 до 20 лет) период интеграции и завершения двигательного развития
Зрелость
1) Ранняя взрослость (от 20 до 30 лет)
2) Средневзрослый возраст (от 30 до 45 лет) Период стабилизированной двигательной работоспособности
3) Поздний взрослый возраст (от 45 до 60 лет) Период снижения двигательной работоспособности
Старость
1) Ранняя старость (от 60 до 75 лет) период начальной инволюции двигательных навыков человека
инволюция двигательных навыков человека
3) поздняя старость (старше 90 лет) период снижения двигательных навыков человека
внутриутробное развитие
продолжительность: 10 лунных месяцев = 280 дней (установка срока беременности, первого числа по размеру эмбриона, вторая дата по первым наружным движениям плода)
Отдел:
Период эмбриона = первые два лунных месяца
Период плода = оставшиеся восемь лунных месяцев
Рис. 9 Интравтериновое развитие (принято с http://www.obrazky.cz/)
Типы Рефлекторных движений
Дыхательные движения (8-я неделя)
Ротовая деятельность и анальный рефлекс (9-я неделя)
Флексивные движения конечностей (1-я неделя) 9–1 10–10003
Разгибательный рефлекс туловища, хватательный рефлекс и мимика (12 неделя)
Детский возраст – новорожденный (28 дней-2 мес)
Соматические характеристики: средний вес при рождении 3,5 кг, длина тела при рождении около 50 см . Вначале прибавка в весе составляет 1-1,5 кг в неделю за счет жировых отложений.
Двигательные характеристики: преобладает холокинетическая динамика (греч. holos = целое): параллельные некоординированные движения всех конечностей со значительным гипертонусом мышц. Для суждения о нормальности развития используют рефлекторные движения. Мы различаем:
1) Стойкие рефлексы: | — оборонительные: механические, термические раздражители — питание: глотание — органные: моргание (видеоиллюстрация), дыхательные движения (видеоиллюстрация) |
2) Затухающие рефлексы: | — сосательный рефлекс (видеоиллюстрация) |
3) Выгорание рефлексов: (исчезновение от 2 до 6 месяцев) | — тонический шейный рефлекс: поворот головы-разгибание верхних и нижних конечностей (видеоиллюстрация) — обнимание (More’s): внезапное стимульно-уравновешенное движение верхних конечностей (видеоиллюстрация) — ходьба (лазание): при касании поверхности чередование нижних конечностей (видеоиллюстрация) — ползание: толчки вперед и назад в положении лежа на животе (видеоиллюстрация) иллюстрация) — хватание: сильное сцепление при помещении пальца на ладонь (видеоиллюстрация) — плавание: хватание и пинание в положении лежа на спине (видеоиллюстрация) |
Рефлекс дыхания
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Холокинетическое движение
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Рефлекс ходьбы
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Подмигивающий рефлекс
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Crawling Reflex
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Сосательный рефлекс
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Тонический шейный рефлекс
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Grabbing Reflex
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Психические особенности: ребенок спит до 20 часов в сутки, положительно реагирует на близких родственников и воду; при нырянии в воду он обычно оставляет глаза и рот открытыми, но не дышит в воде.
Грудной ребенок (2-12 месяцев)
Соматические характеристики: постепенное завершение роста новорожденного и переход к детскому росту с регулярным приростом 3-5 см в год и 2-3 кг в год. Снижение доли жира в организме. Значительное изменение соотношения головы и тела.
Рис. 10 Принятие вертикального положения ребенка (адаптировано из Мекоты, Коварж, Штепничка, 1988, 41)
Двигательные характеристики: период выпрямления тела, монокинетическая динамика начинает проявляться постепенно (2-5 месяцев) , мышечная гипотония, с 5-го по 12-й месяц начинается дромокинетическая стадия, которая проявляется созреванием нервной системы, началом зрительной и слуховой коммуникации и развитием глазо-ручной связи.
Психические особенности: выраженный эгоцентризм, призыв к вниманию, постепенное прекращение грудного вскармливания и переход на кашицеобразную пищу с меньшим содержанием жира, промежутки между сном постепенно удлиняются с 3 до 6-8 часов.
Раннее детство (малыш) 1-3 года
Соматические характеристики: в связи с прекращением грудного вскармливания значительно замедляется прибавка в весе, к 2 годам начинают прорезываться молочные зубы, изменяется силуэт ребенка (соотношение головы и туловища, большая окружность груди).
Двигательные характеристики:
начало ползания в возрасте 1 года (вздутый живот, наклон туловища назад, широкая колея, согнутые нижние конечности, частота 170 шагов в минуту, невозможность сохранять прямолинейность)
подъем по лестнице в возрасте 2 (сначала лазает одной ногой и подтягивает другую, потом чередует обе ноги), ребенок начинает бегать в 3 года, этап полета должен освоить в 37 месяцев (106 см, 16 кг) можно использовать простой контрольный тест – 10 м, если ребенок справится менее чем за 6 с, движение можно считать бегом.
в 1 год ребенок начинает перекатывать предметы, бросать ниже руки, в 2 года начинает ловить большие и легкие мячи (наиболее подходят пляжные мячи), к концу 3 года rd год, мы можем начать практиковать бросок через руку
в этом возрасте дети, естественно, стремятся к другим двигательным навыкам, таким как перевороты, перекаты,
полые висы, лазание и преодоление препятствий, катание на трехколесных велосипедах, детских бобслеях и санках.
Психические особенности: дети этого возраста требуют физического контакта с родителями в форме объятий и ласк, постепенно налаживают социальный контакт, сначала многие дети играют только рядом, а потом уже вместе.
Дошкольное детство (период детской игры) 4-7 лет
Соматические характеристики: значительное изменение силуэта, снижение частоты сердечных сокращений, увеличение доли мышц (точнее, уменьшение доли жировой ткани).
Двигательные характеристики: укрепление латеральности с 4 года года в результате использования орудий (столовые приборы, карандаш,…), увеличение длины шага при ходьбе или беге, дети начинают прыгать (сначала ныряют, затем в длину ), при бросках и ловле руки в этот период двигаются к мячу, ребенка не следует отпугивать быстрыми передачами, иначе ребенок может увернуться от головы или закрыть глаза, к другим популярным локомотивным навыкам относятся удары ногой (4-5 лет), дриблинг (5-6 лет), качание, вис, горки, опоры, кувырки, перевороты.
Психические характеристики: поступление в школу приводит к принятию социальных ролей, совершенствованию мышления и речи (3500 слов), мелкой моторике преимущественно верхних конечностей.
Школьники (младший школьный возраст) 7-11 лет
Соматические характеристики: постоянный рост (5-6 см в год, 2-3 кг в год), однако бывают случаи первых проявлений детского ожирения (это 6 % у 6-летних и 16 % у 8-летних), в 11 лет девочки превосходят мальчиков по росту и весу за счет более раннего созревания. В этом возрасте важна манера держать тело (рюкзак на обоих плечах, растяжка после долгого сидения в школе).
Двигательные характеристики: отличная послушность – период, подходящий для развития навыков, избыточные движения (называемые роскошью передвижения), спонтанная двигательная активность занимает до 5,5 часов в день, гипермоторные (гиперкинетические) дети по сравнению с гипомоторными (гипокинетическими) детьми .
Психические характеристики: заводит первых давних друзей, половое созревание ведет к неповиновению, созданию иерархии ценностей и представлению собственного мнения.
Половое созревание – период дифференцировки и восстановления двигательных навыков (11–15 лет)
Соматические характеристики: период всплеска роста (Пик Высокой Скорости), который, кроме детского роста, проявляется также в периоде полового созревания. Рост большинства органов, вторичное изменение фигуры. Вторичные половые признаки, половая зрелость.
Двигательные характеристики: ухудшение координации движений (беглость, точность), увеличение длины бегового шага (40 см) после удлинения нижних конечностей на 15 см, снижение частоты шагов 4,1–3,9 Гц. Искажение динамики и худшая экономичность движения. Экстремальные проявления двигательных навыков (сообразительность-вялость, выполнение сложных задач-уклонение от простых). Двигательная активность значима у детей, занимающихся спортом – до 5 часов в день.
Психические характеристики: эмоциональное развитие эмоций, повышенная чувствительность, эмоциональная лабильность, начало формального абстрактного мышления. Хороший режим питания важен для роста (не менее 9,5 часов сна и здоровое питание поддерживают рост).
Подростковый возраст – период интеграции двигательных навыков (15-20 лет)
Соматические характеристики: завершение физического роста, половая зрелость, жировые отложения (мальчики – одиночный тонкий слой по всему телу, девочки – живот, низ, бедра), туловище растет объемно, видны мышцы, тело женщины округляется.
Двигательные характеристики:
интеграция двигательных навыков и их гармонизация Þ второй апогей двигательных навыков
Индивидуализация:
— уровень развития (большой диапазон выполнения) широкое и глубокое развитие движения
характеристики движения
3
2 — объем и интенсивность движения Стабилизация:
— коэффициент корреляции при повторном измерении (например, прыжок с места 0,53 с первичным
школьники и 0,7 студенты) создание образа жизни
Моторная дифференциация по половому признаку:
— ходьба (разная длина шага, девушки двигают бедрами) бег (разная длина и частота шагов) разница в силе ок.
. 30%, по скорости примерно 10 % в пользу мужчин
— женщины более эффективны в навыках (в основном в равновесии, ритмических возможностях и подвижности суставов)
Психические характеристики: завершающие умственное созревание (место в типологии не меняется). Формально-логическое мышление на очень высоком уровне, философское мышление, высокий уровень умственного творчества в разных областях (музыка, поэзия, искусство и т.д.).
Взрослость (acme)
Дифференциация:
— Ранняя зрелость (mecitma): период размножения (рождается 80 % детей), формирование рабочих двигательных навыков, приобретение опыта, кульминация спортивной деятельности, стадия кульминации двигательной активности с совершеннолетием спортсменов
— Средневзрослый возраст (adultium): стадия стабилизировавшейся работоспособности, вначале первоклеточные изменения, в конце наступает период менопаузы, снижается кульминация научной и художественной деятельности, гимнастическая деятельность, сменяется здоровыми прогулками низкая интенсивность
— Поздний взрослый возраст (интеревиум): стадия снижения двигательной работоспособности, появляются симптомы хронических заболеваний (несбалансированный режим дня, последствия современного образа жизни), уменьшается репертуар двигательных навыков, период балансировки.
Рис. 11 Лучшая работа Э. Затопек, Д. Затопкова и Я. Железный (Вобр, 2003)
Пожилой возраст (75-90 лет)
Поздняя старость (старше 90 лет)
Биологические признаки старения: заметны во всех тканях и клетках (преимущественно нервной и эндокринной систем), замедление обмена веществ, снижение приспособляемости, снижение сопротивляемости инфекциям, ухудшение чувственного восприятия.
Двигательное состояние: двигательные способности регрессируют более резко (преимущественно скоростные способности), менее резко регрессируют статические силовые способности, выносливость снижается ок. 50 %; на такое снижение, однако, могут положительно влиять тренировки (70-летние марафонцы), изменение положения тела (старческий кифоз), укорочение длины шага (до 1/4), плохая координация рук, чрезмерный подъем ног, сдвиг оси.
Психические признаки старения: снижение некоторых компонентов интеллекта (память, гравировка), частичный эгоцентризм (решение только своих проблем).
Выготский и культурно-исторический подход к развитию человека
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre.com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801
557.001.0001/acrefore-97801557-e-522 Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
- Поделись этим
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Показать информацию об резюме
- https://doi.
org/10.1093/Acrefore/97801557.013.522 - . Орша, 1896 г. – Москва, 1934 г.) был русским психологом, создавшим культурно-историческую теорию, оказавшую влияние на психологию развития и другие психологические дисциплины. Выготский охарактеризовал свой подход как «психологию высоты» (в отличие от «психологии глубины») и постулировал, что высшие формы разума должны быть отправной точкой для изучения человеческого развития. По его мнению, необходимо изучать психологические процессы в их исторической динамике; эту динамику можно было раскрыть с помощью разработанного им каузально-генетического подхода, предполагающего управляемое формирование сознания в ходе его изучения или экспериментальное развертывание онтогенеза. Выготский утверждал, что механизмы человеческого развития не детерминированы генетически и что мы должны искать его источник в культуре и социальной среде. Развитие человека опосредовано культурными артефактами и знаковыми системами, которые осваиваются в диалоге с другими людьми в спонтанном или управляемом взаимодействии, что стимулирует развитие, создавая зону ближайшего развития.




Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre.com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801
557.001.0001/acrefore-97801557-e-522Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Нет учетной записи?

